История развития туризма

Курсовая работа

Введение

В начале своей работы, я хотел бы дать общепринятое определение туризма.

Туризм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника. [26]

Но что если взглянуть на туризм немного шире? Ведь это не только перемещение людей, но и целая индустрия со своими функциями, историей и факторами развития. Индустрия которая помогает людям контактировать друг с другом, а не замыкаться лишь в ареале своего обитания, индустрия которая помогает узнать не только мир но и себя. Так же нельзя игнорировать и материальные аспекты туризма, ведь в этой отрасли вращаются миллиарды ,денежных знаков порой туризм помогает экономически и социально развиваться не только отдельным регионам, но и целым государствам.

Целью этой работы я ставлю рассмотрение с научной точки зрения функций, которые несёт туризм человеку. Так же мной будет рассмотрена история становления и развития туризма с древних времён по наши дни. Будет затронута тема факторов развития туризма и его перспектив в современном мире.

Глава 1. Функции туризма

Туриндустрия выполняет производственную, доходную, выравнивающую функции, а также функции обеспечения занятости населения и международного обмена деятельностью.

Производственная функция. В сфере туризма создаются полезные услуги, что обеспечивает заметную долю этой отрасли в производстве валового внутреннего продукта. По данным ВТО в 1993 г. туризм давал 10,9% мирового ВВП[1], 5,5 % ВВП стран Евросоюза[2], около 1% ВВП в России.

Основной продукт индустрии туризма — туристские услуги. Туристская услуга — это производственная деятельность предприятий и фирм по удовлетворению потребностей посетителей в путешествиях, отдыхе или экскурсиях. Она представляет собой невещественную потребительную стоимость, потребляемую в туристском путешествии и вызванную именно этим путешествием. Туристские услуги, как правило, предоставляются комплексно. Комплекс (пакет) туристских услуг принято называть туристским продуктом. Он включает услуги по размещению и питанию, транспортные и экскурсионные услуги, товары, удовлетворяющие потребности туриста в путешествии (путеводители, схемы, словари, каталоги, рюкзаки и т.д.).

4 стр., 1940 слов

Влияние развития туризма на индустрию туризма

... жизни в крупных городах) оказывает определенное влияние на развитие туризма. Здесь играют роль соотношение городского и сельского ... категорий населения не может воспользоваться туристскими услугами, например: военнослужащие срочной службы; заключенные; беженцы ... существования элитно-дифференцированного, индустриального туризма в России его рекреационная функция используется только локально для ...

Тур — одна из разновидностей турпродукта, включающая комплекс услуг. Различают несколько видов туров:

  • паушальный тур — комплексный серийный тур, продаваемый по общей цене, являющийся готовым самостоятельным продуктом и предлагаемый, как правило, в течение длительного периода времени (например, с апреля по сентябрь еженедельно начинается очередной тур);
  • инклюзив-тур — путешествие, продаваемое в виде полного комплекса услуг;
  • эксклюзив-тур — тур, составленный по индивидуальной заявке, уникальный тур (например, исследование глубин мирового океана);
  • инсентив-тур — поощрительные поездки для сотрудников фирм и их семей;
  • транстур, включающий проезд от места формирования группы до первого на маршруте средства размещения и обратно.

Потребителями туруслуг являются посетители (клиенты) и туристы. Посетитель — термин, принятый в международной статистике в качестве единицы наблюдения, учета и анализа и представляющий собой собирательное обозначение всех типов путешественников: визитеров, экскурсантов (однодневных посетителей и прибывших в страну на круизном судне, если они не используют для ночевки местные средства размещения).

Синонимичный термин — клиент турпредприятия. Туристы — ночующие посетители.

Доходная функция. Туризм приносит доход в госбюджет и местные бюджеты, обеспечивает доходы турцентров и турпредприятий, личные доходы работников, занятых в туризме. В 1996 г. в мире поступления от международного туризма составили 423 млрд. долл.[3] Доходы от мирового туризма увеличивались с 1960 по 1994 г. на 12% ежегодно.[4] В Европе каждый миллион туристов дает доход не менее миллиарда долларов.

Выравнивающая функция заключается в воздействии на экономическое развитие слабых регионов. В ряде случаев регионы, относительно слабо раз-витые в экономическом отношении, являются привлекательными для туризма в силу природно-экологических и иных факторов. Так, в Евросоюзе сравнительно менее развитые в экономическом отношении Греция, Испания, Португалия, Южная Италия, некоторые районы юга Франции являются основными местами летнего отдыха жителей континента, что влечет за собой повышение уровня их экономического развития.

Другим аспектом функции выравнивания является нивелирование платежного баланса страны или региона: пассивный торговый баланс может компенсироваться доходами от въездного туризма. Так, Австрия и Швейцария отрицательное сальдо своих торговых балансов в значительной степени перекрывают активным туристским балансом.

Функция обеспечения занятости. Каждое пятнадцатое рабочее место в мире приходится на туриндустрию, в туризме непосредственно занято 130 млн. чел.[5] В крупных индустриальных странах в этой отрасли занято примерно 5% населения. В США туриндустрия — второй крупнейший работодатель после здравоохранения[6]. Туризм дает как прямой, так и косвенный эффект занятости. Косвенный эффект оценивается в 1,4 рабочих места в смежных отраслях, т.е. создание одного рабочего места в туризме влечет за собой появление 1,4 места в отраслях, зависящих от туризма.

Туризм играет все большую роль в международном обмене деятельностью. На него приходится сегодня 6-7% международного торгового оборота49. В мировом экспорте туризм занимает третье место после экспорта нефти и нефтепродуктов и автомобилей. В 1996 г. международный туризм давал 8% общего объема мирового экспорта и 1/3 мирового экспорта услуг[7]. На сферу туризма приходится треть оборота предприятий торговли и услуг стран Евросоюза.[8]

10 стр., 4629 слов

Место и роль международного туризма в мировом хозяйстве

... рынок выступает катализатором социально-экономического развития и может стать точкой роста для национальной экономической системы. Цель работы: * обозначить место и роль международного туризма в мировом хозяйстве Задачи работы: * выявить, что представляет собой международный туризм * определить основные тенденции, наблюдаемые в сфере туризма ...

