Аттракторы как ядро планирования развития туризма в регионе

Контрольная работа

Аттракторы как ядро планирования развития туризма в регионе

Основу туризма, его движущую силу составляют объекты привлекательности для клиентов: уникальные природные образования (каньоны, скалы, водопады, моря), красивые города, общенациональные и религиозные праздники, крупные зрелищные и спортивные мероприятия, национальные парки, музеи, ярмарки, казино и т.д. Одним из новых и перспективных объектов притягательности стал космос: там побывало уже три туриста. Такие объекты привлекательности можно назвать аттракторами.

Понятие «аттрактор» (от англ. to attract — притягивать) широко используется в различных областях науки и техники. Поиск, нахождение и привлечение все новых аттракторов объективно обеспечивают развитие туризма и увеличение потока клиентов.

Под туристскими аттракторами следует понимать комплекс объектов, расположенных на определенной территории, обладающих различными свойствами, которые представляют интерес для туристов и на этой основе формируют цели посещения объектов привлекательности.

Понятие «аттрактор» в специальной литературе по туризму не встречается; обычно используются такие определения, как «объекты туристской привлекательности», «аттракции» — развлечения, являющиеся важным элементом туристского продукта. Аттракции способствуют развитию интереса потребителей к тому или иному туристскому центру и выступают одним из главных источников дохода. На эффективность объектов привлекательности для гостей влияет наличие или отсутствие языкового и культурного барьеров. Наиболее популярные у туристов виды аттракции — театральные и концертно-зрелищные мероприятия.

Однако необходимо разграничить понятия «аттрактор» и «аттракция» — они нетождественные друг другу. Аттракции обладают лишь некоторыми качествами аттракторов и не отражают сущности, различных форм и свойств притягательности таких объектов, в том числе территорий. Иными словами, аттракции — составная часть, выявленные и используемые свойства аттракторов. По существу, аттракторы как объекты материальной природы — носители свойств аттракции.

Наличие определенных видов аттракторов на конкретной территории, в свою очередь, влияет на формирование инфраструктуры туризма, которая развивается в зависимости от предъявляемых клиентами требований. Чем больше разнообразных аттракторов находится в регионе, тем больше потребителей он притягивает и тем интенсивнее развивается здесь инфраструктура туризма. Поэтому перед органами, занимающимися планированием туризма и управлением этой сферой, стоит первоочередная задача — находить и развивать аттракторы как ядро системы, обеспечивая устойчивость развития туризма в конкретной дестинации.

37 стр., 18151 слов

Разработка рекомендаций по развитию MICE-туризма в России

... MICE-туризма. 6. Разработать рекомендации по развитию делового туризма в России. Объектом исследования является MICE-туризм России, предметом исследования — рынок въездного, выездного и внутреннего MICE-туризма. В работе ... Спб, 2009. — 278 с. Сегмент делового туризма в России оценивается по ... туризма. Целью работы является определение возможностей и перспектив MICE-туризма в России. Для этого в работе ...

Для потребителей интерес представляет не сам объект-аттрактор, например Средиземное море, а его определенные свойства, обладающие характеристиками, которые мы называем характеристиками туристских аттракторов (в рассматриваемом примере это температура воды выше 22С и воздуха около 30-40°С, яркое солнце и т.д.).

При этом если до благоустроенного пляжа очень далеко, турист может выбрать другое место для отдыха, поэтому свойства аттракторов, которые обусловливают интерес к месту отдыха, должны быть уточнены дополнительными характеристиками, в частности возможным способом использования этих свойств, временем и продолжительностью пользования, доступностью.

Кроме того, времени на использование свойств аттракторов должно быть больше временных возможностей туриста. Именно недополученные клиентом аттракторы будут стимулировать его поездку во второй и третий раз. Например, после первого посещения Эрмитажа можно получить лишь общее представление о самом Зимнем дворце и имеющихся там экспонатах. И с каждым последующим визитом человек будет открывать для себя все новые и новые сокровища, хранящиеся здесь.

