Для такой географически обширной и разнообразной страны, как Россия, объективной особенностью является неравномерное экономическое и социальное развитие ее регионов. Наличие или отсутствие полезных ископаемых, наличие или отсутствие производственного комплекса, наличие или отсутствие высококвалифицированных трудовых ресурсов и т.д., предопределяет разнообразие экономических и социальных особенностей каждого региона. Эти существенные отличия в уровнях социально-экономического развития регионов способствуют нарастанию социальной напряжённости, приводят к непредсказуемым миграционным явлениям и т.п.
Задача экономической науки в этом направлении — адекватно оценить социально-экономическое положение регионов, выявить причины задержки развития некоторых из них и разработать рекомендации по выравниванию уровней развития регионов.
Учитывая сложность данной проблемы, ее удовлетворительное решение может быть осуществлено только с использованием большого арсенала экономико-математических методов.
Регион с точки зрения социально-экономического анализа уровня его развития представляет собой сложный объект, состояние которого невозможно оценить ни по одному показателю. Вызвано это тем, что объединение таких региональных подсистем, как промышленность, транспорт, сельское хозяйство, услуги, образование, здравоохранение, правозащита и т.д. в некоторое целое — регион, — весьма условно. Система, как объект исследования, представляет собой некоторую иерархично упорядоченную совокупность элементов и систем, объединённых для достижения какой-то цели (или совокупности взаимосвязанных целей).
В регионе, если его рассматривать с этих позиций как систему, такого единения нет. Многие из его подсистем работают с целями, которые не согласуются с целями развития региона или лишь косвенно связаны с ними. Например, крупное промышленное предприятие, работающее в одном регионе, но принадлежащее владельцам в другом регионе или стране, работает для максимизации дохода владельца.
Развитие региона — это многократное изменение его условий при сохранении положительных тенденций роста. Экономическое развитие региона относится к экономической части этого множественного изменения, а социальное развитие — к социальной части.
Это означает, что уровень социального или экономического развития региона должен отражать эту множественность изменений, результаты системного развития.
Диагностика регионального развития проводится соответствующими органами, общественными и иными организациями, коммерческими структурами, отдельными исследовательскими группами и частными лицами. Центральная власть исходит в основном из интересов страны в целом, а также преследует отраслевые и иные цели. Местные власти изучают возможные варианты обеспечения более благоприятных условий жизни для населения своего региона. Исследовательские группы и отдельные лица в основном выполняют соответствующие заказы органов власти и коммерческих структур.
Анализ социально-экономического прогнозирования развития МО «Город ...
... документов. Цель курсовой работы – анализ социально-экономического прогнозирования развития муниципального образования. Для достижения поставленной цели требуется решить изучить теоретические основы социально-экономического прогнозирования развития муниципального образования; провести анализ социально-экномического прогнозирования развития МО «Город Каменск-Уральский» ...
Обобщенные диагностические данные служат информационной основой для принятия управленческих решений для достижения устойчивого функционирования регионов, устранения неоправданных различий в уровне жизни населения разных территорий. На их основе составляются планы и прогнозы экономического и социального развития регионов. Диагностическая информация также необходима банкам, инвестиционным компаниям, биржам при разработке стратегии размещения капитала и формирования региональных рынков.
рейтинг региональное развитие россия
Цель работы, Задачи работы , проанализировать сущность и параметры регионального развития;, изучить классификации и методики формирования рейтингов развития регионов РФ;, изучить и выявить особенности формирования рейтингов развития регионов в России;
проанализировать рейтинг развития Ярославской области в социально-экономическом пространстве России.
Объектом изучения работы, Предмет исследования
Работа состоит из двух частей, введения, заключения, библиографического списка, включающего 34 названия.
1. Теоретические основы формирования рейтингов развития регионов , 1.1 Сущность и параметры регионального развития
В последнее время большое количество специалистов в области региональной науки, а также главы краев, областей, республик сходятся во мнении об одном — регионы должны считаться субъектами Российской Федерации.
Так, регион — это территория в административных границах субъекта федерации, характеризующаяся следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, то есть наличием политико-административных органов управления [26].
развитие , прогрессивное изменение,
Развитие любого региона — многоцелевой и многокритериальный процесс. Содержание развития регионов может сильно различаться.
Существует несколько точек зрения на определения термина «развитие региона / региональное развитие». Рассмотрим несколько из них, и определим, какое из определений более или менее отражает суть данного понятия (табл. 1).
Таблица 1
Подходы к определению сущности развития региона
Автор/ источникОпределениеКоваленко Е.Г. Региональное развитие — это режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории [7. С.64]. Гаврилов А.И. Развитие региона — многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей [4. С.67]. Подпругин М. O. Под развитием региона понимается любое поступательное изменение, прежде всего в экономической сфере. Это изменение может быть количественным, поэтому мы говорим об экономическом росте. Он может быть качественным, поэтому мы говорим о структурных изменениях содержания развития. Социальные параметры развития рассматриваются вместе с экономическими характеристиками. Более того, социальные характеристики являются полноправными показателями при оценке степени развития региона [26].
Литературный туризм как фактор развития региона
... посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов ...
Таким образом, авторы выражают схожую точку зрения, однако я считаю, что Коваленко Е.Г. наиболее полно определяет содержание данного термина.
Развитие региона обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с социальным и включает в себя:
- рост производства и доходов;
- перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;
- перемены в общественном сознании, в традициях и привычках.
Такое понимание регионального развития принципиально отличает его от процессов механического роста или структурных осложнений. Например, нельзя отнести к подлинному региональному развитию одностороннее насыщение территории промышленными объектами (практика освоения русского Севера).
Основная цель экономического развития регионов — повышение качества жизни населения. Целями развития региона являются увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, уменьшение нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни и т.д.
В основе формирования подходов к решению проблем местных властей должна лежать сущность устойчивого развития, предполагающая динамичный процесс последовательных позитивных изменений, обеспечивающих баланс между экономическими, социальными и экологическими аспектами.
Это особенно важно сегодня, когда фокус экономических реформ смещается на уровень регионов и усиливается их роль в реализации экономической политики государства.
Устойчивость регионального развития определяет способность региона сохранять и развивать значение необходимых параметров качества жизни населения в пределах порога безопасности или выше него при колебаниях внешних и внутренних воздействий (общественно-политического, социально-экономического, техногенного, природно-климатического и другого характера), грозящих падением качества жизни населения.
Термин «устойчивое развитие» вызывает споры в российской литературе. Его английский оригинал (sustainable development) подвергается критике как словосочетание, сомнительное c точки зрения формальной логики. Даже на обычном языке понятие «развитие» несет с собой энергию, говорит об изменениях, в то время как понятие «стабильный» несет в себе значение неизменности и сохранения.
Что касается перевода, принятого в России, то он неадекватно передает значение оригинального английского термина, означающего «развитие без ущерба для предпосылок и условий» или «развитие, которое может продолжаться бесконечно».
В русском языке нет для него n точного семантического эквивалента, его можно перевести как «самоподдерживающееся», «равновесное», «непрерывное», «сбалансированное», «приемлемое» развитие [11. С.29].
Рекреационный потенциал региона как фактор развития туризма
... достопримечательностей города. 4. Достопримечательностей Брянска, посвященных Великой Отечественной Войне. В работе использовались следующие методы исследования: анализ и синтез, логические выводы, обобщения и др. брянский туризм рекреационный достопримечательность Глава I. Рекреационный потенциал региона как фактор развития ...
При классификации регионов России по уровню и темпам развития обычно выделяют: развивающиеся, проблемные и депрессивные.
Развивающиеся регионы, Проблемные регионы, депрессивных регионах
Основные формы устойчивости региональной социально-экономической системы представлены в таблице. 2 [33].
