Диплом «Организации внеурочной деятельности современных школьников по предмету «Технология»

Дипломная работа

С введением ФГОС в современной школе происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Ребенок находится в огромном информационном и социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря телевидению, компьютерным играм, интернету, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющие все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО).

Цель исследования; рассмотрение теории и практики организации различных форм деятельности согласно ФГОС НОО.

Объект исследования: процесс внеурочной деятельности школьников.

Предмет исследования: содержание, формы и методы организации внеклассной деятельности школьников по технологии.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что воспитание и образование школьников во внеурочное время, будет успешным при выполнении следующих условий:

  • содержание внеурочных мероприятий соответствует интересам и потребностям младших школьников;
  • учитель вовлекает учащихся в творческий процесс, включающий различные формы и виды внеурочной деятельности.
  • работа должна проводиться по специальной программе, предусматривающей использование эффективных форм и методов внеурочной деятельности младших школьников;
  • обучение в кружках способствовать повышению успеваемости по предмету.

Задачи:

  • проанализировать цели, задачи, содержание, методы и формы внеурочной деятельности;
  • проанализировать программу внеурочной работы;
  • разработать внеурочные мероприятия и занятия для учащихся
  • повысить эффективность усвоения программного материала посредством внеурочных занятий.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

2 стр., 793 слов

По управленческой деятельности «Технология управленческой деятельности ...

... управленческой деятельности в работе руководителя. В моём понимании директор современной ... и достойного человека в организации. Взаимное уважение между ... школой успешно можно только в том случае, если подчинять свои действия определенным правилам, четкому режиму. А системный подход к ... внеурочной воспитательной работы, система работы с родителями и т.д.. Я понимаю, что управлять современной ...

  • теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
  • наблюдение за процессом внеурочной деятельности учащихся;
  • беседы с учащимися;
  • анкетирование;
  • изучение, анализ и обобщение своего опыта.

Теоретическая значимость: на основе теоретического изучения педагогической и методической литературы, изучения школьной документации, наблюдений за учащимися в процессе их творческой деятельности, анализа полученных результатов анкетирования, выявлены сущность, особенности, продуктивные формы внеурочной деятельности.

Практическая значимость работы: разработанные конспекты внеурочных занятий могут быть использованы в практической деятельности учителей.

1.1 Внеурочная работа в педагогическом энциклопедическом словаре определяется, как: «Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной работы практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдается образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся и развитию художественного творчества, спорта и др.». Д.В. Григорьев считает, что: «Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего и среднего школьного возраста. внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

1.2 Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

7 стр., 3452 слов

Мастерство экскурсовода, как составляющая экскурсионной деятельности ...

... работы «Мастерство экскурсовода, как составляющая экскурсионной деятельности, на примере организация работы клуба экскурсоводов ... таких семинаров – частные вопросы экскурсионной деятельности, например, этика общения ... до 3000 специалистов – экскурсоводов, гидов-переводчиков, руководителей туристских групп ... деятельности в официальных туристских каталогах, издаваемых Администрацией. Предоставлять услуги ...

Внеурочная деятельность может быть организована по следующим видам деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий, в том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий и т.д.

Использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе. Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает направления внеурочной деятельности, определяет временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности).

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Внеурочную деятельность эффективнее организовать в режиме деятельности групп продлённого дня, где предусмотрены прогулки, обед, а затем внеурочная деятельность. Обучающимся, посещающим группы продленного дня, до самоподготовки лучше организовать прогулки, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, а после самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия внеурочной деятельности, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия) (п. 10.28. и п. 10.29. СанПиН 2.4.2.2821-10).

Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки (подвижных, народных, оздоровительных игр), детские спортивные секции, разные виды спортивно-оздоровительной деятельности.

17 стр., 8012 слов

«Народное художественное творчество» «Организация ...

... формы организации внеурочной деятельности. Кружок - форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в ... культуры обучающихся воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье. При организации внеурочной работы ... (например, поэтические, музыкальные, художественные способности). Классификация веб- ...

