«Внутренний туризм в России» 3 глава

Дипломная работа

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОСИИ

3.1 Проблемы российского внутреннего туризма

Россия обладает колоссальным потенциалом разнообразных туристских услуг, но занимает весьма скромное место на этом рынке, обеспечивая всего около 1% мирового потока туристов. Как уже было сказано выше, по оценкам специалистов ВТО, Россия может принимать ежегодно до 40 млн. иностранных туристов, а не 7 млн., как в настоящее время. [21, c. 243]

Внутренний туризм тоже не сильно развит и становится ясно, что основными факторами, сдерживающими развитие туризма в России, в настоящее время являются:

  • недостаточность рекламы и правдивой информации, в том числе присущий России образ как страны, неблагоприятной для туризма;
  • неразвитая туристская инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиниц туристского класса (2*-3*) с современным уровнем комфорта;
  • невысокое качество обслуживания российской туристской индустрии, низкий уровень подготовки кадров и отсутствие опыта работы в условиях рыночной экономики;
  • несоответствие цены и качества размещения в гостиницах;
  • отсутствие практики создания субъектами РФ благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктур
  • невысокое качество обслуживания во всех секторах туриндустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования
  • несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин).

Для решения проблем внутреннего туризма предпринимались и предпринимаются различные меры как на местном так и на федеральном уровнях. Все же самой действенной, по оценкам специалистов, является принятие федеральной программы развития туризма в российских регионах. По своим масштабам и необходимости она сравнима со многими социальными федеральными программами принятыми в Российской Федерации, так как туризм является очень перспективной отраслью для России.

Принятие федеральной программы развития туризма вызвало разработку соответствующих региональных программ. В них определены возможности расширения сферы обслуживания туризма, как для российских граждан, так и иностранцев. Определены задачи и конкретные меры по расширению инфраструктуры, материальной базы, рекламно-информационных служб, развития народных художественных промыслов, подготовки кадров, разработки новых маршрутов на внутреннем и внешнем рынках туристских услуг и т.д.

24 стр., 11790 слов

Системы подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства

... управленческих кадров и специалистов. Важным фактором повышения конкурентоспособности любого бизнеса, даже в сфере туризма, является обучение в каждом конкретном случае так называемого «человеческого фактора». Стабильность и перспективы успешного развития ...

Такие программы в настоящее время имеются во многих российских регионах. Хотя разработаны они на разные временные периоды и с разной степенью детализации, исходя из конкретных возможностей регионов. Но большая часть регионов, к сожалению, еще не определилась с использованием своих ресурсов для вовлечения их в социально-экономическое развитие в части выделения средств на строительство современного гостиничного фонда, сферы общественного питания и пр.

Постановлением правительства Москвы на период 2000-2010 г. на региональную программу развития туризма за счет всех источников финансирования предполагается выделить 168, 1 млрд. руб., в том числе из городского бюджета 3, 4 млрд. руб., а остальная сумма с помощью привлекаемых различных источников. Подсчитано, что выполнение этой программы позволит к 2010 г. увеличить туризм до 5 млн. человек и повысить доходную часть городского бюджета на 10%. [21, c. 234]

По Московской области общий объем финансирования региональной программы развития туризма на 2005-2005 гг. определен в сумме 3, 2 млрд. руб. — преимущественно из внебюджетных средств. Ожидается, что поступления от туризма за этот период возрастут в 5 раз по сравнению с 2004 г.

В Санкт-Петербурге программа рассчитана на 2005-2005 гг., что позволит увеличить объем туристских услуг до 150 млрд. руб., а намеченные поступления в областной бюджет на 14 млрд. руб.

Ярославская программа на 2006-2004 г. определила общий объем ее финансирования в 1 млрд. руб. (в том числе лишь 2, 3 млн. руб. за счет федеральных средств; 12, 9 млн. руб. из областного бюджета; 15, 1 млн. руб. из местных бюджетов, а остальные средства — из прочих источников).

Волгоградская программа на 2004-2005 гг. предполагает вложить в ее осуществление всего 5 млн. руб. (3, 9 млн. руб. из областного бюджета и 1, 1 млн. руб. за счет лицензирования турпредприятий).

Выполнение намеченных мероприятий позволит увеличить поток приезжих туристов на 10% и существенно увеличить валютные поступления.

Астраханская программа на 2006-2006 гг. рассчитана на 649 млн. руб. (финансируемых из бюджета области 43 млн. руб., а остальные средства по программе «Юг России»).

Выполнение намеченных мероприятий позволит увеличить приезд туристов до 516 тыс. человек (2-2, 5 млн. чел./дней пребывания ежегодно).

Это позволит дополнительно получать около 25 млн. руб. ежегодно и существенно расширить обслуживающий персонал сферы туризма как штатного, так и сезонного.

