«Учебная экологическая тропа «Экосистемы Долины реки Хопер»»

Курсовая работа
Содержание скрыть

ВВЕДЕНИЕ, Актуальность.

Организация экологической тропы – одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

Экологическая тропа — специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах.

Цель работы:

  1. Создание и оборудование учебной экологической тропы в Балашовском районе, в долине реки Хопер;

  2. Дать понятие о необходимости изучения родной природы не только на уроках в кабинете, но прежде всего, непосредственно на природе;

  3. Составить карта-схему исследования;

Структура и объем работы:

1 Природно-климатические условия района исследования

1.1 Географическое положение и рельеф

Саратовская область [13] расположена на юго-востоке Европейской части России, в северной части Нижнего Поволжья. Граничит с Волгоградской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Самарской, Ульяновской и Оренбургской областями, с Казахстаном.

Площадь области достигает 101,2 тысячи квадратных километров (это суммарная территория трёх европейских государств: Албания, Бельгия и Швейцария).

Географические координаты крайних точек области составляют 42 ° и 51 ° восточной долготы 50 ° и 53 ° северной широты. Протяженность с запада на восток 575 км, с севера на юг от 125 до 333 км. Область расположена в третьем часовом поясе.

Саратовское Прихоперье расположено на Донской равнине, которая занимает примерно треть территории Саратовского Правобережья. Это слабо приподнятая и переработанная водной эрозией юго-восточная часть Окско-Донской низменности. Донская равнина включает водосбор р. Хопер, правых притоков р. Медведицы, рек Терсы, Елани и других малых рек.

Общими чертами строения рельефа являются: широкое развитие ступеней и эрозионных ярусов рельефа, значительное эрозионное расчленение, прямое или обратное выражение геологических структур в рельефе. Чередование возвышенностей и низин происходит на общем фоне падения высот Русской равнины к югу. На территории области широким распространением пользуются разнообразные природные и инженерно-геологические процессы, определяющие основные черты современного рельефа. Наиболее ярко проявляются гравитационные процессы (оползни, осыпи, курумы), эрозионные процессы (овраги, балки, плоскостной смыв, русловая и боковая эрозия), а также процессы переработки береговых водохранилищ: подтопление населения пунктов и значительных участков орошаемых массивов, формирование мощных толщ насыпных грунтов в пределах засыпанных оврагов, крупных балок и терриконов. В области много крупных и мелких карьеров, связанных с добычей известняков, песков, мергелей и глин.

9 стр., 4356 слов

Туристско-рекреационный потенциал Воронежской области

... часть области, имеет резко выраженный эрозионный рельеф. Абсолютные высоты лежат в пределах 200-234 м. Современный рельеф территории Воронежской области формировался длительное время. Под влиянием природных процессов рельеф ... искусства, реализация творческого потенциала профессионалов, подготовка профессиональных ... Воронежской области озер не много. Большинство из них приурочено к поймам рек Дон, Хопер, ...

Район Саратовского Прихоперья расположен вдоль восточного склона Воронежской антеклизы Восточно-европейской платформы. Основание кристаллического фундамента составляют жесткие древние докембрийские породы (гнейсы, кварциты, кристаллические сланцы).

На большей части изучаемых ландшафтов находится большой слой осадочных пород, с наиболее интенсивными периодами осадконакопления в верхнем девоне и верхнем мелу — миоцене. Коренные верхнемеловые породы залегают глубоко, но иногда подходят и ближе к поверхности, в результате чего формируются почвы облегчённого механического состава. Осадки этих периодов представлены главным образом глинами, мергелями, мелом, известняками, зернистыми песками.

    1. Климатические условия

Саратовская область расположена вдали от вод Атлантики и Средиземного моря и относительно недалеко от центра огромного континента Евразия. Поэтому климат региона формируется в основном под влиянием континентальных воздушных масс, а влажные морские с запада прибывают сюда, потеряв значительную часть своей влаги по пути на больших участках суши.

Характеристики климата Саратовской области — континентальность, засушливость, большая изменчивость от года к году — определяются ее расположением в континентальной климатической зоне, умеренных широтах и ​​влиянием солнечной радиации, подстилающей поверхности и связанной с ним циркуляции атмосферной атмосферы. Сухие годы повторяются в среднем через два года [10]. На левобережье резко выражены континентальный климат, засушливость и дефицит осадков.

