Проблемы безопасности водного туризма

Дипломная работа

Под несчастным случаем Григорьев рассматривает аварийную ситуацию, которая привела к смерти туриста. В водном туризме результатом подавляющего большинства «НС» по словам вышеназванного автора, является смерть. На туриста в воде влияет сразу несколько опасных факторов, каждый из которых может привести к летальному исходу. В сумме они значительно усиливают действие друг друга. Это мнение поддерживают мастера спорта по водному туризму В.А.Новиков и Н.А.Телегин [24].

Назовем степенью риска отношение количества летальных случаев в год, в оформленных группах туристов в число их участников. Этот количественный показатель может быть подсчитан для различных случаев: для одной реки, для физико-географического района, для походов одной категории сложности, для социальных или возрастных групп туристов и др. Тем самым можно получить количественный показатель сравнения опасности. Но пользоваться им надо достаточно осторожно, учитывая, что причинные последствия несчастного случая проследить чрезвычайно трудно. Использование законов математической статистики, неуместно ввиду, относительно небольшого количества летальных случаев и количества туристов, участвующих в оформленных походах (только по этим походах есть статистика).

В среднем в 80-е годы число погибших по всем видам туризма за год составляло около 50 человек из 200 тыс. участников походов, т.е. степень риска занятий в спортивном туризме составляет 2,5*10 -4 . В водном туризме этот показатель доходил до 3*10-4 . Кроме того, заметим, что достоверной инфомации о соотношении несчастных случаев к количеству участников туристического движения нет. Во времена существования Советского Союза такая информация сознательно скрывалась, а теперь таких исследований никто не проводит. Примером является численность несчастных случаев по данным туристических комиссий по вопросам безопасности с 1984: 27 летальных случаев среди спелеологов, 18 случаев среди альпинистов, 16 — среди туристов-водников, 12 — среди пеших туристов, 15 — среди лыжников. Как видим, сумма перечисленных случаев в этот не самый трагический год превышает предложенную В.Н. Григорьев вдвое. Поэтому представленные ниже данные взяты из различных источников и исследований [9, 23, 24, 42], могут противоречить друг другу, но не меняют ситуации в целом.

Степень риска в водном туризме с разделением маршрутов по категориям сложности и на простые, и на сложные походы за 1984 — 1987 г.г. (Данные ВЦСПС) приведены в таблице 9. Данные свидетельствуют о том, что степень риска в простых походах примерно в два раза ниже средней степени риска во всех походах, а степень риска в сложных походах примерно в 4-6 раз выше степени риска во всех походах и в 9 раз выше степени риска в простых походах. Считаем, что соотношение цифр является не точным по следующим причинам: участники простых походов редко оформляют их согласно правилам и не попадающие в статистику;

19 стр., 9328 слов

Значение туристических походов в системе индустрии туризма

... и многие другие. В данной дипломной работе особое внимание будет уделено такому явлению самодеятельного туризма, как спортивный туризм, а именно туристические походы. До того, как наши сограждане, ... уделять должное внимание данной проблеме, не допускать сокращения числа туристов, предпочитающих туристические походы как средство рекреации, досуга и проведения отпуска/каникул. Для достижения ...

  • участниками официальных походов низкой степени сложности обычно опытные спортсмены обучающих начинающих, что уменьшает количество ошибок;
  • практически все сложные походы регистрируют согласно существующих правил, вносит соответствующие коррективы в статистику;
  • в сложных походах преобладают сложные случаи, а в простых — одновременно случаи легкой и средней сложности, которые не учитываются;
  • при определении степени риска во внимание принимались только летальные случаи, без случаев травматизма разной степени.

Таблица 9 — Сравнение степени риска участия в путешествиях различной категории сложности

Путеш.

К. с.

Кол-во уч. (тыс. чел)\число пог.

Ст. риска 10 — 4

Кол-во уч. (тыс. чел)\число пог.

Степень риска 10 — 4

Кол-во уч. (тыс. чел)\число пог.

Степень риска 10 — 4

Кол-во уч. (тыс. чел)\число пог.

Степень риска 10 — 4

1984

1985

1986

1987

Простые

1

2

3

всего

26,1\0

12,3\2

7,3\2

45,7\4

0

1.6

2,7

0,9

27,2\4

13,1\3

8,4\1

48,7\8

1,5

2,3

1,2

1,6

29,0\1

14,3\0

8,4\5

51,7\6

0,3

0

6

1,2

31,6\1

15,2\4

9,0\3

55,9\8

0,3

2,6

3.3

1,4

Сложные

4

5

6

всего

1,8\0

2,8\6

4,6\6

0

21

13

2,7\3

2,8\3

0,2\2

5,7\8

11

11

100

14

3,4\3

2,3\1

0,3\0

6,0\4

9

4

0

6,7

3,9\0

3,9\2

0,9\8

8,7\10

0

5

90

11,5

Итого

50,3\10

2

54,5\16

2,9

57,7\10

1.7

64,6\18

12,8

Схема 1 — Модель несчастного случая по А.В.Будаговському

Попробуем сформулировать модель несчастного случая по А.В. Будаговському (см. схему 1) [43]. Человек, испытывающий социальную потребность в риске, собрала или входит в группу себе подобных и отправляется в туристический поход. Для приблизительного определения допустимого для нее и группы степени риска в туризме существует соответствующий орган — маршрутная квалификационная комиссия (далее МКК) и документы: «Правила проведения спортивно-туристических походов», «Перечень квалифицированных туристических маршрутов», «Положение о МКК» [10, 26, 33], которые определяют содержание и особенности работы этого органа. Основная задача МКК — определить ли задуманная группой туристов степень риска (сложность похода) уровню их умений и навыков в туризме. Конечно, наиболее массовая часть туристов, идет в поход минуя МКК, т.е. самостоятельно определяет для себя приемлемый уровень риска, часто при этом ошибаясь. Другая часть туристов может не согласиться с оценкой МКК допустимого уровня сложности похода и выйти на маршрут, минуя орган допуска к путешествиям. Это не большая часть туристов обычно с имеющимся опытом и ошибки в этой среде в оценке допустимой сложности путешествия относительно редкое явление, примером этому является путешествия 4 — 5 к. с. в которые ходит ежегодно опытный львовский турист-водник Александр Максимов. Так или иначе, туристы оказываются в походе и вступают во взаимодействие с источником повышенной опасности.

