Транспорт в сфере туризма

Контрольная работа

Транспортные услуги вначале девятнадцатого века дали мощный толчок к развитию организованного туризма. Именно с появлением в Великобритании железнодорожного транспорта стал возможен первый организованный тур Томаса Кука в 1843 году. В дальнейшем развитие прочих видов транспорта способствовало все нарастающим темпам развития туризма.

Ключевую роль в туризме на сегодняшний день играет авиационный транспорт, способный связать в считанные часы континенты и предоставить возможность занятому человеку попасть в самые отдаленные уголки света. Таким образом, очевидно, что значение транспорта в сфере туризма сложно переоценить. Его сущность и роль необходимо рассматривать более подробно.

Цель контрольной работы – раскрыть сущность транспорта в составе туристского продукта. Задачи: изучить сущность и особенности транспортных услуг, изучить роль транспорта для развития туризма Дальнего Востока России.

1 Значение транспорта для сферы туризма

В настоящее время транспорт является одним из самых важных компонентов экономики государства, как развивающегося, так и с высокоразвитой экономической и социальной базой. Транспорт обеспечивает нормальное функционирование экономики, повышение эффективности общественного производства, создает условия для рационального размещения производственных сил по территории страны с учетом наиболее целесообразного приближения предприятий различных отраслей экономики к источникам сырья и районам потребления продукции, специализации и кооперации производства, позволяет развивать такие отрасли, как торговля, сельское хозяйство и другие. Транспорт является ведущим фактором развития туризма.

Одно из ведущих мест в структуре туристского продукта являются услуги перевозок туристов, что объясняется необходимостью использования транспорта для доставки путешественников к местам отдыха и для возвращения домой.

Обеспечение транспортом – важная составляющая инфраструктуры туризма, входящая в состав основного комплекса услуг, включаемых в структуру туристского продукта [3].

Следует отметить, что развитию транспорта как составной части инфраструктуры постоянно уделяют большое внимание правительства практически всех стран мира. Протяженность сети сообщения всех видов транспорта составляет на сегодня около 5 млн. км.

Современные тенденции таковы, что с развитием туризма транспортные пути будут постоянно расширяться, так как увеличение спроса на путешествия оказывает положительное влияние на развитие транспортной инфраструктуры. Получается, что транспорт позволяет расширять географию путешествий, и в результате происходит полезное и выгодное двум сторонам взаимовлияние.

13 стр., 6277 слов

VIP-туризм: сущность и перспективы развития

Сделан вывод о расширении VIP-туризма благодаря постепенному посткризисному развитию мировой экономики. Ключевые слова: въездной и выездной туризм, разнообразие, тенденции развития VIP-туризма, технологичность услуг, туризм VIP, туристические потоки, эксклюзивность. На ...

В настоящее время велика роль транспорта в решении социальных проблем, обеспечении деловых, культурных и туристских поездок населения, развитии культурного обмена внутри

Транспортные услуги – один из основных видов услуг в туризме. На них приходится и основная доля в структуре цены тура. В зависимости от продолжительности, дальности путешествия эта доля (в большинстве случаев) колеблется от 20 до 60 %. Различные виды транспорта используются туристскими организациями для перевозки туристов во время путешествий.

Основная доля в общей структуре транспортных услуг принадлежит авиационному транспорту. Наибольшее количество туристов, особенно путешествующих на дальние расстояния, пользуются услугами авиации. Наиболее массовые потоки туристов, путешествующих с курортной, деловой, развлекательной, познавательной целями, составляют индивидуальные туристы. И именно они чаще всего пользуются авиационным транспортом.

Автомобильный транспорт можно с полным правом назвать транспортом всеобщего применения, так как он используется повсеместно: от трансферов и экскурсий, внутримаршрутных перевозок автобусами до аренды малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе. Автобусы и автомобили транспорт местного и внутрирегионального значения. Особой популярностью пользуются автобусные экскурсионно-познавательные туры с посещением нескольких городов и достопримечательных мест.

