экологический воспитание культура потребительский
Экологическая культура — это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.
Найти направление выхода из тупика и выйти из него — это, конечно же, не одно и тоже. Предстоит еще решение огромного количества сложнейших проблем. Требует нашего самого серьезного участия дальнейший анализ проблем сочетания законов и темпов развития биологической и социальной жизни, оптимизации, экологизации использования человеком социального времени, сочетания биологического, геологического, социального времени.
Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука — экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания.
От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно такую дисциплину как «экологическая культура» сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства.
Развитие экологического туризма
... природных территорий; - повышение уровня экономического развития регионов, вовлеченных в сферу экологического туризма; - форирование экологической культуры субъектов экотуристской деятельности; - сохранение этнографического значения ... туристской организации в Квебеке (Канада). Участниками саммита стали 132 страны мира. На этом международном форуме была принята Квебекская декларация по экологическому ...
Объект работы — отношение человека к природе.
Предмет работы — экологическая культура.
Цель работы — исследование экологической культуры человека.
Задачи:
- раскрыть понятие экологической культуры;
- изучить биосферные и потребительские цивилизаций в экологической культуре.
1. Понятие экологической культуры
Как уже было отмечено, экологическая культура — сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема «правильного» восприятия природы, равно как и «экологической культуры» выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут «бить тревогу», чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.
Но, к большому сожалению, проблема «экологической культуры» ещё мало изучена: практически нет литературы, посвящённой этой важнейшей теме, хотя по крупицам всё-таки можно выделить эту сферу в сочинениях известных учёных. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин «биосфера*», занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры [5, C.176].
Но прежде чем непосредственно перейти к данной проблематике, необходимо прояснить, что такое культура и что такое экология, так как без этого сфера экокультуры останется пустой.
Хорошо известно, что для того, чтобы правильно понять какой-либо термин, следует исходить от этимологии понятия. Слово «культура» происходит от супина латинского глагола colo, colui, cultum, colere, что первоначально обозначало «возделывание почвы». Позднее оно стало пониматься как «почитание богов», что подтверждает доставшееся нам в наследство слово «культ». И действительно, на протяжении всего средневековья, да и поздней античности, «культура» была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению.
В начале под «культурой» понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, то есть живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в расширении этого понятия. Как показала жизнь, «человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом». Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека. То есть это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру [5, C.178].
Культура сервисной деятельности в гостинице Азимут Отель Сибирь
... вопросы деятельности системы реализации культуры труда сервисной деятельности, корпоративной культуры и делового этикета работников сервиса в целом на примере гостиницы «Азимут Отель Сибирь». Цель работы – изучение темы культуры сервисной деятельности в гостинице «Азимут Отель Сибирь», ее влияние на деятельность организации в целом. ...
Безусловно, базисные архетипы и категории культуры, такие как Бог, мир, жизнь, человек, смерть и другие, у всех людей одинаковы, но что, же касается непосредственно их восприятия, то каждый народ понимает их по-своему. Отсюда становится понятным тезис о том, что каждый народ обладает своей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которые зависят от многих привходящих деталей: географического положения, климатических условий, размеров территории и т.д. Поэтому каждый народ отличается от другого своим культурным своеобразием. Но, ежели не существовали бы общие для всех культурные категории, то тогда была бы невозможна культурная коммуникация и межкультурное общение.
По своей природе культура изменчива и способна к самообновлению, но она является своего рода знаком, который позволяет идентифицировать каждого члена сообщества к данной цивилизации. Культура является продуктом коллективной деятельности членов одного народа, который в каждой конкретной сфере создаёт свой личный и уникальный социокультурный код. Недаром мы говорим о том, что существует культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая культуры и многие другие, что является единичной и неповторимой принадлежностью каждой нации.
Таким образом, восприятие культуры зависит от человека, принадлежащего к конкретному сообществу. Но базисной основой культуры всё-таки, как мне кажется, является накопленные народом ценности в духовной области (вера, обычаи, язык, литература и др.) и в сфере материальной (архитектура, скульптура, живопись и т.д.).
Но, несмотря на это, всё же существует нечто или некий общий культурный архетип, который способствует межкультурной коммуникации. Наука же экология возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение [10, C.314].
С конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса». Развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, уже упоминавшийся мной процесс истощения и опустынивания земель привёл к тому, что перед мировым сообществом стал вопрос выживания и сохранения человека как вида. Но, не смотря на это, выводы общество всё ещё делает, как мне кажется, неверные. В учебной и специальной литературе, посвященной данному вопросу, человека продолжают рассматривать, как существо, прошедшее длительный путь эволюции, из примитивного состояния до современного разумного существа, человека упорно относят к приматам и вообще к природным существам, когда как к ним люди не имеют ни малейшего отношения и вот почему.