В Чите программа туризма рассчитана на 2006 г. и выделяет на ее мероприятия 6, 4 млн. руб., в том числе 2, 3 млн. руб. из областного бюджета и 4, 1 млн. руб. из внебюджетных источников. Предполагается увеличить ежегодно приезжающих туристов на 17 тыс. человек.

Программа Ивановской области на 2006-2010 гг. исходит из того, что за это время в районную сферу туризма будет вложено 606 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 115, 8 млн. руб. Предполагается, что к 2010 г. объем туристских услуг увеличится в 5 раз. Наряду с этим увеличится число занятых в этой сфере и пополнятся бюджеты всех уровней области.

14 стр., 6925 слов

Въездной туризм и эффективность использования национального туристского ...

... работа также будет востребована, и возможно, поможет решить кое-какие проблемы въездного туризма в нашей стране. 1.Социально-экономическое значение въездного туризма и характеристика туристских ... рассмотрение возможных перспектив развития въездного туризма, предложены некоторые варианты и пути избежания существующих проблем. Для написания курсовой работы, в основном, использовалась периодическая ...

Во Владимирской области намечена программа на 2004-2004 гг. с общим объемом финансирования в сумме 19, 9 млн. руб. без привлечения федеральных средств. Предполагается приоритетное развитие материальной базы как для внутреннего, так и для въездного туризма, особенно культурного и детского. Организуется ансамбль «Бабушек-балалаечниц» и др.

Следует отметить, что в российских регионах стали уделять больше внимания удовлетворению потребности в туристских поездках для их жителей. Этому способствовали специальные обследования, проводимые статистическими органами регионов совместно с работниками Россоюза туриндустрии. Наиболее ярким примером служат специальные обследования граждан, желающих приобрести туры за рубежом и в отдельные регионы на территории России, которые проводятся с 1997 г. на территории Москвы и Московской области, в которых сосредоточена преобладающая часть туристских фирм и экскурсионных бюро. Собранная в процессе указанных обследований информация позволяет более квалифицированно анализировать процессы функционирования рынка туристских услуг и формировать потоки туристов по важнейшим регионам России.

Помимо этого с 2005 г. проводятся обследования распределения сезонного спроса москвичей на туристские путевки по кварталам. Это также содействует более эффективному решению региональных программ развития рынка туристских услуг.

Аналогичные обобщения информации о туристских потоках производятся в Санкт-Петербурге, в частности о круизах иностранных туристов по Балтийскому морю за 1995-2005 гг. Интересен опыт анализа информации о развитии курортно-туристского комплекса Краснодарского края за 1999-2004 гг. с помощью специальных обследований работниками Крайкомстата.

В этих обследованиях выявлены масштабы неорганизованного туризма (свыше 3 млн. человек) на территории края, мест их размещения, учета налоговых поступлений и пр. — по городам и районам края. Большой интерес для развития сферы туризма проявляли административные органы в Псковской области, проведя специальные обследования в 1998-2005 гг. В результате выявлена тенденция значительного увеличения потока российских туристов на территорию области. Потоки российских туристов прибывают из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, а иностранных — из Балтии. Наибольший рост размещения туристов произошел в гостиницах области. Наряду с этим выявлено также, что около 70% мест в гостиницах снимают туристы, приехавшие на отдых и с деловыми целями: обращает внимание, что с 2000 г. пятая часть гостиниц заполняется лицами с частными визитами.

За последние годы Госкомстат усовершенствовал формы статистической отчетности (N1-турфирма, N1-отдых, N1-ТЭ, N1-гостиница и др.).

Это позволяет существенно расширять анализ развития сферы туризма в регионах страны. В свою очередь, такая статистическая информация позволяет содействовать обоснованности разработки региональных программ развития туризма и экскурсионного дела на всей территории страны.

20 стр., 9805 слов

Структура туристского рынка России и динамика развития выездного ...

... данной курсовой работы - рассмотреть динамику выездного туризма за прошедшее десятилетие и структуру туристского рынка России. На основе статистических данных, приведенных на туристских интернет-порталах и в учебных пособиях, будут выявлены предпочтения российских туристов относительно зарубежных ...

В частности на базе имеющихся данных Свердловский облстаткомитет подготовил обстоятельный анализ функционирования сферы туризма в области. На его основе определены тенденции и возможности развития этой сферы в области, в том числе въездного и выездного туризма на территории области. Выявлены основные потоки туристов. Так, за 2000 г. область приняла 50, 8 тыс. и отправила 58, 1 тыс. туристов. Однако из дальнего зарубежья обслужено всего 0, 5 тыс. туристов, а в дальнее зарубежье выехало 38, 5 тыс. Туристские услуги за 2004 г. определены в сумме 1, 8 млн. долл. в общем объеме импорта и 5, 6 млн. долл. — в экспорте области, что привело к отрицательному сальдо платежного баланса области в 3, 8 млн. долл.

