Сравнительная характеристика традиционной и гуманистической парадигмы в образовании

Контрольная работа

Изменение приоритетов государственной политики в области образования в пользу личности ребенка и творческого характера ее развития, пересмотр целей образования и современный курс на гуманизацию образования дает нам ориентир на выявление закономерностей развития традиционной. В современной отечественной педагогике и психологии можно выделить ряд концепций, каждая из которых рассматривает личностное образование с разных позиций. Эти позиции не противоречат друг другу, а фиксируют акценты на разных сторонах этого процесса. Педагогическая психология отвечает на «запросы» личности, общества, государства тем, что предлагает им новую модель (парадигму) образовательной системы. Обосновывая ту или иную парадигму образования, психология и педагогика как наука реагирует на «вызовы» общества, личности, государства, предлагая модель образовательной системы, в которой содержатся ответы на вопросы о ценностях и целях образования, о функциях школы и принципах ее деятельности, об организации, содержании и технологиях обучения и воспитания, о способах взаимодействия основных субъектов образования. Необходимость в новой парадигме возникает по ряду причин, но главная из них — новый тип мышления, возникший вследствие новых социально-производственных условий.

2.Определение общего понятия «парадигма образования»

Образовательный процесс, начиная со второй половины XVIII в., становится объектом теоретического, не только педагогического, но и психологического осмысления. Естественно, что этот процесс интерпретировался до второго этапа развития педагогической психологии в контексте доминирующих в этот период психологических теорий, положения которых соотносились с процессом научения. Процесс научения трактовался в категориях и понятиях этих теорий.

До конца ІX столетия господствовала ассоциативная теория, в начале XX в. сразу две теории — бихевиоризм и гештальтпсихология — сформулировали основные положения обучения. И только на третьем этапе развития педагогической психологии, во второй половине XX столетия возникли самостоятельные теории или, точнее, направления обучения.

Согласно одному из них, основная задача «формального» обучения — развить у ребенка способности, необходимые для того, чтобы добывать знания. Согласно другому — основная цель обучения заключается только в освоении определенной суммы знаний.

7 стр., 3014 слов

Психологический портрет личности

... тестов - стандартизированные (это те, которые направлены на оценку результатов) и нестандартизированные (направлены на выявление качественных особенностей личности). Цель данной работы: составление подробного психологического портрета ... образование, судебная психолого-психиатрическая экспертиза, прогнозирование психологических последствий изменения среды, психология личности ... интеллектуальное развитие ...

Основываясь на постулате, что «ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь»С середины столетия направления обучения поляризуются вокруг двух его характеристик: управляемости и формирования у учащихся способности «добывать» знания самостоятельно. При этом, конечно, ни одно из направлений в настоящее время не представлено в чистом виде, одно включает элементы другого. Однако необходимым требованием для каждого из них является воспитывающий, развивающий характер обучение и активность субъекта научения.

Анализируя психолого- педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что образовательный процесс ориентирован на соответствие требованиям той или иной принятой образовательной парадигмы. Именно образовательная парадигма с ее ценностями и совокупностью присущих ей методологических принципов оказывает непосредственное влияние на понимание сущности образования и образовательного процесса на том или ином истори-ческом отрезке развития конкретного социума. Известно, что термин «парадигма» был заимствован педагогикой из философии, где данное понятие имеет несколько интерпретаций. В античной и средневековой философии оно характеризует сферу вечных идей как первообраз, образец; в современной науке определяется как система теоретических методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения и разделяемых всеми членами научного сообщества.

Вместе с тем осознанный выбор педагогом парадигмы образования определяет характер его профессиональной деятельности.

Понятие «образовательная парадигма» до сих пор не нашло отражения в специальной словарной и энциклопедической литературе.

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» понятие «парадигма» определяется

ПАРАДИГМА — 1) образец, тип, модель (например, общественных отношений).

