Театрализованные экскурсии как способ реализации историко-культурных ресурсов региона в современной туристкой деятельности

Дипломная работа

Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира, в том числе и в России процесс «возрождения» культурного наследия является основой развития познавательного туризма.

Познавательный туризм включает в себя поездки с целью ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, а также с общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. В основе этого вида туризма лежит богатая экскурсионная программа.

Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма.

В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности.

Основным объектом в познавательном туризме выступают музеи и памятники культуры, которые являются общедоступным общественно-культурным учреждением, хранящим в виде материальных и духовных раритетов память прошлого, историческую память и способствующим передаче исторической памяти и социализации, как отдельной личности, так и всего общества.

В современном мире существует жесткая конкуренция между фирмами продвигающими познавательные туры и, в связи с этим, возникает необходимость вносить какие — либо оригинальные, интересные изменения в привычную программу обслуживания туристов.

Проанализировав существующие предложения, автор пришел к выводу, что формирование литературного театрализованного тура, по нескольким учреждениям культуры является актуальным на сегодняшний день. Созданный туристский продукт будет конкурентноспособным в выбранном секторе услуг.

Театрализованное представление информации всегда переносить слушателя-зрителя в другую плоскость восприятия. Интенсивность ассоциативного восприятия позволяет повысить эффективность запоминания за счет эмоциональной памяти, поэтому использование театрализованных экскурсий в педагогических целях эффективно.

Проанализировав существующие предложения автор диплома пришел к выводу, что :

на сегодняшний день в экскурсионном секторе присутствуют два основных предложений – театральная экскурсия «музейная» и «тематическая»,

основной целевой аудиторией являются дети, школьники и корпоративные клиенты.

Разработаны и внедрены в практику тематические литературные театрализованные экскурсии на базе музейных учреждений.

38 стр., 18501 слов

Современное состояние и перспективы развития культурно-познавательного ...

... видов российского туризма. Исключительный интерес представляют здания, и сооружения, показывающие поступательное развитие российской туристской инфраструктуры. Обращение к опыту развития отечественного культурно-познавательного туризма, а также состоянию местных историко-культурных памятников и музейных учреждений ...

В качестве целево аудитории были выбраны кадеты. Современный кризис духовности, поразивший все слои общества, остро ставит вопрос о сохранении и развитии традиционных гуманитарных ценностей России, воспитании детей и подростков всесторонне развитыми, понимающими и принимающими глубинные, нравственные устои нашей страны, ее блестящее культурное наследие

Нетрудно заметить, что в последние годы активно практиковалась попытка подмены истинных духовных ценностей, составлявших гордость российской культуры, суррогатами, направленными в первую очередь на извлечение коммерческой прибыли. Речь идет о современной развлекательной литературе, о бездуховных и грубо слепленных импортных мультфильмах и т.д. Можно долго приводить примеры деградации системы духовного воспитания подрастающего поколения, однако разумнее не искать виновных вокруг себя, а найти выход из создавшегося положения. И в первую очередь эту первостепенную задачу призвана решать современное кадетское образование.

Автор данной работы считает, что разработанный тур будет пользоваться достаточно стабильным спросом на рынке благодаря тому, что его можно использовать не только для кадетских, но и государственных учреждений среднего образования. Единственное ограничение — возраст участников. Предпочтительный – от 14 лет, это связано с длительностью экскурсий, и небольшим временем свободного времени.

«1.Актуальные проблемы экскурсионного дела. Тезисы докладов научной конференции. — Сухуми, 1973. — С. 17.

2.Богатырева Т.Г. Современная культура и общественное развитие.- М.: Изд-ство: РАГС, 2001 – 138 c.

3.Бонами З.А. Литературный музей и общество/Музееведение. Музеи мира. М., 1991 — С. 327 – 335.

4.Винсон И. Музеи и наследие: Важная проблема в докладе о всемирной культуре, 2000 ЮНЕСКО) // Museum. — 2001. — №209. – С.61-64

5.Гнедовский М.Б. Коммуникационный подход в музееведении : Теоретические и прикладные аспекты : Автореф. дис. … канд. ист. наук / М-во культуры РФ. Рос. Акад. наук. Рос. ин-т культурологии. – М., 1994. – 18 с.

6.Гордин В., Сущинская М., Яцкевич И. Теоретические и практические подходы к развитию культурного туризма/ Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века: Учеб. пособие/ С.-Петерб. Ун-т экономики и финансов. – СПб., 2001. – 212 с.

7.Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности.-М.: Финансы и статистика, 1996. – 512 с.

8.Драгичевич- Шешич М. Экономика культуры// Экология культуры. Информационный бюллетень. – 1998. — №2 (5).

