Музей современного искусства

Дипломная работа
Содержание скрыть

Широкое распространение и стремительный рост числа музеев современного искусства в мире, которые приобретают все более существенное значение в жизни общества, определяют актуальность данной работы. Небывалый расцвет и популярность именно этого типа музея в последней трети ХХ — начале XXI века на фоне общего «музейного бума» обусловлены многими факторами социального, художественного и культурологического порядка, что требует комплексного осмысления феномена Музея современного искусства. Следует отметить, что музей современного искусства — музей, чья коллекция и выставочные практики основываются на произведениях современного искусства.

Сегодня воссоздание музея современного искусства в нашей стране на новом историческом этапе требует как серьёзных экономических затрат, так и теоретического осмысления на основе анализа истории западноевропейского и отечественного музейного опыта.

актуальность исследования

Цель научной работы заключается в разработке теоретической модели формирования проектирования современных музеев.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть значение и актуальность;
  • дать историческую периодику и этапы;
  • вызвать влияние исторических и природно-климатических, социально-экономических факторов на проектирование современных музеев искусств.

Для достижения данной цели решались следующие задачи :

  • уточнение значения понятий «музей», «искусство», «современное искусство», «Музей современного искусства»;
  • определялись предпосылки возникновения музеев современных искусств;
  • раскрытие особенности основных направлений деятельности Музея современного искусства: комплектования и хранения фондов; научной и исследовательской работы; экспозиционной деятельности; педагогической и просветительной работы; организации временных выставок;
  • обоснование значения и функции Музея современного искусства в обществе и культуре;
  • рассмотрен вопрос о перспективах развития Музея современного искусства в культуре XXI века;

Объект исследования, Предметом, Территориальные рамки -, Теоретико-методологическим основанием

Исследованием данного вопроса занимались ученые разных областей гуманитарного знания: М. Адамс, Е.М. Акулич, Т.А. Алешина, З.Э. Бонами, Б. Гройс, М.С. Каган, ЛЛ. Петрунина, С.А. Пшеничная, Б.А. Столяров, Т.Ю. Юреневой и другие.

анализ научной литературы, Хронологические рамки, Положения, выносимые на защиту

1. Основные этапы развития музеев Казахстана в период независимости.

3 стр., 1497 слов

Музей современного искусства

... немного космическое здание считают жемчужиной современной архитектуры, символ эпохи модернизации. Музей современного искусства Нитерое Музей современного искусства в Нитерое, Бразилия, был построен ... события, потребности общественного сознания, но при этом коммуникация музеев современного искусства характеризуется трансляцией сообщений/идей часто фрагментарных, отрывочных, эклектичных, отличающихся ...

2. Теоретическая модель

3. Актуализация научно-исследовательской деятельности музеев

4. Перспективное развитие проектирования музеев

Работа состоит из введения, трех глав (делящиеся на подпункты), заключения, содержания и приложений.

архитектурный планировочный инженерный музей

1. Предпроектные исследования

1.1 Исторические и теоретические аспекты архитектурно-планировочного формирования музеев

Исторические аспекты формирования современных музеев искусств.

Начало 90-х гг. ХХ века осмысливаются как новый этап развития в истории музейного дела Казахстана. Этот период знаменовался судьбоносным для казахского народа событием: 1991 году Казахстан стал суверенным, независимым государством. С этого момента можно говорить о собственном пути развития музеев Казахстана, для которого характерны: поиски новых форм методов работы; изменение содержательной стороны музейной деятельности; ориентация на национальную тематику; актуализация научно-исследовательской работы; расширение музейной сети; появление новых типов музеев.

В начальный период государство, переживая эпоху становления в очень жестких условиях социально-экономических реформ, не могло оказывать музеям серьезной финансовой поддержки. Как и в других странах, ограничение в финансировании со стороны государства породило разнообразие новых функций и видов деятельности, которые трудно было соотнести с традиционными представлениями о музее и традиционными подходами к их проектированию. Кроме того, был резко ослаблен контроль и идеологическое давление на музеи. В каком-то смысле музеи в этот период времени оказались предоставлены сами себе. Одновременно государство стало более открыто к сотрудничеству с другими странами в самых разных сферах жизни, в том числе в музейной деятельности. В страну пришли зарубежные благотворительные фонды, в свою очередь, музейные работники получили возможность реально приобщиться к опыту музеев других стран. [1]

В 2001-2005 годах, несмотря на то, что в этот период финансовые вливания прекращаются и многие проекты остаются нереализованными, музеи Казахстана продолжили своё развитие, для которого характерны следующие тенденции:

  • смена представлений о назначении музея;
  • усиление ориентации на музейного посетителя (а не на музейный предмет);
  • акцент в культурно-образовательной деятельности музея на формирование личности;
  • реализация «жизнеспособных» проектов (долговременные программы, сотрудничество с образовательными учреждениями);

— создание и реализация проектов, в которых учитываются особенности восприятия мира современным посетителем (монтажно-клиповой, витринный), использование нетрадиционных экспозиционных решений. [2]

Теоретические аспекты формирования современных музеев искусств.