Помимо экономического эффекта туризм имеет положительное экологическое значение (прямое и косвенное), поскольку предполагает создание национальных парков и заповедников, охрану берегов, рифов, лесов и т.д. Велико гуманитарное значение туризма — оздоровительное, познавательное, профессионально-деловое, спортивное, религиозное, социальное и т.д.

туризм история путешествие

Глава 2. История развития туризма

2.1 Начало развития туризма — античный период

В начале формирования человеческого общества путешествия, несомненно, были необходимы для выживания человечества. Люди периодически перемещались с места на место в поисках пропитания или для обеспечения собственной безопасности.

Позднее, когда человек начал вести оседлый образ жизни, путешествия стали приобретать иной смысл. С незапамятных времен многие путешествия мотивировались простым человеческим любопытством, например желанием узнать, что находится за самым дальним холмом или на другом берегу широкого водного пространства. Этот вид путешествий — что-то узнать, за чем-то понаблюдать, развлечься и отдохнуть — мог не иметь никакой определенной экономической, политической или познавательной цели. Вероятно, он не имел никакого сиюминутного эффекта, кроме чьего-либо личного интереса к неизведанному, но его результаты были тогда так же значимы, как и теперь: одни люди рассказывают о своих приключениях, после чего другие люди стремятся повторить их опыт. [14]

В античный период большинство путешествий предпринималось с целью обмена товарных излишков, произведенных в одном регионе, на товары, имеющиеся в другом. Кроме того, путешествия становятся неотъемлемым спутником военных действий. Поездки часто носили учебный характер: известно, что десятеричная система счисления, как и алгебра в целом, основы буквенной письменности, многие познания в астрономии, навигации и т.п. «мигрировали» из Азии в Грецию в умах будущих известных ученых-филисофов. [12]

Остальные побудительные мотивы путешествий можно свести к спортивным (помимо знаменитых Олимпийских игр, собиравших в Элладе фактически все Средиземноморье, так, что даже приостанавливались войны, существовал целый ряд аналогичных спортивных состязаний разного масштаба) и религиозным (уже в те времена зарождается понятие пилигримства).

[14]

Несмотря на то, что большинство поездок в перид античности и совершались, как мы видим, не с развлекательными целями, в Европе во времена Римской империи возникает новый вид путешествий — досуговый туризм. Римляне из богатых семей часто ездили в Грецию для пополнения образования. Постепенно эти поездки приобрели развлекательный характер: путешествия в Грецию совершались всей семьей или холостыми богатыми римлянами-мужчинами ради отдыха, главным образом к теплым минеральным источникам. [14]

11 стр., 5207 слов

Выездной туризм 90-х годов в России ( по предмету Менеджмент ...

... мирового выездного туризма и выездного туризма в России. 5. Выявление перспектив дальнейшего развития туризма в России и за рубежом. Работа состоит ... в политике, законодательной и регулятивной сфере, а также развитие торговли, транспортной инфраструктуры и безопасности путешествий. ... туризма были представлены в докладе ВТО «Прогноз всемирного туризма до 2000 года и на последующий период». Также в ...

Уже в те времена можно было выделить два типа путей: сухопутные и водные. Поскольку античная цивилизация родилась в Средиземноморье, а также в дельте Нила и Месопотамии — долине между Тигром и Евфратом — водные пути были основными. Передвигаться морем, особенно с торговыми целями, было гораздо легче, чем путешествовать пешком, поскольку тогда было мало видов сухопутных транспортных средств. Ездовые животные (лошади, слоны) использовались в подавляющем большинстве случаев для передвижений войск и в сражениях, реже — для путешествий правителей. Высокопоставленные лица часто преодолевали небольшие сухопутные расстояния в паланкинах — своеобразных тканевых домиках, поставленных на носилки и переносимых рабами. [12, 17]

Таким образом, основными путями в то время были морские и речные как более быстрые и удобные. Были широко распространены легкие камышовые и папирусные лодки (Египет, Месопотамия).

Аналогичные лодки, а также плоты из бальсовых бревен с загнутыми носом и кормой позже обнаружат у индейцев Центральной и Южной Америки. На таких плотах аборигенные цивилизации Америки перемещались вдоль океанических берегов уже в I в. до н.э. Долговечные камышовые плоты строили арабы из нижнего течения Тигра и Евфрата. Позднее на смену им пришли дощатые суда, технику изготовления которых быстро освоили греки. Древнейшее из сохранившихся до наших дней принадлежало фараону Хеопсу и датируется 2700 г. до н.э. О роли, которые играли средства мореплавания в жизни Средиземноморцев, свидетельствует тот факт, что в одной из опустыненных (на данный момент) областей Египта среди обнаруженных петроглифических значков наряду с изображениями людей и животных преобладают изображения камышовых ладей морской (серповидной) конструкции — то есть с загнутыми носом и кормой. В древнеегипетской письменности слово «главный» изображалось человеком, стоящим на корме лодки (рулевым).

[17]

Средиземное море и Персидский залив буквально исчерчены маршрутами древних плаваний. Так, основной ярмаркой месопотамских и египетских мореплавателей был остров Бахрейн в Персидском заливе. Греческие маршруты также в большинстве своем были связаны с Азией (реже — с Египтом, с которым у греков были напряженные отношения).

Что касается сухопутных путей, уже в I в. до н.э. в Римской империи существовали главные дороги, предназначенные, в основном. для передвижения гонцов с государственными поручениями. Вдоль таких дорог на расстоянии одного дня езды на лошади, а также в городах существовали государственные постоялые дворы с минимумом удобств, предназначенные лишь для кратковременных остановок. [14] Как уже сказано. инфраструктура отдыха и развлечений сформировалась гораздо позже, а тогда поездки, как и наличие средств передвижения, являлись сугубо частным делом. [16]

2.2 История развития туризма в средние века

В средние века развивавшаяся торговля товарами и последствия военных действий неизбежно повлекли за собой обмен идеями между участниками этих событий. В результате целью путешествий становится пропаганда новых идей — путешественники теперь отправлялись в дорогу для распространения своих религиозных и интеллектуальных взглядов (появились пилигримы, а в период великих географических открытий — миссионеры и т.п.).