Для водного туризма первоисточник повышенной опасности — сама вода, без речных препятствий (считается, что опасность пребывания на реке или озере компенсируется наличием спасательного жилета).

Именно в этой ситуации наблюдаются первые неверных действий — достаточно частые выходы на реку без спасательного жилета или с таким, по объему не соответствует сложности реки. Более опасными источниками являются пороги, шиверы, водопады, уловы, броды. Источник повышенной опасности может быть предсказуемым и непредсказуемым.

К ним следует отнести препятствия указанные на схемах и привязаны к ориентирам, просматриваемых с воды над ее поверхностью, до конца или предварительно разведаны. Согласно непредвиденными есть источники опасности, к встрече с которыми турист не готов. Это второй возможный момент типичной ошибки, ведь не разведаные группой предварительно речные препятствия или не проработанный маршрут похода увеличивают риск и делают его неоправданным. Возникает потенциально опасная ситуация, ее можно избежать, если выбрать способ движения, исключает взаимодействие с источником опасности, например обнос или безпассажирский сплав.

Преодоление же потенциально опасной ситуации требует действий, которые могут быть правильными или неправильными. Правильные действия в большинстве случаев приводят к решению потенциально опасной ситуации. Неправильные, а частично и правильные действия вследствие случайных причин (например, резкий подъем воды в каньоне во время высокогорного паводка, обвал стены берега) приводят к возникновению аварийных ситуаций. Последняя может перейти или не перейти в несчастный случай, в зависимости от поведенческой реакции туристов попавших в аварию. Да «оверкиль» для опытного экипажа байдарочников временное и рядовое явление, зная технику постановки на киль, спортсмены решают считанные секунды без прекращения движения. Зато эта же ситуация для начинающих может быть фатальной, во всяком случае движение по маршруту они должны прекратить самостоятельно или с посторонней помощью с тем, чтобы ликвидировать аварию.

Эта модель несчастного случая построена только с учетом возможности собственных решений и действий туриста. Она безусловно верна для случаев непредвиденной встречи с источником потенциальной опасности. В этом случае все зависит от самого спортсмена. Есть три решающих момента, от которых зависит возникновение несчастного случая. Первый — выбор степени риска в соответствии с уровнем умений и навыков туриста. Сюда входят: правильный выбор маршрута, подбор плавсредства, физическая и техническая готовность, тренированность туриста, то есть вопрос детальной подготовки похода. Второй момент — выбор правильного образа действий, правильной техники и тактики в потенциально опасной ситуации. И третий — поведенческая реакция во время аварии, например, склонность к панике или прострации. Анализ несчастных случаев проведенный В.Н. Григорьевим дал ему основания утверждать, что первый момент дает около 60 %, второй — 90 % и третий — 70 % ошибок, допущенных в походах, где присутствовал несчастный случай. Более безопасный конечно первый момент, менее защищены два следующих, в которых спортсмен должен самостоятельно принимать решения [9].

Насколько социально оправданный риск? Наверное этот вопрос задавал каждый турист-новичок или просто сторонний наблюдатель, читая об очередных смерти в лавинах или в порогах. Какова степень такого риска по отношению к риску некоторых профессиональных и других опасных для здоровья любительских занятий? Отвечая на эти вопросы уместно вспомнить о том, что со времен формирования человека как вида «Homo supiens», всю жизнь ее было отрицательным от риска. Постепенно с развитием цивилизации степень этого риска уменьшилась, но есть и сейчас ряд профессий необходимых обществу, степень риска которых очень высок. Например, водолазы, пожарные, летчики-испытатели, космонавты, депутаты Верховной Рады Украины (см. схему № 2):

  • депутаты Верховной Рады Украины — 0,45;
  • подводные работы — 10 -2 ;
  • освоение шельфа — 10 -3 ;
  • автотранспорт — 10 -3 ;
  • рыбный промысел — 10 -3 ;
  • морской флот -10 -4 ;
  • промышленность — 10 -4 ;
  • пожары — 10 -5 ;
  • стихийные бедствия — 10 -6 .

Вместе с тем появилось очень много практически безопасных профессий. Между тем человек, в силу заложенной издавна необходимости отстаивать свое право на существование в условиях постоянного риска, испытывает потребность, попробовать себя в условиях связанных с определенной степенью риска. Многие психологи пришли к мнению, что риск необходим человеку для здорового психического существования. Люди выросшие в комфортных условиях, защищенные от стресс-факторов (а именно: материального недостатка, неуверенности в завтрашнем дне) значительно больше подлежат влиянию неврозов, у них чаще случаи суицидов и параноидальных психозов. Итак, логично предположить, что чем больше прогресс, стабильнее жизнь, явной урбанизация общества тем более члены этого общества будут искать условно «здоровых» стрессоров. То есть это является одной из косвенных причин популяризации экстремальных видов спорта и туризма в частности. Водный туризм удовлетворяет эту потребность для тех, кто не может ее удовлетворить в повседневной жизни. Вопрос лишь в том, чтобы степень риска соответствовала уровню знаний и умений человека, подлежит риска. Если соответствует — риск социально оправдан, он удовлетворяет социальную потребность.

Очень много опытных туристов, представителей различных его видов, которые были свидетелями смертей в горах, в составе МКК анализировали имеющиеся факты, вместе с КСС спасали пострадавших, а некоторые несмотря на имеющийся большой опыт совершил роковую ошибку, сформировали свое видение того, что же такое несчастный случай . В разных государствах разные случаи относят к категории «несчастных». В Австрии, только те, которые требовали вмешательства спасательной службы. Есть случаи травмирования, с которыми справились участники путешествия своими силами считают закономерным и неотъемлемым явлением туризма. Более строгое отношение было в бывшем Советском Союзе, где туризм должен определение военно-прикладного вида спорта, был составляющей военной доктрины, а, значит успешность его развития влияла на уровень безопасности государства.

