Серебряный век в русской культуре

Курсовая работа

«Серебряный век» в русской культуре, хоть и оказался удивительным коротким (конец XIX- начало ХХ вв.), но он оставил свой след в истории России. Я считаю эту тему актуальной, так как за этот период русская культура сумела достигнуть мирового уровня. Культура России «серебряного века» отмечена высоким развитием, многими достижениями и открытиями. Я считаю, что каждый гражданин своей страны должен знать о ее культуре.

Великие потрясения, которая пережила наша страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами.

Цель в моей курсовой работе – изучить и проанализировать «Серебряный век» в русской культуре. Для того чтобы подойти к этой цели, необходимо решить некоторые поставленные мною задачи. В первой главе своей работы я хочу рассмотреть все то, что происходило в период «серебряного века» в науке, литературе, театре, музыке, архитектуре, скульптуре и живописи. В науке наблюдаются различные достижения и открытия мирового значения. В литературе появлются модернистские направления: символизм, акмеизм, футуризм. Театр и музыка достигают высшего уровня среди других стран. Появляются великолепные композиторы. Стоит также обратить внимание на величайших русских скульпторов: Трубецкой, Коненков, Эрьзи, которым удалось выразить основные тенденции развития отечественного веяния. Необходимо познакомиться с творчеством «мироискусников», которое связано с возрождением книжной графики и искусства книги. В «серебряном веке» присутствовал стиль «модерн», который имел народные корни, опираясь на передовую промышленную базу, и вобрал в себя достижения мировой архитектуры. «Модерн» можно и сегодня найти в любом старом городе. Стоит только присмотреться к закругленным окнам, изысканной лепнине и изогнутым балконным решеткам какого-либо особняка, гостиницы или магазина. «Серебряный век», прежде всего, включает в себя духовное явление: русское религиозное возрождение начала ХХ века. Поэтому я хочу во второй главе своей работы изучить и проанализировать религиозный «ренессанс». Подлинных вершин достигает философская мысль, что дало основание великому философу Н.А.Бердяеву назвать эпоху «религиозно-культурным ренессансом». Соловьев, Бердяев, Булгаков и другие крупные философы оказали сильное, порой определяющее влияние на развитие разных сфер русской культуры. Особенно важным в русской философии было обращение к этической проблематике, фокусирование внимания на духовном мире личности, на таких категориях, как жизнь и судьба, совесть и любовь, прозрение и заблуждение.

4 стр., 1828 слов

Музей Виктории и Альберта в Лондоне. История создания и место ...

... под старину". Теперь же музей Виктории и Альберта гордится тем, что в его экспозициях имеются творения Алчео Доссена, которые считаются произведениями искусства, несмотря на то, что это копии работ ... - залы гипсовых слепков, крупнейшая и наиболее полная коллекция слепков европейской культуры. Такие залы начали появляться в начале 19 века во многих музеях мира. Первоначально они предназначались для ...

Теперь необходимо решить все поставленные мною задачи, тем самым я смогу выполнить цель в своей курсовой работе.

Глава 1. «Серебряный век» в русской культуре, «серебряный век»

1.1.Наука

Во второй половине XIX – начале ХХ в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.

В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А.М.Бутлеров. Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П.Л.Чебышева, А.М.Ляпунова в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики. Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А.Г.Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П.Н.Яблочкова (дуговая лампа), А.Н.Лодыгина (лампа накаливания).

Золотой медали был удостоен А.С.Попов за изобретение электрической связи без проводов (радио).

П.Н.Лебедев подтвердил электромагнитную природу света. Н.Е.Жуковский создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др. К.Э.Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов. Энциклопедические труды В.И.Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. И.М.Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения. К.А.Тимирязев основал русскую школу физиологии растений. Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизвестных стран. С.О.Макаров совершил 2 кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного морского пути. Открытия в естественных науках (делимость атома, рентгеновские лучи, радиоактивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значительной степени повлияли на общественные науки. В философии проявилась потребность нового осмысления природы, общества и их связи с человеком. Усилилась критика эволюционной теории Ч.Дарвина. Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобразования общества. Чрезвычайно вырос интерес к историческим знаниям. С.М.Соловьев написал множество работ по разным историческим проблемам. В.О.Ключевский оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки.

