В качестве объекта исследования в данной работе выбрана туристическая отрасль.
Туризм на сегодняшний день является показателем развития цивилизации, методом познания окружающей действительности, способом повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей.
В конце XX в. туризм становится массовым явлением, а туристский бизнес переживает настоящий бум. Поскольку туризм выгодная сфера инвестирования, с начала реформ в России этим бизнесом стали заниматься люди, очень далекие от предпринимательской деятельности, так как сфера туризма привлекала и привлекает многих предпринимателей своей кажущейся легкостью.
Во второй половине 1990-х гг. на рынке туристских услуг резко обострилась конкуренция. Оказалось, что российские фирмы не в состоянии успешно конкурировать с иностранными ни по уровню сервиса, ни по стоимости услуг. Кроме того, иностранные предприниматели (в отличие от отечественных) предоставляют своим клиентам более достоверную информацию о своих возможностях.
В настоящее время развитие туризма в России сдерживается комплексом факторов: низким профессионализмом, высоким налогообложением, экономической нестабильностью и т.д. Однако по прогнозам специалистов наша страна в состоянии войти в число регионов наиболее популярных среди туристов. Для успешной работы туристского бизнеса требуется осуществить значительные инвестиции в инфраструктуру отрасли, подготовить квалифицированные кадры, научить предпринимателей успешно конкурировать на этом рынке, организовать более эффективную помощь государства.
Туристский бизнес предполагает сложную систему отношений между поставщиками и потребителями соответствующих услуг, между турфирмами и их конкурентами, а также между партнерами по бизнесу. Деятельность турфирмы на рынке включает: выбор рыночной ниши; разработку туристского продукта; определение объема оказываемых услуг; совершенствование ценообразований; расширение рекламной деятельности; научных исследований; привлечение инвестиций; взаимодействие с другими компаниями; взаимоотношения с государственными органами.
Туристская индустрия или отрасль это взаимоувязанная система предприятий, предоставляющих туристам все необходимые и достаточные туристские услуги, работы и товары, т. е. совокупность средств размещения, транспортных средств, пунктов питания, объектов развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, экскурсионные услуги и услуги гидов -переводчиков. Бурное развитие массового туризма в мире вызвало активное развитие и других отраслей мирового и национальных хозяйств, науки и культуры, системы образования.
Влияние социально-экономических факторов на развитие международного ...
... отметить внедрение в индустрию туризма компьютерной техники, без чего организация массовых туристских путешествий в настоящее время невозможна. Информационные технологии позволяют интегрировать производство туристских продуктов и их распределение. Интернет в туризме не только ...
Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и (прямо или косвенно) взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса.
В зависимости от источника финансирования туризм делится на социальный и коммерческий; исходя из способа передвижения на пешеходный, авиационный, морской, речной, автомобильный, железнодорожный, велосипедный, смешанный; по числу участников на индивидуальный, семейный и групповой; по организационной форме на организованный и неорганизованный.
Туризм сегодня не только крупнейшая, но и наиболее быстро развивающаяся отрасль мирового хозяйства, темпы роста которой почти в 2 раза превосходят темпы роста других отраслей экономики.
Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. По другим источникам туризм является самой рентабельной сферой мирового хозяйства. Именно экономические выгоды являются основной движущей силой туристского развития.
1. Место и роль отрасли в системе хозяйства
Туризм, не будучи на сегодняшний день (по общероссийским классификаторам) выделяем в отдельную самостоятельную отрасль народного хозяйства, является экономическим явлением, которое многие исследователи с некоторой долей условности называют агрегированной отраслью экономики.
Рассмотрим понятие «агрегирование». Агрегирование объединение, укрупнение показателей по какому-либо признаку. С математической точки зрения агрегирование рассматривается как преобразование модели в модель с меньшим числом переменных и ограничений агрегированную модель, дающую приближенное (по сравнению с исходным) описание изучаемого процесса или объекта. Его сущность в соединении однородных элементов и превращении их в более крупные.
Некоторыми теоретиками термин «агрегирование» понимается также как переход от микроэкономического к макроэкономическому взгляду на изучаемые экономические явления. В процессе управления при переходе от низшей ступени к высшей показатели агрегируются, а число их уменьшается, но при этом часть информации теряется (при сведении воедино заказов на материалы, например, уже неизвестно, каких именно марок и размеров они нужны каждому заказчику) и приходится вести расчеты приближенно, на основании статистических закономерностей. Поэтому всегда надо сопоставлять выгоду (от сокращения расчетов) с ущербом, который наносит потеря части информации.