Заслуженный мастер спорта по альпинизму, участник восхождения на Джонмолунгму, Керенц, утверждал: «даже ушиб или мозоль на спине я склонен считать» несчасным случаем» в горах … Они не прощают пренебрежение и оплошности … чем больше я о них узнаю, тем меньше хочется говорить с ними на «ты», только на «вы» и то с благоговейным шепотом «[15].

В.Ф. Шимановский разделяет причины возникновения несчастных случаев на две группы факторов: обусловленных рельефом местности и обусловленных климатическими условиями [11]. Б. Маринов различает их на предварительно обусловлены, субъективные и объективные, и непосредственно объективные и субъективные [4]. В. Абалаков определяет причины по природе происхождения: ошибки допущенные при подготовке — технической, физической, психической; ошибки при выпуске на маршрут, ошибки в проведении похода [2]. А.Д. Калихман и М.Ю. Кричевников говорят об организационных, технических и тактических типы ошибок [12]. Н.В.Григорьев распределяет причины возникновения несчастных случаев на предполагаемые и непредсказуемые, индивидуальные и групповые [9].

Уважая мнение каждого автора наиболее удачным и четким разделением считаем разделение Ю.А.Штюрмера. Среди причин возникновения он называет следующие источники: 1) маршрут 2) снаряжение 3) турист 4) туристскую среду.

Несчастный случай Штюрмер рассматривает как непредсказуемую травму или смерть человека, состоявшаяся в результате неожиданного травмирующего воздействия, в условиях активной туристической путешествия. [42]

По нашему мнению для определения удельного веса каждого фактора при развитии событий следует рассматривать их отдельно. Вместе с тем анализ по типовым позициям (срывы на скалах, наводнение, «оверкиль», переохлаждение, недостаточный опыт руководителя или группы, незнание района прохождения и т.д.) кажутся очень мелкими и не во всем показными, потому что учитывают различные и при неравнозначны по активности влияния воздействия, нарушают причинно-следственную связь.

Речные препятствия, как факторы риска в водном туризме

Кроме течения реки, переохлаждения, усталости; выдающимися факторами, влияющими на аварийность походов, являются речные препятствия. От их сложности и численности зависит категория сложности путешествия. Следовательно, чем сложнее будут препятствия тем большую опасность таит в себе река.

Различают следующие классификации рек: по характеру рельефа (равнинные, предгорные, горные), по характеру водоснабжения (с высоким весенним паводком, с умеренными весенними паводками, летними дождевыми паводками, с низким весенним и высоким летним паводком).

Кроме перечисленных, есть еще по меньшей мере три, которые не представляют для нас интерес в контексте данной темы. Они разработаны для решения ситуационных задач туристической группой.

Равнинные реки. В Украине рек этого типа очень много. Они имеют широкие долины с небольшой глубиной и крутизной склонов и небольшим уклоном. Русла их, как правило извилистые и состоят из мягких намывных материалов (песок, глина), скорость течения в них, как правило небольшой (не более 1 м/с), берега покрыты лесом и кустарником. Скальных пород в русле обычно нет, препятствия представлены песчаными отмелями и перекатами, а также завалами из подмытых или принесенных водой деревьев. Самыми яркими представителями являются Днепр, Десна, Днестр.

Но в руслах рек, протекающих через кряжи, встречаются участки, на поверхность которых выходят коренные породы и образуют пороги. Наиболее известные затоплены сейчас Днепровские пороги и Мегейськи пороги на Южном Буге. К этой категории можно отнести реки Северной Европы, так называемый карельский тип рек, характеризующихся чередованием порогов с участками плесов и озер, фактически без течения.

Предгорные реки. Это реки, текущие в старых горных породах, они находятся в Саянах и на Урале. Похожие характеристики имеют низины Черемоша, Прута. Типичными для них пороги, шиверы, водопады, щеки, завалы, мели и перекаты. Уклон достигает 10 м/км, скорость течения — 4 м/c. Типичными для них достаточно разработаны каньоны и долины, порожистые участки которые прерываются довольно длинными плесами и быстринами.

Горные реки. По сравнению с предыдущими типами год, имеют еще более стремительное падение — (20 м/км), очень мало плесов, пороги переходят один в другой часто без перерыва. Скорость течения > 8 м/с, долины рек является на значительной высоте и не до конца разработаны. Типичными представителями являются истоки Карпатских рек.

Необходимо отметить, что границы типов рек очень нечеткими, и одна и та же река может принадлежать к нескольким типам сразу.

К крупных рек относятся те, которые протекают через несколько географических зон и имеют площадь бассейна >50 тыс. кв. км. (Днепр), средние проходят через одну зону и площадью 2-50 тыс. кв. км. (Черемош), малые реки площадью 1-2 тыс. кв. км. (Быстрица, Лимница).

Важной характеристикой реки для туриста водника является расход воды, т.е. объем воды вытекающей через поперечное сечение потока в единицу времени (кубические метры/секунду).

Расход воды зависит от величины бассейна, его водности, характера рельефа, геологической структуры, почвенного покрова и растительности. Расход реки прямо пропорционален площади бассейна, поэтому чем ниже по течению, тем полноводнее река. Исключение составляют реки, проходящие через пустыню и те, вода которых используется для орошения. Рельеф бассейна влияет на количество осадков: чем выше горы тем больше осадков и большая скорость поступления талых вод.

Для сопоставления различных водосборных бассейнов по величине стока используют модуль — отношение количества воды в литрах, которые река получает с одного квадратного километра в одну секунду. Наибольший сток около 75 (л/км 2 /c) соответствует горной местности. Большие проточные озера являются одними из самых мощных регуляторов стока, если в бассейне много озер, то все паводковые стоки будут сглаженными.

Половодья — это фаза самого большого уровня воды. На равнинных реках оно вызывается таянием снегов (весеннее половодье), на горных — льда и снегов (летнее половодья).

Паводок — относительно кратковременный подъем воды в реке, в результате дождей. Обычно имеет выраженный пик — наиболее высокий уровень, который движется по реке со средней скоростью течения, образуя паводковой волны. Межевой уровень — это самый низкий уровень воды характерен для летнее-осенней засухи, характеризуется прозрачной водой, резких колебаний уровня которой не наблюдается.