Таким образом, мы рассмотрели основные достижения в развитии науки «серебряного века».

54 стр., 26970 слов

Становление и развитие музейного дела в России

... музеев начался новый период развития. Данная дипломная работа посвящена развитию музейного дела в РСФСР в период с 1917 до 1991 г. История музейного дела тесно связана с развитием просвещения и многих отраслей науки, ... частей: Введение включает в себя в общем виде сформулированную цель и задачи дипломной работы, а также анализ исследований по теме. Первая часть дипломной работы посвящена истории ...

1.2.Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/dosug-i-razvlecheniya-elityi-serebryanogo-veka-russkoy-kulturyi-v-peterburge/

Русская литература продолжала играть исключительную важную роль в культурной жизни страны.

Реалистическое направление, модернистские направления, Русский символизм

Художественным и публицистическим органом символистов был журнал «Весы» (1904 – 1909).

Принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие» (В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.Мережковский), пришедшие в литературу в 90-е годы, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты (А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, С.Соловьев) на первый план выдвигали философские и теософские искания. Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты.

В 1910 году на смену символизму пришел акмеизм (от греч. «акме» — высшая степень чего-либо).

Основоположниками акмеизма считаются Н.С.Гумилев (1886 – 1921) и С.М.Городецкий (1884 – 1967).

Акмеисты в отличие от символической туманности провозгласили культ реального земного бытия, «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь». Но вместе с ним они пытались утвердить прежде всего эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии. Теоретической основой оставался философский идеализм. Однако среди акмеистов были поэты, которые в своем творчестве смогли выйти из рамок этой «платформы» и обрести новые идейно-художественные качества (А.А.Ахматова, С.М.Городецкий, М.А.Зенкевич).

Творчество А.А.Ахматовой занимает особое место в поэзии акмеизма. Первые сборники А.Ахматовой «Вечер» и «Четки» принесли ей громкую известность.

Одновременно с акмеизмом в 1910-1912гг. возник футуризм , распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов» (И.Северянин и др.), «Мезонин поэзии» (В.Лавренев, Р.Ивлев и др.), «Центрифуга» (Н.Асеев, Б.Пастернак и др.), «Гилея», участники которой Д.Бурлюк, В.Маяковский, В.Хлебников и др. именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций.

Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению – М.Волошин (1877-1932), М.Цветаева (1892-1941).

Вывод: в литературе «серебряного века» появились модернистские направления: символизм, акмеизм и футуризм.

1.3.Театр и музыка

Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX века было открытие в Москве художественного театра (1898г.), основанного К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко. В первое время новому театру было нелегко. Доходы от спектаклей не покрывали расходов. На помощь пришел Савва Морозов, за пять лет вложивший в театр полмиллиона рублей. За короткий срок в Художественном театре сложился ансамбль замечательных актеров (В.И.Качалов, И.М.Москвин, О.Л.Книпер-Чехов и др.).

В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Выдающийся театральный эксперимент, восторженно встреченный демократической общественностью, не был принят консервативной критикой. В 1904 г. в Петербурге возник театр В.Ф.Комиссаржевской, репертуар которого отражал устремления демократической интеллигенции. Режиссерское творчество ученика Станиславского Е.Б.Вахтангова отмечено поисками новых форм, его постановки 1911-1912гг. носят радостный, зрелищный характер. В 1915 году Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ. Один из реформаторов русского театра А.Я.Таиров стремился к созданию «синтетического театра» преимущественно романтического и трагедийного репертуара. Русский театр XIX в. – это преимущественно театр актера. Только очень слаженная труппа составляла единый ансамбль.

