Преодоление пространства — одно из важнейших условий туристического путешествия. Услуги перевозки — постоянный компонент в структуре туристического дела.
Исторически на формирование транспортных систем различных государств оказывало влияние их географическое расположение, природный потенциал, а нередко и климатические и ландшафтные характеристики. Это привело к формированию тех транспортно-технических баз, которые наиболее рационально используются в условиях конкретного региона и государства.
Развитие туризма и транспорта тесно взаимосвязаны. Общеизвестно, что туризм как массовое социально-экономическое явление, стал следствием возникновения и развития транспорта. Кардинальные изменения в транспортной системе были положены созданием железных дорог и регулярного пароходного сообщения. Впервые английский пастор Томас Кук, от которого отсчитывается история современного туристского движения, организовал именно железнодорожное путешествие из Ливерпуля в Лондон. Затем, в 1843 году, он организовал лодочные экскурсии по Темзе. Аналогичные туры стали совершаться и в других государствах.
Основная роль туроператора как участника предпринимательской деятельности заключается в организации туристских путешествий. Эта деятельность состоит в заключение различных по своей природе договоров с транспортными, гостиничными и иными организациями, которые впоследствии исполняют обязательства туроператора перед туристами либо способствуют их исполнению самим туроператором. Цель заключения таких сделок — возможность туроператора от своего имени предлагать туристское обслуживание лицам, с которыми у него заключены соответственные договоры, т.е. туристам.
При организации выездных туров актуальным для туроператора становится вопрос доставки туристов к месту отдыха и обратно, а поэтому одной из предлагаемых им услуг, как правило, является перевозка.
В мировом туристическом бизнесе основная доля в общей структуре транспортных услуг принадлежит авиационному и автомобильному транспорту, главным конкурентом которых является железная дорога. В пределах нашей страны она имеет некоторый приоритет перед другими видами транспортных туристских перевозок благодаря возможности перевозки большого количества туристов на значительные расстояния с обеспечением высокого уровня комфортности путешествия. На сегодняшний день железные дороги обеспечивают более высокий уровень надежности по сравнению с воздушным и автомобильным транспортом и точным соблюдением графика передвижения. Относительно России, следует отметить, что этот вид туризма только начал возрождаться и имеет большие перспективы, поскольку наша страна имеет не только богатые рекреационные ресурсы, но и хорошо развитую сеть железных дорог. Учитывая вышесказанное, мы считаем, что рассматриваемая в данной работе тема «Организация железнодорожных перевозок туристов» является актуальной.
Анимационные программы на автобусно-транспортных маршрутах при ...
... для туристов. Хорошо отработанное анимационное обслуживание является большим конкурентным преимуществом на туристическом рынке. Актуальность исследования заключается в стремительном совершенствовании анимационной деятельности в индустрии туризма; расширении, усложнении и дифференциации анимационных форм и методов организации ...
Основная цель работы — теоретическое и практическое изучение организации железнодорожных туров.
Задачи:
- рассмотреть виды и классификацию железнодорожных путешествий;
- проанализировать законодательные и нормативные акты, регулирующие организацию перевозки и обслуживания туристов на железнодорожном транспорте;
- изучить особенности организации железнодорожных туров на рейсовых поездах и организованных многодневных туров на специально организованных турпоездах;
- охарактеризовать состояние и тенденции развития организации железнодорожного туризма;
- предложить рекомендации по совершенствованию организации железнодорожных перевозок туристов.
Предметом исследования является организация железнодорожных перевозок туристов.
Объект исследования — туроператор «Гильдия Тур».
Основой написания данной работы является изучение и анализ законодательных и нормативных актов России, специальная литература, статьи из периодических изданий и материалы из Интернет-ресурсов.
1. Теоретические аспекты организации железнодорожных перевозок туристов
1.1 Железнодорожные перевозки: сущность, классификация
Транспортное путешествие — это путешествие организованной группы туристов или туристов-индивидуалов по разработанному маршруту с использованием определенного вида транспорта. Транспортная перевозка является основным элементом транспортного обслуживания во время путешествия. Под транспортной перевозкой понимают доставку туристов от одного места пребывания (проживания) к месту назначения и в обратном направлении [5].
Железнодорожный туризм — путешествие, совершаемое по железной дороге на специализированном железнодорожном транспортном средстве физическими лицами с продолжительностью от 24 часов до 1 года, либо меньше 24 часов, но с ночевкой, в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, религиозных и других целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью [9].
В рассматриваемой системе пассажирских перевозок выделяют несколько видов туров, которые можно условно разделить по продолжительности на три самостоятельные категории (рисунок 1).
Рисунок 1 — Продолжительность пассажирских перевозок
Однодневные туры начинаются утром и заканчиваются вечером того же дня. В дороге туристы располагаются за столиками вагонов-ресторанов. По пути они могут не только перекусить, но и прослушать экскурсовода, посмотреть выступления артистов. Туристов довозят до какой-либо конкретной станции, где для них подготовлена специальная программа. Это может быть экскурсионная поездка или же пикник на природе.
Непродолжительные туры. Во время двух-трех суточных железнодорожных туров пассажиры проживают в отдельных купе. Поездки традиционно составлены с таким расчетом, что ночью, когда пассажиры спят, поезд находится в пути. Днем же туристы заняты разнообразными мероприятиями.