5 стр., 2364 слов

Специальные автобусные маршруты и их направления

... спят - автобус едет. Целью написания работы является изучение специальных автобусных туристических маршрутов и их направления. 1.Развитие автобусного туризма Автобусные туры - путешествия групп туристов на собственных или арендованных автобусах. Они могут ...

Священники, паломники, пилигримы, к которым зачастую присоединялись толпы нищих бродяг и юродивых; военные группы, иногда достигавшие огромных размеров — если вспомнить знаменитые крестовые походы — перемещались пешком (низшие слои, священники) или на конях (дворяне), главным образом по маршрутам между Европой и Азией. [15]

Многие путешествия того периода были связаны с переездами королевских семей из зимних дворцов в летние и назад, поездками в дальние страны для устройства супружеских браков и альянсов или для сохранения контроля над отдаленными владениями. Этот вид путешествий охватывал не только множество сопровождающих лиц, придворных и солдат, но и посланцев, курьеров, просителей и официальных лиц, частые поездки которых были связаны с деятельностью правителей-монархов. Все это привело к появлению услуг по организации отдыха вдоль маршрутов их разнообразных путешествий. Этому же способствовало распространение аристократического туризма, основным потребителем которого было дворянство. Молодые дворяне зачастую отправлялись в своеобразный европейский гран-тур по Европе: из Англии (Лондон) во Францию (Париж), затем — в Италию (Генуя, Милан, Флоренция, Рим), затем — в Швейцарию, Германию, Нидерланды. Международный досуговый туризм быстро развивается, охватывая теперь не только богатых, но и средний класс. [11, 16]

Путешествия в средние века носили строго классовый характер. Слуги путешествовали только с господами или — реже — по их поручению.Феодальный строй прочно привязывал основную массу населения к земле. Поэтому помимо аристократии путешествия могли себе позволить представители купечества, участники завоевательных отрядов и представители так называемой городской бедноты. Свобода передвижения людей этих категорий постепенно возрастала, поскольку в начальный период средневековья купцы и горожане были связаны гильдиями и цехами, к которым они принадлежали. Таким образом, досуговые путешествия оставались привилеией дворянства. [15]

Основными средствами передвижения становятся лошади (оседланные для верховой езды, запряженные в карету или повозку).

Безоговорочный приоритет этих животных как сухопутного транспортного средства просуществует до второй половины XIX века. Совершенствуются плавательные транспортные средства, которые будут господствовать в следующую эпоху — эпоху Великих Географических Открытий. [12]

Как уже упоминалось, основные маршруты того времени пролегали между Европой и Азией и между Европейскими странами. Отдельные европейские и ближнеазиатские путешественники уже тогда добирались до Индии, Китая (арабский путешественник Сулейман, VIII в.) [6] Большинство маршрутов играло строго специфичную роль: так, в IX-XI вв. существовал торговый водный путь «из варяг в греки»: от норманнов про Днепру, территории Киевской Руси, через Черное море в Средиземное. Пути крестоносцев первоначально были сугубо военными, потом постепенно превратились в религиозно-пилигримские. Постоялые дворы сохраняют свое существование, но из государственных становятся частными, а основным местом для отдыха путников служат монастыри и «комнаты для гостей» в домах священнослужителей. [14]

2.3 Эпоха Возрождения

Наряду с Возрождением в искусстве и культуре в этот период происходит мощнейший всплеск исследований планеты. отраженный в истории географии как эпоха Великих географических открытий. Возможно, именно путешествия Колумба были одним из наиболее важных факторов, повлиявших на развитие общества в этот исторический период.

3 стр., 1391 слов

Стратегия развития водного транспорта

... Цель: Роль водного транспорта в стратегии развития района Объект: Теплоход «Княжна ВИКТОРИЯ» Предмет: стратегия водного транспорта Задачи: Рассмотреть теоретические аспекты развития стратегии водного транспорта; Провести анализ водного транспорта Теплоход «Княжна ВИКТОРИЯ»; Исследовать совершенствование Теплохода «Княжна ВИКТОРИЯ» в развитии стратегии района. Методами исследования в работе ...

С ослаблением религиозных мотивов возрастает индивидуальный характер и образовательная направленность путешествий. Среди молодых англичан становится популярным «образовательный маршрут»: Лондон, Париж, Генуя, Милан, Флоренция, Рим, и обратно — через Швейцарию, Германию и Нидерланды. Многие художники и скульпторы путешествют по Европе, либо приглашенные для работы, либо с целью учебы у других мастеров. [15] В конце XVII века о пользе путешествий для просвещения молодежи говорили многие философы. «Первый педагог» Ян Амос Коменский описывал в своих трудах проведение экскурсий для учащизся с целью обеспечения наглядности и предметности знаний. Такие экскурсии начинают практиковаться в некоторых учебных заведениях Европы. [14]

Происходит резкое изменение маршрутов. Начинают превалировать морские, используемые с торговыми, миссионерскими, познавательными целями. Основные тогровые пути связывают Европу (основные торговые порты — Лондон, Венеция, города Португалии и Испании) с Индией (торговля пряностями) и Африку с Южной Америкой (зарождение работорговли).

Часть путей пролегает к побережьям Северного и Балтийского морей, где возникло крупнейшее торгово-примышленное объединение Ганза. включавшее в себя около ста городов. [13]

Можно четко выделить пять основных морских маршрутов, соединявших только что открытый Новый свет и Европу, удобство которых обусловлено морскими ветрами и течениями. Это маршрут Лейфа Эйриксона (вдоль северного полярного круга), маршрут Колумба (вдоль Северной Африки, экватора к Мексиканскому заливу), маршрут Менданьи (от Нового света к архипелагам полинезии), маршрут Сааверди (от мексики к Малайзии) и маршрут Урданеты (от архипелагов к Северной Америке, как продолжение маршрута Менданьи).