Это ставит задачу серьезного повышения в области эффективности сферы туризма и решения проблем развития объема и качества всех туристских услуг, особенно гостиничного хозяйства, тем более что рентабельность существующих гостиниц значительно повысилась. В приведенном аналитическом материале госстатистики Свердловской области имеется масса другой важной информации, которая позволяет комплексно оценивать результаты развития ее туристской сферы.

Вполне очевидно, что в большинстве регионов России имеется аналогичная статистическая информация, которая поможет наиболее эффективно мобилизовать имеющиеся региональные ресурсы развития этой важной отрасли хозяйства.

По данным платежного баланса, составляемого Банком России, за 2004 г. поездки россиян за рубеж оценены в сумме 3, 5 млрд. долл., а поступления от иностранного туризма составили почти 10 млрд. долл. США. Тем самым «чистый доход» России от иностранного туризма оценен в сумме 6, 4 млрд. долл., т.е. примерно 44 долл. на каждого россиянина. Однако это вдвое ниже среднемирового уровня расходов на туризм в настоящее время. Вполне очевидно, что осуществление программы развития туризма в России призвано существенно оживить туристские потоки во многие регионы и оживить их экономику, в том числе за счет доходов от туризма, особенно иностранного.

Одной из исключительно важных и приоритетных программ развития туризма на 2005-2010 гг. можно выделить уникальный в мире природный комплекс озера Байкал, расположенный на территории Республики Бурятия, Читинской и Иркутской областей. Для развития этого комплекса разработан комплекс проектов, в том числе с международным участием. Среди таких проектов можно выделить «Развитие экотуризма в Байкальском регионе», «Генеральный план развития экологического туризма в регионе озера Байкал», которые финансировались Всемирным банком, «Информационно-консультативный центр туризма» и ряд других программ по линии технической помощи ООН, включая разработку мультимедийного справочника на русском и английском языках «Баргузинская долина», «Пушкинская долина» с методическими указателями.

Сотрудники Байкальского института природопользования из Сибирского отделения РАН проанализировали ресурсы региона и обосновали возможность дальнейшего развития этого природного комплекса, включая богатые рекреационные и туристские ресурсы. Оценены и проанализированы имеющиеся данные о становлении туризма в регионе, выявлены важнейшие проблемы его развития и направления развития туризма в регионе, что определило его как важную альтернативу промышленного развития и освоения территории региона.

В регионе функционируют 85 туристских фирм, из которых в Бурятии расположены 17. В регион за год приезжает 30 тыс. въездных туристов, а в Бурятию — лишь примерно 6 тыс. Байкальский регион приобрел значение одного из международных центров туристского бизнеса. Развитию этого центра содействует принятие целевой программы «Развитие туризма в Республике Бурятия на 1997-2005 гг.».

3.2 Развитие основных принимающих регионов для внутреннего туризма

Всего в Российской Федерации в 2006 г. насчитывалось 9,1 тысячи курортно-туристских средств размещения с общей численностью номеров — 472,1 тысячи и вместимостью 1100 тысяч мест, из них около 40% приходится на гостиничные средства размещения. При этом среднегодовой коэффициент загрузки составляет 42%. В настоящее время наибольшая загрузка характерна для гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского и Ставропольского краев и Калининградской области.

Масштабы организованного туризма (путешествия лиц, воспользовавшихся услугами туристских фирм — туроператоров и турагентов) отражают результат деятельности туристских фирм, которые являются одной из составляющих туристской индустрии. На начало 2006 г. в России действовало 3133 туристских фирм, что на 2, 6% меньше, чем в 2005 г. Сокращение произошло за счет уменьшения числа турфирм, занимающихся туроператорской деятельностью (на 26, 9% по сравнению с 2005 г.).

Однако при этом наблюдалось их укрупнение как по общему числу занятых, так и в расчете на одну турфирму (увеличилось в 1, 7 раза), а также по числу обслуженных клиентов на 40, 1% . Такая тенденция соответствует мировому развитию рынка туристских услуг. В 60-е годы в Европе произошел переход от полипольной структуры рынка с многочисленными мелкими и средними фирмами к олигопольной, при которой крупнейшие туроператоры контролируют 40-60% этого рынка в стране.

Анализируя относительные показатели туризма, можно сделать следующие выводы. Средний объем туристских услуг на 1 жителя России в 2006 г. увеличился (в 2, 8 раза по сравнению с 2004 г. и на 37, 0% по сравнению с 2005 г.) и составил 569, 2 руб. Удельный вес туристских расходов в 2006 г. составил 1, 68% в общих расходах населения. Это больше на треть, чем в 2005 г. , и на 3, 7 %, чем в 2006 г. .