2) В философии, социологии – исходная концептуальная схема, меняющаяся со временем и характерная для определенного этапа в развитии науки, модель постановки проблем и их решения.

«Психолого-педагогический словарь» дает следующее определение:

ПАРАДИГМА – совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых.

Каждая парадигма достаточно своеобразна и избирательна в плане оценки факторов общественного развития, анализа поведения людей, приоритетности рассмотрения тех или иных сторон общества. Поэтому ни одна парадигма не дает всеобъемлющий анализ общества, хотя и вносит свой конкретный частичный вклад в его рассмотрение.

Свое определение образовательной парадигмы дает Е.В. Бондаревская:

Парадигма образовательная – совокупность методологических подходов и теоретических идей, которая воплощается в научно-педагогической деятельности и практике образования на определенном историческом этапе. Парадигма представляет собою модель, используемую для решения не только исследовательских, но и практических задач в определенной области действительности.

Каждая парадигма отвечает на вопросы: ради чего воспитывать, для какой цели готовить молодежь, ради чего жить, каким ценностям отдать предпочтение.

Парадигма образования есть категория историческая. Как отмечают Н.В. Бордовская и А.А. Реан, в мировой и отечественной практике парадигмы образования складывались и разрабатывались на протяжении веков .

35 стр., 17249 слов

Основные проблемы развития современного высшего образования в ...

... дипломной работы выступает выявление основных проблем развития современного высшего образования в условиях глобализации. Поставленная цель обусловила выполнение ряда взаимосвязанных задач: изучить основные парадигмы в социологии образования; определить особенности социологического подхода к образованию; ...

К ним исследователи относят такие парадигмы, как:

  • «знаниевая»,
  • «культурологическая»,
  • «технократическая»,
  • «гуманистическая»,
  • «социетарная»,
  • «человекоориентированная»,
  • «педоцентристская»,
  • «детоцентристская».

На возможность широты выбора образовательных парадигм в одном из своих исследований указывает Е.В. Бондаревская. Среди них она называет:

  • социо-ориентированную,
  • личностно-ориентированную,
  • гуманистическую,
  • культурологическую,
  • экологическую.

Тем не менее, отмечает Е.В. Бондаревская, при кажущемся разнообразии в современном мировом образовании можно говорить о существовании двух основных образовательных парадигм:

  • формирующей (традиционной);
  • личностно-ориентированной (гуманистической).

Каждая из названных парадигм обладает своим специфическим набором частных парадигм, которые описывают представления о цели, содержании и процессе воспитания и обучения.

Парадигмы в психологии –это стратегии психологических воздействий, в том числе взрослого на ребенка, обозначающих основные принципы организации взаимодействия, которые имеют широкое распространение в общественной (в том числе педагогической) практике при реализации отношений между людьми.

Таким образом, это означает, что парадигма в педагогике и педагогической психологии может рассматриваться как способы воздействий (воспитательных, управленческих, пропагандистских, психокоррекционных и т.д.), осуществляемых в различных формах (массовых, групповых, межличностных и т.д.) с помощью различных средств(вербальных и невербальных) и способов (убеждение, принуждение и т.п.).Каждый из этих видов воздействия, обладая своей спецификой и возможностями, полное и эффективное воплощение получает только в контексте реализации конкретных задач и условий деятельности и общения, в которых данные воздействия осуществляются, и зависит от точной их инструментовки и конкретных обстоятельствах.

3. Общая характеристика парадигмальных моделей образования

В рамках образовательных парадигм возникают различные модели образования. Каждая парадигма отвечает на вопросы :ради чего воспитывать, для какой цели готовить молодежь, ради чего жить, каким ценностям отдать предпочтение. В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют 3 парадигмальные модели образования: традиционная, рационалистическая, гуманистическая. Дадим общую характеристику этим моделям .

Первой во времени и наиболее традиционной является так называемая объектная парадигма, в соответствии с которой психика и человек в целом (вне зависимости от конкретных теоретических установок) рассматривался как пассивный объект воздействия внешних условий и их продукт .