Все эти пути способствовали активному заселению колоний Нового Света. [17]

Развитие колониальной системы, несомненно, положительно влияло на развитие путешествий. Во-первых, возрастало количество как переселенцев в новые земли, так и просто «любопытствующих», которые вряд ли бы поехали, например, в «дикую» по их меркам Индию, если бы им не была гарантирована защита войсками Ее Величества Английской королевы, оккупировавшими страну. Так колонии становятся не только источниками сырья, но и местами отдыха. Учитывая метоположение большинства из них, многие из колоний в дальнейем стали полноценными курортами. Во-вторых, наличие колоний стимулировало развитие транспорта, дорог и обуславливало возникновение системы гостеприимства — мест, где можно было бы уютно отдохнуть, созданных по меркам родной страны, но приспособленных к местным обычаям и традициям. Чем выгоднее стране было заселение колоний своими гражданами, тем большее внимание уделялось этому вопросу. [12, 14]

Наряду с открытием новых земель и потенциальных мест для проездок происходит и обратный процесс: так, Япония опускает железный занавес для путешественников, который будет поднят только в 1948 году. [10]

Постепенно люди начинают регулярно путешествовать за границу на отдых, лечение, в религиозных, образовательных и экономических целях, так как это было приятно, доступно по цене и эффективно. В период Ренессанса начинает совершенствоваться инфраструктура, хотя основные средства перемещения и размещения остаются теми же, что и в Средние века. Исключение составляет выросшее число частных постоялых домов, где можно было не только переночевать, но и остановиться на относительно длительный срок. Благодаря быстрому развитию транспортных систем, либерализации условий труда и растущему стремлению к обогащению прошло не так много времени прежде, чем досуговый туризм стал частью жизни почти всех слоев общества. [15]

11 стр., 5367 слов

Структура и пути развития туристского рынка (на примере Москвы ...

... и пути развития туристского рынка на примере Москвы и Московской области». Согласно поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи; установление роли туристского рынка в развитии туризма как ведущей отрасли экономики; изучение истории развития туризма; выявление сущности и состава туристского рынка; проанализирован туристский рынок ...

2.4 Особенности туристических путешествий в XVIII-XIX века

Основное различие туризма прошлых лет и современного — наличие рынка туристических услуг. В XVIII — XIX вв. маркетинг как таковой не был нужен, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. С появлением относительно крупных фирм длительный срок они были единичными, то есть, фактически, общеизвестными. До XVIII — XIX вв. туристических фирм как таковых не существовало, и все путешествия осуществлялись по частной инициативе, главным образом на собственных транспортных средствах. [1] В XIX веке понятие туризма претерпевает коренные изменения и становится более близким к современному представлению: в 1863 году Томас Кук открывает первую в мире туристскую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг — путешествий ради удовольствия. С этого времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности. [16]

Выделению туризма в самостоятельную отрасль способствовал мощный технический скачок, давший новые средства передвижения (Фултон изобрел пароход в 1807 г., Стефенсон — паровоз в 1814 г.).

Эти виды транспорта принципиально отличаются тем, что предназначены для дальних массовых перемещений. Соответственно устанавливается его регулярное движение, что, в свою очередь, приводит к развитию сети обслуживающих пассажиров предприятий питания и размещения. Часть из них рассчитываются на состоятельных путешественников и отличаются кричащей роскошью, но появляются и отели, предназначенные для людей среднего класса. [14, 15]

В XVIII — XIX вв. благодаря обособлению туризма в особый род экономической деятельности появляются страны, лидирующие в этой области. Особую роль на мировой арене в ту эпоху играли богатая колониями Англия, обособившиеся в 1776 году США и активно включившаяся благодаря Петру I в международную деятельность Россия. Туристическая деятельность в этих странах заметно активировалась в рассматриваемый период благодаря ряду факторов. Англия легко заняла позицию лидера, поскольку это была одна из первых стран Европы, ставшая на путь капиталистического развития, благодаря чему она характеризовалась более высоким уровнем цивилизации и обустройства быта по сравнению со многими странами. В Англии, а чуть позже — и по всей Европе начинают активно строиться железные дороги, которые, по восхищенному выражению Г.Гейне, «убили пространство» — то есть значительно ускорили и упростили путешествия. США в этот период также начали экспансионную политику. Увеличился захват и освоение новых земель, развитие колоний, как следствие — иммиграция в «новый свет» англичан и французов, которые ускорили переход Штатов к капиталистическому способу развития. [16]

13 стр., 6209 слов

Инфраструктура как фактор развития территорий

... конечных получателей выделенных ресурсов, по результативности их использования и др.). Управление развитием инфраструктуры территорий может осуществляться с помощью разнообразного ... работах в основном рассматриваются: общие концепции развития инфраструктуры; инфраструктура отраслей народного хозяйства (транспорт, связь, финансовые институты и др.); развитие отдельных видов институтов инфраструктуры ...

В России главным фактором, стимулирующим развитие внешних отношений и перемещений как внутри страны. так и за ее пределы, стали реформы Петра I. Как известно, Петр едва ли не насильно отправлял молодых дворян для обучения за границу, а также всячески поощрял путешествия по России с целью более полного освоения ее территорий (исследование Камчатки путешественником Крашенинниковым и т.п.).

Это дало толчок к развитию транспортных путей, освоению новых земель и торговых путей. Изменение уклада жизни дворян сделало путешествия не только возможными, но и престижными. [16]

В XIX в. веке путешествия становятся доступнее не только с технической точки зрения, но и с социальной. Помимо возникновения; туристических компаний, в Европейских странах становятся популярными общества и клубы по интересам, в том числе и «клубов путешественников», члены которых не просто отправлялись в развлекательные поездки, но и пытались при этом достичь какой-то определенной цели или поставить рекорд (наглядным примером может служить книга Жюля Верна «80 дней вокруг света»).