В долинах малых рек и у подножия главного откоса восточного склона Волжского плато, в пойме Волги в период заселения переселенцев существовали отдельные благоприятные микроклиматические зоны.

Для Саратовского Поволжья характерны достаточно морозные зимы. Средняя температура зимних месяцев колеблется от -10 градусов на правом берегу до -14 градусов в Поволжье. Нередки морозы до 30-35 градусов. А в некоторые зимы температура превышала -40 градусов. В то же время бывают оттепели. В связи с этим наблюдаются большие колебания температуры. Нередки снежные зимы, когда высота снежного покрова превышает 50 см и часты метели. Во время метели скорость ветра может достигать высоких значений.

17 стр., 8361 слов

История Саратовского края

... архитектурных достопримечательностей. Сохранились также 18 старинных усадеб. Погода здесь способствует развитию рыбного промысла, спортивной и любительской рыбалки. Климат Саратова умеренно континентальный: зима морозная, а лето знойное. Средняя температура ...

Лето длится в среднем 4,5 месяца. В это время года средняя температура колеблется от +21 до +26 градусов. Как правило, погода сухая и немного пасмурная. Часто с конца июня до середины августа бывает сильная и продолжительная жара, когда температура не опускается ниже +30 градусов. На левом берегу нередки сухие ветры, достигающие большой силы. Летние осадки довольно неравномерны как во времени, так и в пространственном распределении.

В среднем за три летних месяца в правобережье выпадает до 160 мм осадков, а иногда и больше. В долине Волги выпадает 110-130 мм, в Заволжье 90-100 мм. Дожди часто имеют ливневый характер, и месячное количество осадков может складываться из одного-двух дождей. При ливнях происходит большой поверхностный сток, [19] когда смывается плодородный поверхностный слой, растут овраги.

В начале декабря на территории области устанавливается снежный покров, а разрушается он в последней декаде марта. Средняя наибольшая высота снежного покрова в лесостепных районах – 28,5 см, в степях – 26,5 см и 24 см в полупустынной местности.

1.3 Ландшафтная характеристика Саратовской области

Саратовская область – единственная в России, соединяющая в себе 3 природно-климатические зоны: лесостепь, степь, полупустыня. Большая часть области (80% территории) расположена в степной зоне. Естественные леса и лесопосадки занимают 5,5 процента территории области.

Главная река – Волга – делит область на две части: восточную – Заволжье (Сыртовая равнина, северная часть [20] Прикаспийской низменности) и западную (правобережную), занятую Приволжской возвышенностью и Окско-Донской равниной.

Многообразие природных обстановок определяют прежде всего, три главных фактора: климат, то есть обеспеченность теплом и влагой, физико-химические свойства горных пород и неотектоническая активность, степень расчлененности рельефа, перераспределяющего тепло и влагу, — создают разнообразные экологические условия для растительных сообществ, а также почвенных разностей.

Донская равнина занимает примерно треть территории Саратовского Правобережья. [21] Почвообразующими породами являются лессовидные суглинки и глины. На них сформировались выщелоченные и типичные черноземы. Это лучшие почвы Саратовской области. Для надпойменных террас Хопра и Медведицы характерны вызванные стоком талых ледниковых вод накопления песков.

В луговой степи выделяются три ландшафтных района, в северной степи — два.

Луговой подзоне лесостепной зоны расположены три ландшафтных района: Карай-Хоперский, Изнаир-Аркадакский, Елано-Альшанский. Названия районов соответствуют названиям речных бассейнов, дренирующих их территорию.

Карай-Хоперский ландшафтный район

Слабо пологие водораздельные склоны почти сплошь распаханы. Участки луговых степей изредка сохранились на склонах немногочисленных, но крупных балок, расчленяющих склоны. Почвы — типичные слабо смытые черноземы.

Долинные луговые, лесные и старичные водно-болотные урочища — наиболее живописный и ценный в рекреационном и природоохранном отношении тип экосистем, хотя и наиболее уязвимый к хозяйственному воздействию в силу своей геохимической подчиненности в ландшафтной катене «водораздел — склон — долина».

