Музейное дело в России

Курсовая работа

Введение

Музеи занимают определенное место среди социокультурных институтов сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора развития современной цивилизации. В них фиксируются, сохраняются и представляются в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, и они становятся важным для него каналом распространения ретроспективной информации.

Ускорение эволюционной динамики знаний и представлений о реальной среде человека постоянно увеличивает объем элементов действительности, становящейся не пригодной для современного использования. На опасность естественной при этом утраты ясности самопонимания общество реагирует поисками социальной стабильности и исторического обоснования современности с помощью культивирования музейных предметов как материализованных предметных сред, реализующих ценности уходящей культуры. Как социокультурный институт, развивающийся современным обществом для предотвращения потери предметов, накопленных им в связи со своей культурной ценностью, музеи производят с этими предметами те же процедуры, что библиотеки с печатными изданиями, а архивы с историческими источниками. Общество не способно спасти эти предметы только одним их коллекционированием.

Музей представляет исчезающие из общества ценности и может привлечь внимание к тем постоянным общечеловеческим ценностям, утратой которых угрожает современный прогресс. Он подчеркивает их значение как наследия для поддержания непрерывности и преемственности культуры.

Сегодняшнее музееведение ввиду появления перед ним новых усложняющихся задач вынуждено в силу своих внутренних потребностей по логике развития уделять внимание разработке теоретических и методологических проблем, в том числе осмыслению истории музейного дела, поскольку оно представляет собой оптимальную модель для изучения тенденций развития современного музейного дела с его противоречиями, с такими его неоднозначными слагаемыми, как нарастающая специализация музеев, «технизация» их деятельности.

Использовать повышение интереса общества к предметно реализованным в музеях ценностям можно только с учетом и полезного многовекового опыта коллекционирования и музейной работы.

Это допустимо только при наличии построенного по проблемно-хронологическому принципу реконструктивно-аналитического обзора развития музейного дела, включающего предмузейные формы коллекционирования с момента их зарождения, и этапов развития источниковедения и историографии истории музейного дела.

3 стр., 1414 слов

Роль природных ресурсов в общественном развитии. Проблемы взаимоотношения ...

... рационального природопользования и охраны природы - обеспечение благоприятных условий для жизни человека, развития хозяйства, науки, культуры и т.д., для удовлетворения материальных и культурных потребностей всего человеческого общества. Роль природных ресурсов в общественном развитии. Классификация природных ресурсов. Природные ресурсы ...

Актуальность исследования истории музейного дела определяется:

  • методологической значимостью вопроса, поскольку в жизни каждой науки и практики ее важный характерный феномен — осознание ее истории;
  • потребностью определения дальнейших путей развития музееведения и преподавания истории музейного дела как учебной дисциплины, имеющей большое значение для теории и практики музееведения и подготовки квалифицированных специалистов, информационно обеспеченных знаниями прошлого музейного дела на современном уровне;
  • назревшей необходимостью конституирования источниковедения и историографии всеобщей истории музейного дела.

Современный человек обитает в окружении естественных, преобразованных и созданных им материальных предметов. Ускорившееся в наше время развитие знаний как основной фактор цивилизации побуждает общество сохранять подобные предметы, утрачивающие свое утилитарное значение как реальные признаки уходящей культуры, связывающие нас с предками. Для хранения, исследования и представления таких предметов существуют музеи.

1. История музейного дела как понятие

Понятие «история музейного дела» многозначно. Группа отечественных музееведов, составившая словарь «Музейные термины», предложила называть историей музейного дела научную дисциплину, которая изучает возникновение, развитие, практику работы музеев, музейной сети и организации музейного дела на различных этапах исторического развития.

Понятие «история музейного дела» по мнению этих авторов, является частью музейного дела, которое они трактуют как область культуры, объединяющую:

  • музейное законодательство, строительство, организацию управления музеями;
  • музееведение, то есть научную дисциплину, которая изучает закономерности развития музеев, их социальные функции и способы реализации этих функций;
  • музейную практику, то есть научно-фондовую, экспозиционную и научно-популяризационную работу. 1

По мнению отечественного музееведа A.M.Разгона история музейного дела изучает причины возникновения «музейной потребности, происхождение и исторический опыт всех форм общественных институтов, возникающих для удовлетворения этой потребности их функционирования в различных исторических условиях, музейную политику, формирование музейной сети и организации музейного дела, историю законодательства, относящегося к музеям и охране памятников».

Более лаконично характеризует историю музейного дела дал чешский музеевед И. Шпет. По его мнению, эта отрасль знания включает в себя историю музея как учреждения и предшествующих ему форм, историю развития музейных функций и операций, историю музейной теории и ее отражения в практике, то есть историю музееведения.

Среди социокультурных институтов сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора развития современной цивилизации, музеи занимают одно из наиболее фундаментальных мест. Они сохраняют, фиксируют и представляют в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, являясь важным для него каналом ретроспективной информации.

11 стр., 5304 слов

Концепция как условие развития музея истории учебного заведения

... и т.д. Концепция – это своеобразная научно-обоснованная программа деятельности музея и его развития. Именно это и способствовало выбору темы нашего исследования: «Концепция как условие развития музея истории учебного ... во всех видах деятельности музея. Высокий статус музею образовательного учреждения придаёт интеграция его в учебный процесс через музейные уроки, кружки, исследовательскую работу. ...

Социальная эволюция, вызывает, с одной стороны, рост жизненного уровня и расширение пространства свободы человека, с другой — естественную при этом утрату ясности его самопонимания. В этих условиях общество с целью компенсации цивилизационной динамики, социальной стабильности и исторического обоснования современности обращается к культивированию предметов и памятников прошлого как материализированных предметных сред, реализующих ценности уходящей культуры.

Этим люди стремятся сохранить свою идентичность, генетически прослеживая связь истоков с современностью.

Музей, как социокультурный институт, развивающийся современным обществом для предотвращения утраты реликтов цивилизации и природы, накопленных в связи с их культурной значимостью, производит с этими предметами процедуры тезаврирования, сходные с теми, которые библиотеки проделывают с печатными изданиями, а архивы с историческими источниками, подлежащими хранению в них. 2

Музеефикация культуры восполняет сокращение настоящего и компенсирует утрату чувства знакомого в культуре, обусловленную темпом изменений.

Общество не способно спасти эти предметы одним только их коллекционированием. Музей представляет ценности, исчезающие в обществе, и может привлечь внимание к тем постоянным общечеловеческим ценностям, которым угрожает современный прогресс. Он выделяет среди других эти ценности, подчеркивая их значение как наследия для поддержания непрерывности и преемственности культуры.

Современное музееведение перед лицом новых усложняющихся задач в силу внутренних потребностей по логике развития вынуждено повышать внимание к разработке теоретических и методологических проблем, а в их числе и к осмыслению феномена истории музейного дела. 3

Музей (греч. muséion — место, посвященное музам, храм муз, от músa — муза) – научные, научно-просветительные учреждения.

Музей — сложный организм, который функционирует как система взаимодействия и взаимообусловленности различных сфер. Качественная и эффективная работа музея зависит от успешного развития всех направлений деятельности музея. К основным направлениям музейной деятельности относится фондохранение, экспозиционная, культурно-образовательная деятельность. В последние десятилетия в музеях активно развиваются информационные технологии. Новые технологии, связанные с решением проблем управления, также находят применение в музейной практике.

Всякое собрание художественных ценностей или материальных предметов исторического, познавательного, культового характера отражает особенности личности самого коллекционера, его вкусы и пристрастия. Эти пристрастия изменялись в различные исторические эпохи.

Во вкусах современных коллекционеров наибольшей степени наблюдается проявление таких мотиваций собирательства, как экономическая, мотивация социального престижа и эстетической потребности. Экономическая мотивация при этом является доминирующей.

Благородная деятельность коллекционеров, несомненно, вносит значительный вклад в международное сотрудничество, во взаимопонимание и взаимообогащение народов и государств.

История музейного здания как самостоятельного архитектурного типа в России связана с Оружейной палатой, возникновение которой восходит к допетровской эпохе, и с личной коллекцией Петра I — Кунсткамерой.

15 стр., 7124 слов

Знаменитые музеи России

... флаг. В экспозиции музея "Авроры" представлено более 500 подлинных документов, фотографий, корабельных предметов, повествующих об истории крейсера "Аврора" и его участии в судьбе России. Для желающих проводятся ... Часы работы: 10:30-17:00 Выходной день: понедельник Государственный Эрмитаж занимает пять величественных зданий вдоль набережной реки Невы в самом центре Петербурга: Зимний дворец, Малый, ...

