Сравнительный анализ разных типов классификации потребностей
. Их преимущество и ограничение » написана при использовании отечественной базовой учебной литературы – «Человек и его потребности», Методические материалы по социально-культурному сервису и туризму для студентов II курса факультета гуманитарного образования, Г.В. Чекмарева , Бережной Н.М. «Человек и его потребности».
Также в работе используется информация, размещенная в источниках глобальной информационной сети Интернет.
Библиографический список приведен в конце курсовой работы.
Для полного раскрытия темы “ Сравнительный анализ разных типов классификации потребностей. Их преимущество и ограничение ” я хотела бы сначала раскрыть значения понятия — потребность, а затем и изучить разные типы классификации потребностей.
1.1 Анализ понятия Потребность
Ниже будут приведены несколько определений понятия «потребность.»
Бережной Н.М. в свой книге «Человек и его потребности» дает такое определение потребности:
«Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Это неосознанный побудитель активности. Отсюда следует, что потребность — компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она — структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена китайской стеной от деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.
Маркс определял потребность, как способность потребления в системе производительной деятельности. Он писал: «В качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности, момент такого процесса, в котором производство есть действительно исходный пункт, а потому также и господствующий момент»Ниже я хотела бы привести классификацию потребностей, для того чтобы было далее легче определить какой потребностью является потребность в культурном туризме.»
Потребность в ее общей трактовке, определяется как «надобность», «нужда» в чем-то, которая может выражаться в предмете, благе, состоянии. Все потребности человека порождаются развитием производственной деятельности.
Потребности – это динамическая категория.
Потребность рассматривается как состояние индивида, отражение в психике человека через «напряжение», «неудовлетворённость» и «дискомфорт» несоответствия между внутренним и внешним состоянием. Толкая индивида на устранение такого несоответствия, потребность является побудителем активности, источником мотивации. В случае если у индивида отсутствуют реальные возможности для насыщения потребности, может произойти её замещение или подавление. В случае неудовлетворения витальных потребностей организм ожидает смерть.
Анализ и совершенствование фирменного стиля компании
... дипломного проекта являются анализ и совершенствование фирменного стиля HESBURGER. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: изучение понятия и значения фирменного стиля для организации; анализ структурных элементов фирменного стиля и механизмов их создания; рассмотрение основных экономических показателей деятельности организации; анализ состояния и ...
Потребностью является свойство живого организма, которое проявляет недостаточное состояние самого индивида и из-за этого отличает его от жизненной среды. Самые простые виды потребности есть витальные нужды, которые запрограммированы в долгопродолжительном процессе существования, развития, эволюции.
1.2 Типы классификации потребностей.
В удовлетворении потребностей, а они у разных людей разные, важно знать их содержательную сторону.
В наше время существует множество различных типов классификаций потребностей. Надо отметить, что классификация потребностей вызывает немалые трудности, так как нелегко решить, что положить в ее основу.
В отечественной научной литературе потребности принято делить на материальные, духовные и социальные. Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе общественно-исторического развития человека. Вся история борьбы людей с природой была, прежде всего, борьбой за удовлетворение материальных потребностей. Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Однако надо подчеркнуть, что и материальные потребности являются продуктом социализации человека.
По способу удовлетворения потребности подразделяются на индивидуальные, которые человек может удовлетворить сам (приобретение телевизора, холодильника, продуктов питания и др.), и общественные, требующие общих усилий и больших затрат ( например, строительство дорог, аэропортов, охрану общественного порядка и др.).
Проблемой классификации потребностей в зарубежной науке занимались Томас, Ф. Герцборг, К. Левин, А. Маслоу, З. Фрейд, К. Обуховский, К. Хорни и другие.
Зарубежные ученые не столько классифицируют потребности, сколько дают их перечисления.
Социолог Томас (1924) отвечая на вопрос: «Каково минимальное количество потребностей, которые должны быть удовлетворены, чтобы человек мог нормально функционировать», – перечисляет четыре основные потребности человека:
1. потребность безопасности,
2. потребность признания,
3. потребность дружбы
4. потребность нового опыта.
