«Внутренний туризм в России» 2 глава

Дипломная работа

2 АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ

2.1 Нормативно-правовая база регулирования внутреннего туризма в России

Важнейшей предпосылкой для ускоренного развития туризма в России, повышения его социально — экономической эффективности и значимости для граждан, общества и государства является формирование законодательства Российской Федерации с учетом современного мирового опыта, а также традиций отечественного права.

В 1996 году был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который сыграл важную роль в становлении туризма в России. Закон легализовал экономические отношения в сфере туризма, установил правила поведения участников туристского рынка, принципы государственной политики в сфере туризма и др.

Вместе с тем значительные изменения в законодательстве Российской Федерации, произошедшие за последние годы, а также необходимость дальнейшего его развития с учетом принципов Всемирной торговой организации, нормативно-правовых документов СНГ и Европейского Союза требуют внесения изменений в законодательство о туристской деятельности (туризме).

На это указывает также опыт функционирования туристского рынка, в том числе результаты обширной правоприменительной (судебной и др.) практики.

В частности, необходима унификация самого понятия туризм, т.к. в нормативных правовых актах различной юридической силы и отраслевой направленности оно используется в различных значениях.

В ст.16 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», например, говорится, что Правительство России занимается разработкой и осуществлением мер по развитию туризма и санаторно-курортной сферы. В этом случае туризм является приоритетом социальной политики Правительства России.

В Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм — это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания (ст.1).

Согласно Указу Президента России от 15 марта 2000 года № 511 «О классификаторе правовых актов» акты о туризме относятся к разделу 140.000.000 классификатора, в одном ряду с правовыми актами о здравоохранении, физической культуре и спорте.

7 стр., 3115 слов

Туризм. Развитие регионального туризма на примере Московской области

... развитием туристской индустрии, осуществляется анализ состояния туризма в Московской области и экономико-социальный прогноз развития областной индустрии туризма на ближайшую и долгосрочную перспективу. Формируется туристская инфраструктура. Ведется работа по привлечению инвестиций в индустрию туризма Московской области. ...

Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации (Постановление Правительства России от 21 декабря 2000 г. № 990) устанавливает, что Минэкономразвитие осуществляет государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере туризма. Здесь речь идет о туризме как о самостоятельной отрасли экономики, но не как о путешествиях.

Несмотря на наличие федерального закона и более чем 40 законов субъектов Российской Федерации, законодательство о туристской деятельности (туризме) как отдельная отрасль законодательства так и не сформировалось. Одной из главных причин этого является отсутствие четкого разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в этой области. В настоящий момент некоторые региональные законы и правовые акты противоречат федеральному законодательству или же, дублируя его, не вносят ничего нового в сферу правового регулирования.

Недостатком действующего Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», по мнению Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, является также противоречие его Гражданскому кодексу Российской Федерации и Закону “О защите прав потребителей”. В частности, отношения по оказанию услуг по туристскому обслуживанию определяются в законе о туристской деятельности как разновидность розничной купли-продажи, а отдельные нормы, содержащиеся в десятой статье закона, ухудшают положения туриста как потребителя по сравнению с нормами Федерального закона “О защите прав потребителей”. Следствие этого — отсутствие надлежащей правовой защиты туристов.

Предметом действующего закона о туристской деятельности является преимущественно туроператорская и турагент­ская деятельность. Он не распространяется на производителей услуг в сфере туризма (гостиницы, экскурсионные бюро и др.), а также не определяет специфику отношений между всеми участниками туристской деятельности.

В связи с этим представляется необходимым принятие нового Федерального закона “О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации”, который бы, сохраняя преемственность, развивая принципы и основные положения действующего закона, внес бы изменения и дополнения в сферу правового регулирования туризма с целью устранения вышеуказанных недостатков.

Проект закона подготовлен в соответствии с Концепцией развития туризма в Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 954-р, где в плане мероприятий по реализации Концепции указывается на необходимость принятия до 2005 года нового федерального закона «О туризме».