годах XVIII в. по проекту И. Маттарнови здание Кунсткамеры было первым специальным музейным зданием в России (ил. 97).

В здании Кунсткамеры располагались библиотека, обсерватория и лаборатория, а позднее — залы для научных заседаний и специальная «изба» для просушки, примитивной реставрации, изготовления чучел и манекенов. В центре Кунсткамеры был сооружен круглый в плане зал для глобуса. В обоих крыльях здания располагались большие двухсветные залы с галереями, на которых находились шкафы-витрины для экспонатов. Сдержанный архитектурный декор залов был близок декору интерьеров научных учреждений. Кунсткамера имела собрание естественнонаучного характера, а так же и коллекции различного рода исторических реликвий, предметов археологии и этнографии. После передачи Кунсткамеры в ведение Академии наук она превратилась в образцовое научное учреждение и может рассматриваться как прототип современных исторических музеев. Однако строительство Кунсткамеры осталось для XVIII в. явлением уникальным.

Сооруженное в 1810 г. по проекту архитектора И. В. Еготова новое здание Оружейной палаты в Московском Кремле, специально как музейное, внешне неотличимо от дворцовых и общественных сооружений этого периода. Музейный предмет не получил какого-либо доминирующего значения в его интерьере, скорее наоборот: он был низведен до роли архитектурного декора.

На протяжении XIX в. понимание функции музея не оставалось стабильным и зависело от господствующих социальных, философских и эстетических идеалов. Доминирующие в первой трети XIX в. идеи просвещения, социального преобразования средствами искусства, морального преображения личности сформировали концепцию музея как просветительно-дидактического учреждения, храма искусства и науки.

В этом смысле музей в России — порождение XIX в. Музейные помещения выделяются из дворцовых, изменяется функция собирательства — из собрания редкостей коллекция превращается в систематизированное собрание памятников, доступное для более широкой публики. С изменением функций здания музеев формируются и как самостоятельный архитектурный тип.

В первой половине XIX в. в России один за другим открываются и становятся доступными новые музеи исторического профиля.

Для целого ряда музеев строятся специальные здания. В Керчи архитектором Дж. Торичелли в 1865 г. Было спроектировано здание для музея древностей, а в 1840 г. Закончена перестройка по его проекту здания для музея Одесского общества истории и древностей. Коллекции этих музеев находятся в поле зрения ученых, классифицируются и систематизируются, что сказывается и на характере музейных зданий, построенных с учетом размещения в них конкретных предметов в определенной системе.

В 1852 г. заканчивается строительство (по проекту Лео Кленца) здания Нового Эрмитажа. Являясь частью дворцового комплекса, оно было задумано как первый в России доступный для посетителей историко-художественный музей. Здание строилось для музейных целей, что было предусмотрено в планировке залов и галерей для размещения коллекций, реставрационных мастерских, в заказах на оборудование (специальные витрины, горки, шкафы для хранения и экспонирования предметов).

Большое внимание было уделено освещению залов. Однако принцип организации музейной среды оставался неизменным — по-прежнему экспонат включался в среду, родственную ему по эпохе.

11 стр., 5140 слов

Музей современного искусства

... работы; организации временных выставок; обоснование значения и функции Музея современного искусства в обществе и культуре; рассмотрен вопрос о перспективах развития Музея современного искусства в культуре XXI века; Объект исследования, Предметом, ... Ллойд Райт спроектировал очень необычное здание, в основу которого была положена спираль. Правда, внешне здание музея больше похоже на перевернутую ...

Новый этап в музейном социально-экономическими преобразованиями в России в 60—70-е годы XIX в., общественным движением, интересом широкого круга населения к истории страны и социальной проблематике. Начиная с 70-х годов XIX в. Россия пережила своего рода музейный бум. Во многих губернских и уездных городах открываются музеи широкого профиля, доступные для посещения всеми слоями населения, берущие на себя образовательные функции. Большую роль в их создании сыграли земства, университеты и научные общества. Это определило стремление к научному комплектованию и экспонированию музейных предметов и наложило отпечаток на подход к строительству музейных зданий.

Нередко в качестве обязательных компонентов в здание кроме экспозиционных и фондовых помещений включаются доступные для посетителей библиотеки, помещения для работы разного рода кружков и обществ, публичных лекций и дискуссий. Наиболее адекватное выражение новая концепция музейного здания нашла в построенных в Москве зданиях Исторического и Политехнического музеев.

Исторический музей, построенный по проекту В. О. Шервуда и А. А. Семенова, был открыт в 1883 г. Внешний облик здания, с одной стороны, характерен для господствующего эклектического стиля и апеллирует к формам и декору древнерусской архитектуры. С другой – он определяется положением музея на Красной площади в непосредственной близости от Кремля и Покровского собора. Сложная композиция здания, представляющего в плане квадрат с четырьмя башнями, расчлененный тремя внутренними дворами, находит отражение и во внутренней планировке пространства. Экспозиционные залы первого и второго этажей при доминирующей кольцевой анфиладной планировке имеют несколько параллельных залов. Смысловой нагрузкой и информативной функцией наделяются высота и размеры залов, форма перекрытий и оконных проемов, элементы архитектурного декора и орнаментика. Ориентация на научность, отличающая музейный подход второй половины XIX в., заставила включить в экспозицию наряду с подлинными вещественными и документальными памятниками еще один тип экспонатов, ранее неизвестный, — макеты, слепки, схемы, копии архитектурных сооружений или их фрагментов, скульптуры, мозаики, — создавая интегральную музейную среду, проникнутую духом эпохи и ощущением причастности к ней.

Другим крупным музеем был Политехнический музей, построенный в 1874 – 1877 гг., в эпоху бурного развития капитализма в России, в неонациональных традициях. Музей кроме экспозиций имел несколько больших аудиторий, кабинетов и лабораторий, демонстрационные залы и библиотеку и был предназначен для распространения знаний научного и технического характера и пропаганды достижений отечественной промышленности.

экспозицию музея, доступную массе посетителей, устроители предусматривали экскурсионный метод осмотра экспозиции, что и определило архитектурно-планировочное решение внутреннего пространства.

В России музеи имеют многовековую историю. В источниках 12–17 вв. содержатся многочисленные сведения о хранении исторических и художественных ценностей в соборах и монастырях во Владимире, Киеве, Новгороде. К 15–17 вв. относится формирование собрания Оружейной палаты и хранилища памятников Патриаршей ризницы в Москве. Известны также коллекции 16–17 вв., принадлежавшие Ивану IV, Б. Годунову, Ф. С. Милославскому, А. С. Матвееву, В. В. Голицыну. В 1719 открылся первый русский публичный М. — Кунсткамера в Петербурге, в основе которой лежали коллекции Петра I. С переходом Кунсткамеры в ведение Академии наук М. превратился в крупное научное учреждение. В течение 2-й половины 18—19 вв. возникли первые местные М. в Иркутске (1782), Барнауле (1827), Оренбурге (1831), Астрахани (1836); коллекции Артиллерийского исторического М. (1756) и Эрмитажа (1764) в Петербурге; собрания, непосредственно связанные с производством (модель-камеры, натуральные кабинеты Вольного экономического общества, превратившиеся в начале 19 в. в М.); создавались историко-археологические М. в Николаеве (1806), Одессе (1825), Петербурге (Румянцевский М., 1831) и др.

2 стр., 929 слов

История развития частных музеев в России

... Бахрушин, и др. После 1917 г. частные музеи прекратили свое существование или были национализированы; коллекции вошли в состав Государственного музейного фонда страны. На протяжении 20 в. ... в сфере детских частных музеев. Объект - дом-музей сказок «В гостях у сказки». Частные музеи в России, История развития частных музеев в России Частными называются музеи, которые принадлежат частным лицам, ...

Особенно быстро музейная сеть росла с середины 19 в. Музеи возникали при статистических комитетах, земствах, учёных архивных комиссиях, научных обществах, университетах. Развитие сельского хозяйства и промышленности вызвало появление Сельскохозяйственного музея в Петербурге (1859), Политехнического музея в Москве (1872), кустарных отделов в местных музеев. Рост национального самосознания, развитие искусства, науки нашли отражение в создании Третьяковской галереи (1856), Российского исторического музея (1872), Русского музея (1898) и др. Всего к октябрю 1917 функционировало свыше 150 музеев (без войсковых, церковно-археологических).