Организация шоп-туров (на примере ООО «Музенидис Трэвел» Оренбург)
... туристов отправляются в шоп-туры, предпочитая такие страны как Франция, Италия, Греция, Турция, Китай и другие. Актуальность данной темы обусловлена повышенным спросом на шоп-туры. Цель работы: изучить потенциал шоп-туров ... Оренбург. Предмет исследования - потенциал развития шоп-туров. 1. Теоретические аспекты организации шоп-туров 1.1 Понятие и виды шоп-туров Шоп-тур - (англ. shop tour) - ...
Многодневные туры. График движения поездов, обслуживающих многодневные поездки, отличается большим разнообразием. В зависимости от маршрута и экскурсионной программы, туристы часто находятся в пути и в дневное время. Как показывает практика, чтобы путешественники не утомлялись, безостановочно между двумя пунктами турпоезд должен идти не более полутора суток. Продолжительные дневные переходы планируются, как правило, в тех случаях, когда по пути следования открываются интересные виды и ландшафты. В отдельных случаях, предполагаются кратковременные «зеленые стоянки» непосредственно в лесу или горах, на берегу моря или большого озера [5].
Перевозка туристов в зависимости от продолжительности путешествия осуществляется на рейсовых и специально организованных поездах (по определенному заказу и маршруту, когда поезд одновременно является и средством передвижения и местом размещения туристов).
В системе пассажирских перевозок рейсовые маршруты поездов (следующих по строго установленному маршруту, в строго соблюдаемом временном промежутке и графике движения), значительно превалируют над чартерными. Рейсовые железнодорожные маршруты, в свою очередь, подразделяются на: пригородные, местные и дальние.
Пригородные поезда следуют по твердому расписанию в приделах области или края. Состав обычно вмещает 1 500 пассажиров, причем сидячих мест до 1000. Поезда совершают частые остановки на местных станциях, номера вагонов в них не пронумерованы.
Местные поезда следуют между станциями одной железной дороги, например, юго-западной в Украине или в Европе в пределах государства. Обычно они курсируют на расстояние в пределах 700 км и совершают перевозки внутри крупного района, региона или небольшой страны — между поселками и небольшими городами. Бывает, что различие между пригородными и местными поездами достаточно условное и существенно зависит от географических характеристик местности и страны в целом. За исключением скоростных маршрутов, поезда местного сообщения совершают частые остановки на всех станциях следования.
Дальние поезда следуют на расстояние свыше 700 км и разделяются по скорости на: скорые круглогодичного обращения, скорые сезонные (летние), пассажирские дальние круглогодичного и сезонного обращения [1].
Наиболее сложным по организации и вместе с тем наиболее насыщенным и разнообразным по предоставляемым услугам является путешествие на туристском экскурсионном поезде дальнего следования.
Туристы размещаются по 2-4 человека в купе. Отдельные купе предоставляются: директору маршрута, штабу турпоезда, врачу (под изолятор).
В каждом вагоне должна быть программа обслуживания туристов, ф.и.о. директора поезда, проводников, инструкторов, врача и т.д.
На каждый пассажирский туристский вагон дальнего следования назначаются два проводника. Готовность к отправлению туристского поезда (за 6 часов до отправления) проверяется комиссией в составе представителя пассажирской службы отделения дороги, санитарного врача, представителя фирмы — организатора путешествия или арендатора поезда, представителя службы вагонов-ресторанов. Готовность к приемке поезда оформляется актом.
Состояние сервисных услуг на железнодорожном транспорте и выработка ...
... по сервисному обслуживанию пассажиров на железнодорожном транспорте, знакомство с документацией и опытом работы Дальневосточной железной дороги; методы проверки и внедрения предложений по улучшению качественного обслуживания туристов на железнодорожном ... и боковые места в вагоне, на разные направления следования поездов в зависимости от неравномерности следования пассажиров на разные периоды суток ...
Существует устоявшееся мнение, что любая железнодорожная поездка, тем более продолжительная — утомительна и неприятна. Трудно даже представить, что она может быть не просто вынужденным перемещением из одного пункта в другой, а увлекательнейшим путешествием. Эту истину уже давно осознали зарубежные турфирмы и операторы, предлагающие специализированные железнодорожные туры.
В мировой практике для осуществления длительных поездок используют поезда повышенной комфортности. Несмотря на то, что существуют строгие стандарты на габаритные размеры вагонов, по комфортности и дизайну купе в таких поездах не уступают номерам стационарных отелей [6].
Существуют следующие виды сообщений при перевозке пассажиров: прямое — в пределах двух и более дорог; местное — между станциями одной железной дороги; пригородное — в пределах пригородных участков, примыкающих к крупным населенным пунктам.
- на скорые (формируют из наиболее комфортабельных вагонов, обеспечивающих наибольшие удобства для пассажиров; они назначаются на основных магистралях между крупными городами, максимальная ходовая скорость 140 км/ч);
- скоростные (формируют из наиболее комфортабельных вагонов, обеспечивающих наибольшие удобства для пассажиров, ходовая скорость свыше 140 км/ч)
- пассажирские (обращаются между крупными населенными пунктами, обслуживают пассажиропотоки, не охваченные скорыми поездами).
В число поездов дальнего и местного сообщений входят фирменные поезда, которые имеют не только номер, но и название, отличаются высокой комфортабельностью и культурой обслуживания («Красная стрела», «Аврора», «Смена» и др.).