Современный музей — это место, репрезентирующее историю искусства, то есть то, что в определенный исторический период воплощало собой новое, оригинальное и потому характерное.

Музеи являются ведущими объектами формирования общегородского ансамбля. Соблюдение данного требования обеспечивает равнодоступность музея для посетителей из разных районов;

25 стр., 12099 слов

Музей и наука. Научно-исследовательская работа как неотъемлемый ...

... материальных и нематериальных объектов наследия народов В основе всей деятельности музеев находится научно-исследовательская работа, поскольку она охватывает целиком весь спектр ... просвещают общество мультимедийными выставками, различными образовательными программами и публикациями. Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из профильных и музееведческих изысканий.[5] Научные ...

  • включение музея в комплекс учреждений культуры вместе с другими музеями, театром, выставочным залом, библиотекой, архивом, центром информации и досуговыми учреждениями. Кооперация дополняет функциональную программу музея и привлекает новые категории посетителей;
  • близость парка — для устройства открытой экспозиции, естественной защиты от шума и загрязнений и создания необходимых музею рекреационных зон;
  • достаточная площадь территории для строительства и перспективного расширения музея.

Данные требования не распространяются на музеи, расположение которых связано с определенным местом:

  • мемориальные музеи;
  • археологические музеи на месте раскопок;
  • музеи предприятий, учреждений и учебных заведений;
  • музеи в памятниках;
  • музеи под открытым небом, требующие больших по площади незастроенных территорий, с ландшафтом, характерным для данного региона.

[3]

При выборе места для строительства музея требуется учет следующих основных факторов:

  • социальные цели: сохранение культурного наследия и его пропаганда; повышение образовательного и культурного уровня населения; проведение научных исследований;
  • назначение и специфика музея: место музея в общей структуре (центральный, головной, филиал), тип коллекции, фонды, преимущественное развитие функций (научно-исследовательских, научно-просветительских, образовательных и досуговых);

— характеристика города (населенного пункта): численность населения, структура расселения, предполагаемый регион охвата музеем, транспортная схема, перспективы развития города (населенного пункта) в целом и предполагаемого района для строительства музея, исторические и культурные традиции, развитие туризма.

Исследование современной музейной практики показало, что музеи мира в настоящее время по-разному решают задачу актуализации художественного наследия.

  • во-первых, создаются специальные выставочные помещения, устроенные в соответствии с тенденциями современной архитектуры и современного восприятия и понимания выставочно-экспозиционного пространства (Музей Соломона Гугенхей-ма).

  • во-вторых, обращаются к современным художественным течениям не всегда «классического» толка (подготовка выставки Тимура Новикова и деятельность ГРМ по освоению и экспонированию неофициального искусства Петербурга).

  • в-третьих, используются новые технологии, в том числе активно привлекаются Интернет — технологии.

Новые концепции архитектуры начала ХХ столетия оказали сильное влияние на характер музейного здания во всей мировой архитектурно-художественной практике. Многогранность деятельности музеев как научных и культурных центров стимулировала дальнейшие поиски новых архитектурно-конструктивных решений.

Например, музей Гуггенхайма в Нью-Йорке сильно нарушает представление о традиционном музейном здании. Построенный всемирно известным архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом, и официально открытый в 1959 году. Фрэнк Ллойд Райт спроектировал очень необычное здание, в основу которого была положена спираль. Правда, внешне здание музея больше похоже на перевернутую ракушку. Райт, таким образом, исключил обычный дизайн с перекрытием каждого этажа, принятый в городском строительстве, и создал вместо этого движение по спирали на каждом этаже. В этом случае нет четких различий между движением вверх или вниз по пандусу спирали, и можно получить разные представления об окружающем пространстве на всех уровнях. Музей Гуггенхайма находится на границе Центрального парка в Нью-Йорке в пределах так называемой Музейной мили. Спираль, положенная в основу дизайна Райтом, выделяет музей Соломона Гуггенхайма среди более традиционных музейных угловых зданий, находящихся в Нью-Йорке. В 1992 году были добавлены дополнительные башни к музею, чтобы расширить выставочную площадь. (Прил. А. рис1)

12 стр., 5614 слов

Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

... произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства. 1. История создания музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Датой основания Музея считается 17 (29 н.ст.) августа 1898 ... миллионов рублей. Строительство здания для музея возглавил известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858-1924). Он специально изучил музейную архитектуру и классические памятники ...

Музей искусств в Денвере., Национальный музей искусства. Осака (Япония), Национальный музей в Токио

Главный корпус — основная выставочная галерея Национального музея, открыт в 1938 году. Архитектор Дзюн Ватанабэ. Здесь собраны произведения изобразительного и прикладного искусства, исторические и этнографические материалы, те японские культурные ценности, которые дают возможность проследить пути развития японской культуры с древности до современности, и дают представление о её характерных особенностях (Прил. А, рис. 4).