Проект Федерального закона «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации» разрабатывался на основе законодательства Российской Федерации с учетом концептуальных положений Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2000-2003 годов, а также замечаний и предложений министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, туристской общественности по совершенствованию законодательства в области туризма, поступивших в Комитет Государственной Думы по культуре и туризму.

19 стр., 9424 слов

Продвижение российского туристского продукта на рынок

... Туристской Организации, по которым к 2020 году Россия станет одной из самых посещаемых стран мира. Данная тема интересна тем, что исследование проблем в существующей системе управления продвижения российского туристского продукта ...

Концепция проекта неоднократно обсуждался на парламентских слушаниях, «круглых столах», проводимых в Государственной Думе. Ряд наиболее важных и принципиальных положений законопроекта рассматривался на Совете по культуре при Президенте Российской Федерации, общественных слушаниях в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

При обсуждении концепции проекта были использованы современные технологии в законотворчестве.

Так в 2001 году, Комитетом по культуре и туризму и Правовым управлением Государственной Думы с помощью Федеральной службы правительственной связи при Президенте Российской Федерации были собраны замечания и предложения к концепции законопроекта из более чем 65 субъектов Российской Федерации. Информация поступила от территориальных органов Министерства по налогам и сборам, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, субъектов туристской индустрии и туристической общественности.

В законопроекте учтены большинство предложений Департамента туризма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по совершенствованию законодательства о защите прав потребителей туристских услуг, Государственного комитета Российской Федерации по статистике и др.

При написании законопроекта были использованы материалы судебной практики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также Верховного Суда Российской Федерации, в частности, касающиеся определения правовой природы договора между туристом и туристской фирмой.

Целями законопроекта являются:

— обеспечение прав и свобод граждан Российской Федерации в области туризма, посредством создания правовых условий для формирования в Российской Федерации современной, высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии, способной удовлетворить потребности граждан в разнообразных и качественных услугах.

  • создание правовых и организационных условий для развития внутреннего и въездного туризма, обеспечение стабильности, предсказуемости и гибкости правового регулирования отношений в области туризма;
  • увеличение доходов от туризма в бюджеты всех уровней за счет формирования правовых механизмов повышения прозрачности деятельности субъектов туристской индустрии,
  • гармонизация норм российского права и правил Европейского Союза, регулирующих отношения в сфере туризма.

2.2 Основные положения проекта Федерального закона «О туризме и туристской индустрии»

Законопроект исходит из того, что туризм и туристская индустрия представляют собой не отдельную отрасль экономики, а сложнейший межотраслевой комплекс, требующий нового подхода к его государственному регулированию, с учетом взаимодействия многих сфер социально-экономической, культурной, экологической деятельности Российской Федерации и др.

Предлагаемый проект регулирует два крупных пласта общественных отношений, которые пересекаются друг с другом, но не всегда совпадают.

17 стр., 8233 слов

Субъекты Российской Федерации: виды и правовой статус

... территории всех субъектов; осуществляет территориальное верховенство; обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых ...

Первый — это общественные отношения, возникающие в связи реализацией прав туриста на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий (туризм).

Второй — это отношения в сфере предпринимательской деятельности по оказанию гражданам различных услуг, связанных с их путешествиями (туристская индустрия).

Туризм рассматривается в законопроекте как составная часть социальной сферы Российской Федерации, включающая в себя все свободные передвижения физических лиц и/или их пребывание за пределами обычной среды (путешествия, поездки) в течение периода, не превышающего 12 (двенадцати) месяцев подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями.

В свою очередь, индустрия туризма («туристская индустрия», «туристская отрасль») представляет собой отрасль экономики Российской Федерации, которая обеспечивает функционирование туризма как социальной сферы и включает в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе осуществления субъектами туристской индустрии предпринимательской и иной экономической деятельности.

В проекте существенно обновлен и дополнен понятийный аппарат в сфере туризма (туризм, турист, туроператор, турагент, экскурсант, туристская деятельность, туристские услуги, комплексная туристская услуга, гостиничная деятельность, экскурсионная деятельность и др.).