По географии «Природа Южной Америки»
... воду. Для птиц это большая удача. Природа Южной Америки находится под угрозой уничтожения. По мере того, как люди вырубают леса, многие виды лесных животных и бесценных растений, не приспособившиеся к ... новым условиям жизни, бесследно исчезают. И одна из основных задач людей на планете любить и беречь окружающую природу.
Ни для кого не секрет и это очевидно, что человек живёт в искусственной среде, которую принято называть техносферой или созданной руками человека сфере, существующей за счёт природы, и удовлетворяет свои потребности, беря из природы несравнимо больше полезных веществ, чем отдавая. Таким образом, техносфера уничтожает естественную среду, ставя на первое место желания и нужды людей. А в то же самое время, любое существо, созданное природой, живёт непосредственно в природе, гармонизируя её, так как является незаменимой частицей. Медведи живут в берлогах, мыши в естественных норах, птицы в дуплах деревьев. Одним словом, животные имеют дом в приспособленных природой местах, а человек в искусственном мире [10, C.317].
Природа — это «экосистема высшего порядка», которая уравновешивает все виды существ, ею созданных и поддерживает порядок и баланс на планете Земля, постоянное количество химических элементов и минеральных ресурсов. Для этого задействованы такие механизмы как «круговорот веществ в природе», постоянный химический состав того, из чего состоит мир. Наша биосфера не допускает увеличения того или иного вида, чтобы он стал доминантным и господствовал над другими видами. Если же такое происходит, то она применяет свои рычаги воздействия, как, например, снижение рождаемости, эпидемии, помехи, болезни, голод (неурожаи, уменьшения числа потенциальной добычи) и т.д. Поэтому можно сказать, что биосфера основана на жестком и логичном порядке, который и обеспечивает её жизнь. Если нарушается равновесие, то она может погибнуть, а как раз мы и имеем возможность в этом убедиться.
Известный английский мыслитель Мальтус считает, что Земля может прокормить не более 900 миллионов человек, остальные же обречены на голод и вымирание. Но это было бы верно, если понимать человека как существо, принадлежащее животному виду. Но человек, как уже было сказано, человек в отличие от животных живёт в искусственно созданной среде, в техносфере. Более того, человек сумел преодолеть естественное сопротивление природы, противящейся такой неимоверной популяции человеческого вида. Человек более чем в 7 раз превысил расчетное Мальтусом количество своего народонаселения [10, C.319].
Теперь надо задать вопрос, могло ли существо, созданное природой, преодолеть её же сопротивление? Естественно, нет, ибо мы видим, какими мощными в сравнении с человеком силами обладает природа: ураганы, бури, цунами, землетрясения. И, несмотря на всё это человек сумел не только выйти «победителем», но и увеличить свою численность до 6 миллиардов человек. Но здесь не следует воспринимать природу как нечто враждебное, которое стремиться уничтожить человека, напротив, природа — это «заботливая мать», которая думает обо всех существах, ею созданных. Как только один вид начинает претендовать на господство, то природа задействует свои механизмы, которые были рассмотрены ранее. Так произошло с такими доисторическими ящерами, как динозавры и т.д. Дело всё в том, что основным рационом этих животных (в частности динозавров и бронтозавров) был зелёный покров: деревья, травы и т.д. Но, поскольку природой не было рассчитано, чтобы этот покров так быстро истреблялся, то она задействовала такой механизм, как «отрицательная обратная связь. В Землю врезался огромный метеорит, который пробил брешь в озоновом слое Земли, что привело к проникновению жёстких ультрафиолетовых лучей, а в результате к глобальному похолоданию и вымиранию (или мутации) этих гигантских ящеров. В настоящее время мы можем их видеть исключительно в Палеонтологическом музее.
Проблема природы и сущности человека
... - учение о сочетании био- и социальных сущностей людей Человек - животное, телесное существо, жизнедеятельность которого основана на материальном производстве, ... только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе ... на самом человеке для обеспечения его существования, функционирования, развития. 2. Категория бытия и разнообразие ее определений. Первый ответ. ...
Отсюда снова возникает вопрос, возможно ли, чтобы природа — этот могучий, уникальная система высшего порядка, не была в состоянии противодействовать человеческому воздействию*? Разве природа, которая поддерживает равновесие в популяции таких мощных животных как львы, носороги, слоны и т.п. не могла проконтролировать тот период, когда человек только лишь начинал пробовать на прочность экологические и природные законы? Естественно могла, но с теми существами, которые она сама сотворила, ибо как сказано в Библии «Ученик не бывает выше учителя своего».