Уклон — очень важная характеристика реки, выраженная в соотношении разницы срезов воды начала и конца данного участка реки к его длине (записывается в м / км или десятинным дробью).

Уклон — это параметр, который в значительной степени определяет скорость течения реки.

Проходимость реки — это основная, но неочевидная характеристика, состоит из многих факторов и различна для разных типов судов.

В основном она определяется для равнинных рек — достаточным расходами воды в точке начала сплава и количеством многолетних непроходной завалов. Для горных рек определяется расходами воды в точке начала сплава, уклона и скорости течения, характера долин. При преимущество ледниковом питании учитывается не только минимально необходимый расход воды в точке начала сплава, но и максимально допустимый для безопасности сплава на средних реках.

Для равнинных рек является минимально допустимый расход воды 3-6 м 3 /с. На горных реках минимально допустимый — (7 — 12) м3 /с. Чем больше уклон и скорость течения, тем больше расход воды необходим для начала сплава [9].

Подытожив все вышесказанное, можно утверждать, что, готовя поход по маршруту ранее разведанные реки, ориентировочную категорийность реки можно определить самим, зная что расход воды до 100 м 3 /с, уклон до 2 м/км характерен для рек 1-3 категории сложности, до 5 м/км — (2 — 4) к. с., более 5 м/км — (3 — 5) к. с. Окончательно определить сложность может только МКК при рассмотрении отчета. Кроме того, количество и сложность препятствий, которые в соответствии классифицируются, в общей сумме элементов, и определяют сложность реки.

Рассмотрим факторы, определяющие сложность реки и перечислим основные из них.

Перекат (1) — (см. рис.1) сложное образование из двух отмелей, находящиеся с противоположных сторон берегов реки. Они часто находятся в местах изменения направления течения русла, т.е. переходов стержня (2) потока от одного берега к другому. Это многолетнее препятствие, с течением времени незаметно меняет свое местоположение в русле реки.

Различают три типа перекатов — обычный, смещен и россыпь. Для всех характерно наличие верхней и нижней косы или мели (3), между которыми имеется гребень переката (4), где достигается наименьшая глубина и максимальная скорость. В гребные переката является «корыто» (5) — канал с наибольшей глубиной. Сверху до гребня переката ведет напорный скат (6) с глубиной, постепенно уменьшается. Сразу за гребнем вниз по течению находится «подвал» перекаты с резким увеличением глубины. Часть русла, находится выше и ниже гребня переката называется верхней и нижней плесов зоной (7).

Рисунок 1 — Схема переката

Смещенный перекат отличается тем, что верхняя и нижняя плесов зона сильно заходят друг за друга, продолжаясь каждая вдоль своего берега. Гребень переката может быть направлен по продольной осью реки или даже так, что направление течения в «корыте» будет составлять угол больше> 90 градусов с направлением течения реки. В смещенном перекате появляются свальных течения через гребень, минуя «корыто», которые могут ввести туриста в заблуждение и затянуть плавсредство на мель.

Перекат-россыпь имеет несколько гребней. Нечетко выраженные «корыта» и косы расположены в русле без видимой закономерности, в чем заключается сложность при прохождении.

Порог (8) — участок русла реки с резким ростом уклона и скорости течения относительно участков выше и ниже течения. Пороги образуются в местах пересечения скалистых гряд, морен, выходов важкорозмивнои горной породы, накопление валунов, продуктов горных обвалов и селей, последствий человеческой деятельности (взрывных работ).

Перед локальными порогами с особо крутым падением воды иногда образуются спокойные участки воды (плесы), вызванные пидпруженням реки порогом.

Характерными элементами порога есть водосливы (9), водяные ямы («бочки») (10), стоячие волны (11), см рисунок 2.

Рисунок 2 — Основные элементы порога

Водостоки (см. рисунки 2, 3) — подразделяются на водопадные (12) (угол падения более 45 градусов); водоскатами (13) (угол падения 45?) просто слив (14) (угол падения воды менее 45?).

Сливы пологие, обычно имеют форму треугольника (15), образованного линией наибольшего перегиба продольного профиля русла реки и косыми струями от скал, ограничивающих ливни в основе. В случае, когда косые струи сходятся, появляются стоячие волны дорожке стоячих волн с вершиной треугольника. Крутые ливни, водоскатами или водопады образуют обычно сразу за сливом водяные ямы или бочки — зоны обратной течения по поверхности, а за ней систему стоячих волн. Треугольник в этом случае не образуется. В пороге может быть один слив на всю ширину реки, он может быть также разделен выступающими скалами и камнями несколько сливов различной ширины и мощности.

Порог может состоять также из нескольких последовательных сливов. Если на пороге один слив, или следующие ливни порога находятся друг за другом, с интервалом не более длины судна, порог называют одноступенчатой. Если между ливнями возможен свободный маневр от берега к берегу, порог называют двухступенчатым. Если между ступенями порога можно причалить на плоту, сливы следует относить к различным порогов. Если линия наибольшего перегиба продольного профиля русла реки в сливе перпендикулярна к направлению течения — это слив называют прямым. Слив называют косым, если угол между линиями перегиба продольного профиля и течения острый. Иногда в узком косом ливне на линии перегиба продольного профиля глубины русла у берегов отличаются, тогда слив будет витым или винтообразным.

Рисунок 3 — Составные элементы речной преграды — «порога»

Стоячие волны (валы) (16).

(рис.3) Образующиеся при движении воды в ливнях через возложение продольных, поперечных и обратных местных течений воды с различными положительными или отрицательными значениями скоростей в потоке, возникающие при встрече воды с неоднородностями в срезе русла. Большая волна образуется ниже той неровности, благодаря которой она возникла. Волны называют стоячими том, что они неподвижны относительно берегов, в отличие от ветровых и приливных. Высота стоячих волн доходит до нескольких метров, в зависимости от расхода воды в реке, скорости течения, глубины реки и рельефа дна. Стоячие волны, гребни которых перпендикулярны направлению течения воды, называются прямыми. Стоящие под углом к потоку — косыми. Источниками прямых стоячих волн является, как правило, искривление среза потока на дне реки, например гряда подводных камней. Косые стоячие волны образуются чаще всего из-за искривления береговой линии, например у выступлений берега. Стоячие волны возникают также при слиянии двух потоков, например при впадении большого притока. В таких местах иногда возникает система крутых точечных стоячих волн — стовпчення. Важной характеристикой вала является длина его ската, которую сравнивают с длиной туристического судна. Очень короткие стоячие волны имеют обратной гребень («водяной козырек» направлен против течения).