Большей определенности правового статуса туроператоров и турагентов способствуют их определения, предлагаемые в законопроекте. Реализация данного положения особенно актуальна в условиях раздельного лицензирования туроператорской и турагентской деятельности.

Отражением современных мировых тенденций в области правового регулирования туризма является определение комплексной туристской услуги («услуги по туристическому обслуживанию») как услуги, состоящей, как минимум, из двух элементов: перевозки и размещения, размещения и туристских услуг или перевозки и туристских услуг.

В главе II проекта разграничены полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В ст. 27 законопроекта установлены ограничения правоспособности иностранных организаций и граждан, осуществляющих туристскую деятельность, а также предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов, гидов-переводчиков) на территории Российской Федерации.

По данным Совета Безопасности России наша страна ежегодно не дополучает в виде налоговых отчислений около 100 млн. долларов США из-за оказания услуг иностранными компаниями российским гражданам на территории Российской Федерации без соответствующей государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Данные нормы, в соответствии со ст. 55 Конституции России, направлены на защиту экономической безопасности государства. Ограничения также соответствуют положениям Всемирной торговой организации, которая допускает возможность их установления для восстановления платежного баланса государства и т.д. Законопроект предлагает ввести ограничительные нормы исключительно на определенный срок – не более 5 лет.

Ограничения, установленные в законопроекте, не распространяются на прямые инвестиции в индустрию туризма Российской Федерации (гостиницы, рестораны, туристские ресурсы и др.)

Гарантией защиты прав и законных интересов туристов служат нормы об обязательном страховании (финансовом обеспечении) ответственности за убытки, причиненные туристам в результате несостоятельности (банкротства) туроператоров. Размер финансового обеспечения дифференцирован в зависимости от вида туроператорской деятельности (в сфере внутреннего, въездного, выездного туризма).

11 стр., 5401 слов

Основы правового обеспечения туризма в Российской Федерации

... правового обеспечения туризма в российской федерации 1.1 Туристическая деятельность как одна из форм предпринимательской деятельности В последние годы сфера туристского бизнеса выходит на качественно новый уровень, в 2002 году Правительством РФ принята Концепция развития туризма в Российской Федерации ...

В качестве финансовых гарантий применяются банковская гарантия возмещения убытков или страхование гражданской ответственности. Гарантом или страховщиком может быть организация, зарегистрированная на территории Российской Федерации.

Банковская гарантия возмещения убытков, выдаваемая в обеспечение обязательств туроператора, не может быть отозвана. Договор страхования гражданской ответственности не может быть расторгнут досрочно.

Размер финансовой гарантии для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма составляет 1 млн. рублей.

Проект обобщает и конкретизирует способы и направления государственной поддержки внутреннего и въездного туризма многие из которых уже реализуются на федеральном, региональном и местном уровнях, и содержатся в нормативных правовых актах различной отраслевой направленности.

Введение в законопроект норм о туристских ресурсах Российской Федерации, федеральных, региональных и местных туристских центрах, направлено на создание условий для развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации.

Новеллами являются статьи законопроекта о реестре субъектов туристской индустрии, информационном обеспечении туризма, статистическом наблюдении в сфере туризма и др.

Развивая положения действующего закона о туристской деятельности проект более подробно регулирует вопросы оказания услуг по туристическому обслуживанию, а также содержит ряд статей, посвященных оказанию гостиничных и экскурсионных услуг.

Детализация режима правового регулирования услуг в области туризма вызвана необходимостью учета современных тенденций развития правового регулирования данной сферы как в рамках национальных законодательных актов, так и в контексте его унификации на международном уровне.

При разработке данных положений были использованы нормы Европейской Директивы 90/314/ЕЕС “О комплексных турах, путешествиях и организованном отдыхе” 1990 г., Конвенции Совета Европы 1962 г. “Об ответственности владельцев гостиниц за имущество постояльцев”, а также соответствующие положения законодательства ФРГ, Австрийской Республики, Великобритании, Ирландии, Швеции и других государств.