24 стр., 11625 слов

Демографическая ситуация в стране и Саратовской области

... Саратовской области Предметом диссертации является демографическая политика современной России и ее регионов. Объектом исследования является исследование методов реализации демографической политики на региональном уровне. Теоретической и методологической основой работы ... дипломной работы посвящена государственной демографической политике Российской Федерации, где подробно описывается современное ...

Изнаир-Аркадакский и Елано-Алыианский

    1. Растительность Саратовской области

В растительном покрове Саратовской области преобладают многолетние травянистые растения, характерные для степных зон и хорошо приспособленные к засушливому климату. [23] В северной и западной части Правобережья распространены луговые степи. Большая часть территории Правобережья и север Левобережья заняты разнотравно-типчаково-ковыльными степями, типчаково-ковыльные степи занимают центральную часть Левобережья. На крайнем юго-востоке и юге Левобережья области распространены пустынные степи или полупустыни.

Большое количество видов растений (около половины) находится на границе ареалов их обитания. [26] Эта особенность делает данную флору исключительно чувствительной к антропогенному воздействию. Особенно сильно от антропогенного фактора страдают однодольные (орхидные, лилейные, осоковые), виды растений меловых обнажений, лугов и болот, а также северных хвойных лесов.

Крупнейшими семействами флоры являются сложноцветные, злаки, бобовые, крестоцветные, розоцветные и др. В биоморфологической структуре флоры области свыше 60% видов представлено растениями, лучше всего приспособленными к умеренно холодному климату (гемикриптофитами).

На втором месте (более 20% видов) растения с коротким жизненным циклом (терофиты).

Местом их обитания являются территории, на которых имеются участки земель, свободные от многолетних растений (антропогенные и прибрежно-водные биотопы, участки сухих степей и полупустынь, меловые обнажения и засоленные почвы).

Местных (аборигенных) видов деревьев и кустарников относительно мало, однако в последние годы появилось много древесных видов, перешедших в дикие из искусственных лесных насаждений, парков, скверов.

Лесные массивы распределены по территории области очень неравномерно. Наиболее крупные участки лесов находятся в северной части Правобережья (нагорные леса).

В северо-восточной и центральной частях Правобережья встречаются участки смешанных лесов с сосной обыкновенной и травостоем (майник двулистный, кошачья лапка двудомная, ортилия однобокая и другие спутники сосны).

Вывод по I главе

В этой главе были рассмотрены природные условия района и области. Рельеф области равнинный, без значительных перепадов высот. Климат в Саратовской области — континентальный, засушливый, большинство рек имеет паводковое питание. Саратовская область – единственная в России, соединяющая в себе 3 природно-климатические зоны: лесостепь, степь, полупустыня. В растительном покрове Саратовской области преобладают многолетние травянистые растения, характерные для степных зон и хорошо приспособленные к засушливому климату. Крупнейшими семействами флоры являются сложноцветные, злаки, бобовые, крестоцветные, розоцветные и др. Лесные массивы распределены по территории области очень неравномерно.

7 стр., 3107 слов

Развитие экологического туризма

... вовлеченных в сферу экологического туризма; - форирование экологической культуры субъектов экотуристской деятельности; - сохранение этнографического значения рекреационной территории . Иногда под экологическим туризмом понимают другие типы ориентированного на взаимодействие с природой туризма. Природный ...

2 Организация учебной экологической тропы

2.1 Назначение учебной экологической тропы

Назначение учебной экологической тропы заключается в том, чтобы создать условия для воспитания экологически грамотных людей, для формирования экологической культуры поведения человека в окружающей среде. Причем на этой тропе в роли воспитателей (и воспитуемых одновременно) выступает молодежь разного и особенно школьного возраста.

Учебная экологическая тропа имеет ряд отличий от познавательных троп природы. Эти различия касаются вопросов организации тропы, набора расположенных на ней объектов, а также методов пропагандистской работы с различными категориями посетителей [1,2].

Прежде всего, можно отметить, что учебная экологическая тропа рассчитана на три категории посетителей: педагогов и воспитателей; студентов, учащихся общеобразовательных школ и техникумов; отдыхающих граждан и детей старших групп дошкольных учреждений.

Первая категория слушателей на такой тропе приобретает опыт учебно-воспитательной работы с детьми в природных условиях.