В зависимости от категории поездов принята единая на сети дорог их нумерация:
- 1-148 — скорые круглогодичные;
- 151-168 — скоростные;
- 171-298 — пассажирские ускоренные;
- 201-298 — скорые сезонного обращения;
- 301-398 — пассажирские круглогодичного обращения;
- 401-498 — пассажирские сезонного обращения;
- 501-598 — пассажирские разового обращения;
- 601-698 — местного сообщения;
- 751-798 — туристические;
- 901-948 — почтово-багажные;
- 951-968 — грузопассажирские;
- 6001-6998 — пригородные.
В каждом купе проживают не больше двух человек. В зависимости от категории поезда купе оборудовано двумя спальными местами (или одним двух спальным).
Кондиционером, письменным столом, телефоном, телевизором. Туалетная и душевая комнаты расположены как купе, так и автономно на весь вагон. В состав специализированного туристического поезда входят несколько вагонов-ресторанов, вагон-салон (используется как библиотека и музыкальный салон, конференц-вагон (место для проведения массовых мероприятий).
1.2 Особенности железнодорожных перевозок туристов
Железные дороги должны обеспечивать своевременность перевозок пассажиров и доставки багажа, грузобагажа, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на вокзалах и в поездах, создание необходимых для пассажиров удобств, сохранность перевозимых багажа и грузобагажа. Железные дороги обязаны обеспечивать движение пассажирских поездов по расписаниям. Железные дороги обязаны произвести перевозку пассажиров по кратчайшему пути следования с минимальным числом пересадок.
Поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся на следующие категории: скоростные, скорые и пассажирские в зависимости от скорости их движения; дальние, местные и пригородные в зависимости от расстояния их следования. При дальнем сообщении перевозка осуществляется в пределах двух и более дорог, при местном — в пределах одной дороги и пригородном — на расстоянии до150 км.
Железные дороги осуществляют по предварительным заявкам организаций продажу им проездных документов (билетов) для перевозок групп пассажиров.
В пассажирских поездах с вагонами повышенной комфортности пассажирам предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда. При этом пассажирам, имеющим право на бесплатный проезд в вагонах с 2-местными купе (СВ) и в вагонах с 4-местными купе, такое сервисное обслуживание предоставляется при условии внесения соответствующей платы за комплекс сервисных услуг.
Комплекс услуг и порядок их предоставления в вагонах повышенной комфортности определяются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта [5].
В поездах дальнего и местного следования пассажиры за отдельную плату обеспечиваются питанием в вагонах-ресторанах или вагонах-кафе (при наличии их в составах указанных поездов).
Порядок организации работы вагонов-ресторанов и вагонов-кафе определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В случае задержки отправления поезда дальнего или местного следования или его опоздания на железнодорожную станцию назначения пассажир вправе в течение 45 дней предъявить претензию об уплате штрафа, предусмотренного статьей 130 Федерального закона «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации», в адрес железной дороги отправления или назначения по своему усмотрению. При этом к указанной претензии пассажир прилагает проездной документ (билет).
Железная дорога обязана рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней с даты получения претензии.
Каждый пассажир имеет право бесплатного провоза с собой на 1 проездной документ (билет) кроме мелких вещей также ручной клади весом не более 36 килограммов, размер которой по сумме трех измерений не превышает 180 сантиметров. Указанная ручная кладь независимо от рода и вида упаковки должна размещаться в вагонах в специально отведенных для этого местах [11].
Не допускаются к перевозке ручной кладью вещи, которые могут повредить или загрязнить вагон и вещи других пассажиров, а также огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества.
Перечень предметов и вещей ручной клади, превышающих вес или габариты, предусмотренные настоящим пунктом, и порядок их перевозки устанавливаются правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.
Каждый пассажир имеет право перевозить в поездах домашних животных и птиц за плату. Порядок перевозки животных и птиц определяется правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.
Перевозка туристских грузов и багажа регламентируется «Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 марта1999 г. № 277) и «Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа по железной дороге в межгосударственном сообщении».
В конце 1994 г. Министерство путей сообщения России издало указание, в котором указано, что с 15 декабря 1994 г. в поездах дальнего следования на российских железных дорогах пассажир вправе дополнительно к норме провести с собой:
- излишнюю ручную кладь весом до14 кг. за отдельную плату по тарифу багажа весом в 50 кг. с выдачей квитанции ЛУ-12 А;
- излишнюю ручную кладь весом до 50 кг. бесплатно на один купленный за полную стоимость билет в одном купе спального или купейного вагона;
- с разрешения начальника станции или вокзала ручную кладь весом до150 кг. бесплатно в отдельном купе с оплатой полной стоимости за 4 места (кроме фирменных поездов);
- во всех случаях перевозимый в вагоне багаж должен размещаться в специально отведенных для перевозки ручной клади местах.
Таблица 1 — Сеть железных дорог в странах ЕС
Протяженность путей сообщения, км. |
Объем перевозок, млн. пасс/год |
||
Бельгия |
3.479 |
142 |
|
Дания |
2.344 |
146 |
|
Франция |
33.872 |
834 |
|
Германия |
26.934 |
1.000 |
|
Греция |
1.565 |
12 |
|
Ирландия |
1.944 |
25 |
|
Италия |
16.066 |
429 |
|
Великобритания |
16.854 |
762 |
|
Нидерланды |
2.798 |
256 |
|
Португалия |
2.668 |
226 |
|
Испания |
12.541 |
274 |
|
В Западной Европе железнодорожный транспорт наиболее популярен при проведении туристских путешествий. На его долю приходится около 30% общего объема перевозок всеми видами транспорта. Это объясняется умеренными тарифами и многочисленными льготами, высоким уровнем сервиса в пути следования, наличием высокоскоростных и сверхскоростных маршрутов, открытием прямого сообщения под Ла-Маншем, наличием единых согласованных систем обслуживания, а также разветвленной сетью железных дорог. В таблице 1 представлена сеть железных дорог в странах Европейского Союза.
