Если при возникновении музеев как институтов их выставочная площадь ограничивалась лишь внутренним пространством, то сегодня она вышла за пределы конкретных помещений – на улицы, площади городов. Многие музеи, откликнувшись на веяние времени, стали активно использовать внемузейное пространство, реализуя тем свои проекты. А в конце ХХ века с появлением информационных технологий многие музеи открыли для себя практически безграничные просторы интернета. Таким образом, современные музеи развиваются в трех пространствах – внутримузейном, внемузейном, информационном. При этом освоение музеем интернет-пространства является не менее важным направлением развития, чем традиционные виды деятельности. Более 600 музеев России имеют собственные сайты. В основном содержание сайта включает в себя историю создания музея, краткое описание его деятельности и коллекции. Но ведь Интернет-сайт, расширяя аудиторию посетителей учреждений культуры за счет пользователей всемирной сети, может стать и основным инструментом политики популяризации музеев.23
Первый этап стратегии работы с аудиторией музея через интернет — это подготовка и создание всеми подразделениями музея информационных ресурсов и разделение последних для внутреннего и внешнего использования. За этим следует выбор программной оболочки для сайта или системы сайтов (портала) как инструмента постоянной работы музея в информационном пространстве. Второй этап разработанной стратегии — это создание динамической системы «наращивания» интернет-ресурсов, то есть формирование, системы постоянных разделов сайта (портала), интернет-журнала, тематических и новостных разделов, виртуальных выставок и каталогов, системы архивов, фотодокументов. Через них будет осуществляться продвижение новостных, событийных, аналитических, тематических, презентационных, образовательных и т.п. информационных ресурсов как на собственный интернет-сайт (портал), так и на сайты и порталы своего города, региона и за их пределы.
Второй этап завершается выстраиванием системы коммуникации с интернет – посетителями. Здесь функциональными механизмами коммуникации являются контактные адреса электронной почты, гостевая книга и книга отзывов, форумы, системы рассылок и подписки на новости, информационный бюллетень и дайджест, система анкетирования и голосования, доски объявлений и интернет-магазины, система заказов билетов, литературы, постеров, сувениров и другой продукции.
Литературные музеи Москвы
... сеть России Предмет изучения - литературные музеи Москвы. [Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/literaturnyie-muzei-rossii/ , Цель курсовой работы - дать общую характеристику литературным музеем Москвы. ... +7 (495) 921-38-57. , Государственный литературный музей (филиал) [Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/literaturnyie-muzei-rossii/ , Адрес: Трубниковский пер., ...
Третий этап стратегии — это ведение постоянного учета, анализ и оценка статистики виртуальных посещений музейного сайта (портала) в целях управления ресурсами информационного пространства. Этап подразумевает сегментирование интернет-посетителей по различным группам — по географической принадлежности, по интересам: специалисты, представители прессы, работники системы образования, школьники и студенты, любители и т.д. После привлечения активных пользователей на сайт становится реальным проведение через свое представительство в интернете всевозможных проектов, интернет-акций, интернет-конкурсов и других рекламных, презентационных, просветительских и образовательных мероприятий. Это может быть, например, создание на сайте интернет-клуба друзей музея, интернет-пресс-клуба, интернет-клубов по интересам и т.п., дающих возможность реализации через них политики музея. В перспективе у музея – выстраивание системы интернет-партнерства с другими музеями России, мира и музейным сообществом в целом для создания и реализации совместных интернет-проектов и продвижения их в пространстве всемирной паутины. Таким образом, созданные музеем информационные ресурсы могут превращаться в развернутые системы с собственной инфраструктурой и возможностью взаимодействия внутри нее.
