Виды и формы туризма

Курсовая работа
Содержание скрыть

Туризм

– явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Туризм — сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие глубоко в прошлое.

Мы вступили в рыночное хозяйство в тот период, когда на международном рынке уже произошли существенные изменения в отношении туризма. Туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для некоторых развивающихся государств – основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.).

Туризм является одним из факторов, влияющих на развитие других областей общественного производства, так как удовлетворение потребностей в отдыхе, которое является важной целью туризма, осуществляется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей общественного производства.

В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением, поэтому рассматривая виды и формы туризма мы стремимся в первую очередь определить направления недостаточно реализованные на российском рынке, так как имея такую огромную территорию и такое разнообразие климатических зон, Россия имеет огромный потенциал для развития данной сферы деятельности.

Говоря об актуальности темы курсовой работы, хочется заметить, что сфера туризма является важнейшей и составной частью экономики любого демократического государства. Недооценка необходимости использования новых технологий для организации сферы туризма, приведет к утрате возможностей использования этого сектора в приросте богатства и благосостояния страны, укреплении экономики.

Объектом исследования в курсовой работе являются виды и формы туризма.

Цель курсовой работы изучить классификацию видов и форм туризма.

6 стр., 2994 слов

Формирование маркетинговой стратегии развития предприятия в сфере ...

... и методы разработки маркетинговой стратегии.Разработка маркетинговой стратегии гостиничного предприятия базируется на анализе взаимоотношений между потребителем гостиничной услуги и продавцом, с одной стороны, и конкурентной средой вообще — с другой.Разработка маркетинговой стратегии предприятия размещения начинается с анализа его маркетинговых возможностей. Маркетинговые ...

Задачи:

  • изучить литературу по теме курсовой работы;
  • рассмотреть сущность туризма;
  • определить основные классификации видов и форм туризма.

Среди методов, используемых при написании работы, следует выделить: общеметодологические способы анализа, синтеза, обобщения, метод аналогий и допущений. Общенаучные методы: наблюдения, сравнения.

Рассматривая классификацию видов и форм туризма, нельзя сказать о том, что данная тема недостаточно отражена в литературе. Здесь можно отметить скорее разнообразие различных классификаций, поэтому в данной курсовой работе мы постараемся выделить основные из них.

  1. СУЩНОСТЬ ТУРИЗМА

Туризм (от фр. Tourisme Tour — прогулка, поездка) возник в тот период развития общества, когда человек перестал трудиться ради выживания, заботиться о добыче хлеба насущного (на сегодня и завтра), а начал думать об отдыхе и связанных с ним удовольствиях, где определенное место заняли путешествия и туризм [15, с. 317]. Туризм — это, прежде всего, получение удовольствия, удовлетворение любознательности. Любознательность (любопытство) является одной из физиологических потребностей всего животного мира, в том числе и человека. Следовательно, любознательность — один из стимулов жизни, и для удовлетворения его требуются денежные ресурсы.

Когда в первобытном обществе человек в поисках пищи (зверя, рыбы, ягод и т.д.) бродил по неизведанным просторам земли, то это еще не был туризм, так как первобытный человек совершал свое «путешествие» в целях первой жизненно необходимой потребности — выжить. После того как первая жизненно необходимая потребность перестала стоять перед человеком, у него появилась вторая необходимая потребность — потребность в информации, а следовательно, в путешествиях.

Потребность человека в получении информации о новых местах, в путешествии как средстве получения этой информации является объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть.

Люди всегда путешествовали на свой страх и риск. Очень часто целью такого путешествия является получение человеком впечатлений от новых мест и явлений природы и т.п.

На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа — туризма, который можно купить и продать на потребительском рынке.

Возникновение туризма как товара потребовало формирования соответствующей материально-технической базы, наличия квалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целенаправленного управления туристскими хозяйствующими субъектами. Все это обусловило необходимость организационного обособления туризма в самостоятельную отрасль народного хозяйства.

4 стр., 1909 слов

Биологические потребности человека

... основой (или материальным субстратом) его психической, сознательной жизнедеятельности. " 2. Биологические потребности человека - Биологические потребности человека - это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство ...

Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов (путешествующих людей), объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.

Годом возникновения туризма в России принято считать 1885 г. В этом году в Санкт-Петербурге была создана первая крупная в России туристская организация под названием «Предприятие для общественных путешествий во все страны света». 15 марта 1885 г. в Санкт-Петербурге был создан Русский туринг-клуб (Общество велосипедистов-туристов).