В Европе туристские перевозки реализуются как специальными туристскими или экскурсионными поездами, так и рейсовыми (графиковыми) экспрессами.
Жители Центральной Европы пользуются скоростными железными дорогами TEE (Trans European Express).
Во Франции путешественники предпочитают супер скоростной поезд TGV (Train a Grande Vitesse), доставляющий пассажиров из Парижа в Марсель за 4 часа 40 минут, в Лион, Нант — за 2 часа, Бордо — за 3 часа [15].
Особой популярностью у туристов пользуется «Восточный экспресс» (Orient Express) — первоклассная железнодорожная линия Париж — Стамбул, открытая еще в1883 г. Поезд следует из Парижа через Страсбург, Мюнхен, Вену, Будапешт, Бухарест, далее в Стамбул. Здесь самое роскошное в Европе обслуживание пассажиров. Аналогичный экспресс курсирует между Лондоном и Венецией. Скорость движения таких поездов 300 км/ч. В стоимость билета в первом классе входит изысканное питание.
Кроме выше перечисленных, следует отметить ряд популярных туристских железнодорожных экспрессов, эксплуатирующихся в различных странах мира.
1. Австралийский туристский экспресс Indian Pacific, курсирующий через всю страну с востока на запад по маршруту Сидней — Перс.
2. Фирменный туристский экспресс Golden Arrow (Золотая стрела), курсирующий по маршруту Лондон — Париж.
3. Туристский высоко комфортабельный поезд в Южной Африке, пересекающий всю страну и следующий по маршруту Префтория — Кейптаун.
4. Американский аналог «Восточного экспресса», курсирую-щий между Вашингтоном и Чикаго.
5. Лучший российский экспресс «Красная стрела», следующий по маршруту Москва — Санкт-Петербург.
Протяженность территории России создает некоторые особенности перевозки по отечественным железным дорогам. На некоторых направлениях поездка длится более недели. В связи с этим задачей перевозчика является комфортных условий для путешествия, чтобы оно не было слишком утомительным для пассажира. В частности это касается повышения требования к обслуживающему персоналу, модернизации подвижного состава, расширяется ассортимент услуг, предоставляемых пассажирам, внедряются новые технологии в обеспечении бронирования и приобретения информации, происходит обновление вокзалов.
«Хозяином» вагона в пассажирском поезде дальнего следования является проводник, причем в каждом вагоне их два.
На работу проводника принимаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие подготовку в специализированных учебных заведениях или на предприятиях по обслуживанию пассажиров по установленной программе. Для обслуживания фирменных поездов, пассажиров спальных вагонов, хвостовых вагонов и вагонов с полным кондиционированием воздуха назначаются проводники со стажем работы не менее 1 года, а вагонов скоростных поездов — 2 года [12].
Проводник обязан пройти курс оказания первой медпомощи, знать общее устройство и обеспечивать правильную эксплуатацию отопления, вентиляции, пожарной сигнализации, кипятильников и других устройств. Кроме того, они должны знать все виды проездных документов и организационно правовых документов, дающих право на проведение ревизий и комиссионных проверок пассажирского поезда.
Проводник должен требовать от пассажиров соблюдения правил проезда, быть вежливым и внимательным, не допускать возникновения конфликтных ситуаций в вагоне.
Проводник, обслуживающий поезда международного сообщения, имеет ряд дополнительных обязанностей и дополнительно должен знать:
- железнодорожные правила, действующие на дорогах следования;
- общие таможенные правила, действующие в странах, через которые следует вагон;
- расположение железнодорожных станций и пунктов пересадок на обслуживаемом направлении;
- иностранный язык в объеме, необходимом для общения с пассажирами и работниками железных дорог;
- порядок перестановки пассажирских вагонов с одной колеи на другую на пограничных станциях.
Кроме этого проводник должен принимать заказы на завтрак, утренний кофе, обед и т.д., если в поезде имеется вагон ресторан, и информировать пассажиров о возможности приобретения там продуктов и напитков. В его обязанность так же входит знание телефонов и адресов представительств перевозчиков России за рубежом, а также информирование, в случае необходимости, представительств о возникновении непредвиденных ситуаций [12].
С целью повышения качества услуг проводится ряд мероприятий, связанных с работой вокзалов, проводится реконструкция и модернизация существующих вокзалов: увеличиваются площади вокзалов, строятся благоустроенные посадочные платформы, расширяются услуги по предоставлению питания и информации, создаются условия для организации на территории вокзалов торговых точек, а также развлекательных центров вблизи них. Для транзитных пассажиров могут устраиваться экскурсии по городу и другие культурные мероприятия.
В ряде городов планируется строительство единых автожелезнодорожных вокзалов, что позволит пассажирам пересаживаться с автобуса на электричку, не покидая здания вокзала.
1.3 Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом
Наиболее полным документом в области международного железнодорожного сотрудничества является Единая Конвенция о международных перевозках (в редакции 1980 г.), объединившая Бернские конвенции, принятые еще в конце XIX в. рядом европейских государств и периодически пересматривающийся. В ней отражены основные общие правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах в международном сообщении.