Таким образом, можно сделать вывод, что поскольку природа смогла проконтролировать численность динозавров, а человека нет, то, следовательно, он не принадлежит к животному миру. Он построил хранилища продовольствия от голода, больницы от болезней, от войн защитился международными организациями. И из всех существ этого достиг лишь человек. Поэтому следует пересмотреть всю существующую историю возникновения человека и классификацию, в которой человека традиционно относят к классу животных [1, C.184].
Надо понимать, что человек появился на планете Земля таким, каким мы видим его сейчас: с теми же морфологическими признаками, способностями и, конечно же, с разумом. И не было никакой эволюции, ибо если даже предположить, что она была, то тогда её логическим результатом стало бы существование одного вида, обладающего всеми возможностями и способностями других животных существ. Но основной закон экологии гласит, что «чем больше видов, тем более устойчива система». Поэтому гармоничное существование одного вида было бы невозможным. К тому же, природа (если бы она и сотворила человека) не могла заложить в свою основу такую «бомбу замедленного действия» как человек. Поэтому следует ещё раз повторить мой тезис: человек не принадлежит к животному миру, соответственно, к нему нельзя применять только естественнонаучные законы.
Итак, человека нельзя отнести к природному существу, человек является отдельным, уникальным видом, который обладает, в отличие от других существ разумом и совершенно уникальным телом. Дело всё в том, что человеческое тело не приспособлено ни для чего конкретного, как у животных, но для всех видов деятельности. Человеческое тело необычайно пластично, гибко, динамично и мобильно: оно приспособлено и для того, чтобы лазать по деревьям, быстро бегать, плавать и т.д. Из всех животных, человеческое тело самое универсальное и манёвренное.
Поэтому человека следует понимать не как выделившегося из природы существа, но как отдельного от природы индивида, живущего по своим законам. Но здесь возникает новый вопрос, что стало причиной такого неадекватного отношения человека к природе, почему на какой-то стадии произошла дисгармония в отношениях человека и природы? И ответ на этот вопрос тоже очевиден. Человек перестал воспринимать себя как Божественное творение, но продолжал рассматривать себя в качестве части животного мира. А поскольку, человек понимал себя как часть животного сообщества, то постольку необходимо было вести борьбу за выживание и существование. Смерть, голод, болезни перестали восприниматься как нечто естественное и необходимое, но, наоборот, как абсолютное зло, беда и т.п. А так как человек изначально обладал разумом, то он его использовал во зло.
Структура и потребности современного человека. Роль духовных потребностей
... удовлетворения - положительными; - количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения - примитивные животные - высокоразвитые животные - человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный - грудной младенец - дошкольник - школьник - взрослый человек. потребности человека ...
Поэтому, до тех пор, пока люди не осознают своё истинное положение, до тех пор будет продолжаться бессмысленное уничтожение животного мира и окружающей нас природы.
2. Биосферные и потребительские цивилизациb в экологической культуре
Современное человечество столкнулось с ужасающей проблемой «глобального экологического кризиса», причиной которого послужило неправильное понимание человеком своего предназначения и положения. Человек, единственный кто обладал разумом, стал использовать его не для исполнения своей непосредственной цели, а для борьбы с окружающей природой. В Ассирии строились оросительные каналы, которые приводили к образованию солончаков, нарушали естественную ирригацию, прокладывая искусственные реки. Здесь следует вспомнить известный канал Поллукат в Междуречье, строительство которого означало первую попытку покорить природу. А, между прочим, в Египте орошение было естественным.
Особенно после эпохи «Великих Географических Открытий» стали появляться крупные мануфактуры, заводы, цеха и т.д. Для удовлетворения их потребностей (а равносильно и потребностей людей) стали массово сводиться леса, варварски расхищаться природные богатства, а отходы выбрасываться в окружающую среду. В результате уже в XVIII веке в Англии произошла первая техногенная катастрофа: из-за ужасающего смога гибли многие люди. Однако общечеловеческих масштабов экокризис достиг в нашем ХХ столетии. Уже больше четверти всех животных занесены в «Красную книгу», что значит, что над ними висит угроза полного исчезновения. В Амазонии и в Сибири, которых называют «лёгкими планеты» происходит массовое сведение лесов: человечество нуждается в ресурсах, пахотных площадях, топливе, сырье. И все эти потребности решаются за счёт природы. Люди берут из природы ресурсы, ничего не возвращая взамен, а, между прочим, как уже было заявлено, количество химических элементов — конечно [6, C.314].