Рисунок 4 — Составные элементы речной лоции

Водяная яма (бочка) (10).

(Рис.2, 3,4) Образуется за очень мощными и прямыми ливнями. Характеризуется сильной обратной течению на поверхности. «Бочку» можно считать малой, если ее размер меньше половины размера плавсредства и большой — в противном случае. Вода в «бочках» часто содержит много воздуха. Она имеет меньшую удельный вес, что значительно уменьшает плавучесть судна.

Шивера (17) (см. рисунок 5) Каменистый участок русла реки с быстрым течением, небольшими глубинами. Хаотично размещенным в русле подводным и надводным камнями. На шиверах, из-за большой скорости течения в потоке, возникают стоячие волны, обратные течения, иногда «бочки». В отличие от порогов, шиверы не имеют чистых сливов. В шиверах сливы локальные, плохо прослеживается связь последовательных сливов друг с другом, из-за чего трудно определить линию преобладающего зтоку воды — струя. Длина шивер колеблется от нескольких десятков метров до нескольких километров. Шиверах часто начинаются и заканчиваются пороги. Шиверы могут образовываться так же, как пороги в результате размыва рекой завалов, селевых наносов и т.д.

Рисунок 5 — Речное препятствие — «шивера»

Прижимы (18) (см. рисунок 6) На реках с быстрым течением часто образуются прижимы, из-за воздействия воды на обрывистый, чаще всего внешний, берег поворота реки под действием центробежных сил. Прижимы образуются на очень крутых поворотах, где стержень потока находится около внешнего берега, на который наваливаются значительные массы воды и образуется разность скорости поперек потока. Если водность реки значительна, а поворот очень крутой, у берега образуются «отбойные» валы. При меньшей водности, крутизне поворота или отрицательном углу стенки берега — отбойные валы не образуются, а подсос к берегу представляет значительную опасность.

Рисунок 6 — Фрагмент реки с естественными препятствиями — «прижимами»

«Улово» (19).

(см. рисунок 7).

На реках с быстрым течением могут образовываться противотоки (20) в плоскостях параллельных дна реки — «уловы». Возникновение их сопряжена с отрывом течения от берега по определенным причинам (выступ берега, большой камень на пути потока).

«Уловы» образуются после больших камней, вблизи перекатов, отмелей. С «улова» бывает иногда трудно выйти на течение том, что надо успеть выйти из струи, образующей «улова», пересекая его за короткое время. «Уловы» часто используют те, кто потерпел аварию для выхода на берег.

Рисунок 7 — Схематическое изображение «улова» и способа выхода из него

Граница противоположных течений или течений с различными скоростями. Возникает при впадении притоков в реку, при обтекании потоком значительных препятствий. Эти границы иногда очень короткие 30 — 50 см, и опасны тем, что плавсредство, имея скорость одного потока, определенными своими частями попадает в поток с другой скоростью и мгновенно подвергается воздействию различных сил. Чтобы предотвратить «оверкиль» следует использовать различные технические приемы.

Завалы или заломы — характерные препятствия, свойственные рекам Тайги и некоторым малым рекам Карпат. Образуются стволами деревьев нанесенными на большой камень или внешний берег. В наводнение завалы обычно сносит, но иногда они могут нарастать годами и представлять серьезную опасность. Издалека их очень трудно распознать так как они очень похожи на береговую линию и только в непосредственной близости ощущается значительная течение, подсасывает под завал. Если завалы находятся вблизи поселков в них накапливается большое количество бытового мусора, часто колючей проволоки и арматуры.

Мосты. Часто устанавливаются на опорах, стоящих в центре русла. Они составляют собой такую же опасность, как одиночные надводные камни на участках с быстрым течением. Порой у новых мостов встречаются остатки опор или свай старых мостов, которые обычно не просматриваются из воды и могут повредить покрытие судна.

Ряжевые стенки. Стены из стволов, окружающих внешний вогнутый берег, с целью сдерживания осипування или подмывания берега. Прохождение аналогичное прохождению прижимов.

Проанализирована литереатура посвященная безопасности водных путешествий часто содержала нечеткие рекомендации что к предотвращению возникновения аварийных ситуаций. Сама авария рассматривалась как факт объективного влияния разнообразных элементов летней лоции, одновременно не уделялось достаточного внимания ее субъективным факторам. Существующие анализы устарели и не отражают реального состояния безопасности проведения водных путешествий в Украине, что привело нас к мысли о необходимости исследования данной темы.

2. Задачи, методы и организация исследования

Библиографический поиск литературы для дипломной работы, литературных источников по проблемам безопасности водного туризма привел к выводу, что достоверной информации получить невозможно. Анализ свидетельствует о наличии печатных работ но все они изданы на русском языке более 10 лет назад. Статистические данные основаны только на летальных случаях оформленных групп, в массе несчастных случаев в водном туризме (с учетом легких, средних по степени сложности, а также неоформленных групп) составляет от 1/6 — 1/8.

Эти выводы были в дальнейшем подтверждены результатами исследования, как оказалось среди наиболее вероятно отражающих источников были названы: отчетная документация — 23,8 %, статистика МКК, КСС — 19 %, собственный опыт участника — 61,9 %, такие источники отсутствуют — ответили 14,7 %, затруднились с ответом 4,76 %.

Рисунок 8 — Информативнисть источников о состоянии безопасности водного туризма

Руководствуясь собственным опытом и утверждениям опытных туристов водников, в дипломной работе была выдвинута следующая гипотеза: уровень безопасности проведения водных путешествий на данном этапе развития водного туризма является недостаточным.

Для проверки гипотезы были сформированы следующие задачи:

1. Обобщить и систематизировать информацию литературных источников о функциональных изменениях в организме туристов-водников во время путешествий и их влияние на безопасность прохождения водных акваторий.