Наиболее стройную систему потребностей дал А. Маслоу. Он объединил их в группы:
1. Физиологические потребности – потребности в том, без чего человек не может жить, включая воздух, пищу, жидкость. Эти потребности (среднего гражданина) удовлетворяются на 85 %.
2. Потребность самосохранения – уверенность в том, что наши психологические потребности будут стабильно удовлетворяться в будущем. Эта потребность удовлетворяется на 70 %.
3. Потребность в обществе и любви – потребность в общении с себе подобными, желание быть любимым. Она удовлетворяется на 50 %.
4. Потребность в признании, в чувстве собственного достоинства – желание самоутвердиться, заслужить уважение людей. Эта потребность удовлетворяется на 40 %.
Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей ...
... предложения относительно деятельности Конгресс - отеля «Новосибирск». Объектом исследования является Конгресс-отель «Новосибирск». Предмет исследования: сервисная деятельность как форма удовлетворения человеческих потребностей в сфере гостеприимства. 2 Глава 1. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека. Деятельность – это внутренняя ...
5. Потребность в самовыражении, в самоуважении – как можно полнее реализовать свой потенциал. Удовлетворена лишь
на 10 %.
У К. Обуховского общие потребности разделены:
I. Потребности самосохранения:
1) физиологические,
2) ориентировочные.
II. Потребность размножения (сохранение вида).
Физиологические потребности – понимаются как состояние здоровья ( пищеварения, сон и т. п.).
«Ориентировочные» – означают, что объектом потребности является деятельность человека и внешние ситуации, связанные с ориентировкой в среде. Они удовлетворяются индивидуально. Выделено три фактора, определяющие ход индивидуализации. Ими являются конкретизация, ментализация, социализация.
1. Конкретизация способов удовлетворения потребностей основывается на том, что каждая потребность удовлетворяется определенным способом. Число этих способов ограниченно, так как «готовность пользоваться неэффективными … способами угасает, тогда как использование других способов закрепляется». В этом заключается процесс формирования индивидуальных черт поведения (в том числе и потребительского) человека.
2. Ментализация основывается на отражении в сознании содержания потребности или нескольких ее аспектов. Она делает возможным сознательное участие человека в конкретизации способов удовлетворения потребностей. Ментализация существенно влияет на ход процесса удовлетворения потребностей.
3. Социализация способов удовлетворения потребностей основывается на подчинении их определенным ценностям культуры, в рамках которой протекает наша жизнь. Культура состоит из идей, технологий, моделей поведения, правил, ритуалов и традиций, передаваемых в обществе из поколения в поколение. Культуру, таким образом, усваивают в результате социального взаимодействия, а не получают на генетическом уровне. Культура «является обширной системой, которая предоставляет человеку лучшие возможности решения конкретных проблем, возникающих в ходе приспособления к окружающей среде и удовлетворения потребностей».
Сколько авторов, столько и классификаций. П. М. Ершов в своей книге «Потребности человека» считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф. М. Достоевского и Гегеля.
Не вдаваясь в обсуждение вопроса, почему Ершов находит сходство у двух совершенно далеких друг от друга по интеллектуальному развитию и интересам людей, рассмотрим вкратце содержание этих классификаций как их представил П. М. Ершов.
Достоевский делил множество интересов и потребностей людей по усложнению их содержания на три группы:
1. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.
2. Потребности познания.
3. Потребности всемирного объединения людей.
У Гегеля 4 группы:
1. Физические потребности.
2. Потребности права, законов.
3. Религиозные потребности.
4. Потребности познания.
Первую группу, по Достоевскому и по Гегелю, можно назвать потребностями витальными; третью, по Достоевскому, и вторую, по Гегелю, — потребностями социальными; вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, — идеальными.
Подход к потребностям человека в эпоху Возрождения
... в эту эпоху стали предметом пристального внимания, изучения и восхищения на долгие века. Цель работы – изучить основные потребности людей эпохи Возрождения Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: выявить сущность понятия «потребность» рассмотреть классификацию потребностей ...
Бережной Н.М. в свой книге «Человек и его потребности» выделяет следующие большие группы потребностей:
1. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.
2. Группа ценностно-ориентированных потребностей. В них можно выделить: разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и регрессивные.