Многие музейные ценности находились в частных собраниях, малодоступных даже для учёных и специалистов. Ведомственная разобщённость, отсутствие единого музейного законодательства, разнобой в научно-методической области тормозили развитие музейного дела.

В конце XIX — начале XX в. строится целый ряд музейных зданий. Большинство из них отвечали сложившемуся типу музейного здания и, хотя по внешним архитектурным нормам различны, находятся в орбите эклектизма, имитируя древнерусскую, античную, древнеегипетскую, мавританскую и другую архитектуру, заимствуя формы и декор у стилей предыдущих эпох. Наиболее интересные здания музеев истории края были построены в Иркутске и Красноярске.

2. Музейное дело в России

В дореволюционной России понятия особо ценных музейных объектов (ОЦМО) не существовало. В процессе осознания культурной ценности предметов, принадлежности их к культурному наследию можно выделить несколько исторических этапов. Первый из них связан с выделением особой ценности произведений искусства и исторических реликвий по религиозно-мистическим основаниям и помещением их в церкви, соборы, монастыри и их ризницы. Другими основаниями выделения предметов служили их материальная ценность, принадлежность к княжескому, затем царскому обиходу. Княжеские сокровищницы существовали в Киеве, Суздале, Владимире, Новгороде, Твери, Пскове. В 14-15 вв. главной сокровищницей становится Московский Кремль. Основу ее составили символы власти: шапка Мономаха, держава, скипетр, дорогое оружие, подарки и пр. Собранные вещи должны были ошеломлять подданных и заграничных послов. Осмотр этих вещей вошел в ритуал московского двора. Для сокровищницы были построены специальные помещения, предусматривалась эвакуация наиболее ценных предметов. Так, в 1572 г., во время татарского набега, вещи были вывезены в Новгород на 450 санях. В 1605-1612 гг. Московский Кремль и его сокровищница были разграблены поляками, но позднее восстановлены Романовыми.

37 стр., 18265 слов

Перспективы использования музеев в сфере социально-культурного ...

... составляют справочные материалы - Пятигорского краеведческого музея, Пятигорского бюро путешествий и экскурсий, ... смыслом. Музеем стали называть сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, затем ... за сохранение историко-культурных ценностей, природных объектов, и потому ... средство популяризации музеев. Методологическую основу исследования составили работы отечественных и ...

возникают музейные учреждения. Первые музеи в России появились по инициативе Петра I и Екатерины II. И в дальнейшем государство, императорский дом, правительство создавали или материально поддерживали начинания, наиболее ценные с точки зрения науки, искусства, престижа. Развитие точных наук, природоведения приводит к возникновению научных коллекций и музеев. Критерий научной значимости прочно закрепляется в оценке ценности предметов и объектов. Возникают значительные коллекции произведений искусства и первые художественные музеи (Эрмитаж), однако складывающиеся музеи имели в своей основе коллекции замкнутого характера, предназначенные для узкого круга людей. 4

Новый этап музейного строительства, отражающий перемены в общественном сознании по отношению к культурному наследию, начался в России (как и в Европе) в 19-м в. под влиянием Великой Французской революции и просветительства, провозгласивших общественную принадлежность музеев. Возникает новый тип музейного собрания, ценность которого определяется не столько научно-художественным значением, сколько моральным и символическим, как выражение общности и могущества человеческой культуры. Создаются публичные музеи, владельцы частных собраний передают их в народное пользование. 5

В России это проявилось особенно ярко в пореформенное время, характеризующееся развитием экономики, углублением процесса национального самосознания, демократизацией общества и деятельностью общественности с ее идеалами просветительства. Выросло количество музеев, их профильное разнообразие, что отражало распространение понятия культурного наследия на все более широкий круг объектов, включающий произведения современного искусства, ценности мемориального характера (музеи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова) и др. Особую роль в этих процессах играли уже существующие музеи, развернувшие активную просветительную работу; музейные и общественные деятели, коллекционеры, постоянно расширявшие понятие ценности объектов культуры и способствовавшие складыванию в обществе более широкого и глубокого понимания культурного наследия. Деятельность П. М. Третьякова, Щукиных, Морозовых, Н. М. Мартьянова, В. И. Гошкевича и многих других основателей новых российских музеев позволяет говорить о широком размахе и действенности их усилий.

Осознание того, что памятники искусства и старины, хранящиеся в музеях и составляющие достояние всего народа, требуют государственной заботы и охраны, произошло в России примерно в начале 20-го в.

Это положение относилось ко всем музеям, независимо от ведомственного подчинения, в особенности к богатейшим музеям дворцового ведомства, чьи сокровища изначально являлись собственностью царской фамилии. Но и по отношению к другим музеям государство проводило политику протекционизма, выделяло им материальные средства, пополняло их бюджет, хотя и в недостаточном объеме. Утвердившиеся к этому времени критерии оценки музейных коллекций (научная значимость, ценность предметов с точки зрения искусства, старины, мемориальной принадлежности, возможности использовать в просветительных целях, идеологическое воздействие на посетителя и пр.) определялись путем экспертных оценок специалистов, работавших в музейном деле. 6

9 стр., 4082 слов

Крупнейшие государственные музеи мира

... коллекции. Сегодня коллекция музея состоит из более чем 350 тысяч объектов и произведений искусства, которые были созданы в период от ... Веттинов. Ныне входит в состав Государственных художественных собраний Дрездена. Как ... сносят, как не представляющую военной ценности и с 1546 года ... коллекцию. Сегодня оценить богатство Британского музея нелегко. Начинаясь с небольшого частного пожертвования, коллекция ...

истории музеев России начался в 1917 г., когда культурные ценности были объявлены достоянием народа, для руководства процессом их сохранения и использования были созданы специальные органы в центре и на местах. Именно первые годы советской власти дают наиболее интересные прецеденты выделения особо ценных объектов в культуре. Это были годы, результирующие предыдущий период и заложившие основы будущего развития. Поэтому так важно извлечь уроки этих лет.

Деятельность первых организаций по руководству музейным делом и охраной памятников базировалась на трех основных позициях: отношение к музейным ценностям как национальному достоянию; демократизация музейного дела как необходимое условие его развития; неприкосновенность коллекций музеев. Эти принципы, выработанные в дореволюционный период, на первых порах воплощались в жизнь. Среди форм работы первых государственных органов основными были: выдача охранных грамот на коллекции и музеи; прием коллекций на хранение; обследование имений, усадеб, дворцов, помещений государственных учреждений с целью выявления особо ценных предметов и коллекций. Был подготовлен список усадеб, которые необходимо взять под охрану. В нем перечислены впервые особо ценные, по мнению музейных деятелей, объекты: пушкинские места (Михайловское, Тригорское, Петровское, Ярополец, Полотняный завод) и дворцовые ансамбли (Архангельское, Марьино, Отрада и др.).

Уже 30 октября (12 ноября) 1917 г. был объявлен музеем Зимний дворец, в 1918 г. были открыты в качестве музеев дворцы Петергофа, Гатчины, Царского Села. Все предложения по музеефикации объектов вносились в органы государственной власти представителями дореволюционной художественной интеллигенции, музейными деятелями, привлеченными к сотрудничеству в музейных органах, и отражали стремление научных и художественных кругов общественности спасти как можно больше. В первой «Инструкции об охране, учете и регистрации памятников старины и искусства вне Петрограда» подчеркивалось, что «деятель на ниве народного просвещения вообще работает не столько для текущего дня, сколько для будущего, и поэтому более чем кто-либо другой должен стремиться сохранить все культурное богатство народа, хотя бы оно могло быть вполне использовано только в будущем». Основной формой охраны ценностей стало объявление их государственной собственностью и превращение их в музеи, предусматривался учет и контроль частных коллекций. Процесс национализации культурных ценностей в России был неодномоментным, проходил постепенно, в результате издания целого ряда декретов и постановлений.