Удельный вес занятых в сфере туризма в общей численности занятых в экономике также увеличился, как по сравнению с 2005 г. (в 1, 5 раза), так и по сравнению с 2006 г. (в 1, 6 раза).

Для определения особенностей развития туризма в России проведем кластерный анализ, что позволит оценить степень различия российских регионов в деятельности туристско-гостиничного хозяйства России.

Для анализа деятельности российского туристического комплекса выбраны следующие показатели за 2006 г.:

  • Объем отдельных видов платных услуг, млн. руб., в том числе: туристско-экскурсионные; санаторно-оздоровительные; услуги гостиниц;
  • Численность размещенных лиц (тыс. чел.): в предприятиях гостиничного типа; в специализированных средствах размещения.

Значения отобранных показателей по регионам позволяют оценить степень развития туризма в регионах, как в денежном измерении, так и в натуральных показателях, что дает более полную картину развития туризма в России. При расчетах использованы данные по 79 регионам России. Кластерный анализ исходной совокупности выявил 3 основные группы, а также 4 аномальных региона (Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край).

К первому кластеру относятся 18 из 79 исследуемых регионов. В их число входят: Республики Башкортостан и Татарстан, Ставропольский, Хабаровский, Приморский, Красноярский, Алтайский края; Нижегородская, Ростовская, Тюменская, Свердловская, Челябинская, Пермская, Самарская, Иркутская, Новосибирская, Кемеровская и Тверская области.

Эти регионы характеризуются наиболее высоким уровнем созданного ВРП или выгодным географическим расположением в местах, имеющих значительную туристскую привлекательность. Регионами с ярко выраженной туристской направленностью являются: Тверская область, Ставропольский край и Ростовская область. Из двух федеральных округов только эти три региона вошли в 1-й кластер. Из Центрального федерального округа в 1-й кластер попала Тверская область. По объему ВРП этот регион не слишком сильно отличается от соседних регионов, но он обладает значительными туристскими ресурсами (озеро Селигер, старинные русские города Тверь, Кашин, Калязин) и находится недалеко от Москвы и Санкт-Петербурга. В Южном федеральном округе только два региона

-Ставропольский край (курорт Минеральные Воды) и Ростовская область (побережье Азовского моря, река Дон) попали в первый кластер. В Дальневосточном федеральном округе Приморский и Хабаровский края вошли в 1-й кластер. Этому способствовало бурное развитие за последнее время экономического туризма в этих регионах между Россией и Китаем и с Японией.

Остальные регионы 1-го кластера характеризуются высоким уровнем развития промышленности, и, как следствие, в этих регионах развита система местного и выездного туризма. По своему географическому положению они находятся в Поволжье, на Урале и в Сибири. Так, в состав 1-го кластера из 4 регионов Уральского федерального округа вошли 3 региона наиболее промышленно развитые и производящие значительный объем ВРП.

Регионы 1-го кластера специализируются также на оказании услуг санаторно-оздоровительного характера, объем которых более чем в 2 раза превышает объем услуг гостиниц и более чем в 1, 5 раза — объем туристско-экскурсионных услуг. В целом можно сделать вывод о значительном превышении объема оказанных санаторно-оздоровительных услуг во всех регионах России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.

Регионы 1-го кластера вместе с аномальными регионами составляют основную базу туризма в России. В этих регионах оказано почти 87% общего объема туристско-экскурсионных услуг; 77, 2% санаторно-оздоровительных и 87, 1% всех услуг гостиниц России.

Второй кластер является самым многочисленным по количеству регионов России, вошедших в него. В его 39 регионах уровень развития туризма значительно меньший, чем в регионах первого кластера. Средние значения показателей его позволяют сделать вывод о том, что эти регионы в сфере туризма занимают промежуточное положение между наименее развитыми (3 кластер) и наиболее развитыми (1 кластер) регионами.

Во второй кластер вошли: республики Карелия, Коми, Дагестан, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Удмуртия, Чувашия и Бурятия; Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Рязанская, Смоленская, Тульская, Ярославская, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Волгоградская, Кировская, Оренбургская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская, Омская, Томская, Читинская, Амурская и Камчатская области.

В состав этого кластера вошли все регионы Северо-Западного, почти все регионы Центрального, половина — Приволжского и меньшая часть Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, а также 3 из 12 регионов Южного федерального округа.

Третий кластер содержит 14 регионов с наиболее низкими значениями показателей развития туризма в России. В основном, это национальные автономии Южного и Сибирского федеральных округов, некоторые регионы Дальнего Востока и две области Центральной России, которые, однако, обладают высокой привлекательностью для иностранных туристов — это республики: Карачаево-Черкессия, Калмыкия, Ингушетия, Тыва, Алтай, Адыгея, Саха (Якутия), Хакасия, Мордовия, Северная Осетия, Чукотский автономный округ, а также области: Магаданская, Сахалинская, Астраханская, Курганская, Тамбовская, Орловская и Еврейская автономная область.