Потребности в энергетике человек удовлетворяет с помощью электростанций: тепловых, водяных и атомных. В результате работы тепловых станций в атмосферу выбрасывается огромное количество углекислоты, фрионов, разрушающих озоновый слой, диоксинов и т.д.; загрязняются реки и моря. Практически каждый год случаются аварии танкеров, транспортирующих нефть. И всё это делается для увеличения комфортности и удобств. Мировая цивилизация, таким образом, приобретает черты «потребительской культуры», ставящей своей целью удовлетворение потребностей вне зависимости от положения природы. Отсюда-то становиться понятным принцип коммунистического отношения к природе «мы не должны ждать милостей от природы, взять их — вот наша задача»! В соответствии с этим принципом, предлагались сумасшедшие проекты по переброске рек на юг и т.д.
Экологический туризм.Мировой опыт и перспективы развития в России
... обозначить особенности организации экологических туров в компании; провести анализ проблем организации и продвижения экологических туров на предприятии; разработать предложения по продвижению нового экологического тура; рассчитать экономическую эффективность продвижения экологического тура. Практическая значимость работы состоит в разработке ...
Всё это и многое другое привело к «глобальному экологическому кризису», который, в свою очередь ведёт к деградации и вымиранию человечества. Коротко попытаюсь выделить основные причины, ведущие к этому экологическому кризису. Во-первых, это промышленные выбросы. В мире существует огромное количество заводов и фабрик, которые используют столько кислорода, сколько необходимо 20 миллиардам человек, а выбрасывает тысячи тонн углекислоты. В результате меняется вся экосистема: те растения, которые поглощают эту углекислоту, естественно, начинают бурно расти, вытесняя другие растения, что приводит к ослаблению биосферы и расшатыванию её основ. Более того, выбросы в атмосферу этих вредных веществ приводят к различным респираторным заболеваниям (бронхитам, тонзиллитам ОРВИ), способствуют созданию благоприятной среды для различных вирусов и бактерий, которые до того момента находились в угнетённом состоянии. Во-вторых, сведение лесов приводит к гибели животных и растений, что расшатывает экосистему и приводит к обеднению или опустыниванию территорий. Но последствия скажутся не сразу, а через несколько лет, ибо гибель лесов приведёт в конечном итоге к уменьшению запасов пищи, что ударит по человеку неурожаями и голодом. В третьих, выбросы вредных веществ в водоёмы и мировой океан уже сейчас приводит к отравлению воды (особенно опасны выбросы диоксинов, приводящих к мутациям на генетическом уровне), гибели рыбы, что также вскоре скажется на человеке (голод).
В-четвёртых, это радиационные загрязнения [6, C.316].
Из-за широкого распространения атомных электростанций остро встал вопрос утилизации и хранения ядерных отходов. И правительство, не найдя лучшего решения решило захоранивать эти отходы в земле. Более того, в 1954 году в Советском Союзе в Самарской области проходили учения с использованием ядерной боеголовки. В результате взрыва, в 45 раз более мощного, чем взрыв в Хиросиме и городе Нагасаки, пораженной оказалась земля в радиусе нескольких тысяч километров, а авария на Чернобыльской АЭС привела к необратимым последствиям. Основное коварство радиации заключается в том, что она не видна, но скапливается в щитовидной железе. Из-за этого страдает наследственность, ибо происходят мутации у последующих поколений на генетическом уровне.
Итак, «глобальный экологический кризис» заставил общество пересмотреть результаты своей деятельности, ибо состояние здоровья общества и человека в частности прямо пропорционально зависят от состояния природы и биосферы. Массовые загрязнения как радиоактивные, так или иного происхождения приводят к ухудшению здоровья, дебилизации и ухудшению качества населения. После испытания ядерного заряда в Самарской области и аварии на Чернобыльской АЭС, катастрофически возросла смертность от рака и других онкологических заболеваний. В отчете Международной организации по Охране Здоровья говорится, что увеличился риск появления многочисленных мутаций и отклонений, заболеваний крови (ликимия), у людей, живущих на заражённых территориях, ослаблен иммунитет, чаще встречаются серьёзные заболевания косного мозга [9, C.193].
В 1995 году по инициативе Джеймса Раймса, известного деятеля в области здравоохранения, был разработан план преобразования системы здравоохранения, предполагающий финансирования медицинской отрасли страны и реабилитации жителей, живущих на заражённых территориях, предполагающий лечение на различных курортах и санаториях. Также принимаются и подписываются соглашения и конвенции на межгосударственном уровне. В 1991 году Россия присоединилась к документу «Устойчивое экономическое развитие», имеющее своей целью разумное сочетание ресурсов с их потреблением и переработкой отходов.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ: ...