Первоначально собственность государства, в том числе и на историко-культурные памятники, складывалась как результат национализации на основе Декрета о земле, провозгласившего конфискацию помещичьих, удельных, монастырских и церковных земель со всем их инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями. Именно поэтому первый список музейных органов и касался усадеб и имений, которые по Декрету о земле национализировались первыми, а их культурным ценностям угрожала опасность быть утраченными. В 1918 г. принят ряд декретов, в соответствии с которыми были созданы законодательные основы для конфискации Наркомпросом дворцов и особняков, представлявших научную и культурную ценность. 7

Национализации подлежали, в первую очередь, самые выдающиеся произведения и коллекции. В условиях революции и гражданской войны это часто являлось единственной гарантией сохранения культурных ценностей. Первым национализированным музеем явилась Третьяковская галерея. В 1918-1920 гг. были изданы специальные декреты о национализации коллекций С. И. Щукина, И. А. Морозова, дома Л. Н. Толстого в Москве и др. Сам факт национализации того или иного собрания означал признание государством исключительной научной, исторической или художественной ценности данной коллекции и принятия на себя ответственности за сохранность национализированного. Поэтому коллекционеры и музейная общественность в эти годы шли на такое сотрудничество с государством, продолжая работать в создаваемых на базе их коллекций музеях (И. С. Остроухов, деятели Толстовского общества, о. П. Флоренский, работавший в музейной комиссии Троице-Сергиевской Лавры и др.).

12 стр., 5614 слов

Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

... идея художественного музея, обладающего систематической коллекцией, стала осуществляться. И.В. Цветаев, филолог-классик и историк искусств, профессор Московского университета и директор Румянцевского музея, приложив ... значение обширной и систематической коллекции слепков, истинное величие искусства постигается лишь при созерцании оригинала. Поэтому с самогоначала создатели музея мечтали о том, ...

Создание в системе Наркомпроса специального органа, централизующего всю работу по музейному делу, явилось воплощением замысла дореволюционных музейных деятелей, составлявших наряду с представителями художественной и научной интеллигенцией кадры работников этого подразделения. В качестве эмиссаров Наркомпроса они выезжали на места для осмотра имений и коллекций, выделения ценностей, которые необходимо поместить в музеи. При этом очередность отбора объектов для национализации, отбора культурных ценностей для организации музеев определялась путем экспертных оценок специалистов, а также угрозой утраты и разрушения их в условиях гражданской войны. Был создан специальный Государственный музейный фонд — организация Наркомпроса, в хранилища которой помещались вывозимые ценности.

Существование в центре и на местах государственных органов, в которых работали специалисты, было лишь одним из условий сохранения культурного наследия страны. Необходимо было законодательство, юридически закрепляющее отношение к памятникам истории и культуры как ценностям, обеспечивающее их юридическую охрану. Впервые в истории России такие законы были приняты в 1918 г.: «О запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины» и «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». В них заложены основы государственной охраны историко-культурного наследия как национального достояния с помощью права, юридических норм. 8

Все это позволило государству собрать в музеях и хранилищах Государственного музейного фонда огромные ценности и впервые в России определить планы музейного строительства, утвержденные Первой Всероссийской музейной конференцией 1919 г. Практически это была первая музейная модернизация, задуманная и обоснованная музейными деятелями во главе с И. Э. Грабарем.

Предполагалось объединить музеи в государственную сеть, создав систему музеев, вершиной которой явились бы Эрмитаж и Русский музей в Петрограде, а в Москве — музеи русского искусства (на базе Третьяковской галереи), народного искусства и быта, восточного искусства, западноевропейского искусства. Для создания этих музеев, которые планировались как сокровищницы общеевропейского и мирового уровня, требовалось не только пополнение их из Государственного музейного фонда, но и перегруппировка коллекций существующих музеев. В результате проведения в жизнь этого плана в 1920 — 1930-е гг. был упразднен Румянцевский музей, слиты I и II Музеи нового западного искусства, перегруппированы их коллекции и фонды ряда музеев, включая Эрмитаж и национализированные коллекции. В результате возникли как музеи, значение которых выходит за рамки страны, Музей искусств народов Востока, ГМИИ; пополнились коллекциями и расширились Третьяковская галерея и Исторический музей.

В то же время этот исторический прецедент подорвал принцип неприкосновенности коллекций музеев, сложившийся еще в дореволюционной музейной практике России, а в настоящее время закрепленный «Кодексом профессиональной этики» (утвержден 15-й Генеральной ассамблеей ИКОМа в 1986 г.).

Это привело в дальнейшем к тому, что изъятие коллекций, пересмотр профиля музея, его реорганизация или упразднение управленческими органами вошли в будни музейной работы и стали восприниматься как само собой разумеющееся, принесли много вреда российскому музейному делу и сохранению культурного наследия. 9

К 1923 г. была создана музейная сеть Наркомпроса, утвержденная СНК РСФСР: 220 музеев, из них 49 в Москве, 23 в Петрограде и 148 провинциальных. Остальные музеи (около 180) были признаны музеями местного значения и переданы на местный бюджет. Еще одна попытка выделения особо ценных музеев. Но и это количество музеев государство не смогло содержать на централизованные средства и ВЦИКом была создана специальная комиссия по «концентрации музейного имущества». В течение 1923 — 1925 гг. путем анкетного обследования и выездов экспертов на места музеи были изучены и к 1925 г. сеть музеев, финансируемая государством по бюджету, сократилась до 100 музеев и 42 филиалов (присоединенных к выделенным как объединенные).

На местном бюджете осталось 143 музея.

Оставшиеся на госбюджете в результате работы «по концентрации музейного имущества» музеи продолжали испытывать недостаток средств, в том числе на работы по предупреждению краж и пожаров. Кражи обнаруживались регулярно. Весной 1927 г. были украдены картины из ГМИИ. По этому факту правительством был специально рассмотрен вопрос о состоянии охраны музеев РСФСР и принято решение о введении специальной милицейской охраны в крупнейших музеях Москвы и Ленинграда. В Музее изящных искусств, Третьяковской галерее, Историческом музее, Политехническом музее, Русском музее, Эрмитаже, дворцах Останкина, Кускова, Гатчины, Детского Села, Павловска, Петергофа была введена милицейская охрана. 10

С 1923 г. началась перерегистрация принятых на учет государством частных коллекций, закончившаяся в 1925 — 1926 гг. В год рассматривалось 150 собраний, которые были, в основном, сняты с учета. В Москве на учете было оставлено только 6 собраний высшей категории, а в остальных — только выборочно учтено около 1000 предметов (на 1923 г. — 10000).

Музеям в это же время было разрешено продавать дублетные фонды, ветхое имущество и госфонды немузейного значения. Все это привело к оживлению антикварной и аукционной торговли и сделало возможным со второй половины 1920-х гг. распродажу музейных фондов не только внутри страны, но и за рубежом.

Государство, сосредоточив в своих руках огромные богатства, не сумело обеспечить их сохранность. И хотя выделение ценностей и регулирование музейной сети в первые годы продолжалось экспертными комиссиями, огромное музейное богатство и текучесть критериев его оценки привели к невосполнимым утратам культурного наследия.

Распродав в массовом порядке ценности Государственного музейного фонда из ликвидированных хранилищ, имущество некоторых дворцов-музеев, перешли к продажам шедевров Эрмитажа и других музеев. Наша страна потеряла картины Рембрандта, Тициана, Рафаэля, Веласкеса, огромные религиозные ценности (иконы, рукописи, библиотеки) и многие другие сокровища. Подготовили столь страшный удар по культурному наследию не только власти и государственные чиновники, но и бытовавшая среди специалистов теория о необходимости выборочного показа образцов искусства и нецелесообразности охранять целиком все культурные ценности, послужившая определенным обоснованием продажи.

Так за десять лет музейное дело прошло путь от спасения гибнущих в революцию и гражданскую войну ценностей до торговли ими, извлечения государственного дохода. Этот путь не был неизбежен или неотвратим. На выбор повлияла, главным образом, политическая борьба в эшелонах власти, их недостаточный культурный уровень, постепенное вытеснение в 1920-х гг. специалистов старой школы, замена их новыми «марксистскими» кадрами, не имевшими достаточной подготовки. 11

К концу 1920-х гг. основными критериями оценки культурного наследия делаются представления об «идеологически нужном» и «идеологически вредном», о возможности применения объектов культуры в идеологической обработке масс, о возможности использования памятников культуры и объектов природы в вульгарно-социологически понятых воспитательных целях, в нуждах социалистического строительства.

Выдвигаются новые схемы определения ценности музейных объектов: в первую очередь оценивается место музея в государственной сети (центральный, музеи автономий, областей).

