Анимационные программы на автобусно-транспортных маршрутах при организаций детского туризма

Дипломная работа

В современном туризме при организации туристического продукта большое внимание уделяется организации обслуживания туристов в отелях, во время перелетов, в дороге, в лагерях и тому подобное. Это обслуживание определяется понятием анимационного сервиса.

Анимация — совершенно новое направление, которое стало активно использоваться во всем мире. Это оживление отдыха и организация непосредственных впечатлений от личного участия туристов в игровых и театрализованных шоу-программах, спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях. Данное явление в туризме рождено конкуренцией между курортами, равными по великолепию интерьеров, инфраструктуре, обслуживанию и сервису.

Анимационный сервис охватывает очень широкое поле деятельности. Он включает в себя и анимацию во время трансферов, занимающих значительную часть времени туристов, причем часто наиболее монотонную и утомительную, и анимацию во время приема пищи в условиях проведения стилизованных, уходящих корнями в национальные традиции обедов, ужинов, банкетов, и анимацию самых разных по своей тематике и направленности экскурсий, и анимацию спортивно-оздоровительной направленности, и организацию всевозможных игр, включая игорный бизнес, и организацию сложнейших массовых театрализованных зрелищ, фестивалей, карнавалов.

Анимационное обслуживание является важным элементом туристического продукта, позволяет создать комфортные условия для туристов. Хорошо отработанное анимационное обслуживание является большим конкурентным преимуществом на туристическом рынке.

Актуальность исследования заключается в стремительном совершенствовании анимационной деятельности в индустрии туризма; расширении, усложнении и дифференциации анимационных форм и методов организации отдыха; разработке развлекательных, спортивно- оздоровительных, анимационно-театрализованных и игровых программ для детей в условиях длительности перевозок при различных видах путешествий.

Это связано с тем, что дети особенно требовательны к различного рода развлечениям и зрелищным мероприятиям. В условиях перевозки детей на транспорте, использование анимации приобретает еще более значимую необходимость.

Последнее время путешествия детей стало достаточно частым явлением. Это могут быть и однодневные экскурсионные туры, и длительные поездки по разным городам и даже странам. Монотонность времяпровождения в условиях разных видов транспорта снижает привлекательность поездки. Анимационные программы могут сыграть в этом случае важную роль и способствовать увеличению интереса к программе тура в целом

12 стр., 5834 слов

Экскурсии как формы организации детей в дошкольных учреждениях

... является основной формой обучения детей - изучение его организации и проведения является актуальным. Целью курсовой работы является выявить особенности организации экскурсии, определить эффективность педагогического процесса. В связи с этим были поставлены ...

Проблема в том что, при организации детских туров не всегда уделяется должное внимание наличию и содержанию анимационных программ. Это делает туры менее привлекательными, либо побуждает детей самостоятельно организовывать свой досуг, не всегда с пользой.

Объект исследования — анимационная программа в детском туризме

Предмет исследования — детские анимационные программы в условиях транспортных перевозок.

Методы исследования:

Изучение литературы, нормативно правовых актов, анкетирование, обобщение, сравнение, классификация, систематизация.

При выполнении работы использовалась учебная и научная литература, статьи из периодических изданий, материалы Интернет-сайтов туристических агентств.

Цель работы: изучение особенностей организации детских анимационных программ на автобусно-транспортных маршрутах.

Задачи:

1) изучить литературу по обозначенной проблеме;

2) выявить особенности видов детского туризма;

3) проанализировать особенности анимационных программ в детском туризме;

4) проанализировать специфику анимационных программ на разных видах транспорта;

5) разработать проект детской анимационной программы для автобусного тура.

Интерес к проблемам детей и молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.

Теоретическое осмысление основных положений и понятий настоящей дипломной работы осуществлялось на основе изучения необходимого массива специализированной литературы. Так, для раскрытия вопроса об особенностях детей, как особой социально-психологической группы использовались труды Вербина А.А., Андреевой Г. М., Бестужева-Лады И.В.,

Кулагина И. Ю.и других. Выявлению особенностей детского и молодежного туризма способствовали труды Егорычевой В., Квартального В.А., Бирженюка М. Б.

Александрова А. Ю. и других. Понятия «анимация», «анимационная программа», определение роли туристской анимации в детском туризме представлены в трудах Приезжевой Е. М., Гаранина Н. И., Курило Л. В., Б.В. Куприянова «Организация и методика проведения игр с подростками» в которой широко раскрыто понятие игровой деятельности.

Кроме того характеристика организационных особенностей анимационных программ осуществлялась на основе публикаций в специализированных журналах: «Туризм», «Весь мир», «Турбизнес», «Курортные ведомости».

Отдавая должное тому, что уже сделано другими исследователями, надо признать недостаточною разработанность некоторых важных теоретико-методических проблем, связанных с организационно-технологическим обеспечением анимационных программ именно в детском туризме.

Структура исследования включает три этапа.

1) Теоретический этап. Методом теоретического анализа раскрыта сущность понятия «анимационная программа», выявлена двойственность потребности в анимационном мероприятии: стремление детей к насыщенному отдыху и желание приобщиться к тому, что престижно.

17 стр., 8086 слов

Проект программ анимационного обслуживания на предприятии туриндустрии ...

... Анимация – это деятельность по разработке и осуществлению специальных программ проведения свободного времени, организация развлечений и спортивного проведения досуга [3]. Соединив значения этих двух определений, мы получаем сущность анимационной ... Несколько позже специалисты начали работу и в Турции. Отметим, что, начиная с середины 90-х годов, анимация как явление туризма стало развиваться и в ...