- 2.5 Электронные иллюстрированные музейные каталоги
Система «Имидж-музей» — это перевод музейной учетной документации в электронный вид и наполнение музейных баз данных успешно осуществляемая на базе сотрудничества с корпорацией «Электронный Архив», специализирующейся на создании и использовании электронных информационных ресурсов в том числе в сфере культуры — в музеях, библиотеках, архивах. На сегодня ею оцифровано более 40 млн. самых различных документов и материалов — картотек и каталогов, книжных и музейных коллекций, диссертаций, уникальных архивных документов. Так,в музее «Царицыно» запущен проект «Имидж-музей: Электронный иллюстрированный музейный каталог», в РЭМ – «Виртуальный музей: Императорские коллекции Российского этнографического музея». Во время проведения Всероссийского фестиваля музеев «Интермузей-2004» прошла презентация диска «Имидж-музей: Электронный иллюстрированный музейный каталог». Многих участников выставки привлекла универсальность технологии, дающей возможность решения задач как информатизации музея, так и работы с его посетителями (например, ознакомления с музейными экспонатами через информационный киоск).24
Система «Имидж-музей» предназначена для создания иллюстрированных каталогов музейных экспонатов на основе ретроспективных данных музейных документов и фотоизображений экспонатов. Основными ее функциями являются систематизация справочной и учетной информации об экспонатах, составление виртуальных коллекций по различным тематикам, выделяемым в рамках каталога (например, по автору, географии, датам, видам экспонатов и другим).
Исследования и мониторинг Интернет-ресурсов
... развития культурно-исторического туризма, раскрываются основные принципы и понятия, виды, средства, методы, формы туристской деятельности и мотивация туристических путешествий. В работах О.Ю. ... объекта, имеющего все возможности для организации внутреннего и въездного туризма и предлагающего широкий спектр различных туристических возможностей. Объект исследования: музеи, храмы и другие объекты ...
Интерфейсная оболочка программы универсальна и легко поддается корректировке (добавление/удаление каких-либо полей).
Для музеев особенно важно, что для наполнения данной оболочки может и должен использоваться уже имеющийся электронный информационный ресурс. Это могут быть любые документы: инвентарные книги, описи, карточки описания музейных предметов, отсканированные, обработанные и переведенные в машинописный вид согласно утвержденному музеем списку полей. На подготовительном к внедрению проекта этапе специалистами корпорации «Электронный Архив» были проведены следующие работы: отсканированы все учетные книги музея (книги поступлений, инвентарные книги, книги учета научно-вспомогательного фонда, книги спецучета) обработана информация, загружены в имиджинговую систему графические образы книг, информация из книг перенесена в музейную базу данных. Имиджинговая система позволяет работать с книгами в электронном виде, осуществлять поиск и выборку необходимой информации по номерным полям. В результате достаточно эффективно и в кратчайшие сроки была создана учетно-хранительская база данных (БД) музея. В настоящее время она включает свыше 90% его собрания. С помощью имиджинговой системы при работе с инвентарными книгами поиск информации можно осуществлять по типу книги, тематическому разделу, номерным полям, страницам внутри книги.
Система позволяет получать информацию о конкретном музейном предмете одновременно в любых типах книг: инвентарных, книгах КП, спецучета. Каталог экспонатов в системе представлен в виде таблицы, включающей уменьшенную копию фотоизображения экспоната, его название, фамилию автора и год создания. Пользователь может просматривать полноэкранные фотоизображения экспонатов, а для экспонатов-композиций кроме общего вида доступны отдельные фотоизображения составляющих его предметов. Наиболее интересные экспонаты в системе представлены в различных ракурсах. В версии электронного иллюстрированного каталога музея-заповедника «Царицыно» для всех экспонатов можно просмотреть дополнительную информацию: полное наименование, каталожное описание, перечень авторов и иных персоналий, имеющих отношений к экспонату, место и время создания, источник поступления, размеры, материалы и пр. Количество и назначение параметров дополнительной информации можно менять. Система позволяет искать экспонаты по параметрам дополнительной информации. Пользователь может помещать заинтересовавшие его экспонаты в различные списки «Избранного». В системе число таких списков не ограничено, что позволяет создавать любое количество соответствующих виртуальных коллекций — электронных каталогов. Внедрение и активное использование иллюстрированного каталога «Имидж-музей» предоставило музею-заповеднику «Царицыно» широкие возможности по выбору предметов для экспонирования своих коллекций. У организаторов временных выставок и экспозиций появилась возможность сохранить представленные коллекции в электронном виде, а у посетителей музеев — приобрести компакт-диск коллекции или выставки. Таким образом, данная разработка послужила основой для «быстрого» создания иллюстрированных каталогов по музейным коллекциям, дала возможность тиражировать их на компакт-дисках, позволила создать информационно-поисковую систему внутри музея, предоставила доступ к музейным фондам через Интернет.25
Национальный музей Республики Башкортостан
... фотографии, подлинные документы, уникальные экспонаты, начиная с XV века до современности. Отдел этнографии народов Башкортостана знакомит с богатой материальной и духовной культурой, национальными праздниками, ... направлением в работе музея является обслуживание посетителей. В музее имеется 5 экспозиционных отделов: отделы естественной истории, археологии, истории края, этнографии, живой природы: ...