– С.61-62

9.Дружинин Н. Методы историко-революционной экспозиции // Музей Революции СССР. – Вып. 1. – М., 1927. – С. 23-33.,

10.Дубов И. В. Музееведение. Исторические и краеведческие музеи: Краткий курс лекций / Под ред. В. Н. Седых. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 411 с.

11.Дурович А.П. Реклама в туризме. //Уч. пособие. –М.: ООО «Новое знамя», 2003. – 254 с.

12.Дурович, Н. .И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. Организация туризма: Учеб. Пособие– Мн.: Новое знание, 2003. – 632 с.

13.Емельянов Б. В Экскурсоведение: Учебник. — 6-е изд. стереот. — М.: Советский спорт, 2006.-216с

14.Ефремова М.В. Основы технологии туристического бизнеса. М.: Ось-89, 1999. -239 с.

4 стр., 1602 слов

Статистика рекреации досуга

... практике. Статистика рекреации досуга рекреация отдых досуг Рекреация [лат. recreatio] -- отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Статистика рекреации и досуга включает ... культуры; деятельность библиотек, музеев и деятельность в области культуры; спортивная деятельность и деятельность по организации отдыха и развлечений. Подробнее состав платных услуг досуга и ...

15.Жулевич Е.В., Копанев А.С. Организация туризма. Мн.: БГУЭУ, 1999. – 253 с.

16.Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. М.: Дата Стром, 1992. – 64 с.

17.Зейнаб A. Туpизм- средство прямого диалога между культурами и народами мира// Диалог, цивилизаций: исторический опыт и перспективы XXI века. Доклады и выступления Российско-иранский международный научный симпозиум. 1-2 февраля 2002 г., — М.: Изд-во РУДН, 2002 – С.42

18.Зуев С.Э. Культура как ресурс и ресурсы для культурной деятельности// Экология культуры. Информационный бюллетень. – 1998.-№2 (5).

– С.23

19.Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М.: финансы и статистика, 2000. – 251 с.

20.Исмаев Д.К. Работа туристической фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996. – 109 с.

21.Калита, С.П. Теория и история экскурсионного дела в России : учеб. пособие / С. П. Калита; Тул. гос. ун-т. — Тула : Изд-во ТулГУ, 2004. — 284 с

22.Квартальнов В.А. Мировой туризм на пороге 2000 года: прогнозы и реальность.- М.: Финансы и статистика, 1998. – 232 с.

23.Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2004. – 320 с.

24.Котлер Ф. Основы маркетинга. пер. с англ. -М., “Прогресс»», 1993. – 726 с.

25.Культурно-образовательная деятельность / Музейное дело России. М., 2003. – С. 59.

26.Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы / Рос. ин-т культурологии. – М., 1997. – С. 59

27.Майстровская М.Т. Художественные музеи РСФСР. Современное состояние и тенденции развития сети // Региональные проблемы развития музейного дела. М., 1990. –С.18-55

28.Международный туризм: Правовые акты/ Сост. Н. И. Волошин. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 400 с.

29.Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001.. -254 с.

30.Менеджмент туризма: Экономика туризма : Учебник.-М.: Финансы и статистика, 2001.-320 с.

31.Моисеев А.М. Краеведческие музеи за 50 лет// История СССР-1967.—№6. –С. 16-14

32.Москвина О.С. Туризм в экономике региона. Под науч. Рук. К.э.н. М.Ф. Сычева. -Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦОМИ РАН, 2002/ — 126 c.

33.Музееведение. Музеи исторического, профиля. — М., 1988. – 431 с.

34.Музей будущего: информационный менеджмент / АНОК «Музей будущего», Рос. ин-т культурологии и др.; Сост. А.В. Лебедев. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 320 с.

35.Музей и коммуникация: Концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина /Н.А.Никишин (рук.) и др.; Редкол.: Н.А. Никишин и др.; Рос. ин-т культурологии; Самар. обл. ист.-краевед. музей им. П.В. Алабина. – Самара, 1998. – 138 с.

13 стр., 6499 слов

Организация туризма в РФ и за рубежом

... положение РФ в международном туристическом бизнесе. Целью в курсовой работе является изучение места России в международном турбизнесе. Для ... экономики. В РФ имеется много объективных факторов, обеспечивающих хорошие перспективы для международного туризма. Статистика свидетельствует ... визовой поддержки иностранных туристов, приобретающих туры на поездку в представляемую турфирмой страну; иметь доступ ...

36.Музей и новые технологии / Сост. и науч. ред. Н.А. Никишин. – М.: Прогресс-Традиция, 1999. – 216 с.