2) Диагностический этап. С помощью метода анкетирования изучались основные социокультурные потребности и интересы в сфере детского туризма. На основании анализа Интернет ресурсов и специализированных справочных изданий была охарактеризована характеристика инфраструктуры и опыта организации детских туров с использованием разных видов транспорта.

3) Методический этап. С учетом выводов, полученных в ходе теоретико-эмпирического исследования были разработаны рекомендации по совершенствованию организации детских анимационных программ при перевозке на дальние расстояния. На данном этапе использовался метод социокультурного проектирования. Проект анимационной программы детского тура.

Теоретическая новизна исследования заключается в обосновании значимости анимационных программ в детском туризме как важного средства активного включения детей в культурно-досуговую деятельность, в выявлении и раскрытии основных организационно-технологических требований к организации детских анимационных программ в условиях транспортных перевозок.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основании изученной теории, а также опыта организации детских анимационных программ были разработаны методические рекомендации по совершенствованию организации такого рода программ. Это позволило повысить интерес детей к выбору тура с анимационной программой для проведения туристического досуга.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКИХ АНИИМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ В ТУРИЗМЕ

1.1 Понятие и классификация видов детского туризма

В соответствии с Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания». (1)

Детский туризм занимает достойный сектор рынка туриндустрии. Программы отдыха, призванные расширить детский кругозор, укрепить здоровье или раскрыть таланты, нацелены в конечном итоге на развитие молодого поколения — в ближайшем будущем потенциально наиболее активного в российском обществе.

Детский туризм подразумевает путешествия детей, в том числе школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями.

По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов.

По способу организации туристские путешествия подразделяются на:

  • Плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений)
  • Самодеятельные.

В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность. Выделяются:

  • Сезонный — каникулярный период (осень, зима, весна — 8-12 дней, лето — 3 месяца).

  • Межсезонный.

Можно выделить несколько основных видов детского туризма, существующих в настоящее время в России, а именно:

33 стр., 16346 слов

«Проектирование анимационной программы для детского культурнопознавательного ...

... использованием современных туристских технологий для данной возрастной категории. Проблема: в недостаточном количестве анимационных программ в рамках детских культурно-познавательных туров для учащихся начальной школы. Объект: детский культурно-познавательный туризм. Предмет: анимационная программа ...

1) Внутренний туризм:

  • экскурсии для школьников
  • спортивный туризм (в том числе спортивно-туристские соревнования)
  • самодеятельные школьные обмены
  • познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе
  • оздоровление и отдых в детских лагерях

2) Выездной туризм:

  • организация международных безвалютных обменов
  • образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.
  • познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе
  • выезды в международные детские центры (лагеря)

В настоящее время турфирмы предлагают целый спектр предложений для клиентов любого достатка, а вот в отношении детского отдыха такой гибкости нет. Поэтому есть серьезный потенциал, с которым нужно работать, расширяя спектр предложений.

Таким образом, можно сказать, что на настоящее время в достаточно широкой индустрии детского туризма существует немало проблем, требующих решения. Но, тем не менее, этот вид туризма является одним из самых устойчивых сегментов туррынка. При правильной политике государства, частных структур и инвесторов у этой сферы есть все предпосылки для дальнейшего роста и развития.

1.2 Понятие и функции анимации

детский тур анимационный перевозка

В настоящее время во всём мире стало использоваться совершенно новое направление — анимация, т.е. оживление отдыха и организация непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях.

Под анимационной программой мы подразумеваем объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий. Кроме понятия «анимационная программа» часто используется понятие «анимационное мероприятие», которое является составной частью анимационной программы. Например, если мы составляем анимационную программу на день, то она включает несколько анимационных мероприятий: спортивные соревнования, вечернюю развлекательную программу, игры на пляже и многое другое.

Анимация — это своеобразная услуга, преследующая цель — повышение качества обслуживания, и в то же время — это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения гостей и их знакомых, тоже преследующая цель — продвижение туристского продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности турбизнеса.

Туристская анимация — это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. Основана на личных контактах аниматора с туристами, на совместном участии их в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса. Это разновидность туристской деятельности, осуществляемой в туркомплексе, отеле, круизном теплоходе, поезде, которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга.

Из трех главных рекреационных функций (лечебной, оздоровительной и познавательной) туристская анимация призвана выполнять прямым образом две функции — спортивно-оздоровительную и познавательную. Косвенным образом при соответствующих условиях выполняется и лечебная функция.

В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ можно выделить следующие функции туристской анимации:

11 стр., 5187 слов

Анимационная деятельность как новое направление в туристском ...

... оказывается, поэтому в рамках данной дипломной работы основное внимание оказывалось отелям 4* и 5*. Как показал анализ в Турции анимационная деятельность представлена всеми направлениями. Также можно отметить, что анимационные программы совпадают в данных отелях, имеют ...

1) адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;

2) компенсационную, освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни;

3) стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;

4) оздоровительную, направленную на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;

5) информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т. д.;

6) образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;

7) совершенствующую, приносящую интеллектуальное и физическое усовершенствование;

8) рекламную, дающую возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о стране, регионе, туркомплексе, отеле, турфирме и т. д.

Такое разнообразие функций туристской анимации обусловило и многообразие видов анимационной деятельности, а также большую разновидность анимационных программ и мероприятий.

С точки зрения системного подхода туристская анимация — это удовлетворение специфических туристских потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном провождении времени, развлечении.