Железнодорожные перевозки, осуществляемые между различными государствами, регулируются также рядом многосторонних и двусторонних соглашений, заключенных на правительственном уровне уполномоченными государственными органами. В рамках многостороннего «Договора о международных перевозках пассажиров и багажа» сотрудничают железные дороги Великобритании, Германии, Италии, Австрии, Швеции, Швейцарии, Испании, Финляндии и Турции. Железные дороги Российской Федерации являются участниками многостороннего «Соглашения о международном грузовом сообщении» (СМГС) и многостороннего «Соглашения о международном пассажирском сообщении» (СМПС).
Эти соглашения были подписаны странами СНГ (за исключением Армении), Прибалтийскими государствами, Албанией, Болгарией, Польшей, Вьетнамом, Ираном, КНР, КНДР, Монголией. Двусторонние договоры в области железнодорожных перевозок Российская Федерация имеет с Австрией, Турцией, Финляндией, Югославией [10].
Существует ряд международных объединений, занимающихся реализацией основных положений многосторонних соглашений, а также вопросами практической деятельности железных дорог и совершенствования пассажирских и грузовых перевозок. К наиболее известным таким объединениям относится Организация Сотрудничества Железных Дорог (ОСЖД), основанная в 1956 г. В настоящее время в нее входят Албания, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Китай, КНДР, Куба, Латвия, Литва, Молдавия, Монголия, Польша, Россия, Румыния, Украина, Чехия, Эстония. Комитет ОСЖД осуществляет тесное сотрудничество с Европейской экономической комиссией ООН, Международным союзом железных дорог и другими международными организациями в области транспорта.
Другой важной организацией в этой сфере является Международная Ассоциация Железнодорожных Конгрессов (МАЖК), созданная в 1885 г. Ее основная цель — проведение конгрессов для обмена опытом по актуальным проблемам железнодорожного транспорта, публикация и распространение технической информации. МАЖК изучает и обобщает опыт по наиболее важным научно-техническим и производственным вопросам, вырабатывает рекомендации по дальнейшему развитию техники и технологии железнодорожного транспорта.
Авторитетной организацией является и Международный Союз Железных Дорог (МСЖД), основанный в 1922г. В настоящее время в него входят представительства железных дорог более 20 стран Западной Европы, Азии и Африки.
В 1975 г. была создана Международная Конференция по Пассажирским Тарифам. Это неправительственная организация по работке и согласованию тарифов на перевозки пассажиров и баржа между европейскими странами. К основным целям относятся проведение единой тарифной политики, способствующей развитию международных пассажирских перевозок; поиск согласованных решений по международным и внутренним тарифам для иностранных граждан; координация деятельности по формированию тарифов в различных международных сообщениях [10].
Помимо этого, существует целый ряд региональных объединений, занимающихся вопросами технического и технологического обслуживания пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок: Европейская Конференция Министров Транспорта (ЕКМТ), Латиноамериканская железнодорожная ассоциация (АЛАФ), Союз Африканских Железных Дорог (САЖД), Ассоциация высокоскоростного движения на железнодорожном транспорте, включающая 12 стран мира, и др.
Основными документами, регулирующими железнодорожные перевозки во внутреннем сообщении, являются Закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» (от 25.08.1995 г.), «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (от 10.01.2003 г.), Федеральный Закон «О естественных монополиях» (от 17.08.1995 г.), «Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (от 11.03.1999 г.) и др.
Закон «О федеральном железнодорожном транспорте» определяет железнодорожный транспорт как основу транспортной системы Российской Федерации, которая должна обеспечивать потребности населения в перевозках и услугах, а также жизнедеятельность всех отраслей экономики. Кроме того, законом подчеркивается значение железнодорожного транспорта в обеспечении национальной безопасности страны и в развитии социальной сферы государства, определяются его роль и место в осуществлении международных перевозок [8].
Последний устав железнодорожного транспорта был принят Государственной Думой РФ в январе 2003 г. Это девятый по счету устав в железнодорожной отрасли страны — первый был принят в России в 1885 г., затем на территории Российской Федерации принимался в 1920, 1922, 1927 гг.; в Советском Союзе утверждался в 1935, 1954 и 1964 гг., а предпоследний был принят в Российской Федерации в 1998 г.
Необходимость разработки нового законодательного акта в сфере железнодорожных перевозок вызвана тем, что в мае 2001 г. Правительство РФ приняло решение о проведении структурной реформы на железнодорожном транспорте. Ее целью является создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок. Однако осуществление такой реформы требует особой правовой базы, которую и должен обеспечить новый устав [14].
Согласно ст. 1 устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользовании (далее — железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
При этом железнодорожные пути общего пользовании представляют собой железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов; приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции [14].
Согласно Уставу для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между инфраструктурой и перевозчиком заключается договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры. К таким услугам относятся:
- предоставление перевозчику права использовать принадлежащие владельцу инфраструктуры железнодорожные пути и иные необходимые для осуществления перевозок объекты;
- обеспечение доступа железнодорожного подвижного состава перевозчика на железнодорожные пути, являющиеся частью инфраструктуры, как для перевозки, так и для нахождения на них порожних вагонов;
- осуществление управления движением поездов, в том числе согласование технических и технологических возможностей осуществления перевозок с владельцами других инфраструктур, железными дорогами иностранных государств и организациями других видов транспорта;
- погрузка, выгрузка, хранение грузов и др.