Духовно-нравственное направление, общекультурное направление реализуется через кружки художественного творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью».; лоскутная пластика, мягкая игрушка; плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по камням, дереву; бумажная пластика; холодный батик; витраж; работа с кожей, с соломкой и др.; кружки технического творчества (лего — конструирование), домашних ремесел; посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре; художественные акции школьников в окружающем школу социуме. Игры – миниатюры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы, чтение и просмотр красочных познавательных программ, компьютерные игры (специально отобранные специалистом), игра на инструменте, прослушивание музыкальных произведений и т.д.

Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы как познавательные беседы, предметные факультативы «Информатика: логика и алгоритмы», «Информационные технологии» и др., «Детская риторика» и др., кружки «Путешествие в прошлое», «Занимательная топонимика» и др., олимпиады, дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» и др., детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб и др.

Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал. Любые попытки тематически ограничить проектную деятельность учащихся рамками учебного предмета или организационно – рамками урока (мини-проекты учащихся как форма самостоятельной работы) являются подменой идей использования метода проектов в образовательном процессе. Время урока можно использовать для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации результатов проекта (проектов).

Каждый учащийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных возрастных группах учащимся необходимо предлагать несколько вариантов организации работы над проектом, например: в рамках специального учебного модуля; в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например, вне урока); в ходе работы детей над реальным проектом.

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно – полезная деятельность. Формы организации социального направления: работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми); коллективное творческое дело; социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика») и др.

Социальное направление может быть ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся и реализовываться через формы: поисково-исследовательская работа в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах и др., встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности, тематические сборы, творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др.), военно–спортивные праздники («Зарница», «Юный спасатель» и др.) и др. Волонтёрская деятельность: шефство.

36 стр., 17786 слов

Организация культурно-досуговой деятельности детей в Ясногорском ...

... в сложных условиях современного села. ЦЕЛЬ НАШЕЙ РАБОТЫ: Исследование опыта и проблем деятельности сельских клубных учреждений современного села в организации досуга детей, выработка на основе проведенного анализа методических ... и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах. По истине ...

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В настоящее время в общеобразовательной школе существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности.

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом, связи с общешкольной жизнью тоже ситуативны и обрывочны. Вся внеклассная работа и внеучебная деятельность школы полностью зависят от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития организации деятельности детей во второй половины дня не корректируется. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант организации внеучебной деятельности в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур воспитательной системы, хотя единая система в полной мере еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.).

Сходные по профилю клубы, кружки, студии могут быть объединены в клубные центры, работающие по единой программе. Однако центры эти существуют в школе изолированно; связи с общешкольной работой также фрагментарны. Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией.

Третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество должно осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание внеучебной деятельности в данной школе.

Четвертая модель организации внеучебной деятельности в современной школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Это учебно-воспитательный комплекс, школа-клуб, школа коммунарского типа.

9 стр., 4095 слов

Организация уборочных работ в гостиничных предприятиях

... специфику уборочных работ в гостинице; рассмотреть контроль качества уборки и содержание жилых номеров; определить организацию работ персонала гостиницы. ознакомиться с санитарно-гигиеническими требованиями к содержанию помещений гостиницы. 1. Специфика организации уборочных работ в гостиничных предприятиях 1.1 Уборочные работы в гостинице ...

Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, образовательное учреждение определяет самостоятельно, исходя из необходимости, обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы начального общего образования и на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий

Наполняемость групп для занятий внеурочной деятельностью не должна превышать 25 человек.

1.3 В Федеральном стандарте рекомендуется использовать такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Нужно помнить, что внеурочная деятельность только дополняет, расширяет образовательное пространство и формы должны отличаться от тех, которые используются на уроке: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и так далее

Кружок форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Функции: расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха. Форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. Кружков по технологии огромное множество, уже разработанных программ и каждый учитель может сам составить свою программу в соответствии с тем, что нужно в том или ином классе и в соответствии с теми умениями, которыми владеет сам учитель. В 4 классе я веду кружок «Умелые ручки», в 5 – «Волшебная нить»

Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Принципы клуба: добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом. Может иметь устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем, состав клуба не отличается обязательным постоянством. Результат деятельности — наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии. Примером может быть Клуб любителей вязания (вышивания, шитья, мягкой игрушки, бисера, фриволите, квилтинга, поделок из природных материалов.