2. Исследовать путешествия какой категории наиболее травматичными.

3. Определить по формуле Штюрмера влиятельность на безопасность водных путешествий «маршрута» и «снаряжение».

4. Исследовать, какие причины возникновения несчастных случаев на водных маршрутах являются наиболее типичными.

5. Сформулировать практические рекомендации, внедрение которых может положительно повлиять на показатель травматизма в водном туризме.

Для решения исследовательских задач применялись следующие методы:

* Библиографический поиск и анализ специальной литературы.

* Опрос туристов-водников.

* Методы математической статистики.

В ходе исследования изучались литературные источники собственно собранной библиотекой, библиотеки других туристов-водников, а также методическая литература МКК и КСС, любезно предоставлена ее руководителем п. Яворивским.

Для проведения опроса использовалось анонимное анкетирование. Респондентам была предложена анкета (см. приложение 1), опрос проводился в двух вариантах: по почте, и лично во время проведения Кубка Украины по водному туризму «Черемош 2000». Анкета включала 31 вопроса: открытые, закрытые и те, которые предусматривали ответы путем ранжирования. Вопросы можно условно разделить на четыре блока, которые касаются элементов «формулы» Штюрмера, что и являются определяющими в формировании несчастного вападку.

Было распространено 100 анкет, из них возвращено 92, пригодными к анализу оказалось 84. Опрошенных были разделены на три группы: в первую вошли МС, МСМК (24 человека), во вторую — КМС и туристы 1 разряда (49 человек), в третью — туристы 2,3 разрядов (11 человек).

Проводя исследования мы наблюдали занижения респондентами реальной спортивной квалификации. Это связано с высокими требованиями к получению спортивных квалификации во времена Советского Союза, со сложностью оформления разрядов через отчеты пройденных походов, чего избегали многие опытных туристов-водников. В контексте данного исследования это не было актуальным так как нас интересовала динамика видение проблем и методов их решения с приобретением опыта. И именно имеющийся опыт позволял относить спортсменов к той или иной категории, а не документальное свидетельство спортивных званий.

Учитывая субъективность мнений и неповторимость приобретенного опыта респондентов, наибольшее внимание уделялось не количественный, а качественной характеристике явлений. Опрошено фактическая 3/4 часть участников Кубка Украины по водному туризму «Черемош 2000», что позволяет сделать предположение о высокой информативности и достоверности полученных данных.

3. Результаты исследования и их анализ

Проведенное анкетирование показывает, что первая группа респондентов (МС, МСМК) во время активной спортивной деятельности осуществляет около 16 туристических путешествий первой категории сложности (минимум 4 походы и максимум 40).

Второй категории сложности проводится в среднем 11 путешествий, третьей категории — 13, четвертой — 6 и пятой категории сложности — 7 путешествий.

Вторая группа (КМС, 1 розрядикы) для выполнения соответствующих разрядов, осуществляет в среднем 9 путешествий первой категории сложности, второй — 6, третьей — 3, четвертой и пятой — по одному путешествию.

Третья группа (респонденты 2, 3 разрядов) проходят 2 путешествия первой категории сложности, второй категории сложности — одно путешествие, третьей категории — две похода.

Из полученных данных видно, что наибольшей популярностью пользуются походы первой и третьей категории сложности, которых проводится в 4,8 раз больше чем путешествий четвертой, пятой категорий. Указанная пропорция сохраняется у всех туристов, которые ходят в сложные путешествия. Очевидно это связано с материальной возможностью осуществления таких походов. В 70-80-х годах, количество начинающих была значительно больше, что свидетельствует об относительном «старения» современного спортивного состава туристов-водников и уменьшение количества молодых туристов. Не может не настораживать тот факт, что начинающие в погоне за разрядами не уделяют достаточного внимания путешествиям второй категории, участвуя в походах третьей категории в качестве процентщиков (согласно правилам в путешествиях могут участвовать туристы без полученных предварительно категорий, если их количество в общем составе не превышает 30 %).

Средний туристический стаж спортсменов респондентов первой группы — 36,6 лет, второй — 11,9, третьего — 3,3 года. Полученные данные характеризуют водный туризм с одной стороны как вид спорта доступен всем возрастным группам, с другой стороны — большие возрастные скачки между группами (в 2,9 раза) свидетельствуют о затянутом время подготовки, не может не влиять на заинтересованность водным туризмом молодежи — наиболее амбициозной возрастной группы.

На вопрос: «Как часто вы ходите в путешествия разной категории сложности?», треть опрошенных первой группы ответили, что могут быть в путешествиях третьей, четвертой, пятой категории не чаще чем раз в год. 16,6 % утверждают, что не имеют такой возможности вообще. Среди опрошенных второй группы 75,5 % несколько раз в год ходят в походы первой, второй категории. В путешествиях средней категории сложности (3 кат.) несколько раз в год участвуют 8,3 % КМС и туристов 1 разряда. Один раз в год эти путешествия проходят 66,6 % туристов этой группы. В походах четвертой и пятой категории могут участвовать только 8,3 % спортсменов и то лишь один раз в год.

Следовательно, только 1/3 МС, МСМК могут были раз в год в путешествиях средней и высшей категории сложности, 16,9 % — не бывают в таких походах вообще. Могут ходить в относительно простые походы достаточно часто66, 6 % МС. Это, безусловно, не может не отразиться на уровне мастерства, а значит, и на безопасности походов. Только 33,3 % спортсменов 3-й группы тренируются регулярно на относительно простых реках, 66,6 % не чаще чем раз в год. 52 % начинающих бывают в походах 3 категории сложности раз в несколько лет. Таким образом имеется не только утраченную связь в системе передачи знаний и навыков от мастеров к начинающим, но и нарушения главных принципов спортивного процесса — системности и систематичности. Да и, как признают сами мастера, с тех 18,8 %, периодически бывают в путешествиях четвертой, пятой категории сложности, коллективы их давно сформированы и начинающих в них очень мало.