1) анимация в движении — удовлетворяет потребность современного человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;

2) анимация через переживание — удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного приобщении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

3) анимация через общение — удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение;

4) анимация через успокоение — удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также потребность в покое и «праздной лености»;

5) культурная анимация — удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

6) творческая анимация — удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.

На современном этапе существует и проблема дифференциации предлагаемых услуг. Турфирмы предлагают целый спектр предложений для клиентов любого достатка, а вот в отношении детского отдыха такой гибкости нет. Но есть серьезный потенциал, с которым нужно работать, расширяя спектр предложений.

1.3 Возможности использования анимационных программ в детском туризме

Существует отличие драматургии массовых мероприятий и развлекательных программ от традиционной театральной и кинематографической культуры, а так же от стилей создания сценариев в различных учебных заведениях.

При создании и воплощении анимационных программ для детей необходимо учитывать важность следующих факторов, влияющих на их успешное воплощение.

Характеристика самого объекта, как то:

  • Место проведения;
  • Длительность существования объекта, от которой во многом зависит слаженность работы коллектива, обеспечение необходимыми кадрами и степень их профессионализма;
  • Материально-техническое обеспечение (наличие технически-оборудованных площадок, необходимого снаряжения, декораций, костюмов, современной оргтехники и сопутствующих материалов для реализации запланированного спектра мероприятий;
  • Жесткая или дифференцированная продолжительность заезда туристов;
  • Наличие (либо отсутствие) долгосрочного плана заезда организованных групп либо отдельных отдыхающих;
  • Транспортное обеспечение экскурсионных программ;

Как бы хорошо ни были оснащены и обеспечены кадрами туристские предприятия, анимационная работа в них постоянно будет давать сбой, если нет следующих компонентов:

57 стр., 28026 слов

Анимационный сервис в туризме

... площадок и комнат для детей, необходимого оборудования для проведения мероприятий анимации. Объект работы - анимационные услуги в туризме. Тема - характеристика, проблемы и перспективы региональной анимационной деятельности в сфере туризма. Цель работы - разработать игровую анимационную программу для детей на основе ...

  • Широкой, многообразной и современной методической базы (сценариев праздников как традиционных, так и спонтанных, набора игр и развлечений для различных возрастов участников, их степени знакомства и темперамента, уровня образованности);
  • Набора подручного материала для быстрого воплощения в жизнь аниматорами и участниками мероприятий своих идей, не требующих специальной подготовки, как то: краски, картонные коробки, природные материалы, клей, скотч, нитки, верёвки;
  • Чёткого распределения должностных обязанностей между организаторами и исполнителями. Каждый из аниматоров должен заранее знать, за что конкретно он отвечает на текущем мероприятии и в ходе программы в целом;

— Выделения рекламно — информационной и административно — хозяйственной функций в самостоятельные звенья анимационной структуры, не нагружая аниматоров, работающих с туристами, данными обязанностями. Эти профессии хоть и смежны по целям, духу и темпераменту, но совершенно различны по реальному воплощению их в жизнь.

Для того чтобы более полно и чётко осознать основные правила создания детской анимационной драматургии, необходимо знать законы традиционной театральной и кинематографической драматургии, которые в обязательном порядке включают в себя:

1) Наличие литературного источника (авторского сценария, художественно — литературного либо драматического произведения, отрывки из этих произведений) с чётким определением времени и места действия, обязательным обозначением его жанра, сюжета и, соответственно, заданным автором, финалом.

2) Список персонажей с обозначением их социального статуса, пола, возраста детей, особенностей характера.

3) Прописанные автором реплики персонажей и ремарки, от которых нельзя отклоняться.

4) Традиционная драматургия, как правило, предполагает возраст, социальный и культурный уровень зрителя, на которого нацелено данное произведение с целью его более успешной реализации на сцене или в кино.

Драматурги, режиссёры и актёры закованы в достаточно жёсткие рамки, в том числе и временные, и материальные, и при выборе постановочной площадки.

Следом за этим интересно обратить внимание на стили создания сценариев. Будь то школа, либо другое учреждение образовательно-воспитательного характера, при подготовке к любым массовым мероприятиям приветствуются (а чаще — требуются):

1) Соблюдение четко сформулированных в сценарии целей и задач, направленных на выполнение учебно-воспитательного плана. Например: повышение культурного и эстетического развития учащихся, воспитания в них чувства патриотизма, коллективизма, трудолюбия, ответственности и так далее.

36 стр., 17786 слов

Организация культурно-досуговой деятельности детей в Ясногорском ...

... в сложных условиях современного села. ЦЕЛЬ НАШЕЙ РАБОТЫ: Исследование опыта и проблем деятельности сельских клубных учреждений современного села в организации досуга детей, выработка на основе проведенного анализа методических ...

2) Тематическая, развивающая кругозор, подтверждающая знания и умения данного уровня образования, направленность. (Тематика обычно привязана к знаменательным историческим датам, юбилеям выдающихся людей, изучаемых в ходе образовательной программы, календарным и народным праздникам).

3) Проведение мероприятий в заранее оговоренный срок и в ограниченных учебным расписанием рамках.

4) Развлекательные мероприятия импровизационного характера, как правило, должны получить предварительное согласие от администрации учреждения.

5) Такие же дела, как концерты, фестивали, КВН, к сожалению, приобретают явно соревновательный характер, но не между участниками, а их руководителями, что значительно понижает стимул к творчеству у самих исполнителей.

Не стоит подробно останавливаться на анализе художественно-эстетического уровня драматургии, используемой в данных учреждениях. Везде она различна и равно зависима от двух важнейших факторов:

1) Талант, художественно-эстетический вкус педагога, работающего с творческими детьми.