Биологические (естественные) потребности
Это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.
Подчиняясь зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение биологических потребностей. Естественные потребности — это проявления того инстинкта жизни, которые свойственны человеку так же, как и всему роду животных.
Материальные потребности
Материальными называют потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей.
Среди многообразия этих потребностей Маркс выделял три потребности: в пище, жилище и одежде. Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности. Одна норма для шахтера, другая — для предпринимателя и бизнесмена, третья — для ученого и государственного деятеля и т. д. Норма материальных потребностей должна обеспечить каждой личности нормальные условия ее трудовой и иной деятельности, комфорт быта и транспорта, отдыха и восстановления здоровья, условия физического и интеллектуального развития. Все вместе взятые материальные потребности и способы их удовлетворения определяют уровень жизни человека.
Следует подчеркнуть, что материальные потребности не безграничны. Они количественно определены для каждой страны, каждого региона и каждой семьи и выражаются в таких понятиях, как «продовольственная корзина», «прожиточный минимум» и др.
Социальные потребности
В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.
Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между «своими» и «чужими», совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей «для другого» над потребностями «для себя» человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества — центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.
Структура и потребности современного человека. Роль духовных потребностей
... исследовать процесс формирования и развития общественных потребностей; определить взаимосвязь производства и потребностей современного общества; оценить роль духовных потребностей; изучить влияние науки, искусства и религии на духовное развитие человека. При выполнении данной работы ...
Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:
1. потребности для других;
2. потребности для себя;
3. потребности вместе с другими.
1. Потребности для других — это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это — потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность «для других» выражается в альтруизме — в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя».
2. Потребность «для себя»: потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности «для себя» потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями «для других», и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности «для себя» выступают как иносказательное выражение потребностей «для других». Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей — потребностей «для себя» и потребностей «для других» — так пишет П. М. Ершов: «Существование и даже «сотрудничество» в одном человеке противоположных тенденций «для себя» и «для других» возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других — о потребностях служебных и производных. Притязание даже на самое значительное место «для себя» легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притязания других людей; наиболее продуктивными средствами достижения эгоистических целей являются такие, в которых содержится некоторая компенсация «для других» -тех, кто претендует на то же место, но может довольствоваться и меньшим…»
3. Потребности «вместе с другими». Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического режима.
Особенности потребностей «вместе с другими» состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса.
Духовные потребности
Как мы отмечали выше, любая потребность характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.
Биологическая потребность побуждает человека к овладению всеобщими жизненными ресурсами, материальная потребность имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Духовность — это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Бездуховность — одна из главных причин потери человеческого в человеке; алкоголизма, наркомании, цинизм проституции, аморализма — всех тех пороков, которые тормозят общественный прогресс. Бездуховный человек это отчужденный человек, он отчужден от возвышенной формы своего бытия.
Потребности по пирамиде маслова
... лет, Маслоу умер от сердечного приступа. 1.2 Работы А. Маслоу «Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ... гармонии. На вершине классификации жизненных потребностей личности находится потребность в самореализации и саморазвитии. Когда личность приходит к потребности саморазвития, она начинает ...
Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.
Ценностно-ориентированные потребности
Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.
По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.
Рассмотрим разумные и неразумные потребности. Разумные потребности — это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:
1. Чувство меры в удовлетворении потребностей, не доводящее до деградации личности.
2. Гармоническое сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей. В этом смысле нельзя признать уместной поговорку: «Пусть одна, но пламенная страсть».
3. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации.
4. Управляемость потребностями. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком.
Формирование и удовлетворение разумных потребностей — благородная и почетная задача системы государственного управления, образования и воспитания, всего уклада общественной жизни.
Неразумные потребности — такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их омасовления приводят к деградации человеческого общества, и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от табакокурения до наркотического иглоукалывания.
Извращенными (вредоносными) можно назвать те потребности, которые в случае их удовлетворения приводят не только к разрушению и циничному попранию моральных и правовых норм человеческого общежития, но и в своих крайних проявлениях способствуют деградации человеческой природы и тупиковому состоянию развития рода «человек».