Вторая категория слушателей овладевает на тропе частью учебно-программного содержания. А именно:

  • изучает объекты и явления природы;

  • познают виды природопользования, приобретают опыт оценок характера взаимодействия человека и природы, умение пропагандировать идеи охраны природы среди населения.

Третья категория знакомит слушателей с природными условиями края, расширяет свой естественно научный кругозор.

Учебная экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. Вместе с тем возможен и самостоятельный осмотр, в том числе с помощью буклетов.

По сути, экологическая тропа — это учебно-просветительский кабинет в природных условиях. Этим определяется и ряд требований к ее организации: выбору маршрута и его протяженности, взаимодействие организаторов тропы с землепользователями территории, по которой проходит тропа, составу экскурсионных объектов, подготовке экскурсоводов, издание печатного комплекта с описанием экскурсионных объектов для посетителей и методических рекомендаций для учителей и экскурсоводов [8,11].

20 стр., 9591 слов

Теоретические аспекты разработки экологического туристского маршрута ...

... а также дано экономическое обоснование предложенных мероприятий. 1. Теоретические аспекты разработки экологического туристского маршрута для туристского предприятия. 1.1 Понятие и сущность туристского предприятия. Для покупки ... служит мощным идеологическим инструментом воспитания. Экологическая экскурсия как ничто другое обладает возможностью раскрыть людям мир природы, в котором они живут, ...

Главным компонентом будущей экологической тропы является ее привлекательность, своеобразие и разнообразие. Тропа не может проходить сквозь монолитные лесные насаждения. Она должна вести исследователя от одного интересного объекта к другому, чтобы можно было увидеть разнообразные природные ландшафты, в том числе и антропогенные.

2.2 Выбор маршрута и его протяженность

Принципы выбора маршрута тропы:

1. Доступность маршрута для оперативного посещения учащейся молодежи.

2. Достаточная посещаемость зоны маршрута тропы местным отдыхающим населением.

3. Эмоциональная насыщенность и информационная емкость маршрута.

Общая протяженность учебной экологической тропы должна соответствовать возможности прохождения ее в течении 3 часов экскурсионного времени. Ориентировочно это маршрут длиной до 2 км. Это не длительные экскурсии, рассчитаны на педагогов, воспитателей, студентов. Оптимальная длина тропы — 5 км.

Для детей младшего возраста экскурсии планируются лишь на части учебной тропы, которую можно пройти за 40-60 минут, дети среднего школьного возраста проходят весь маршрут тропы, но при этом в изучение включаются не все экскурсионные объекты — в результате общая продолжительность экскурсии составляет около 1,5 часов. Для старшеклассников экскурсия ведется по всему маршруту тропы, но уже с полным обзором экскурсионных объектов; ее продолжительность около 2 часов [3,4]. Для отдыхающих в зависимости от состава группы и интереса посетителей, продолжительность экскурсии колеблется от 1,5 до 2,5 часа.

Таким образом, продолжительность экскурсии определяется возрастными и социальными особенностями экскурсантов, длиной маршрута, а также набором объектов, которые включаются в изучение или ознакомление.

2.3 Состав экскурсионных объектов

Тропа должна выглядеть как замкнутый круг — с началом и концом маршрута в одной и той же точке. Важнейшим условием создания учебной тропы является обеспечение ее информативности. Условно можно выделить познавательную, просветительную и информационную.

Источником познавательной информации есть сообщение экскурсовода при знакомстве группы с натуралистическими объектами: растениями, животными, рельефом местности, почвы, горными породами и другими элементами живой и неживой природы. Опыт показывает, что наибольшей популярностью у детей и взрослых посетителей тропы пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно эти объекты природной среды подвергаются наибольшему антропогенному воздействию, особенно в зонах рекреации. Часто причиной безответственного отношения к живой природе является отсутствие элементарных экологических знаний. Поэтому важное значение в повышении экологической грамотности посетителей тропы имеет знакомство их с законами живой природы, действие которых и обеспечивает сохранение экологических условий жизни в окружающей среде [30,31]. Суть действия таких законов (наиболее доступное) раскрывается на фоне знакомства с многообразием видов растений, грибов, животных. Здесь значение имеет правильный выбор объектов, которые включаются в экскурсии и комментируются в рассказе экскурсовода или выступают в качестве предмета самостоятельных учебных исследований.