Таблица 2
Основные формы устойчивости развития региона
Форма устойчивости развития регионаСущностьНеустойчивое развитие регионаНеизменность проявляется эпизодически и система подвержена изменениям даже при незначительных воздействиях (исследование неустойчивых систем выливается в теорию катастроф) Гиперустойчивость регионаСостояние, когда объект к развитию невосприимчив, не способен реагировать и адаптироваться к изменениям, в т. ч. и необходимым положительнымГлобальная устойчивость регионаСистема отвечает свойству устойчивости для всех траекторий движения. Приближено устойчивое развитие региональной системыХарактеризующееся систематическим приращением позитивного результата, не ниже допустимого минимума в пределах определенного максимума, т.е. свойство устойчивости, выполняется для траектории в близи равновеснойУстойчивая система регионаСистема достигла полного баланса различных составляющих подсистем.
Таким образом, устойчивость развития региональной экономики как особого качества достигается за счет преодоления множества препятствий и не воспринимается как должное в течение длительного периода времени. В кризисной ситуации устойчивость — это выживание и последующее достижение поступательного процесса в основных сферах жизни.
Особенности России (масштабность, региональное многообразие, состояние переходной экономики) требуют более активной, по сравнению с обычной мировой практикой, деятельности государства по устранению диспропорций в экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития регионов.
На рис. 1 представлены основные факторы, влияющие на формирование устойчивого развития региона в современных условиях [26].
Рис. 1. Основные факторы устойчивого развития региона
Таким образом, основные факторы устойчивого развития региона можно разделить на 7 блоков (табл. 3).
Таблица 3
Основные факторы устойчивого развития региона
Факторы устойчивого развития регионаСущность факторов устойчивого развития региона1).
Экологические факторы? природно-климатические условия; ? техногенные загрязнения. К техногенным загрязнениям следует относить не только загрязнения на территории региона, но и трансграничные загрязнения (воздуха, воды и т.д.), причем это относится не только к другим государствам, но и к другим регионам страны. 2).
Финансово- экономические факторы? стабильность бюджета региона, независимость от дотаций, трансфертов из федерального бюджета; ? участие региона в федеральных целевых программах, приоритетных национальных проектах, стратегиях развития макрорегионов; ? деятельность кредитных учреждений, страховых компаний и т.д.; ? влияние экономической нестабильности. 3) Промышленно-производственные факторы? наличие мощной производственной базы; ? наличие на территории региона минеральных ресурсов; ? зависимость региона от монополий (нефтяных, газовых монополий, предприятий электро — и теплоэнергетики, железной дороги, телекоммуникационных компаний и т.д.).
Инфраструктура и ее роль в развитии региона
... в большинстве территорий . Целью написания курсовой работы является изучение инфраструктуры и ее роли в развитии региона. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: Рассмотреть влияние инфраструктуры на развитие территории; Рассмотреть оценку связи уровня экономического развития в регионах России ...
4) Наличие в регионе развитой инфраструктуры? наличие и состояние в регионе автодорожной сети, железных дорог, аэродромов, речных и морских портов; ? связь, телекоммуникации, доступность интернета; ? рыночная инфраструктура. 5) Продовольственная безопасность региона? состояние сельского хозяйства региона; ? состояние торговой сети; ? наличие и развитие перерабатывающих предприятий; ? деятельность вертикально-интегрированных комплексов в АПК. 6) Региональный маркетинг? узнаваемость региона в федеральных СМИ; ? бренды региона; ? национальные, региональные праздники, торжества. 7) Социальная сфера, культура, общественная деятельность? развитая социальная сфера; ? научные, образовательные учреждения; ? наличие квалифицированных трудовых ресурсов и рабочих мест; ? учреждения культуры и искусства, мероприятия и др.; ? деятельность общественных организаций (некоммерческих, экологических, студенческих, профсоюзы и т.д.); ? межнациональные, межрелигиозные отношения.
Таким образом, устойчивое развитие региона является комплексным процессом, ведущим к решению проблем населения на региональном уровне, к повышению условий жизни жителей региона путем достижения сбалансированности социально-экономического и экологического развития, осуществляемого на основе рационального использования всего ресурсного потенциала региона, включая географические особенности региона, а также особенности экономики, инфраструктуры, промышленности и потенциальных возможностей отдельных городов, относящихся к данному региону.
1.2 Сущность и классификации региональных рейтингов
Для проведения объективного сравнительного анализа регионов используется набор количественных и качественных показателей, описывающих потенциал региона и динамику его развития. Традиционный подход к экономическому анализу и уровню развития регионов России предполагает, прежде всего, изучение основных экономических показателей: ВРП, промышленное производство, уровень доходов бюджета и населения и другие.
показатель валового регионального продукта (ВРП),
Помимо ВРП существуют и другие показатели. Показатели темпов роста промышленного производства и темпов роста объема инвестиций очень информативны.
Кроме того, существуют различные рейтинги, характеризующие региональное развитие.
Рейтинг развития регионов (РРР) представляет собой список, в котором регионы упорядочены по уровню развития: наиболее развитый регион занимает первое место, наименее развитый — последнее [29].
Агентством массовых коммуникаций «Регион Медиа» было проведено комплексное аналитическое исследование на тему «Актуальные рейтинги оценки регионов России» [29].
Исследование ? первая попытка систематизировать многообразие существующих на данный момент рейтингов, оценивающих по различным параметрам/показателям ситуацию в российских регионах (85 субъектах РФ).
Анализ проблемного поля проводился по состоянию на начало января 2014 года. Глубина исследования ? массив актуальной информации за период 2012 ? 2013 гг. По результатам исследования можно констатировать, что на январь 2014 года в России действует 38 операционных рейтинговых шкал, на основе которых оценивается состояние российских регионов.
Организаторами и разработчиками текущих рейтингов являются федеральные органы власти Российской Федерации, российские министерства и ведомства, зарубежные и отечественные специализированные рейтинговые агентства, СМИ, национальные аналитические и экспертные центры и общественные объединения.
Государственное регулирование развития регионов
... на поведение многих экономических субъектов на определенных территориях, регуляторы адресного воздействия (или микроинструменты). Средства региональной политики в Российской Федерации включают: прогнозирование территориального и регионального социально-экономического развития; прямое государственное участие в развитии объектов экономики и социальной сферы в регионах; ...
Все действующие рейтинговые шкалы можно разбить на несколько тематических блоков/разделов (табл. 4) [20].
Таблица 4
Актуальные рейтинги регионов России, Оценка развития инноваций на территории регионов РФ
Таким образом, все перечисленные выше оценки развития регионов Российской Федерации как аналитический продукт могут стать действенным инструментом, необходимым для систематической и комплексной оценки российских территорий.
1.3 Методики формирования рейтингов развития регионов
Региональная экономическая диагностика основана на принципах и подходах, используемых в различных экономических науках. Наиболее важным является комплексный системный подход, предполагающий рассмотрение взаимосвязи различных элементов региональной экономики с многочисленными внутренними и внешними связями.
С точки зрения методологии системного анализа каждая региональная система имеет внутреннюю иерархическую структуру, в частности, она включает производственную, инфраструктурную и институциональную подсистемы. Развитие инфраструктурной подсистемы направлено, с одной стороны, на создание условий для эффективного функционирования производства в регионе (производственная инфраструктура), а с другой — на формирование социально-духовной среды жизнедеятельности населения (непроизводственная инфраструктура).
Генетический подход позволяет выявить генезис (происхождение) и эволюцию (развертывание) региональных систем.
Репродуктивные процессы в регионе характеризуются сочетанием динамики и инерции и, как следствие, внутренней противоречивостью, что приводит к проблематичному подходу в диагностике. Инерция социально-экономического развития предполагает учет принципа преемственности.
Региональная экономическая диагностика основана на использовании как общенаучных, так и специальных методов. Одним из основных методов понимания региональной системы является сравнительный метод. Ведь все познается в сравнении. Хотя некоторые показатели можно оценить самостоятельно, в том или ином регионе. Например, емкость региональных рынков.