Затем принимается во внимание характер имеющегося в том или ином музее собрания: его качественный уровень, степень органичности коллекций, широта диапазона, количество единиц хранения. Предлагается учитывать также возможности научно-просветительного использования, степень активности масс в научно-исследовательском и просветительном направлении, посещаемость музея; культурное, административное, экономическое и т. п. значение города, где находится музей, населенность города, его отношение к району и характер самого района, близость к другим музейным пунктам и т. п.; значение вузов, художественных студий, местных художественных сил, степень развития местной художественной науки, местной художественной традиции, художественной промышленности и пр.

Эта схема была предложена советским искусствоведом Н. Г. Машковцевым для деления музеев на категории с целью централизованного пополнения фондов в конце 1920-х гг. В полном объеме названные критерии, видимо, никогда не работали, но отнесение к более высокой категории музеев автономных республик независимо от ценности собраний отражает все те же политические критерии в оценках, сложившиеся к концу 1920-х гг. 12

развитие музеев и оценка их места в музейной сети страны протекали в этой сложившейся парадигме. Выделение головных, зональных и т. д. музеев базировалось на уже упоминавшихся принципах. Ведущее место в сети, во влиянии на музейную практику занимали музеи идеологического значения, являвшиеся методическими центрами для всех остальных: Центральный музей В. И. Ленина, Центральный музей Революции СССР, Центральный музей Вооруженных сил.

Методическими центрами по своим отраслям искусства и науки являлись и другие центральные музеи страны, состоявшие в ведении Министерств культуры СССР и РСФСР. Постановлением ГК СМ РСФСР «О мерах по упорядочению сети научных учреждений МК РСФСР» обязанности головных научных центров для координации научно-исследовательских работ возлагались также на ГИМ — в области истории дореволюционного прошлого, Музей революции — в области истории советского общества, Государственный Музей истории религии и атеизма — в области атеизма; Биологический музей им К. А. Тимирязева — в области естествознания, Музей этнографии народов СССР — в области этнографии, Русский музей — в области русского и советского изобразительного и прикладного искусства, Театральный музей им. А. А. Бахрушина — в области истории театра и Государственный Литературный музей — в области русской и советской литературы. Таким образом, к критериям отнесения к группе важнейших музеев добавилась координация научной деятельности других музейных организаций. В 1974 г. к этому списку музеев был добавлен Музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского, кроме того был утвержден список зональных и базовых музеев на местах.

Разделение государственных музеев по категориям завершилось принятием постановлений об оплате труда музейных сотрудников (1978 г.) и ценах на входные билеты (1980 г.).

В соответствии с первым к I категории относились музеи, деятельность и фонды которых имели мировую и всесоюзную известность. Они включались в специальный список МК СССР по согласованию с ГК СМ СССР по труду и социальным вопросам, Министерством финансов СССР и ВЦСПС. 13

К I категории относились другие крупнейшие музеи, достигшие определенных показателей: для исторических и краеведческих музеев — 400 тыс. посетителей в год и свыше 150 тыс. музейных предметов основного фонда, для художественных музеев — 300 тыс. посетителей и свыше 15 тыс. единиц фондов, для остальных музеев — свыше 150 тыс. посетителей и свыше 15 тыс. единиц основного фонда.

Основанием отнесения к остальным четырем категориям также служили количество посетителей и единиц хранения в основном фонде музеев. Проведение в жизнь этих требований привело к тому, что музеи стремились набрать любой ценой количественные показатели, не обращая внимания на качество музейной деятельности, на ценность поступающих в фонды материалов, эффективность научно-просветительной работы.

Исправить эти недостатки попытались в принятом МК РСФСР в 1980 г. «Постановлении» о ценах на входные билеты в местных музеях. В этот документ были включены требования тематически самостоятельной экспозиции, включающей определенный процент подлинных материалов (80 %, 60 %, 50 % и все остальные), богатых фондов, имеющих известность.

Количественный их состав уже не определялся, но для I и II категорий требовалась организация их открытого хранения. Количество посетителей также не определялось, но выдвигались требования разнообразия форм работы с посетителями (лектории, клубы, консультации, применение технических средств пропаганды).

Все это могло бы несколько уменьшить формализм, существовавший в оценке ценности того или иного музея, но в перечень оснований были включены такие пункты об отнесении музея к той или иной категории оплаты труда, что возвращало всю ситуацию к прежним оценкам по количеству посетителей и фондов. Таким образом, формализм в оценке музейной деятельности продолжал занимать ведущие позиции. 14

3. Из истории коллекционирования

Коллекционирование считается некоторыми учеными одним из основных рефлексов человека и важной характеристикой развития человеческого общества. Как процесс систематизации окружающего мира начинает определяться в государствах древнего Востока, в Древней Греции и Риме. В России известно с 10-11 вв. Это, прежде всего, собирание книжных и рукописных собраний в храмах и монастырях, сакральных и мемориальных памятников в ризницах, оружия в арсеналах. В средние века благодаря собирательской деятельности начинается формирование великокняжеской и царской сокровищницы. В 16-17 вв. берет свое начало собирание коллекций растений в оранжереях и садах. Интерес к животному миру проявился в создании коллекций зверей и птиц в зверинцах (см. Протомузейные формы).

Расцвет коллекционирования начинается в 18 в., когда Россия встала на путь освоения европейских культурных форм. Появляется множество универсальных и специализированных собраний, как частных, так и государственных (Петербургская кунсткамера, музей Академии художеств, коллекции Академии наук), отражающих эстетические приоритеты, развитие науки и культуры в стране. В 18 в. коллекционирование в стране проходит путь от модной забавы до серьезного увлечения, сопряженного с научными интересами коллекционера (Г.А. Демидов, Н.Б. Юсупов, Н.П. Румянцев).

Создаются первые объединения коллекционеров, например, Румянцевский кружок объединял любителей и собирателей книг. В начале 19 в. расширяется тематика коллекционирования, социальный состав коллекционеров: кроме дворянства в процесс вовлекаются представители купечества, духовенства, разночинцы. В 19 в. коллекционирование становится заметным фактом культурной жизни страны, многие коллекции составляют основу для создания музеев (коллекция А.Д. Черткова — книжного собрания Исторического музея, коллекция Н.Н. Демидова — музея естественной истории Московского университета и т.д.) Результаты коллекционирования начинают использоваться в учебных целях (создание коллекций и музеев в университетах, гимназиях).

Научное направление в коллекционировании связано преимущественно с музеями, которые активно включаются в процесс пополнения своих фондов; здесь же разрабатывается научная систематизация объектов коллекционирования.

В 20 в. коллекционирование продолжает активно развиваться, расширяются его виды и тематика. Среди новых объектов музейного коллекционирования — формирование фондов артефактами нематериального наследия. В частном коллекционировании различают демократическое и элитарное направления. К демократическому относятся, например, филателия, филокартия, филумения. Одним из наиболее популярных является книжное коллекционирование.

Потребности коллекционирования удовлетворяет рынок произведений искусства и предметов науки и культуры, в структуру которого входят аукционы, салоны, антикварные лавки, специализированные издания.

4. Виды коллекций

Археологические коллекции систематические собрания предметов археологии. Являются основой для создания археологических музеев или составной частью краеведческих музеев и музеев исторического профиля. Формирование археологических коллекций прошло несколько этапов становления, от сбора случайно обнаруженных древностей до научно разработанных методов отбора материала во время полевых работ. Полевые работы проводятся при наличии специального разрешения. С 1990-х гг. катастрофические масштабы приобрела деятельность «черных археологов»; впервые встала проблема сохранения не только археологических коллекций в составе музейных и частных собраний, но и недвижимых археологических объектов и комплексов в историческом ландшафте.

Первые археологические коллекции в России появились в начале 18 в. По указу 1718 г. «все, что зело старо и необыкновенно», «старые вещи», найденные в земле или воде, надлежало приносить за вознаграждение. Руководителю первой научной экспедиции в Сибирь (1719 г.) Д.-Г. Мессершмидту было предписано искать и собирать различные древности, раскапывать курганы, делать зарисовки. Интерес Петра I к сибирским древностям вызвал появление указов об охране археологических памятников. В эти годы сформирована первая археологическая коллекция в России — т.н. Сибирская коллекция Петра I.