Следует отметить, что перечень указанных работ Устав оставил открытым, что дает право заключения договоров между перевозчиками и инфраструктурами на иные работы (услуги).
Устав перечисляет нормативные документы, содержащие правила, обязательные для всех участников системы пользования и обслуживания железнодорожным транспортом, которые разрабатываются и утверждаются в установленном порядке Федеральным органом исполнительной власти совместно с заинтересованными организациями. К таким документам относятся:
- правила перевозки грузов, пассажиров, багажа;
- порядок перевозки почтовых отправлений;
- правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- правила оказания услуг по использованию инфраструктуры
- железнодорожного транспорта и др [10].
Последние два нормативных акта утверждаются Правительством РФ, что свидетельствует о высоких требованиях к содержанию этих документов. При этом подчеркивается, что пассажиры как потребители услуг пользуются всеми правами, предусмотренными Законом РФ о защите прав потребителя.
Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм и правилам эксплуатации. Железнодорожные станции, открытые для выполнения операций по перевозкам пассажиров, багажа и грузобагажа, должны быть оборудованы железнодорожными билетными кассами, помещениями для приема и выдачи багажа, камерами хранения ручной клади, залами ожидания, справочными бюро, комнатами отдыха, комнатами матери и ребенка, ресторанами, буфетами, помещениями для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров. Пассажирам предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами.
Перевозки пассажиров осуществляются на основании договоров, заключенных между ними и перевозчиком. Согласно договорам перевозки перевозчик обязан перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей; выдать багаж, грузобагаж лицам, уполномоченным на получение багажа, грузобагажа. Пассажиры при этом обязаны оплатить свой проезд и провоз багажа согласно установленным тарифам.
В случае нарушения договоров о предоставляемых услугах Уставом определяется ответственность перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров, а также порядок составления актов и предъявления претензий и исков [10].
Таким образом, можно сделать вывод, что железнодорожные перевозки, являются легкодоступным, безопасным и практичным видом транспорта. В настоящее время существует огромное количество различных видов вагонов, типов размещения и сервисного обслуживания. Стоит отметить так же, что железнодорожное сообщение является одним из самых популярных видов перемещения туристов.
2. Анализ организации железнодорожных перевозок туристов на примере ООО «Гильдия Тур» за 2014 — 2015 гг
2.1 Организационно — экономическая характеристика деятельности
Общество с ограниченной ответственностью ООО «Гильдия Тур» является ведущим многопрофильным туроператором Волгоградской области. Физический адрес 460018, город Волгоград, ул. Маломельничная, д. 36
Общество является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации. Форма собственности Общества — частная.
ООО «Гильдия Тур»:
Имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его постоянном балансе. Может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности. Обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен, оплаты труда, распределения чистой прибыли.
ООО «Гильдия Тур» является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является получение прибыли.
Для реализации указанной цели «Гильдия Тур» осуществляет виды деятельности в следующих финансово-хозяйственных отраслях:
- организация пляжного отдыха на курортах мира (в том числе в России);
- организация речных и морских круизов, санаторно-курортного лечения и детского отдыха;
- организация экскурсионных туров по всему миру, включая г. Волгоград;
- продажа авиа — и ж/д билетов;
- оформление виз и паспортов;
- обслуживание комфортабельными автобусами импортного производства туристического класса.
Туристическая организация «Гильдия Тур» является одновременно и турагентом и туроператором. То есть, фирма разрабатывает маршруты как туроператор, и продает их туристам и другим агентствам, в то же время, фирма «Гильдия Тур» как турагент, приобретает туры у других фирм, и так же продает их туристам.
Персонал туристической компании «Гильдия Тур» отвечает следующим требованиям:
1. Знание основных документов Российского законодательства в сфере туризма и потребителях туристских услуг Федеральный закон от 24 ноября 1996г. железнодорожный перевозка турист путешествие
2. Знание Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в закон о защите прав потребителей»
3. Знание Международных договоров в Российской Федерации в сфере туризма.
4. Знание Международных документов сферы туризма, системы международных стандартов.
5. Знание нормативных документов, определяемые требования к безопасности туристских маршрутов ГОСТ Р 50644-94, ГОСТ Р 50681-94, ГОСТ Р 60690-94.
6. Знание иностранных языков в объеме, соответствием выполняемой работе.
7. Знание методов управления, основ педагогической деятельности и психологи личности, умение организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, а также готовность к кооперации с коллегами по работе.
8. Умение дать четкие, точные ответы на поставленные посетителем вопросы.
9. Владение информацией, необходимой для потребителя.
10. Повышает свою квалификацию на курсах, семинарах, ездить в рекламно-информационные туры.
11. Знание должностных обязанностей.
Туристическая фирма «Гильдия Тур» имеет бухгалтера, который занимается всеми вопросами, связанными с бухгалтерией, налогообложением, маркетингом и менеджментом. Также бухгалтером производится начисление заработной платы сотрудникам предприятия.
В общем виде организационную структуру турфирмы «Гильдия Тур» можно определить как линейную и представить в виде следующей схемы (рисунок 2).
Рисунок 2 — Организационно — управленческая структура турфирмы «Гильдия Тур»
Линейная организация предполагает относительную автономность в работе. Данный тип департаментизации характеризуется в целом простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления (относительная автономность).