В 1901 г. начало работу Российское общество туристов. С 1899 по 1914 гг. выходил журнал «Русский турист». В объявленном в этом журнале конкурсе на определение понятия туризма победил Рде Пак, который писал: «Туризм — это умение прогуливаться. Быть может, это умение нужно приобрести, быть может, это наука, которую надо изучить и упражняться в ней. Нужно уметь заинтересоваться облаком, которое несется в вышине, цветами природы, различными звуками, уловить живописную и обыденную сторону всех чувств пребывания на открытом воздухе и насладиться ими всецело. Прибавьте к этому немного человеческой гордости при осознании победы над устранением препятствий и вы получите полное представление об этом совершенно новом и столь приятном состоянии вашей души» [13, с. 38].

Точное определение туризма должно базироваться на следующих экономических характеристиках:

  • туризм есть результат передвижения людей по различным туристским маршрутам;
  • туризм всегда включает в себя два элемента: путешествие в пункт назначения и остановка там;
  • путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;
  • туризм — это временное передвижение туриста по туристскому маршруту, то есть турист возвращается через какое-то время к месту своего постоянного проживания;
  • туризм — это путешествие, не включающее в себя деятельность по извлечению прибыли.

Современное определение туризма, принятое ООН, заключается в том, что туризм — это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.

Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» закреплено следующее определение туризма:

«Туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания» [1, с. 4].

Туризм характеризуется временным перемещением населения из одного региона (района, города, страны) в другой, если оно не связано с переменой места жительства и работы. Туризм — это удовольствие, связанное с путешествием в целях отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых

Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга, вообще, есть действие определенной потребительной стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, то есть при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда.

9 стр., 4182 слов

Туризм в странах Южной Азии

... свинец, золото, уран и другие металлы на полуострове Индостан. 2. Туризм в странах Южной Азии 2.1 Туризм в Индии Индия - это величественные и прекрасные Гималаи, многокилометровые ... полудрагоценных камней, а для каллиграфически выполненных орнаментов использовался черный мрамор. Искусной ручной работы, филигранно отделанная, мраморная облицовка отбрасывает - в зависимости от падения света - ...

Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг. Первый вид услуг — это такие услуги, которые опосредуются вещью, имеют дело с потребительским спросом. Оказание услуг подобного рода по своему содержанию ничем не отличается от процесса труда в материальном производстве; оно тождественно ему, поскольку здесь налицо все пять элементов процесса труда: средства труда, предметы труда, сам труд (то есть целенаправленная деятельность человека), технология и организация. Это дает основание называть услуги первого вида материальными (производственными).

Второй вид услуг — это услуги, действие которых направлено непосредственно на человека или окружающие его условия. Услуги этого вида не связаны с материальными продуктами, их производство неотделимо от потребления. Создание этих услуг совпадает с их потреблением. Данные услуги являются нематериальными (непроизводственными).

К ним относятся услуги по реализации туристских путевок, обслуживанию туристов в гостиницах и предприятиях питания, организации концертных выступлений и т.п. Как и любой товар, нематериальная услуга имеет потребительную стоимость и стоимость.

Стоимость нематериальной услуги эквивалентна затратам общественного труда, необходимого для их производства.

Тур — комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов- переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Кроме услуг туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие «туристский продукт».

По действующему законодательству, туристский продукт — право на тур, предназначенное для реализации туристу.

Туристский продукт включает:

  • туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т.п.);
  • туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные и др.);
  • товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры, книги, туристское снаряжение и т.п.) [3, с. 29].

Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее.

Туристский импорт — это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны.

Туристский экспорт — это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну.

28 стр., 13549 слов

Разработка и реализация плана рекламной кампании услуг туристского ...

... туристских услуг, призванных ускорить положительную реакцию потребителей (туристов) на коммерческое предложение фирм. Цель работы - рассмотреть особенности разработки и реализации плана рекламной кампании услуг туристского агентства на примере туристского ... профессионализмом и качеством исполняемых заказов на разные вилы рекламных материалов. Рекламные агентства выступают как самостоятельные ...

Под туристскими впечатлениями понимается комплекс положительных эмоций и душевного состояния туриста, возникающий или достигнутый им в результате потребления туристского продукта. Турист, как правило, планирует получить от купленной туристской путевки положительные эмоции в процессе познания, оздоровления, приключений и т.п. Туристские впечатления складываются от экскурсий, посещений красивых природных ландшафтов, аттракционов, ресторанов, проживания в отеле и др.