Подобные общества по интересам появились и в среде российского дворянства. [11]

Увеличению количества путешественников среди людей среднего класса способствует введение отпусков для рабочих и служащих и уменьшение рабочего дня, то есть высвобождение досуга. Идет рост сети железных дорог, развитие экономических связей, торговых путей внутри Европы и с другими странами, развитие пароходостроения и судоходства. В США развитие сети железных дорог субсидировалось правительством на 35-50%; кроме того, там активнее, чем в Европе, шло развитие автомобильного транспорта: с 1891г. началось его конвейерное производство. США также удалось в определенной степени преодолеть главное препятствие для путешественников, среди которых стала очень популярна Европа: океан. С 1838г. было установлено регулярное сообщение между Нью-Йорком и Англией. В социальной сфере огромную роль сыграла отмена рабства: фактически высвободился еще один социалный слой «потенциальных путешественников»; кроме того, этот шаг привел к увеличению благосостояния населения. [10,11]

В XVIII в. в Англии и России начинается наибольшее распространение получают паломнические путешествия, так как этот период характеризуется высоким религиозным фанатизмом. Паломнические туры позволяли привозить с мест паломничества пальмовую ветвь, как символ господнего благословения. Основные места паломничества — Иерусалим, Мекка, Рим.

К середине XVIII в. возникает необходимость в путешествиях предпринимаемых для других целей: торговых, для поиска и расширения рынков сбыта; политических, для установления контактов с представителями различных культур, религий. [5]

Во второй половине века путешествия приобретают познавательные цели, так как молодые аристократы стремились изучить особенности других стран для повешения уровня образования, интеллекта. Путешествия в их среде считались престижным временем препровождения. Такие путешествия носили элитарный характер, так как их могли себе позволить только состоятельные люди. [14]

9 стр., 4281 слов

Торгово-развлекательные комплексы как фактор изменения культурного ...

... центром возникновения, трансляции и потребления культурных инноваций. Одним из новшеств, с которым столкнулись жители крупных городов России в начале XXI, является появление торгово-развлекательных комплексов. Актуальность темы диссертационной работы ...

В связи с открытием в медицине положительного влияния грязевых лечебных вод и минеральных источников получили распространение путешествия с оздоровительными целями, так называемый бальнеологический вид туризма. Этот вид туризма распространился по всей Западной Европе. В XVIII веке одним из самых знаменитых курортов в Англии являлся курорт “Брайтон”. Здоровье продолжает играть большую роль в выборе места отдыха и предпочтение отдается местам которые расположены ближе к побережью, морскому отдыху. Развитие курортного дела в России приходится на начало 18 века, основоположником которого был Петр I. Известные курорты находятся на территории Кавказа, Липецка, Латвии, Польши. [10,11]

В США туризм как вид досуга фактически отсутствовал в период территориальных войн, но после признания независимости начал развиваться внутренний туризм с познавательными, торговыми и политическими целями, а так же туризм въездной. [11]

Изобретение транспорта дало скачок в развитии международного туризма, так как использование железнодорожного и морского транспорта позволило расширить географию туризма, сократить время перемещения из одной страны в другую с большим комфортом, чем использование ранее конного транспорта и галер. Познавательный туризм становится неотъемлемой частью жизни светского общества наиболее развитых стран. Ростки массового туризма в XIX веке положили начало развитию экскурсионной деятельности. Расширяется география делового туризма. В связи с дальнейшими открытиями в медицине положительного влияния грязевых лечебных вод и минеральных источников развивается сеть курортов в Европе, России. Путешествия с оздоровительными целями, так называемый бальнеологический туризм, становятся более доступными для жителей европейских стран. Бальнеологический туризм переходит в разряд международного. Предпочтение отдается Франции, Англии, Швейцарии и России. [16]

В 1838г. первая туристская поездка на пароходе Грейт-Вестерн стала отправной точкой для развития морских круизов. Это было одним из развлекательных туров. Захватнические войны Наполеона открыли для Запада Египет, в который хлынули туристы. [16] Но при этом многие местности оставались для туристов малопривлекательными: так, посещение Африки ограничивалось ее северными прилегающими к морю районами.

Таким образом, в XIX веке цели туристических поездок фактически не изменили свою направленность, расширение географии туризма и научно-технические достижения в области транспорта дали толчок для развития деловых, научных, экскурсионных и развлекательных туров. Но путешествия стали более массовыми за счет мощного развития гостевого бизнеса и роста его доступности для людей со средним достатком. В XIX веке, особенно ближе к началу двадцатого, уже было развито фактически все разнообразие современных «потомков» постоялых дворов: отели, мотели (появились с развитием автомобильного транспорта), хостелы, гостиницы, пансионаты, мебилированные комнаты, дома отдыха, кемпинги и туристические базы (обусловлены возникшим в середине XIX века интересом к так называемому «экологическому» туризму — в основном, горному).

[10]

2.5 Туризм в XX

Начало XX в. связано с возникновением и развитием разных видов транспорта.

Создание в 1769 г. немецкими изобретателями Г. Даймлером и К. Бенцем автомобиля с двигателем внутреннего сгорания дало человечеству быстрый и комфортный способ передвижения. Уже в первой половине XX в. автомобили и автобусы в европейских странах и США становятся распространенным видом транспорта.

Например, в Англии в 1904 г. было 8 тыс. 465 автомашин, а в 1914 г. — 132 тыс. 315. К концу 30-х гг. ежегодно порядка 10 тыс. туристов из Англии путешествовали на автомобилях по Европе, в 1935 г. маршруты их путешествия достигли Москвы и Ленинграда.

В 1903 г. в Америке братья Райт изобретают самолет, в то же время появляются первые самолеты в Европе. Совершенствуется морской транспорт, строятся гигантские для того времени лайнеры — «Сириус», «Лузитания», «Мавритания», «Император», «Фатерланд» и др.

Из-за дороговизны путешествий на морских судах компании — владельцы пароходов работали в условиях жесткой конкурентной борьбы. Но сами по себе морские путешествия еще не сформировались как комплексный туристский продукт, который впоследствии получил название «круиз».