Однако в большинстве случаев оценка с достаточной точностью может быть получена только путем сравнения регионов. Нельзя оценить автономно уровень экономического развития региона. сравнительный анализ необходим для всего набора регионов, входящих в регион с более высоким рейтингом: метарегион. Например, если диагностика проводится в регионе, республика будет выступать в роли мета-региона, если в городе, районе, мета-регион будет регионом. То есть диагностика отдельного региона начинается с анализа его расположения в метарегионе. При этом используются такие методы, как типологии, классификации и др. [13].
Для целей государственного управления развитием территорий актуальна задача сравнительного анализа уровней социально-экономического положения регионов с целью своевременного принятия решений о той или иной форме поддержки регионов. Сравнительная оценка развития региональных экономик так же сложна, как и оценка сравнительной оценки стран — обобщенные показатели, такие как ВВП или ВВП, очень приблизительны и дают возможность сравнения только в первом приближении.
Развитие менеджмента в социально-культурном сервисе в зарубежных странах
... мы лишь вкратце рассмотрим основные достижения менеджмента сферы социально-культурного сервиса зарубежных стран. Особенности продукта и процессов производства в сфере СКС изначально предопределили специфические ... этими подразделениями на рынке или же подвергнуты первоначальной обработке. Оценка производственной эффективности таких нехозрасчетных подразделений осуществляется не посредством прямых ...
Задача оценки уровня социально-экономического положения регионов не нова в экономической науке. Сегодня к нему обращаются специалисты по региональной экономике, специалисты по ее государственному регулированию, специалисты по системному анализу и другие. Давным-давно к этой проблеме обратилось внимание экономистов и математиков, которые используют различные математические модели и методы для описания процесса регионального развития — от моделей равновесия затрат-выпуска до системы эконометрических моделей.
В экономической литературе встречаются разнообразные способы и методы оценки уровня развития региона с помощью математических методов, но это всё многообразие можно свести к двум группам:
1. Вычисление обобщающего индекса развития региона, на основании которого формируются рейтинги регионов;
. Использование эконометрических моделей и их характеристик для количественной оценки уровня развития [10. С.5].
Каждый из этих методов и их модификации имеют свои преимущества и недостатки.
Наиболее распространенный подход к оценке уровня развития регионов — это подход, который фокусируется на некоторых обобщенных оценках развития региона и их сравнении с такими же обобщенными оценками развития других регионов. Чаще всего эта обобщенная оценка принимает форму индекса, но каждый из методов расчета совокупного индекса отличается составом используемых показателей и методом расчета. Рассмотрим наиболее распространенные группы методов этого индексного подхода.
Комплексная оценка социально-экономического развития регионов.
Этот подход является наиболее популярным. При этом логика построения индекса такова. Исследователи определяют показатели, которые, по их мнению, наиболее адекватно отражают уровень социально-экономического развития. Поскольку показатели могут измеряться в разных единицах, например, в рублях, в тоннах, в рублях на душу и т.п., все они приводятся к безразмерным относительным величинам, после чего считается либо их сумма, либо средняя величина, либо средняя взвешенная величина.
В качестве параметров для расчёта комплексной оценки уровня социально-экономического развития региона чаще всего выбираются следующие показатели:
валовой региональный продукт,
объем инвестиций в основной капитал на душу населения,
объем внешнеторгового оборота,
финансовая обеспеченность региона,
процентная доля занятых (уровень работающего населения),
процентное соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума,
доля населения с доходами выше прожиточного минимума,
общий объем розничного товарооборота и платных услуг на душу населения,
основные фонды отраслей экономики на душу населения [10. С.6].
Далее по данным показателям строится некая комплексная оценка. Рассчитав эту комплексную оценку для каждого региона, можно сравнить полученные значения и сделать вывод, какой из регионов опережает другие регионы в своем развитии.
Разработка рекомендаций по развитию MICE-туризма в России
... развитие регионального и въездного туризма. Целью работы является определение возможностей и перспектив MICE-туризма в России. Для этого в работе ... 2009. — 278 с. Сегмент делового туризма в России ... развитие некоторых отраслей экономики. Этот вид туризма помогает развитию городов, повышению их рейтинга. ... 50,5 млрд $. Оценка на 2020 ... MICE-агентства) должны уметь организовывать бизнес-поездки в любые регионы ...
Однако сама процедура сворачивания таких разнородных индикаторов в единый индекс вызывает большие сомнения: если, например, вы добавите безразмерные индикаторы длины и цвета, вы получите определенное значение, но это будет бессмысленно. Поэтому, для того, чтобы избежать этой ситуации, поступают иным способом, а именно — вычисляют частные индексы по отдельным показателям, суммирование которых не является бессмысленным.
Каждый подраздел характеризуется определённым набором показателей статистической и ведомственной отчётности. В результате элементарных математических действий получаются четыре индекса по основным направлениям, из которых в дальнейшем составляется сводный индекс социально-экономического развития регионов.
Недостаток этого подхода заключатся в том, что состав факторов и показателей, включаемых в расчёт индекса, слабо формализуем. Каждый исследователь включает свои показатели, которые в итоге оказывают влияние на итоговый индекс. Встречаются, например, подходы, когда в число показателей включаются обеспеченность медицинской помощью (койко-мест на душу населения), количество мест в детских садах и яслях и т.п.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).
Поскольку любое социально-экономическое развитее региона преследует в долгосрочном плане цель повышения качества жизни населения региона, степень достижения этой цели только косвенно может измеряться условиями проживания населения. Создание условий вовсе не означает, что население этими условиями воспользуется в полном размере. С этих позиций более адекватной является непосредственная оценка того, насколько удобно в регионе живётся населению. Иначе говоря, можно сместить акценты исследования с условий, способствующих развитию населения, на непосредственное измерение того, как население развивается, насколько раскрыт человеческий потенциал. Для этого вычисляется индекс развития человеческого потенциала [10. С.8].
Всемирный индекс конкурентоспособности IMD.
Этот индекс используется для аналитических обзоров Всемирным экономическим форумом. Поскольку этот форум представляет собой регулярное собрание властных элит, их в большей степени интересует не то, как развиваются регионы мира, а то, насколько эффективно осуществляется управление этим развитием. Поэтому при расчёте этого индекса используют четыре основных фактора:
экономические показатели,
эффективность работы правительства,
эффективность бизнеса,
инфраструктура,
В свою очередь каждый из этих факторов делится на 5 подфакторов, каждый из которых более подробно описывается соответствующими критериями. Этим критериям соответствует 131 статистический показатель — количественная оценка, используемая для описания в общем рейтинге, а также 81 показатель, представляющий ценную дополнительную информацию, не используемую в расчётах.115 показателей используется для качественных оценок. Эксперты отвечают на 115 вопросов, выставляя баллы от 1 до 6. Затем для каждого региона выводится средняя оценка, которая впоследствии преобразовывается в шкалу от 0 до 10 [10. С.9].
Индекс конкурентоспособности роста.
Данный индекс представляет собой основной сводный показатель, оценивающий глобальные способности стран конкурировать друг с другом по основным макроэкономическим позициям с помощью наиболее важных для экономического роста макроэкономических показателей. Информационной базой для расчётов данных индексов служат статистические данные и результаты опросов топ-менеджеров компаний. Эти данные сводятся в обобщённый индекс, по которому и судят об уровне социально-экономического развития стран и регионов.
Туристские ресурсы региона как основа развития туриндустрии в ...
... infrastructure Цель исследования - проанализировать современное состояние сферы туризма в стране в целом и в Республике Мордовия в частности и на основе оценки уровня привлекательности туристско-рекреационных ресурсов республики выработать приоритетные направления развития туриндустрии в регионе. Методы исследования. Данное ...
Оценка эффективности развития регионов.
Как видно из анализа способов и методов расчёта всех вышеупомянутых индексов, они отличаются друг от друга составом показателей, включаемых в расчёты и способом их обобщения. Важно, что все эти подходы дают самые разнообразные результаты, а их обоснование каждый раз опирается на некоторые субъективные оценки. По сути, разнообразие этих индексов и отсутствие какого-либо одного главного общепризнанного индекса, позволяет тешить самолюбие региональных руководителей — всегда можно выбрать такой индекс, по которому руководимый регион будет если не самым лучшим, то в пятёрку лучших обязательно войдёт.