Это — чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции.
Вот как определяет ложные потребности известный немецкий философ Г. Маркузе в своей книге «Одномерный человек»: «Ложными» являются те, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления: это потребности, закрепляющие тягостный труд, агрессивность, нищету и несправедливость. Их утоление может приносить значительное удовлетворение индивиду, но это не то счастье, которое следует оберегать и защищать, поскольку оно сковывает развитие способности распознавать недуг целого и находить пути к его излечению. В результате -эйфория в условиях несчастья. Большинство преобладающих потребностей (расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие) принадлежит к этой категории ложных потребностей».
Теория иерархии потребностей А. Маслоу
... означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (Рис.1.1). Рисунок 1.1 Иерархия потребностей (пирамида Маслоу) Согласно Маслоу, «человеческие потребности располагаются в виде ...
Но какие потребности Маркузе называет истинными потребностями? «Безоговорочное право на удовлетворение имеют только первостепенные потребности, — пишет Г. Маркузе, — питание, одежда, жилье в соответствии с достигнутым уровнем культуры. Их удовлетворение является предпосылкой удовлетворения всех потребностей как не сублимированных, так и сублимированных». И дальше: «Оптимальной задачей остается вытеснение ложных потребностей истинными и отказ от репрессивного удовлетворения».
Одна из самых популярных классификаций потребностей принадлежит X. Меррею. Потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими.
Согласно Х. Мюррею, список потребностей таков:
1. доминантность — стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
2. агрессия — стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
3. поиск дружеских связей — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
4. отвержение других — стремление отвергнуть попытки сближения;
5. автономия — стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;
6. пассивное повиновение — подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;
7. потребность в уважении и поддержке;
8. потребность достижения — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;
9. потребность быть в центре внимания;
10. потребность игры — предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
11. эгоизм (нарциссизм) — стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
12. социальность (социофилия) — забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
13. потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
Понятие и природа человеческих потребностей
... совершенные и многообразные способы удовлетворения сначала элементарных потребностей человека, порождал все новые, более многообразные и утонченные потребности, а возникновение новых потребностей побуждало ко все более разносторонней деятельности для их удовлетворения. Все потребности человека в ...
14. потребность оказания помощи;
15. потребность избегания наказания — сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
16. потребность самозащиты — трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
17. потребность преодоления поражения, неудачи — отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
18. потребность избегания опасности;
19. потребность порядка — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
20. потребность суждения — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.
В свободной энциклопедии «Википедия» приведена следующая классификация потребностей:
Потребности различают:
по сферам:
- биологические,
- трудовые,
- познания,
- общения,
- отдыха;
по объекту потребностей:
- материальные,
- духовные,
- этические,
- эстетические,
- другие;
по функциональной роли:
- доминирующие/второстепенные,
- центральные/периферические,
- устойчивые/ситуативные;
по происхождению:
- врожденные,
- простые приобретенные
- сложные приобретенный
по субъекту потребностей:
- групповые,
- индивидуальные,
- коллективные,
- общественные.
В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи — третьей и четвертой группам; потребности роста — пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.
Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.
Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы, гигиенические и мотивирующие. К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.
Значительное внимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологии и социологии. В частности, В. И. Тарасенко рассматривал две группы потребностей: существования и развития; В. Г. Подмарков — три группы: обеспечения, призвания и престижа.
Прежде чем произвести сравнительный анализ типов классификации потребностей, я хотела бы сначала выявить преимущества и ограничения каждой классификации, приведенных в первой главе.
1
2
2.1 Преимущества и ограничения типов классификации потребностей
Классификация Томаса.
- Преимущества: преимуществ данной классификации я не вижу.
- Ограничения:
Томас хотел ответить на вопрос о минимальном числе психических потребностей, которые должны быть удовлетворены, чтобы человек мог нормально функционировать в обществе. В двадцатых годах он исследовал молодых проституток и пришел к выводу, что отклонение их жизненного пути от социальных моделей вызвано именно неудовлетворением основных психических потребностей. У. И. Томас выделил на основании эмпирических исследований четыре таких потребности: потребность в безопасности, потребность в признании, потребность в дружбе и потребность в новом опыте. Если знания об этих потребностях верны, это бы означало, что опираясь на них, можно проводить профилактические мероприятия и заниматься ресоциализацией.
