Основные проблемы и пути экономического развития Норвегии

Контрольная работа

Indicator

Unit

2009

2010

2011

2012

2013

импорт топлива в % от общего импорта

Percentage

7,5817

8,7037

9,5997

10,3552

8,8518

импорт топлива

US Dollars (Millions)

6383,597

8310,996

11446,49

13735,78

10988,63

импорт топлива (рост)

Percentage

15,7994

30,193

37,727

20

-20

импорт сельскохозяйственной продукции

US Dollars (Millions)

4823,306

5238,915

6769,869

7018,519

6778,416

импорт сельскохозяйственной продукции (рост)

Percentage

11,6747

8,6167

29,2227

3,6729

-3,421

импорт товаров в % от общего импорта

Percentage

65,9025

67,2973

67,3422

67,1485

66,8268

импорт услуг в % от общего импорта

Percentage

34,0975

32,7027

32,6578

32,8515

33,1732

импорт услуг

US Dollars (Millions)

28709,24

31227,26

38940,55

43576,2

41181,25

импорт услуг (рост)

Percentage

20,2694

8,7707

24,7005

11,9044

-5,496

импорт товаров

US Dollars (Millions)

55488,26

64260,93

80297,68

89069,69

82959,04

импорт товаров (рост)

Percentage

14,3286

15,8099

24,9557

10,9244

-6,8605

Норвежский импорт по сравнению с экспортом более диверсифицирован (почти в два раза больше товарных позиций), что объясняется исторически обусловленными тенденциями развития экономики Норвегии, вынужденной покрывать свои потребности в машинах и оборудовании (почти 42% ввоза в страну), отдельных видах сырья и полуфабрикатах (24%) и различных готовых изделиях (одежда, обувь, научно-исследовательская аппаратура и др. ).

Обеспечивая себя важнейшими продуктами питания (мясо, молоко, картофель и некоторые другие виды сельскохозпродукции), Норвегия в силу природных и климатических условий вынуждена закупать в больших объемах зерновые.

Основные статьи импорта – это импорт товаров и услуг. Импорт товаров с 2009 по 2012 год увеличился на 34 млрд долларов, в 2012 году составил 90 млрд долларов, а в 2013 году сократился 7 млрд, или на 6,9%. Импорт товаров от общего импорта в 2013 году составил почти 70%. Импорт услуг с 2009 по 2012 увеличился на 15 млрд долларов, составив в 2012 году 43,56 млрд, а в 2013 сократился на 5,5% или на 2,5 млрд долларов США.

В 2011 году импорт сельскохозяйственной продукции показывал значительный рост – 29,2%, достигнув 6,8 млрд долларов. В 2013 году импорт снизился на 3,4% по сравнению с 2012 годом.

В потоках торговли Норвегии традиционно доминирует торговля с ЕС, и эта тенденция только укрепляется. Договор о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП) считается необходимым для защиты интересов норвежский страны на едином европейском рынке.

Страны Европы являются основными торговыми партнерами Норвегии (76% всего экспорта Норвегии составляют поставки в страны Европы, 75% — импорт из стран Европы).

Крупнейшими торговыми партнерами Норвегии являются страны Евросоюза (Великобритания, ФРГ, Швеция, Нидерланды и Франция).

На американском континенте основные торговые партнеры – США и Канада, а среди азиатских стран лидируют Япония и Китай.

3.1 Основные проблемы

Современное состояние норвежской экономики характеризуется достаточно противоречивыми тенденциями, что объективно обусловлено происходящими процессами на международных фондовых рынках, зависимостью Норвегии от общемировой конъюнктуры и экономического состояния стран, являющихся её основными торговыми партнерами.