Поэтому со стороны экономистов, заинтересованных в объективной оценке ситуации в регионах не прекращаются поиски такого показателя, пусть даже синтетического, который выступал бы единым мерилом оценивания уровня социально-экономического развития регионов. В данном направлении исследований следует отметить два подхода — подход по оцениванию эффективности экономического развития, и подход по оценке уровня макроэкономических показателей.
Ранжирование уровня социально-экономического развития
Весьма распространённой является процедура многовариантного ранжирования. Она осуществляется так. Выбирается ряд показателей, отражающих уровень социального и экономического развития, после чего приводится каждый показатель для регионов. Регионы по каждому из показателей ранжируются, в результате чего каждый регион обладает набором самых разных рангов. Далее можно простым суммированием рангов высчитать простой средний ранг, либо, применяя систему весов, определить взвешенный ранг, когда основанием взвешивания выступает относительная важность каждого из показателей в сравнении с другими.
Поскольку состояние экономики региона и его социальной сферы отражается множеством факторов, среди которых не последнюю роль играют факторы мало формализуемые, такие как факторы военно-политической и общественно-политической среды регионов, для оценки регионального развития привлекают экспертные оценки. И в этом направлении имеется несколько разнообразных подходов, но в их основе лежит информация в форме мнений экспертов, то есть — в известной степени субъективная оценка.
Таким образом, разнообразие индексного подхода применительно к оценке уровня социально-экономического развития регионов не позволяет решить главную задачу — дать объективную оценку этого уровня и провести сравнительный анализ неравномерности регионального развития.
2. Российская практика формирования и использования рейтингов развития регионов , 2.1 Особенности формирования рейтингов развития регионов в России
В пункте 1.2 данной работы были приведены актуальные рейтинги регионов России. Рассмотрим специфику формирования по одному рейтингу из представленных в табл.4 блоков.
Оценка общей политической ситуации в регионе»., Рейтинг социально-политической устойчивости в регионах, Цель рейтинга:
Уровень устойчивости определяется экспертами Фонда «Петербургская политика» по 10-балльной шкале, где 10 — максимальная оценка, 1 — минимальная. Оценка сопровождается публикацией наиболее заметных событий месяца, которые могли оказать положительное или отрицательное воздействие на уровень устойчивости или имели резонансный характер.
Внутри Рейтинга регионы разделены на 4 категории по степени социально-политической устойчивости и отсортированы в рамках своей категории по динамике рейтинга за последний месяц [30].
Оценка финансово-экономических показателей регионов, Рейтинг регионов РФ по величине ВРП на душу населения., Цель рейтинга:
Так, при моделировании величины ВРП на душу населения имеется возможность учесть, помимо наблюдаемых макроэкономических факторов, факторы, которые либо не наблюдаемы, либо не представимы в численной форме, но которые могут оказывать существенное влияние на исследуемый показатель: географическое положение, природные ресурсы и т.д.
Для моделирования величины ВРП на душу населения рассматриваются ежегодные статистические данные по регионам РФ за определенный период. По этим данным, представляющим собой панель, строят эконометрическую модель, объясняющую зависимость ВРП на душу населения от ряда макроэкономических факторов:
- РП на душу населения, руб. /чел.;
- Среднедушевые денежные доходы, значение показателя за год, руб. /чел.;
- Стоимость основных фондов на душу населения, тыс.
руб. /чел.;
- Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, кв. м.;
- Объем внешнеторгового оборота (суммарного объема экспорта и импорта) на душу населения, долл. США/чел.;
- Общий объем розничного товарооборота на душу населения, тыс.
руб. /чел.;
- Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, руб. /чел.;
- Число организаций, ведущих НИОКР ед.;
- Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, чел.;
- Среднемесячная начисленная заработная плата, руб.;
- Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума [8, с.284].
Имеется предположение, что инвестиции, произведенные в выбранном периоде, оказывают влияние на значение ВРП не только в этом же периоде, но и в нескольких последующих. Для учета вышесказанного вводятся переменные ШУ-1 (инвестиции, произведенные год назад, руб. /чел.) и ШУ-2 (инвестиции, произведенные два года назад, руб. /чел.).
Следовательно, для моделирования величины ВРП на душу населения рассматриваются ежегодные статистические данные величины инвестиций на душу населения по регионам РФ за определенный период.
Для учета инфляции все денежные показатели корректируются на уровень прожиточного минимума.
Далее строится степенная модель с фиксированными эффектами. На предварительном этапе все статистические данные прологарифмированы. Помимо пространственных эффектов в модель были введены также временные эффекты. Введение фактора времени позволило проследить динамику социально-экономического развития регионов во времени.
Необходимо отметить, что при составлении данного рейтинга некоторые факторы незначимы в целом для всех регионов. Но в отдельных регионах эти факторы, вероятно, вносят свой существенный вклад в формирование ВРП, который отражается в индивидуальных фиксированных эффектах.
Рост всех факторов, используемых в модели, приводит к росту ВРП за исключением доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Следует, однако, отметить, что факторы стоимости основных фондов, инвестиций, объема розничного товарооборота на душу населения и среднемесячной зарплаты являются факторами, непосредственно влияющими на ВРП. А доля населения с доходами ниже прожиточного минимума является замещающим фактором для других факторов, влияющих на качество жизни населения региона.
Таким образом, при составлении данного рейтинга необходимо отметить следующее:
Общими факторами, влияющими на величину валового регионального продукта, являются: стоимость основных фондов, инвестиции, объем розничного товарооборота на душу населения и среднемесячная зарплата. Качество жизни в построенной модели измеряется долей населения с доходами ниже прожиточного минимума.
На величину ВРП в каждом регионе помимо общих факторов действуют также и индивидуальные. Поэтому при одинаковых значениях общих факторов валовые региональные продукты в различных регионах существенно отличаются. Эти отличия выражены в индивидуальных фиксированных эффектах.
Полученные результаты могут являться основой для последующей экспертной аналитической оценки специалистами отраслевых и функциональных департаментов Министерства экономики РФ качественных изменений в региональном развитии. Это позволит готовить эффективные рекомендации в адрес федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (для разработки региональных бюджетов) [3, с.35].
Оценка социально-экономических и социо-культурных аспектов региональной жизни, Рейтинг инвестиционной привлекательности., Цель рейтинга:
Методология.
Инвестиционная привлекательность региона определяется в рейтинге НРА как совокупность факторов, влияющих на целесообразность, эффективность и уровень рисков инвестиционных вложений на территории данного региона. Эти факторы являются активным фоном для всех инвестиционных проектов, реализуемых на территории региона, влияют на риск и доходность данных проектов.
семь факторов региональной инвестиционной привлекательности , Обеспеченность региона природными ресурсами и качество окружающей среды в регионе , Трудовые ресурсы региона , Региональная инфраструктура , Внутренний рынок региона (потенциал регионального спроса): , Производственный потенциал региональной экономики , Институциональная среда и социально-политическая стабильность , Финансовая устойчивость регионального бюджета и предприятий региона , 53 показателей (прокси-переменных). , Статистические показатели , Опросы предпринимательского сообщества , Экспертные оценки
По результатам опроса факторам инвестиционной привлекательности регионов были присвоены веса (таблица 5) [24].
Таблица 5
Вес факторов инвестиционной привлекательности регионов РФ
ФакторыВес факторРегиональная инфраструктура16,43 %Производственный потенциал региональной экономики15,95 %Внутренний рынок (потенциал регионального спроса) 15,24 %Институциональная среда и социально-политическая стабильность14,29 %Финансовая устойчивость регионального бюджета и предприятий региона14,29 %Трудовые ресурсы региона13,10 %Природные ресурсы и качество окружающей среды0,71 %
Процедура присвоения рейтинговых оценок включает несколько этапов.