В этих 14-ти регионах России произведено только 5, 3% ВВП России , что свидетельствует об их экономической неразвитости, и, как следствие, о невысоком уровне жизни. Среднее значение показателей развития туризма в этих регионах примерно в 10 раз ниже по сравнению с показателями 1-го кластера, что свидетельствует практически о малой значимости туристской деятельности в этих регионах.

Кластерный анализ показал, что только 4 региона (г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Краснодарский край) можно назвать туристскими, в 18 регионах туризм существует, во всех остальных 57 регионах его вообще почти нет.

Таблица 3.1.

Средние значения показателей каждого кластера

Показатели

1 кластер

2 кластер

3 кластер

Аномальные регионы

Все регионы(за исключением аномальных)

Все регионы

Объем отдельных видов платных услуг в 2006 г., млн. руб., в том числе:

Туристско-экскурсионные

177,6

42,6

9,1

2243,6

67

177,2

Санаторно-оздоровительные

458,1

103,5

52,7

2168,7

176,4

277,3

Услуги гостиниц

217,8

57

27,5

3624,5

88,5

267,6

Численность размещенных лиц, 2006 г.:

1 кластер

2 кластер

3 кластер

Аномальные регионы

Все регионы(за исключением аномальных)

Все регионы

В предприятиях гостиничного типа (тыс. чел);

305,3

122,6

40,5

1521

146,7

216,3

В специализированных средствах размещения (тыс. чел).

176,7

55,8

15,1

754,3

75

109,4

Число регионов

18

39

14

4

75

79

Результаты анализа выявили значительную дифференциацию регионов России по уровню развития туризма. Имеются 4 высокоразвитых туристских региона: Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Но даже среди этих регионов особо выделяется Москва, в которой за 2006 г. оказано 44, 8% всех туристско-экскурсионных услуг и 45, 5% услуг гостиниц. Почти половина выручки от оказания платных услуг в России приходится всего на один город России. Однако число размещенных лиц в гостиницах Москвы составило только 22, 2% всех услуг этого вида по России. Это свидетельствует о высокой стоимости в городе оказанных услуг в расчете на одного туриста по сравнению с другими регионами России. Такая же ситуация сложилась и в Санкт-Петербурге, но в меньших масштабах, где в отличие от Москвы оказан очень незначительный объем туристско-экскурсионных услуг — всего лишь 2, 9% общего итога по России.

Это свидетельствует о четко выраженных различиях в гостиничных услугах в Петербурге, в то время как в Москве объем оказанных туристско-экскурсионных и гостиничных услуг примерно одинаков. Московская область и Краснодарский край по характеристикам развития туризма очень близки; различие имеется только в объемах оказанных туристско-экскурсионных услуг: в Московской области 2, 7% по сравнению с 13, 7% в Краснодарском крае.

Значение туризма в аномальных регионах исключительно велико для России. Около двух третей от всего объема оказанных туристско-экскурсионных и гостиничных услуг приходится на эти 4 региона, в которых расположено более 33% всех размещенных лиц в гостиницах и оказано почти 40% платных услуг санаторно-оздоровительного характера.

Особенность развития туризма в России заключается не только в различных туристических возможностях регионов, но и в закономерностях влияющих на уровень доходов туристических фирм.

Дальнейшей задачей исследования явилось выявление основных зависимостей и закономерностей, влияющих на уровень выручки от реализации услуг туристских фирм по регионам России. Эта задача была решена с применением корреляционно-регрессионного анализа. С целью исключения сильного влияния аномальных данных и с целью увеличения однородности отобранной генеральной совокупности регрессионный анализ проводился за исключением 4 аномальных регионов. Также в виду отсутствия данных по следующим регионам: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Алтай, Республика Тува, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, эти регионы из исследования исключены. В итоге анализ был осуществлен на основании данных по 67 регионам России. В результате проведенного экономического исследования имеющихся данных были отобраны следующие признаки:

  1. выручка от реализации туристских услуг (млн. руб.);
  2. суммарная стоимость туров, проданных гражданам РФ на территории России (млн. руб.);
  3. суммарная стоимость туров, проданных гражданам РФ в зарубежные страны (тыс. руб.);
  4. количество российских туристов (тыс. чел.);
  5. количество иностранных туристов (тыс. чел.);
  6. количество туристских фирм.

Расчет параметров регрессионного уравнения показал, что наиболее значимыми являются признаки 2 и 3, поэтому уравнение принимает вид:

Экономическая интерпретация результатов моделирования выявляет следующее. При увеличении стоимости путевок, проданных гражданам РФ на территории России, на 1 млн. руб. выручка от реализации туристских услуг увеличивается при неизменном признаке 3 на 0,22 млн. руб. Если стоимость путевок, проданных гражданам России в зарубежные страны, растет на 1 млн. руб. при неизменном признаке 2, то выручка от реализации туристских услуг вырастает на 0,38 млн. руб.