«Рубежным» в новейшей истории музеев страны стал 2005 год. Прежде всего, потому, что этот год был насыщен событиями и явлениями, по отношению к которым мы можем использовать слово «впервые» (если не вообще, то хотя бы — «после продолжительного времени»).

Открылся Музей Первого Президента Казахстана. Центральный государственный музей Республики Казахстан получил статус научно-исследовательского учреждения, что явилось высокой оценкой проделанной работы. После продолжительного перерыва возродился интерес к профессиональной подготовке и повышению квалификации музейных специалистов; ежегодно стали выделяться 10 бесплатных образовательных грантов на уровне бакалавриата в университетах страны по специальности «музееведение». Впервые прошла защита диссертации по специальности «музееведение, реставрация и консервация культурных памятников», имевшая объектом исследования музеи Казахстана. Было организовано семинара для музейных сотрудников. В Казахском институте культурной политики и искусствознания (Алматы) стали регулярно проводиться курсы повышения квалификации для музейных работников.

Современные тенденции в проектировании музеев.

Современный музей представляет собой не просто хранилище реликвий и место их экспонирования, многообразие его функций включает также собирание и систематизацию коллекций, проведение научно-исследовательской работы, пропаганду искусства. В структуре музея очень существенно соотношение между постоянной экспозицией и временными выставками. Смешивать эти зоны не рекомендуется. Для нашего времени, несомненно, более характерны выставки. Они привлекают новых посетителей, предоставляют дополнительный материал для научных исследований, позволяют обновлять экспозицию (приложение Б, рис.1).

Для современных музеев характерно многообразие в подходе к типологической характеристике здания. Многообразию благоприятствуют новые технические возможности, например искусственное освещение вместо естественного, лифты вместо лестниц, регулирование микроклимата вместо чередования замкнутых и открытых помещений. Архитекторы стремятся создать ряд дополняющих друг друга зданий, обеспечивающих гибкую экспозицию музейных ценностей. Гибкость планировки чрезвычайно важна (прил. Б, рис. 2 Организация экспозиции).

5 стр., 2324 слов

Музей как социально-культурный институт

... методов работы музеев. Цель данной работы – охарактериовать музей как социально-культурный институт. Из данной цели вытекают 1. рассмотреть сущность и типологию социально-культурных институтов; 2. исследовать социально-культурную деятельность музеев; 3. охарактеризовать проект «Ночь музеев» как инновационный социально ...

Раньше музеи показывали почти все, чем обладали. Теперь они демонстрируют только ограниченную и манящую часть своих фондов. Отдельные блоки, представляющие часть целого и возводимые поэтапно, позволяют избежать чужеродных пристроек, неизбежно возникающих, когда экспозиция перерастает рамки существующего здания.

В современном строительстве отчетливо прослеживается и другая, противоположная тенденция — повышение роли архитектуры музеев до уровня самостоятельной эмоциональной силы. Таким образом, архитектура должна стать, мысли авторов, органической частью впечатления, производимого музеем на посетителя.

Идея высотного построения музеев нашла в своевременном проектировании приверженцев, несмотря на очевидные недостатки: нарушается непрерывность экспозиции, разорванной по этажам; не удается преодолеть психологический барьер у посетителей, желание которых знакомиться с экспонатами падает по мере увеличения числа экспозиционных уровней даже при самых современных подъемниках. В условиях стесненной городской застройки, тем более центра, высотное построение часто оказывается единственно возможным. И все таки, музеи стремятся размещать именно в центральных районах города, несмотря на необходимость принимать дополнительные меры для защиты от шума и загрязнения.

В Западном Берлине рядом с государственной библиотекой и филармонией построена национальная галерея ХХ в. И предполагается возведение еще нескольких музеев. Музей в Сиракьюсе является первой очередью строительства целого комплекса, в который войдет концертный зал, антропологический институт и ресторан (приложение Б, рис. 3).

На современном этапе, превращение современного музея в культурный центр ставит перед архитекторами сложные вопросы архитектурно-пространственной композиции. В музее «Рейхлинхауз» в Пфорцгейме по проекту архитектора Лембрука применен композиционный прием, основанный на выделении различных функциональных групп в самостоятельные объемы. Большое место занимает библиотека и читальный зал (приложение Б, рис. 4).

Центр города с комплексом различных общественных учреждений обладает притягательной силой для посетителей, и потому многие музеи для увеличения их посещаемости располагают на пересечениях основных людских потоков. Развитие транспорта, казалось бы, снимает проблему доступности. Однако интенсификация эксплуатации музея, как показывает практика, резко снижается при его удаленном расположении. Кроме того, функции современного искусства и различных учреждений массовой информации тесно переплетаются и взаимно дополняются .[4]

1.2 Факторы, влияющие на проектирование музеев, Природно-климатические факторы.