Респондентам было предложено проранжировать типы аварий, которые случались во время их путешествий, причем ранг 1 получала наиболее типичная авария. В первой и второй групп оказались фактически тождественны результаты: на первом месте стояли «оверкиль» — 1,3, повреждения поверхности судна — 3,2 и потеря весла — 3,3. Начинающие тоже из восьми типов аварий определили именно эти три, но на первое место было поставлено потерю весла — 2,3, повреждения покрытия плавсредства — 2,6, оверкиль со знаком ~ 3 поставлен на последнее место.

Логично предположить, что переворот в ледяную воду значительно больше угрожает безопасности спорсмена чем потеря весла. Итак, в разных по подготовке группах на разных по сложности маршрутах возникают различные аварии, а следовательно, и различные по степени сложности травмы. Разница данных одновременно косвенно свидетельствует об имеющихся методические ошибки в подготовке спорсмен, когда обучение на начальных стадиях осуществляется на малоинерционных устойчивых судах, техника управления которыми несравнимо проще. В дальнейшем приходится ломать приобретенные технические навыки при переходе на инерционные байдарки и каяки.

Результаты ответов на вопрос: «Как часто авария вызывала несчастный случай в походах различной категории сложности при Вашим участием» размещены в таблице 10.

Если предположить, что каждая авария заканчивается травмой и придать этому значению коэффициент единицу, то травма, возникающая в каждом втором случае, получит коэффициент 0,5, каждому 4-м — 0,25, 6-м — 0,17, 10-м — 0,1. Умножив данные коэффициенты полученным процентам, мы определили вероятность возникновения аварии с трагическим окончанием на 100 аварий, которые завершились благополучно (см. таблицу 11).

Таблица 10 — Количество аварий, приведших к травмам в путешествиях различной категории

Категория

сложности

Количество ситуаций в каждом случае

2-му

4-му

6-му

10-му,>

1

9,8%

62,7%

2

14%

25%

61%

3

34,8%

25%

16%

4

23,8%

25%

25%

5

16,6%

34,5%

18%

4%

Таблица 12 — Насыщенность путешествий различной категории сложности авариями, приводящие к травмам

Количество несчастных случаев на 100 аварий

Категория сложности

1

2

3

4

5

11,17

13,85

18,4

22,4

20,01

Как видно из таблицы, чем сложнее поход, тем больше вероятность возникновения несчастных случаев. В этом убеждены 67,6 % опрошенных туристов, но учитывая, что на один поход четвертой, пятой категории сложности приходится 5 путешествий третьей категории и 11 первой, второй категорий, можно предположить, что наибольшее количество несчастных случаев происходит именно в путешествиях третьей и второй категории сложности. Это мнение поддерживают представители Львовской зональной маршрутно-квалификационной комиссии (Горлов А.Д. и Брагин В.В.).

Если сравнить частоту возникновения легких, средних и сложных травм в различных по сложности путешествиях, то прослеживается заметное преимущество легких и средних над сложным в походах первой, второй категрий сложности. В походах третьей категории — средних больше, чем сложных, но меньше, чем легких, а вот в походах четвертой, пятой категории сложности, при общей меньшем количестве таких случаев, мы можем наблюдать в равной степени, как легкие, средние так и сложные случаи (см. рисунки 10, 11, 12).

Рисунок 10 — Соотношение случаев различной степени сложности в путешествиях 1-2 категории сложности

Рисунок 11 — Соотношение случаев различной степени сложности в путешествиях 3 категории сложности

Рисунок 12 — Соотношение случаев различной степени сложности в путешествиях 4 — 5 категорий сложности

На вопрос: «Бывает ли причиной травм изменение погодно-климатических условиях?» — Большинство МС (83,3 %) ответили положительно, их поддержали 31,7 % КМС и туристов 1-вого разряда и 67 % начинающих.

Значительное количество положительных ответов респондентов первой и второй групп объясняются тем, что начинающие еще не имеют достаточного опыта для противостояния естественным катаклизмам (резким похолоданием, подъемам воды и др.).

Респонденты первой группы были свидетелями сложнейших ситуаций, предусмотреть которые фактически невозможно. Именно таким является случай, описанный Майком Джонсом — участником сплава по Дудх-Коси в 1976 г. Автор был свидетелем ледяного обвала в каньоне реки на высоте 5334 м. Спортсмены, объединенные во вторую группу, как свидетельствуют результаты опроса, не подвержены переоценивать опасность погодно-климатического фактора. Это объясняется тем, что они в основном являются участниками путешествий средней сложности и препятствия, которые создает погода вполне ожидаемые для туристов, технический уровень которых позволяет преодолеть.

Чаще изменение погодно-климатических условий проявляет себя в подъеме уровня воды (так утверждают 74,4 % опрошенных), внезапным похолоданий — 42,8 %, затяжным дождем — 33,3 % (см. рисунок 13)

Начинающие спортсмены назвали опасными все факторы изменения погодно-климатических условий содержащихся в вариантах ответов, в том числе ураганный ветер и туман, которые являются редкими явлениями и не представляет опасности для туристов-водников на горных реках. Эти факторы несут в себе угрозу при прохождении больших плесовых зон или озер, которые можно наблюдать на маршрутах Карелии. Сомнительно, чтобы начинающие имели такой опыт на маршрутах наших рек. Опытные туристы не указали, как опасны такие факторы: ураган, сильный туман, внезапное потепление и похолодание. Очевидно, внезапное похолодание не отнесли к опасным факторов из-за фактического полной готовности к неудобствам, вызванных им. В опросе американских туристов, проведенного В. Каложским в 1985 г., на соревнованиях по г. Белая низкая температура воды были признаны опасным фактором, достоверно — американцы привыкли к теплым рек [7].

Рисунок 13 — Типичные причины влияния погодно-климатических условий

Все опрошенные туристы уверены, что улучшением технической подготовки спортсменов можно полностью решить проблему повышения безопасности водных путешествий.

Что касается влияния качества снаряжения возникновения травматизма, то 42,8 % опрошенных утверждают, что периодически сталкиваются с этой проблемой, 41,6 % ее остро чувствуют, 28,6 % не считают ее достойной внимания. Учитывая, что большинство респондентов, которые сталкиваются с этой проблемой является КМС и МС, можно предположить, что чем сложнее путешествие, тем острее стоит вопрос качества снаряжения.

