Реферат досуг как сфера реализации социально культурной деятельности

Контрольная работа

Досуг для современных людей является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности людей. Именно в сфере отдыха люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей.

Досуг на современном этапе является одной из самых важных сфер жизни

человека. В качестве общественной ценности его значимость неуклонно возрастает. В соответствии с этим увеличивается важность теоретических и практических проблем, связанных с разработкой определённых средств и конкретных путей реализации культурно – развивающего потенциала досуга и свободного времени.

Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга приобретает особую остроту. Непрерывно развивается культура человеческого общества. Благодаря этому появляются различные виды досуговой деятельности. Их качество, в свою очередь, определяет уровень культуры. Поэтому проблема организации досуга (сохранения культуры) остается важной во все времена.

С этим так же связана проблема проведения системной и целенаправленной деятельности по повышению практической досуговой квалификации и досуговой компетентности, как молодёжи, так и взрослых. В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Именно поэтому очень важной на сегодняшний день является необходимость в нашем государстве изучения и разработки наиболее эффективных программ организации досуга.

Цель исследования – рассмотреть досуг как сферу реализации социально-культурной деятельности.

21 стр., 10061 слов

Организация досуговой деятельности молодежи

... досуговой деятельности молодежи. Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остаются на стадии изучения. Цель работы – изучить особенности организации молодежного досуга в условиях культурно - досуговых ... психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или ...

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть теоретические аспекты организации досуговой деятельности.

3. Рассмотреть основные виды досуга.

4. Охарактеризовать деятельность учреждений социально-культурной сферы по организации досуга населения.

Досуг как сфера реализации СКД

Социально-культурная деятельность содержит в себе многообразие проблем, которые касаются организации свободного времени с профессиональными и непрофессиональными видами занятий человека, с производством и пониманием культурных ценностей, с общением в сфере досуга, с семейно-бытовой сферой жизни. Все технологии рассматриваемой деятельности, разрабатываются на уровне определенных культурно-просветительских, культурно-творческих, культурно-рекреационных занятий.

Таким образом, социально-культурная деятельность может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности; её целью является организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытие её способностей, самосовершенствования, любительского творчества в рамках свободного времени. Социально-культурная деятельность регулирует процессы развития и воспитания, которые осуществляются в формах досуговой деятельности.

Трансформация культурно-просветительской работы в социально-культурную деятельность началась в период с 1960-1980 годы. Долгие годы она была стороной культурно-воспитательной, культурно-организаторской деятельности, с помощью которой государство влияло на массы.

С 1980 года социально – культурная деятельность начала называться “педагогически организованная самодеятельность (свободная деятельность) населения с целью воспитания гармонично развитой личности”, что означало переход к субъект-субъектной от субъект-объектной модели организация досуга.

Начали возникать любительские объединения, инициативные движения, клубы по интересам. Они явились формой появления образованных, мыслящих, талантливых людей, испытывающих потребность в творчестве, в развивающем, содержательном досуге. Это послужило важнейшим фактором изменения прежней модели организационно — досуговой работы.

Сочетание в понятие “социо” и “культурное ” значит реализуемая и предполагаемая взаимосвязь социума и культуры, при котором включаются в процесс активной общественной жизни все слои общества. Общественные силы в процессе такого взаимодействия являются не только потребителем, но и производителем духовной и материальной культуры.

Творческое развитие социально-культурной деятельности — это свободное время, которое можно использовать, как самостоятельно, так и с помощью досуговых центров в целях развития общественных отношений, в которые они вступают друг с другом.

Почти на всех этапах существования культурно-досуговая деятельность человека развивалась в форме индивидуального, домашнего, а иногда совместного любительства. Сегодня именно она остаётся основной в сфере свободного времени. Так же любительство существует в форме совместной групповой деятельности. Это включает в себя кружки, народные университеты, инициативные объединения, клубы по интересам, и другие различные социокультурные центры, направленные на поддержку непрофессионального творчества и массового самообразования.

45 стр., 22073 слов

АНИМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ

... высокий уровень досуговой деятельности. Анимация – особая составляющая системы культурно-досуговой деятельности. Сущность анимационной деятельности в структуре туристского продукта состоит в вовлечении туристов и отдыхающих как представителей социума в активные формы культурного досуга. Понятие «анимация» имеет ...

Термин «досуг» употребляется зачастую в трех значениях: как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными видоизменениями, как синоним свободного времени, как синоним психологического переживания или состояния человека на данный момент. В данных значениях существуют различные термины, в наибольшей степени это относится ко второму значению, поскольку досуг как деятельность обладает широкой классификацией.

Слово «досуг» в значение удобного или свободного времени (по досугу — по умению, при случае) употреблялось на Руси еще в середине XV века.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля написано: «Досуг — свободное, незанятое время, гулянки, гулящая пора, простор от дела». В XIX веке слово «досуг» приобрело приближённое к современному нам толкование. Это подтверждают приводимые В. И. Далем и употреблявшиеся в то время пословицы: «Был бы друг, будет и досуг»; «Работе время, а досугу час» и др.

Также существует образованные варианты от этого слова: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки». В этом понимании досуг предполагает не безделье, а самодеятельную активность в свободное время. У древних славян слово «досуг» происходило от глагола «досягать» — достигать чего-либо.