Уникальность определяет архитектурное значение музея в формировании значительных градостроительных ансамблей. С ростом числа и типологического разнообразия музеев, появлением, музеев, связанных с определенным местом, изменения их роли в общественной и культурной жизни нарушилось и единообразие подхода к выбору участка . [5]

Отдаленность от океанов и большая территория обусловливают резко континентальный характер климата Казахстана, его зональность и дефицит осадков. Средняя температура января составляет от минус 18 0С на севере до минус 3 0С на юге; средняя температура июля от 19 0С на севере до 29 0С на юге. Зима на севере продолжительная и холодная. В отдельные годы в северных районах страны морозы достигали минус 52 °С, (г. Астана), но бывают и оттепели — до 5 °С. Суточные перепады температур достигают 20-30 0С. Эти данные влияют на проектирование музеев в Республике Казахстан, в первую очередь на архитектуру зданий.

8 стр., 3605 слов

Крупнейшие музеи мира — ИЗО — ОТКРЫТЫЙ УРОК — ...

... о художественных музеях, т.е. музеях, где хранятся, выставляются, реставрируются, изучаются произведения изобразительного искусства. Ведь слово "художество” и означает "искусство”, т.е. – это музей искусств. – Само понятие "музей” появилось ... помочь ученикам выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни находить в них нравственную опору и ...

Для регионов с высокой плотностью населения и развитым межгородским общественным транспортом существенное влияние на посещаемость оказывает население тяготеющих населенных мест;

  • природное окружение: рельеф, растительность, водоемы, геологические характеристики, климатические условия (с точки зрения сохранности экспонатов и возможностей организации открытой площадки), форма и размер участка, ограничения использования, включая шум, вибрации и загрязнения, пригодность местности для проведения досуговых мероприятий;
  • структура населения: социально-профессиональный и возрастной состав, уровень образования, культурные запросы, туристы;
  • транспортная доступность: система общественного транспорта в районе строительства музея, размещение стоянок, пешеходная доступность к музею (легко доступен — 15 мин ходьбы или езды местным транспортом, доступен — 15 — 30 мин);
  • технико-экономические соображения: благоустройство территории, проведение сопутствующих строительству музея мероприятий (дорог, коммуникаций и т.п.);

-специальные требования. Своеобразие естественно-природного ландшафта и архитектурного окружения как элементов экспозиционного показа. Художественные музеи: возможность размещения произведений монументального искусства на открытых экспозиционных площадках. Музеи в памятниках: обязательность охранных зон. Технические музеи: расширенный состав экспозиции под открытым небом. Музеи предприятий и учреждений: целесообразность их размещения без ограничений посещаемости режимом работы предприятий и учреждений. [6]

Социально-экономические факторы.

Социально-культурное проектирование рассматривается как специфический тип управленческой практики, ориентированной не на воспроизведение тех или иных самодостаточных «образцов» человеческого поведения и общения, а на целенаправленное изменение и развитие социально-культурной среды и обстоятельств человеческой деятельности. Анализируется совокупность базовых управленческих техник; выделяются два типа проектных стратегий по отношению к характеру воздействия на социальные системы (протекционистский и провокационный), а также основные этапы стратегического планирования и стратегического управления. [7]

Наиболее существенным результатом развития технологий гуманитарного знания в XX веке стало взаимопроникновение социального и культурного. Результаты социально-гуманитарных исследований легли в основу социальных технологий, которые придали новый импульс развития моделям общественного и государственного управления, организации производства, эволюции стандартов жизни и т.п. В этом смысле представления о культуре постепенно теряют «музейную неприкасаемость» и становятся социально ангажированными. Традиционные формы социально-культурной деятельности музеев часто не способны удовлетворить познавательный интерес посетителей и их духовные запросы, многие из них морально устарели. Некоторые, напротив, будучи забытыми, не используются, несмотря на то, что в них заключен серьезный социокультурный потенциал. Процессы взаимодействия музея и других социальных институтов не выстроены в систему, не выработаны механизмы их взаимодействия. [8]

13 стр., 6063 слов

Специфика сервисной деятельности на примере Шадринского «Краеведческого ...

... оказания услуг в музейной деятельности, История возникновения музеев Сервисная деятельность есть форма удовлетворения ... искусства и исторических реликвий по религиозно-мистическим основаниям и помещением ... искусства, ценности мемориального характера (музеи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова) и др. Особую роль в этих процессах играли уже существующие музеи, развернувшие активную просветительную работу; ...

Культурно-исторические факторы.

Развитие и обогащение культуры оказывает существенное влияние на формирование системы архитектурного мировоззрения, включающее философию, эстетику, искусство, природу. В условиях культуры нашего времени, когда художественное наследие и современное искусство нередко трактуются как текст, все значения которого равны и открыты любой интерпретации, как автора, так и воспринимающего. Чрезвычайно трудно построить четкую систему признаков, позволяющих квалифицировать социокультурный качественный уровень произведения. При текстовой характеристике искусства многообразие развивающихся и постоянно сменяющих друг друга течений рассматривается как форма, каждая точка или завершенный эпизод которого способны в равной степени адекватно представлять художественный процесс и культуру в целом. Таким образом, сформировалась эстетическая идеология современности, субъективная доминанта которой снимала вопрос о точности и категоричности художественных критериев, свойственных искусству времен четких художественных школ и течений.