2) Степень доверия и уважения со стороны администрации учреждения к профессионализму педагога и веры в талант и творческий потенциал, который заложен в каждой юной личности.

Ознакомившись и учитывая положительные и негативные характеристики традиционной театральной и кинематографической драматургии, будет гораздо легче перейти к выработке и формулированию особенностей создания драматургии для детских анимационных мероприятий в условиях путешествий на транспорте.

Принимая во внимание факт, что дети возьмём за основу простые правила.

Драматургия ставит перед собой главными целями:

1. Заинтересовать широким спектром предлагаемой анимационной программы на протяжении всего времени отдыха

2. Увлечь и как можно быстрее привлечь к участию в выбранных мероприятиях.

3. Ненавязчиво первыми же делами убедить прибывших, что они безусловно талантливы и не стоит тратить время попусту, обделяя себя в удовольствиях.

Для выполнения данных целей режиссер должен знать следующие драматургические приёмы мастерства сценариста — аниматора:

1. При написании сценариев программ ориентироваться на наиболее преобладающие в этом заезде возраст, групповые творческие интересы, этническую принадлежность и другие особенности отдыхающих, но при этом составлять программы так, чтобы не только заинересовать всех зрителей, но и вовлечь их в активную деятельность.

2. Не нагружать сценарий текстами, требующих запоминания и серьёзного осмысления.

3. Ориентироваться на естественную потребность детей в активной игровой деятельности, не исключая и возможности расширить их кругозор, получить новые практические навыки.

4. При использовании игр и конкурсов, где требуются сочинительские таланты, подготовить шпаргалки и подсказки для облегчения и ускорения выполнения заданий.

5. Стараться просчитать временные отрезки всех этапов действия, чтобы оно не было затянуто, но и не было слишком поспешно, что неизбежно утомит зрителей и ухудшит впечатление о нём.

6. Помнить о том, что в отличие от театрального действия, где всё идёт «От точки до апогея!», анимационное мероприятие должно иметь яркое начало и ещё более блистательный финал!

7. Стремиться к тому, чтобы воплощение замысла драматурга было возможно как в помещении, так и на открытой площадке. Продумать коррективы при их перемене.

20 стр., 9720 слов

Разработка детских анимационных программ в гостинице

... исследования Целью дипломной работы является разработка развлекательной программы для детей в отеле «Алтай». В соответствии с поставленной задачей определены следующие задачи исследования : Изучить теоретические основы детских анимационных программ в гостинице. Провести анализ анимационной программы для детей на гостиничном ...

Тематика праздников и других мероприятий — широкое поле для художественно — эстетической фантазии драматурга. Прежде чем её составлять, лучше всего обратиться к различным источникам:

1. Изучить календарь и найти там, помимо общеизвестных и любимых всеми, ещё немало интересных профессиональных, православных праздников, а так же дни полнолуний, весеннего и осеннего равноденствия и много ещё различных поводов для игрищ и веселья;

2. Поинтересоваться у детей, какие сказки, фильмы и мультфильмы они любят и знают их содержание почти наизусть;

3. Выяснить, какие телешоу и передачи им интересны больше всего;

4. Провести опрос, какой вид спорта наиболее популярен среди мальчиков и девочек.

Повод для веселья можно изобрести самим участникам, что само по себе уже является предметом всеобщей гордости и творческого единения.

«Бал бантиков», «День чудаков», «Ночь вещих снов», «Именины Невидимки», «Юбилей Всех, Всех, Всех!» — чем непонятней и забавней название, тем больше пространства для коллективной фантазии и, меньше претензий к устроителям .

Вот тут-то и потребуется приведённый выше «Золотой запас».

  • Богатой, многообразной и современной методической литературы (сценариев праздников как традиционных, так и спонтанных, набора игр и развлечений для различных возрастов участников, независимо от их степени знакомства и темперамента, уровня образованности) и наличие базы аудио- и видео — материалов;
  • Набора подручного материала для быстрого воплощения в жизнь аниматорами и участниками мероприятий своих идей, не требующих специальной подготовки, как то: краски, картонные коробки, природные материалы, клей, скотч, нитки, верёвки.
  • Достаточного количества мелких призов по теме мероприятия, чтобы ни один артист не остался незамеченным. Детей порадует не столько конфета, сколько оказанное внимание.

В качестве примеров разновозрастных тематических сценариев и игр могут быть следующие игры и сценарии. (Приложение № 2)

В этом пункте наиболее полно раскрыта тема всей драматургий анимационных программ для детей. Описано что необходимо для успешного воплощения анимационных программ, так же показаны отличия драматургий в анимационных программах от традиционной театральной и кинематографической культуры. Здесь мы наглядно видим, что анимация это не просто игра, а кропотливый труд, собранный в единый сюжет, тщательно обработанный, подобранный под определенный момент и в дальнейшем выполненный профессиональными людьми.

1.4 Профессиональное мастерство детского аниматора

Профессиональное мастерство в анимационной деятельности — это тот уровень, к которому специалист постоянно стремится, но, достигая его, он старается достичь еще более высоких вершин. Следовательно, предела для совершенствования мастерства нет.

Методологическую основу квалификационной характеристики специалиста анимационной деятельности составляет активно-деятельностный подход. Необходимо уяснить философское определение понятия «деятельность». Будучи специфической формой активного отношения человека к окружающему миру, деятельность, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование, есть процесс, включающий цель, средства, результат. Кроме того, всякая деятельность может характеризоваться также тем, на что она направлена, то есть объектом деятельности — той частью действительности, которая является предметом познания, практического действия.