Основным критерием при отборе нужно считать экологическую показательность. Она заключается в том, чтобы выбранный вид или наблюдаемый процесс позволял наглядно построить беседу о роли этого вида в создании и поддержании экологически равновесного состояния среды. Например, всюду, где тропа проходит через лесные участки, можно говорить о том, что дождевые черви перемещают листовые осадки в нижние почвенные горизонты и тем самым выступают важным звеном биотического круговорота [29].

Такого рода натуралистические объекты можно назвать модельными. Они позволяют наиболее ярко в единстве зрительного образа и короткого рассказа представить перед посетителями тропы принципиальную схему (модель) природного процесса, который обеспечивает экологическое состояние окружающей среды. Тогда вывод о необходимости бережного отношения ко всем природным объектам, в частности дождевым червям, придет сам собой.

Аналогичным образом раскрывается экологическая роль других почвенных животных: крота, мышевидных грызунов. При этом наблюдать самих животных практически удается редко. Чаще всего объектами наблюдения и рассказа выступают следы жизнедеятельности животных. Например, для крота, это выбросы грунта, отверстия хода или поднятый верхний слой грунта вдоль горизонтального хода зверя. Для других животных (зайца, кабана, лисы и др.) это могут быть следы на влажной земле, следы зубов на растениях, остатки пищи, помет, которые говорят о присутствии в зоне тропы этих животных. Все объекты, наблюдаемые посетителями, используются экскурсоводом для короткой беседы-рассказа о животных [6,7].

При выборе маршрута тропы необходимо стремиться к тому, чтобы он охватил не только уникальные, но и типичные объекты местной природы (разнообразные типы растительных сообществ, водоемы, формы рельефа и тому подобное).

Специфическим объектом является памятник природы. Например, вековые деревья являются свидетелями исторических событий или ровесниками выдающихся людей нашей Родины.

Для развертывания образовательной информации экскурсовод использует в качестве зрительного образа все видимые с тропы элементы антропогенного ландшафта. Это могут быть различные транспортные магистрали (дороги, трубопроводы, линии электропередач), сельскохозяйственные угодья, архитектурные сооружения (в том числе памятники истории и культуры), водные источники, заповедные территории, сама зона рекреации как один из видов природопользования и т, п.

Ценность экологических троп состоит в том, что можно показать отношение обучающихся к природе. Поэтому тропу нужно провести около загрязненного озера или пруда, около карьера, берега реки загрязненной в результате деятельности людей. Опираясь на реальные проявления человеческой деятельности, экскурсовод рассказывает о характере природопользования, возникающих проблемах охраны окружающей среды, о путях и способах решения этих проблем на различных уровнях: краеведческом, национальном. Желательно включать в такую информацию сведения об участии местной молодежи в решении проблем своего края, связанных с охраной окружающей среды [4].

Носителем информации на тропе является специально установленные информационные щиты и знаки. Они изготавливаются из досок, лучше хвойных пород, толщиной 4-5 см. Тексты, рисунки и символы вырезаются или выжигаются, затем доски покрываются бесцветным лаком и устанавливаются на декоративно оформленных столбах. Щиты с текстами продумано «вписываются» в окружающую среду вдоль маршрута тропы через 100-150 м. Они помогают организовать движение посетителей по заданному маршруту, и служат источником информации при самостоятельном прохождении тропы. Можно выделить несколько типов текстов для установки на экологической тропе:

1) общий указатель и схема тропы (обычно ставится в двух местах);

2) правила и нормы поведения на тропе;

3) лозунги и призывы;

4) научные сведения об отдельных природных объектах и явлениях;

5) сведения о памятниках природы и культуры, расположенных в зоне тропы;

6) поэтические тексты, рисунки (в том числе шуточные) об отношениях человека с природой;

7) информация о трудовых делах молодежи в решении местных экологических проблем;

8) экологические дорожные знаки и таблички.

На одном информационном щите могут сочетаться тексты разных типов, например, на щите, призывающем к охране цветущих растений, помещаются обращения к посетителям и стихи.

Используя эти тексты, экскурсовод обсуждает с посетителями тропы важную проблему ограничения сбора диких цветущих растений. Понятно, что информационный щит на эту тему лучше установить в местах, где охраняются цветущие растения [18].