Особенно затруднено агрегирование в динамических моделях, поскольку с течением времени меняется соотношение элементов, входящих в укрупненную группу (возникает структурная неоднородность).
Агрегированный характер туристской отрасли зачастую приводит к недооценке вклада туризма как в национальную, так и в региональную экономики. Оказывая воздействие на развитие многих других секторов деятельности (включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и др.), туризм является катализатором развития целого блока отраслей и секторов экономики, что зачастую «размывается» в традиционной статистике, учитывающей генерируемые туризмом доходы по другим отраслям. Таким образом, экономическое воздействие туризма определяется по значительно заниженным показателям. Отсюда и проистекают абсолютно не соответствующие действительному положению вещей оценки доли доходов от туризма в ВВП России (менее 1 %), затрагивающие лишь самый первый слой доходы от продажи непосредственно турпутевок.
Туризм как отрасль экономики
... написания курсовой работы были изучены учебники: «Туризм как экономический приоритет» под редакцией Л. Ю. Проурзина , «Мениджмент туризма: Экономика туризма» под редакцией В. А. Квартальнова и статьи по экономике туризма из журнала «Туризм», Менеджмент туризма по ...
Недооценка значимости туристского комплекса, вызванная отсутствием подхода к нему как к единому целому, является существенным тормозом на пути его развития. Неблагоприятно складывающаяся система приоритетов в широком спектре практических инициатив от реальной экономической политики правительств и администраций до распределения частных инвестиций во многом базируется на размытости статистики туризма и неразвитости анализа его экономического воздействия.
В сложившихся на сегодняшний день условиях экономика туризма рассматривает туризм как сложный социально-экономический организм с множеством собственников и субъектов деятельности, хотя дискуссия о том, является ли туризм отраслью хозяйства или межотраслевым комплексом, продолжается до сих пор.
Деятельность этого сложного социально-экономического организма в свою очередь оказывает существенное влияние на функционирование:
- отдельных экономических субъектов (микроэкономика);
- национальной экономики в целом (макроэкономика);
- определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства (мезоэкономика);
- мировой экономики в целом (метаэкономика).
Современное развитие туризма и производство туристских продуктов невозможно представить обособленным, изолированным, функционирующим и развивающимся вне национальной экономики. В реальной хозяйственной жизни оно базируется на межотраслевой производственной кооперации, связывающей туризм и сопряженные с ним отрасли экономики: транспорт, сельское хозяйство, строительство, которые, с одной стороны, поставляют туризму необходимые средства и технические условия производства, т. е. формируют материально-техническую базу туризма, а с другой доводят произведенные туристские продукты до потребителя.
На основе взаимодействия различных отраслей и возникает туристский комплекс функциональная многоотраслевая система, выражающая взаимосвязь, взаимодействие собственного турпродукта и сопряженных с ним отраслей экономики по производству туристских продуктов, товаров и услуг и их реализации.
Практически все отрасли национальной экономики прямо или косвенно участвуют (или могут участвовать) в функционировании туристского комплекса, несмотря на то, что вычленить туристскую составляющую и провести четкую его границу инструментами современной статистики чрезвычайно сложно. В документах Всемирной туристской организации отмечается, что когда учитывается косвенное воздействие туризма, только одна отрасль оборонная не испытывает никакого влияния.
В результате производственной деятельности создается продукт, предназначенный для распределения и потребления. В обществе формируется сложная система его движения к потребителю. Распределение туристских услуг происходит так же, как и в других сферах экономики. Обычно оно осуществляется по прямому каналу «производитель потребитель», иногда через посредника.
Влияние туризма на развитие экономики дестинации на примере Республики Турция
... в том, что на сегодняшний день в связи со стремительным развитием, туризм и его международная составляющая являются существенным элементом экономики Целью настоящей курсовой работы является изучение роли туризма в развитии экономики страны Турция. ...
2. Экономические и природные предпосылки развития
Для того чтобы выявить особенности современного этапа развития туризма, необходимо хотя бы в общих чертах рассмотреть историю его возникновения.
Современный туризм явление, с одной стороны, молодое, так как массовым он стал всего лишь после Второй мировой войны; с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен.
В истории развития туризма мы различаем четыре этапа:
1) до начала XIX в. предыстория туризма;
2) начало XIX начало XX вв. элитарный туризм; зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг;
3) начало XX в. до Второй мировой войны начало становления социального туризма;
4) после Второй мировой войны (современный этап) массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.
В основу данной периодизации положены следующие критерии: технико-экономические и социальные предпосылки, целевые функции туризма на разных этапах развития. Рассмотрим кратко особенности развития туризма на каждом этапе.