Основная задача, которую призван решить проект Российского этнографического музея «Виртуальный музей: Императорские коллекции Российского этнографического музея», — предание широкой огласке фактов такой малоизученной стороны жизни императорской семьи Романовых, как этнографическое собирательство и музейная деятельность, важнейшим результатом которой стало образование в 1895 г. этнографического отдела Русского Музея Императора Александра III. В соответствии с положением о музее, первыми фондообразователями этнографического отдела стали Николай II и другие члены императорской семьи. В основу собрания вошли предметы и произведения, переданные из императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств. Дальнейшее его пополнение должно было происходить посредством закупок на ассигнованные на эти цели средства и пожертвования. Созданный на основе материалов выставки мультимедийный диск позволяет ее экспонатам «жить» в открытом доступе, предоставляя всем заинтересованным лицам возможность виртуального общения с коллекцией. На диске «Императорские коллекции РЭМ» представлено более 100 экспонатов, сгруппированных по тематике и народностям, с подробными описаниями и каталожными данными. Материалы диска позволяют совершать виртуальные прогулки по Мраморному залу — одному из красивейших выставочных залов центра Санкт-Петербурга, выстроенному в традициях греко-римского перестиля (внутреннего двора), любоваться его стройными колоннами, плафоном, набранным хрустальными плитами с изображениями двуглавых орлов и дубовых листьев, наслаждаться красотой и изяществом постройки. Виртуальная панорама горельефа (он остался незаконченным и дошел до нас в гипсе, тонированном под бронзу) позволяет более детально рассмотреть все его подробности и получить при этом комментарии специалистов.
Помимо основных функций электронных
Актуальность нашей работы в том, что мы наблюдаем в деятельности музеев осознание того, что успешное внедрение информационных технологий ведет к позитивным изменениям в организации учета и управления музейными коллекциями, развитию научных исследований, появлению новых музейных продуктов, сотрудничеству по созданию и использованию корпоративных баз данных. Необходимо констатировать, что глобальная информатизация музеев, использование информационных ресурсов этих учреждений — главные инструменты музеев как социально-культурных институтов в духовном образовании, культурном воспитании людей. Наверное, как нигде (во всяком случае, в сфере культуры) современные технологии расширяют возможности практически всех сфер музейной деятельности — от установления оптимального температурного режима до создания виртуальных музеев. Опять же с одной оговоркой: только если отказаться от концепции «музей для музейных работников». Но главное, что дают новые технологии музеям, — это расширение все тех же культурно- просветительных и образовательных возможностей. А значит, и возможностей зарабатывать. Интернет дает, во-первых, возможность доступа к экспонатам музея потенциально самому широкому кругу пользователей сети. Во-вторых — позволяет заявить о себе, или напомнить о своем существовании. В-третьих — предоставляет возможности, которых не имеет реальный музей. Тем самым музей расширяет круг людей, которым доступна его коллекция, следовательно, может рассчитывать на деньги, выделяемые под образовательные программы различными фондами.
Социально-культурная деятельность клубного учреждения
... основной деятельности организации культуры, в том числе размещение бюджетных ассигнований на депозитных счетах кредитных учреждений и приобретение ценных бумаг для получения организацией культуры дополнительного дохода.Глава 2.Анализ социально-культурной деятельности клубного учреждения2.1.Характеристика деятельности учреждения культуры «Байкитская клубная система»Клубное учреждение ...