Учебные экологические тропы рассчитаны на прохождение экскурсантами трех названных категорий посетителей, преимущественно из местного населения. Поэтому возникает необходимость периодически обновлять содержание информационных щитов. В зависимости от технических возможностей изготовления щитов, нужно ежегодно частично обновлять информацию. Снятые щиты сохраняют свою ценность. Их снова можно установить на тропе в случае оперативной замены разрушенных информационных текстов или в следующие сезоны в наборе с другими текстами. Практически длительное время сохраняются щиты с текстами о памятниках природы и культуры, указатели, экологические знаки — символы, обращение к посетителям тропы. Последовательность установки текстов определяется на местности.

Вывод по II главе

Экологическая тропа — это специально оборудованный на местности экскурсионный маршрут. Назначение экологической тропы состоит в том, что благодаря ей, совершенствуются условия для осуществления экологического образования и воспитания населения непосредственно в природе.

Основным критерием классификации троп является их назначение: познавательно-прогулочные, познавательно-туристские и собственно учебные экологические, специализированные.

Как и туристские маршруты, экологические тропы могут быть линейными, полукольцевыми, кольцевыми и радиальными.

Основными критериями выбора экологических троп являются: привлекательность, доступность и информативность, а так же контрастность и ритмичность.

Каждой тропе необходимы информационные объекты. Ими могут быть маркировочные знаки, указатели-стрелки, информационные стенды (аншлаги).

Вначале каждой экотропы обычно устанавливают входной стенд. Для каждого информационного объекта существуют определенные параметры, по которым он составляется: яркость, наглядность, доступность.

3 Методические рекомендации по организации и созданию учебной экологической тропы

3.1 Практическая деятельность «Организация работы на учебной экологической тропе».

Студенты: 1, 2 курс

Цель тропы: , Образовательная, Воспитательная, Развивающая, Задачи тропы:

  • дать природоохранные знания и умения обучающимся;

  • воспитать любовь к природе, школе, городу, малой Родине;

  • формировать личную ответственность у обучающихся за сохранность природных объектов;

  • привлечение обучающихся к участию в экологических олимпиадах и конкурсах

Цели экскурсий:

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • формирование экологической культуры поведения в природе;

  • показ причинно-следственных связей в природе;

  • проведение природоохранительных связей в природе;

  • проведение природоохранительной работы;

  • пропаганда экологических знаний.

Теоретическое и методическое обоснование:

Создание учебных троп, необходимо для развития у обучающихся интереса к изучению экологии и любви к природе. В настоящее время экскурсии на природу в образовательных учреждениях проводятся очень редко. Учителя мотивируют это тем, что нужно далеко идти, обучающиеся разбегаются, урок проходит неэффективно. В то же время даже территория обычного школьного двора может стать прекрасным объектом для изучения, многократно использоваться на различных уроках, она не требует больших затрат учебного времени — практически на любом уроке можно выйти на 15-20 минут, рассмотреть нужный объект и вернуться в класс. Являясь жителями сельской местности, организовать экологическую тропу не составляет большого труда, главное определить цель, наметить маршрут, собрать единомышленников, ведь тропу можно использовать и на внеклассных мероприятиях [5].

Выполнение данной учебной экологической тропы будет способствовать повышению знаний о природе родного края, о ее биоразнообразии, будет решена проблема занятости обучающихся во внеурочное время.

На протяжении маршрута экологической тропы мы запланировали 10 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными биоценозами, представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.

Не все эти станции обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведении тематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно остановиться более длительное время и рассказ может быть подробнее. Всего маршрут тропы включает 10 станций:

      1. Парк Кубышева В.А.;

      2. Старый мост;

      3. Дикий пляж;

      4. Липовые деревья;

      5. Пионерская поляна;

      6. Болото;

      7. Дерево желаний;

      8. Заброшенный родник;

      9. Гнездо сороки;

      10. Пруд Мысовский.

В начале экскурсии рекомендовано начать беседу о культуре поведения в природе, рассказать о том, когда и с какой целью была устроена эта тропа, познакомить с карта-схемой тропы на щите. Каждому участнику выдается памятка – обращение к посетителям: “Как себя вести наедине с природой” (Приложение А).