Как правило, при выявлении свойств аттракторов, т.е. причин туристской популярности региона, каждое из них усредняют, выделяя ограниченное количество доминант. Вернемся к Эрмитажу. Обычно его характеризуют как сокровищницу мировой культуры, но это еще и последний дворец русских царей. Однако у каждого туриста свое видение ценностей и иерархия этих ценностей относительно конкретного аттрактора. Поэтому не всеми включенными в турпакет услугами, связанными с посещением объектов привлекательности, человек пользуется. Часто он дополнительно оплачивает посещение музеев, экскурсионные программы, которые не входят в тур, но представляют интерес лично для него. Отсюда следует, что повышению экономической эффективности маршрута будет способствовать увеличение разнообразных аттракции, не обязательных и не включенных в стоимость тура. Это обстоятельство требует принципиально новых подходов к индивидуализации маршрутов на основе более полного удовлетворения субъективных потребностей туристов.

Таким образом, выделенные свойства объектов, обладающие характеристиками туристских аттракторов, можно рассматривать как цели интересов туристов. Именно цели отражают потребности клиентов, их запросы, интересы, что и определяет возможные пути и средства их удовлетворения.

Для того чтобы аттракторы сохраняли свою привлекательность и, возможно, даже усиливали ее, необходимо:

1) поддерживать на надлежащем уровне их эксплуатационные характеристики (так, при размещении турбаз и кемпингов на берегах озер и водохранилищ норна допустимой рекреационной нагрузки по длине береговой линии не должна превышать 200 человек на 1 км берега;

2) разрабатывать и внедрять новые методы демонстрации достопримечательностей [так, в известных музеях и картинных галереях мира (Эрмитаж, Лувр, Русский музей и др.) используются аудиогиды, в последнее время в современных туристских технологиях и программах очень часто используют игры, классическим примером здесь являются тематические диснеевские парки];

9 стр., 4298 слов

Контрольная работа: Документы, оформляющие договорные отношения ...

... требуется решение следующих задач: рассмотреть договор о туристическом обслуживании; рассмотреть турпутевки ТУР-1, туристический ваучер; рассмотреть проездные документы и памятку туриста. Объект исследования – пакет документов для клиента. Предмет – пакет ...

3) осуществлять поиск новых свойств используемых объектов (так, в маленьких старинных итальянских городах стали проводить фестивали Средневековья — старинные замки и крепости, площади, башни, узкие извилистые улочки, церкви, сохранившие раннехристианский облик, вместе с переодетыми в средневековые костюмы жителями создают атмосферу путешествия во времени);

4) развивать аттракторы (так, правительство Москвы разработало план по созданию в историческом центре столицы комплексной туристической рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы», в районе которого будет сформировано единое пешеходное пространство для туристов, а также предусмотрена организация экскурсионных маршрутов);

5) улучшать доступность к объектам (например, для того чтобы привлечь японских туристов в Санкт-Петербург, необходима развитая служба информации о музеях, выставочных залах и т.д., желательно наличие гидов-переводчиков и буклетов на японском языке);

6) разрабатывать программы по созданию новых центров туризма (примером может служить маленький городок Великий Устюг в Вологодской области, объявленный родиной российского Деда Мороза).

Возможно, недостаточный учет этих и других факторов снижает активность посещения туристами интересующих их объектов.

Туризм в регионе в определенном смысле самодостаточен, так как функционирует и развивается за счет средств посетителей, которых притягивают аттракторы. При этом важная роль принадлежит инфраструктуре обслуживания туристов, создающей для них удобства отдыха, быта и использования свойств аттракторов, в первую очередь — транспорта; размещения в соответствии с индивидуальными особенностями клиентов (молодые, пожилые, семейные и т.д.) и платежеспособностью; питания и других услуг.

Инфраструктура туризма на современном этапе его развития приобретает сложный и масштабный характер как на уровне отдельно взятого региона, так и на государственном и мировом уровнях, используя элементы инфраструктур другого назначения. Так, при планировании и прогнозировании развития туризма в конкретном регионе необходимо учитывать, что многие элементы социально-экономической структуры этой географической зоны используются туристами (инженерные коммуникации, в том числе дорожная сеть, системы связи, учреждения торговли и т.д.)> а туристские объекты — местным населением.

Общепринятым для экономической науки является определение инфраструктуры как «комплекса объектов и сооружений, образующих материально-техническую базу отраслей, которые обеспечивают общие условия для функционирования общественного производства и, способствуя ускорению оборота капитала, повышают уровень интенсификации производственной деятельности». Что касается туристской инфраструктуры, то в различных источниках под ней понимается либо «совокупность вспомогательных отраслей и учреждений, организующих и обслуживающих индустрию туризма, туристскую деятельность в целом», либо к инфраструктуре относят только дорожно-транспортную сеть и информационно-коммуникативные связи, либо она трактуется как «…комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, непосредственно не относящихся к производству туристского продукта, но необходимых для самого процесса производства туристских услуг». При этом к инфраструктуре туризма не относятся, например, объекты привлекательности, т.е. цели интересов туристов. В соответствии с принципами планирования необходимо прийти к единству в понимании сущности понятия «инфраструктура туризма» и рассмотрению ее с системных позиций.