Такой простой подход к группированию работ и людей осуществляется обычно, когда выполняемые работы однотипны, а люди — не дифференцируются. В среднего и большого размера организациях линейное деление на части дает эффект, как правило, на нижних уровнях иерархии (в группах, бригадах, звеньях и т. п.) [17].
Для каждого отдела турфирмы были прописаны свои должностные обязанности.
1 Должностные обязанности директора «Гильдия Тур» заключаются в следующем:
- руководит в соответствии с действующим законодательством всеми видами деятельности организации;
- организует работу и эффективное взаимодействие между менеджерами;
- решает все вопросы, касательно финансирования и развития фирмы;
- контролирует получение услуг отраженных в договоре;
- визирует договора с клиентами, с фирмами — операторами, а также все бухгалтерские документы и несет ответственность (наряду с главным бухгалтером) за их достоверность и выполнение.
2 Должностные обязанности старшего менеджера заключаются в следующем:
- подчиняться директору фирмы и несет ответственность за работу отдела туризма;
- осуществляет общее руководство работы менеджеров. Распределяет нагрузку среди менеджеров;
- координирует и контролирует работу менеджеров в выборе туроператоров по направлениям;
- изучает предложения туроператоров и особенности турпродукта по всем направлениям. Обязан знать особенности оформления туров, правила и формальности, действующие в странах пребывания туристов и так далия.
3 Должностные обязанности менеджера по работе с клиентами заключаются в следующем:
- подчиняться непосредственно начальнику отдела и руководителю, и выполнять их поручения и распоряжения;
- работает с клиентами, разъясняет условия туробслуживания, предоставляет полную информацию о туре, дает информацию о необходимых формальностях и особенностях страны пребывания;
- заключает с клиентом договор — заявку, по которому подыскивает и предлагает клиентам туры, согласно их пожеланиям;
- рассчитывает стоимость тура для клиента и выдает счета на предоплату [17].
4 Должностные обязанности главного бухгалтера по работе с клиентами заключаются в следующем:
- осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использование трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия;
- формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.- возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформлении хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах;
- обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате;
5 Должностные обязанности кассира по работе с клиентами заключаются в следующем:
- осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность;
- оформляет документы и получает в соответствии с установленным порядком денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов;
- передает в соответствии с установленным порядком денежные средства инкассаторам;
- составляет кассовую отчетность;
- выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.
6 Отдел маркетинга и рекламы отдел осуществляет функции: изучение потребительского рынка, разработка и внедрение рекламы (печатной продукции, внешнее оформление фирмы, реклама на радио и в печатных средствах), проводит социологические опросы.
К каждой группе клиентов предусмотрены специальный подход и соответствующее обслуживание как групповое, так и индивидуальное. В силу этой специфики все клиенты турфирмы систематизированы в три группы:
- а) туристы, путешествующие на внутриобластных маршрутах;
- б) туристы, путешествующие на российских маршрутах;
- в) туристы, отправляющиеся за рубеж.
Турфирма «Гильдия Тур» работает в качестве турагента, предлагая своим клиентам не только внутрироссийские, но и международные маршруты [17].
Как и многие турагенты, «Гильдия Тур» может одновременно работать с несколькими туроператорами. От них стекается информация о различных турах, из которых они подбирают клиенту нужный и наиболее доступный по цене. В таблице 2 представлены партнеры туроператора «Гильдия Тур».
Таблица 2 — Партнеры туристического оператора «Гильдия Тур»
Название фирмы |
Основные сферы деятельности |
|
Туристический оператор «Tez Tour» |
Австрия, Болгария, Бразилия, Греция, Доминикана, Испания, Италия, Китай, Куба, Мальдивы, ОАЭ, Таиланд, Шри-Ланка |
|
Туристический оператор «Pegas Touristik» |
Греция, Кипр, Таиланд, Вьетнам, Китай, Индия, Индонезия, Андорра, Иордания, Черногория, Марокко, Маврикий |
|
Туристический оператор «OrenAir» |
Уникальная модель туристического холдинга, объединяющая авиакомпанию, туристического оператора и розничную сеть продаж туристических услуг и авиабилетов. Туроператор реализует туры как зарубеж, так и по территории России |
|
Туристический оператор «Natalie Tours» |
Выездной туризм и морские круизы |
|
Туристическая фирма «Верса» |
Организация еженедельных туров в Санкт-Петербург |
|
Наибольшей популярностью у жителей города Волгограда, как это часто бывает, является пляжный и культурно-познавательный туризм. Однако не меньшим спросом пользуются и другие виды туризма.
В таблице 3 представлен анализ выручки от продажи товаров, продукции и услуг туроператора «Гильдия Тур».
Таблица 3 — Анализ выручки от продажи товаров, продукции, работ
Показатели |
2014 год, руб. |
2015 год, руб. |
Отклонение, руб. |
% |
|
Выручка, в т.ч.: |
294710 |
338821 |
44111 |
115 |
|
от «Гильдия Тур» |
185256 |
200530 |
15274 |
108 |
|
от сторонних организаций |
109454 |
138291 |
28837 |
126 |
|
Из таблицы видно, что выручка от реализации составила: 338821 тыс. руб., в сравнении с доходами, полученными за 2014 год рост составили 115% или 44111 тыс.руб. Выручка от деятельности туроператора «Гильдия Тур» в 2015 году составила: 200530 тыс.руб., а от сторонних организаций: 138291 тыс.руб. Выручка от сторонних организаций включает в себя аренду автобусов другими туроператорами и турагентами. Этот показатель в 2015 году значительно увеличился по сравнению с 2014 годом — на 28837 тыс.руб.