Социально-культурные потребности человека и технологии их удовлетворения ...
... и тем более привычкам, чем обладаем ими" Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1990. - с. 51. В психологии существуют различные классификации потребностей человека. Основатель гуманистической психологии А. Маслоу ...
Ограничением является то, что Томас использует идею выделения именно минимума потребностей, в отличие от длинных списков, составленных в те же годы биологически ориентированными исследователями. Однако никогда они не выполняли своей роли, поскольку были слишком сложными. Было также непонятно, почему были выделены те, а не иные потребности, в результате чего их не удалось использовать ни в практических целях, ни для создания концепции личности».
Классификация А. Маслоу:
- Преимущества:
Преимуществом пирамиды Маслоу является то, что его система наиболее стройная и четко выстроенная.
- Ограничения:
Потребности низших уровней Маслоу называет нуждами, а высших – потребностями роста. Эта система строится на жесткой иерархии: более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Очевидно, что здесь Маслоу допускает ошибку. Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации и уважении являлась доминирующей и определяла поведение человека, несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии Маслоу (1967) отказался от столь жесткой иерархии. Он объединил все потребности в два класса. Теория Маслоу оказала значительное влияние на теории менеджмента.
Классификация К. Альдерфера имеет те же преимущества и недостатки что и пирамида Маслоу.
Классификация Достоевского, Гегеля, Обуховского:
- Ограничения: данные классификации достаточно ограничены и не отражает все человеческие потребности.
Классификация Бережнго Н.М. в свой книге «Человек и его потребности»:
- Преимущества: достаточно полная классификация, отражающая множество человеческих потребностей.
- Ограничения: как и любая классификация она не может отразить все потребности человека.
Классификация согласно Х. Мюррею:
- Ограничения: как и классификация Томаса, классификация Мюррея отражает лишь психические потребности человека.
Классификация свободной энциклопедии «Википедия»:
- Преимущества: по-моему мнению наиболее полная классификация из всех приведенных в первой главе данной работы.
— Ограничения: даже самая полная классификация не может отразить абсолютно все потребности, так как по-моему мнению это невозможно, в силу того что каждый человек индивидуален.
2.2 Сравнительный анализ разных типов классификации потребностей
Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, как было показано выше, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.
Как писал А. Маршалл, «потребностям и желаниям человека несть числа». Через сто лет соотечественник великого экономиста авторитетный психолог М. Аргайл отмечает примерно то же самое: «Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей».
Наибольшее число публикаций посвящено классификации потребностей. По крайней мере, со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные.
В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу.
В учебниках по общей экономической теории принято деление потребностей на первичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и вторичные (в общении, знании, развитии).
Обычно отмечается условность такой группировки даже для отдельного человека в различные периоды его жизни.
При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно прежде всего соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.
Во многих классификациях, в том числе наиболее известных, требование полноты не соблюдено. Так ,например, в схеме Маслоу нет групп, к которым можно было бы отнести потребности в свободе, вере, духовном совершенствовании и др. требования полноты также не соблюдены и во вех остальные вышеперечисленных классификациях, таких как классификация Томаса, Обуховского, Гегеля, Достоевского, Мюррея и так далее.
Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют. Иногда схема Маслоу излагается так, будто потребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потребностей. Например, один из наиболее известных специалистов по маркетингу Ф. Котлер иллюстрирует пирамиду Маслоу следующими рассуждениями жительницы США Бетти Смит, задумавшей купить дорогую фотокамеру: «Какой свет проливает теория Маслоу на заинтересованность Бетти Смит в приобретении фотокамеры? Можно догадаться, что Бетти уже удовлетворила свои физиологические потребности, потребности самосохранения и социальные потребности, которые не мотивируют ее интереса к камерам. А заинтересованность в фотокамере может проистекать либо из сильной потребности в уважении со стороны других, либо из потребности в самоутверждении. Бетти хочется реализовать свой творческий потенциал и выразить себя через занятия фотографией».