Отсутствие строгих содержательных критериев как следствие повлекло за собой почти абсолютную свободу автора создавать, используя по собственному усмотрению в качестве арсенала всю предшествующую художественную историю, свободу зрителя воспринимать, переосмысливая произведение без оглядки на какие-либо устойчивые эстетические представления и нормы. Такая независимость творчества и интерпретации стала важнейшим фактором, который обусловил потребность в радикальном изменении критериев, работающих, в том числе, и в сфере современной музейной деятельности. [9]

Национально-исторические факторы.

Государственная программа «Культурное наследие» (2004-2006), разработанная в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстана народу Казахстана «Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год» и в настоящее время пролонгированная до 2013 года, стала стимулирующим фактором в возрождении научно-исследовательской деятельности музеев. [10]

В рамках Государственной программы «Культурное наследие» ЦГМ РК в 2005 году впервые в истории отечественного музейного дела выиграл по конкурсу право на разработку научно-исследовательских проектов в рамках реализации данной программы. Каждая тема по своей значимости и актуальности представляет собой совершенно новое и самостоятельное исследование, соприкасающееся с различными областями наук, при этом они непосредственно взаимодействуют с музееведением.

По названной программе работают и другие музеи Казахстана. В целях расширения музейной сети начата работа по созданию историко-культурных музеев-заповедников: «Иссык» в Алматинской, «Берель» в Восточно-Казахстанской и «Сарайшик» в Атырауской областях. В первую очередь, деятельность музеев направлена на изучение археологических памятников своих областей. Реализация государственной программы активизировала также издательскую деятельность музеев. Реализованные проекты отличает комплексность и культурно-образовательная направленность, которая отражена в создании ряда документальных фильмов, появление которых стало возможным лишь в результате проведения научно-исследовательской работы.

18 стр., 8984 слов

Проектирование здания музея

... в пионеры и комсомол, в художественных - копирование произведений искусств. Особенностью этнографических музеев является выступление этнографических ансамблей, литературных - систематическое проведение лекций, ... возможность беспрепятственного изолированного доступа (без прохождения через другие помещения): нейтральность пространственного и художественного решения; возможность легкой и быстрой ...

Программа «Культурное наследие» показала свою актуальность, востребованность и своевременность. Но одновременно свой вклад в развитие музейного дела Казахстана внесли и неправительственные организации, и, прежде всего, «Лаборатория общественного развития». [11]

1.3 Теоретическая модель проектирования современных музеев искусств, Перспективное развитие проектирования музеев.

Современная централизованная музейная система имеет, как правило, следующую структуру:

  • головной музей;
  • филиалы;
  • музеи на правах отделов (секторов) головного музея или филиалов;
  • самостоятельные экспозиции в отдельных зданиях, чаще всего в музеефицированных памятниках истории и культуры.

В отдельных случаях централизованные системы могут функционировать без головного музея с подчинением филиалов единой дирекции. Место музея в системе определяют состав помещений и характер архитектурного облика здания.

В основе деятельности музейного объединения лежат централизация управления, единое планирование научно-исследовательской, научно-просветительной, хозяйственной и финансовой деятельности, единая система учета, хранения, комплектования и использования музейных фондов. [12]

При организации централизованных музейных систем одной из первоочередных задач является разработка генерального плана. К его составлению должны привлекаться музеи, научные учреждения, общественность, органы охраны памятников, творческие союзы, заинтересованные министерства и ведомства. В генеральном плане уточняется профиль существующих музеев; определяются тематика экспозиций, планируемых на перспективу, место их размещения, состояние памятников истории и культуры, намеченных для музеефикации; сроки реставрационных работ; время открытия новых экспозиций и возможность комплексного обслуживания всей системы музеев с учетом нового строительства. Генеральный план разрабатывается с участием архитекторов на основе научной концепции, определяющей характер развития музейного дела региона.

В централизованных музейных системах при разработке научной концепции и генерального плана вносятся существенные изменения в региональную музейную сеть. В первую очередь преодолевается однообразие периферийной музейной сети; стереотипные районные и городские музеи преобразуются в специализированные музеи, посвященные важным для данной территории историческим событиям, отраслям народного хозяйства, явлениям культуры и искусства. Предусматривается преимущественное развитие тех профилей, которые не были в достаточной степени представлены в сети: дружбы народов, искусства, науки и техники, народного творчества, истории городов и предприятий, а также посвященных конкретным событиям революционной борьбы, социалистического и коммунистического строительства.

Вместе с развитием многообразия экспозиций встают задачи их архитектурно-художественного представления. [13]

В зданиях для централизованного хранения фондов рекомендуется создавать комплексные реставрационные отделы, лаборатории и мастерские, обслуживающие филиалы объединения. В составе помещений необходимо предусматривать специальные выставочные залы для новых поступлений и отреставрированных экспонатов общей площадью 400 — 600 м 2 .