Мировая практика доказала, что логика, при которой сайты представляют коллекцию музеев крайне скупо, из боязни конкуренции сайта с самим музеем или с вспомогательной продукцией музея, не работает. Чем более полный сайт, тем лучше он работает на музей и продажу его продукции: живая картина и изображение на мониторе — вещи принципиально разные, так же как разные вещи — изображение на мониторе и высококачественная полиграфическая продукция. Увиденная в Интернете картинка, скорее, возбудит желание приобрести то же самое, но в лучшем, более качественном виде, а тем более сходить и посмотреть, как это выглядит «вживую». Очень важно, что пользователи Интернета — это в большинстве своем люди молодые, то есть те, для кого выбор — пойти в музей или в бар — решается часто непосредственным впечатлением от увиденного или услышанного, и для кого часто бывает совсем не лишней элементарная информация о самом существовании какого-либо музея, будь он хоть трижды знаменит, уже не говоря о его местоположении и составе его коллекции. Описанная выше полнота и эффектность визуального ряда играет значительную роль. Для более продвинутых посетителей музеев новостная информация о выставках и проектах может быть тоже небесполезной при выборе планов на проведение досуга.
Обыкновенному человеку и в голову не придет сходить, к примеру, в Пермский музей живописи, даже будучи в этом городе, однако очень вероятно, что он включит посещение музея в свои планы, если узнает на сайте, что в нем весьма приличная коллекция картин Йорданса. Что же касается проблем, то большинство из них — это общие проблемы Интернета. Во-первых, очень много бессмысленных сайтов. Во-вторых, пользователь теряется среди огромного числа делаемых ему предложений и часто не добирается до того, что ему действительно нужно. Традиционные средства Интернета, такие как банерная реклама или обмен ссылками, вряд ли могут помочь сайту найти своего потребителя. Необходимо создание ряда специализированных информационных систем усилиями самих музеев и их сайтов — это признают специалисты. Ибо только объединение усилий музейных менеджеров, специалистов и программистов может дать реальный эффект.
- Основы законодательства Российской федерации о культуре. — М., 1992
- Артемов Е.Г. Социальные функции современного музея исторического профиля. Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX – XXI веков – М. Труды ГИМ. Вып, 2001г 127.
- Артс Герман. Сильные и слабые стороны музеев. Практическое пособие — М., 2001г 109
- Богомазова Т.Г. Информационно-экспозиционный комплекс в музее. — М., Издательский дом «МЦФЭР», 2005 г., «Справочник руководителя учреждения культуры», № 7, 92.
- Барри Лорд, Гейл Д. Лорд Менеджмент в музейном деле. Учебное пособие — Логос, 2002 г 256
- Барри Лорд, Гейл Декстер Лорд. Как организовать музейную выставку. Практическое пособие 2001г.192
- Востряков Л.Е. Менеджер музея на пороге нового века: поиски нового профессионализма. статья Социологические исследования. 2004. № 10, 80-85.
- Газета «Коммерсантъ» Музейный менеджмент статья № 29 (987).1996
- Дукельский В.Ю. От музейного учреждения к музейной фирме. Практическое пособие.
10 стр., 4619 слов
Физическая культура в профессиональной деятельности
... воздействия на организм человека неблагоприятных факторов профессиональной деятельности в определенных условиях. 2. Методические основы производственной физической культуры Основа производственной физической культуры является теория активного отдыха. И.М. Сеченов экспериментально доказал, что работоспособность ...
– М., 2001г. 116
- Дукельский В.Ю. Музеи. Маркетинг. Менеджмент: Практическое пособие. – М., 2001г 124
- Загоскин Д.В. Конкурентные преимущества музея. – М., Издательский дом «МЦФЭР», 2005 г., «Справочник руководителя учреждения культуры», № 9,80-85.
- Зайцева Г. Перспективное планирование деятельности музеев. Статья. Вестник Ассоциации музеев России, М — 1999г. 3
- Кощеева Е.Л. Создание и использование музейных информационных ресурсов. Сб. «Музей будущего: информационный менеджмент». Сост. А.В. Лебедев. — М.: Прогресс-Традиция, 2001г. 25-30.
- Калинина Л.Л., Пролеткин И.В. Информационное пространство музея. – М., Издательский дом «МЦФЭР», 2006 г., «Справочник руководителя учреждения культуры», № 12, 83-88.