Главный конкурент автобусов в групповых перевозках – железная дорога. В пределах нашей страны она имеет некоторый приоритет и перед авиационными перевозками (по групповым внутрироссийским маршрутам).

Преимуществом железнодорожных перевозок являются также более низкие тарифы и (в зарубежных странах) разветвленная система скидок, проездных билетов и т. п., позволяющих путешествовать по значительно более низким ценам. Однако ни автобусные, ни железнодорожные перевозки не конкурируют с авиацией на дальних расстояниях.

Перейдем теперь к следующему виду транспорта – водный, речной и морской. Данный вид транспорта сам по себе уже вызывают образ туристского – круизного обслуживания и используются в туризме достаточно активно. Водные путешествия имеют ряд, как преимуществ, так и недостатков по сравнению с другими видами транспорта. Наиболее значимыми преимуществами являются высокий уровень комфорта, большой объем единовременной загрузки, возможности реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм и др.), полноценного отдыха, полный комплекс жизнеобеспечения. Основными недостатками можно назвать невысокую скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы, ограничение мобильности, а зачастую и подверженность части людей «морской болезни» на морских круизах [4].

Транспортное обеспечение является важнейшим элементом туристкой инфраструктуры и входит в основной комплекс услуг, включаемых в состав туристского продукта.

Транспорт, который применяется для целей туризма, можно разделить на 3 категории:

1. сухопутный транспорт;

2. водный транспорт;

3. воздушный транспорт.

В свою очередь сухопутный транспорт включает в себя автомобильный и железнодорожный транспорт.

Железнодорожный транспорт можно разделить на:

15 стр., 7347 слов

Разработка автобусного тура «Дефиле по старому свету»

... разработку и внедрение новых экологически чистых транспортных средств. Автобусный туризм становится все более перспективным направлением российского туристического бизнеса. Из Москвы на автобусе можно отправиться на экскурсии в ... на железнодорожном транспорте стоит ненамного дороже. Есть двух- или трехдневная "классика" экскурсионных туров по России - маршруты Владимир - Суздаль ... предназначенное для ...

1. внутренний железнодорожный транспорт, подчиненный расписанию (электрички);

2. железнодорожный транспорт международного сообщения ( международные поезда);

3. железнодорожные поезда специального назначения (медицинские, грузовые поезда).

Автомобильный транспорт в рамках классификации по способам использования в туристской отрасли можно разделить на:

1. международное автобусное сообщение;

2. туристические автобусные сообщения для поездок на дальние расстояния;

3. пригородные и городские автобусные сообщения;

4. экскурсионные и чартерные автобусные сообщения;

5. прокатные автомобили и микроавтобусы;

6. такси.

Водный транспорт также подразделяется на категории, среди которых:

1. морской транспорт, предназначенный для плаваний в определенном бассейне;

2. круизный транспорт (теплоходы) ;

3. внутренний водный транспорт, предназначенный только для транспортировки (паромы, катера);

4. внутренние водный транспорт, предназначенный для транспортировки пассажиров в условиях повышенного комфорта (яхты);

5. водный транспорт, предназначенный для подводных экскурсий (батискафы и субмарины).

Классификация воздушного транспорта несколько проще, и включает всего 3 вида:

1. пассажирский транспорт, подчиненный расписанию (регулярные авиаперелеты);

2. чартерные авиаперелеты (чартерные и частные самолеты) ;

3. воздушный транспорт с экипажем (воздушные шары, вертолеты).

Ведущую роль в транспортном обслуживании потребностей мировой туристской индустрии по праву занимают дальние авиарейсы с использованием авиатранспорта. Это объясняется тем, что авиаперелеты позволяет значительно быстрее пересекать большие расстояния, нежели транспортировка другими видами транспорта. Стоит отметить, что выгода от применения авиатранспорта видна в основном при использовании его именно на дальних расстояниях. Несколько иначе дело обстоит с использованием воздушного транспорта в пределах одной страны – зачастую внутристрановые перелеты слишком дороги и нерентабельны. Поэтому, если возникает вопрос «как купить дешевый авиабилет?», стоит обратить внимание на поездку железнодорожным транспортом, который существенно дешевле и вполне пригоден для преодоления небольших расстояний.