37.Музейная педагогика за рубежом: Работа музеев с детской аудиторией: (Учеб. пособие) / М-во культуры РФ. Рос. Акад. наук. Рос. ин-т культурологии; Редкол.: Н.А. Никишин и др.; Ред.-сост. М.Ю. Юхневич. – М., 1997. – 95 с.

38.Музейная экспозиция: Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции : Сб. науч. ст. / М-во культуры РФ. Рос. акад. наук. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред.-сост. М.Т. Майстровская. – М., 1997. – 368 с

39.Музейная энциклопедия. — М. 2001. Т. 2. – 140 с.

40.Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества. СПб, 2004. – 432 с.

41.Папирян Г.А.Менеджмент в индустрии гостеприимства.-М.:Экономика 2000.-207 с.

42.Поляков Т.П. Как делать музей? : (О методах проектирования музейной экспозиции): Учеб. пособие для студентов и аспирантов, обучающихся по спец. «Музееведение» / М-во культуры РФ. Рос. Акад. наук. Рос. ин-т культурологии. – М., 1996. – 253 с.

43.Прентис Р. Культурный туризм как конструирование, аутентичность и впечатление. / Культурный туризм: конвергенция и туризм на пороге XXI века: Учеб. пособие/ С-Пб. Ун-т экономики и финансов. – СПб, 2001.- 232 с.

44.Проблемы музееведения и народная культура / Науч. совет гос. программы «Рос. общество: стратегия формирования и развитии; Омский гос. ун-т; Сиб. филиал Рос. ин-та культурологии и др.; Редкол.: Г.М. Патрушева, Н.А. Томилов (отв. ред.) и др. – Новосибирск : Наука. Сиб. предприятие РАН, 1999. – 286 с

45.Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес.- М :»»Экспертное бюро»», — 1997. – 176 с.

46.Размустова Т.О. По дороге к возрождению// Известия культуры России.—1990— № 8. – С. 12-23

47.Ревякин В.И. Художественные музеи. М., 1991. – 245 с

48.Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников. 1991-1996. — М., 1998

49.Российская музейная энциклопедия : В 2 т./ М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Ред.кол.: В.Л. Янин (председ.) и др.; Сост., науч. ред.: А. А. Сундиева и др. – М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. – Т. 1: А — М. – 416 с.: ил., карт. – Т. 2: Н — Я. – 436 с

50.Савина Н.В. , Горбылева З.М. Экскурсоведение. В. 2 ч. Мн.: БГЭУ, 2000. – 335 с.

51.Сансоне В. Культурный туризм/ http:// www. сulteralmanagment.ru/biblio/

52.Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. — М.: Ось-89,1997. – 160 с.

53.Семенова А. О популяризации музеев. / Советский музей, 1940, №3- С. 25-26

54.Сенин В.С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2000. – 400 с.

55.Современные литературные музеи: некоторые вопросы теории и практики. М., 1982 – С.9-11

56.Сундиева А.А. Краеведческие музеи на пороге нового века.//Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 10-11 декабря 1998.— М., 1999.— С. 89—94

57.Сушинская М. Яцкевич И. Теоретические и практические подходы к развитию культурного туризма/ культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века: Учеб. пособие / С.-Петерб. Ун-т Экономики и финансов. – СПб., 2001. – 212 с.

30 стр., 14882 слов

Проблемы современной экспозиции в музее

... сформировалась последовательность производства работ по проектированию экспозиций и форма проектных документов, которая получила юридическое подтверждение в соответствующих инструкциях Министерства культуры [12]. Активное ... XVIII вв. происходит постепенное становление экспозиции как формы существования музея. В "универсальных" музеях этого времени собирались воедино всевозможные диковины и реликвии, ...

58.Теория и практика анимации: Ч. 1. Теоретические основы туристской анимации [Текст] : Учебное пособие / Л. В. Курило; Российская международная академия туризма. — М. : Советский спорт, 2006.- 200 с

59.Тельчаров А.Д. Основы музейного дела. – М.: Омега – Л., 2005. – 184 с.

60.Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. – М.: ИКЦ « МарТ», 2004. – 416 с.

61.Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и его назначение / Сочинения./ Общ. ред.: А.В. Гулыга. –М.: Мысль, 1982. – 61 с.

62.Философский энциклопедический словарь. — М.: Энциклопедия, 1983.- С. 665

63.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие.изд.3-е –М.: Инфра М, 2002.-208 с

64.Экономические анализ: ситуации, тесты, примеры: Учебное пособие Под ред. Баканова М.И., Шеремета А.Д.-М.: Финансы и статистика, 2002 .-656 с.

65.Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей : Учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. – М., 2001. – 223 с