Перед подходом к станции №1 обратиться к посетителям тропы с такими словами:

«Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал в груди огонёк желания сохранить природу от любого неразумного обращения к ней. Дорога чрезвычайно интересна, если глаза и разум ваши будут открытыми для восприятия. Нужно только проникнуться ощущением, если идёте с открытыми глазами и добрым сердцем, то милости просим, экологическая тропа ждёт вас!”

Кроме этого, предлагается определить свое настроение на каждой остановке тропы и отметить, по ходу маршрута, квадратик “эмоциональный фон” соответствующим цветом:

— красный – радостное,

— желтый – среднее,

— синий – грустное,

Будь внимателен, и тебе откроется удивительный мир природы.

Итак, вперед!

Описание станций экологической тропы.

Экскурсионные объекты (станции)

2.Старый мост

Саратовская обл. г.Балашов, ул.К.Маркса

Рассказ про историю Старого моста.

Описание станций экологической тропы  1

3.Дикий пляж

За старым мостом

Беседа про зелёные растения живые фильтры и шумозащитники.

Описание станций экологической тропы  2

4.Липовые деревья

Смешанный лес

Знакомство с экологией древесных пород, их влияние на микроклимат города и оздоровительная роль на организм человека.

Описание станций экологической тропы  3

5.Пионерская поляна

Смешанный лес

Обитатели леса

Описание станций экологической тропы  4

6.Болото

Смешанный лес

Разнообразие природных сообществ

Описание станций экологической тропы  5

7.Дерево Желаний

Смешанный лес

Рассказ об истории дерева Желаний

Описание станций экологической тропы  6

8.Заброшенный родник

село Репное

Экология родника, его обитатели — антропогенное влияние на природу

Описание станций экологической тропы  7

9.Гнездо сороки

село Репное, заброшенный родник

Рассказ о жизни пернатых: сорока, синица, воробей и др. польза в спасении леса и др. растений

Описание станций экологической тропы  8

10.Пруд Мысовый

село Репное

Рассказ об истории пруда, редких растениях “Пролеска сибирская”, водных обитателях.

Описание станций экологической тропы  9

Завершение маршрута — экскурсии (рефлексия)

Вот и закончилась наша экскурсия. Для того чтобы ты долго ее помнил, у тебя останется этот буклет-памятка. Дома у тебя будет время, еще раз мысленно пройди по маршруту тропы, вспомни свои впечатления. Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов:

— Что интересного ты узнал на экскурсии?

— Что тебе понравилось?

— Что поразило или удивило тебя?

— Что не понравилось?

— Что бы ты предложил организаторам экскурсии?

— Придешь ли ты сюда еще раз? С какой целью?

Вывод по III главе

В третьей главе был проведен план организации учебной экологической тропы для обучающихся, в маршруте были представлены 10 основных станций по которым проходила экскурсия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня общеобразовательного образования. Знания, которые обучающиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что оучающиеся овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Школьники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав — важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к труду. Школьники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха.

Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие школьников в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/ekologicheskiy-turisticheskiy-marshrut-yugo-zapadnoy-sibiri-2/

  1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».)

  2. Бакланова, С.Л. Роль учебных экологических троп в региональном компоненте образования // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 4.– с. 165-166;

  3. Бакланова, С.Л. К вопросу об оформлении учебной экологической тропы // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 3 . – с. 208-208;

  4. Бакланова, С.Л. Экологическая тропа: технология создания [Текст]: учебно-методическое пособие / С.Л. Бакланова. – Бийск, 2007. – 63 с.

  5. Бешко, Н., Иботова, К., Умарходжаева, У. Экологическая тропа [Текст]: методическое пособие для учителей/ Н. Бешко, К. Иботова, У. Умарходжаева. – Ташкент, 2010. – 59 с.

  6. Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.В. Высотская .-Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.: ил.

  7. Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания).

    М.: Знание, 1986. 112 с.

  8. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя – М.: Просвещение,1984.

  9. Золотухин, А.И. Состояние экосистем прихоперья. Спецкурс. Балашов 2012.

  10. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.