... США по организации национальных парков (Д.Н. Кашкаров, И.И. Пузанов, большой интерес к этому опыту проявлял В.П. Макаров). В дальнейшие годы в географической науке проблемы экологического туризма рассматриваются в работах Н.С. Мироненко, ...
Общество, таким образом, особенно сейчас крайне обеспокоено ситуацией складывающейся в сфере охраны здоровья и улучшения качества населения, ибо по оценке международной комиссии, исследующей данную проблему, качество населения в нашей стране по пятибалльной шкале находится на уровне 1,3. Сейчас разрабатываются различные программы по выводу нашей системы здравоохранения из тупика, но это практически невозможно.
Второй подход к решению проблемы экокризиса лежит в плоскости образования. Общество должно пересмотреть своё отношение к природе и животному миру, отказаться от принципа удовлетворения всех своих потребностей, попытаться гармонизировать свои отношения с природой. Тогда станет возможным решение проблемы экологического кризиса и охраны здоровья.
Экологическая культура — это восприятие человеком природы и окружающей среды, это отношение человека к животным, природным ресурсам — вообще ко всему, что исходит от природы.
В экологической культуре существует представление о наличии двух видов цивилизаций по признаку отношения и восприятия природы. Во-первых, это биосферные и потребительские. Биосферное мировоззрение отличается от потребительского тем, что оно пытается приспособиться к условиям природы, а не подчинить её себе. Поскольку понятно, что человек не животное, а существо высшего порядка и покорять природу ему не надо, так как заложенные в нём способности превосходят способности других существ, постольку, «биосферный человек» любит, уважает и восхищается природой [6, C.196].
Уровень его экологической культуры, если использовать современную терминологию, намного выше аналогичной у потребительского. Последний стремиться подчинить себе природу, взять из неё всё что только возможно, выкачать все ресурсы, ничего не возвратив; а после истощения последних — просто покинуть эту территорию: он ведёт экстенсивный тип хозяйствования. Примером здесь может служить цивилизации Месопотамии и Палестины с Аравийской частью. Крестьяне там не заботились о том, что надо было что-то возвращать природе, из неё только изымали ресурсы. В результате эти территории, описанные Страбоном во II веке как самые плодородные земли на Востоке с обилием птиц, животных, деревьев и растений, превратились в пустыни, которые считаются в экологии деградировавшими экосистемами.
Примером же биосферной культуры может служить древнеегипетская цивилизация, индейская, византийская, русская (до 1917 года).
В этих государствах человек подходил к природе как к матери, дававшей пропитание, как к заботливой хозяйке, которая при разумной деятельности может обеспечить всем необходимым. Но при этом не было панического страха перед смертью, человек прекрасно понимал, что это неизбежность, поэтому никого не страшила перспектива умереть в бою с врагом, что на метаэкологическом уровне означало то, что природа соразмеряет количество ресурсов с тем, сколько человек она сможет «прокормить». Поэтому население упомянутых стран оставалось приблизительно на одном уровне [2, C.205].
«проблемы и перспективы экологического туризма на особо охраняемых ...
... экотуризму были проведены западными учеными, в связи с тем, что происхождение экологического туризма было в западных странах. В России же становление экологического туризма произошло только во второй половине ... политики. Значение туризма в жизни общества настолько велико, разнообразно и многопланово, что вполне Писаревский Е.Л. Основы туризма: учебник. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. С. ...
Но при увеличении численности населения, природа включала свои защитные механизмы (болезни, эпидемии, голод-неурожай, война), что приводило к снижению популяции Земли. Здесь возможно привести пример цивилизации индейцев Северной Америки. Индеец был связан с природой, брал из неё необходимое для поддержания жизни и столько же возвращал; к ресурсам он относился рационально: из одного бизона, на которого охотился, приготовлял пищу, из его внутренностей — различную утварь, а из шкуры — себе одежду.
Биосферная и потребительская цивилизация постоянно враждовали, между ними существовал непреодолимый антагонизм. На всякое действие одной, по «закону Б. Коммонера» наступало противодействие другой; поэтому на земле существовал постоянный очаг войны. К примеру, сейчас идёт война «биосферной» Индии и «потребительского «Пакистана» или Югославии против «потребительского» НАТО и США.
Но, конечно, можно задать справедливый вопрос, почему экология впервые получила такое распространение в потребительских государствах Западной Европы и США, а не в «биосферных». Но ответ на этот вопрос очевиден, последние не нуждаются в охране природы, ибо они сами её производное. А в первом случае лишь, поскольку им стала угрожать деградация и вымирание.