Профессиональное мастерство — это качественный уровень профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его достижения.

Режиссер-постановщик, разрабатывая новую анимационную программу, должен иметь не только качественный сценарий, но и возможности его осуществления: наличие ведущих программу, самодеятельных и профессиональных коллективов, возможности сценического пространства, освещение, акустическая и лазерная аппаратура, финансы, повторения программы на других туристских маршрутах. Успешная деятельность специалиста-аниматора во многом зависит от того, насколько хорошо он знает свойства объекта — системы деятельности, умело пользуется соответствующим научным «багажом». Для специалиста анимационной деятельности таким «багажом» являются художественное творчество, педагогика, психология, социология, наука общения и организации. Кроме того, специалист сферы досуга владеет режиссурой, сценарным мастерством, сценической пластикой, музыкальным оформлением, знает законы театрализации, ораторского искусства, иллюстрации, игры. Виды деятельности и знания, необходимые для целостного описания объекта деятельности, и составляют научный фундамент подготовки специалиста с высшим образованием в области анимационной деятельности. Одним из главных свойств профессионального мастерства является владение несколькими видами деятельности, характерными для взаимодействия человека с целостным объектом-системой. Так, для современной деятельности специалистов в области анимационной деятельности характерно стремление воссоединить традиционные, а иногда и забытые формы работы с новыми технологиями культурно-анимационного процесса, ориентированными на конечный «продукт культуры» в его общественном значении.

Профессиональное мастерство аниматора характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в процессе составления анимационных программ и их реализации. На основании проведенного анализа под «анимационным мастерством» понимается:

  • умение составить интересную анимационную программу, соответствующую потребностям и запросам потребителя;
  • умение привлечь внимание к данной анимационной программе, заинтересовать потребителя;
  • умение учитывать возрастные, психологические, этнические, религиозные и прочие особенности отдыхающих и на основе этого обеспечить индивидуальный дифференцированный подход;
  • умение строить свои взаимоотношения с подчиненными и отдыхающими на гуманной, демократической основе;
  • умение не теряться в самых трудных и неожиданных ситуациях;
  • умение сочетать теоретическую и практическую деятельность;
  • умение грамотно использовать в своей работе накопленный в данной сфере опыт и новейшие достижения передовой педагогики, психологии и прочих наук;
  • умение разнообразить анимационные программы, анимационные занятия, избегая шаблонности в их организации.

Детская анимация — это самое важное направление во всей анимационной деятельности. Главную роль в детской анимации занимает детский аниматор — это ключевая фигура, так как он должен включать в себя огромное количество качеств, умений и навыков. Он должен быть хорошим организатором, уметь предвидеть и сглаживать конфликты, неизменно возникающие в детской среде; быть спортсменом, танцором, туристом, певцом, клоуном, фокусником, массовиком-затейником, и любить детей и с уважением относиться к ним.

Немалую роль играют и профессионально-психологические особенности детского специалиста аниматора как педагога, состоящие в возникновении и укреплении в сознании педагогических штампов и шаблонов.

В результате между устаревающим содержанием воспитания и обучения, способами и формами педагогической деятельности, с одной стороны, и новыми требованиями жизни общества — с другой, возникает противоречие.

Его разрешение осуществляется на основе анализа всех сфер жизни нашего общества, выявления новых требований к человеку и данных педагогической науки, необходимых для пересмотра содержания образования и воспитательного процесса, совершенствования форм и методов педагогической деятельности.

В профессии детского аниматора трудность состоит в том, что работать нередко приходиться с детьми разных возрастных групп и иногда одновременно. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитываются анатомические показатели, особенности протекания физиологических процессов, качественные изменения роста, развитие психики эмоционально-волевой и действенно-практической сфер, степень духовно нравственной зрелости. В современных периодизациях детства отмечаются явления ускоренного физического развития детей (акселерации); их способность выдерживать значительные физические, эмоционально-психические и интеллектуальные нагрузки; духовная готовность к вступлению в многообразные социальные отношения.

Необходимо отметить, что детский аниматор, с учетом знания психологии и воспитания детей различных возрастных групп, строит свою теорию, свои подходы и методы к созданию детской анимационной программы. Возрастные особенности четко учитываются также при составлении игр и других развлечений для детей.

Каждый возрастной период детской жизни можно рассматривать как своеобразное и полноценное проявление жизненных сил. Детство и юность не только и не просто фазы становления взрослости, но и полноценные циклы осуществления жизни детской индивидуальности, личности. Такой подход требует не каждом этапе полнокровного включения ребенка во все остальные, доступные ему виды деятельности: умственную, трудовую, игровую, общественно полезную, художественную, физкультурную. При этом важно чтобы любая деятельность детей несла на себе печать творчества.

Детская анимация — это прежде всего творческий процесс, и ребенок может проявить себя во всех качествах, которые он не может проявить, например, в школе на занятиях или дома с родителями. Детский аниматор должен заострять внимание на одаренности детей, на их таланте и гениальности, ведь в непринужденной обстановке анимационной программы, будь то спектакль или игра, спортивная программы или любое другое действие, ребенок может проявить себя намного естественней и реальней, чем в обычной жизни. Как известно дети в игре чувствуют себя по-другому, они воспринимают игру за реальность и их переживания намного глубже и правдивее.

В процессе игровой деятельности у ребенка можно выявить качества, отличающие его от всех других детей или качества которые заложенные в ребенке от рождения, но не выявлены в процессе жизни ни родителями, ни школьными учителями или воспитателями. Именно эти качества называются талантом, одаренностью или гениальностью, они проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной сфере человеческой деятельности.

