Управление развитием санаторно-курортного комплекса через целевые программы Краснодарского края

Дипломная работа

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/upravlenie-razvitiem-sanatorno-kurortnogo-kompleksa-cherez-tselevyie/

Общее количество листов ВКР 95 листов

ОБЪЕМ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ

Таблица 1 — Общий объем финансирования мероприятий краевой целевой программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003-2010 годы».

Таблица 2 — Общий объем финансирования подпрограммы «Создание горноклиматического курорта Лагонаки и объектов, обеспечивающих его функционирование» на 2012 — 2017 годы.

Таблица 3 — Количественные показатели выполнения программы «Кубань и великие победы России».

Таблица 4 — Оценка уровня услуг по пятибалльной системе (август 2010г.).

Таблица 5 — Средняя стоимость пребывания в выбранном типе размещения за 1 день на 1 человека, руб. (август 2010 г.).

Таблица 6 — Средние цены на отдельные виды услуг курортно-туристского комплекса в октябре 2012 года.

Рисунок 1 — Динамика турпотока в Краснодарском крае.

Рисунок 2 — Средний балл по оказываемым услугам курортами муниципальных образований Краснодарского края.

Рисунок 3 — Оценка туристской привлекательности и состояния инфраструктуры курортов.

СПИСОК ОСНОВНОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 20 июля 1995 года №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

  • Закон Краснодарского края от 3 октября 2008 года № 1563-КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» на 2003-2010 годы» (третий этап — 2009-2010 годы).

3. Постановление главы администрации Краснодарского края от 3 сентября 2007 года № 763-П «Об утверждении порядка разработки и реализации долгосрочных краевых целевых программ» <#»731911.files/image001.gif»>

Рисунок 1 — Динамика турпотока в Краснодарском крае

Подготовку кадров в сфере курортов и туризма в Краснодарском крае осуществляют 182 образовательных учреждения, из которых 20 высших учебных заведения и 162 учреждения среднего профессионального образования.

Министерство курортов и туризма Краснодарского края на постоянной основе формирует информационный массив данных о вакансиях в санаторно-курортных, гостиничных и туристских предприятиях (горничные, официанты, озеленители, спасатели на пляжах и пр.) и организует работу с учебными заведениями, направленными на подготовку специалистов по туризму и гостиничному бизнесу для сезонного трудоустройства или решения вопроса о прохождении летней практики. Кроме того, министерство курортов и туризма проводит обучающие тренинги и семинары, научные конференции в сфере курортологии.Так в 2012 году проведено 8 мероприятий (в 2011году — 7 мероприятий) для сотрудников санаторно-курортной и туристской отрасли, направленных на улучшение качества предоставляемых медицинских услуг, на повышение качества работы обслуживающего персонала и на повышение предоставляемых услуг в отрасли в целом.

19 стр., 9013 слов

Технология и организация лечебно-оздоровительного внутреннего ...

Одним из лидеров этого направления является Краснодарский край. Целью данной курсовой работы является исследование технологии и организации лечебно-оздоровительного внутреннего туризма в Краснодарском крае. Предметом исследования является организация лечебно-оздоровительного внутреннего туризма, объект исследования – Краснодарский край. При этом ставятся следующие задачи: рассмотреть ...

С начала летнего сезона 2012 года Министерством курортов и туризма Краснодарского края проводился системный анализ курортных территорий всех муниципальных образований Краснодарского края, по вопросам обеспечения безопасности людей на водных объектах, в местах массового отдыха, а также предоставления пляжных услуг. В большинстве муниципальных образований установлено, что пляжные территории обустроены и содержатся в чистоте, спасатели находятся на спасательных вышках и на море, используя спасательную лодку, в зоне буевого ограждения. На пляжных территориях установлено необходимое количество пляжного оборудования.

По результатам исследования в сфере туризма по итогам 2010 года главной проблемой всех курортов был назван транспорт, что острее всего заметно в г. Геленджике (36,59 % опрошенных), и практически неактуально в Туапсинском районе (7,42%) (таблица 4 и рисунок 2).

Т а б л и ц а 4 — Оценка уровня услуг по пятибалльной системе (август 2010 г.)

Виды услуг

В процентах к общему числу опрошенных в городах

Ана-па

Сочи

Гелен-джик

Туап-синс-кий р-он

Тем-рюкс-кий р-он

Ейс-кий р-он

Сред-ний по го-родам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Пригород-ный и внутриго-родской транспорт

3,8

3,6

3,2

3,2

4,3

4,1

3,9

3,64

Места размеще-ния

4,4

4,4

4,4

4,5

4,6

4,4

4,5

4,44

Питание

4,2

4,3

4,3

4,5

4,7

4,5

4,2

4,35

Лечение

4,2

4,4

4,5

4,3

4,4

4,2

4,4

4,35

Развлече-ния

4,4

4,4

4,5

4,2

4,2

4,4

4,1

4,36

Магазины

4,0

3,8

4,0

3,9

4,6

4,2

3,8

4,00

Пляжи, море

3,8

3,9

3,8

4,3

4,2

4,2

3,95

Достопри-мечатель-ности

4,4

4,7

4,6

4,4

4,8

4,5

4,1

4,54

Экскурсии

4,4

4,4

4,6

4,2

4,5

4,5

4,0

4,41

Персонал

3,9

4,0

4,3

4,4

4,5

4,3

4,1

4,15

Экология

4,2

4,2

4,2

4,3

4,2

4,2

4,3

4,22

Безопас-ность

3,9

4,1

4,3

4,2

4,7

4,2

4,2

4,17

Чистота на курорте

3,7

3,8

4,2

4,1

4,6

4,1

4,0

3,99

Средний балл

4,1

4,2

4,2

4,2

4,5

4,3

4,1

4, 21

Туристы также недовольны:

  • необустроенными и грязными пляжами (14,22%) (особенно в г. Геленджике — 18,29%);
  • высокими ценами (14,9 %) (особенно в г. Геленджике — 26,23%);
  • плохим обслуживанием и грубостью (6,76%) (особенно в г.Сочи — 11,33%);
  • мусором и грязными улицами (6,02%) (особенно в Темрюкском районе — 19,57%);
  • грязным морем (5,73%) (особенно в г. Анапе -15,3%);
  • нехваткой развлечений и их плохим качеством (4,71%) (особенно в Туапсинском районе -14,81%).

    [29]

Управление развитием санаторно-курортного комплекса через целевые программы Краснодарского края 1

Рисунок 1 — Средний балл по оказываемым услугам курортами муниципальных образований Краснодарского края

Также заметно недовольство туристов проблемами с водоснабжением, электричеством, освещением улиц и светофорами в Темрюкском районе (24,1%), отношением местных жителей в Туапсинском районе (11,1%), нехваткой магазинов, аптек, рынков, Интернет-кафе, очередями, плохой уличной торговлей в Туапсинском районе (11,1%), близостью промышленных предприятий к курортной зоне в Туапсинском районе (12,97%).

В целом, по итогам социологических исследований, удовлетворенность туристов уровнем сервиса на курортах Краснодарского края в 2010 году составила 65,4%. В 2009 году этот показатель составлял 71,5%. Основными причинами неудовлетворенности туристов в 2009 году явилась недостаточно развитая дорожно-транспортная инфраструктура курортных территорий, низкий уровень благоустройства курорта, слабо представленное туристское предложение, несоответствие категорий «цена-качество». Недостижение планового уровня (73%) в 2010 году обусловлено следующими отрицательными факторами спроса: нехватка общественного транспорта, плохое состояние автопарка; необустроенные пляжи; недостаточный уровень обслуживания.