Но следует отметить следующий факт. В настоящее время между государствами стираются границы, уничтожается культурная спецификация, а поскольку природа и её ресурсы общие и принадлежат всему человечеству, постольку проблема глобального «экокризиса» стоит перед всеми людьми без исключения. Если погибнет Земля, то никто не сможет спастись: ни биосферные, ни потребительские государства. Ни у кого нет альтернативы улететь с Земли, основав цивилизацию на какой-либо пригодной для жизни планеты (так таковая не существует), поэтому каждый должен решить для себя, как ему относиться к природе, окружающему миру, выработать в себе «экологическую культуру», только тогда станет возможной решение проблемы деградация планеты.
Поэтому сейчас практически в спешке, люди создают экологические дисциплины, вводят преподавание экологии в школе, приучают молодых членов сообщества уважать природу, не вмешиваться в естественные процессы, любить окружающий мир, бережно относиться к её богатствам. Но, не смотря на это, уровень экологической культуры остаётся крайне низким. Во многом, ресурсы растрачиваются нерационально, мало возвращается обратно в природу. Во многом, человек воспринимает природу как бездонный сосуд, из которого можно брать бесконечное количество богатств и ресурсов. Вместо рационального подхода господствует потребительский. К примеру, почему бы не заменить производство спичек на древесной основе, спичками с основой из вторсырья? Вед в самой мелочи проявляется отношение к природе. Более того, на изготовление бумаги идёт огромное количество древесины, а используется особенно в России крайне не рационально, ведь возможно организовать или восстановить пункты приёма макулатуры и создавать бумагу из неё.
Возможно также, что потребительское отношение в нашей стране к природе происходит оттого, что территория России имеет необозримые просторы, люди думают, что богатств хватит на всех, что их бесконечное количество, поэтому их можно не беречь, однако это неверное отношение.
Дело всё в том, что все ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Если с исчерпаемыми всё понятно, то есть животный мир не восстановить не возможно, то с неисчерпаемыми дело обстоит сложнее. Они делятся на качественно и количественно неисчерпаемые. Действительно, водные или воздушные ресурсы количественно трудно исчерпать, то качественно это вполне возможно: достаточно построить завод, который будет каждодневно и монотонно загрязнять воздух и воду. Также ресурсы подразделяются на возобновимые, частично-возобновимые и невозобновимые. Отсюда видно, что экология выработала свой лексикон для обозначения видимых проблем, которые ещё не поздно разрешить [2, C.208].
Поэтому от уровня экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно на такую дисциплину как «экологическая культура» сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства.
Экологическое воспитание и ликвидация безграмотности
Экологическая ответственность на прямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.
Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ. Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии — это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников. Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения [11, C.486].
Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности — взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед воспитателями и учителями задачу развития личности ребенка, школьника как непрерывный процесс. Проблема личностного развития дошкольника, школьника, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций.
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно — это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода — морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Не имея морителей, которые и нельзя давать маленьким детям, ребёнку ничего не остаётся, как оторвать крылья, затем ноги и наконец голову своей жертве или живьём наколоть её на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко. В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста. Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Эта забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формировании личности влияют:
- природа и родной язык;
- общение в семье, в школе, окружающая среда;
- его деятельность;
- средства массовой информации, искусство, литература;
- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде [8, C.183].
В исследованиях психологов и педагогов разработаны основные принципы социального воспитания. Принцип природосообразности, — изучение задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии. Природные народности предлагает учет национальной культуры, традиций и родного языка. Принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка. Принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении.
В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая культура». В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:
- иметь правильное определение и характеристику 100 терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;
- знать о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии, как: Вернадский В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю.
и др.;
- знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и другие;
местные природные условия
природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат и т.д. и т.п.;
- местные, охраняемые природные объекты;
- животных местной фауны;
- местных птиц;
- видов рыб местных водоемов;
- лекарственные растения местной флоры;
- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения [8, C.188].
Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. Оно должно включать соблюдение следующих принципов. Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.
Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы. Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы. Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и психологические ощущения. Но для их возникновения и оценки должны быть отложены «механизм обработки» полученных реакций мира природы. Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирования экологического мышления и поведения и делают внутренние более содержательными экологические знания. Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существование невозможно друг без друга. У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее [4, C.73].
Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что «экологическое образование — это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса — уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». Цель экологического образования — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.
Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. Важное место в системе экологического образования имеет начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека.
Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были прочувствованы, понятны. Социализация личности — это поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная педагогика, способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах, поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного опыта подрастающему поколению.
Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой — в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения — в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве. Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно — оздоровительную деятельность детей среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение. В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога. Здесь находят применение разнообразные приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение долга и приемы убеждения в необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению и вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование и личный пример воспитателя. Как актуальная социально — педагогическая задача формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должно пронизать все направления планирования, организации и контроля в работе школы: в общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейно политической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки учащихся [4, C.77].
