В Государственном Русском музее, по официальным данным, представлено около пяти тысяч икон периода XII — XX века. Однако, решив ознакомиться с коллекцией, вы вряд ли достигните этой цели. В постоянной экспозиции в совокупности с материалами официального сайта музея посетителям доступно не более 50-60 произведений иконописи.
Так тип живописи как икона, достаточно сложен для восприятия. Однако ни в залах музея, ни на его сайте не представлена какая-либо дополнительная информация об иконах, их особенностях и т.п.
В Государственном Русском музее под Древнерусской искусство, то есть собственно иконы отведено 4 зала: Древнейшие иконы, иконы Пскова и Новгорода, иконы- произведения Андрея Рублева, а четвертый зал – это работы Дионисия, Симона Ушакова и тверских мастеров.
Такое расположение икон позволяет рассматривать произведения, объединенные временным периодом, географическим расположением или авторством.
Так, в первом зале представлены самые древние иконы в собрании музея, в том числе и Архангел Гавриил (Ангел златовласый), которая датируется XII веком. Еще одними известными экспонатами этого зала можно считать иконы XIV века – Борис и Глеб и Деисус. В зале представлены икона вплоть до XV века.
В следующем зале иконы Древнего Пскова и Новгорода. Здесь временной разброс икон с XIII до XVI века. Такое оформление залов лишь подтверждает проблемный принцип расположения произведений, нежели хронологический. Чтобы сравнить икону XIII века Иоанн Лествичник, Георгй и Власий с иконой опять же XIII века Николай Чудотворец, необходимо переходить из зала в зал. Хотя, при рассмотрении и изучении исторической справки выясняется, что обе эти иконы относятся к данному региону и их разделение ничем не обусловлено. И такие примеры не единичны.
Музеи Московского Кремля
... княжеская усыпальница - Архангельский собор (1505) К концу XV - началу XVI в. Московский Кремль становится самым значительным фортификационным сооружением в Европе. Причем его башни, соборы, гражданские ... им. ВЦИК (ныне здание Президиума Верховного Совета). Реконструируются залы Большого Кремлевского дворца. Особое внимание в истории Кремля уделяется звездам, которые венчали его башни. В 1935 ...
кроме того, эти два зала не позволяют выделить в иконах традиционных черт древнейшего периода и иконописи Пскова и Новгорода. Человек неподготовленный и не увидит этих черт самостоятельно.
Отдельный зал посвящен работам великого мастера Андрея Рублева. Однако собрание икон в нем достаточно скромное и в значительной степени уступает Третьяковской галереи. Рука автора без сомнения видна, но в отрыве от «Троицы», и Богоматери Владимировской, которая хранится в музее, но, к сожалению, не выставляется собрание не привлекает внимание несведущего в вопросах иконописи человека.
Четвертый зал – «сборная солянка». По заявлению иконы в нем представлены до века XVII , однако некоторые экспонаты датируются веком XVIII . Иконы приметные, но не объединены общей тематикой или сюжетами, разбросаны хронологически.
Посещение этих залов не вызывает чувства наполненности и целостности в представлении об иконописи XIII — XVIII веков. В выставленной подборке не видны характерные черты школ и направлений, не представлены самые известные работы мастеров. Произведения иконописи представлены скорее в проблемном, нежели хронологическом принципе, однако и эта система дает сбой. Экспозиция в музее меняется крайне редко, а значит обширную коллекцию икон, хранящуюся в ГРМ, простым посетителям вряд ли удастся когда-нибудь увидеть.