Так, на первом этапе были собраны ряды данных по каждому из 53 используемых показателей для всех 80 регионов, рассматриваемых в рамках исследования. На втором этапе исходные статистические, опросные и экспертные показатели были преобразованы в расчетные индикаторы на основе соотнесения значения показателя каждого отдельного региона с минимальным, максимальным и средним значениями среди всех рассматриваемых регионов. Затем с использованием экспертных весов были рассчитаны агрегированные оценки всех факторов инвестиционной привлекательности, а также интегральный индекс инвестиционной привлекательности для каждого региона. На заключительном этапе были определены пороговые значения индекса, на основе которых произошло распределение регионов по трем укрупненным категориям и девяти группам инвестиционной привлекательности.
Рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности региона присваивается по специальной шкале, разделенной на три большие категории, внутри каждой из которых выделяются три уровня:
регионы с высоким уровнем инвестиционной привлекательности
Группа IC1 (высокая инвестиционная привлекательность — первый уровень);
Группа IC2 (высокая инвестиционная привлекательность — второй уровень) 4
Группа IC3 (высокая инвестиционная привлекательность — третий уровень).
регионы со средним уровнем инвестиционной привлекательности
Группа IC4 (средняя инвестиционная привлекательность — первый уровень);
- Группа IC5 (средняя инвестиционная привлекательность — второй уровень);
- Группа IC6 (средняя инвестиционная привлекательность — третий уровень).
регионы с умеренным уровнем инвестиционной привлекательности
Группа IC7 (умеренная инвестиционная привлекательность — первый уровень);
Группа IC8 (умеренная инвестиционная привлекательность — второй уровень):
Группа IC9 ( умеренная инвестиционная привлекательность — третий уровень) [24].
Оценка развития инноваций на территории регионов РФ, Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации, Цель рейтинга:
При составлении рейтинга учитывались данные информационной базы проектов, реализованных на принципах ГЧП в субъектах РФ Министерства экономического развития Российской Федерации, данные информационной базы ГЧП-проектов Центра развития ГЧП, рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России рейтингового агентства «Эксперт», официальные данные Росстата.
При составлении рейтинга были выделены следующие факторы, учитываемые при оценке потенциала для привлечения инвестиций в проекты ГЧП:
Развитость институциональной среды в сфере ГЧП в регионе (0,4 положительный вес).
При оценке данного фактора учитывались также и экспертные оценки, основанные на качественном анализе принятых региональных законов, регламентирующих участие субъектов РФ в проектах ГЧП.
Опыт региона по реализации ГЧП-проектов (0,3 положительный вес).
При оценке фактора учитывались следующие показатели:
- Текущий статус проекта (стадия реализации);
- Объем финансовых средств, вложенных частным инвестором;
- Срок реализации проекта с учетом всех стадий;
- Отраслевая дифференциация проектов в субъекте;
- Экспертный коэффициент [9.
С.3].
Экспертный коэффициент в данном случае учитывал проработанность проекта, а также его сложность для структурирования и реализации. Также учитывался фактор наличия заемного финансирования, так как в этом случае проект проходил дополнительную оценку и одобрение в кредитной организации, что говорит о его качественной проработке и востребованности.
Инвестиционная привлекательность региона для инфраструктурных инвесторов (0,3 положительный вес).
Фактор оценивается на основе данных рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России рейтингового агентства «Эксперт». Фактор имеет балльное значение, которое выставлялось на основе рейтинга инвестиционной привлекательности каждого субъекта. Минимальное значение «3D» — 1 балл; максимальное значение «1А» — 10 баллов.
Оценка потенциала для привлечении частных инвестиций в проекты ГЧП осуществлялась в процентах по следующей формуле:
= 0,04 x Lj + 0,03 x Ej + 0,03 x Ij, (1)
где Lj — развитость институциональной среды в сфере ГЧП в регионе;
- опыт реализации ГЧП-проектов;
- инвестиционная привлекательность для инфраструктурных инвесторов (от 0 до 10) [9, с.3].
Результаты рейтинга позволяют классифицировать субъекты РФ по следующим категориям:
Регионы лидеры. Показатель 60 % — 75 %.
Опыт регионов по развитию ГЧП, представленных в ТОП-6 рейтинга, предлагается транслировать для представителей частного и публичного партнеров при подготовке проектов государственно-частного партнёрства. Данные регионы обладают наивысшей инвестиционной привлекательностью (10 баллов по оценкам составителей Рейтинга) и имеют большой опыт реализации региональных ГЧП-проектов и развитую институциональную среду.
Регионы с высоким потенциалом. Показатель 45 % — 60 %. Представленные в данном сегменте регионы характеризуются наличием относительно небольшого опыта реализации ГЧП-проектов (1 — 2 проекта), стабильной инвестиционной привлекательностью (6 — 8 баллов) и наличием номативно-правовой базы в сфере ГЧП, находящейся в стадии становления, но при этом уровень инвестиционной привлекательности максимально возможный.
Регионы со средним потенциалом. Показатель 35 % — 45 %. В данном сегменте рейтинга находятся регионы, в которых государственно-частное партнерство характеризуется стадией формирования первичного опыта, но при этом создаются условия для гармоничного развития механизмов ГЧП. В основном здесь представлены регионы, в которых проекты ГЧП находятся еще на прединвестиционной стадии, а также регионы, в которых усилиями администраций создаются условия для привлечения частного инвестора.
Регионы с низким потенциалом. Показатель 25 % — 35 %. Регионы, находящиеся в данном сегменте рейтинга, характеризуются низким уровнем развития нормативно-правовой базы, влияющей на реализацию проектов государственно-частного партнерства и не самой высокой инвестиционной привлекательностью (в среднем 4 балла) [9. С.6].
Оценка медиа-активности, Медиа-рейтинг губернаторов субъектов РФ., Цель рейтинга:
Методология.
Основа для построения рейтингов — Индекс Цитируемости (ИЦ)»Медиалогии».
Рейтинг построен на основе базы СМИ системы «Медиалогия», включающей порядка 17 000 наиболее влиятельных источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ и блоги [25].
Индекс Цитируемости (ИЦ) — показатель, учитывающий количество ссылок на источник информации в других СМИ и влиятельность источника, опубликовавшего ссылку.
ИЦ рассчитывается на базе математико-лингвистического анализа текстов 17 000 открытых источников. Во избежание самоцитирования из анализа исключены ссылки на издания, объединенные единым брендом и редакцией. Также не учитываются показатели посещаемости, тиража или аудитории.
Под ссылками подразумеваются упоминания источника в контексте всех возможных словосочетаний: «в газете … опубликовано интервью , «по сообщению…, «как передали…, «по материалам…» и т.п., а также гиперссылки в интернет-изданиях.
При обработке результатов учитывается написание упоминаемого источника и вариативность синонимичного ряда.
Рейтинг публикуются по следующим категориям:
- газеты, журналы, ТВ и радио федерального уровня;
- интернет;
- региональные СМИ;
- отраслевые СМИ.
Индекс является инструментом для решения задач пресс-служб, а также используется участниками медиа отрасли в качестве одного из критериев оценки опубликованных материалов.
Рейтинги по ИЦ публикуются с периодичностью: месяц, квартал, год.
Экологический рейтинг регионов России.
Цель рейтинга: анализ и оценка информации природоохранного и экологического характера.
Методология.
Рейтинг составляется организацией «Зеленый патруль» на основании информационных материалов из различных источников, в том числе из СМИ, органов власти, инициативных групп граждан [34].
При составлении данного рейтинга каждому информационному сообщению составители рейтинга дают положительную или отрицательную оценку, а по совокупности оценок присвоили индексы каждому региону.
Общий сводный индекс региона авторы рейтинга составили из индексов трех сфер:
- экосферы;
- социума;
- техносферы.
Таким образом, выше были рассмотрены основы составления различных рейтингов из основных блоков актуальных рейтингов регионов РФ.
Далее рассмотрим положение Ярославского региона в данных рейтингах.
2.2 Рейтинг Ярославской области в социально-экономическом пространстве России
Рассмотрим положение Ярославского региона по рейтингам, методология составления которых была рассмотрена выше.