Самая высокая средняя стоимость проживания в сутки на одного человека отмечена в г.Сочи (1507,5 руб.) и Туапсинском районе (1315,6 руб.), наиболее низкий показатель — в Темрюкском районе (778,7 руб.) и г.Анапе (859,1 руб.) (таблица 5).

Т а б л и ц а 5 — Средняя стоимость пребывания в выбранном типе размещения за 1 день на 1 человека, руб. (август 2010 г.)

Анапа

Сочи

Геленд-жик

Туапсин-ский р-н

Новорос-сийск

Темрюк-ский р-н

Ейский р-н

Средний по городам

859,1

1507,5

1282,6

1315,6

1315,3

778,7

937,5

1203,8

По состоянию на октябрь 2012 года средняя стоимость пребывания в выбранном типе размещения не выросла и составляет 1192 рубля за 1 день на 1 человека (таблица 6).

В 2010 году оценен уровень туристской привлекательности и состояние инфраструктуры курортов. Наиболее привлекательными оказались туристские объекты на территории городов Анапа, Сочи, Горячий Ключ, а также Приморско-Ахтарского района (4,5-4,7 балла по пятибалльной системе), наименее привлекательными — Абинский и Лабинский районы (3,7 и 4,0 баллов соответственно).

[29]

Средний показатель туристской привлекательности туристских объектов оценен посетителями в 4,4 балла (рисунок 3).

Т а б л и ц а 6 — Средние цены на отдельные виды услуг курортно-туристского комплекса в октябре 2012 года

Виды услуг

Стоимость, рублей

Экскурсия автобусная, за час

54,02

Санаторий, за день

1929,14

Дом отдыха, пансионат, за день

1188,04

Услуги гостиниц Проживание в гостинице, за сутки

458,47

Управление развитием санаторно-курортного комплекса через целевые программы Краснодарского края 2

Рисунок 3 — Оценка туристской привлекательности и состояния инфраструктуры курортов

Самыми популярными видами отдыха для населения России являются пляжный туризм (33,54%), культурно-познавательный туризм (30,15%), лечебно-оздоровительный туризм (12,03%), спортивный туризм (8,07%) и образовательный туризм (5,17%).

Наименее популярные — сельский туризм, религиозный и этнографический туризм (2,05% и 2,64 % соответственно).

В среднем по городам отмечены следующие основные факторы, влияющие на выбор места и вида отдыха: природно-климатические (18,59%), стоимость отдыха (11,61%), возможность экскурсий (10,9%), развлечения, культурные мероприятия (10,14%), уровень и качество обслуживания (9,62%), условия размещения (8,47%), безопасность, знакомая среда (7,21%), советы друзей (6,85%).

Наименее всего на выбор места и вида отдыха влияют реклама (1%), возможность лечения (3,56%) и привычка, предыдущий опыт (5,38%).

В среднем по городам для населения самые важные факторы при выборе курорта для санаторно-курортного лечения — цена/стоимость (19,58%), природно-климатические условия, море (17,52%), сервис, разнообразие услуг (14,34%), медицинские услуги, профиль курорта/лечебные факторы (14,3%), уровень и качество обслуживания (11,42%) и отзывы друзей, предыдущий опыт (6,29%).

Наименее решающее значение при выборе курорта имеют квалифицированные специалисты (0,28%), рекомендация врачей (0,28%), транспорт (0,42%), информация в интернете, реклама (0,98%) и безопасность, известность, престиж (1,58%).

Таким образом, в среднем по городам население отмечает такие недостатки курортов Краснодарского края как высокая стоимость услуг размещения, несоответствие «цена — качество», грязная морская вода, грязь на городских пляжах, высокие транспортные расходы, связанные с прибытием на курорт, высокая стоимость услуг предприятий питания и продуктов питания в целом, низкое качество и разнообразие услуг предприятий размещения, плохой сервис на пляже и высокая стоимость медицинских и лечебно-оздоровительных услуг.

2.2 Анализ развития курортов и туризма в политике других регионов и за рубежом

Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода.

Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

При всех своих нерешенных проблемах Юг России в целом характеризуется относительно высокой степенью развития туристско-рекреационной сферы. Краснодарский край — по-прежнему первоклассная территория для выгодных инвестиций в индустрию отдыха. Это один из немногих регионов, где разработана и реально воплощается в жизнь концепция развития рекреационного потенциала. Ее стратегической целью является формирование условий для создания на территории края современного, конкурентоспособного и высокоэффективного санаторно-курортного и туристского комплекса, доступного для всех слоев населения России.

Ставрополье, обладая уникальными туристско-рекреационными ресурсами и имея 200-летний опыт санаторно-курортного лечения, может принимать свыше 2 миллионов туристов в год. Здесь возле целебных источников расположились основные города-курорты Кавказских Минеральных Вод: Пятигорск, Железноводск, Ессентуки, Кисловодск. Их главное богатство — бальнеологические ресурсы. По разнообразию минеральных источников Кавминводы не имеют аналогов в мире. Здесь лечат самый широкий спектр заболеваний: сердечно-сосудистые, опорно-двигательные, органов дыхания, пищеварения и другие.

В настоящее время в целях создания условий для устойчивого развития эффективной и конкурентоспособной туристской индустрии Ставропольского края, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, на его территории реализуется программа «Развитие курортов и туризма в Ставропольском крае на 2012- 2016 годы».На реализацию мероприятий выделяются денежные средства из федерального, краевого, местных бюджетов (таблица 7.)

Т а б л и ц а 7 — Объем финансирования программы «Развитие курортов и туризма в Ставропольском крае на 2012- 2016 годы»

Источник финансирования

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/upravlenie-razvitiem-sanatorno-kurortnogo-kompleksa-cherez-tselevyie/

Объем финансирования, млн. руб.

Федеральный бюджет

445,00

Краевой бюджет

302,20

Местные бюджеты

17,70

Внебюджетные источники

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/upravlenie-razvitiem-sanatorno-kurortnogo-kompleksa-cherez-tselevyie/

350,20

Всего

1115,10

До 90 годов XX века санаторно-курортный и туристский комплекс Ставропольского края ежегодно принимал более 1 млн российских и иностранных граждан. Это выше сегодняшних показателей на 12 процентов (в 2010 году Ставропольский край посетило всего лишь 880 тыс. туристов).

Объем выделяемых средств краевого бюджета на развитие туристской отрасли Ставропольского края в 2005 — 2008 годах ежегодно составлял 4,5 млн рублей. В 2009 — 2011 годах средства краевого бюджета предусмотрены только на реализацию отдельных мероприятий, направленных на развитие туризма Ставропольского края в рамках краевой целевой программы«Поддержка выставочно-ярмарочной и презентационной деятельности в Ставропольском крае на 2010 — 2012 годы».