7 стр., 3206 слов

Возникновение музеев. Русский государственный музей

... коллекции произведений искусства и первые художественные музеи (Эрмитаж), однако складывающиеся музеи имели в своей основе коллекции замкнутого характера, предназначенные для узкого круга людей. Новый этап В России это проявилось ... они уже не помещались в храмах и для их хранения дополнительные помещения, которые впоследствии и стали называться музеями. В XV веке музеи возникали в связи с великими ...

Комплексные темы экскурсий становятся разнообразнее и занимают все больший удельный вес в экскурсионной тематике музеев.

Большое значение для повышения научного, идейного и профессионального уровня массовой работы имеет коренная перестройка системы подготовки и повышения квалификации кадров. Она имеет целью охватить различными формами обучения всех без исключения научных сотрудников, экскурсоводов и руководящих работников среднего звена. Головной музей должен стать центром профессиональной подготовки кадров. Рекомендуется в объединенном музее организация школ для штатных и внештатных сотрудников. [14]

Теоретическая модель проектирования музея.

Факторы, влияющие на формирование музея современного искусства:

— Природно-климатические. Функциональная программа музеев должна решаться в органической связи с природным и градостроительным окружением. Исторически единственно возможное место расположения музея в городе — исключительно центр — и сегодня сохраняет свою актуальность, хотя и формулируется не с такой категоричностью, как раньше.

  • Культурно-исторические. При формировании музея необходимо учитывать принципы историко-культурной преемственности, которые становятся особенно актуальными при проведении работ, связанных с реконструкцией и уплотнением существующей застройки.
  • Региональные.

Градостроительная ситуация: наличие других музеев, учебных заведений (включая школы), научных учреждений (их мощность, тип, размещение и число), мест досуга и отдыха;

  • Социально-экономические. Приоритет социального фактора сказывается в тенденции всестороннего изучения потребностей общества, как духовные, так и физические (прил. Г).

Предпосылками развития музея современного искусства в Казахстане являются:

  • развитие культурной столицы;
  • развитие экономики страны на международном уровне;
  • потребность в развитии населения;
  • отсутствие аналогов в стране;

Существуют основные перспективы развития проектирования музея это:

1. Культурность образованность молодежи

2. Расширение спектра экономики страны

Прогностические тенденции использования моделей.

Это утверждение обусловлено рядом причин. Модель предлагает:

  • совершенствование архитектурно-планировочной структуры музеев;
  • благоустройство и озеленение на основе учета региональных и природно-климатических особенностей;
  • проектирование с учетом климата местности;
  • Использование предложенных методов позволит качественно запроектировать музей в нашей местности.

Прогностической модели принадлежит особая роль не только как высоким технологиям управленческого цикла, но и прежде всего как методам, способствующим более глубокому познанию реальности, предвидению тенденций социального развития, гармонизации отношений «человек-общество-природа».

2. Архитектурное решение музея

2.1 Модель формирования

Модель формирования музея представлена в данной работе как концептуальная модель.

Общее описание концептуальной модели. При музее современного искусства должны учитываться следующие составляющие: структура города, местные условия, исходные требования к зданиям и сооружениям, транспорт, вопросы энерго и водоснабжения, водоотведения и водоочистки, обращения с отходами, а также социально-бытовые аспекты. Ещё на стадии проектирования вопросы владения и управления будущим зданием должны быть в достаточной мере определены, и эффективно регулироваться соответствующими нормативно-правовыми актами.

Основные элементы концепции музея: энергоэффективное здания, налаженная система общественного транспорта, развитая сеть маршрутов, централизованные парковки, системы энергоснабжения, основанные на использовании возобновляемых источников энергии, экологически устойчивые решения водоснабжения, водоотведения и обращению с отходами.

Зелёные насаждения и зелёные коридоры (green corridors) проходят через весь участок, одновременно служа привлекательным маршрутом для пешеходов и тех, кто ездит на велосипеде. Кроме того, зелёные зоны повышают экологическое качество района и дают необходимое пространство для природного разнообразия.

2.2 Градостроительное решение музея современного искусства

Музей современного искусства проектируется в городе Астана, на участке расположенном в восточной части города. Место проектирования — остров, образуемый р. Есиль. Участок расположен в границах улиц Кенесары, пр. Сарыарка и ш. Кургальжинское, был выбран как наиболее подходящее место, позволяющее отделить проектируемый район от остального города естественной преградой — рекой. Так же выбранное место позволит закрыть композицию городской набережной, став для нее доминантой, как и для части старого города на правом берегу р. Есиль. Музей занимает восточную площадь острова, силуэт острова не изменен. Через участок проходит пешеходные дороги, в проекте предлагается сделать их надземными. Связь с островом осуществляется через два автомобильных моста и два пешеходных.

На территории расположены надземные парковки в двух местах.