Среди объективных предпосылок личных отношений к природной среде следует назвать, прежде всего, свойства и явления естественной среды. Другой объективной предпосылкой выступает отношение общества к природе, влияющее на позиции школьников. Познание опыта общества не только расширяет знания, но и обогащает использование экономических и нравственно — эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и духовную ценность, учащиеся глубже осознают необходимость заботиться о ее сбережении. Третья предпосылка формирования отношения школьников к природе — это процесс воспитания и обучения, в ходе которого они овладевают общественно ценными отношениями и действиями. Формирование у школьников положительного отношения к окружающей среде является целенаправленным процессом. От учителей во многом зависит планирование и организация общественно — полезных действий. Они помогают школьникам овладевать коллективными формами деятельности среди природы, выработать продуманные позиции в отношениях со средой претворить заботу о ней в конкретные дела. Наконец, предпосылкой личного отношения к среде является собственная деятельность ребенка, в которой возникают, осознаются и реализуются цели личности и коллектива, отношения воспитателей и воспитуемых к природе и обществу.
Среди субъективных предпосылок формирования отношений школьников к окружающей среде необходимо выделить способность ее восприятия, переживания и осмысления; заинтересованность в познании, преобразовании и поддержании среды в оптимальном состоянии; готовность сознательно реализовать во взаимодействии с внешним миром общественные и личные цели и таким образом удовлетворять свои потребности и стремления. Природоохранительная деятельность определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В опытнической и краеведческой работе в деятельности бригад и лесничеств учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств.
В совокупность их практических дел входят посильный уход за растениями и животными, участие в воспроизводстве естественных ресурсов, забота о земле и водных источниках, полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под руководством педагогов формируются навыки рационального природопользования. Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях направленных на защиту окружающей среды. Она связана с осознанием общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Формирование нравственных начал отношения к среде здесь неразрывно связано с ростом заботы о природе, о чистоте водных источников, о сохранении почвенного слоя, о пресечении действий которые наносят ущерб окружающей среде. Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять среду, готовность к соответствующим практическим действиям.
Эксперименты, проведенные в различных природных условиях, показывают, что на отношения к природе влияют пол, индивидуальные особенности школьников, место жительства, профессия и образование родителей. По данным исследований, не редко девочки эмоциональней воспринимаю ландшафт, мальчики же выше ценят возможность познакомиться с новыми районами природы или заняться спортом. Есть различия в отношении к природе у сельских и городских учащихся. Не все в равной мере осознают, каково влияние природы на их чувства, мысли, отношения к людям. Отмечается, что в семьях с меньшим уровнем образования родителей дети относятся к природе более прагматично. Рост образованности родителей способствует установлению у детей более богатых духовных связей со средой. Эти данные показывают, что в педагогической работе следует учитывать влияния разнообразных социальных факторов на отношения к окружающей среде.
Особую роль во взаимодействии школьников с природой играет их индивидуальная избирательность сознательных связей с внешним миром. В деятельности по охране окружающей среды одного интересует содержание, другого — форма, третьего — орудия труда. Часть детей увлечена жизнью леса, другая часть возможностью побыть в лесу с товарищами. Чрезвычайно многообразны познавательные и практические интересы, эстетические вкусы и чувства, индивидуальные оценки различных явлений природы и человеческих действий. Опыт показывает, что сформировать у учащихся бережное отношение к природе может учитель, которого увлекает благородная задача охраны среды, который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму окружающего мира.
Заключение
Итак, ни одно из противоречий развития современного общества, в которое попало современное человеческое бытие, не выглядит столь безвыходным, угрожающим, как экологическое противоречие. Именно человеческая деятельность, культура сама создала, породила данное противоречие. И только культура — изменение духовных основ деятельности, представлений о ценном, значительном и случайном, незначительном — может открыть выход в гармонию со всей экосистемой. Та ситуация, которая в рамках старой системы ценностей выглядит как абсолютно безысходная, как «конец истории», с точки зрения экологической культуры предстает как, безусловно, сложная, но очень заманчивая возможностью и необходимостью не просто «повторения пройденного», но создание новых форм культуры, новых алгоритмов ее развития.
Изменяется и вид на сам экологический конфликт, конфликт между обществом и природой. Он рассматривается уже не просто как беда, но как неизбежное состояние отношений двух основных подсистем социоприродной экосистемы на стадии ее перехода к зрелому состоянию. Гармонизация отношений общества и природы предполагает утверждения в культуре принципа взаимодополнительности всех явлений действительности, являющейся основой экологического подхода.