Железнодорожный транспорт развит повсеместно – практически все цивилизованны страны имеют разветвленную железнодорожную сеть, которая, помимо всего прочего, позволяет связывать объекты экономики, функционирующие на определенной территории, с транспортной и коммуникационной сетями.

Также широкое распространение железнодорожной сети во всеми мире способствовало росту доступности туристских зон.

Третьим по значимости для туристской отрасли является автомобильный транспорт, который в основном используется для экскурсионной туристической деятельности и для пассажирских перевозок на сравнительно дальние расстояния. Непопулярность данного вида транспорта объясняется дороговизной, невозможностью создать комфортные условия, повышенной длительностью поездок и т.д.

Водный транспорт распространен в тех туристических странах, которые имеют выход в океан, моря или к полноводным рекам, пригодным для судоходства. По всей видимости данный вид туристского транспорта является наиболее дорогим и наименее используемым. В основном водный транспорт задействован при организации экскурсионных туров, но во внутренних морях, таких как Средиземное и Черное, пользуются спросом круизные туры [3].

25 стр., 12034 слов

Развитие транспортной инфраструктуры Азербайджана

... приходилось на Бакинскую губернию) так и предназначение и направления перевозок и развития транспортной системы в Азербайджане. 1.2 Развитие транспорта Развитие транспортной системы представляет большое значение для Азербайджанской Республики.(рисунок 1) Транспорт, наряду с такими инфраструктурными сферами экономики ...

Каждый из видов транспорта, применяемых в туристской отрасли, исходя из функциональности, целесообразности и возможностей использования занимает собственную нишу.

2 Связь развития туризма с транспортной инфраструктурой на российском Дальнем Востоке

Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики, обеспечения целостности страны, повышения уровня жизни. В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь развития транспортной отрасли с развитием других отраслей экономики и социальной сферы, которые не только определяют требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности развития отрасли. Удешевление и ускорение грузовых перевозок стимулируют расширение транспортно-экономических связей, а удешевление, ускорение и повышение качества пассажирского сообщения приводят к росту мобильности населения и улучшению условий его жизни. Таким образом, развитие и модернизация сферы транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, укрепляющими ее федерализм и территориальную целостность. Роль транспорта еще более повышается в условиях глобализации мировой экономики, приводящей к значительному увеличению межгосударственных связей. Наряду с развитием рынка транспортных услуг в первые годы реформ осуществлялось совершенствование системы управления транспортом и формирование законодательно-правовой базы, регламентирующей транспортную деятельность [1]. Были разработаны федеральные и отраслевые целевые программы развития всех видов транспорта, реализация которых должна была обеспечить эффективное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров в рыночных условиях. Уменьшение доходов транспортных организаций из-за резкого сокращения спроса на перевозки при одновременном росте цен на необходимые им технические средства и материалы, топливо и энергию привели к существенному замедлению обновления основных фондов всех видов транспорта и ухудшению их состояния. Развитие транспортной системы осуществлялось в соответствии с отдельными целевыми федеральными и ведомственными программами, разработанными без должной увязки друг с другом, ориентированными в основном на федеральный бюджет и не обеспеченными ресурсами. Вследствие этого в сфере транспорта накопилось много нерешенных проблем, которые могут стать тормозом в осуществлении социально-экономической политики государства на долгосрочную перспективу. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)» была разработана на достаточно длительный срок с учетом значительной инерционности транспортной системы. Изменившиеся социально-экономические условия потребовали уточнения приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта, направлений и механизмов их реализации. В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации была одобрена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года [2], определяющая транспортную политику, этапы и направления ее реализации в долгосрочной перспективе. Во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществлена корректировка Программы в соответствии с положениями Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, с учетом осуществляемых административной и бюджетной реформ, а также итогов реализации Программы в 2002 — 2005 годах. Цели и задачи Программы формировались исходя из состояния транспортной системы в настоящее время. Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, их износ достиг 55 — 65 процентов и продолжает увеличиваться. Транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка, не получили достаточного развития мультимодальные перевозки. Уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия отрасли транспорта с другими отраслями экономики недостаточен, что мешает ее интеграции в мировую коммуникационную систему. Недостаточно научное обеспечение функционирования и развития транспортной системы.