Частные коэффициенты эластичности показывают, что наибольшее влияние на выручку от реализации туристских услуг оказывает увеличение стоимости путевок, проданных гражданам РФ по территории России, и в меньшей степени увеличение стоимости путевок, проданных гражданам РФ в зарубежные страны.

При увеличении на 1% стоимости путевок, проданных гражданам РФ по территории России, выручка от реализации туристских услуг увеличивается на 0,673%. Увеличение стоимости путевок, проданных гражданам РФ в зарубежные страны на 1 %, приводит к увеличению выручки от продажи товаров, работ, услуг на 0,355%.

Таким образом, следует направить все силы на развитие тех регионов, которые наиболее посещаемы российскими туристами для повышения доходности и уровня туристских услуг в России.

Объем реализации туристских услуг, оказываемых населению, является важнейшим комплексным показателем удовлетворения потребностей населения в туристских услугах, а, следовательно, и показателем уровня жизни населения и одновременно результатов функционирования и развития рынка туристских услуг.

В современном капиталистическом обществе для стабильного развития туризма только помощи государства в виде федеральных программ не достаточно. Турфирмы сами ищут способы решения проблем. Для этого они объединяются в союзы, общества и т.п. Одной из самых известных является Российский Союз Туриндустрии.

Российский союз туриндустрии (РСТ) – крупнейшее предпринимательское объединение отрасли, в состав которого входит более 1000 организаций турбизнеса, гостиничного хозяйства, санаторно-курортного комплекса, а также транспортные, страховые, консалтинговые компании, учебные заведения, региональные ассоциации и органы управления туризмом, средства массовой информации, регулярно освещающие вопросы развития туризма.

Итак, в результате кризиса внутреннего туризма сейчас меняется государственная политика по отношению к туристской деятельности.

Возможно, принятые новые законы и программы развития туризма в регионах России помогут внутреннему туризму встать на ноги.

Таким образом, если рассматривать российский рынок туристических услуг, то видно, что дороговизна заграничных туров отталкивает россиян от путешествий как таковых. Это выход из сложившейся ситуации в развитии внутреннего туризма.

Следует поставить перед собой приоритетным направлением развитие внутреннего туризма.

Это позволит расширить инфраструктуру гостиничного, ресторанного, экскурсионного и сувенирного бизнеса в регионах страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам.

Российский туризм существует довольно долго. На разных этапах своего развития он имел свои особенности, присущие только ему. Характерной особенностью нынешнего этапа является, в некоторой степени, кризисное состояние внутреннего туризма России.

Развитие внутреннего туризма началось еще в Древней Руси с паломников и купеческих караванов.

В советское время было повсеместное развитие внутреннего туризма.

Определённые меры в те времена по развитию туризма принимались со стороны государства. Они были направлены на создание материально-технической базы и на подготовку профессиональных кадров. Очевиднее становились пути деятельности в этом направлении:

  • централизация занятий туризмом,
  • обеспечение туристов и экскурсантов транспортом, местами размещения, питанием, путеводителями, сведениями об объектах посещения,
  • подготовка кадровых групповодов-организаторов и т.д.

После распада СССР внутренний туризм начал исчезать. Устаревшие комплексы, плохое обслуживание и высокие цены отпугивали туристов. Одновременно с этим туристы получили возможность выезжать за рубеж и сравнивать уровень обслуживания.

Все сферы внутреннего туризма требуют обновления. Особенно следует обратить внимание на качество обслуживания, т.к. это основа притока туристов в регионы России.

Добиться успеха во внутреннем туризме и в привлечении российских туристов можно только создав сильную конкуренцию зарубежным туристическим центрам. Конкуренция должна заключаться не только в повышении качества услуг, но и в снижении цен.

Сейчас уделяется большое внимание изменению законодательства в сфере туризма, которое имеет следующие цели:

— обеспечение прав и свобод граждан Российской Федерации в области туризма, посредством создания правовых условий для формирования в Российской Федерации современной, высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии, способной удовлетворить потребности граждан в разнообразных и качественных услугах.

  • создание правовых и организационных условий для развития внутреннего и въездного туризма, обеспечение стабильности, предсказуемости и гибкости правового регулирования отношений в области туризма;
  • увеличение доходов от туризма в бюджеты всех уровней за счет формирования правовых механизмов повышения прозрачности деятельности субъектов туристской индустрии,
  • гармонизация норм российского права и правил Европейского Союза, регулирующих отношения в сфере туризма.