Наиболее значимая проблема экономического развития Норвегии заключается в том, что высокие экспортные доходы от реализации топлива, обеспечивая стабильность национальной валюты, вместе с тем ведут к перераспределению финансовых средств между отраслями народного хозяйства в пользу не обрабатывающей промышленности и ее наукоемких отраслей, а отраслей добывающей промышленности. В конечном итоге это консервирует узкую экспортную специализацию, невыгодную в долгосрочной перспективе и препятствующую комплексному развитию экономики. Возможное удорожание национальной валюты ведет к относительному снижению уровня конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности страны и опять-таки содействует консервации топливно-сырьевой специализации экономики. Среди прочих проблем можно выделить слабость внутреннего рынка, дисбаланс на рынке труда, проблемы международного сотрудничества, периферийное положение и суровый климат, ограничивающий развитие сельского хозяйства, а так же старение нации.

3.2 Основные направления развития экономики

Норвегия входит в число экономически наиболее развитых государств мира. Располагая передовой производственной базой и высококвалифицированной силой, Норвегия с её зависимостью от внешних рынков длительное время шла преимущественно по пути поиска и закрепления своих “ниш”, относительно узкой специализации на производстве определенных продуктов, систем, компонентов, узлов. При этом экономике Норвегии всегда была присуща способность быстро приспосабливаться к меняющейся ситуации в мировой экономике. Изначально специализация базировалась на природных богатствах и географическом положении. Важную роль играло море. Норвегия славилась своим международным судоходством, рыболовством и китобойным промыслом. Наличие большого числа полноводных и бурных рек вывело Норвегию по запасам гидроэнергии на первое место по Западной Европе.

Последние десятилетия на первый план вышли отрасли, использующие современные технологии. В настоящее время все больше усиливается ориентация на выпуск наукоёмкой, высокотехнологичной продукции (электроника, промышленные работы, биотехнологии и тому подобное).

В соединении новейших отраслей с традиционными, переживающими или уже пережившими коренную перестройку, лежит основа современной специализации экономики Норвегии.

Норвегия извлекла уроки из мирового финансового кризиса. Зависимость от нефти привела к тому, что падение цен на нефть ниже $40 за баррель было способно нанести реальный урон норвежской экономике, поскольку подорвало бы зарубежные инвестиции нефтегазовых доходов, которые являются основой экономического роста Норвегии, третьего по величине экспортера нефти в мире.

Ослабление курса национальной валюты в ближайшей перспективе поддержит норвежских экспортеров и предоставит центральному банку больше пространства для изменения стоимости заемного капитала без негативных последствий для конкурентоспособности.

Центральный банк Норвегии планирует постепенно повышать ставки рефинансирования, чтобы охладить разогретую экономику до более устойчивых темпов роста, поскольку опасается, что многолетнее снижение уровня безработицы начнет усиливать повышающее давление на заработную плату, а затем и на цены.

С переходом к интенсивному, ресурсосберегающему типу воспроизводства, к современным технологиям Норвегия, с учетом своих национальных потребностей и возможностей, уроков кризиса, встала на путь структурной перестройки и определения новых направлений. Главным образом в сфере экспорта, всё более испытывающих на себе удары конкурентной борьбы на мировых рынках.

Одной из центральных проблем Норвегии является слабость «внутреннего рынка». В рамках политики поддержки и укрепления «внутреннего рынка», особенно «континентальной» части, регионы с небольшой концентрацией промышленных предприятий подвергаются более мягкому налогооблажению, чем другие регионы страны. В то же время создаются кредитные организации для поддержки регионального промышленного комплекса, а также сельского хозяйства, рыболовства и некоторых других отраслей промышленности. Эти схемы способствуют внедрению инновационных технологий, поддержке традиционных отраслей промышленности, а также препятствуют внезапному исчезновению местных промышленных предприятий.

В дополнение к финансовой и кредитной политике, власти разработали «политику регулирования доходов», цель которой состоит в принятии мер для оказания влияния на результаты переговоров по вопросам заработной платы, сельского хозяйства и рыболовства.

Распределение доходов достигается в первую очередь путем регулирования ставки подоходного налога и социальных льгот, включая систему социального обеспечения.