В таблице 1. представлена декомпозиция обслуживающей туристов инфраструктуры в регионе по степени необходимости ее составляющих для производства туристских услуг. Особенность функционирования и развития этой инфраструктуры заключается в том, что ее элементы (объекты, учреждения, организации) взаимодействуют, образуя в ряде случаев различные формы и виды интеграционных структур. Так, выявлено стремление отдельных элементов и всего инфраструктурного комплекса к интеграции не только внутри его (например, создание единой подсистемы гостеприимства, включающей гостиницы, рестораны и кафе), но и с внешней средой (например, туристско-рекреационные учреждения и предприятия питания с аграрно-промышленным комплексом региона).

Выявление и использование существенных связей между элементами инфраструктурного комплекса и их свойствами, во-первых, позволяет выделить комплекс из экономической среды региона в виде целостного управляемого объекта, во-вторых, повысить эффективность функционирования туризма за счет более рационального использования ресурсов, в-третьих, делает отрасль позитивным фактором социально-экономического развития региона.

аттрактор туризм регион услуга

Декомпозиция инфраструктуры туризма в регионе

Группа

Характеристика

I

Аттракторы, являющиеся целями поездки, и аттракции как форма дополнительных развлечений (интересов) для туристов (культура, традиции, исторические объекты, концерты, спортивные мероприятия, фильмотеки и т.д.)

II

Основная, созданная в первую очередь для обслуживания основных, жизненно необходимых постоянных во время тура потребностей туристов при реализации цели их поездок (транспортные услуги, услуги средств размещения, питания, а также услуги турфирм-организаторов)

III

Дополнительная, направленная на закрепление у туристов позитивных впечатлений об особенностях дестинации, например, продажа сувенирной продукции, а также предоставление услуг специфического местного характера (в Турции — турецкие бани, в Финляндии — финские сауны, во Франции — учреждения винотерапии)

IV

Особая, ориентированная на обслуживание преимущественно местного населения и услугами которой могут пользоваться туристы (муниципальный транспорт, торговля, учреждения здравоохранения, банковские и правоохранительные организации, страховые компании, бытовые учреждения и т.д.)

V

Поддерживающая эксплуатационные характеристики туристских учреждений, комплексов, т.е. предприятия, используемые для поддержки функционирования ежедневно в заданном режиме основной и дополнительной инфраструктуры (головные сооружения и магистральные сети коммунального обслуживания, дорожное хозяйство, образовательные, научные, информационные и другие учреждения)

VI

Обеспечивающая различные виды ремонтных работ, наладку, пуск оборудования, а также развитие предприятий туризма, туристских комплексов (например, строительство новых и реконструкция старых гостиниц)

Таким образом, под инфраструктурой туризма в регионе понимается система, которая включает в себя как объекты, предназначенные только для обслуживания туристов, так и обеспечивающую и поддерживающую инфраструктуру отдельной территории.

Введение в научный оборот понятия «туристские аттракторы» позволяет расширить представление о туризме в регионе и в дальнейшем рассматривать объект исследования как большую открытую систему, включающую в себя: объекты привлекательности (аттракторы); обслуживающую туристов инфраструктуру; региональную среду; туристов, а также внешнюю среду, структурированную по иерархии факторов влияния (рис. 1).

Системный подход к туризму предполагает, что факторы внешней среды будут воздействовать не только на элементы системы туризма (аттракторы, туристов, инфраструктуру туризма и др.), но и на связи, которые существуют между этими элементами и определяют целостность, и на функциональную сторону: связь «турист — региональная среда», социально-культурные, природно-экологические и др.

Перечисленные виды связей имеют место как внутри системы (на уровне региона), так и за ее пределами — на более высоком уровне (государственном, мировом), что свидетельствует об открытости туризма как функционального образования.