Оценка общей политической ситуации в регионе»., Рейтинг социально-политической устойчивости в регионах
Ярославский регион в рейтинге социально-политической устойчивости в 2012 — 2013 гг. представлен на рис. 2 [31].
Рис. 2. Ярославский регион в рейтинге социально-политической устойчивости в 2012 — 2013 гг.
Таким образом, в 2012 году Ярославская область была регионом со средней устойчивостью (от 6,0 до 6,9 баллов).
Рассмотрим факторы, влияющие на рейтинг Ярославского региона., Позитивными событиями Ярославского региона
Открытие в Угличе новой линии по производству энергоэффективных проводов бельгийской компании «Сим-Росс-Ламифил».
Участие губернатора Сергея Ястребова в закладке первого камня в основание испытательного стенда нового поколения компании «Сатурн-Газовые турбины» в Рыбинске.
Подписание соглашения о сотрудничестве между группой «Синтез», в которую входит ТГК-2, и Государственной электросетевой компанией Китая.
Негативные события в Ярославской области
Скандал вокруг многомиллионных перечислений в фонд поддержки «Единой России» со стороны «Ярославской сбытовой компании», основной владелец которой зарегистрирован на Кипре.
Митинг КПРФ в Ярославле за социальную справедливость.
Критика мэром Рыбинска Ласточкиным региональных властей за бездеятельность в решении кадровых вопросов в здравоохранении — дефицит врачей в Рыбинске составляет 25 %. Депутаты поддержали главу и предложили вернуть местное здравоохранение в городское ведение.
Возбуждение уголовного дела в отношении председателя КУМИ мэрии Ярославля Валерия Ушкова по подозрению в халатности.
Задержание полицией и обыск машины и личных вещей заммэра и советника мэра на предмет наличия фальшивых денег.
Обрушение крыши детского сада в поселке Борисоглебский.
Прочие значимые события
Отказ мэра Ярославля Евгения Урлашова войти в тройку списка ЕР на выборах в облдуму 8 сентября. В то же время Урлашов не исключил возможности своего вхождения в «Общероссийский народный фронт .
Согласно рейтингу за 2013 год, Ярославский регион является регионом со слабой устойчивостью (меньше 6,0 баллов) [32].
Рассмотрим факторы, влияющие на рейтинг Ярославского региона в прошлом году., Позитивными событиями Ярославского региона
Согласование губернатором Сергеем Ястребовым с «Газпром межрегион» графика погашения задолженности.
Погашение компанией ТГК-2 задолженности перед «Газмромом» в размере 1,1 млрд. рублей.
Победа кандидата «Единой России» Владимира Серебрякова на выборах главы Гаврилов-Ямского района.
Принятие облдумой в первом чтении первого в России закона о замораживании коммунальных тарифов до проведения независимого аудита.
Принятие закона о компенсации детям-сиротам расходов по найму жилья.
Возвращение облдумой бесплатных завтраков для школьников младших классов.
Подписание меморандума о сотрудничестве между правительством региона и минэкономразвития Республики Словения.
- е место по обеспеченности объектами социальной инфраструктуры в исследовании РИА Рейтинг
Негативные события в Ярославской области
Исключение «Газпромом» региона из программы газификации на 2014 год.
Освобождение от должности директора департамента дорожного хозяйства Валерия Колодченко.
Отрицательный ответ прокуратуры на запрос Бориса Немцова с просьбой проверить данные о том, что ряд депутатов облдумы продолжают заниматься коммерческой деятельностью.
- е место в рейтинге Минсвязи по запуску системы межведомственного электронного взаимодействия.
Прочие значимые события
Принятие облдумой бюджета на 2014 год с дефицитом 7 млрд. рублей.
Назначение бывшего губернатора Сергея Вахрукова на пост помощника секретаря Совета безопасности РФ.
Таким образом, Ярославский регион становится регионом со слабой социально-политической устойчивостью.
Оценка финансово-экономических показателей регионов, Рейтинг регионов РФ по величине ВРП на душу населения.
Валовой региональный продукт на душу населения Ярославского региона Российской Федерации в 2010 — 2012 гг. представлен на рис. 3 [15].
Рис. 3. Ярославский регион в рейтинге по валовому региональному продукту на душу населения в 2010 — 2012 гг.
Таким образом, согласно статистическим данным Ярославский регион на протяжении трех лет в рейтинге по ВРП на душу населения спускается вниз.
Так, в 2010 году Ярославский регион занимал 34 место в рейтинге [17].
Что, по сравнению с 2009 годом, объем ВРП на душу населения был на 13 % выше.
В 2011 году Ярославский регион занимал 36 место в рейтинге [18].
И, наконец, в 2012 году Ярославский регион, занимал 39 место в рейтинге [19].
Следует отметить также, что доля Ярославской области в совокупном ВРП страны снизилась с 0,73 процента в 2005 году до 0,66 процента в 2009 году и продолжает снижаться.
По объему ВРП на душу населения среди субъектов Российской Федерации Ярославская область переместилась с 28-го места в 2005 году на 33-е в 2012 году, среди субъектов ЦФО — с 4-го на 5-е место соответственно [2].
Так, прослеживается тенденция снижения объема ВРП на душу населения в Ярославском регионе.
Таким образом, следует отметить, что хотя экономика Ярославской области и развивалась в 2005 — 2012 годах, но другие регионы РФ развивались более активно, поэтому область теряла свои позиции как в целом по России, так и по регионам ЦФО в частности.
Оценка социально-экономических и социо-культурных аспектов региональной жизни, Рейтинг инвестиционной привлекательности.
Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов РФ традиционно строится на основе официальной информации Росстата и статистики федеральных ведомств: Минсвязи, Минфина, Минприроды, ФСФР и Центробанка.
Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт» Ярославский регион за период 2011 — 2013 гг. является регионом с пониженным потенциалом, то есть регионом с умеренным уровнем инвестиционной привлекательности [21].
Данные инвестиционной привлекательности Ярославской области за 2011 — 2013 гг. представлены в табл.6.
Таблица 6
Инвестиционная привлекательность Ярославской области за 2011 — 2013 гг.
ПоказателиГод2011 год [27] 2012 год [22] 2013 год [2 3] Место в рейтинге171717Риск0,2670,2400,241Потенциал, %0,7890,7820,783Группа3В13B13B1
Таким образом, Ярославский регион за исследуемый период сохраняет позицию региона со средней инвестиционной привлекательностью.
Как правило, регионы со средней инвестиционной привлекательностью — это регионы, благополучие которых определяется экспортом и подвержено сильному влиянию конъюнктуры мирового рынка [14].
Так, Ярославский регион отличается достаточно хорошим уровнем развития инфраструктуры и высоким качеством институциональной среды. Доступная инфраструктура и работающие институты поддержки бизнеса уже сейчас помогают региону создавать и развивать новые производства, что в среднесрочной перспективе позволит серьезно нарастить производственный потенциал и объем внутреннего рынка, то есть улучшить позиции региона по всем факторами инвестиционной привлекательности. Возможно, Ярославский регион сможет подняться на более высокий уровень уже в следующем году при условии сохранения положительной динамики развития.
Оценка развития инноваций на территории регионов РФ, Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации
Рейтинг основывается на данных по 131 ГЧП-проекту из 60 регионов, а также анализе нормативно-правовой базы и системы управления сферой ГЧП в 83 регионах Российской Федерации.
Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации за 2013 год представлено на рис. 4 [9. С.5].
Рис. 4. Развитие государственно-частного партнерства в отдельных субъектах Российской Федерации за 2013 год
Так, по данным на 1 февраля 2014 года Ярославская область занимает 9 место по развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации.
Таким образом, Ярославская область является регионом с высоким потенциалом. Показатель Ярославской области составляет 52,70 %. Ярославский регион характеризуются наличием относительно небольшого опыта реализации ГЧП-проектов, стабильной инвестиционной привлекательностью (6 — 8 баллов) и наличием нормативно-правовой базы в сфере ГЧП, находящейся в стадии становления. Ярославский регион активно внедряет практику реализации проектов ГЧП и обладают уже сложившимся опытом в данной сфере.