Из этой цитаты и других описаний потребительского поведения миссис Бетти Смит, которые Ф. Котлер излагает на нескольких страницах своей книги, следует, что названной даме для полного счастья на вершине пирамиды Маслоу не хватает только фотокамеры «Никон».
Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (физиологических, причастности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности.
О силе потребности в творчестве, которой нет практически ни в одной вышеперчисленной классификации, можно судить по биографиям выдающихся ученых и художников. Многие из них, подобно П. Гогену, ради возможности творить отказывались от благополучного существования. Архимед и Дмитрий Шостакович создавали великие произведения в осажденных городах. Двадцатилетний Эварист Галуа в тюремной камере разрабатывал основы современной алгебры; накануне дуэли, которая закончилась для него трагически, он писал математическую статью.
Современная биология и психология рассматривают высшие духовные и социальные потребности (в том числе потребности в творчестве и альтруистических действиях) как результат эволюции. Эти потребности направлены на приспособление человека к окружающей среде, обеспечение преемственности поколений и устойчивости общества.
Опыт показывает, что иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной или групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностей существования на некотором базовом уровне является необходимым условием формирования всех остальных потребностей. Следовательно, при классификации потребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения.
Таким образом, изложенные в первой главе схемы классификации не учитывают:
1. всего диапазона потребностей человека;
2. индивидуальных различий по составу, иерархии и значимости потребностей;
3. уровней удовлетворения потребностей;
4. зависимости потребностей от ценностей и целей жизни человека.
Чтобы учесть эти факторы, целесообразно прежде всего разделить потребности на два вида: потребности существования и потребности достижения целей жизни.
К потребностям существования обычно относят физиологические и безопасности. Мы полагаем, что к этому виду должны быть отнесены также и потребности причастности. Это определяется тем, что человек не может существовать сколько-нибудь продолжительное время вне какого-либо коллектива (в частности, семьи).
Можно выделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный, 2) базовый, 3) уровень роскоши.
Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.
Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала.
Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и/или средством демонстрации высокого общественного положения. На уровне роскоши человек «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить». Характеристика соответствующего образа жизни имеется в работах А. Маршалла, Т. Веблена и многих других авторов.
Так, у Маршалла имеются следующие утверждения: «Законы, направленные против роскоши, оказывались тщетными, однако было бы огромным достижением, если бы моральный дух общества смог побудить людей избегать всех видов хвастовства индивидуальным богатством». «…Мир был бы намного совершеннее, если бы каждый покупал вещей меньше и проще, старался выбирать их с точки зрения их истинной красоты; …рассмотрение воздействия, оказываемого на общее благосостояние способом, каким каждый индивидуум тратит свой доход, — это одна из самых важных задач практического приложения экономической науки к образу жизни людей».
У большинства людей уровень удовлетворения физиологических потребностей существенно влияет на структуру интеллектуальных, социальных и духовных потребностей. Вместе с тем с древнейших времен известно, что чем меньше человек ориентирован на материальные блага, тем больше у него свободы от жизненных обстоятельств и сильных мира сего. Все великие философы и религиозные деятели — те, кого принято называть Учителями человечества, призывали к разумному ограничению физиологических потребностей. Многочисленные высказывания на эту тему приводит А. Шопенгауэр. Например: «…Сократ, при виде выставленных к продаже предметов роскоши, воскликнул: «Сколько существует вещей, которые мне не нужны»».
Таким образом, после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей жизни, которые, целесообразно дифференцировать на четыре группы:
1. материальные блага для индивидуума и семьи;
2. власть и слава;
3. знания и творчество;
4. духовное совершенствование.
В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ; у других — к власти и славе; у третьих — к знаниям и творчеству; у четвертых — к духовному совершенствованию.
Еще одним отрицательным фактором представленных классификация является то, что до американского профессора из Университета штата Огайо Стивена Райса (Steven Reiss) «…авторы выводили свои теории мотивации умозрительно — по итогам наблюдений и раздумий. Профессор пошел другим путем. Вместе со своей аспиранткой Сьюзан Хаверкамп он проанализировал работы предшественников и составил список из 328 возможных жизненных целей. Затем исследователи попросили 400 человек разного возраста и социальной принадлежности оценить, насколько значимыми для них являются эти цели.