Установлено, что инфраструктура туризма имеет территориальную привязку, образуя так называемую туристскую дестинацию. Концептуальное представление туризма в регионе как большой открытой системы позволяет представить дестинацию как систему, представляющую собой совокупность компактно расположенных на ограниченной территории мест притягательности (аттракторов) и инфраструктуры, обслуживающей туристов, с развитыми внутренними и внешними связями, причем векторы этих связей могут не совпадать в пространстве и времени. Термин «дестинация» (от англ. destination — местонахождение) был введен Лейпером в середине 1980-х гг. и определялся как географическая территория, имеющая определенные границы со «всевозможными» удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения разнообразных нужд туристов.

На территории региона может располагаться одна или несколько туристских дестинаций. Желание гостей удовлетворить свои потребности с помощью тех или иных аттракторов, находящихся на территории дестинаций и являющихся необходимым элементом ее инфраструктуры, «запускает» туристскую систему в действие и создает спрос на соответствующие услуги. Именно аттракторы — один из главных факторов конкуренции между туристскими дестинациями, а следовательно, необходимо найти свою «изюминку» для привлечения туриста на территорию данной зоны отдыха.

Изучение особенностей развития туризма в регионах позволило выделить некоторые принципы формирования, устойчивого функционирования туристских дестинаций на основе максимального использования факторов привлекательности отдельно взятой территории.

1. Принцип комплексного ландшафтного строительства и компактного размещения туристских предприятий, помогающий экономить на строительстве и эксплуатации коммуникационных сообщений. Это позволит, в свою очередь, предоставлять туристам максимальное количество услуг при условии не превышения предельно допустимых нагрузок на ландшафт.

2. Принцип функциональной интеграции, заключающийся в необходимости интегрирования функций управления отдельными предприятиями, формирования общих функций управления туристской дестинацией, исходя из целей развития туризма в регионе и ресурсов, с учетом туристских потоков. Это объясняется тем, что дестинация преследует иные, более высокого уровня цели, нежели каждый ее элемент в отдельности, работающий в заданном режиме и направлении. Заметим, что цель каждого коммерческого предприятия туризма состоит в извлечении максимальной прибыли в условиях конкуренции, а цель управления дестинацией — в обеспечении устойчивого функционирования и развития на основе все более качественного и разнообразного обслуживания клиентов (необходимое условие обеспечения массового туризма и получения желаемых доходов как источника развития дестинаций).

Рис. 1. Концептуальное представление системы туризма в регионе

3. Принцип дополнительности, заключающийся в возможности сочетания туристских аттракторов с различными видами деятельности региональной экономики: сельским хозяйством (продукты питания, сельский туризм), рыболовством (вид туризма и продукты питания для туристов), охраной природы (аттракторы — национальные парки), горнодобывающей промышленностью (экскурсии в шахты) и другими видами, — путем предъявления к дестинаций новых, дополнительных требований (разнообразие, комфортность, доступность и т.д.).

4. Принцип комплексирования коммуникаций и вариантности эксплуатации объектов, заключающийся в возможности использования того или иного объекта многоцелевым образом. Например, транспортная инфраструктура предназначена не только для обслуживания населения региона, но и туристов. В результате обеспечивается сокращение общей протяженности коммуникаций, упрощение их эксплуатации, локализация вредного воздействия на окружающую среду, совершенствуется дорожно-транспортная связь с туристскими центрами в регионе.

5. Принцип информатизации. Современные компьютерные системы бронирования и резервирования гостиниц, авиабилетов, круизов и т.д., такие, как Amadeus, Gabriel, Sabre, WorldSpan, Apollo и др., имеющие свои представительства в Интернете, приносят большую прибыль, обеспечивая массовые туристские потоки. Кроме того, и сами туристы могут свободно обращаться к подобным информационным системам как во время поездки, так и на месте пребывания для получения интересующей их информации.

6. Принцип экологичности инфраструктуры туризма, состоящий в том, что для массового развития туризма в регионе его территория должна быть экологически безопасна для приезжающих. Необходимо учитывать экологические последствия и ограничения развития туризма в каждой зоне отдыха, меры защиты природных ценностей, обеспечить оптимизацию пропускной способности объектов и нагрузок на них, регулирование использования территории и др.

7. Принцип опережения или предупреждения. Весь механизм управления туристской дестинацией должен быть ориентирован на предупредительные меры возникновения кризисных ситуаций либо снижение действия негативных факторов и усиление влияния позитивных.

Эти принципы формирования и функционирования туристской зоны могут и должны действовать одновременно, так как каждый из них определяет основные условия нормальной жизнедеятельности и развития дестинаций.