В настоящий момент Ярославский регион характеризуется высоким потенциалом для привлечения частных инвестиций в проекты государственно-частного партнерства.
Также следует отметить, что в Ярославской области принят закон «Об участии Ярославской области в проектах государственно-частного партнерства» от 01.12.2010г. № 50-з. Данный закон устанавливает цели, принципы, условия и формы участия Ярославской области в проектах государственно-частного партнерства Ярославской области, а также порядок реализации данных проектов [1].
Оценка медиа-активности
Данный рейтинг определяет рейтинг губернаторов субъектов РФ.
Медиа-рейтинг губернаторов субъектов РФ за 2012 — март 2014 гг. представлен на рис. 5 [28].
Рис. 5. Позиция С.Н. Ястребова в медиа-рейтинге губернаторов субъектов РФ за 2012 — март 2014 гг.
Таким образом, по данному медиа-рейтингу губернаторов субъектов РФ Ястребов С.Н. на 1 марта 2014 г. находился на 63 месте.
В 2013 году губернатор Ярославской области был на 62 месте, в 2012 году — на 49.
Таким образом, за период с 2012 — март 2014 г. наблюдается снижение рейтинга губернатора Ярославской области.
Экологический рейтинг регионов России.
Цель рейтинга: анализ и оценка информации природоохранного и экологического характера.
Экологический рейтинг Ярославского региона за период с 2011 по 2013 гг. представлен на рис. 6 [34].
Рис. 6. Экологический рейтинг Ярославского региона РФ за период с 2011-2013 гг.
Таким образом, прослеживается положительная тенденция Ярославского региона в экологическом рейтинге субъектов РФ.
Также необходимо отметить, в Ярославском регионе разработана целевая программа «Снижение антропогенного воздействия на окружающую среду города Ярославля на 2009 — 2015 годы» [5. С.106].
Основные мероприятия программы:
- Мероприятия по снижению загрязнения атмосферного воздуха;
- Мероприятия по снижению загрязнения водных объектов;
- Мероприятия по снижению загрязнения промышленными и бытовыми отходами;
- Организационные мероприятия по совершенствованию городского природоохранного управления.
Резюмируя, можно отметить, что перечисленные выше меры, возможно, позволят Ярославскому региону занимать более высокие позиции в экологическом рейтинге субъектов РФ.
Таким образом, рассмотрев и изучив положение Ярославского региона по нескольким актуальным рейтингам развития регионов РФ, следует отметить, что Ярославская область является достаточно сильным регионом. В регионе присутствуют как положительные, как и отрицательные факторы, которые влияют на социально-экономическое развитие региона в целом.
Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года
Так, данный документ является документ государственного стратегического планирования, определяющий цели, приоритеты социально-экономической политики и задачи социально-экономического развития Ярославской области на перспективу до 2025 года.
Ключевыми ценностями Стратегии социально-экономического развития являются:
- ориентация развития региона на повышение качества жизни жителей Ярославской области. Главной стратегической целью развития региона является вхождение Ярославской области в число десяти регионов-лидеров по качеству жизни;
- публичность и открытость процесса разработки и обсуждения Стратегии СЭР.
В разработке документа принимали участие эксперты, входящие в состав СЦК, представители общественности, органов исполнительной власти, высшей школы, депутаты Ярославской областной Думы, сотрудники консалтинговых компаний. Благодаря открытости и публичности процесса разработки, Стратегия СЭР фактически является народной стратегией и может выступать в роли договора о принципах и целях развития региона между властью и обществом;
- конкретность и измеримость стратегических целей. Главные стратегические цели имеют конкретные измеримые показатели, с помощью которых можно на ежегодной основе оценивать достигнутые результаты и осуществлять необходимое корректирующее воздействие;
- создание основы для консолидации общества и власти вокруг задач развития.
Стратегия СЭР содержит задачи, которые должны решаться не только органами исполнительной власти Ярославской области, но и другими ключевыми участниками процессов социально-экономического развития (жителями, бизнес-сообществом, НКО);
- совмещение регионального и федерального взглядов на развитие региона. В Стратегию СЭР интегрированы показатели и задачи из указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Таким образом, разработка Стратегии социально-экономического развития Ярославского региона сама по себе не обеспечит исполнение принятых стратегических решений и реализацию стратегических проектов. Поэтому одновременно с утверждением Стратегии СЭР должна быть создана и запущена в эксплуатацию система стратегического управления социально-экономическим развитием региона.
Заключение
Развитие региона можно представить как комплексный процесс изменения его экологической, экономической, социальной, пространственной, политической и духовной сфер, приводящий к их качественным преобразованиям и, в конечном счете, к изменениям условий жизни самого человека.
Регион — это социально-экономическая пространственная целостность, характеризующаяся структурой воспроизводства, наличием территориальной интеграции форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека, имеющая соответствующие органы управления своей территорией.
По мнению многих экономистов для успешного развития региона необходимо три взаимосвязанных аспекта: экономический, социальный и экологический. Достижение устойчивого равновесия между ними, позитивных синергетических эффектов — это сложная практическая задача, требующая системного подхода к формированию государственной политики, обеспечивающей стратегическое целеполагание и планирование.
В условиях финансового кризиса экономическое положение многих регионов становится нестабильным, сокращается финансирование региональных социально важных программ и проектов. Для выхода из данной ситуации среди прочих мер регионы должны обладать преимуществами, т.е. быть конкурентоспособными. В связи с этим наряду с экономическими методами развития конкурентоспособности региона решающую роль на начальном этапе должны сыграть усилия региональных органов власти, так как именно они могут создать благоприятные условия для притока капитала на фоне неблагоприятной для инвесторов экономической ситуации в самих регионах. Эффективность мер по повышению региональной конкурентоспособности оценивается через систему количественных и качественных.
Устойчивое поступательное развитие регионов является важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации на современном этапе. От успеха осуществления данной политики зависит не только экономическое развитие страны и социальное положение ее граждан, но и национальная безопасность, единство и территориальная целостность государства.
Рост внимания Правительства Российской Федерации к решению вопросов регионального развития, стремление к повышению действенности региональной политики в стране и ее более строгая научная обоснованность определили создание Министерства регионального развития РФ. На мой взгляд, это очень эффективный инструмент административного регулирования регионального развития Министерство регионального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Переход к устойчивому развитию для России в целом и для каждого из ее регионов — актуальная задача текущего периода.
Конкурентоспособность региона — это свойство региона как экономической системы функционировать и развиваться в рыночной среде, эффективно обеспечивать процессы воспроизводства человека, благ и регионального потенциала, которое может изучаться в разных аспектах и на разных уровнях.
Регион как экономический субъект является изначально более мобильным и гибким по сравнению с целой страной, и это уже важнейшее конкурентное преимущество в условиях непредсказуемой глобальной конкурентной среды. Поэтому в поисках новых источников конкурентоспособности ученые-экономисты все больше погружаются в изучение региональных конкурентных преимуществ.
В условиях региона легче реализовать конкурентные стратегии, поскольку региональная власть может формировать достаточно эффективные механизмы взаимодействия с региональным бизнесом и глобальными институтами экономики.
Для проведения объективного сравнительного анализа регионов используется набор количественных и качественных показателей, описывающих потенциал региона и динамику его развития. Традиционный подход к экономическому анализу и уровню развития регионов России предполагает, прежде всего, изучение основных экономических показателей: ВРП, промышленное производство, уровень доходов бюджета и населения и другие.
В ходе проведенного исследования были проанализированы актуальные рейтинги развития регионов РФ, была изучена методика их составления. Основная цель составления рейтинга регионов — оценка уровня развития того или иного показателя региона. На основе рейтингов сравнивается положение регионов РФ.
В работе был изучен рейтинг Ярославского региона по некоторым показателям: социально-политической устойчивость региона, величина ВРП на душу населения, развитие государственно-частного партнерства в регионе, медиа-рейтинг губернатора региона и экологический рейтинг региона.