- Ковригина В. Проблемы формирования научных основ менеджмента в музейной деятельности. Ориентиры культурной политики: Инф. сб. – М.: ГИВЦ МК РФ, 2002. – № 5.17
- Колупаева А.С. Стратегия и тактика музейного менеджмента. Справочник руководителя учреждения культуры.
– М., 2002г. 70-74
- Матвеев Д.А. Управление информационной инфраструктурой музея. Статья — М., Издательский дом «МЦФЭР», 2005 г.,80-86
- Мир музея. № 4 2007 г. 15
- Система «Имидж-музей».Электронные музейные каталоги. статья – М., Издательский дом «МЦФЭР», 2004 г., «Справочник руководителя учреждения культуры», № 11, 83-87.
- Федянина Н.Н. Отдел информации как инструмент активизации проектной партнерской деятельности. Статья – М., Издательский дом «МЦФЭР», 2004 г., «Справочник руководителя учреждения культуры», № 3, 36-42.
- Федянина Н.Н. Отдел информации как инструмент активизации проектной партнерской деятельности. Статья. – М., Издательский дом «МЦФЭР», 2006 г., «Справочник руководителя учреждения культуры», № 5, 55-61.
- Чернядьева Н.А. Музей как некоммерческая организация. Практическое пособие Пермь, 2005г. 234
- Энциклопедический словарь (в 2 томах) Под ред. Введенского Б.А.. – М.: «Советская энциклопедия», 1964 г. 368
Приложение 1
Туристстко-краеведческая и экскурсионная деятельность в образовательном ...
... туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности; 2.Составление комплекса методик оценки эффективности туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности образовательного учреждения на примере ГБОУ СОШ №849; 3.Дать характеристику туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности образовательного учреждения ... и доступных форм занятия физической культурой является туризм. По нашему глубокому ...
Маркетинг в Омском музее изобразительных искусств им. Врубеля
Приведу пример того, как решает данные задачи Омский музей изобразительных искусств им. Врубеля. Музей занимает два здания: Генерал-губернаторский дворец и Городской торговый корпус, переданный музею в 1996 г. (ныне Врубелевский корпус музея).
Какие были выявлены основные побудительные мотивы к посещению музея — прежде всего, интересная основная экспозиция, но этого достаточно чтобы прийти в музей один раз (такова уж психология большинства людей), а дальше должна появиться другая мотивация. Выставки информация о новой выставке чаще всего является стимулом пойти в знакомый музей еще раз.
Новые творческие проекты — Экспериментальный творческий проект «Театр живописи» реализуется в ООМИИ с 1997 года совместно с актерами Омского академического театра драмы. Он предполагает создание обширного цикла моноспектаклей, вечеров, музыкально-художественных программ. Особое внимание зрителей привлекает проект «Картина в прожекторе», в основу которого положен рассказ о наиболее значительных произведениях собрания (И.-Б. Лампи, И. Айвазовского, И. Репина, В. Васнецова и др.).
Новые образовательные проекты — Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» (адаптация программы ГРМ) на базе школ г. Омска.
«Рисовальные вечера» — новая форма образовательной деятельности, направленная на возрождение художественных традиций рисовальных вечеров (для старшеклассников и студентов).
Студийно-кружковая работа: программа студии «Эксперимент» (для детей 3-5-летнего возраста) включает занятия по основам изобразительной деятельности, лепке, познанию окружающего мира, воспитанию зрительской и музейной культуры
Программа студии «Палитра» (дети 10-12 лет) ориентирована на постижение секретов художественного мастерства через занятия живописью, графикой, лепкой, декоративным рисованием.
Клуб «Среда» (для людей пожилого возраста) существует при музее 13 лет. Музей предлагает свыше 20 лекционных циклов для зрителей всех возрастных категорий: «Азбука искусства», «Первые шаги в искусстве», «В мире прекрасного», «Путешествие сквозь века», «Мир, полный чудес», «Светлый лик иконы», «Свет далекой звезды», «Мой музей», «Русский авангард: эпоха и художники», «Поверил я алгеброй гармонию…» (виды пластических искусств), «Архитектурная мозаика» и др.