2.3 Архитектурно планировочное решение музея

Здание музея кроме выставочных предлагает ряд других услуг, таких как:

  • Ресторан;
  • Библиотека;
  • Архив;
  • Конференц-зал;
  • Обучающие кружки;

Основными функциональными помещениями развитого гостиничного здания являются:

  • блок приемно-вспомогательных помещений;
  • блок помещений основной группы;
  • блок помещений питания;
  • блок помещений администрации;
  • блок подсобных и хозяйственных помещений.

Основным связующим звеном всех групп помещений гостиницы является блок приемно-вспомогательных помещений с вестибюлем.

В этом блоке осуществляется: прием, распределения посетителей, расчеты с ними, выдача различных талонов и билетов, выбор экскурсовода.

При проектировании вестибюля (холла) нужно учитывать определенные условия:

1. Он создает первое впечатление о музее.

2. Важно обеспечить рациональное расположение вертикальных коммуникаций и входов, чтобы движение основного потока было наиболее коротким.

В группе помещений приема находятся:

  • дежурный администратор, ведущий учет экскурсий, предварительных заказов;
  • касса, где клиентами проводится оплата всех предоставленных услуг, автоматически зарегистрированных на индивидуальных карточках;
  • Зона интенсивного пешеходного движения — она включает маршрут транзитного движения к лифтам и лестницам.

Зона экстенсивного пешеходного движения — она включает пешеходные подходы помещения гардероба, киоском, телефонным автоматом и группе приема.

Рекреационная зона — она обеспечивает кратковременный отдых прибывших или ожидающих посетителей.

Блок помещений основной группы. Эти помещения составляют более 50% объема здания и представляют собой экспозиционные залы и фондохранилища.

Блок группы помещений общественного питания. Обеденные залы в ресторане следует проектировать вместимостью не более 250 мест, поскольку при большой вместимости создается дискомфортная обстановка (шум, большое движение посетителей).

Весь обслуживающий группу питания персонал должен иметь отдельный вход в гостиницу со своим вестибюлем, раздевалками, душевыми, санузлами, комнатами отдыха и административно-хозяйственными помещениями.

Блок группы помещений администрации — размещается на втором этаже здания музея. Помещения администрации должны иметь удобную связь с блоками приемно-вспомогательных помещений, общественного питания. В состав группы помещений администрации входят кабинеты директора и его заместителей, главного инженера, управляющего делами; комнаты отдела кадров, планового отдела, отдела снабжения, бухгалтерии, архива.

Блок подсобных и хозяйственных помещений. Это помещения обслуживающего персонала,

Музейно-выставочный комплекс после его завершения должен стать новым представительством основных направлений современного искусства в общем культурном пространстве столицы, региона, страны.

Стать новым и активно действующим полем притяжения общественной, культурной жизни — сложная, амбициозная, глобальная задача, решение которой возможно в случае, если музейно-выставочный комплекс сможет творчески конкурировать с главными, уже действующими музеями и центрами актуального современного искусства.

Предполагается создание уникального комплекса, по существу не имеющего прямых аналогов по принимаемым архитектурным, конструктивным и функциональным решениям в Казахстане и в мире.

Уникальная градостроительная ситуация и место расположения объекта в городе и районе позволяют на месте существующего обширного пустыря сформировать по существу новый городской сквер, часть которого возможно станет разместить на эксплуатируемых кровлях проектируемой 3-х этажной стилобатной части (стереобата) — выставочного комплекса.

Проектируемый вертикальный объем комплекса — музей современного искусства — поднимается на 13 этажей (с 4 по 13) над стилобатной частью (стереобатом) и представляет собой форму волны. Форма обусловлена размещением в ближней стороне водопада и выставочных залов в дальней части.

Загрузочная зона пищеблока кафе-клуба и загрузка основных помещений комплекса предусмотрена с северной стороны стилобатной части (стереобата).

Высотные отметки приняты в соответствии с установленными визуально-ландшафтным анализом и свето-климатическим расчетом ограничениями.

В соответствии с техническим заданием основные площади отведены для размещения залов постоянной экспозиции музея современного искусства, выставочные залы для организации временных экспозиций.

Развитая музейно-выставочная инфраструктура комплекса включает фондохранилища, архивы, мастерские и т.д.

Надземные 1,2,3 этажи стилобатной части комплекса предназначены для размещения выставочных залов с запасниками временного хранения, упаковочного отдела хранения, складов выставочной техники и выставочного оборудования. Здесь же расположены зал конференц-залы, библиотека, ресторан.

Входная зона для посетителей расположена в уровне ниже 1 этажа, здесь же размещается реклама и информация, билетные кассы, а также место сбора экскурсий и места ожидания, а также книжно-сувенирный магазин.

На первом этаже стилобатной части находятся вспомогательные, развлекательные помещения, фойе, а также гардероб и санузлы для посетителей. С уровня 1-го этажа на отметке — 1.000 осуществляется загрузка музейного комплекса, а также загрузка ресторана (1 этаж), библиотеки (1 этаж), и книжно-сувенирного магазина (2 этаж).

На 2-м этаже стилобатной части расположена администрация, выставочные залы и фондохранилища.

На 3-м этаже стилобатной части расположены обучающие кружки, выставочные залы и фондохранилища.