Развитие морского и авиационного транспорта способствовало росту путешествий и развитию туризма. Туризм как массовое явление начал свое шествие по планете в XIX в. в значительной степени благодаря эпохе модернизации, которая привела к возникновению индустриальных обществ. Уровень и качество жизни трудящихся в результате всех достижений промышленного переворота значительно повысились по сравнению с предыдущими эпохами. Служащие по найму добились включения в рабочие законодательства в XX в. законов о 8-часовом рабочем дне, что предусматривало, по сути, пятидневную рабочую неделю. Появлялась возможность отдыха, и в том числе туристского. Очень быстро туры «выходного дня» становятся крайне популярны. Надо отметить, что и в настоящее время по статистике этот вид туризма занимает наибольшую долю.

Кроме того, трудящиеся также законодательно получили 2—3-недельный оплачиваемый отпуск. Это были те социальные предпосылки, которые подтолкнули развитие туристского рынка. Туризм стал развиваться настолько стремительно, что буквально сразу же после окончания Первой мировой войны начинаются процессы интеграции в туристской сфере. В 1919 г. в Париже группой предпринимателей стран средиземноморского бассейна, преимущественно французскими, итальянскими и испанскими туристскими фирмами, создается Международная федерация туристских агентств (ФИАВ).

В 1920 г. созывается специальная Конференция Лиги Наций по паспортам (к этой проблеме вернулись на Конференции 1926 г.).

Было рекомендовано ввести в качестве единой формы заграничного паспорта паспорт «международного типа», в котором было бы не более 32 страниц, а все данные должны были дублироваться на английском или французском языках, если только он изначально не заполнялся на одном из них. Но рекомендации обеих Конференций Лиги Наций практических результатов не имели. Хотя и было несколько договоров об упрощении паспортных и визовых формальностей, ряд государств на двусторонней основе отменили визы.

Экономический комитет Лиги Наций уделил некоторое внимание туризму. В 1936 г. появляется издание Лиги Наций «Обзор туристского движения, рассматриваемого, как международный экономический фактор» [62]. Комитет высказывал протест против излишнего протекционизма, возникшего в результате экономического кризиса. Иностранные туристы могли реанимировать различные отрасли экономики, в то время как вывоз валюты из страны собственными туристами приводил к негативным последствиям для экономики. «Стремиться к привлечению максимального числа туристов в собственную страну и в то же время делать все, чтобы помешать своим гражданам посещать соседние страны, является столь же серьезным нарушением здравого смысла, как стремление все экспортировать, ничего не ввозя.» Конечно, это был частный случай, но члены Комитета правильно прогнозировали перспективы международного туризма. «Каждая страна может представить и на самом деле представляет объект растущего притяжения для иностранных туристов».

Первая попытка создать международную межправительственную организацию по проблемам туризма была предпринята между двумя мировыми войнами. Первые шаги в этом направлении сделало Голландское национальное туристское бюро. В результате его усилий возник Международный союз организаций туристской пропаганды. В первые послевоенные годы по инициативе «Британской ассоциации по туризму в выходные дни» этот Союз возобновляет свою деятельность, но переименовывается в 1947 г. в Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО).

Это было сделано для того, чтобы подчеркнуть, что Союз занимается не только вопросами туристской пропаганды, но и развитием туризма. Первоначально в Союз входило 20 стран. Каждая страна могла быть представлена в МСОТО лишь одной туристской организацией. Устав МСОТО предусматривал двоякого рода членство: действительные члены (национальные туристские ассоциации и правительственные организации по туризму) и члены-корреспонденты (национальные и международные организации — коммерческие и некоммерческие, связанные с туризмом).

Основными задачами МСОТО являлось изучение различных аспектов международного туризма и разработка рекомендаций. Так, большое внимание уделялось вопросам упрощения различных формальностей для туристов (пограничных, валютных, полицейских и таможенных).

МСОТО принял активное участие в разработке международных конвенций по туризму, которые впоследствии были приняты ООН.

Союз стал выпускать международный календарь, где размещал информацию о знаменательных датах туристских событий, кроме того, он концентрировал обширный рекламный материал. Раз в два месяца стал выходить журнал «Всемирный турист». Появилось и совместное с ЮНЕСКО издание — справочник «Путешествия за границу — пограничные формальности». МСОТО создал архив и обширную библиотеку по международному туризму, регулярно выпуская библиографические сборники.

СССР был представлен в этой международной организации с 1956 г. Это, безусловно, помогало отечественным туристским организациям лучше ориентироваться в конъюнктуре и тенденциях развития мирового туризма.

О расцвете международного туризма можно говорить начиная с 50-х гг. XX в. Поскольку туристский обмен между странами является по самой своей природе одним из видов международных отношений, затрагивающих жизненно важные стороны общественной жизни отдельных стран, постольку создаются объективные предпосылки для сотрудничества в международном масштабе. Эти предпосылки и были реализованы в создании ряда международных туристских организаций. Созданная в 1945 г. Организация Объединенных Наций начинает заниматься широким крутом проблем международного туризма. В 1946 г. создается межправительственное учреждение, специализирующееся на вопросах в области просвещения, науки и культуры, — ЮНЕСКО. Именно силами ЮНЕСКО и была в 1950-е гг. разработана программа развития туризма ЭКОСОС, которая должна была способствовать превращению туризма в наиболее быстро развивающуюся отрасль экономики. Туризм начинают называть «феноменом XX века». Уже в 60-70-х годах ООН и ЮНЕСКО рассматривали развитие туризма как «чудодейственный шанс» для решения острейших социально-экономических проблем развивающихся стран (PC).

Поставляя на международный рынок возобновляющиеся туристские ресурсы, PC смогли быстро получить нужную им твердую валюту, создать новые рабочие места, модернизировать свою экономику. С помощью международного туризма, таким образом, осуществляется процесс перемещения потребления. Развивающийся туристский бизнес потребовал объединения организаций, которые им занимаются не только в национальных рамках, но в мировом масштабе. В 1898 г. в Люксембурге было создано первое такое объединение названное «Международной лигой туристских организаций».

В 1925 г. В Гааге состоялся первый конгресс Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма, в котором приняли активное участие представители 14 европейских государств. В результате был создан первая в этой сфере организация «Международный конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма (МКОАПТ), 1927 г. — Международный конгресс официальных туристских организаций (МКОТО), а в 1930 г. был учрежден Международный союз организаций по пропаганде туризма (МСОПТ).