Похожее толкование слова «досуг» мы находим и в современном словаре русского языка С.И. Ожегова: «Досуг — свободное от работы время. В часы досуга. На досуге; досужий — свободный от дела, праздный. Досужее время, появляющийся на досуге, от безделья. Досужие мысли. Досужие сплетни».

Структура досуга представляется видами деятельности, одинаково необходимыми людям, но по культурному содержанию заметно отличающимися. Основные виды досуга: ценностно-ориентационные, рекреационно-развлекательные, культурно-творческие занятия, просветительно – образовательные.

Роль досуга выражается в трёх функциях:

I. Рекреация – включает в себя релаксацию, проявляющуюся в качестве процесса снятия психического утомления, и регенерацию, направленную на восстановление физических сил.

II. Развлечение – род досуговых занятий, который даёт людям возможность интересно провести время, повеселится, снять психическое напряжение, поднять настроение, получить определённую эмоциональную подзарядку.

III. Совершенствование – в досуговой сфере человек не только развлекается и отдыхает, но и совершенствует себя в культурном отношении.

К основным характеристикам досуга относятся:

  • Свобода от обязанностей – всё нужное уже сделано, и можно заниматься только тем, чем хочется.
  • Возможность выбора – мы обладаем правом самостоятельно выбирать вид и род занятий.
  • Неутилитарность досуговой деятельности – она самостоятельна и обладает процессуальной ценностью.
  • Гедонистичность досугового поведения – человек находится в поисках удовольствия, радости, наслаждения.
  • Компенсационность – активность направлена на возмещение всего того, что человек в других сферах жизни недополучает.

У досуга есть своя структура, содержание и объем (величина).Объем зависит от рабочей и внерабочей части времени, такой как сон, бытовыми надобностями, уход за детьми и т.д. Следовательно, существует два способа увеличить досуг: сократить время работы, совершенствовать службы транспорта, быта, систем расселения и других факторов, которые могут уменьшить затраты времени.

41 стр., 20115 слов

Досуговой деятельности молодёжи в городском пространстве. 2)

... ёжи, так и лиц, непосредственно участвующих в процессе создания условий для студенческого досуга. Однако, несмотря на достаточно большое количество работ, посвящённых исследованию молодёжного досуга, вопросы досуговой деятельности в условиях городского ...

Под структурой досуга понимается взаиморасположение, построение и связь его основных частей. К последним относятся: культурные ценности (посещение разнообразных культурно – досуговых центров, чтение, слушание, просмотр телепередач), культурно – творческие занятия, самообразование, физкультурно – оздоровительные занятия, любительские занятия – хобби, досуговое общение, игровая деятельность, пассивный отдых (ничегонеделание).

Содержание досуга – это смысл элементов структуры, то что в них заключается, её сущность. В культурно – творческих занятиях могут быть: музыка, хореография, театр, декоративно – прикладное, художественное творчество. Каждый их этих видов занятий, в свою очередь, конкретизируется на еще несколько составляющих.

Досуг можно квалифицировать как деятельность, время и состояние. Если рассматривать досуг в качестве деятельности, то речь идёт о занятиях, воплощающих в себе систему взаимодействия человека с объектами окружающего мира, к которым относятся информация, материальные предметы, знаковые системы, формы общественного сознания, а также другие люди.

Во втором случае досуг рассматривается в качестве определённого временного отрезка, который входит в состав общего бюджета времени человека, так же, как работа и бытовые занятия. Представление досуга в качестве времени характеризует его с точки зрения продолжительности.

Характеристика досуга как состояние человека в данный отрезок времени основывается на психологическом и физическом состояние, настроение, расположение духа. Применительно к досуговым знаниям – это определяется уровнем психологического комфорта, сознанием личности, степенью ощущения наслаждения и удовольствия.

Виды досуговой деятельности.

Многие виды досуговой деятельности состоят из коллективных действий (спортивные игры, художественная самодеятельность, её определённые жанры, техническое творчество).

Нынешние общественные, государственные, коммерческие учреждения, частные клубные предприятия – это социально-культурные институты, где реализуется деятельность специалистов в области сферы досуга, которая направлена на разные возрастные категории.

Структура досуга и её формирование связаны непосредственно с образованием и самообразованием, общественной деятельностью, укреплением здоровья, развитием различных способностей личности. Это всё открывает огромные возможности для вовлечения людей в различные виды деятельности.

Повышение культурного уровня человека предполагает постоянное посещение театров, музеев, и других культурных учреждений. Местами реализации социально-культурных, досуговых инициатив также могут быть музеи-заповедники и монастырские комплексы, выставочные залы, дворянские и офицерские собрания, парки и бульвары, кафе и рестораны, микрорайонные клубы, дискотеки, библиотеки.

Один из видов активного проведения досуга – это самодеятельное творчество: художественная самодеятельность, а также самодеятельные объединения (Детская общественная организация, Международное детское и юношеское движение) и неформальные объединения. К неформальным объединениям относятся: объединениями субкультуры, контркультуры. Всего ученые насчитывают около 300 форм проведения досуга, из которых на учреждения культуры приходится 40%.

36 стр., 17786 слов

Организация культурно-досуговой деятельности детей в Ясногорском ...

... виды досуговых занятий. Совершенствования деятельности клубного учреждения по организации досуга сегодня является ... человека, возможность выбора досуговых занятий и в тоже время стройность, целенаправленность самого процесса досуга, охватывающего искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество и т.д. В досуге ... психологии, педагогике. Можно отметить работы С.Н. Иконниковой, И.М. ...