Основными факторами, сдерживающими развитие туристской отрасли Ставропольского края, явились:

  • неэффективное использование имеющегося туристского потенциала;
  • диспропорция в развитии санаторно-курортного и туристского комплексов Ставропольского края, выражающаяся в наличии в основном только лечебно-оздоровительного туризма;
  • ориентированность туристских компаний, осуществляющих свою деятельность в крае, в основном на выездной туризм;
  • неразвитость туристской инфраструктуры;
  • неудовлетворительная система учета и мониторинга состояния развития туристской отрасли;
  • слабая организация работы по безопасности санаторно-курортного и туристского комплексов со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований края. [23]

Таким образом, в Ставропольском крае необходимо осуществить качественные изменения, затрагивающие туристскую отрасль края в целом, включая методическое обеспечение туристской индустрии Ставропольского края, развитие кадрового потенциала в сфере туризма Ставропольского края, формирование маркетинговой политики в отношении туристского продукта Ставропольского края и развитие приоритетных для Ставропольского края видов туризма, туристских кластеров.

Учитывая актуальность и комплексный характер поставленной задачи, а также необходимость согласованных действий органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления края и туристских компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Ставропольского края, ее решение целесообразно осуществлять именно программно-целевым методом.

Ожидаемыми результатами реализации мероприятий программы станет увеличение доли сферы туризма в валовом региональном продукте Ставропольского края до 5 % в 2016 году; дополнительные налоговые поступления в консолидированный бюджет Ставропольского края от организаций санаторно-курортного и туристского комплексов Ставропольского края без учета мультипликативного эффекта туризма в 2016 году составят 71,40 млн. рублей; Количество туристов, посетившихСтавропольский край, увеличится до 1,32 млн. человек, что больше на 50 % в сравнении с 2010 годом.

Также в южном регионе России туристская отрасль в настоящее время получила развитие и в республиках. Например, в республике Адыгея развитие туризма и санаторно-курортного комплекса наряду с развитием сельского хозяйства являются приоритетными направлениями развития экономики. Развитие отрасли также основано на программно-целевом методе. Реализация мероприятий программы «Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Адыгея» активизировала рекреационную деятельность, увеличила поток отдыхающих, привела к появлению новых направлений в туризме: водный туризм, внедорожный автотуризм, горный туризм и другие.

Создание первоклассных курортов Адыгее и других южных регионах РФ на сегодняшний день — вопрос государственной важности.

Стремительно возрастает в республике популярность зимних видов отдыха и спорта, особенно к горнолыжному, что выражается в значительном увеличении количества отдыхающих в районе плато Лагонаки.

Поэтому одним из главных и приоритетных проектов в туристской отрасли республики является создание горноклиматического курорта Лагонаки.

Горноклиматический курорт Лагонаки в РеспубликеАдыгея и Краснодарском крае, входящий в создаваемый наСеверном Кавказе туркластер, имеетвсе шансы стать одним из ведущих нетолько в России, но и в мире. Уже известно, что создание горнолыжного курорта позволит региону принимать порядка 28 тысяч человек одновременно и до 2 миллионов туристов вгод, а также, что немаловажно для Адыгеи, создать около 20 тысяч новых рабочих мест в туристской отрасли и в смежных отраслях экономики.

Для Республики Адыгея, как и для всего Юга России, основными сдерживающими развитие отрасли моментами являются:

  • неразвитая инфраструктура, которая делает невозможным повышение качества предоставляемых услуг;
  • безопасность туристских маршрутов;
  • низкая квалификация специалистов, занятых в санаторно-курортном комплексе;
  • недостаточный имидж и недостаточная реклама.

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира.

Опыт стран мира с развитым туристским сектором показывает, что планирование развития туризма необходимо вести на всех уровнях: федеральном, региональном, и муниципальном, в тесной связке с планами общего социально-экономического развития. К примеру, в 2012 Правительство Испании утвердило долгожданный Национальный план развития туризма, который подразумевает инвестиции от 1600 до 1800 млн. евро. Национальный план всеобъемлющего развития туризма, который охватывает период между 2012 и 2016 годов привлекает инвестиции для расширения туризма, увеличения его рентабельности, создания рабочих мест, достижения ведущих ролей на международном рынке. Надо сказать, что план предусматривает развитие всех возможностей в этом секторе. Исполнительная власть считает, что страна должна избавиться от стереотипа, что в Испании только море и солнце. Очень большое внимание будет уделяться развитию зимнего туризма.

До сих пор мало кто знает, что в Испании существуют горнолыжные курорты, которые по своим возможностям не уступают раскрученным конкурентам из Австрии или Швейцарии. А цены на горнолыжные туры могут оказаться на порядок ниже, что в совокупности с удивительной культурной программой, делают зимний отдых в Испании весьма привлекательным.

В последние годы для российских туристов становятся более популярными зарубежные курорты.

По итогам 2011 года выехали за рубеж 14,5 млн.туристов из России, прирост на 15%, по сравнению с 2010 годом.Увеличен интерес к Таиланду в 3 раза, к Норвегии, Словакии, Швеции и Эстонии в 2 раза. Не является секретом тот факт, что в современной туристической индустрии Турция завоевала лидирующие позиции (особенно для россиян).

Действенным показателем успеха ее туристической индустрии может послужить тот факт, что она продолжает развиваться, несмотря на негативные последствия экономического кризиса. Какие же основные составляющие успеха туристической индустрии Турции?

Во-первых, наличие богатых природных и климатических ресурсов. Территория страны омывается водами четырех морей: Черного, Мраморного, Эгейского, Средиземного. Присутствуют различные типы ландшафта от плодородных равнин на побережье до горных плато в центре страны. Все указанное способствует развитию различных видов отдыха: от пляжного до горнолыжного, экстремального и оздоровительного.

Во-вторых, наличие богатейшего исторического и культурного наследия. Все западное (Эгейское) побережье страны является прямым носителем древне-римской и древне-греческой культуры.

В-третьих, наличие современной туристической инфраструктуры. Турция стала одним из лучших примеров развития туризма. Большие инвестиции позволили создать за достаточно короткий промежуток времени наиболее разнообразную сферу туризма. Начиная с транспорта и средств размещения до сети питания и развлечения каждое звено туризма Турции соответствует самым разнообразным запросам клиентов.

В последние годы туризм является самым успешным сектором турецкой экономики и способствует интеграции страны в мировую экономику. Стремясь получить больший доход, Турция пересматривает свою туристическую политику, опираясь на имеющийся потенциал. Министерство туризма, приняв во внимание все факторы, которые влияют на индустрию туризма, начало активное проведение рекламных кампаний в 40 странах с помощью 23 своих бюро. При выработке стратегии учитывались важнейшие особенности Турции, отличающие ее от конкурентов. Природное, историческое и культурное многообразие, обусловленное географическим положением Турции между Азией и Европой, определяет выполняемую ею функцию: своеобразного межконтинентального моста.

В рамках диверсификации туризма проводится эффективная деятельность, направленная на развитие таких видов спорта, как парусный, гольф, термальный и оздоровительный, альпинизм и зимний спорт, а также трекинг, рафтинг, спортивная ловля рыбы, охота, наблюдение за птицами, прогулки по плато и посещение пещер. Успех выбранного пути отражается и в развитии большого количества сопутствующих туризму услуг. Так, Турция на сегодняшний день предлагает туристам не только высококачественный пляжный отдых в любом ценовом диапазоне, но всячески стремится обеспечить максимальный уровень сопутствующих услуг. Отдельно взятый отдых в отеле на берегу моря не может быть полноценным, если к нему не добавить наличие развитой ресторанной и магазинной сети в непосредственной доступности, богатой экскурсионной программы, способной удовлетворить потребности всех возрастных групп туристов. Все вышеуказанное и было достигнуто Турцией в последние годы и продолжает развиваться сейчас в русле сохранения национального колорита в сочетании с современными методами и технологиями.