Послевоенный период потребовал совершенствования организационной структуры по руководству мировым туризмом. Поэтому в 1947 г. все перечисленные организации были реформированы, а на их базе в Париже учрежден Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО).

Действительными членами этой организации стали представители 116 государств [21].

Впоследствии под патронажем ООН была создана Всемирная Туристская Организация (ВТО) — единственная в мире специализированная организация по иностранному туризму. ВТО правопреемник МСОТО — Международного союза официальных туристских организаций (1947), была основана в соответствии с рекомендациями Генеральной Ассамблеи ООН в 1975 году. Штаб-квартира находится в Испании, (г. Мадрид, 28020, Capitan Naua 42).

Устав ВТО принят 27 сентября 1975 года. Начиная с 1980 года, этот день отмечается как Всемирный день туризма, который ежегодно проводится под определенным девизом. Каждые 4 года ВТО созывает сессии, между которыми работает исполнительный совет генеральной Ассамблеи.

Всего в мире насчитывается около 200 международных туристских организаций всемирного характера. Региональными организациями в составе ВТО являются: Арабская туристская организация (ААТТА); Американское общество туристских агентов (АСТА); Туристская ассоциация Тихоокеанского региона (ПАТА); конференция туристских агентств стран Латинской Америки (КОТАЛ); Ассоциация Британских туристских агентств; Европейская туристская комиссия (ЕТК).

Глава 3. Факторы развития туризма

1. Факторы туризма можно подразделить на статичные и динамичные. Статичные факторы — это совокупность природно-геогра-фических факторов. Они имеют непреходящее, неизменное значение. Рекреационные ресурсы, которые приспосабливают к туристскому потреблению, изменяются медленно. Рельеф, климат, минеральные воды (и другие природные ресурсы) это те факторы туризма, которые являются более постоянными, чем остальные. Культурно-исторические ресурсы (памятники архитектуры, истории и т. д.) тоже в значительной мере можно отнести к статичным факторам.

К динамичным факторам относятся демографические, социально-экономические, материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различную оценку, значение, меняющиеся во времени и пространстве.

2. Факторы, воздействующие на туризм, подразделяют на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) [18]. Внешние факторы воздействуют на региональный туризм посредством природных, социальных и экономических изменений. Данная группа факторов включает: возраст населения региона; увеличение числа работающих женщин, изменение дохода на каждую семью; рост пропорции одиноких людей; тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи; рост числа бездетных пар в составе населения региона; уменьшение иммиграционных ограничений; увеличение оплаченных командировок и более гибких графиков рабочего времени; более ранний выход на пенсию, увеличение осознания туристских возможностей.

Практически все перечисленные выше показатели в той или иной степени влияют на структуру свободного времени населения, которая создает объективные социально-демографические условия развития туризма.

К числу внешних факторов, воздействующих на региональный туризм, относятся экономические и финансовые факторы: улучшение (ухудшение) экономической ситуации, увеличение (снижение) персонального дохода: более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых части доходов, возрастание (снижение) доли общественно выделяемых средств на покрытие расходов на туризм и путешествия.

К социально-экономическим факторам, влияющим на увеличение масштабов регионального туризма, относится повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомиться с бытом, историей, культурой, условиями жизни в различных странах.

Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и правового регулирования; технологические изменения: развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменения условий безопасности путешествий.

Внутренние (эндогенные) факторы — это факторы, воздействующие непосредственно в сфере регионального туризма. К ним относятся материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма в регионе. Главные из них связаны с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общественного питания, рекреационной сферы, розничной торговли и т. д. К внутренним факторам относятся также факторы туристского рынка:

  • процессы спроса, предложения и распространения турпродукта (в качестве особенности современных рыночных факторов можно выделить, например, превращение спроса на турпродукты в постоянный спрос, а также рост индивидуального туризма);
  • возрастание роли сегментации рынка (появление новых внутрирегиональных туристских сегментов, увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристского развития в устоявшемся туристском пространстве и т.

д.);

  • возрастание роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальной интеграции, т. е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и малым бизнесом, вертикальной интеграции через создание стратегических туристских союзов и т. д.);
  • возрастание роли средств массовой информации и связей с общественностью в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов;
  • возрастание роли кадров в туризме (увеличение численности работников, развитие профессионально-квалификационной структуры, повышение значения профессиональной подготовки, улучшение организации труда и т, д.);

-возрастание роли частного туристского бизнеса (создание условий, при которых на рынке действует ограниченное число больших транснациональных операторов и значительное количество малых предприятий, осуществляется эффективная реализация турпродукта на основе профессионального маркетинга, что порождает потребность в повышении квалификации персонала).

3. Факторы развития туризма можно классифицировать на природные (физико-географические) и социально-экономические.

Природные факторы. Характер природных условий оказывает большое влияние на выбор туристами маршрута или района путешествия. Туристы принимают во внимание климатические и ландшафтные особенности, богатство и уникальность растительного и животного мира, естественные возможности для активного отдыха. Как правило, стремление отдохнуть, сменить обстановку сочетается у многих людей с желанием познакомиться с экзотикой. Экзотические природные объекты являются одним из важнейших туристских ресурсов. Наиболее широко для привлечения туристов используется уникальная природа и ее достопримечательности.

Весьма важную для туризма роль играет географическое положение района или страны, прежде всего, здесь следует отметить близость к морю, к горным и лесным массивам, характер береговой линии, положение страны по отношению к основным поставщикам туристов, нахождение региона на важных транзитных путях и т.д.

Стремясь к полноценному отдыху, туристы предпочитают маршруты и времена года, характеризующиеся благоприятными погодными условиями. Нередкие капризы природы, присущие районам с неустойчивым климатом, а также стихийные бедствия способствуют снижению числа гостей в такие места.