16 стр., 7689 слов

История культуры Санкт-Петербурга начала XVIII века

... состав Древнерусского государства. Ближайшие окрестности Санкт-Петербурга богаты следами культуры каменного века. Все они, кроме неолитической стоянки ... это был свой, русский стиль, с отпечатком европейского искусства. Главным примером такого стиля является Петербург – новая столица ... состав владений Великого Новгорода, летописец в 1270 г. писал: "Вся волость Новгородская - Плесковичи, Ладожане, ...

Влияние Московского Художественного театра в те годы распространялось и за пределы драматической сцены. На оперных подмостках появилась плеяда замечательных «поющих актеров» — Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, А.В.Нежданова. Одаренные блестящими вокальными данными, по ходу спектакля они не только исполняли свои оперные партии, но и играли, как первоклассные актеры. Особое значение для популяризации театрально-музыкального искусства России имела деятельность С.П.Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907-1913), ставшие триумфом русской культуры. На газетных полосах замелькали имена русских танцовщиц – Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского. Представители «Могучей кучки» (М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков и др.) и другие русские композиторы (П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов и др.) создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений. В начале ХХ в. поиски новых музыкальных средств выражения продолжил А.Н.Скрябин, в произведениях которого удивительно переплетались камерность и симфоничность.

Вывод: во второй половине XIX в. наша музыка получила всемирное признание и занимает место в семье европейских культур. На первые годы ХХ века приходится расцвет русского театра.

1.4.Архитектура и скульптура

Во второй половине XIX в. перед русскими зодчими встали новые задачи. Прежде они строили в основном дворцы и храмы, а теперь приходилось проектировать железнодорожные вокзалы, фабричные корпуса, громадные магазины, банки. Расширилось применение железа и стекла, началось использование бетона. Появление новых строительных материалов и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля «модерн» (с конца XIX в.до начала мировой войны).

Мастера эпохи «модерна» добивались того, что и предметы повседневного обихода несли на себе отпечаток народных традиций. Выпуклые стекла, изогнутые оконные переплеты, текучие формы металлических решеток – все это пришло в архитектуру из «модерна». В творчестве Ф.О.Шехтеля (1859-1926) в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому, в русле неорусского стиля (Ярославский вокзал в Москве,1903) и рациональному (типография А.А.Левенсона в Мамонтовском пер.,1900).

1 стр., 397 слов

Победителя заочного этапа Всероссийского конкурса молодёжных ...

... сложной картины современной экономической действительности. Необходимо направлять на развитие транспортной сферы, логистики, коммуникацию, чтобы активизировать движение людских и материальных ресурсов. Бесспорно, ... века. Судя по принимаемым сейчас шагам: Политики пытаются добиться отмены или смягчения санкций. Незначительный, но все же рост цен на углеводороды используется для наполнения бюджета. ...

Наиболее полно черты модерна проявились в архитектуре особняка Рябушинского у Никитских ворот, где архитектор, отказавшись от традиционных схем, применил ассиметричный принцип планировки. Для раннего «модерна» было характерно стремление к стихийности, погруженности в поток становления, развития. В позднем «модерне» стало преобладать спокойное «апполонистическое» начало. В архитектуру вернулись элементы классицизма. В Москве по проекту архитектора Р.И.Клейна были построены Музей изящных искусств и Бородинский мост. В это же время в Петербурге появились здания Азовско-донского и Русского торгово-промышленных банков.

Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Эклектика – разнообразие направлений и смещение стилей. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Первым последовательным представителем этого направления был П.П.Трубецкой (1866-1938).

Уже в первых работах скульптора проявились черты нового метода – «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом. Самое замечательное произведение Трубецкого – памятник Александру III в Петербурге (1909, бронза).

Младшим современником Трубецкого был С.Т.Коненков. Ему удалось ввести в скульптуру народные мотивы, которые, прежде всего, находили воплощение в резьбе на избах, кустарных игрушках и других произведениях прикладного искусства. С.Ф.Нефедов-Эрьзя умел в своих скульптурах передать и состояние духа, и красоту человеческого тела. Ему были послушны и мрамор, и дерево, и такие новые материалы, как цемент и железобетон.