Из проведенного выше анализа развития туризма Краснодарского края, мы видим, что курорты вполне предлагают почти то же самое количество видов туризма. Почему же россияне готовы платить деньги в казну другой страны, когда и летние, и зимние виды отдыха можно найти в соседних регионах страны?

Во-первых, качество предоставляемых Турцией услуг с развитой системой сопутствующих услуг намного удовлетворяет туристов.

Во-вторых, цена по мнению туристов вполне соответствует качеству предоставляемых услуг. Поездка на отдых в Турцию из Краснодара на 8 дней составляет в среднем 17 300 рублей(в стоимость поездок входит перелет, проживание, питание), в то время как для того же краснодарца стоимость поездки на 8 дней в Геленджик обойдется в среднем 18 900 рублей (без учета стоимости переезда).

«Пребывание в пятизвездочном отеле с перелетом, при системе «Все включено», стоимость дня отдыха 2200 рублей», — написал обычный российский турист. На Кубани же день отдыха в пятизвездочном отеле обходится как минимум в 6000 рублей. Таким образом, турист выберет курорт с более качественными услугами и по меньшей цене.

В-третьих, учитывая тот факт, что основными факторами, которые выбрали российские туристы в большинстве случаев, влияющие на выбор места и вида отдыха — это стоимость отдыха, развлечения, культурные мероприятия, уровень и качество обслуживания, то также приоритетными в этих показателях для них являются курорты Турции.

Таким образом, развитие курортов и туризма в соседних регионах Краснодарского края так же основывается на программно-целевом методе.

Развитие туризма в регионах, имея значительный природный и экономический потенциал, сдерживается из-за неразвитости туристской инфраструктуры и как следствие низкого уровня сервиса, качества предоставляемых услуг. А пример такой лидера в туриндустрии, как Турция, показывает, что санаторно-курортный и туристский комплекс следует развивать всесторонне, не только путем оказания господдержки, но и путем привлечения инвестиций.

2.3 Преимущества и основные проблемы использования целевого подхода к развитию санаторно-курортного и туристского комплекса в региональной политике (специальный вопрос)

Широкое применение за годы экономического реформирования получил такой инструментарий государственного воздействия на экономические процессы, как программно-целевой метод планирования. Общепризнанно его преимущество над другими формами государственной экономической деятельности в способности комплексного решения сложных экономических, социальных, технических и других проблем методами, в полной мере вписывающимися в механизмы рыночной экономики. Большое место в программно-целевом планировании заняли разработка и реализация целевых программ развития регионов и страны в целом.

Выявим преимущества программно-целевого подхода к решению проблем региона.

Во-первых, программно-целевое управление начинается с выявления и четкой постановки конечных целей. Цели отражают обычно желаемую ситуацию, к которой должна перейти система управления из заданной ситуации через определенный период времени, после решения ряда проблем, отделяющих заданную ситуацию от желаемой.

Во-вторых, одним из преимуществ программ является их комплексность решения проблем и наличие соответствующих организационных форм реализации программ.

В-третьих, программы являются наиболее эффективным способом реализации стратегии регионального развития, обеспечивают концентрацию ресурсов на наиболее перспективных и эффективных направлениях развития, помогают преодолевать неизбежно возникающие кризисы и противоречия, обеспечить выход экономики на новый, более высокий уровень .

В-четвертых, в программах обстоятельно рассматриваются вопросы финансирования мероприятий программы. Активно привлекаются как средства из регионального бюджета, так и средства федерального и местных бюджетов.

В-пятых, программы могут приспосабливаться к конкретным условиям экономического положения субъекта.

В-шестых, программно-целевой метод имеет большой опыт применения как в отечественной практике, так и зарубежной. На протяжении всего периода применения программ находят отражение как опробованные ранее, так и предложенные новые механизмы их реализации.

В-седьмых, возможность использовать эффект мультипликатора при целевом использовании ограниченных бюджетных ресурсов за счет дополнительного привлечения внебюджетных средств, собственных средств заинтересованных государственных и коммерческих предприятий и фирм, банковского кредита и иных привлеченных средств потенциальных отечественных и иностранных инвесторов.

Однако, как и любой другой метод программно-целевой поход имеет несовершенства и недостатки.

Во-первых, средства, которые выделяются из бюджета осваиваются не в полном объеме. Краевой бюджет растет с каждым годом, на реализацию целевых программ выделяются беспрецедентные средства, и эти средства должны работать на благо населения, а не лежать мертвым грузом. Реализация краевых программ должна идти под жестким контролем.

В-вторых, возможность фактического пересмотра финансовых показателей, заложенных в программах при их утверждении, что позволяет государственным заказчикам целевых программ обоснованно (или необоснованно) вносить предложения о корректировке программ и их ресурсной части. Часто это происходит уже на второй год реализации программ. Изменение параметров финансирования приводит к необходимости корректировки целей и задач, смещения сроков реализации программных мероприятий в сторону их увеличения. В конечном счете, корректировка первоначальных замыслов, заложенных в утвержденных программах, приводит к разрушению целостной системы программных мероприятий, увязанных по срокам и ресурсам. В дальнейшем после таких изменений фактически выполняется не программа, а ее фрагменты.

В-третьих, количественно измеримые годовые показатели реализации программы не вполне отражают динамику достижения долгосрочных целей программы. В большей части виден именно результат проведенных мероприятий, а не результат программы в целом. Сами показатели дают количественную оценку проведенным мероприятиям, а не должную качественную.

В-четвертых, применение программного подхода к решению оперативных задач управления не является целесообразным, поскольку программный подход является более сложным и затратным с организационной точки зрения, и его использование будет оправданным только при возможности достижения заметного и существенного мультипликативного эффекта.

Что же касается развития главных путей дальнейшего развития программно-целевого управления развитием территории, выделю следующие.

Нужно отметить, что наилучшие результаты программно-целевые методы дают при одновременном применении с методами прогнозирования, а также индикативного планирования.

Применение эффективных механизмов за рубежом обосновано можно использовать на отечественной практике.

Совершенствование законодательства, так как на нем строится вся структура программно-целевого управления.

Из проведенного анализа считаю важным уточнить проблемы в развитии санаторно-курортного и туристского комплекса края. Так как его развитие основывается на основе программно-целевого метода управления, то это даст возможность определить основные направления в совершенствовании управления развитием данной отраслью.

— Недостаточность инвестиций в улучшение экологии курортов и благоустройство пляжных территорий. Основные инвестиции идут на создание крупных проектов горнолыжного вида туризма, улучшение инфраструктуры. Но при этом на курортах края отсутствуют экспертные исследования состояния экологической обстановки. Одним из главных недостатков посетители курортов Краснодарского края считают необустроенные и грязные пляжи, грязные улицы городов и поселков.

— Низкий уровень подготовки менеджеров и других специалистов, работающих в санаторно-курортном и туристском комплексе. Анализируя официальные документы, регламентирующие туристскую деятельность самодеятельного и спортивно-оздоровительного туризма, мы сталкиваемся с недостаточной или несовершенной законодательной базой данной сферы.