Студия — форма добровольного объединения детей для занятий творчеством. В определенном виде деятельности (театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая студия) . Цели деятельности студий развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержка и развитие творческой одаренности. В рамках технологии. Это может быть студия по батику или созданию картин в лоскутной технике, студия по декупажу и т.д.

Мастерская — форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей. Отличительные черты : принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства; приоритет целей обучения и предметно-практических задач; ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий; демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).

16 стр., 7789 слов

Особенности анимационной работы с детьми и подростками в туристических ...

... анимации для детей и подростков. Для достижение целей этой работы необходимо определение следующих задач: рассмотреть основные подходы организационной структуры службы детской и подростковой анимации; ... представления, а также различные игры. Анимационная деятельность на туристском предприятии должна быть ... позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об ...

Это может быть традиционная Мастерская Деда Мороза (поделки к Новому году), Мастерская кулинара (приготовление оригинальных блюд), Мастерская по любому виду рукоделия.

Проект наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности. К сожалению, при переходе на ФГОС, технология теряет урочное время, вместо 2 – 1 урок в неделю и соответственно, много программного материала сокращается, а выполнение проекта всецело переходит на внеурочную деятельность. Темы проектов многообразны, они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, что наиболее интересно для внеурочной деятельности.

2.1 Программа внеурочной деятельности должна охватывать различные виды деятельности, согласовывать с учебными дисциплинами, но осуществление которых под силу ученикам в конкретных условиях. Нежелательная перегрузка и невыполнение намеченного приведет к исчезновению интереса к работе по предмету, расхолаживанию. Целесообразно увязывать программный материал по изучению технологии с содержанием внеурочных занятий, включать разнообразные виды работ, тщательно подбирать темы. В отечественной школе накоплен большой положительный опыт организации внеклассной работы, который нужно использовать. При этом важно понять каковы принципиальные отличия внеурочной деятельности на современном этапе, проанализировать, как они учитываются при составлении программ. Я считаю, что программы внеурочной деятельности целесообразно создавать коллективам авторов каждого УМК. Во-первых, это даст возможность устанавливать более тесные связи внеурочной деятельности с уроками. Во-вторых, межпредметное взаимодействие, которое может быть заложено коллективом авторов учебников по разным предметам, позволит достичь более высоких личностных и метапредметных результатов. Также программы могут составляться и учителями, которые имеют большой опыт работы по данной специальности и на протяжении длительного времени вели внеклассную работу.

2.2 Трудовое обучение связанно с активной интеллектуальной и практической деятельностью обучающихся. Отбор, построение и методика освоения содержания технологии переходит от изучения элементарных трудовых приемов к осуществлению начального технологического образования. Ведущую роль здесь занимают продуктивные методы, направленные на активный поиск новых знаний и творческое их применение в практической деятельности.

Изготовление изделия не должно быть самоцелью, оно лишь является средством решения конкретных учебных задач. Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

29 стр., 14449 слов

Программа организации семейного туризма в районе Горной Колывани

... квалификационной работы - разработать программу организации семейного туризма в районе Горной Колывани. Задачи выпускной квалификационной работы: 1. Выявить туристско- рекреационный потенциал района Горной Колывани. 2. Разработать концепцию программы организации семейного туризма. 3. Разработать бизнес план программы организации семейного туризма. ...

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Обнаружение взаимосвязи результатов и форм внеучебной деятельности позволяет:

  • во-первых, разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
  • во-вторых, подбирать такие формы внеучебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
  • в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
  • в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности;
  • в-пятых, оценивать качество программ внеучебной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).