Научные экспедиции, с 1725 г. проходившие под покровительством Академии наук (Г.Ф. Миллера и И.Г. Гмелина, И.Г. Георги и др.), значительно расширили круг источников и материальную базу археологии; в экспедициях велась документальная фиксация и описание памятников. Преобладающий интерес к древностям Сибири, Приуралья, Поволжья привел к формированию соответствующих коллекций, которые поступали в Кунсткамеру и Академию наук.

Дальнейшее формирование археологических коллекций связано с развитием исторической науки, дифференциацией научного знания и выделением археологии как науки. В конце 18- начале 19 вв. интерес к античным древностям Причерноморья способствовал началу планомерных раскопок и проведению первых мероприятий по охране памятников. Созданные в результате этой деятельности А.к. стали основой для создания первых археологических музеев в России: в Николаеве, Феодосии, Одессе, Керчи, а также археологических коллекций «керченских древностей» в Эрмитаже.

Со второй половины 19 в. раскопками и накоплением археологического материала стали заниматься ученые — И.Д. Черский, В.В. Докучаев, К.С. Мережковский, А.А. Иностранцев и др.; расширилась тематика исследований (славянские, восточные, первобытные памятники).

Формированию археологических коллекций во второй половине 19 в. способствовала деятельность научных обществ, среди которых первенство принадлежит Академии наук, Археологической комиссии в Петербурге и Одесскому обществу истории и древностей. Разнообразные находки присылались в Русское археологическое общество, где была сформирована значительная археологическая коллекция и музей (1840-е гг.) Собирание археологических памятников инициировалось выставками, проходившими во время проведения археологических съездов. По инициативе научных обществ и ученых архивных комиссий возник ряд музеев с коллекциями археологических памятников. Археологические коллекции стали значительными отделами вновь образованных провинциальных музеев в Ярославле, Воронеже, Минусинске, Кяхте, Вятке и др.

Во второй половине 19 в. памятники археологии — важная составная часть многих частных коллекций (И.К. Айвазовского, Д.Г. Бурылина, И.А. Шлякова, В.Д. Поленова, Д.Я. Самоквасова и др.).

Ряд частных археологических коллекций послужил основой создания музеев: в Тюмени, Туле, Красноярске, Екатеринославле (Днепропетровске) и др.

В настоящее время археологические коллекции в основном формируются в результате полевых исследований, проходят камеральную обработку и атрибутированные поступают в музеи. Наиболее крупными и ценными археологическими коллекциями обладают Эрмитаж, Исторический музей в Москве, ряд региональных музеев, в которых именно археологические коллекции наиболее полно характеризуют местную историю (археологическая коллекция Ростовского областного музея краеведения, Азовского краеведческого музея, Кяхтинского музея, Екатеринбургского краеведческого музея, Сахалинского краеведческого музея).

Научные исследования и открытия в исторических науках способствуют созданию новых археологических коллекций в ряде музеев. Например, коллекция эпохи палеолита создается в музее-заповеднике «Кижи».

Этнографические коллекции — систематизированные собрания предметов, представляющих культуру определенного этноса или этнической группы. Предметы, изъятые из среды бытования, могут полноценно существовать в рамках коллекций и стать музейным экспонатом только при сохранении этнокультурной информации. Этнографические коллекции отражают как материальную культуру этносов (бытовую, хозяйственную, производственную, религиозную), так и нематериальное наследие (традиции, верования, обряды, фольклор).

Артефакты этнографических коллекций имеют наряду с собственными характеристиками (материал, технология) характеристики культуры, в рамках которой они были созданы (функциональное назначение в культуре, тип, условия бытования и др.)

Начало созданию этнографических коллекций в России было положено в 18 в., когда из экспедиций в Сибирь, Поволжье, Кавказ были привезены диковинные предметы, относящиеся к иным культурно-этническим сообществам. Первые этнографические коллекции появились в составе Петербургской Кунсткамеры (1714 г.)

В 19 в. этнографические коллекции становятся распространенным типом коллекций в музеях и частных собраниях. В 1848 г. основан Этнографический музей Русского Географического общества в Петербурге, в 1867 г. — Дашковский этнографический музей как подразделение Румянцевского музея, этнографический отдел Русского музея. Значительные этнографические коллекции были сформированы в этот период в местных музеях: в Иркутске, Тифлисе, Минусинске, Тюмени, Владивостоке, Чите, Рязани, Архангельске и др., в музеях при университетах, научных обществах и статкомитетах. Для пополнения этнографических коллекций снаряжались специальные научные экспедиции. В 1924-48 гг. в Москве работал Музей народоведения, в котором были сформированы уникальные этнографические коллекции, характеризующие многочисленные народности России. Во второй половине 20 в. этнографические коллекции становятся все более специализированными, они различаются по географическому, этническому, предметному принципам.

В настоящее время крупнейшие этнографические коллекции находятся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого в Петербурге, в Российском этнографическом музее, Музее истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока и др. Этнографические коллекции представлены в музеях декоративно-прикладного и народного искусства, в составе национальных музеев республик РФ и музеев исторического профиля, существуют практически во всех краеведческих музеях страны. Значительные этнографические комплексы находятся в составе музеев под открытым небом (Усть-Вымский историко-этнографический музей, музей-заповедник «Тальцы» под Иркутском)

Художественныеколлекции — собрания предметов изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры), декоративно-прикладного и народного искусства. Во все времена служили удовлетворению эстетических потребностей, отражая развитие эстетических представлений и наук об искусстве.

Известны с древнейших времен. Прообразами художественных коллекций считаются коллекции древнегреческих храмов муз Мусейонов, коллекции при храмах и термах Др. Рима. Являлись составной частью ризниц храмов и монастырей, царских сокровищниц средневековой Европы (в России, например, художественные коллекции находились в составе Оружейной палаты), универсальных коллекций древностей, кунсткамер эпохи Возрождения и Нового времени (Петербургская кунсткамера).

Целенаправленное коллекционирование художественных предметов начинается в эпоху Возрождения в Италии. Стремление к запечатлению процесса развития искусства и осознание ценности собираемых артефактов приводит постепенно к выделению художественной части собраний в самостоятельный вид коллекционирования. В России этот процесс приходится на 18 в., когда создаются художественные галереи и ценные художественные собрания во дворцах и усадьбах: в Петергофе, Царском Селе, Эрмитаже, во дворцах Юсуповых, Строгановых, Шуваловых. Для размещения художественных коллекций были выстроены специальные здания.

К началу 19 в. относятся первые попытки придать художественным коллекциям статус музея, а в художественных коллекциях появляются произведения современных русских художников. Так, на правах частного музея существовали «Русский музеум» Павла Свиньина, галерея Ф.И. Прянишникова и др. Во второй половине 19 в. на основе частных художественных коллекций создаются художественные музеи: Третьяковская галерея, Цветковская галерея, Музей изящных искусств и др., а также сеть провинциальных художественно-промышленных музеев. Собиратель, руководствовавшийся прежде лишь собственным вкусом и модой, теперь начинает ориентироваться на исследования в области искусствознания. Художественные коллекции все более специализируются, к концу 19 в. как самостоятельные области художественных коллекций выделяются коллекционирование икон (коллекция И.С. Остроухова), предметов декоративно-прикладного искусства (коллекции М.К. Тенишевой, Г.А. Брокара).

В 20 в. художественные коллекции остаются важной частью частного коллекционирования, которые зачастую пополняют фонды государственных собраний.

Коллекциикниг представляют собой собрания книжных раритетов, рукописных, старопечатных и современных изданий, имеющих историческое, библиографическое, художественное значение.

Книги становятся объектом собирательства в древнейшие времена. Одними из первых известных коллекций были именно книжные — известно о создании книгохранилищ при дворцах и храмах Древнего Египта и стран Передней Азии (Александрийская библиотека, 3 в. до н.э.; собрание клинописных текстов при дворце Ашшурбанипала в Ассирии).

Длительное время книги собирались как источник информации; позднее — также с целью сохранить книгу как произведение книгопечатного и изобразительного искусства, явление культуры. В средние века значительные книгохранилища создавались при монастырях, храмах и первых университетах. В России крупные книгохранительницы были сформированы при Софийском соборе в Новгороде Великом, в Софии Киевской, в Кирилло-Белозерском, Соловецком монастырях. С 15 в. в Европе и с 17 в. в России начинают формироваться частные книжные собрания. В 18 в. формирование коллекций книг становится делом государственным, в результате образуются такие крупные книжные хранилища как библиотека Императорской Академии наук в Петербурге, библиотека Московского университета и др. В 19 в. часть книжных коллекций преобразуется в крупные государственные библиотеки, другая часть становится значимой частью музейных собраний (Румянцевская библиотека, Синодальная (Патриаршая) библиотека, библиотека Эрмитажа).