Необходима разработка квалификационных характеристик к специальностям инструктор-проводник, инструктор-методист по туризму и другим (кто готовит, на каком уровне, сколько длится подготовка, какие требования предъявляются к знаниям и умениям, какой документ в итоге получает профессионально подготовленное лицо).

Так же не определены и сами учебные заведения, в которых должно проходить обучение выше перечисленных специалистов и выдаваться документ об образовании (удостоверение, сертификат, диплом).

  • Отсутствие современных, соответствующих международным санитарным нормам, мест утилизации и переработки отходов. С этим также вытекает проблема экологии на курортах.

— Участились случаи нарушения туристами правил техники безопасности на самодеятельных маршрутах. Так как отсутствуют узаконенные регламенты по техники безопасности обеспечения маршрутов во всех видах туризма и система административной ответственности за нарушение правил безопасности в туризме.

— На сегодняшний день в Краснодарском крае существующий вид туризма — аграрный находится на «нелегальном положении», т. е. предлагаются услуги по аграрному туризму, но согласно Федеральному и краевому законодательству данный вид деятельности не может иметь места.

Аграрный туризм по определению должен развиваться в сельской местности — на землях сельхозназначений, в крайнем случае, землях лесного фонда.

Развитие агротуризма предполагает, прежде всего, размещение туристов в комфортабельных средствах размещения, которые на сегодняшний день нельзя возводить на землях сельхозназначений. Существующие на сегодняшний день гостиницы, для размещения агротуристов, оформлены как конюшни, крытые навесы и т.д.

Проблема в развитии агротуризма — это, прежде всего, отсутствие возможности сельскому жителю, который хочет развивать данное направление туризма, предоставить туристу нормальное жилье, не нарушая Закон.

— Недостаточное финансирование рекламно-информационной поддержки курортов Краснодарского края. Основными потребителями туристского продукта Краснодарского края в настоящее время являются граждане России. На международной арене курорты мало прорекламированы, что не дает повысить приток туристов из-за рубежа.

— Неразвитость инфраструктуры, что во многом понижает качество предоставляемых услуг. В исследованиях посетители курортов недовольны дорогами, внутригородским и пригородным транспортом, в частности высокими ценами, проблемами, связанными с водоснабжением, электричеством, освещением улиц.

  • Неэффективное использование уникальных природных лечебных и туристских ресурсов. Краснодарский край предлагается больше как курорт для отдыха, а не оздоровления

Стоит акцентировать внимание на продвижение именно лечебной базы санаторно-курортной отрасли и муниципальных образований.

Мощная лечебная база дает нам большое преимущество перед Турцией и Египтом, куда, согласно последним соцопросам, выезжает большое количество россиян: нет языкового барьера, не надо брать визу. За рубежом туристам предлагают только пляжный отдых и экскурсии. Такого уникального лечения, как в Краснодарском крае, например, в том же Сочи или Анапе, никто не предложит.

— Привлекать большое количество туристов к участию в пешеходных маршрутах (15 — 20 тысяч человек в сезон) не позволяет слабо развитая инфраструктура самих маршрутов, в том числе отсутствие обустроенных туристских приютов, слабая социальная реклама активных видов отдыха, ограниченный спектр сопутствующих услуг.

Проблемы курортного комплекса Краснодарского края сложны и многообразны. Однако есть две главные причины, из-за которых российские туристы все чаще отдают предпочтение нашим конкурентам — Турции, Абхазии, Египту:

Стоимость обслуживания в здравницах Кубани при одинаковом сервисе оказывается гораздо выше, чем на заграничных курортах.

По всей вероятности, над решением этих проблем и надо неустанно, днем и ночью, работать сотрудникам министерства курортов и туризма Краснодарского края.

Почему российские авиационные компании всегда готовы выполнять чартерные рейсы за границу, но никогда не соглашаются на такие же чартеры в аэропорты Анапы, Геленджика, Краснодара и Сочи? Потому что на наших аэродромах цены за обслуживание самолетов гораздо выше и никаких исключений для чартеров никто не делает. А Египет и Турция? Они делают всегда. В начале каждого летнего сезона представители туристских министерств из этих стран приезжают в штаб-квартиры российских авиакомпаний, заводят разговоры о скидках, договариваются о льготах, ищут выгодные варианты организации чартерных рейсов. Мы таких попыток не делаем.

В начале 2012 года администрация Сочи в рамках программы «Открытый Юг» заключила соглашение с «Аэрофлотом»: мы обеспечиваем загрузку самолетов курортниками — вы снижаете тарифы на билеты на 20 процентов. Результаты были неплохими, хотя сразу добиться массовых перевозок по льготным тарифам не удалось. Вместо того чтобы кропотливо продолжать работать на этом направлении, его забросили. Не нашлось упорных менеджеров ни в администрации Сочи, ни в министерстве курортов и туризма Кубани. Поскольку возиться с льготными авиаперевозками никто не стал, российские туристы вновь полетели за границу. [28]

А на кубанских направлениях число пассажиров уменьшается. И еще более прискорбным фактом является тот, что само количество рейсов на Кубань сокращается. И вот свежий пример: авиационная компания «Донавиа» решила отложить с 20 мая на 6 июля выполнение рейсов по маршрутам Екатеринбург — Краснодар и Новосибирск — Сочи.

Почему стоимость отдыха на Кубани выше, чем за границей? Главное объяснение кроется в структуре налогообложения курортных комплексов. В странах-конкурентах отелям и пансионатам всегда дают огромные налоговые льготы в общенациональных масштабах. В Египте, Крыму и Турции любую гостиницу во время проведения реконструкции вообще от налогов освобождают — ремонтируйтесь, хорошейте, снижайте цены на услуги, делайте все что возможно, только привозите регулярно в страну гостей.

Но ведь в Краснодарском крае здравницы даже от местных налогов никто и никогда не освобождает. А в этом году налоговых льгот не предоставили даже тем сочинским здравницам, которые Правительство России обязало провести реконструкцию в рамках подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 года. Все работы санатории и гостиницы ведут за свой счет, попадая при этом в долговые обязательства. Не занимается министерство курортов и туризма Кубани такими проблемами, не спешит добиваться от краевого парламента налоговых послаблений для здравниц. [28] В итоге, чтобы свести концы с концами, все кубанские санатории, отели и пансионаты регулярно повышают цены на путевки, поэтому и отдыхать наши соотечественники едут не на Кубань, а в Абхазию, Египет, Крым, Турцию, там гораздо дешевле.

Для привлечения туристов курортные территории всего мира стремятся проводить большие и красивые фестивали. В Каннах — международный кинофестиваль, в Карловых Варах — праздник классической музыки, в Юрмале — фестиваль юмора. Основные же направления использования средств, выделяемых курортам нашего края, — проведение туристских выставок и ярмарок, проведение массовых фестивалей, которые должны обеспечивать привлекательный имидж территории, организация рекламных кампаний. Большой от этого получается эффект и чем при этом славится Краснодарский край? Печально знаменитыми молодежными фестивалями: в Темрюкском районе — KUBANA, в Ейском районе — SIRENA. Они проходили под девизом «Море, секс, рок». При этом на фестиваль KUBANA истратили 8 миллионов рублей, на фестиваль SIRENA — 22 миллиона рублей. Не удивительно, что обе эти истории стали предметом обсуждения в краевом парламенте, депутаты с негодованием запретили тратить бюджетные деньги на подобные проекты.