В новом законопроекте «О туризме и туристской деятельности» четко прописаны все понятия туристской деятельности; разграничены полномочия; определена ответственность и внесена финансовая гарантия туристических операторов. Во внутреннем туризме финансовая гарантия составляет 1 млн. рублей.

Россия обладает колоссальным потенциалом разнообразных туристских услуг, но занимает весьма скромное место на этом рынке, обеспечивая всего около 1% мирового потока туристов. Как уже было сказано выше, по оценкам специалистов ВТО, Россия может принимать ежегодно до 40 млн. иностранных туристов, а не 7 млн., как в настоящее время.

Внутренний туризм тоже не сильно развит и становится ясно, что основными факторами, сдерживающими развитие туризма в России, в настоящее время являются:

  • недостаточность рекламы и правдивой информации, в том числе присущий России образ как страны, неблагоприятной для туризма;
  • неразвитая туристская инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиниц туристского класса (2*-3*) с современным уровнем комфорта;
  • невысокое качество обслуживания российской туристской индустрии, низкий уровень подготовки кадров и отсутствие опыта работы в условиях рыночной экономики;
  • несоответствие цены и качества размещения в гостиницах;
  • отсутствие практики создания субъектами РФ благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктур
  • невысокое качество обслуживания во всех секторах туриндустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования
  • несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин).

Необходимо отметить, что на российском рынке туризма сформировался новый тип потребителя его услуг, которого отличают следующие особенности:

  • высокая требовательность к комфорту и качеству услуг;
  • индивидуализм;
  • спонтанность решений; мобильность;
  • физическая и умственная активность на отдыхе;
  • стремление получать новые впечатления.

Новый российский потребитель туруслуг, особенно уже побывавший за границей и имеющий представление о качественном обслуживании, более требовательный, критически относящийся к предлагаемым ему товарам и услугам, жаждущий разнообразия впечатлений и удовольствий, активный, независимый. Качество внутреннего туризма должно соответствовать международному уровню.

Вполне очевидно, что требуется существенно оживить туристские потоки во многие регионы и оживить их экономику в том числе за счет доходов от туризма.

Изучив особенности развития российского туризма, его проблемы можно попытаться найти пути дальнейшего стабильного развития внутреннего туризма и туризма в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/v-nastoyaschee-vremya-osobenno-ostro-vstala-neobhodimost-poiska/

  1. Азар В.И. Экономика и организация туризма. – М.: Профиздат, 1993.– 214 с.
  2. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма: Уч.пособие. – М., 1996. 220 с.
  3. Балабанов И.Т. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. М.: Финансы и статистика. 2006. – 342с.
  4. Баразгов К.В., Кротова Е.Л. Экономико-статистический анализ сферы туризма и отдыха Свердловской области. Вопросы статистики. 2005. N 10. С. 59-67.
  5. Белозеров Б.П. К вопросу о правовой защите интересов граждан в сфере туризма // Проблемы правоотношений в социально-культурной сфере: Ученые записки юридического факультета. — С.-Пб.; Изд-во СПбГУП, 2002. — Вып. 8. — с.48-50
  6. Бухтоярова И.В., Голик Л.В., Марчук В.И. Методология статистической оценки рынка туристских услуг // Рыночная трансформация экономики предпринимательства: состояние и перспективы. Сборник научных трудов. Выпуск 2004. / Под ред. к.т.н. проф. Романова В.А. – Шахты, ЮРГУЭС. 2004. – С.112-117
  7. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристский бизнес. Ростов н/д.: Феникс, 2005. – 431с.
  8. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. – М., 1998. – 198 с.
  9. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. – Мн.: “Эконом-пресс”, 1998. – 400 с.
  10. Ефимова О.П. Экономика гостиниц и ресторанов. Учебное пособие. М.: ИНФО, 2006. — 391 с.
  11. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 1999. – 644 с.
  12. Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития. – М.: Советский спорт, 1998. – 144 с.
  13. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 496 с.
  14. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Р.Б. Ноздревой. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 787 с.
  15. Мазуров Ю.Л. Природное наследие в региональной экологической политике // Вестн. МГУ. Сер.5. Геогр. 1999. № 4.С. 11–16.
  16. Морозов М. Маркетинговые исследования российского рынка туризма // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 5. С. 50–64.
  17. Панов И. Экологический туризм и его роль в устойчивом развитии территорий // Вестн. МГУ. Сер. 5. Геогр. 1998. № 6. С. 13–18.
  18. Перерва В.И. Экологический туризм в современном мире // Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов России». 2003. № 3-4, С. 120-125.
  19. Правовые и организационные аспекты участия государства в развитии туризма. Проблемы и перспективы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Шендрикова А.И.. — С.-Пб., 2000. — 20 с.
  20. Правовое регулирование туристско-экскурсионных услуг // Экономика и жизнь, 1999, N 44, с. 35.
  21. Туризм в цифрах. 2006. Госкомстат РФ. Российский союз туриндустрии. М., 2007.
  22. Туризм как вид деятельности: Учебник для студентов вузов тур. Профиля / Под ред. Н.В. Исаева, Е.И. Ильина. М.: Финансы и статистика, 2006. – 327с.
  23. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июня 2002 г. N 59-В02пр-5 (существенное отступление от условий договора является основанием для возмещения убытков и компенсации морального вреда)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Справка о состоянии туризма в России и в мире