Используются разные виды заданий – изделия, устные задания (опыты по изучению свойств материалов, поиск информации в литературе, беседы и т.п.), логические задачи, тесты, творческие задания, проекты и др. Задания должны быть доступны для выполнения, но и так же содержать новые знания и новые умения, которые могут быть освоены обучающимися в ходе его выполнения. Но не предлагаются изделия, при изготовлении которых школьник должен овладеть более, чем двумя новыми для него практическими умениями.

2.3 Эффективность внеурочной работы в значительной степени зависит от ее правильного планирования. Школьный план работы содержит: программы воспитательной работы по классам; планы работы школьных кружков, факультативов, секций и др. Наиболее распространенной групповой формой организации внеклассной работы является кружок — добровольное объединение учащихся, проявляющих повышенный интерес к определенной области знаний и стремящихся заниматься практической деятельностью. Это может быть совместное изучение вопросов техники и технологии, конструирование и постройка моделей, приборов и других устройств, рационализаторская деятельность, научный и технический поиск. Занятия в кружках характеризуются наличием программы, регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы. Учитель составляет конспекты массовых мероприятий и конспекты занятий кружка.

6 стр., 2558 слов

Социально-культурная деятельность клубного учреждения

... обогащения досуга. Социально-культурная деятельность в клубе «Гармония» это: кружки по интересам, образовательно-досуговые программы, театрализованные праздники, новогодние представления и др. Формы работы с детьми и подростками: основной формой работы в кружках и студиях ...

На занятиях кружка тесно переплетаются формирование индивидуальных трудовых навыков, художественное развитие личности и умения работать в коллективе. Небольшое количество обучающихся в кружке позволяет его руководителю широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ребѐнка.

Правильно организованная деятельность школьников в кружке помогает ему стать инициативным и последовательным, воспитывается усидчивость, умение доводить начатое дело до конца и самостоятельно решать поставленные задачи. Освоив процесс подготовки и выполнения изделий, закрепив трудовые навыки, обучающиеся, и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься различными видами трудовой деятельности. Основное внимание на занятиях целесообразно уделять формированию

практических умений и навыков работы, выполнению элементов украшения для изделий, правильному подбору инструментов и материала для задуманного изделия, развитию самостоятельного подхода в выполнении работы.

Руководителю занятий необходимо учитывать, что новую информацию нужно сообщать небольшими порциями, вновь полученные знания сразу закреплять практическими умениями. Повторение знаний и совершенствование умений осуществлять не на образцах, а на разнообразных изделиях, которые должны нести смысловую нагрузку. Начинать с простых изделий по конструкции и небольших по объѐму работы так, чтобы обучающиеся могли быстро увидеть результат своего труда. классах переходит от изучения элементарных трудовых приемов к осуществлению начального технологического образования. Ведущую роль здесь занимают продуктивные методы, направленные на активный поиск новых знаний и творческое их применение в практической деятельности.

Изготовление изделия не должно быть самоцелью, оно лишь является средством решения конкретных учебных задач. Используются разные виды заданий – изделия, устные задания (опыты по изучению свойств материалов, поиск информации в литературе, беседы и т.п.), логические задачи, тесты, творческие задания, проекты и др. Задания должны быть доступны для выполнения, но и так же содержать новые знания и новые умения, которые могут быть освоены обучающимися в ходе его выполнения. Но не предлагаются изделия, при изготовлении которых младший школьник должен овладеть более, чем двумя новыми для него практическими умениями. С 2014 года я вела кружок «Умелые ручки» в 3 и 4 классах нашей школы

Творческое объединение «Умелые руки» имеет художественно-эстетическое направление деятельности.

Главная цель кружка – создание условий для проявления детьми своих творческих способностей, формирование практических навыков.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение обучающимися необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-10 лет.

При обучении используется режим групповых занятий — по одному часу один раза в неделю.