Полученные результаты были подвергнуты факторному анализу. Оказалось, что всю наблюдаемую изменчивость можно с высокой степенью точности объяснить действием 16 независимых факторов, которые Райc назвал базовыми потребностями или ценностями. Райc повторил свое исследование еще три раза и результаты каждый раз подтверждались. Всего были опрошены более 2500 тыс. человек в возрасте от 12 до 76 лет, представлявших все расовые и социальные группы и самые разные профессии. Новым этапом работы стала интерпретация 16 базовых потребностей, которые в итоге были истолкованы следующим образом:
2. Независимость — потребность полагаться только на себя
3. Любопытство — потребность получать новые знания
4. Одобрение окружающих — потребность быть принятым другими людьми
5. Порядок — потребность организовать пространство вокруг себя
6. Создание запасов — потребность делать накопления
7. Честь — потребность быть верным своей семье и предкам
8. Идеализм — потребность в социальной справедливости
9. Социальный контакт — потребность в компании
10. Семья — потребность растить собственных детей
11. Статус — потребность иметь высокое общественное положение
12. Сведение счетов — потребность быть победителем, мстить за обиды
13. Любовь — потребность быть красивым и заниматься сексом
14. Еда — потребность в пище
15. Физическая активность — потребность в физической нагрузке
16. Покой — потребность в эмоциональном спокойствии.
Сходство у большинства учёных состоит только в том, что почти Все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности.
Чтобы расклассифицировать все потребности, их нужно разложить по группам. На сегодняшний день существует множество классификаций потребностей. В зависимости от того, в какой научной сфере они рассматриваются, производят классификацию потребностей по различным признакам: потребности индивидуальные и групповые, материальные и духовные, труда и отдыха и пр. На сегодняшний день существует множество видов туризма. В данной работе мною рассмотрено лишь один вид туризма, а именно культурный.
Курсовая работа выполнялась по теме Сравнительный анализ разных типов классификации потребностей. Их преимущество и ограничение «. В процессе выполнения работы была достигнута, поставленная во введении, цель – » раскрыть тему в полной мере, проанализировать различные типы классификации потребностей, выявить их преимущества и ограничения «.
В соответствии с целью были достигнуты и выполнены поставленные задачи:
1. Изучить теоретическое понятие «потребности», а также разные типы классификации потребностей;
- Понятие «потребность» было изучено, разные типы классификаций потребностей были раскрыты полностью в соответствии с темой курсовой работы.
2. Проанализировать разные типы классификации потребностей;
- Данная задача была выполнена мною в полной мере, типы потребностей были проанализированы.
3. Выявить преимущество и ограничение разных типов классификаций потребностей.
Преимущества и ограничения каждой приведенной в первой главе классификации были показаны.
Делая вывод из всей курсовой работы я хотела бы сказать, что по мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.
Было бы заманчивым распределить все потребности по группам, в соответствии с которыми выделить в обществе социальные классы и группы, организовать материальное производство с целью удовлетворения всех потребностей людей. Но ближайшее ознакомление с природой человеческих потребностей, с их неустойчивостью и чрезвычайной подвижностью убеждает нас в иллюзорности такой попытки.
Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.
Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие — у психологов, третьи — у социологов. В итоге получается: каждая классификация — оригинальна, но узкопрофильна, непригодна для общего употребления.
1. Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В .Д. Диденко; Моск. гос. ун-т сервиса. — М.: Форум, 2000. — 170 с.
2. Кошелева Н., Человек в 16 измерениях, журнал «Директор по персоналу», 2006 г., N 40, с. 52.
3. Человек и его потребности, Методические материалы по социально-культурному сервису и туризму для студентов II курса факультета гуманитарного образования, Г.В. Чекмарева , Новосибирск, 2002.
4. http://lib.vvsu.ru/books/servis/page0007.asp#xex17
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Потребность
6. http://www.elitarium.ru/2006/11/21/struktura_potrebnostejj_cheloveka.
7. http://www.treko.ru/show_article_1214
8. http://www.treko.ru/show_article_275