Научная деятельность музея — В 2005 году утверждена 1 новая научная тема по изучению музейной коллекции. В общей сложности в течение года шло исследование по 31 научной теме. Результатом научных изысканий стало издание 6 каталогов музейных коллекций в рамках подготовки Генерального каталога ГУК «Музей имени М.А. Врубеля», что является значимым событием для музея. Музей выступил в качестве организатора 5 научных конференций и семинаров. В 2004 году сотрудниками ГУК «Музей имени М.А. Врубеля» было подготовлено и издано 5 сборников материалов конференций, семинаров, 8 каталогов и альбомов, 1 монография, 13 буклетов выставок, 3 справочных и учебно-методических пособия, 4 выпуска газеты «Музейный вестник». В 2005 году велась активная выставочная деятельность. Нужно отметить выставку «Сибирский миф. Голоса территорий» — этап реализации проекта «Прорастая Сибирью». Самым значительным событием прошедшего года стала выставка Народного художника СССР И.С. Глазунова, на которой было представлено произведение «Голгофа», подаренное Правительством Омской области. В честь празднования 60-летия Великой Отечественной войны музей воплотил крупный выставочный проект «Война глазами очевидцев», в котором участвовало свыше 50-ти произведений советского искусства: живопись, графика, книги, плакаты и др. Были реализованы в течение года также выставки «Китайский секрет», «Образ зверя в искусстве древнем и новейшем», «Лица, полные воинственной отваги», выставка, посвященная 100-летию Л. Мартынова – «Омские озорники». В конце года была восстановлена обновленная экспозиция искусства XX века. Крупным событием для музея стало открытие «Золотой кладовой» — в специально оборудованном зале демонстрируется выставка «Художественное серебро в собрании ООМИИ имени М.А. Врубеля». В прошедшем году музеем проведены 62 выставки в обоих зданиях музея и внемузейных, в том числе одна международная (Бельгия, «Произведения Фаберже»).
Тушение пожаров в музеях, библиотеках и на выставках
... Весь учет литературы в библиотеках сосредотачивается в каталогах, которые могут располагаться в отдельных помещениях. Обстановка на пожаре При возникновении пожаров в зданиях музеев и выставок огонь быстро распространяется ... кранов. Для подачи воды на тушение развившихся пожаров используют более мощные стволы. Для локализации и тушения пожаров в хранилищах экспонатов, в мастерских и других подсобных ...
Состоялись персональные выставки как омских художников, так и из г. Москвы (В. Максимов), Санкт-Петербурга (В. Куликов).
Сотрудники экспозиционно-выставочного отдела приняли участие в подготовке 8 выставок в учреждениях города.
Специфика выставочной деятельности – привлеченные экспозиции комфортная обстановка — посетители музеев теперь более требовательны: без стоянки автотранспорта, кафе, мест для отдыха, сувенирных киосков, чистоты в здании трудно стать популярным учреждением.
Спонсоры, меценаты, грантодатели — ОАО «ОТП банк», Финансово-промышленная компания «Акция», семейство омских предпринимателей Калининых, банк «Общество взаимного кредита», омское отделение Западно-Сибирской железной дороги.
ООМИИ им. М.А. Врубеля в основном посещают жители города, их гости и туристические группы, поэтому поддерживать сравнительно высокую посещаемость можно, только сделав музей привлекательным для повторных осмотров.
Исследования подтвердили: в музей ходят родители с детьми.. Соответственно при разработке всевозможных обучающих программ или сценариев, проведения массовых мероприятий нужно иметь в виду и такую аудиторию. Например, в феврале 2008 г. состоялся первый этап благотворительной программы «Музей. Музыка. Дети» Из социологического исследования посетителей музея важно то, что можно не только сделать практические выводы, но и заострить социальную функцию музея: музей привлекателен для семейного посещения (интеллектуального отдыха), музей имеет постоянных посетителей, музей в основном посещают жители города, музей в основном посещают молодые люди и люди среднего возраста (но здесь надо иметь в виду, что большинство из них приходят в музей с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов, поэтому весьма сложно сказать, кто кого привел в музей).
Методика организации и проведения экскурсий в музей при изучении ...
... Именно эта работа учителя завершается составлением плана экскурсии, в котором должны найти отражение следующие основные разделы: задачи экскурсии по этапам, основные вопросы содержания и методы проведения экскурсии, маршруты и ...