Объединяются обучающиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

Актуальность программы «Умелые руки» заключается в том, что она предоставляет возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах. Цель программы – создание условий для проявлений детьми своих творческих способностей, развитие познавательной активности, формирование практических навыков, коммуникативных способностей обучающихся. Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи:

  • Познакомить с окружающим миром.
  • Изготовить поделки и сувениры, в том числе и из бросового и природного материала.
  • Использовать в работе различные материалы (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)
  • Воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

Занятия детского творческого объединения (или кружка) ориентированы на гуманистические, общечеловеческие ценности, развивают творческий потенциал детей, осуществляют целостный образовательный процесс (развитие, воспитание, обучение) в соответствии с природными задатками, склонностями и интересами. Занятия способствуют развитию мелкой моторики, образному мышлению, творческой активности; формируют умение доводить начатое дело до конца; воспитывают аккуратность, усидчивость, бережное отношение к труду, прививают любовь к красоте, созданной руками человека. Данная деятельность обращается к личностным проблемам детей, формирование их нравственных качеств, творческой социальной активности. В процессе практической работы воспитанники должны научиться: работать с различными инструментами, шаблонами; составлять композиции.

Результатом деятельности кружка являются выставки детских работ на базе школы, класса, участие в конкурсе творческих работ районного уровня. За участие в конкурсе отмечены грамотой за качественное выполнение работ.

Кружок «Умелые ручки» сближает и сплачивает детей. Каждое занятие решает не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развить личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Дети получают знания, умения, навыки: происходит закрепление информации, полученной на других занятиях, расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу « от простого к сложному».

Занимаясь в кружке дети видят результат своей деятельности, что способствует развитию не только образного мышления, но и раскрываются творческие способности, чему в дошкольном возрасте должно уделяться основное внимание. Большой раздел был посвящен основам работ с иглой, ручным швам, как результат – более высокий уровень знаний и умений в курсе технологии 5 класса, благодарность за поступление ученика в кадетский корпус – он единственный, кто справился с заданием по пришиванию воротничка.

На занятиях кружка тесно переплетаются формирование индивидуальных трудовых навыков, художественное развитие личности и умения работать в коллективе. Небольшое количество учеников кружке позволяет его руководителю широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ребѐнка. Правильно организованная деятельность младших школьников в кружке помогает ему стать инициативным и последовательным, воспитывается усидчивость, умение доводить начатое дело до конца и самостоятельно решать поставленные задачи. Освоив внимание, закрепив трудовые навыки, обучающиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься различными видами трудовой деятельности. Основное внимание на занятиях целесообразно уделять формированию

практических умений и навыков работы, выполнению элементов украшения для изделий, правильному подбору инструментов и материала для задуманного изделия, развитию самостоятельного подхода в выполнении работы. Руководителю занятий необходимо учитывать, что новую информацию нужно сообщать небольшими порциями, вновь полученные знания сразу закреплять практическими умениями. Повторение знаний и совершенствование умений осуществлять не на образцах, а на разнообразных изделиях, которые должны нести смысловую нагрузку. Начинать с простых изделий по конструкции и небольших по объѐму работы так, чтобы обучающиеся могли быстро увидеть результат своего труда.

Заключение.

В работе было рассмотрено понятие «внеурочная деятельность», ее содержание и особенности. В ходе изучения форм и методов, было рассмотрено многообразие внеурочной работы с младшими школьниками. Считаем, что учитель технологии должен постоянно работать над совершенствованием этой деятельности, используя опыт лучших учителей.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.

При организации внеурочной деятельности необходимо учитывать:

  • интересно ли ребенку посещать кружковые, секционные и т.п. занятия и организуемые дела в классе и школе; сложились ли у него товарищеские отношения с одноклассниками и ребятами, с которыми он вместе занимается; сумел ли школьник узнать новое и важное для себя, чему-то научиться; хорошее ли настроение у него или нет во время участия в деятельности во внеурочное время. Эффективность внеурочной работы в значительной степени зависит от ее правильного планирования. Целесообразно увязывать программный материал по изучению технологии с содержанием внеурочных занятий, включать разнообразные виды работ, тщательно подбирать темы.

В ходе работы мною изучены методические особенности организации работы кружка «Умелые ручки». Рассмотрена документация работы кружка, технология выполнения выкроек и швов.