Перевыполнение было обеспечено:
- увеличением стоимости предоставляемых услуг в среднем в сравнении с 2014 годом на 8,5% для «Гильдия Тур» и 10% для сторонних заказчиков;
- увеличением количества проводимых мероприятий для работников «Гильдия Тур» — организацией мероприятий для прочих заказчиков в результате проведения оперативной работы по предложению, рекламированию услуг и заключению договоров на проведение, семинаров, конференций, выставок, бизнес — мероприятий;
- увеличение объема реализованных путевок.
В «Гильдия Тур» продажа турпродукта осуществляется по рыночной цене. Главной конкурентоспособной чертой является то, что данная фирма является многопрофильным туристическим агентством, отличающиеся надежностью и высоким качеством обслуживания клиентов, которые гарантируются более чем семилетним стажем работы ее сотрудников на рынке туруслуг [17].
Анализируя цены на услуги можно сказать, что наиболее дорогие туры в фирме в Индию, Францию, Англию и на Мальту.
Наиболее дешевые туры — это туры в Чехию и Венгрию. Поэтому клиентами данной фирмы являются люди, как с большим, так и со средним достатком, предпочитающие проводить время путешествуя.
Для продвижения своих услуг необходимо правильно и четко проводить маркетинговые мероприятия. Ведь реклама в туризме является одним из важнейших средств осуществления связи между производителем и потребителем туруслуг. Сегодня ни одно предприятие сервиса не может успешно вести дела без рекламы в том или ином виде. Для того чтобы продать любой товар или услугу, необходимо, прежде всего, чтобы этот товар или услуга были знакомы покупателю, и он ощущал потребность и надобность в их приобретении.
В начале своей деятельности «Гильдия Тур» располагал рекламно-информационный материал во многие рекламные средства. Реклама была как на телевиденье на канале ОРТ, РТР, так и на радио «Авторадио». На сегодняшний день данная турфирма отказалась от этого дорогостоящего средства и решила сэкономить свое материальное положение, разместив, рекламу только в нескольких газетах.
Таким образом, можно сделать вывод, что «Гильдия Тур» — туроператор-организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов. Турфирма имеет линейную организационную систему, которая предполагает относительную автономность в работе. Туристический оператор «Гильдия Тур» ведет активную коммуникационную политику с внешним окружением (клиенты, посредники, конкуренты, контактные аудитории, партнеры).
2.2 Анализ ассортимента железнодорожных туров
Туристический оператор «Гильдия Тур» работает по нескольким направлениям. Одним из популярных направлений являются внутренние и международные ж/д туры. Внутри страны популярными направлениями являются Москва, Санкт — Петербург, Пенза, Новороссийск, Махачкала, Адлер, Анапа, Иркутск, Челябинск и др. В страны ближнего зарубежья: Астана, Ташкент, Бишкек, Павлодар, Алматы и др. А так же в страны Европы: Париж, Ницца, Вена, Варшава, Прага, Берлин, Будапешт, Кельн, Лондон и т.д.
Турфирма предлагает разнообразные маршруты: отдых на море, познавательные, развлекательные, паломнические, оздоровительные ж/д туры, а так же комбинированные туры — ж/д + автобус. «Гильдия Тур» сотрудничает с лучшими санаториями, лечебницами, отелями и базами отдыха. Турфирма предлагает лучший отдых за границей
В таблице 4 представлены основные направления железнодорожных туров по России, реализуемые «Гильдия Тур».
Таблица 4 — Основные направления железнодорожных туров по России, реализуемые «Гильдия Тур»
Название тура |
Маршрут |
Продолжительность |
Стоимость |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
«Сердце Алтая» |
Волгоград — Москва — Горно-Алтайск — Телецкое озеро — долина Чулышмана — Чуйский тракт (Калбак-Таш, Каракольская долина) — Чемал — Горно-Алтайск — Москва — Волгоград |
16 дней / 15 ночей |
от 36000 руб. |
|
«На родину Ломоносова» |
Волгоград — Москва — Архангельск — Холмогоры — село Ломоносово — Архангельск — Москва — Волгоград |
8 дней / 7 ночей |
от 20000 руб. |
|
«Сердце Байкала» |
Волгоград — Иркутск — Ольхон — Иркутск — Волгоград |
16 дней / 15 ночей |
от 50000 руб. |
|
«Город трех имен: Царицын — Сталинград — Волгоград» |
Волгоград — Волгоград — Волгоград |
11 дней / 10 ночей |
от 22000 руб. |
|
«Московские каникулы» |
Волгоград — Москва (Московский Кремль, Третьяковская галерея, Поклонная гора, Царицыно, Останкинская телебашня и др.) — Волгоград |
6 дней / 5 ночей |
от 10000 руб. |
|
«Белые ночи в Северной столице» |
Волгоград — Санкт-Петербург (Эрмитаж, Петергоф, Дворцовая площадь, Юсуповский дворец, Царское село и др.) — Волгоград |
13 дней / 12 ночей |
от 24000 руб. |
|
Преимущество железнодорожных туров является то, что спрос на них существует в любое время, в отличие от других, также предоставляемых агентством. Туристическое агентство «Гильдия Тур» реализует большое количество ж/д туров в страны Европы. В таблице 5 представлены наиболее популярные направления ж/д туров в страны Европы, реализуемые «Гильдия Тур».