Классификация и оценка туристских ресурсов Российской Федерации, режим их охраны, сохранения целостности, меры по их восстановлению, а также порядок использования с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Использование туристских ресурсов осуществляется всеми участниками отношений в области туризма с учетом устойчивого развития туризма. Под устойчивым понимается развитие туризма, основанное на концепции устойчивого развития, т.е. такое развитие, которое должно быть экологически приемлемым в долгосрочной перспективе, экономически жизнеспособным, этически и социально сбалансированным для субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и Российской Федерации в целом. Устойчивое развитие является контролируемым процессом, предусматривающим глобальное управление ресурсами с целью обеспечение их жизнеспособности, создавая, таким образом, возможность сохранения природного и культурного наследия Российской Федерации.

14 стр., 6554 слов

Ресторанный бизнес в системе туристской индустрии

... ресторанный бизнес как составная часть туристской индустрии. Предмет исследования - особенности организации ресторанного бизнеса в Республике Беларусь. Цель курсовой работы - определить оптимальные пути развития ресторанного бизнеса в ... спроса и предложения, ресторанный рынок Российской Федерации, стал поэтапно восстанавливаться. Вместо суровых административных запретов в процессе корректировки рынка ...

Правительство Российской Федерации определяет уполномоченный орган, осуществляющий мониторинг использования туристских ресурсов на территории Российской Федерации.

В результате мониторинга использования туристских ресурсов должна быть получена и включена в туристские информационные ресурсы Российской Федерации следующая информация:

  • о загрузке туристского ресурса, выраженная в единицах изме­рения;
  • о количестве посещений туристского ресурса в определенный период времени;
  • о доходах от использования туристского ресурса, выраженных в денежных единицах;
  • о техническом состоянии туристского ресурса;
  • о необходимом объеме денежных средств на реконструкцию туристского ресурса.

При градостроительном планировании, а также использовании туристских ресурсов на территориях рекреационных зон собственники объектов недвижимости должны предусматривать максимальную интеграцию строящихся объектов в местную социально-экономическую, природную и историко-культурную среду.

Туристские ресурсы могут находиться на особом режиме охраны, ограничивающем доступ к ним. Ограничение доступа к туристским ресурсам определяется их реальной пропускной способностью, а также уровнем допустимой для данных объектов антро­погенной нагрузки, не оказывающей негативного воздействия на конкретный объект.

Степень ограничения доступа к данным объектам может изменяться в зависимости от сезонных условий.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере туристской индустрии, обязаны выполнять требования экологической безопасности и охраны памятников истории и культуры при проектировании, размещении, строительстве и реконструкции туристских объектов, а также осуществлять меры, обеспечивающие сокращение или прекращение вредного воздействия туристских объектов на окружающую природную и социально-культурную среду и компенсировать нанесенный ей ущерб.

Собственники туристских ресурсов вправе устанавливать плату за пользование туристскими ресурсами, включающую в себя необходимые расходы за компенсацию ущерба этим ресурсам, в том числе их биологическому, ландшафтному, культурному и иному разно­образию.

Предельные размеры платы за пользование туристскими ресурсами, а также льготы для социальных туристов определяются соответственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также актами органов местного самоуправления. Плата за доступ к туристским ресурсам не должна ограничивать граждан в реализации прав, предусмотренных Федеральным Законом.

К полномочиям органов государственной власти Российской Феде­рации в области туризма относится:

  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина в области туризма и туристской индустрии, в том числе, обеспечение прав граждан Российской Федерации на отдых, свободу передвижения, информацию, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, а также на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры посредством занятия туризмом;
  • установление правовых основ единого туристского рынка Российской Федерации, гражданско-правовое регулирование отношений в области туристской индустрии;
  • разработка и реализация основных направлений государственной политики в области туризма и туристской индустрии, осуществление государственного управления, межотраслевой и межрегиональной координации в этой сфере;
  • осуществление комплексного анализа и прогнозирования развития туризма в Российской Федерации;
  • определение порядка осуществления, а также осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью субъектов туристской индустрии;
  • определение расходов на развитие туризма при формировании бюджета Российской Федерации, формирование целевых фондов, предназначенных для развития внутреннего и въездного туризма на территории Российской Федерации;
  • установление правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации, определение объектов и территорий, запрещенных для посещения туристами и экскурсантами;
  • сезонная координация туристских потоков на территории Российской Федерации с целью равномерного и устойчивого развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • установление основ безопасности туризма, в том числе проведение анализа правонарушений, связанных с туризмом и туристскими центрами, оценка их динамики; разработка комплекса мер, направленных на противодействие таким правонарушениям и их профилактику;
  • формирование основ инвестиционной политики в области туризма на территории Российской Федерации;
  • установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области туризма;
  • установление порядка охраны, использования, классификации и оценки туристских ресурсов Российской Федерации;
  • установление порядка ведения государственных реестров субъектов туристской индустрии;
  • координация научных исследований и подготовки кадров в области туризма;
  • установление тарифно-квалификационных характеристик по профессиям и должностям в области туризма, определение номенклатуры специальностей в этой сфере;
  • установление нормативов и отраслевых стандартов в области туризма, а также осуществление контроля за их соблюдением;
  • разработка картографической продукции, общероссийской сис­темы туристских обозначений, классификаций и знаков;
  • разработка и утверждение положений о почетных званиях в области туризма и их присвоение;
  • содействие в продвижении российского туризма на внутреннем и мировом туристских рынках;
  • осуществление организационной и методической помощи субъектам Российской Федерации в области туризма;
  • участие в разработке и реализации международных программ и соглашений Российской Федерации в области туризма;
  • установление порядка деятельности и финансирования представительств Российской Федерации по туризму за пределами территории Российской Федерации;
  • установление порядка аккредитации представительств и филиалов иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области туризма на территории Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится:

5 стр., 2402 слов

Организация труда менеджеров предприятий туристской индустрии

... В основе рациональной организации управленческого труда лежат определенные принципы: комплексность, системность, специализация, стабильность, целенаправленное творчество. Среди основных направлений рациональной организации труда ... кооперация являются основой рациональной организации труда в туристской фирме. 2.3 ... времени. Наибольшее распространение в туризме получил функциональный подход, ...

5 стр., 2307 слов

Туристская индустрия

... из этих предпосылок. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристскую индустрию как «совокупность гостиниц и иных средств размещения, ... современный этап - массовый туризм, формирование туристической индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма. Первый этап. Определяется как предыстория туризма. Необходимость в ...

  • реализация государственной политики и осуществление государственного управления в области туризма на территории субъекта Российской Федерации;
  • регулирование отношений в области развития и использования туристских ресурсов регионального и местного значения на территории субъекта Российской Федерации; ведение реестра субъектов туристской индустрии, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
  • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей от неблагоприятных последствий, обусловленных развитием туризма на территории субъекта Российской Федерации;
  • реализация мер, направленных на обеспечение безопасности туристов на территории субъекта Российской Федерации;
  • содействие развитию муниципальной системы туризма, укреплению материально-технической базы туризма на территории муниципальных образований;
  • создание условий для развития самодеятельного туризма, экс­курсионного дела, обеспечения доступа к туристским ресурсам всех слоев населения;
  • сотрудничество и взаимодействие с некоммерческими организациями сферы туризма;
  • осуществление в пределах своей компетенции государственного надзора (контроля) за осуществлением деятельности субъектов туристской индустрии на территории субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области туризма в порядке, уста­новленном законодательством Российской Федерации.