Проанализирована успеваемость учащихся 4-5 классов, участников кружка «Умелые ручки». Анализ показал, что, те обучающиеся, которые занимались в кружке по данному предмету, в итоге повысили свои годовые оценки. Кружковцы были увлечены работой над изучением интересующих их вопросов, постоянно задавали вопросы, просили для изучения новую литературу, готовили поделки, шили и украшали одежду, обсуждали достоинства и недостатки своих изделий, с удовольствием участвовали в выставках и конкурсах. Администраций школы было проведено анкетирование. Кружок «Умелые ручки» получил самый высокий рейтинг, из 37 кружковцев (школьники разделены на группы), все довольны своей работой и результатами, желают продолжить работу в кружке в дальнейшем. Необходимо искать новые возможности для организации интересной деятельности обучающихся, как можно больше проводить внеурочных воспитательных мероприятий, направленных на умственное, физическое, нравственное, экологическое, эстетическое, трудовое воспитание. Предмет технологии дает все возможности для воспитания положительных качеств.

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

В школе должны быть созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

  • свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
  • помочь удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.
  • стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
  • быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимать активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимать и принимать экологическую культуру.

Литература.

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/priemyi-organizatsii-vneurochnoy-deyatelnosti-studentov-uchrejdeniy/

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9кл.) [электронный ресурс]. — Введ. http://минобрнауки.рф/ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8B/9382010–12–17.

  2. Положение об организации внеклассной деятельности в условиях введения ФГОС НОО [электронный ресурс] — Режим доступа: http://mougimnazia3.edusite.ru/p95aa1.html (10. 12. 2014)

  3. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009. — 23 с. — (Стандарты второго поколения).

    — ISBN 978-5-09-022138-2.

  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.

Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).

— ISBN 978-5-09-020549-8.

  1. Голованова, В.П. Педагогика дополнительного образования детей: Учебное пособие// В.П. Голованова – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2006. – 500 с.

  2. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. ­ 2-е изд., — М.: Академия, 2004. – 480 с.

  3. Литова З. А. Как строить работу кружка // Школа и производство. – 2001. – №1. – С. 57–59.

  4. Литова З.А. Творческие проекты в школе // Школа, 2003, № 1. – С. 45-49.

  5. Муравьев Е.М. Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск, 2000.- 249 с

  6. . Найда Н. Е. Неделя труда в школе // Школа и производство. – 2005. – №6. – С. 63–75.

  7. Проснякова Т. Н. Творческая мастерская. ­М.: Просвещение, 2004.- 176 с.

  8. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Часть 1.-М.: Профессиональное образование, 2007.-­ 204 с.

Приложение, Кружок «Умелые ручки», Пояснительная записка.

« Декоративно – прикладное искусство» является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности.

Настоящая программа для начальной школы, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе программы «Декоративно-прикладное искусство», автор О.А.Кожина (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011)

Программа учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

  1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

  2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

  3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

  4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

  5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.

Цель: Формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации ребёнка.

Задачи :

  • развивать природные задатки и способности детей;

  • развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность;

  • научить приемам исполнительского мастерства;

  • стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;

  • формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;

  • развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;

  • прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;

  • воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине;

  • развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;

  • развивать стремление к творческой самореализации;

  • расширять общий и художественный кругозор.

Программа основана на следующих принципах:

  • коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки;
  • гуманистический принцип — создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение);
  • принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут;
  • принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру);
  • принцип коллективности — дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для позитивно направленных: самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации;

— принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

  • осознание своих творческих возможностей;

  • проявление познавательных мотивов;

  • развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • различать способ и результат действия;

  • адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

  • строить речевые высказывания в устной форме;

  • оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.

Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 35часов. Занятие длится 25 минут.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки работ школьников.

К концу обучения учащиеся получат возможность:

Методическое обеспечение программы

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

  • моральное поощрение инициативы и творчества;

  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);

  • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами.);

  • работа с книгой (чтение литературы, для получения нужной информации на определённую тему).