Задачи детского аниматора:

1) Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, не только создать методику с ярко заявляющими о себе талантами, но и обеспечить деятельности для творческого самопроявления и самовыражения всем детям.

2) Должен не подавлять творчески развивающуюся личность, а наоборот поддерживать в ребенке веру в свои силы, в возможность достижения успеха, стимулировать здоровое самолюбие и честолюбие.

3) Детский аниматор должен создавать свои программы, опираясь, прежде всего на творческий процесс. Творческая работа детей педагогически эффективна тогда, когда целесообразна с точки зрения полезной ценности, общественной значимости. Прямая цель творчества, способная вдохновить и стимулировать активную деятельность ребенка, состоит в самоутверждении путем создания материальных и духовных ценностей. Косвенная, собственно педагогическая цель детского аниматора заключается в том, чтобы в процессе целесообразной полезной деятельности детей развить их сущностные силы.

Эти цели достигаются, когда в организации детской жизни и труда широко применяются методы творческого характера. Среди них — игры с использованием детской импровизации, выдумки; дневники, сочинения, стихи, рассказы, песни, рецензии, критические статьи; анализ современных общественных событий, исторических фактов, произведений искусства и науки; участие и постановка спектаклей, активность в творческой, экономической, производственной, организаторской деятельности, в исследовательской работе. Важно также поощрение в творчестве детей, отстаивания ими своей позиции, оригинального видения мира, неординарного авторского проекта, на первый взгляд абсурдного подхода к проблеме, проявления самостоятельной мысли, подвижничества. Необходимо также поддержание в детском творческом коллективе атмосферы честной, открытой критики в сочетании с доброжелательностью и взаимопомощью.

Завершая тему профессионального мастерства детского аниматора, уместно сказать о том, чего не должно быть в его работе. Опытные аниматоры для облегчения задачи используют простую и занятную схему «пяти НЕ» (НЕ красоваться; НЕ сравнивать; НЕ требовать; НЕ унижать; НЕ сдаваться).

Можно сказать, что аниматоры занимающиеся досугом малышей, предоставляют взрослым возможность хотя бы на время отключиться от родительских обязанностей и почувствовать себя полноправными отдыхающими. Для развлечения детей организуются специальные детские мероприятия, многообразные праздники, кружки.

Таким образом, вопросы детских анимационных программ в туризме основываются на разнообразии, быстро развивающемся секторе турдеятельности — детском туризме. Вместе с тем, они имеют специфический характер, включающий в себя особенности анимационных программ, разрабатываемых для детей, специфику работы с детьми и профессиональные качества детских тураниматоров.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКИХ АНИМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ПРИ ПУТЕШЕСТВИИ НА ДАЛЬНИЕ РАССТОЯНИЯ

2.1 Сравнительный анализ детских анимационных программ в условиях различных транспортных перевозок

Автобусные перевозки

Если ехать в автобусе долго, смотреть в окно скучно, хочется занять детей, то масса веселых сидячих игр под руководством аниматора поднимут настроение, скрасят путешествие и зарядят бодростью и оптимизмом на весь день.

Почему выбирают автобусные туры? Потому, что за одну поездку можно посмотреть несколько городов или много достопримечательностей в одной стране. При этом немаловажную роль играет возможность увидеть страну из окна автобуса.

Детям нравится путешествовать в компании старых друзей или, наоборот, интересно находить среди попутчиков новых знакомых. И считается, что путешествия на автобусе при общих равных составляющих — это один из наиболее дешевых способов повидать мир.

Наконец, поездки могут отличаться и по составу группы. Популярны детские или школьные автобусные туры, студенческие и корпоративные, когда в поездку отправляются работники одной организации.

И все эти виды автобусных туров широко представлены в предложениях туристских компаний — членов РСТ.

Варианты возможных игр в автобусе. (Приложение 4)

Теплоход

Традиционно круизы считаются видом путешествий, рассчитанным на респектабельную клиентуру. Но современный рынок позволяет выбрать круиз по карману самым разным категориям населения, и тем, кто предпочитает путешествовать эконом классом и более состоятельным клиентам.

Пребывание на круизном судне позволяет не только купаться, загорать, дышать морским воздухом и пользоваться услугами хорошего сервиса в сфере размещения и многоразового питания, но и пользоваться разнообразной индустрией развлечений, которая, как правило, есть на любом круизном судне, в том числе высокопрофессиональными анимационными программами. Все это позволяют сделать поездку еще более насыщенной. Находясь в круизе, турист имеет возможность сам выбрать степень активности своего отдыха от самого щадящего до максимально активного.

Речной круиз — наверное, идеальный семейный отдых и отдых с детьми.

Как шутят директора круизов: «За время путешествия, Вы будете видеть ребенка только на экскурсиях». На большинстве теплоходов организованы детские комнаты, присутствует специальный персонал, который занимается с детьми.

Путешествия на теплоходе, как правило, организуются в теплый период времени и зависят от погодных условий. Особенности анимационных программ на теплоходе чаще могут быть связаны или с водной тематикой или с городом, куда направлено путешествие. Например, в каждом городе, где будут проводиться экскурсии с детьми можно проводить познавательные викторины на тему посещаемого ими города. Так же анимационная программа может быть построена на изучении самого судна, его строения, как что называется. Дети во время такой увлекательной игры исследуют все судно, узнают много нового и интересного. В конце конечно поощрительные призы.

Как организован детский досуг на борту.

Развлекательные программы предусмотрены не только «для взрослых», но и для малышей: подвижные игры, тихие игры, просмотр видеофильмов, конкурсы прикладного творчества, викторины, участие в концертах, караоке.