В настоящее время книжные коллекции с уникальными и раритетными изданиями являются значимой частью музейных собраний. Функционируют музеи книги, которые появляются в Европе во 2-й пол. 19 в., а в 20 в. в России: музеи Российской государственной библиотеки в Москве, Российской национальной библиотеки в СПб, музей миниатюрной книги издательства «Книга» и музей издательства «Детская литература» в Москве и др. Интенсивно развивается частное коллекционирование книг.

Естественнонаучныеколлекции представляют собой «систематизированные собрания объектов природы», которые «являются документальным свидетельством достоверности научных фактов». Включают как объекты живой, так и неживой природы, в т.ч. специально обработанные и законсервированные (чучела животных, анатомические препараты и др.) Используются для научных исследований, проведения мониторингов природных процессов. В число естественно-научных коллекций входят: ботанические (в т.ч. сады, оранжереи, дендрарии, гербарии), зоологические, антропологические, геологические, палеонтологические, почвенные, медицинские.

Создание естественно-научных коллекций тесно связано с развитием естественных наук. Уже коллекции, сформированные в период античности, использовались в исследовательских целях. Значительные естественно-научные коллекции, состоящие из редкостей «трех царств природы» — растительного, животного, минерального, были собраны в европейских кунсткамерах в 16-18 вв.; широкое распространение получили также анатомические театры, ботанические сады, зверинцы. В России в 16 в. функционируют первые зверинцы, в 17 в. — ботанические сады, в 18 столетии создается Петербургская кунсткамера, универсальное собрание, в котором были собраны анатомические, зоологические, ботанические коллекции. На протяжении 18 в. появляются первые частные естественнонаучные коллекции: А.С. Строганова, П.Г. и Н.А. Демидовых, частные ботанические сады Г.А. Демидова, А.К. Разумовского. С 18 в. начинается выделение естественно-научных коллекций в обособленные коллекции и музеи, а в 19 в. — их специализация (в 1830-е гг. из собрания Петербургской кунсткамеры выделяются Зоологический, Ботанический, Геологический и др. музеи).

Создается ряд систематических коллекций, в которых отражалось видовое разнообразие природы. Естественно-научные коллекции становятся значимой частью музеев местного края и музеев учебных учреждений.

В 20 в. одной из форм сохранения и представления многообразия природы стали особо охраняемые природные территории, природные заповедники и национальные парки (Тебердинский биосферный заповедник, Прибайкальский национальный парк).

Возникли новые типы естественно-научных коллекций, отражающие приоритеты и проблематику естественнонаучных исследований в настоящее время — музеи-аквариумы, экологические тропы. Среди наиболее крупных и известных музейных естественно-научных коллекций- собрания Дарвиновского музея и Биологического музея им. К.А. Тимирязева, Геологического музея им. В.И. Вернадского в Москве, Ботанического института им. В.Л. Комарова, Антропологии и этнографии им. Петра Великого в Петербурге.

Коллекциифономатериалов и фотодокументов — систематизированные собрания предметов, на которых определенным способом зафиксированы различные звуковые процессы и визуальные образы, отражающие различные исторические события, факты науки, культуры и искусства.

Такие коллекции начинают формироваться с развитием соответствующих технических устройств в конце 19 в.: у частных коллекционеров, в музейных собраниях, на фирмах-производителях звуковых и видео-носителей. Первоначально Ф.к. имели исключительную ценность как документальные свидетельства событий, впоследствии приобрели значение как образцы техники. Среди частных коллекций распространены коллекции граммофонных пластинок, старых фотоаппаратов, дагерротипов. В музеях ценность имеет не только носитель информации, ныне уже не применяемый для воспроизводства (граммофоны, пластинки, дагерротипы), но и зафиксированный ими факт. Крупнейшие в России — фоно-коллекции Студии грамзаписи, Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Музея музыкального и театрального искусства в СПб, Архива кинофонофотодокументов в СПб, фотоколлекции — Исторического музея, Литературного музея, Музея архитектуры им. А.В. Щусева, Центрального архива кинофотодокументов в Красногорске.

В настоящее время музеи при формировании Ф.к. широко используют целенаправленную фиксацию событий, воспоминаний, выступлений на звуковые и видео-носители, создавая т.о. базу документальных источников; запись приобретает значение подлинного музейного предмета. В музеях естественнонаучного профиля записи имеют значение вспомогательного материала (аудио-записи голосов зверей и птиц, фотофиксация природных процессов).

Соответственно, предметы из фоно- и фото-коллекций могут быть как основными предметами экспозиционных комплексов, так и выступать в роли научно-вспомогательного материала. Особую ценность имеют монографические аудио-коллекции (например, коллекция записей Ф.И. Шаляпина в Театральном Музее им. А.А. Бахрушина), личные архивы фотографов (фонд А.О. Карелина в Нижегородском краеведческом музее).

5. Аукционы в России

В России формирование системы аукционных торгов проходило достаточно медленно. Известны и более интересны отечественным коллекционерам были европейские аукционы, где на протяжении 18-19 вв. ими было приобретено значительное количество произведений искусства. Так, в 1716 г. по распоряжению Петра I на аукционе в Амстердаме приобретено полотно Рембрандта «Давид и Ионафан», помещенное в первую художественную галерею России, расположенную в Монплезире. При помощи русского посла Д.А. Голицына для Екатерины II был куплен на аукционе шедевр Рембрандта «Возвращение блудного сына» и десятки других шедевров западноевропейских мастеров. Первые художественные аукционы в России проходят в конце 1760-х гг., преимущественно в Петербурге. В основных чертах система торговли художественными произведениями в России сформировалась в начале 19 в., когда после европейских революций в Россию хлынул поток художественных ценностей, а в торговый оборот страны стали включаться произведения отечественного искусства. Аукционы становятся более насыщенными и специализированными, что отражало изменения в развитии исторических наук и искусствознания. К началу 20 в. в Петербурге существовало несколько аукционных домов.

6. Антиквариат

Антиквариатом называют подлинные предметы старины, обладающие историко-культурной, художественной ценностью.

Состав антикварных предметов необычайно широк и включает в себя все сферы коллекционирования (книги, рукописи, живопись, нумизматику, мебель и т.д.) Стоимость антиквариата зависит от потребительской моды, художественной и мемориальной ценности, а также от временного статуса антикварной вещи.

Понятие антиквариата как неотъемлемой области коллекционирования начинает формироваться в 18 в.; оно тесно связано с ценностной маркировкой мирового историко-культурного наследия и памятников, с формированием художественного рынка. Антикварной становилась вещь, которая в значительной степени утрачивала свое утилитарное назначение и приобретала новую функцию (произведения искусства, исторического символа, памятного знака).

Во второй половине 19 в. началась систематика антиквариата, который стал важной частью аукционов.

В настоящее время в Москве проводятся Российские антикварные салоны, на которых демонстрируется максимально широкий спектр предложений на антикварном рынке. Первое негосударственное антикварное объединение «Акция ЛТ» (1988 г.) занимается антикварной торговлей («Антикварная лавка») и проведением антикварно-букинистических аукционов. В структуру антикварного рынка входит ряд аукционных домов (антикварный аукцион «Кростби», «Гелос»).

С 2001 г. работает компания «Русский антиквариат» (предоставление информационных услуг антикварам).

В 2002 г. создана новая профессиональная организация «Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров». Среди зарубежных антикварных салонов наиболее престижны Chelsea Antiques Fair (одно из самых значительных международных мероприятий проводится 2 раза в год в Англии, специализируется на предметах мебели 17-18 вв. и собирает крупнейших арт-дилеров и коллекционеров мира), The International Fine Art Fair в Нью-Йорке, Toulouse Antiques Fair во Франции.

7. Перспективы развития музейного дела

Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду и бытовой уклад. Технический прогресс, опережая гуманистическое развитие, определяет динамику процессов глобализации. На протяжении всего лишь одной жизни сменяется несколько культурных эпох, глобальный мир требует поиска новых подходов к решению задач сохранения культурной идентичности. На рубеже 20-21-го вв. изменения, произошедшие в мире, определили обращение к институтам, традиционно являющихся хранителями культурных ценностей человечества. Важнейшей задачей этих институтов стал поиск возможностей активного участия в решении проблем глобального мира, поиск путей быстрой реакции на его изменения.