Вывод: век «модерна» был очень коротким, но это была очень яркая полоса в истории архитектуры. Кроме Трубецкого, Коненкова и Эрьзи, в России в то время работали и другие известные скульпторы, но именно этим трем мастерам с особой силой удалось выразить основные тенденции развития отечественного веяния в начале ХХ века – повышенное внимание к внутреннему миру человека и стремление к народности.

1.5.Живопись, историко-бытового жанра

В 1907 г. в Москве возникло другое художественное объединение «Голубая роза», в которое вошли художники-символисты, последователи Борисова-Мусатова (П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян).

«Голуборозовцы» испытывали влияние стилистики модерна, отсюда характерные черты их живописи – плоскостно-декоративная стилизация форм, поиск утонченных цветовых решений.

Художники объединения «Бубновый валет» (Р.Р.Фальк, И.И.Машков и др.), обратившись к эстетике постимпрессионизма, фовизма и кубизма, а также к приемам русского лубка и народной игрушки, решали проблемы выявления материальности натуры, построения формы цветом. Исходный принцип их искусства составлял утверждение предмета в противовес пространственности. В связи с этим изображение неживой натуры – натюрморт – выдвигалось на первое место.

примитивистская

Таким образом, необычайное разнообразие и противоречивость художественных исканий, многочисленные группировки со своими программными установками отражали напряженную общественно-политическую и сложную духовную атмосферу своего времени.

В целом достижения русской культуры «серебряного века» получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Отечественная наука обогатилась рядом достижений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. Развивается творчество художников, создаются их объединения. Идут поиски новых решений и форм в архитектуре и скульптуре. Обогащается музыкальное искусство. Драматический театр переживает период расцвета. В отечественной литературе зародились новые художественные формы.

21 стр., 10021 слов

Анализ реализации и роли музейных проектов на примере Федерального ...

... музеем. 1.2 Развитие музейного дела в России В России первые музеи появились в эпоху Петра I (1696-1725). Император основал знаменитую "Кунсткамеру" в Петербурге. Ее отличие обозначилось сразу - ориентация на западную культуру. ... запасники и хранилища. В ранний период Ренессанса Лоренцо де Медичи дал указания по созданию во Флоренции Сада Скульптур. В XVI веке было модно размещать в больших и ...

Культура России начала ХХ в. отмечена высоким уровнем развития, многими достижениями, пополнившими сокровищницу мировой культуры. Она ярко выразила переломный характер своего времени, его поиски, трудности, как прогрессивные, так и кризисные явления.

Особенных высот достигла религиозная философия, давшая всему периоду название философского ренессанса, с которым мы познакомимся в следующей главе моей курсовой работы.

Глава 2. Русский «ренессанс»

«Серебряный век» — проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры конца XIX – начала ХХ веков.

Культура рубежа веков реабилитировала политическую «безыдейность», этическую неопределенность, творческий индивидуализм и духовное избранничество, осужденные в свое время представителями русской демократической культуры. Это своеобразное возрождение идеалов и принципов русской классики дало основание уже современникам называть Серебряный век метафорически – русским «культурным ренессансом». Помимо прочего, в это название включалось и представление о ренессанской полноте, универсализме, культурной многомерности и энциклопедизме. Эта характеристика русского культурного Ренессанса много дает для понимания глубинных закономерностей самой эпохи Серебряного века, приведшей Россию к революции.

Сторонники религиозного Ренессанса увидели в революции 1905-1907гг. серьезную угрозу будущему России, они восприняли ее как начало национальной катастрофы. Спасение России они видели в восстановлении христианства как фундамента всей культуры, в возрождении и утверждении идеалов и ценностей религиозного гуманизма. Наступление культурного Ренессанса противоречило любой рационалистической логике и нередко оправдывалось лишь духовным избранничеством самой русской культуры. Продолживший и обосновавший понятие «русский духовно-культурный ренессанс» Н.Бердяев характеризовал осуществление в Серебряном веке целостного стиля культуры, как трудную борьбу «людей ренессанса» против «суженности сознания» традиционной интеллигенции. Вместе с тем это было возращение к творческим вершинам духовной культуры ХIX века.

Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящих гуманитариев – Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, Д.С.Мережковским, С.Н.Трубецким идр. Вышедший в 1909 г. сборник статей видных философов «Вехи» остро поставил вопрос о ценностях русской интеллигенции, осмысления путей дальнейшего развития России.

Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «серебряный век» русской культуры, были заложены В.С.Соловьевым (1853-1900), много занимаясь философией, а, также изучая религиозно-философскую литературу, пережил духовный перелом. Именно в это время начали складываться основы его будущей системы.

14 стр., 6521 слов

Разработка тура по объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО в России

... объектов всемирного наследия Юнеско в пределах туристско — рекреационной зоны «Серебряное кольцо России ... России. 3. Разработать тур по объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО на территории северо-западного региона России. Для разработки тура будет исследован туристский потенциал Северо-западного региона России, проанализированы туристские ... и возрождению национальной культуры, и потому появляется ...

Условием создания интегративного стиля культуры и достижения культурного синтеза на рубеже XIX-ХХ вв. было отталкивание от дифференцирующих тенденций предшествующей эпохи, переосмысление или отвержение фактов, ограничивающих свободу творчества и творческой личности. В их числе Бердяев упоминает социальный утилитаризм, позитивизм, материализм, а также атеизм и реализм, значительно схематизировавшие философское, нравственное и эстетическое миросозерцание русской интеллигенции второй половины XIX в.

На первый план культуры стали выдвигаться задачи:

  • творческого самосознания художников и мыслителей этого времени;
  • творческого переосмысления и обновления ранее сложившихся культурных традиций;
  • русской демократической общественной мысли: при этом демократическому наследию противопоставлялись, в основном, элитарные концепции культуры, выдвигавшие на первый план творческую личность и индивидуальное творчество – в сфере искусства, философии, науки, морали, политики, религии, общественной жизни, житейского поведения и прочее, т.е.

любых ценностей и норм;

  • что же касается самих принципов русской демократической культуры, то деятели культуры Серебряного века довольно последовательно противопоставляли вульгарно трактуемому материализму – осознанный идеализм, атеизму – поэтическую религиозность и религиозную философичность, народности – индивидуализм и личностное мировосприятие, социальному утилитаризму – стремление к отвлеченной философской Истине, абстрактному Добру;
  • официальных канонов православия, которому противопоставлялась «творчески понимаемая» религия – «новое религиозное сознание», софиология, мистико-религиозные искания, теософия, «богоискательство»;
  • устоявшихся школ в искусстве – классического реализма в литературе, передвижничества и академизма в живописи, кучкизма в музыке, традиций социально-бытового реализма Островского в театре и т.п.; традиционализму в искусстве противопоставлялся разнообразный художественный модернизм, включающий формально-художественное новаторство, демонстративный субъективизм.

Таким образом, возникла почва для нового культурного синтеза.

Русский «ренессанс» отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на вопросы российской действительности, пытаясь соединить несоединимое материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что проделанная мной работа, полностью соответствовала поставленным во введении целям и задачам. В первой главе я рассмотрела и проанализировала «серебряный век» в русской культуре, а именно в науке, литературе, театре, музыке, архитектуре, скульптуре и в живописи. Во второй главе мы ознакомились с культурным «ренессансом»,