У каждого этажа есть отдельный выход на улицу, соединенный пандусной системой.

Конструктивная схема комплекса, представляющая собой металлический каркас, позволяет получить свободное от дополнительных опор пространство для максимальной гибкости при организации экспозиций и помещений хранения экспонатов.

Связь уровней предусматривается с помощью 2-х лифтов, 4-х лестниц, двумя эскалаторами. Для транспортировки крупных экспонатов выделен грузовой подъемник. Все лифты предусмотрены без машинного помещения.

Потоки посетителей могут быть организованы различными способами, но при проектировании был выбран следующий основной сценарий распределения потоков:

  • посетители поднимаются из вестибюля 1-го этажа на 2-й и 3-й к лифтам, ведущим на все этажи экспозиции;
  • после осмотра экспозиции посетители возвращаются на 2-й этаж с помощью лифтов, либо двигаются по эскалатору, также ведущему в вестибюль;
  • перемещение между смежными этажами также возможно по эвакуационным лестницам;
  • посетители, обучающиеся в кружках, могут, подняться на 3-й этаж непосредственно с улицы, по пандусам, располагающимся по обеим сторонам от входной группы.
  • посетители так же могут подняться по пандусу, находящемуся на обратной стороне здания, через выставочную зону под открытым небом.

Предусматривается устройство автостоянки перед зданием музея по двум сторонам, которая снабжает комплекс необходимым количеством машиномест.

Проектом предусмотрены специальные мероприятия, обеспечивающие защиту помещений от шума и вибраций (машинные отделения лифтов, оборудование холодоснабжения, трансформаторные подстанции и др.).

Предусматривается устройство «плавающих» полов, звукоизолирующих перегородок, звукоизоляция стен, колонн в помещениях с источниками шума и вибрации. Предусмотрены специальные мероприятия по регулированию, поддержанию, обеспечению автономного температурно-влажностного режима хранения экспонатов

3. Конструктивно-технологическое и инженерно-экономическое решение

3.1 Конструктивное решение

Конструктивные элементы.

Проект музея разработан для следующих условий:

1. Расчетная зимняя температура воздуха -35°С;

2. Скорость напора ветра — 38 кг/м2;

3. Расчетный вес снегового покрова — 100 кг/м2;

4. Нормативная глубина промерзания грунтов- 2,10м;

— Проектируемый вертикальный объем комплекса — музей современного искусства — поднимается на 13 этажей (с 4 по 13) над стилобатной частью (стереобатом) и представляет собой форму волны (прил. Д, рис 10-15).

Форма обусловлена размещением в ближней стороне водопада и выставочных залов в дальней части.

Конструктивная схема комплекса, представляющая собой металлический каркас, позволяет получить свободное от дополнительных опор пространство для максимальной гибкости при организации экспозиций и помещений хранения экспонатов.

Каркас. Вертикальные несущие конструкции — железобетонные колонны сечением 400×400мм.

Фундаменты, Наружные стены

Несущий каркас вертикального объема представляет металлическую конструкцию, смонтированную на каркасе с шагом колонн 9*6 метров — вертикальные несущие конструкции. Колонны железобетонные сечением 0,4*0,4м. При облицовке используется опорно-ригельная система с тройным остеклением. С внешней стороны систем используются планки, которые несут не только декоративные функции, но и придают конструкции дополнительную прочность. Они монтируются с внешней стороны сооружения. Ширина опор и ригелей составляет 52 мм, внешних экранов — 51 мм. Термические решения позволяют конструировать дугообразные стены, огибать внешние и внутренние углы.

Перекрытие

дополнительными стержнями диаметром 12 класса AIII. Для устройства лестничных клеток, ограждения в монолитных плитах предусматриваются закладные детали.

Покрытие., Перегородки

Двери размеры приняты по ГОСТ. Двери применены как однопольные, так и двупольные, размером: 2,1 м высотой и 0,9; 0,8; 0,7 м шириной. Для обеспечения быстрой эвакуации все двери открываются наружу по направлению движения, на улицу исходя из условий эвакуации людей из здания при пожаре. Наружные двери — металлопластиковые индивидуальные, деревянные по ГОСТ 24698-81, индивидуальные металлические. Внутренние двери — индивидуальные металлопластиковые с остеклением и без остекления, и деревянные по ГОСТ 6629- 88.

Окна и витражи, Наружная отделка, Внутренняя отделка

Полы . Частично полы изготовлены из следующих материалов: в коридорах, ресторане — мозаичная керамическая плитка; в хозяйственно бытовых помещениях и санузлах и пр. — керамическая плитка; в выставочных залах ковролин; в библиотеке, конференц-зале — паркет.

Лестничные марши

Связь уровней предусматривается с помощью 2-х лифтов, 4-х лестниц типа, 2-и эскалаторов. Для транспортировки крупных экспонатов выделен грузовой подъемник. Все лифты предусмотрены без машинного помещения.

3.2 Архитектурная физика, Теплотехнический расчет ограждающих конструкций