По данным Всемирной туристской организации на долю туризма в 2000 году приходилось около 10,8% мирового валового продукта и 9,4% мировых капиталовложений. Число рабочих мест в туристской индустрии составило 192 млн. человек, или 8% от общих показателей занятости в мире. Каждые 2,5 секунды в сфере туризма создается новое рабочее место. Ежедневно около 3,2 млрд. долларов США инвестируется в туристскую индустрию.

2001 год оказался трагическим годом для развития туризма в мире. За последние четыре месяца 2001 года показатели международных прибытий упали на 11%. Однако, уже в 2002 году общее число международных туристских прибытий составило почти 715 миллионов. Это на 22 миллиона больше, чем в 2001 году (3,1%), или почти на 19 миллионов превышает показатель 2000 года — «Года Тысячелетия», который, по мнению многих экспертов, был рекордным. По оценкам Всемирной торговой организации по итогам 2001 года мировой экспорт туристских услуг составил 465 млрд. долларов США, а доля туризма в экспорте услуг составила 31,8 %. Ожидается, что после периода бурного роста в следующие двадцать лет международный туризм будет развиваться темпами, превышающими 4% в год.

По данным Федеральной пограничной службы России в 2001 г. Российскую Федерацию посетило 21,570 млн. иностранных граждан из них 3, 028 млн. – со служебными целями, 2, 380 млн. – с целью туризма, 14, 050 млн. – с частными визитами. Число иностранных граждан из стран дальнего зарубежья составили: всего – 7,079 млн. человек, из них со служебными целями – 1,960 млн., с целью туризма- 2,052 млн., и частными визитами – 2,059 млн. человек.

Граждане стран дальнего зарубежья в общем числе въехавших в Российскую Федерацию иностранцев составили 30 % . Причем основными странами, поставляющими туристов в Российскую Федерацию являются Польша (741 тыс.), Латвия (367 тыс.), Германия (226 тыс.), Финляндия (210 тыс.), Китай (165 тыс.) США ( 92 тыс.), Великобритания ( 68 тыс.), Италия (66 тыс.), Франция ( 54 тыс.) и Япония ( 41 тыс.).

Российские граждане совершили в 2001 году 17, 939 млн. поездок за рубеж. Среди целей международных поездок первенство принадлежит частным посещениям — 9, 490 млн., туризм как средство рекреации и отдыха, занимает в выездах россиян второе место – 4, 191 млн. и на третьем месте — служебные поездки – 2, 529 млн. человек.

Число поездок в страны дальнего зарубежья составило: всего – 10,402 млн. человек, из них со служебными целями – 1,951 млн., с целью туризма — 3,972 млн., и частными визитами – 3.172 млн. человек. Наиболее популярными странами для туристических поездок среди россиян были: Польша- 705 тыс. человек, Китай — 677 тыс., Турция — 625 тыс., Испания – 221 тыс., Финляндия -214 тыс., Германия – 174 тыс. и Египет – 157 тыс.. Наибольшее количество служебных поездок было совершено в Финляндию — 636 тыс., Германию — 183 тыс. и Китай – 179 тыс. поездок.

В 2000 году россияне осуществили примерно 56,1 млн. дальних поездок по России, в том числе 22 млн. поездок с проживанием в коллективных средствах размещения гостиничного типа и специализированных коллективных средствах размещения.

В 2001 году в санаторно-курортных организациях, организациях отдыха и туристских базах лечилось и отдыхало 8, 644 млн. человек из них граждане России – 8, 172 млн. человек.

По оценкам Центрального Банка России и экспертов Всемирной торговой организации предоставленные в 2002 году иностранцам услуги по статье «Поездки» оценивались в 4,3 млрд. долларов. Расходы россиян на поездки за рубеж в 2002 году составили по различным оценкам от 11 до 12,3 млрд. долларов. Таким образом, внешнеторговой оборот в этой сфере составляет от 15,3 до 16, 6 млрд. долларов США. Отрицательное сальдо платежного баланса составляет от 6,7 до 8 млрд. долларов США. Объем услуг, оказанных организациями санаторно-курортной и гостиничной сферы составил около 1,2 млрд. долларов США.

Департамент туризма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации оценивает емкость российской рынка услуг в сфере туризма в 8 млрд. долларов США.