Сейчас господствующее положение в экономике занимает частнокапиталистический сектор. На крупные предприятия (500 и более занятых), составляющие 1% общего числа промышленных предприятий (82% предприятий — мелкие, с числом занятых до 50 человек), приходится около 25% всех занятых; 3 крупнейших банка контролируют около 60% банковского капитала. Концентрация производства сопровождается исчезновением большого числа мелких и средних предприятий. Сокращается также количество мелких фермерских хозяйств. Постоянно усиливается проникновение в страну иностранного капитала, главным образом американского, английского, шведского (преимущественно в отрасли нефтяной промышленности и судоходства).

Еще одно приоритетное направление Норвегии — совершенствование технологий добычи нефти и газа, в том числе и потому, что топливо добывается в море, а рыболовство является третьей опорой ее экономики и важно обеспечить сохранение морской среды. Вместе с тем благодаря совершенствованию технологии добычи удалось увеличить отдачу нефтяных пластов с 17 до 46%. Предполагается повысить ее до 50%. Постоянно растет глубина бурения. Применяются как стационарные, так и плавучие платформы. Так, новые технологии были разработаны компанией «Статойл» для подводной добычи газа на шельфе Баренцева моря. Добываемый газ будет направляться по газопроводу на завод по сжижению газа, а затем в сжиженном виде поставляться заграничным потребителям (прежде всего, в таких поставках заинтересованы США).

Эта отрасль даёт сильный импульс инновационному и технологическому развитию других отраслей норвежской промышленности.

Ряд норвежских предприятий специализируется на поставках для нефтегазовой промышленности. Эта сфера выросла в значительную, наукоёмкую и технологически высокоразвитую индустрию поставок. Другие предприятия поставляют специализированные услуги в области транспорта, сейсморазведки, инженерных решений, тестирования и аналитических услуг, безопасности и технического обслуживания.

Нефтяной фонд Норвегии, аккумулирующий доходы, полученные государством как от продажи нефти и газа, находящихся в государственной собственности, так и за счет налогов, помогает сохранять ту достаточно эффективную систему социального обеспечения и общественного благосостояния, к которой привыкли норвежцы. Им решается и задача недопущения «перегрева» национальной экономики, возможного при росте доходов от нефти.

Долгосрочной целью государственной политики в Норвегии является превращение страны в государство-рантье (страну, разместившую значительные капиталовложения в других странах с целью получения оттуда прибыли в виде процентов за предоставленные кредиты и дивидендов от вложений в ценные бумаги), чтобы обеспечить будущим поколениям норвежцев возможность воспользоваться преимуществами, связанными с нынешними нефтяными богатствами страны. Поэтому данный Фонд называют также «фондом поколений».

В международном сотрудничестве норвежское правительство отдает приоритет участию страны в развитии таких направлений, как обеспечение мира и примирения, защита окружающей среды, достижение женского равноправия.

Среди денежных средств, которые Норвегия ассигнует на помощь развивающимся странам, отдельную статью расхода составляют гуманитарная помощь и миротворческие усилия.

Еще одна ключевая проблема Норвегии – старение нации, поэтому центральное место в норвежской стратегии развития занимает здоровье. Профилактика и лечение различных заболеваний способствуют улучшению уровня жизни и росту производительности труда и таким образом являются важным фактором сокращения бедности.

Для развития благосостояния, обеспечения занятости населения и достижения экономического роста необходимо развитие торговли и промышленности. Поэтому помощь развивающимся странам в этих направлениях является важным звеном в борьбе против бедности. Усилия в этой области направлены на увеличение импорта товаров из самых бедных развивающихся стран и увеличение инвестиций.

Заключение

Геополитические, хозяйственно-экономические и сырьевые предпосылки во многом определили направления развития норвежской экономики, ее сравнительные преимущества и перспективные ориентиры устойчивого роста и оказали влияние на формирование экспортной стратегии этой скандинавской страны.