Таким образом, рассмотрев и изучив положение Ярославского региона по нескольким актуальным рейтингам развития регионов РФ, следует отметить, что Ярославская область является достаточно сильным регионом. В регионе присутствуют как положительные, как и отрицательные факторы, которые влияют на социально-экономическое развитие региона в целом.
Также необходимо отметить, в Ярославском регионе разработана целевая программа «Снижение антропогенного воздействия на окружающую среду города Ярославля на 2009 — 2015 годы».
Стратегия экономического развития региона рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития региона.
Стратегия экономического развития регионов — это общее направление достижения целей; и даже при отсутствии конкретики все равно полезнее иметь пусть не вполне четкое направление развития, чем не иметь никакого. Недостаточно четкое, но хорошо понятное общее направление можно воплотить в тактических действиях и программах, способствующих развитию регионов, городов и населенных пунктов в нужном направлении.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/v-nastoyaschee-vremya-regionalnoe-razvitie-v-nashey-strane-priobretaet-3/
I. Нормативно-правовые материалы
— Закон Ярославской области «Об участии Ярославской области в проектах государственно-частного партнерства» от 01.12.2010 г. № 50-з (в ред. от 01.12.2010 г.)
— Постановление Правительства Ярославской области «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 г.» от 06.03.2014 г. №188-п (в ред. от 06.03.2014 г.).
Специальная литература
— Вавилова, А.Ю., Летчикова, А.В., Соколова, М.А. Эконометрическая модель рейтинговой оценки регионов Приволжского федерального округа на основе социально-экономического потенциала // Вестник Удмуртского университета. — 2010. — № 2. — С.31 — 43.
— Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 239 с.
— Доклад об экологической ситуации в Ярославской области. Ярославль. Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, 2012. — 125 с.
— Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 584 с.
— Коваленко, Е.Г. Региональная экономика и управление. Изд-во: Санкт-Петербург, Питер, 2010. — 288 с.
— Латышева, М.А. Эконометрическое моделирование уровня социально-экономического развития регионов Российской Федерации // Управление Большими Системами: Сборник Трудов. — 2009. — № 27. — С.282 — 291.
— Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. — М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. — 20 с.
— Светуньков, С.Г., Заграновская, А.В., Светуньков, И.С. Комплекснозначный анализ и моделирование неравномерности социально-
экономического развития регионов России. — СПб.: 2012. — 129 с.
— Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. — М.: ЗАО Изд-во «Экономика , 2010. — 414 с.
— Ускова, Т.В. Устойчивое развитие региона: от концептуальных основ — к практическим результатам. / Т.В. Ускова, С.С. Копасова. // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз / ВНКЦ ЦЭМИ РАН. — 2010. — Вып.43. — С.21?31.
III. Электронные средства информации
13. Борисевич, В.И., Гейзлер, П.С., Фатеев, В.С. Экономика региона: Учеб. пособие. — Мн.: БГЭУ. — 2010. — 432 с. Электронный доступ: <http://economuch.com/regionalnaya-ekonomika-knigi/metodyi-diagnostiki-analiza-razvitiya.html > (дата обращения: 12.05.2014)
— Валинурова, Л.С., Казакова, О.Б. Оценка инвестиционной привлекательности регионов Приволжского федерального округа: факторы и условия привлечения инвестиций // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал, 2013. — №4 (36).
Электронный доступ: http://region. mcnip.ru <http://region.mcnip.ru/> (дата обращения: 12.05.2014)
— Валовой региональный продукт на душу населения по субъектам Российской Федерации в 1998 — 2012гг. Электронный доступ: <http://regionstat.ru/> (дата обращения: 13.05.2014)
— Виноградова, К.О., Ломовцева, О.А. Сущность и структура потенциального развития региона // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». — 2013. — № 3. Электронный доступ: <http://www.science-education.ru/109-9620> (дата обращения: 14.05.2014)
— ВРП на душу населения за 2010 год. Электронный доступ: http://regionstat.ru/rating. php? parameter=12&year=2010 <http://regionstat.ru/rating.php?parameter=12&year=2010> (дата обращения: 15.05.2014)
— ВРП на душу населения за 2011 год. Электронный доступ: http://regionstat.ru/rating. php? parameter=12&year=2011 <http://regionstat.ru/rating.php?parameter=12&year=2011> (дата обращения: 15.05.2014)
— ВРП на душу населения за 2012год. Электронный доступ: http://regionstat.ru/rating. php? parameter=12 <http://regionstat.ru/rating.php?parameter=12> (дата обращения: 15.05.2014)
— Даченков, И. Актуальные рейтинги регионов России // Региональные комментарии. — 2014. — № 1. Режим доступа: <http://www.regcomment.ru/investigations/aktualnye-reytingi-regionov-rossii/> (дата обращения: 14.05.2014)
— Инвестиционный рейтинг российских регионов // Рейтинговое агентство ЭКСПЕРТ. Электронный доступ: <http://raexpert.ru/> (дата обращения: 13.05.2014)
— Инвестиционный рейтинг российских регионов 2011 — 2012 годов // Рейтинговое агентство ЭКСПЕРТ. Электронный доступ: http://raexpert.ru/rankingtable/? table_folder=/region_climat/2012/main <http://raexpert.ru/rankingtable/?table_folder=/region_climat/2012/main> (дата обращения: 14.05.2014)
— Инвестиционный рейтинг российских регионов 2012 — 2013 гг. // Рейтинговое агентство ЭКСПЕРТ. Электронный доступ: <http://raexpert.ru/ratings/regions/2013/att1/att1-1/> (дата обращения: 13.05.2014)
— Методология рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России // Национальное Рейтинговое Агентство, 2014. Электронный доступ: <http://www.ra-national.ru/ratings/regions/regions-raiting-investment/regions-invest-metodology-2013/> (дата обращения: 14.05.2014)
— Методика составления рейтинга губернаторов // Рейтинги. Электронный доступ: <http://www.mlg.ru/ratings/methodology_media/> (дата обращения: 12.05.2014)
Российское предпринимательство. 2012. — № 24. — С.214 — 221.
27. Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2010 — 2011 годах // Рейтинговое агентство ЭКСПЕРТ. Электронный доступ: http://raexpert.ru/rankingtable/? table_folder=/region_climat/2011/tab1 <http://raexpert.ru/rankingtable/?table_folder=/region_climat/2011/tab1> (дата обращения: 12.05.2014)
— Рейтинги губернаторов — 2013 // Рейтинги. Электронный доступ: <http://www.mlg.ru/ratings/governors/2790/1/2013/0/> (дата обращения: 14.05.2014)
— Рейтинг развития регионов // ОАО ТРК «Петербург — Пятый канал». Режим доступа: http://www.5-tv.ru/rating/method.html #StartRait <http://www.5-tv.ru/rating/method.html > (дата обращения: 13.05.2014)
— Рейтинг социально-политической устойчивости регионов РФ // Региональные комментарии. — 2013. — № 4. Электронный доступ: <http://www.regcomment.ru/investigations/reyting-sotsialno-politicheskoy-ustoychivosti-regionov-rf/> (дата обращения: 12.05.2014)
— Рейтинг социально-политической устойчивости регионов РФ 2012 год. — 2013. — № 4. // Региональные комментарии. Электронный доступ: <http://www.regcomment.ru/investigations/reyting-sotsialno-politicheskoy-ustoychiv> (дата обращения: 15.05.2014)
— Рейтинг социально-политической устойчивости Фонда «Петербургская политика» за 2013 год // Петербургская политика. Электронный доступ: http://www.fpp. spb.ru/fpp-rating-15. php <http://www.fpp.spb.ru/fpp-rating-15.php> (дата обращения: 15.05.2014)
— Цапиева, О.К. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 2 (34).
— С.46?49. Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art. php? nArtId=3140 <http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3140> (дата обращения: 13.05.2014)
— Экологический рейтинг регионов РФ // Региональные комментарии. — 2013. — № 3. Электронный доступ: <http://www.regcomment.ru/investigations/ekologicheskiy-reyting-regionov-rf/> (дата обращения: 14.05.2014)