Однако на одном из направлений туристской сферы курорты Краснодарского края еще сохраняют свое преимущество перед зарубежными зонами отдыха. Поскольку билеты на самолеты и поезда дорожают, многие решают ехать к морю на собственных машинах. Если делать это целой семьей, получается относительно дешево. В итоге в Краснодарский край едут автомобили с туристами не только из южных регионов, но даже из Поволжья, с Урала и даже из Сибири. Однако после Краснодара начинаются перегруженные трассы Краснодар — Джубга — Туапсе и Краснодар — Крымск — Новороссийск. На сегодня новых ведущих к морю дорог не строят. А тем не менее усилия исполнительной и законодательной власти не только края, но и федеральных властей в этом направлении необходимы.

Таким образом, программно-целевой метод планирования получил широкое применение за последние годы. Общепризнанно его преимущество над другими формами государственной экономической деятельности в способности комплексного решения сложных экономических, социальных, технических и других проблем.

В основном программы имеют содержательную концепцию, подробно отражающую современное состояние и основные проблемы развития отраслей, цели, задачи и региональную значимость программы, инвестиционную стратегию и научное обеспечение и т.д.

Однако срабатывает он не всегда эффективно, потому что существуют проблемы и метод требует доработки.

Санаторно-курортный комплекс Краснодарского края, обладая огромным потенциалом по привлечению туристов, имеет значительное количество проблем, которые мешают активно развиваться этой отрасли и повышать интерес населения к курортам Кубани. С учетом того, что курорты и туризм получили развитие на основе программно-целевого подхода, то органам государственной власти и местного самоуправления следует уделять внимание всему комплексу мероприятий, рассматривая все проблемы в развитии отрасли.

3. Основные направления совершенствования целевых программ социально-экономического развития территории

1 Предложения по совершенствованию программно-целевого метода

На протяжении всего периода использования программно-целевого метода в управлении территорией идет процесс совершенствования механизма. Последние годы явились периодом интенсивного поиска наилучших методов использования и реализации целевых программ. Совершенствовались порядок и методы разработки целевых программ, уточнялся их перечень, предназначенный для финансирования из федерального бюджета, определялись организационные основы их реализации. Формировался механизм государственного контроля расходования средств, выделенных из бюджета на реализацию целевых программ.

Правильная постановка целей и задач программ, выбор перспективных направлений развития, выработка комплекса мероприятий и их финансирования — основа всей программы, которая лежит в разработке самой программы. Специализированный орган, который разрабатывает программы на каждом уровне власти, должен совершенствовать разработку целевых программ до их реализации, при подборе высококвалифицированных кадров, набор которых должен осуществляться на конкурсной основе, при дальнейшем повышении ими навыков и знаний на стажировке.

Проведенный анализ реализации программ развития курортно-туристской сферы выявил, что до настоящего времени сохраняются некоторые проблемы и трудности при решении организационных и финансовых вопросов. Значительные препятствия создаются при неполном освоении бюджетных средств и невыполнении программ.

Здесь во многом сказывается и проблема, которая связана с недофинансированием, потому что в этом случае возникает вопрос: как сокращать расходы по финансированию отдельных мероприятий программы? Каждое мероприятие характеризуется своим порогом, при финансировании ниже которого оно неэффективно: если мы вложили меньше средств, то это просто омертвленные средства. Таким образом, если равномерно по всем программным мероприятиям начинают сокращать расходы, получается, что часть мероприятий выполнена, часть нет. В результате резко снижается программный потенциал целевой программы, потому что все мероприятия в идеале между собой связаны, в результате мы как бы вычеркиваем, исключаем важные мероприятия, без которых другие мероприятия, даже будучи завершенными и выполненные целиком, являются бессмысленными. Так, объем средств, предусмотренный в рамках краевой целевой программы в 2009 году на реализацию мероприятий в области рекламно-информационной поддержки санаторно-курортного и туристического потенциала Краснодарского края в целях развития и совершенствования инфраструктуры курортов Краснодарского края, а также в целях рекламно-информационного обеспечения туристической деятельности был уменьшен в 2 раза по сравнению с первоначально запланированным объемом, что привело к невыполнению ряда намеченных мероприятий, снижению потока туристов и вследствие — недополучению налоговых поступлений в краевой бюджет.

Средства, выделенные на выполнение программы необходимо расходовать равномерно. Рациональное использование средств и достаточное финансирование программ приведет к более эффективному исполнению программ, а значит к плановому решению проблем развития территории. При недостаточности денежных средств возможным было бы привлечь частный сектор в проведение мероприятий программ, задействовать учреждения высшего образования. Также равномерное и своевременное исполнение мероприятий даст возможность уменьшить процент неосвоенных средств в конце периода реализации мероприятий.

Разработка четких, целевых критериев для каждой программы является необходимым условием эффективного управления и контроля за ее реализацией. Это сложная методологическая задача, поскольку каждая программа имеет свои конкретные цели и соответствующие целевые показатели.

Для оценки не только количественной, но и качественной стороны проведения мероприятий следует принимать во внимание такой показатель, как сохранение высокого качества окружающей среды. Учитывать не только положительные результаты от мероприятий, но и отрицательные или оставшиеся на том же уровне. При их сравнении будет получена более точная оценка, которая позволит выработать в дальнейшем пути решения проблем. Например, при строительстве новых домов учитывать не только, сколько было построено, но и сколько еще остается в разрушенном состоянии. Или при перерабатывающем производстве учитывать не только, сколько было переработано, допустим отходов, но и сколько было произведено за этот период.

При разработке критериев необходимо учитывать:

  • качество программы, в частности, ясность стратегического подхода и инновационный характер целей, предлагаемых в ней к реализации;
  • осуществимость программы и соответствие между поставленными целями и доступными ресурсами;
  • ожидаемое влияние на модернизацию и диверсификацию региональной экономики, создание долговременных качественных рабочих мест;
  • вклад частного сектора в финансирование программы;
  • качество регионального общественно-частного сотрудничества в подготовке и реализации программ;
  • передаваемость результатов в другие регионы;
  • синергия и совместимость с другими направлениями региональной политики, в таких областях, как исследования, информатизация общества, окружающая среда, развитие сельской местности.

Применение эффективных механизмов за рубежом обосновано можно использовать на отечественной практике. Например, в Великобритании в решение проблем вовлекаются все заинтересованные стороны, вовлекаются в процесс разработки программных документов участников, представляющих разные группы (бизнес, образование, здравоохранение, население), чьи интересы связаны с программами. Путем опросов населения можно изучить их желания, видение ситуации в регионе, стране, а это позволит глубже изучать проблемы и более точно разрабатывать мероприятия для программ. Привлекая в программные мероприятия участников бизнеса, которые инвестируют средства на решение проблем региона, можно успешно развить инфраструктуру, реализовать крупные проекты.

Также органам государственной власти рекомендую и в дальнейшем совершенствовать законодательство, так как на нем строится вся структура программно-целевого управления, с учетом изменяющихся экономических условий.