Детская игровая комната: с помощью опытных аниматоров-педагогов наши маленькие пассажиры смогут выплеснуть свою творческую энергию в детских постановках, веселых играх, познавательных программах. Занимательные истории и поучительные сказки помогут детям лучше познать мир. Пока ребенок в детской комнате, Вы можете, ни о чем не беспокоясь, наслаждаться отдыхом на борту теплохода. Ужасные пираты и коварные индейцы будут испытывать детей на твердость духа. А затем все отправятся на поиски пиратского сундука, в котором запрятан главный приз — огромный сундук с монетами и др. сладостями! Добро пожаловать на борт!

Дети очень сурово относятся к однообразию, они всегда жаждут новых открытий и впечатлений, ведь у них жизнь только набирает обороты

Дети очень сурово относятся к однообразию, они всегда жаждут новых открытий и впечатлений, ведь у них жизнь только набирает обороты.

Варианты возможных праздничных детских программ для теплоходных круизов. (Приложение 5)

Железнодорожные и Авиаперевозки

Немало туристских направлений обслуживается железнодорожными перевозками. Туристские маршруты используют как регулярные ж.д. поезда, так и чартерные, которые следуют по популярным направлениям. Железнодорожные переезды во многих случаях выгодно отличаются от других видов транспорта: предлагают максимально комфортное размещение, не зависят от погоды, избавляют от трансферов.

Часто далекая дорога утомляет детей. Захватите с собой игрушки в дорогу: компактные, беззвучные и без мелких частиц, которые могут затеряться в транспорте. Не забудьте захватить несколько книг, mp3 с закачанной любимой музыкой и аудиосказками. Также не дадут соскучиться деткам в путешествии увлекательные дорожные игры. (Приложение 6)

Таким образом, можно сказать что, в наше время турист может позволить себе путешествовать любым видом транспорта. Но нужно помнить о том, что на каждый вид транспорта необходима своя анимационная программа, к примеру, в автобусе минимум места и дети ограничены в движений, а на ж/д транспорте дети могут объединяться в группы, играть вагонами.

2.2 Проект анимационной программы при организаций перевозки автобусным транспортом

Технология создания и реализации анимационных программ

Под технологией создания и реализации анимационных программ понимается комплекс приемов труда аниматора, организация этого труда, использование специальных технических средств (объектов, сооружений, инструментов и приспособлений).

Это сложный и многоплановый процесс, поскольку решает следующие задачи: создание анимационных программ, экономический просчет стоимости каждой программы, их реализацию и, наконец, творческое воплощение запрограммированных анимационных мероприятий с последующим анализом. Данный технологический процесс представляет собой целостную систему, в которой взаимодействуют все компоненты.

Технология создания и реализации анимационных программ как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем:

1) Организационная — организация совместной деятельности анимационной команды, экономического, технического, рекламного отделов;

2) инструкторско-методическая — создание и разработка сценариев мероприятий, текстов экскурсий, подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;

3) режиссерская — распределение ролей, составление плана репетиций, постановка спектакля, шоу;

4) техническая — подготовка технических средств (объектов, сооружений, инструментов), площадки (сцены) для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения.

Все подсистемы составляют систему технологии, которая служит основанием функционирования анимационной службы. Анимационная деятельность — это реальный и совершенно особый мир с присущими только ему правилами действия, которые совершают профессионалы, чтобы включить в процесс их совершения как можно больше людей. Здесь существуют свои специфические закономерности функционирования анимационной деятельности.

Работу по подготовке и проведению той или иной анимационной программы можно разделить на несколько этапов.

Первый этап — подготовительный, включающий:

1) анализ предлагаемых анимационных программ;

2) определение целей и задач;

3) выбор места и времени проведения программы;

4) проектирование анимационной программы с учетом возрастных, этнических и прочих особенностей потребителей данной услуги;

5) создание или подбор сценариев анимационных мероприятий, включенных в программу;

6) составление сметы расходов на проведение программы;

7) подбор творческих коллективов и распределение обязанностей внутри анимационных команд;

8) техническую подготовку (подбор материальных пособий, закупку инвентаря, изготовление декораций, костюмов, реквизита);

9) установку звуковой и световой аппаратуры, других технических средств, оформление сцены, изготовление фонограмм;

10) проведение репетиций, обучение правилам игр;

11) проведение рекламной кампании намеченных анимационных мероприятий.

Второй этап — начальный, в течение которого:

1) туристы информируются о наличии и содержании анимационной программы для различных групп и категорий туристов;

2) с туристами устанавливается контакт, производится запись на различные анимационные программы и сбор заявок.

Третий этап — содержательный, этап проведения анимационной программы. Это ответственная работа для всех участников: необходимо соединить усилия всех задействованных аниматоров и решить поставленные задачи.

Четвертый этап — заключительный, в ходе которого происходит подведение итогов:

1) награждение участников и прощание с гостями;

2) анализ проведенной программы;

3) анкетирование потребителей с последующим анализом;

4) работа над усовершенствованием программы.

Реклама анимационных программ. Успех анимационной программы во многом зависит от правильно организованной рекламной кампании. Реклама, как известно, это информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью их реализации и создания спроса на них. Это инструмент, с помощью которого потребителю дается информация о содержании, особенностях, привлекательности конкретной программы с целью заинтересовать его, побудить приобрести рекламируемый товар и стать участником анимационной программы. Для организации рекламной кампании необходимо:

1) рассчитать затраты на рекламу, учитывая собственные финансовые возможности, оценить получаемую от реализации программ прибыль;

2) определить потенциальных потребителей и составить их характеристику по демографическим (возраст, пол), этническим признакам, социальному статусу, уровню доходов;

3) выявить конкурентов и определить преимущества собственных программ, на которые можно обратить внимание в рекламе;

4) выбрать каналы и способы распространения рекламы.