Исторически первичный, данный подход свое наиболее законченное воплощение получил в бихевиоризме. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон, продолжали развивать это направление в своей деятельности Э.Трндайк, Скиннер, И.М.Сеченов,И.П.Павлов, В.М.Бехтерев.

43 стр., 21197 слов

«Контроль знаний и умений в системе профессионального образования»

... их необходимыми знаниями и формирование у них умений и навыков, необходимых для их буду щей преподавательской деятельности. В настоящее время самостоятельная работа студентов рассматривается как один из основных компонентов вузовского образования, ... и ошибочных мнений и суждений учителей и учащихся. Для реализации принципа объективности, широко испо льзу ется комментирование оценок и обсуждение на ...

Традиционная модель образования — это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого и настоящего. Прежде всего под этим подразумевается совокупность базовых знаний, умений и навыков в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции, позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого порядка.

Обучающийся рассматривается как объект, которому нужно передать систему обобщенных знаний, умений и навыков. Обучение преследует, в первую очередь, воздействие на механизмы памяти, а не мышления обучающихся. Целью такого образования является формирование личности с заранее заданными свойствами. Результаты выражаются в уровне обученности и социализованности личности.

Основной дидактической единицей в этой модели является содержание образования. В этом случае система образования рассматривается как государственно-ведомственная организация, которая строится по ведомственному принципу с жестким централизованным определением целей, содержания образования, номенклатуры образовательных учреждений и учебных дисциплин. При этом все учебные заведения контролируются административными или специальными органами.

Рационалистическая модель образования во главу ставит не содержание образования, а эффективные способы усвоения обучающимися знаний. Эта модель отводит обучающимся сравнительно пассивную роль. Они, получая определенные знания, умения и навыки, приобретают адаптивный «поведенческий репертуар», необходимый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества. В рационалистической модели нет места таким явлениям, как творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность.

Таким образом, поведенческие цели вносят в образование дух узкого утилитаризма и навязывают учителю механический, нетворческий образ действий. Учитель должен следовать предписанному шаблону, а его деятельность превращается в натаскивание обучающихся на решение задач, выполнение тестов и т.д. Основными методами такого обучения выступают научение, тренинг, тестовый контроль, индивидуальные занятия, коррекция.

Рационалистическая модель образования предполагает такую его организацию, которая, прежде всего, обеспечивает практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу и производству. При этом любая образовательная программа должна быть направлена на обеспечение «поведенческого» аспекта знаний, умений и навыков.

19 стр., 9058 слов

«Организация производственного обучения в профессиональном ...

... МДК – приобретение обучающимися знаний о первичной обработке сырья, подготовке полуфабрикатов, о технологии приготовления блюд и организации производства, организации труда. Их изучение способствует формированию у обучающихся способности ориентироваться в современном производстве, умения решать конкретные ...

Гуманистическая линия в психологии как явление появилась в противопоставление психоанализу и бихевиоризму. Возникновение названия и формулирование основных принципов связано с именем американского психолога Абрахама Маслоу (1908— 1970).Первые работы психологов гуманистов приходятся на 50-е годы XX столетия, ее развитие связано с трудами К. Роджерса,Э.Фромма,К.Гольдштейн.

Гуманистическая (феноменологическая) модель образования в центр образовательного процесса ставит личность обучающегося и его развитие как субъекта жизнедеятельности. Она ориентирована на развитие внутреннего мира обучающегося, на межличностное общение, диалог, на психолого-педагогическую поддержку в личностном росте.

Эта модель предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отрицают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». По их мнению, образование должно наиболее полно и адекватно соответствовать подлинной природе человека, помогать ему проявлять и развивать то, что заложено природой, а не формировать личность с заранее заданными свойствами. Необходимо создавать условия для самопознания и саморазвития каждого обучающегося, предоставлять как можно больше свободы выбора и самореализации.