Таким образом, я выработала некоторые рекомендации по совершенствованию программно-целевого метода управления. Разработкой программ развития региона должны заниматься высококвалифицированные кадры. Денежные средства, выделенные на реализацию программ, расходовать равномерно и рационально. Система критериев позволит уделять внимание не только количественной, но и качественной стороне реализации программ. Сотрудничество государства, бизнеса и вузов приведет к развитию интеллектуального капитала в вузах, формированию экономических кластеров.

3.2 Предложения по повышению социально-экономической эффективности целевых программ развития санаторно-курортного комплекса Краснодарского края

Туризм оказывает прямое и косвенное воздействие на доходную часть краевого бюджета, формирование валового национального регионального продукта, сокращение безработицы.

Увеличение доли туризма в ВРП обеспечивается путем увеличения объемов доходов санаторно-курортного и туристского комплекса, количества отдыхающих на курортах Краснодарского края, а также повышения инвестиционной привлекательности и численности сотрудников отрасли.

Главными показателями, характеризующими социально-экономическую эффективность проведенных мероприятий целевых программ по развитию курортов и туризма, по моему мнению, являются:

  • Рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет;
  • Увеличение дохода организаций санаторно-курортного комплекса;
  • Увеличение удельного веса туристской добавленной стоимости в валовом региональном продукте Краснодарского края.

Увеличение предоставляемого объема услуг приводит к повышению доходов организаций и как следствие растет доходная часть бюджета и увеличивается удельный вес туристской добавленной стоимости в ВРП. Доход же от предоставляемых услуг можно увеличить за счет повышения качества услуг.

Показателем повышения конкурентоспособности туристского предложения является повышение удовлетворенности туристов уровнем сервиса на курортах Краснодарского края. Повышение этого показателя возможно также при условии повышения качества предоставляемых услуг и расширения ассортимента дополнительных услуг (медицинских, бытовых, развлекательных), а также протяженности организованных пляжей, т. к. состояние пляжной полосы является одним из важнейших факторов привлечения туристов в курортный сезон.

Рассматривая показатели оценки социально-экономической эффективности, установленные при утверждении программы, хочется отметить следующее.

Одним из показателей эффективности является увеличение числа отдыхающих в сравнении с предыдущим периодом. Данный показатель в программе измеряется в абсолютных величинах (человеках).

На мой взгляд, подсчет количества отдыхающих в человеках не совсем корректен, поскольку один и тот же человек может приехать на отдых и пробыть на курорте один день, а может остаться и на два месяца. Считаю целесообразным предложить, показатель увеличения числа отдыхающих измерять в человеко-днях.

При подсчете количества отдыхающих на курортах в год Министерство курортов и туризма Краснодарского края руководствуется своей самостоятельно разработанной методикой. При этом отмечается значительное отклонение полученных статистических отчетных данных от результатов мониторинга, проводимого департаментом. Так, по информации Министерства, в 2009 году на курортах края побывало 16,7 миллиона человек. Статистические данные другие: 11,9 миллиона человек. Думаю, возможным рекомендовать Министерству курортов и туризма Краснодарского края пересмотреть методику подсчета количества отдыхающих с целью сокращения отклонения результатов мониторинга, проводимого департаментом, от статистически полученных данных.

Учитывая проблемы санаторно-курортной отрасли, выявленные при анализе, для повышения социально-экономической эффективности программ, предлагаю рекомендовать органам государственной власти следующее.

— Разработать квалификационные характеристики к специальностям инструктор-проводник, инструктор-методист по туризму и другим (кто готовит, на каком уровне, сколько длится подготовка, какие требования предъявляются к знаниям и умениям, какой документ в итоге получает профессионально подготовленное лицо).

Причем разработка квалификационных характеристик, программ подготовки инструкторов-проводников должна проводиться по всем развивающимся в крае видам туризма (горный, велосипедный, пешеходный, водный, конный, парусный, спелеотуризм, автотуризм, мототуризм).

2. Развивать круглогодичный турпродукт, туры выходного дня; модернизировать и разнообразить спектр медицинских услуг и лечебных возможностей на курорте; повышать уровень обслуживания и благоустройства курортных территорий. Это позволит увеличить количество отдыхающих на курортах.

3. Проводить экспертные исследования и анализировать ежегодно экологическую обстановку на курортах, проводить проверки пляжных территорий, а также необходим персонал, участвующий в поддержании в чистоте курортов и пляжных территорий.

4. Необходимо разработать регламенты по технике безопасности туристских маршрутов по всем видам туризма и в данной части проводить обучающие семинары с работниками туристической отрасли.

— Заключать соглашения о приеме туристов на промышленные предприятия. Для большинства населения лучше один раз увидеть как ведется производство товаров, чтобы доверять продукции, чем услышать. Тем самым увеличится спрос на продукцию тех товаропроизводителей, с которыми ознакомлено население, что привлечет больший доход для предприятий и поступления в бюджет. Тем самым сами предприятия, принимая туристов, будут стараться увеличить качество производимых товаров и услуг. Показав чистоту цехов и отношение работников к производственному процессу, продемонстрировав сырье и дав, наконец, попробовать свежайший продукт, производитель может быть уверен, что эта группа туристов и их семьи в большинстве случаев предпочтут его продукцию.

— Особое внимание уделять рекламным кампаниям. Из проведенного анализа видно, что самыми популярными видами туризма являются пляжный и культурно-познавательный. Остальные виды не популярны не потому, что они малоинтересны, просто они малоизвестны. Для многих жителей России Краснодарский край является именно зоной богатой лечебной базой и пляжного отдыха. А если информировать жителей страны о развитии и новых видов отдыха, то это может привлечь дополнительно значительное количество туристов.

Во все времена основной контингент курортов Краснодарского края составляли люди среднего возраста, которые стремились совместить морские купания с принятием медицинских процедур. Мало того что у нас подобных лечебных услуг с каждым годом становится все меньше и меньше, так мы и рекламы на них нет вовсе. А ведь привлечь и туристов из-за рубежа может именно рекреационный комплекс Краснодарского края. Реклама за рубеж должна получить акцент именно на уникальные лечебные и бальнеологические ресурсы. Именно эта сфера дает большое преимущество над зарубежными курортами.

Целевые программы охватывают целый комплекс проблем санаторно-курортной и туристской отрасли края. Однако в целом эффект от мероприятий остается малозначительным.

И ведь, как видим из проведенного анализа, каждый год из краевого бюджета выделяются немалые деньги на развитие санаторно-курортной отрасли. В 2011 году — 242,9 млн. рублей, в 2012-м — 427,0 млн. рублей. За счет этих средств необходимо работать над снижением цен на авиаперевозки, над обеспечением налоговых льгот здравницам. Хотя бы тем, которые тратят деньги на свое развитие, занимаются реконструкцией корпусов, приобретают новую медицинскую технику, принимают на отдых ветеранов или семьи с детьми. Интересы туристского бизнеса всей России давно просто кричат: нужны новые автомобильные трассы к морю. Разработаны планы модернизации двух дорог неместного значения: Майкоп — Туапсе через Шаумянский перевал и Абинск — Кабардинка через станицу Шапсугскую. Эти проекты надо активно лоббировать, добиваться выделения средств на их реализацию. Поскольку такие шоссе требуются для развития курортной сферы, заниматься этим как раз и должно министерство курортов и туризма Краснодарского края. А все вышеизложенные рекомендации должны комплексно включаться в целевые программы, так как развитие данной отрасли основано на программно-целевом управлении.