7 стр., 3200 слов

Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании ...

... исследования – анализ развития транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические основы функционирования транспортной инфраструктуры в России. 2. Проанализировать практику формирования транспортной инфраструктуры Нижнего Новгорода. 3. Выявить проблемы формирования транспортной инфраструктуры Нижнего Новгорода и пути ...

Проблемы развития отдельных видов транспорта

Помимо указанных общих проблем имеются также следующие специфические проблемы развития отдельных видов транспорта:

а) на железнодорожном транспорте:

  • износ основных производственных фондов достиг 68 процентов, особенно высоким является износ подвижного состава; «узким» местом на сети железных дорог становятся подходы к морским портам и пограничные пункты пропуска; недостаточен уровень взаимодействия с другими видами транспорта, прежде всего с морским транспортом, не находят должного развития мультимодальные перевозки; недостаточен уровень механизации работ по обслуживанию инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • б) в дорожном хозяйстве: по всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования Россия значительно уступает зарубежным странам, развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации страны; не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, особенно в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока; все более резко проявляется дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны; низкий технический уровень дорог обусловливает увеличение себестоимости перевозок в 1,5 раза, а расхода горючего на 30 процентов по отношению к аналогичным показателям развитых зарубежных стран; не обеспечена связь по автомобильным дорогам с твердым покрытием около 50 тыс.

населенных пунктов; не урегулированы и требуют решения вопросы сопряжения магистральных дорог, обеспечивающих подъезд автомобильного транспорта к городам, и внутригородских улиц и дорог;

24 стр., 11996 слов

Транспортная система Российской Федерации как фактор развития въездного туризма

... Целью данной курсовой работы является изучение характеристики и особенностей транспортной системы РФ как фактора развития въездного туризма. Достижение указанной ... транспорта неравномерно. Густой и разветвленной железнодорожной сетью обладает европейская часть страны. Конфигурация сети ... Она включает используемые транспортные сети или пути сообщения (дороги, железнодорожные пути, воздушные ...

в) в гражданской авиации:

  • парк воздушных судов морально и физически устарел, его основу составляют воздушные суда, отстающие по своим характеристикам от зарубежных аналогов; объекты инфраструктуры воздушного транспорта значительно изношены, особенно объекты, находящиеся в федеральной собственности, — взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок самолетов, светосигнальное оборудование; нестабильно функционируют аэропорты в ряде районов, где авиация является основным или безальтернативным видом транспорта;

г) на морском транспорте:

  • доля флота под российским флагом в общем тоннаже флота, контролируемого Российской Федерацией, составляет 50 процентов, что недостаточно, обновление этого флота осуществляется низкими темпами — средний возраст судов превышает 20 лет, доля отечественного флота в перевозках российских грузов остается крайне низкой; сохраняется тенденция к строительству судов, их регистрации и осуществлению судоходного бизнеса за рубежом; специализация и оснащенность российских торговых портов не соответствуют сложившимся и перспективным структуре и объемам внешнеторговых и транзитных грузопотоков, в результате чего почти 20 процентов российских внешнеторговых грузов, перевозимых с использованием морского транспорта, следует через иностранные порты;
  • недостаточными темпами осуществляется обновление флота ледоколов, буксиров и спасательных судов, что снижает надежность транспортного обслуживания и создает проблемы обеспечения безопасности мореплавания;