Очень важно выработать свой фирменный стиль, который воспринимается как гарантия качества предлагаемых анимационных программ. При этом необходимо учитывать основные направления деятельности, сегменты рынка, для которых предназначены разрабатываемые программы, рекламные средства, а также преимущества или особенности этих программ.

2.2.1 Идейно-тематическое обоснование тура «В гости к Шапито»

Мы выбрали тур в цирк, так как дети, несомненно, любят цирк. Их манят и завораживают яркие огни прожекторов, ловкость акробатов и очаровательные наездницы. Они с замиранием сердца следят за исчезающими кроликами, языками пламени, которые исторгает из себя эксцентрик и исчезающей в пасти льва головой дрессировщика. Тут зритель вживую может наблюдать безграничные возможности человеческого тела, чудеса отваги и ловкости.

Во-вторых, многие слышали слово «шапито» и понимают, что речь идет о цирке, но мало кто может объяснить что это такое- «шапито». Шапито действительно цирк, представления которого проходят в специально сборно- разборном помещений. Такой цирк может легко перемещаться по разным городам и останавливаться в каждом на пару дней. Программа современного цирка-шапито почти полностью аналогична программе цирка стационарного.

В-третьих, цирк работает практически всегда и афиша представлений довольно разнообразна, в том числе и в финансовом плане.

Помимо циркового представления дети посетят кафе «Смешарики» герой, которого тоже животные, что тематически подходит под наш тур и посетят памятник «Пермскому медведю» который, как гласит легенда исполняет любое желание.

В рамках тура детей будет ждать увлекательная анимационная программа для того чтоб дорога не показалась им длинной и утомительной.

Проект тура «В гости к Шапито»

1. Маршрут: Соликамск-Пермь-Соликамск

2. Перечень тур предприятий:

  • Перевозка
  • Питание
  • Экскурсий

3. Период предоставления услуг: 1 день

4. Перечень экскурсий и достопримечательностей: 3

5. Количество туристов: 15+2

6. Вид транспорта: Автобус

7. Необходимое количество транспортных средств: 1

8. Реклама: листовки, объявления в газете «Наш Соликамск»

9. Необходимость в гидах, экскурсоводах, инструкторах: есть

2.2.2 Программа обслуживания

08-00 Выезд группы в г. Пермь

13-00 Прибытие в г. Пермь

13-30 Обед в детском кафе «Смешарики»

14-30 Посещение памятника «Пермский медведь»

15-00 Посещение «Пермского государственного цирка»

17-00 Выезд группы

23-00 Прибытие группы в г. Соликамск

Технологическая карта тура Соликамск-Пермь-Соликамск «В гости к Шапито»

1) Основные показатели маршрута

  • Вид маршрута: экскурсионно-познавательный
  • Категория сложности: 1
  • Протяженность маршрута: 402 км.
  • Продолжительность путешествия: 1 день
  • Число туристских групп: 1
  • Число туристов в группе: 15+2
  • Всего туристов по маршруту: 15
  • Всего человеко-дней обслуживания:
  • Начало обслуживания первой группы: 5 июля
  • Начало обслуживания последней группы: нет
  • Конец обслуживания последней группы: 5 июля
  • Стоимость путевки:
  • Адрес туристического предприятия, с которого начинается путешествие: г.

Соликамск, 120 лет Победы,119, офис 22.

Месяц

Число туристов в месяц

График туристских групп в месяц

Число групп в месяц

07

15

5 июля

1

2) Обслуживания туристов в путешествий по маршруту Соликамск-Пермь-Соликамск

Населенные пункты, расстояние между ними, способы передвижения, время прибытия в пункт и выезда из него

Наименование туристских предприятий и условия размещения

Запланированные туристские услуги. Наименование экскурсий (с перечнем основных объектов показа)

Туристских прогулок и походов

Внутримаршрутные перевозки

Экскурсионные расходы на одного человека

Соликамск-Пермь-Соликамск. 402 км. Прибытие в 13-00

Комфортабельный автобус

Услуги перевозки.

Пермь

Питание в кафе «Смешарики»

Посещение кафе «Смешарики», памятника «Пермский медведь» и «Пермский государственный цирк»

Автобусные перевозки

Пермь-Соликамск

Комфортабельный автобус

Услуги перевозки

Всего: 3

В том числе 1 предприятие: перевозок.

В том числе 1 предприятие: питания.

В том числе 1 предприятие: экскурсионное обслуживание.

3) Краткое описание путешествия (повтор в информационном листе в туристической путевке)

Руководитель туристского предприятия, обслуживающего маршрут:

Готлиб Валентина Артуровна

Роспись:

Информационный лист

Город основан в 1723 году, с 1940 по 1957 год назывался Молотов.

Город Пермь расположен на востоке европейской части России, на берегах реки Камы, к югу от устья реки Чусовой. Кама выполняет роль градообразующей оси: город протянулся вдоль неё на 70 км и на 40 км вглубь суши. Благодаря Каме, Пермь связана водными путями с пятью европейскими морями: Каспийским, Белым, Чёрным, Азовским и Балтийским.

Рельеф в черте города — всхолмленная равнина в долине реки Камы. Левый берег выше правого, сильнее расчленён логами и оврагами. Характерной особенностью Перми является то, что в пределах города течёт множество малых рек, которые протекают преимущественно по многочисленным городским оврагам.