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать

Нормативно-правовую базу программно-целевого метода составляет федеральное законодательство, а также принятые в Краснодарском крае нормативные правовые акты, регламентирующие порядок разработки и реализации программ и осуществления деятельности в сфере курортов и туризма.

Целевые программы в целом представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития Российской Федерации

Существенной чертой целевых программ является наличие конкретных органов, производящих разработку программ, наличие конкретных исполнителей, полностью отвечающих за выполнение программы, за строгое разграничение прав и ответственности, комплекс мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, определение периода программы и необходимых ресурсов для ее выполнения.

Решение проблем развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края основывается на программно-целевом методе, с учетом основных направлений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и социально-экономического развития Краснодарского края.

Развитие туризма способно играть важную роль в экономике Краснодарского края, так как функционирует в комплексе с целым рядом других отраслей (транспорт, связь, гостиничное хозяйство, банки, индустрия развлечений).

Туризм оказывает прямое и косвенное воздействие на доходную часть краевого бюджета, формирование валового регионального продукта, сокращение безработицы.

Целевые программы развития курортов и туризма Краснодарского края направлены на комплексное развитие санаторно-курортного и туристского комплекса (программа «Развитие санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края» на 2003 — 2010 годы и на 2011-2017 годы); развитие Азовского побережья (федеральные программы «Туристские центры России» (2010 — 2014 годы) и «Развитие туристско-рекреационного комплекса побережий Азовского и Каспийского морей» (2010 — 2014 годы); создание горноклиматического курорта Лагонаки (подпрограмма «Создание горноклиматического курорта Лагонаки и объектов, обеспечивающих его функционирование»); развитие города Сочи, как горноклиматического курорта и т.д.

Анализ развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края показал, что целевые программы решают проблемы в данной отрасли, развивают активные виды туризма, рекреационный комплекс.

В среднем по городам население отмечает такие недостатки курортов Краснодарского края как высокая стоимость услуг размещения, несоответствие «цена — качество», грязная морская вода, грязь на городских пляжах, высокие транспортные расходы, связанные с прибытием на курорт, высокая стоимость услуг предприятий питания и продуктов питания в целом, низкое качество и разнообразие услуг предприятий размещения, плохой сервис на пляже и высокая стоимость медицинских и лечебно-оздоровительных услуг.

Анализ развития курортов и туризма в политике соседних регионов Краснодарского края (Ставропольском крае и Республике Адыгея) показал, развитие данной отрасли также основывается на программно-целевом методе, с учетом основных направлений Программы социально-экономического развития Российской Федерации. Развитие туризма в регионах, имея значительный природный и экономический потенциал, сдерживается из-за неразвитости туристской инфраструктуры и как следствие низкого уровня сервиса, качества предоставляемых услуг.

Нами был изучен зарубежный опыт развития курортов и туризма.

Пример такой лидера в туриндустрии, как Турция, показывает, что санаторно-курортный и туристский комплекс следует развивать всесторонне, не только путем оказания господдержки, но и путем привлечения инвестиций.

Мы выработали некоторые рекомендации по совершенствованию программно-целевого метода управления. Разработкой программ развития региона должны заниматься высококвалифицированные кадры. Денежные средства, выделенные на реализацию программ, расходовать равномерно и рационально. Система критериев позволит уделять внимание не только количественной, но и качественной стороне реализации программ. Сотрудничество государства, бизнеса и вузов приведет к развитию интеллектуального капитала в вузах, формированию экономических кластеров.

А также, учитывая проблемы санаторно-курортной отрасли, выявленные при анализе, для повышения социально-экономической эффективности программ, выработаны рекомендации органам государственной власти.

1) Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года №145-ФЗ.

Федеральный закон от 20 июля 1995 года №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Федеральный закон от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р « О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Закон Краснодарского края от 4 февраля 2004 года № 437-КЗ «О бюджетном процессе в Краснодарском крае».

Закон Краснодарского края от 07.06.2004 № 717-КЗ «О местном самоуправлении в Краснодарском крае».

Закон Краснодарского края от 10 июля 2001 года № 384-КЗ «О прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Краснодарского края».

Закон Краснодарского края от 25 октября 2005 года № 938-КЗ «О туристской деятельности в Краснодарском крае».

Закон Краснодарского края от 15 июля 2005 г. № 888-КЗ «О государственной поддержке санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края».

Закон Краснодарского края от 31 декабря 2003 года № 656-КЗ «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края».

Закон Краснодарского края от 29 апреля 2008 года N 1465-КЗ «О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года».

Закон Краснодарского края от 3 октября 2008 года № 1563-КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» на 2003-2010 годы» (третий этап — 2009-2010 годы).

18) Постановление главы администрации Краснодарского края от 3 сентября 2007 года № 763-П «Об утверждении порядка разработки и реализации долгосрочных краевых целевых программ» <http://www.detp.ru/upload/iblock/73d/763.doc>.

Постановление главы администрации от 10 июня 2008 года №548-П «О создании системы управления по целям и результатам деятельности в органах исполнительной власти Краснодарского края».

Постановление главы администрации Краснодарского края от 5 сентября 2001 г. № 826 «Об аттестации экскурсоводов, руководителей туристских групп (фирм), организаторов путешествий (экскурсий) и других работников туристско-экскурсионных организаций Краснодарского края».

Постановление главы администрации Краснодарского края от 27 мая 2010 года № 400 «Об утверждении долгосрочной краевой целевой программе «Развитие санаторно-курортного и туристской комплекса Краснодарского края» на 2011-2017 годы».

Стратегия развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года.

Постановление правительства Ставропольского края от 20 июля 2011 года № 287-п «О краевой целевой программе «Развитие курортов и туризма в Ставропольском крае на 2012-2016 годы».

Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 495 с.

Горемыкина Л.Е. Тенденции инновационных процессов в ведущих индустриальных странах. — М.: РАН, Институт системного анализа, 2003. — 356 с.

26) Информация о проведенных мероприятиях и расходовании средств по краевой целевой программе «Развитие санаторно-курортного итуристского комплекса Краснодарского края на 2003-2010 годы» (второй этап-2006-2008 годы).

27) Любовный В.Я. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации.Сб. науч. тр./ отв. ред. д.э.н. Любовный В.Я ., к.г.н. Зайцев И.Ф., к.э.н. Ушаков А.К., к.э.н. Пчелинцев Т.А. / Моск. обществ. науч. фонд, Ин-т макроэкон. исслед. (ГУ ИМЭН при Минэкономики России), М.: 2000.

Народная газета «Вольная Кубань», публикация от 16 мая 2013 год.

29) Отчет о научно-исследовательской работе «Методическое обеспечение и проведение исследований в сфере туризма», Сочи 2010.

30) Приложение к письму департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края № 44-1746/12-01-10 от 5.06.2012г. «Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края».

Райзберг Б.А. Программно-целевое планирование и управление/ Б.А.Райзберг, А.Г.Лобко — М: Инфра-М, 2006. — 428с.

Райзберг Б.А. Современный экономический словарь/ Б.А. Райзберг, Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., — 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 479 с.

Официальный сайт Министерства курортов и туризма Краснодарского края www.kurortkuban.ru [электронный ресурс].

Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю www.krsdstat.ru [электронный ресурс].