  11. Каримов, А.В., Пчельникова, Т.И. Формирование экологической культуры личности в условиях социальной нестабильности // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 7 – стр. 156-156

  12. Куприянова, Т.С., Несговорова, Н.П., Савельев, В.Г. Визуальная среда как средство воспитания экологической культуры // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5; [Электронный ресурс]. Режим доступа:

  13. Лазарева Н. С. Методика сбора гербариев: Методическое пособие / Н. С. Лазарева, А. С. Боголюбов. – М.: Экосистема, 1996. – 22 с.

  14. Левина, С.В. Экологическая тропа как эффективный педагогический фактор формирования экологоцентрического мышления студентов в условиях урбанизации [Текст]: дисс. … канд. пед. наук: Самара, 2002. – 204 с.

  15. Лесная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1986. Т. 2. 631 с.

  16. Методика преподавания региональной географии в школе: Учебное пособие / М.А. Никонова, О.А. Бахчева, И.В. Душина и др. М.: ООО «Издательство Астрель» (Высшая школа), 2003. 188 с.

  17. Москалюк Т.А. Экобиоморфы дуба монгольского (Quercus mongolica Fisch. ex Ledeb.) на склонах южных экспозиций в Приморье // Биологические исследования на Горнотаежной станции: Сб. науч. тр. Владивосток: ГТС ДВО РАН, 1996. Вып. 3. С. 41-65.

  18. Москалюк Т.А. Стационарные исследования на экологическом профиле «Горнотаежный» // Лесные стационарные исследования: методы, результаты, перспективы. Мат-лы совещания. Тула: Гриф и Кº, 2001. 300 с.

  19. Приказ и.о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 1 сентября 2010 года № 559 Об утверждении Правил создания экскурсионных троп и маршрутов для проведения регулируемого экологического туризма в государственных природных заповедниках на специально выделенных участках, не включающих особо ценные экологические системы и объекты [Текст]:// Казахстанская правда , 23 декабря 2010. — № 348 (26409).

  20. Реймерс, Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды [Текст]: Слов.–справ./ Н.Ф. Реймерс –М.: Просвещение, 1992. –320 с. ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

  21. Салахетдинова Н. И. Играем на уроке // Биология в школе. Научно-методический журнал Государственного комитета СССР по народному образованию. М.: Педагогика, 1990. № 4. С. 39-40.

  22. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. М.: Просвещение, 1984. 134 с.

  23. Страдомский Б.В. Особенности фауны Lycaenidae, Hesperiidae и Satyridae (Lepidoptera: Rhopalocera) междуречья рек Северский Донец и Калитва // Фауна Ставрополья. 2004.-С.12: 126-130.

  24. Тропа в гармонии с природой. Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

  25. Тропа в гармонии с природой: Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. — М.: «Р.Валент», 2007. — с.176.

  26. Усенко Н.В. Деревья, кустарники и лианы Дальнего Востока: Хабаровск: Хабаровское кн. изд-во, 1969. 415 с.

  27. Федосеенко В.М. Новая энциклопедия растений: мифы, целебные свойства, гороскопы, растительный календарь. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. 736 с.

  28. Чижова В.П., Петрова Е.Г., Рыбаков А.В. Экологическое образование (учебные тропы) // Общество и природа. – 2000. – с. 21-33.

  29. Штырлина О. В. Экологическая направленность в ситеме полевых практик по биологии растений и методике биологии//Северо-Запад России: взаимодействие общества и природы. Материалы общественно-научной конференции. Часть II. Псков: изд. GUGB при содествии издательства ОЦНТ, 2001. С. 161-163.

  30. Экологическая тропа «Дендрарий Антониева монастыря»: Учеб.-метод. Пособие для ср. шк./Н. Н. Семчук, Э. А. Юрова, Л. В. Робежник, Г. А. Орлова, М. Н. Семчук, А. Н. Столярова, Н. В. Иванова, Е. Г. Гришина, А. Г.

Приложение А – Памятка «Как вести себя наедине с природой»

Я сорвал цветок –

И он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня

на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться

к красоте

можно только сердцем.

П.Гвездослав

  1. Ни в коем случае не сходить с тропы!

  2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

  3. Нельзя срывать любые растения, а не только редкие и исчезающие.

  4. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и фотоснимки, творческий подъём и вдохновение.

  5. На тропе разрешается охота только на комаров и клещей.

  6. Не сорите на тропе – вы не последние посетители.