Задачами государственного регулирования туризма являются:

  • создание благоприятных условий для рационального использования свободного времени, доступности туризма для всех категорий граждан Российской Федерации;
  • развитие туризма и туристской индустрии Российской Федерации, путем увеличения доходов граждан Российской Федерации и государства, создания новых рабочих мест, повышения жизненного уровня населения, проживающего в местах временного пребывания туристов;
  • рациональное использование туристских ресурсов, в том числе направление финансовых средств, получаемых от использования туристских ресурсов для их поддержания, охраны и развития;
  • охрана окружающей природной среды с целью предотвращения негативных последствий, обусловленных развитием туризма;
  • создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление граждан;
  • формирование туристского сознания граждан Российской Федерации
  • гостеприимства по отношению к туристам, посещающим Российскую Федерацию;
  • либерализация обмена товарами, работами и услугами в сфере туристской индустрии в соответствии с международными соглашениями и договорами Российской Федерации с учетом интересов граждан и туристской индустрии Российской Федерации;
  • противодействие использованию туризма в целях эксплуатации граждан, особенно несовершеннолетних.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туризма в Российской Федерации являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и социального туризма, а также предпринимательской деятельности субъектов туристской индустрии в этих сферах.

В целях содействия развитию самодеятельного и спортивно-оздоровительного туризма, защиты прав и законных интересов граждан в области туризма, формирования общественного мнения субъектах туристской индустрии, а также обеспечения иных прав в области туризма граждане могут объединяться в общественные объединения (туристские клубы), а также создавать иные некоммерческие организации.

5 стр., 2305 слов

Особенности российского туристского рынка на современном этапе

... рентабельность двух (или нескольких) предприятий одинакова, то будут равны отношения соответствующих цен Актуальность этой темы определена стремительным развитием рынка туристских услуг, характерными чертами которого на сегодняшний день являются динамичные ...

Территориальные туристские клубы могут объединяться в союзы (ассоциации, федерации) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Субъекты туристской индустрии в целях саморегулирования их деятельности вправе объединяться в ассоциации, союзы, иные некоммерческие организации (саморегулируемые организации).

Саморегулируемые организации могут выполнять следующие функции:

  • защищать интересы субъектов туристской индустрии;
  • разрабатывать собственные стандарты туристской, гостиничной, экскурсионной и других видов деятельности в сфере туристской индустрии;
  • разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления деятельности в сфере туристской индустрии;
  • содействовать повышению уровня профессиональной подготовки работников и специалистов в области туризма;
  • содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению в области туризма.

Профессиональное образование в области туризма осуществляется образовательными организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и имеющими лицензии на образовательную деятельность. Направления и специальности программ профессионального образования, а также виды документов о профессиональном образовании в области туризма определяются законодательством Российской Федерации об образовании.

Документы о профессиональном образовании в области туризма, полученные в образовательном учреждении иностранного государства, признаются в Российской Федерации в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации.

Руководителем юридического лица, а также индивидуальным предпринимателем, осуществляющим туристскую, экскурсионную и гостиничную деятельность, может быть только гражданин Российской Федерации, имеющий высшее или послевузовское профессиональное образование и стаж работы в туризме не менее трех лет. Порядок исчисления стажа работы в туризме определяется законодательством Российской Федерации.

Экскурсоводы (гиды, гиды-переводчики), инструкторы по туризму, индивидуальные предприниматели и руководители юридических лиц, осуществляющих туристскую, экскурсионную и гостиничную дея­тельность, обязаны проходить обучение по программам дополнительного профессионального образования в области туризма не реже одного раза в три года.

Порядок прохождения обучения по программам дополнительного профессионального образования в области туризма, а также сроки и виды программ определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Физическое лицо, имеющее намерение оказывать услуги экскурсовода (гида, гида-переводчика), инструктора по туризму, обязано пройти проверку его квалификации — аттестацию.

Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат на занятие соответствующим видом деятельности. Квалификационный аттестат выдается без ограничения срока его действия. Владелец аттестата вносится в реестр субъектов туристской индустрии.

Порядок прохождения аттестации определяется уполномоченным органом Правительства Российской Федерации.

Итак, сейчас происходит глобальное изменение законодательной базы, регулирующей сферу туризма в России. В новом законопроекте «О туризме и туристской деятельности» четко прописаны все понятия туристской деятельности; разграничены полномочия; определена ответственность и внесена финансовая гарантия туристических операторов. Во внутреннем туризме финансовая гарантия составляет 1 млн. рублей.