2/3 респондентов огласили проблему отсутствия гидрокостюмов или их несоответствия требованиям техники безопасности (пример — сухие гидрокостюмы типа Л1) 52,4 % — на отсутствии или малолитражности спасательных жилетов, а также в отсутствии емкостей непотопляемости в байдарок и каяков, 27,3 % — на отсутствии касок. История развития водного туризма свидетельствует — в 70-80 годы наблюдалось значительное уменьшение (в 2,7 раза) количества несчастных случаев, когда начали активно использоваться гидрокостюмы сухого, а затем и мокрого типа. К сожалению, высокая себестоимость неопреновых гидрокостюмов (до 3 тысяч гривен) ставит большинство команд в условия 70-80-х г.г.

Большинство опрошенных туристов утверждают, что используют снаряжение или созданное по собственным чертежам, или переработанное промышленное. Не занимаются инженерными разработками только 18 % респондентов. Данный факт характеризует водный туризм как причастный к творческой деятельности. Вместе решения рискованных проектов не всегда опирается на нормы техники безопасности. Несмотря все выше сказанное, по нашему мнению, влияние фактора «снаряжения» на указанную проблему является незначительную. Ответственность за выход туристов на маршрут со снаряжением, не соответствует требованиям техники безопасности, лежит целиком на туристе и структурах специальной компетенции, выпускают группу на маршрут.

Побочное подтверждение этому получено и из ответов респондентов. Так, на целесообразность использования средств безопасности в путешествиях первой категории сложности указали 52,3 % опрошенных, второй категории — 76,2 %, третьей категории — 100 %. Характерно, что ставят под сомнение целесообразность использования этого снаряжения реках первой категории собственно спорстмены 2-3 разряда — 37 %, КМС и 1 разряда — 12,7 %, тогда как МС фактически единодушно убеждены в необходимости его использования. Последние зафиксированы случаи смерти львовских туристов произошли в путешествиях первой и второй категории на реках Стрый и Черный Черемош, именно, с новичками, которые пренебрегли правилами техники безопасности.

Типичными факторами возможного травматизма скрыты в лице туриста (см. рисунок 14).

Высококвалифицированные спортсмены называют: физическую (50 %), психическую (50 %), техническое (50 %) подготовку, склонность к панике (16,6 %).

Недисциплинированность назвали типичным фактором 33,3 % респондентов, одновременно, халатное отношение к сплаву недопустимым явлением признали 83 % опрошенных. Мало чем отличались ответы спортсменов других групп. Ответственность за безопасность похода, по мнению 98,2 % респондентов, лежит фактически полностью на руководителе путешествия. Следующими по влиятельности названы инструкторы и туристический коллектив — 28,6 % соответственно.

Рис.14 Влияние факторов опасности скрытых в лице туриста на безопасность путешествий: Факторы травматизма: 1 — физическая подготовка, 2 — психическая подготовка 3 — техническая подготовка, 4 — склонность к панике, 5 — скрытая болезнь, 6 — недостатки сенсорных систем, 7 — умение концентрировать внимание, 8 — не дисциплинированность, 9 — халатное отношение к сплаву

На вопрос: «Может ли человек с указанными недостатками участвовать в походах? «Высокий индекс допустимости получили: физическая подготовка — 1,76 вплоть до 2 к.с.; психическая подготовка — 1,33 до 2 к.с.; техническая подготовка — 1,33 до 2 к.с.; недостатки сенсорных систем — 1,66 до 3 к.с.; неумение концентрировать внимание — 1,57 до 2 к.с. Недопустимыми нарушениями респонденты считают склонность к панике, недисциплинированность, скрытую болезнь (индекс менее 0,5).

Халатное отношение к сплаву, по мнению респондентов, можно простить только в походах первой категории.

Респондентам был задан ряд вопросов, о наиболее типичных ситуации нарушений техники безопасности проведения категорийных походов, как участниками, так и контролирующими и аттестующими органами (см. табл. 11)

Таблица 11 — Удельный весе влияния на безопасность в водном туризме типичных ситуаций

Типичная ситуация

Влияет, %

Не влияет, %

Самовольное усложнение маршрута

80,9

19,1

Самовольное изменение маршрута

46,6

53,4

Обман МКК при оформлении документов

76,19

23,8

Нарушения в организации похода МКК, КСС

36,1

63,9

Одиночный выход на маршрут

71,34

28,66

Грубое нарушение правил безопасности при согласии всего туристического коллектива

51,3

48,7

Как видно из представленной таблицы, типичной является ситуация самовольного усложнение маршрута. Это проявляется во взятии препятствий высшей допустимой сложность для данной группы, тогда как такие препятствия обносятся или проходятся безпасажирським сплавом.

Очень часто наблюдаются ситуации обмана МКК и КСС, которые подтверждаются результатами опроса. Чаще всего это приписывание существующего опыта участникам путешествий.

Не меньшую опасность таит в себе одинокий выход на маршрут. В водном туризме это проявляется в увеличении расстояния между экипажами за пределы видимости и, как следствие, не возможность коллективного решения аварийных ситуаций.

Значительно меньше наблюдается случаев нарушения правил безопасности самими органами контроля. Это объясняется не столько осознанием ответственности за безопасность со стороны КСС и МКК, сколько их малой участием в планировании и проведении путешествий.

Хотя треть опрошенных (36 %) согласилась с утверждением, что современный уровень безопасности водных путешествий можно считать достаточным, одновременно, по сравнению с контролем за безопасностью водных путешествий в 70-80 годы, современный уровень неудовлетворительно оценили 76,2 % туристов-водников, которые участвовавших в опросе.

Свое время Ю.А.Штюрмер возлагал ответственность за безопасность путешествий на туристический коллектив, его руководителя, органы контроля, инструкторов семинаров. Анализируя ряд несчастных случаев, он пришел к выводу, что трудно выделить из этого перечня наиболее слабое звено, зачастую имеется несчастный случай является следствием ряда нарушений со стороны всех перечисленных лиц. Нас заинтересовало, правомерен указанный вывод для современного водного туризма. Для этого респондентам был задан вопрос: «От кого, по Вашему мнению, в первую очередь зависит безопасность водных походов?». Полученные данные показано на рисунке 15.