Экологическая культура выступает как общественное явление. Вне общества она не возникает и не может существовать. Она является синтезирующим продолжением и активным продолжением общей культуры. Экологическая культура выражает особое отношение человека к природе и выступает как относительно самостоятельный вид общественной культуры, имеющий свои содержание и функции. Формирование экологической культуры в современных условиях предполагает выявление приоритетности экологических ценностей на всех уровнях взаимодействия: материально-прагматическом, духовно-теоретическом и ценностном. Это взаимодействие исторически видоизменялось в процессе коэволюции.
Говоря об экологической культуре как одной из сфер социального бытия, было бы в высшей степени некомпетентно рассматривать ее вне связи с «экологической сферой общества». Технократическое мировоззрение, абсолютизирующее статус научно-технического прогресса в динамике мирового развития, привело к экологическому кризису и возрастанию количества экологических катастроф. Расширенное и интенсивное воздействие на биосферу привело к формированию экологизма (мировоззрение исходящее из доминанты природоохранных ценностей по отношению к другим целевым установкам современного цивилизационного процесса), дало толчок к экологической революции. Именно экологическая революция соотносится с вхождением человека в эпоху ноосферы, это связывается с повышением степени «этизации» отношения к природе.
На сегодняшний день, человечество пришло к выводу о необходимости разработки такой стратегии развития цивилизации, которая могла бы реализоваться в рамках мирового сообщества, обеспечивая благосостояние человека и традиционные характеристики его естественной среды обитания.
Вопрос о возможности разработки технологий формирования экологической культуры личности требует выяснения исходных теоретико-методологических аспектов, уточнения категориального аппарата, основ классификации этих технологий, выявления принципов разработки и внедрения. С точки зрения социологии культуры приоритетным моментом в анализе социокультурных процессов является изучение ценностных установок личности. Ценностная установка — своеобразная предваряющая программа деятельности и общения, связанная с возможностью выбора их вариантов, представляет собой социально-детерминированную предрасположенность социального субъекта к заранее определенному отношению к данному объекту, вещи, человеку, явлению, событию и т.д. Без осознания человеком экологических ценностей, без актуализации подобных ценностных установок нельзя ожидать его целенаправленной и мотивированной деятельности в области охраны окружающей среды. В рамках экологической культуры личности, встает проблема формирования «экофильной личности», то есть человека, реализующего свои целевые установки в соответствии с современными биосферными критериями.
Человек, стремления которого направлены не только на удовлетворение своих материальных потребностей, но и реализующего свои цели в соответствии с современным социально-экологическим мировоззрением, представляет собой новый тип личности — «устойчивого человека». Формирование такого типа личности представляется возможным в рамках экологической культуры, где взаимоотношения человека и природы предстают как духовно-нравственная проблема. Таким образом, экологическую культуру можно рассматривать в качестве интеллектуально-духовной основы цивилизации устойчивого типа.
Создана программа устойчивого развития, обеспечивающего рост социоприродной системы, не нарушающей ее безопасности и приводящей к повышению качества жизни как настоящих так и будущих поколений. В рамках концепции устойчивого развития начата работа по глубокому изучению проблемы формирования экологической культуры в процессе воспитания и образования.
Развитие системы экологического воспитания и образования создают предпосылки для формирования экологической культуры. Экологическое образование, учитывая ложность создавшейся ситуации, должно носить междисциплинарный характер, в связи с чем встает проблема синтеза гуманитарного и естественнонаучного знания.
В средней и высшей школе ведутся поиски адекватных образовательных программ. В вузах создаются специализированные факультеты и кафедры по экологическому образованию и воспитанию студентов и аспирантов, осуществление экологизации общих и специальных курсов, появление учебных пособий по различным разделам знаний об окружающей среде.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/ekologicheskaya-kultura-3/
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М.: ЮНИТИ, 2014. — 455 с.
2.Аллен Р.Д. Наука о жизни. / Пер. с англ. М.: МГУ, 2013. — 342 с.
.Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: ПРИОР, 2014. — 252 с.
.Войткевич Г. Основы учения о биосфере. Ростов н./Д.: Феникс, 2014. — 140 с.
.Горелов А.А. Экология. М.: Центр, 2012. — 240 с.
.Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Ростов н./Д.: Феникс, 2013. — 576 с.
.Лаптев И.Д. Экологические проблемы современности М.: Мысль, 2014. — 204 с.
.Мэмфорд Т. Техника и природа человека. / Пер. с англ. — М.: НОРМА, 2014. — 348 с.
.Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2013. — 320 с.
.Потапов А.Д. Экология. М.: Высш. шк., 2012. — 446 с.
.Шилов И.А. Экология. М.: Высш. шк., 2013. — 512 с.