Определяя перспективы развития грядущего столетия, Д.С.Лихачев отмечал, что 21-й век будет веком гуманитарной культуры; сегодня — уже в новом столетии — все более очевидно значение духовной составляющей человека и человечества. Одним из каналов гуманитарной культуры является музей, развитие которого в последние десятилетия связано с обретением своего места в глобальном мире, дальнейшим укреплением его статуса в культуре.

Процессы гуманизации культуры и гуманитаризации образования, определившие поиск инструментов для осуществления новой культурологической парадигмы, задали общие координаты развития музея в пространстве современной культуры. Для того чтобы освоить это пространство и выработать собственную модель его постижения и представления, что для музея особенно важно, он вынужден трансформироваться, изменяться. Современный музей наращивает полифункциональность, притягивает на себя функции клуба, культурного центра, студии. При этом важно подчеркнуть, что, осуществляя многообразие программ, он не теряет исторически присущей ему функции — сохранения и представления материальных памятников, имеющих историко-культурное значение. В меняющихся условиях музеи продолжают оставаться центрами хранения культурного наследия, но, в то же время, превращаются во все более открытую обществу систему, ориентированную на удовлетворение его запросов. В 21-м веке музеи из центров пассивного созерцания истории и культуры превращаются в «живое», развивающееся пространство, «бросают вызов» глобализму.

Можно выделить две сферы реализации функций музея: историческую и актуальную. Оба «лика» музея должны найти себя в 21-м веке, должны быть осмыслены. Исторически присущие музею функции становятся «питательной средой» для реализации инновационных программ, актуальных данному этапу форм работы. 15

При анализе такого взаимодействия наиболее эффективным является признанный в современном музееведении коммуникационный подход. Исходным пунктом подобного осмысления феномена современного музея является выработка четких коммуникационных стратегий. В этой связи особенно важно то, что в современном мире сама коммуникативная проблематика предельно

Для того чтобы выявить коммуникационные стратегии, необходимо определить два положения, два аспекта статуса музея. Во-первых, музей является культурным институтом, обладающими уникальными, специфическими инструментами, то есть культурно-коммуникативной системой. Во-вторых, музей является частью культуры, ее подсистемой, и коммуникационные процессы музея — это часть общекультурной коммуникации. Оба компонента предельно важны для понимания сути музея и музейной деятельности, а также для понимания путей развития музея в новом глобальном мире. Причем динамика развития музея будет определяться взаимодействием двух названных компонентов. Соответственно, важной задачей теоретического музееведения становится построение модели взаимодействия направлений развития специфически-музейной и общекультурной коммуникаций. Очевидно, что частные стратегии музея подчинены общим стратегиям, определяющим место музея в глобальном мире. Успех музея в 21-м веке связан с осознанием неразрывного единства, диалогического взаимодействия глобальных и частных целей коммуникации. Невозможно проанализировать конкретную коллекцию, создать экспозицию, не осознав целей развития конкретного музея и музейного мира в целом, определение которых предполагает анализ общих тенденций развития культуры. Только в этом случае музей способен дать адекватный «ответ», продемонстрировать исторический и актуальный аспекты своего бытования. С другой стороны, уникальность именно музея заключается в том, что глобальные стратегии, обращенные к различным культурным институтам, в процессе документирования и интерпретации получают «свое» уникальное оформление, определяемое особенностями и возможностями данного, конкретного музея, его спецификой. 16

Заключение

Одной из черт современного глобального мира является его изменчивость, высокая подвижность. Музей стремится постоянно реагировать на эту изменяющуюся динамику жизни.

Отвечая выставками, акциями, изданиями на острую проблему современного мира, музей предлагает ее историческую перспективу, помогает глубоко осмыслить тему или постигнуть ее новые ракурсы.

В заключение автор хотел бы затронуть еще одну тему, которая сейчас часто обсуждается в отечественном музееведении. Это музейный менеджмент и маркетинг. Освещение данного вопроса стало обязательно в учебной литературе конца 1990-х – начала 2000-х гг. На наш взгляд, такая практика носит явно надуманный характер, причина этому – неправильное понимание того, что практика отечественного музейного дела имеет явные отличия от зарубежных аналогов, а также своеобразная «путаница» терминов.

«Путаница» связана со своеобразием понимания термина «менеджмент». Достаточно открыть любое зарубежное издание, чтобы обнаружить, что под «музейным менеджментом» понимается вся совокупность мер по управлению музеем: и политика формирования коллекций (тезаврирование), и политика управления фондами (режим хранения и система хранения, организация научных исследований и т.д.), и политика управления персоналом, и изучение музейной аудитории, и политика музейных продаж (выставочных проектов, различных образовательных программ, музейных и научных изданий и т.п.).

В общем, все, что в нашем понимании включает в себя курс «Музееведение» («Музеология»).

Современные отечественные учебники по соответствующим курсам ограничивают понятие «музейный менеджмент» только управлением персоналом и фандрейзингом (с англ. fundraising – fund – денежные фонды и raising – увеличение) – совокупностью действий, направленных на привлечение и аккумуляцию финансовых поступлений из различных источников.

Что касается фандрейзинга, то особенности отечественного законодательства значительно сужают возможности изыскания средств в российских условиях. Среди форм благотворительности в Российской Федерации наибольшее развитие получили некоммерческие фонды и ассоциации. В России активно действуют не только отечественные, но и зарубежные фонды: Фонд Сороса, Международный научный фонд, Фонд Принца Уэльского и др. Получение грантов на различные проекты становится в последние годы все более ощутимым источников средств для российских музеев, в том числе приморских (уже приводился в качестве примера полученный Приморским государственным объединенным музеем им. В.К. Арсеньева грант Фонда дикой природы на развитие Музейного экологического центра).

Что же касается получения средств от коммерческих и государственных структур, то здесь музеи, как и прочие учреждения культуры, сталкиваются с рядом проблем. Законодательство не предусматривает обязательного предоставления налоговых льгот «жертвователям» на отечественную культуру. Отсюда и минимальный набор средств привлечения дополнительных фондов, в том числе и для музеев.

Например, пункт 21 статьи 255 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает отнесение к расходам на оплату труда (а значит отнесение к расходной части бюджета компаний) затрат, связанных с оплатой труда работников, не числящихся в штате организации и выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера. Это позволяет и музеям по договорам с государственными и коммерческими организациями оказывать им услуги (консультации и т.п.), а значит получать дополнительные средства. Это создает «скрытые» условия оказания спонсорской помощи.

Минимальные (по нашей оценке) меры поддержки деятельности музеев и других некоммерческих организаций предусматривают законы «О некоммерческих организациях» (1996), «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996), местное законодательство – «О музеях и музейном деле в Приморском крае» (1998) и др.

В то же время отдельные положения этих законодательных актов делают фандрейзинг практически нереализуемым направлением деятельности музеев, например: пункт 2 статьи 31 главы 6 Закона «О некоммерческих организациях» прямо запрещает государственным органам предоставлять «льготы по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку».

Это не говорит о том, что такие направления деятельности не стоит обсуждать, но вряд ли они могут обсуждаться без указания на специфику отечественных условий их реализации, а, следовательно, это сфера обсуждения скорее специалистов: бухгалтеров, менеджеров, маркетологов, юристов и т.п. Создание соответствующих проектов предполагает их разработку именно на этом уровне с привлечением музейных работников (а не «дилетантскую возню» самих работников музеев).

Следовательно, и обучение этим формам деятельности предполагает особую подготовку, специальные программы и курсы, а также издание учебников.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/istoriya-muzeynogo-dela-v-rossii/

1 Гулыга А.В. Эстетика истории, М., 1994.

2 Карташева Е.И. Потенциальное музейное наследие и проблемы его изучения в деятельности музеев, 2004.

3 Каулен М.Е., Коссова И.М., Сундиева А.А. Музейное дело России, М.,2003.

4 Мухаметшина Р.Ф. Роль музейного комплекса в формировании «человека культуры», 2004.

5 Разгон А.М. Исторические музеи в России (с начала 18-го века до 1861 г.), М., 1993.

6 Скворцов Л.В. Время и необходимость в истории, М., 1994.

7 Турьинская Х.М. Музейное дело в России в 1907–1936 годы, М., 2001.

8 Шляхтина Л.М. Музей в глобальном мире: коммуникационные