Учитывая требования туристов к погодно-климатическим условиям, главные туристские регионы расположены в зонах умеренного климата обоих полушарий, а также на островах жаркого пояса, где высокая температура воздуха компенсируется морскими ветрами. Однако, в последние десятилетия возрос интерес туристов к экзотическим уголкам земного шара, что способствует расширению зоны международного туризма. Наличие в стране морских и океанских побережий благоприятствует развитию туристских регионов. В условиях комфортного климата, хорошо прогреваемой у берегов морской воды и наличия удобных пляжей могут формироваться морские курорты. Морские побережья обеспечивают удобство сообщения, возможность проведения круизных путешествий, являются великолепным естественным украшением ландшафта.

Реки и озера также являются важными рекреационными ресурсами. Они украшают ландшафт, формируют благоприятный микроклимат, предоставляют туристам возможность отдыхать на воде, заниматься водными видами спорта, обеспечивают туристские центры водой. В настоящее время приозерные курорты и зоны отдыха Финляндии, Польши, Венгрии, Швейцарии и других стран являются популярными районами туризма.

К рекреационным ресурсам относятся и леса, благодаря которым в местах отдыха создается обстановка, позволяющая «изолироваться» от внешнего мира и «цивилизации». Лес имеет очень большое оздоровительное значение, снижает уровень шума в зонах отдыха.

Для большинства туристов характер животного мира посещаемого района никакой роли не играет, тем не менее, в ряде мест для привлечения гостей большое внимание уделяется их интересу к экзотическим животным. Множество национальных парков, заповедников и открытых для охоты зон стали настоящими туристскими центрами.

В некоторых регионах важным рекреационным ресурсом являются минеральные воды и грязи, обладающие целебными свойствами. Курорты на минеральных водах привлекают достаточно устойчивые потоки туристов (Кавказские Минеральные Воды, Белокуриха).

Отметим, что чем большим числом разнообразных природных ресурсов, пригодных для рекреации, располагает определенный район, тем больше у него возможностей для привлечения туристов.

Социально-экономические факторы занимают особое место в развитии туризма. Н.С. Мироненко и М. Бочварова [25] факторы условно подразделяют на две большие группы: порождающие потребность в организации рекреационной деятельности и реализующие, т. е. обеспечивающие возможность организации отдыха. Следует различать влияние этих факторов на организацию рекреационной деятельности вообще и на территориальную локализацию систем отдыха в частности.

Попытки систематизации социально-экономических факторов предпринимались многими исследователями. Среди ведущих факторов, прежде всего, назывались развитие производительных сил страны, повышение материального благосостояния и культурного уровня населения.

Развитие производительных сил сказывается на росте общего бюджета внерабочего и свободного времени. Уменьшение времени, приходящегося на трудовую деятельность, и увеличение времени, приходящееся на отдых, резко меняет сферу сервиса и туризма. Кроме того, следует учитывать свободное время пенсионеров и учащихся и их процентное соотношение. Необходимо учитывать, что бюджет свободного времени крайне неоднороден. Он включает время отпусков и каникул, выходные и праздничные дни, свободное время в рабочие дни, время до школы и после выхода на пенсию.

Развитие производительных сил и их территориальная концентрация находит отражение и в увеличении урбанизации. Так как около половины населения мира живет в городах, то такое скопление людей в городах и, особенно в больших агломерациях, где воздух сильно загрязнен, микроклимат изменен, очень шумно, мало солнца и зелени, влияет отрицательно на их здоровье. Вследствие необратимого процесса урбанизации, увеличиваются рекреационные потребности населения. В странах, испытывающих тенденцию к урбанизированной жизни, повышается роль рекреации на природе.

Существенное влияние на развитие рекреационной деятельности, в частности на функциональное разнообразие и размещение рекреационных систем, оказывает возрастная структура населения. Например, отдых на море предпочитают туристы в возрасте от 20-45 лет. С другой стороны, наблюдения показывают, что ряд других видов рекреационной деятельности (дачный отдых, пешеходный туризм в горах) более популярен среди населения в возрасте старше 45 лет. В возрасте примерно от 45 до 65 лет наблюдается самый заметный рост доходов, и с этим могут быть связаны более дорогие виды отдыха. Бальнеологические курорты охотнее посещают люди старшего возраста, когда мобильность людей снижается.

Соотношение отдельных возрастных групп оказывает влияние на общий объем рекреационных потребностей и функциональное разнообразие систем отдыха.

На рекреационную активность влияет профессиональная структура населения. Считается, что в рекреации нуждаются, прежде всего, рабочие и служащие ввиду относительно более интенсивного труда, за ними следуют учащиеся, а на последнем месте — занятые в сельскохозяйственном производстве и пенсионеры. В зависимости от региональных различий, в соотношении между этими профессиональными группами населения следует прогнозировать и проектировать новые рекреационные системы.

Очень важно, чтобы жизненный уровень населения пересек ту границу, выше которой структура потребления стабильна, мало подвержена изменениям. В России за последние годы большинство населения не имело необходимых доходов, позволяющих нормально поддерживать свое физическое состояние. Развитие сферы туризма шло за счет богатых людей. А большой разрыв между очень богатыми и бедными не может привести к устойчивому развитию туризма.

Необходимо учитывать различия в динамичности социально-экономических факторов. Автомобилизация и образовательный уровень, например, более динамичны, чем уровень доходов и возрастная структура населения.

Существенным фактором является соотношение между туристами-иностранцами и отдыхающими жителями страны. Причем иностранные туристы часто используют страну для транзита или посещают наиболее разрекламированные или оборудованные для туризма районы. Для оценки объема потребностей иностранных туристов важен показатель длительности поездки.

Социально-экономические факторы, реализующие рекреационные потребности. Большинство авторов единодушны в определении главных социально-экономических факторов, определяющих реализацию потребностей в рекреационной деятельности: транспортная доступность; наличие рекреационных предприятий в количестве, удовлетворяющем спрос и сезон пик; развитость инфраструктуры, ориентированной на проведение свободного времени; наличие трудовых ресурсов и т.д. Сеть рекреационного обслуживания, с одной стороны, выступает как один из главных реализующих социально-экономи-ческих факторов, а с другой, является результатом совокупного воздействия всех остальных факторов.