Период с конца XIX века до начала Мировой войны вошел в историю как «серебряный век русской культуры». Мы узнали, что «серебряный век» имел большое значение для развития не только русской, но и мировой культуры. Его деятели впервые выразили серьезное беспокойство по поводу того, что складывающееся соотношение между цивилизацией и культурой приобретает опасный характер, что сохранение и возрождение духовности является настоятельной необходимостью. Именно на рубеже веков в искусстве развиваются процессы, которые приводят к формированию типа массовой культуры со свойственным ей примитивизмом изображения человеческих отношений. Рождались художественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов. Уходили в прошлое жизнеподобная опера, жанровая живопись. Родилась символистская и футуристическая поэзия, музыка, живопись, новый балет, театр, архитектурный модерн. Начало ХХ века отложилось на библиотечных полках многими высококлассными образцами книжного искусства. В живописи большое значение имело объединение «Мир искусства», ставшее художественным символом границы двух веков. С ним связан целый этап в развитии русской живописи. Особое место в объединении занимали М.А.Врубель, М.В.Нестеров и Н.К.Рерих. Важной чертой развития культуры «серебряного века» является мощный подъем гуманитарных наук.

4 стр., 1580 слов

Заповедная охрана природы в России: история и перспективы

... указанных учреждений, несут за нее ответственность. Заключение Данная работа была посвящена теме «Заповедная охрана природы в России: история и перспективы». Она осветила следующие вопросы, связанные с раскрытием данной темы: правовая ...

В России в начале ХХ века был настоящий культурный «ренессанс». Россия пережила расцвет поэзии и философии, напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения. Религиозные искания признаются теперь не только не опровергаемыми наукой, но даже подтверждаемыми ею; сближается религия с искусством: в религии усматривается ее творческая и эстетическая природа, а искусство предстает как символический язык религиозно-мистических откровений. Русский религиозно-философский Ренессанс, отмеченный целым созвездием блестящих мыслителей – Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Д.С.Мережковский, С.Н.Трубецкой, Г.П.Федотов, П.А.Флоренский, С.Л.Франк и др. – во многом определил направление развития культуры, философии, этики не только России, но и на Западе. В художественной культуре русского «ренессанса» произошло уникальное сочетание реалистических традиций уходящего XIX века и новых художественных направлений. «Серебряный век» завершился массовым исходом его творцов из России. Однако это не разрушило великую русскую культуру, развитие которой продолжало зеркально отражать противоречивые тенденции истории ХХ века.

Самое важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях. Русская культура все более и более являет миру себя и открывает мир для себя.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/dosug-i-razvlecheniya-elityi-serebryanogo-veka-russkoy-kulturyi-v-peterburge/

1) Багдасарьян Н.Г. авторский коллектив. Культурология, 2002

2) Балакина Т.И. «История русской культуры», Москва, «Аз»,1996

3)Бальмонт К. Элементраные слова о символической поэзии//Соколов А.Г.2000

4) Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства.1996

5) Кравченко А.И. Учебник по культурологии, 2004.

6)История и культурология. Учебное пособие под ред. Н.В.Шишковой. – М: Логос, 1999

7)Михайлова М.В. Русская литературная критика конца XIX — начала ХХ века: хрестоматия, 2001

8)Рапацкая Л.А. «Художественная культура России», Москва, «Владос», 1998.

9)Ронен Омри. Серебряный век как умысел вымысел // Материалы и исследования по истории русской культуры, — М.,2000, Вып.4

10)Яковкина Н.И. История русской культуры XIX века. Спб.: Лань, 2000.

П.Н.Зырянов. История России XIX-начало ХХ вв., 1997г.

А.С.Орлов, В.А.Георгиев. История России с древнейших времен до наших дней, 2000г.

Е.Е.Вяземский, Л.В.Жуков. История России с древнейших времен до наших дней, 2005г.

13 стр., 6292 слов

Проектирование модели тура история и культура Мухоршибирского района

... спроса и предложения охотничьих туров на рынке Республики Бурятия. В третьей главе «Проектирование охотничьего тура «Трофейная охота на медведя» приведены описание тура, характеристика комплекса досуговых мероприятий ... относительно молодое, зародившееся в 19-ом веке за рубежом. Описанию охотничьих экспедиций, вопросам их организации и экономики посвящены работы ряда зарубежных авторов, таких как ...