Первый этап предыстория туризма. В античные времена основными мотивами путешествия были торговля, образовательные цели, паломничество, лечение. Можно сказать, что в Древней Греции зародились и спортивные поездки, участники и зрители Олимпийских игр собирались со всей страны.
В средние века усиливается религиозный фактор путешествия поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Молодые дворяне нередко отправлялись в своеобразный «гран-тур» по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. В Англии, например, маршрут такого путешествия начинался в Лондоне, вел во Францию, с длительным пребыванием в Париже, затем в Италию: Генуя, Милан, Флоренция, Рим. Обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию, Нидерланды. По мере усиления общественных позиций третьего сословия его представители в XVIII начале XIX вв. все чаще предпринимают аналогичные образовательные туры.
Отличительные черты путешествий до середины XIX в.: примитивизм средств передвижения; путешествие не самоцель, а необходимое условие и средство к достижению определенной цели (решение торговых дел, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество); элитарность путешествия.
Объединяло всех путешественников то, что они относились к меньшинству, занимавшему привилегированное положение в обществе, а большинство «маленьких людей» оставалось в стороне.
Развитие мануфактурного производства и промышленные перевороты XVIII XIX вв. в ведущих европейских державах внесли коренные изменения в экономическую жизнь общества. В результате развития фабричного способа производства происходит четкое разграничение рабочего времени, отчужденного от человека, и свободного времени, находящегося в полном распоряжении работника. Кроме того, промышленные революции XVIII XIX вв. привели к значительному увеличению рабочего времени по сравнению с античностью и средними веками.
Второй этап элитарный туризм и зарождение массового туризма. Важнейшую роль в развитии туризма сыграли революционные изменения в развитии транспорта: изобретение в 1807 г. парохода, в 1814 г. паровоза, совершенствование почтовой связи, сопровождавшееся расширением сети дорог в Европе. Все это обусловило большие надежность и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия. Вследствие массового наплыва переселенцев из Старого Света в Америку, бурными темпами развивается морское сообщение, в результате чего в середине XIX в. возникают крупные пароходные компании.
Туризм в странах Южной Азии
... Для того чтобы лучше разобраться с особенностями развития туризма в этой крупнейшей части света, следует выделить ... другие металлы на полуострове Индостан. 2. Туризм в странах Южной Азии 2.1 Туризм в Индии Индия - это величественные ... каллиграфически выполненных орнаментов использовался черный мрамор. Искусной ручной работы, филигранно отделанная, мраморная облицовка отбрасывает - в зависимости ...
Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся, а также растущее благосостояние общества обусловили постепенное уменьшение рабочего времени в пользу свободного: введение гарантированных неоплачиваемых (а впоследствии и оплачиваемых) отпусков.
Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а также постепенное сокращение рабочего времени обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Соответственно возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам и «комнатам для гостей» в домах священнослужителей, монастырях и религиозных миссиях приходят первые гостиницы. В Германии на рубеже XVIIIXIX вв. возникают первые курорты минеральных вод. Швейцарский исследователь туризма профессор К. Каспар отмечает: «В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов, «нового дворянства», высшего офицерства». В зависимости от времени года элита либо пребывала на французской или итальянской Ривьере, либо отдыхала на термальных курортах Швейцарии и Германии, либо предпринимала длительные путешествия в Северную Африку, Египет, Грецию.
Во второй половине XIX в. индустрия отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входила организация туристских поездок и реализация их потребителю. Хрестоматийным примером первого тура, продаваемого по единой цене, является групповой тур на отдых, организованный англичанином Томасом Куком в 1841 г. Комплекс услуг включал в себя 20-мильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр. Вся поездка, в которой приняли участие 570 человек, стоила каждому из них 1 шиллинг. Интересно, что Т.Кук преследовал при этом, скорее, социальные, чем коммерческие цели. Будучи председателем местного союза трезвенников, он стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования свободного времени, найти новых сторонников для руководимого им союза.
Так или иначе, идея прижилась, и в последующие 20 лет в Англии возникло множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862 г. появляются и первые каталоги туристских поездок, что положительно отразилось на процессе расширения туристского спроса.
Итак, в 1841 г. предприимчивый англичанин Т.Кук впервые организовал массовое путешествие железнодорожным составом от Ланкастера до Лонгоборуга. В 1845 г. была организована массовая экскурсия в Ливерпуль. С 1847 г. общество Кука стало распространять специальные билеты на путешествия и экскурсии не только в пределах Англии, но и за рубеж. В 1863 г. Т. Кук организовал первую туристскую фирму, создав группу, которая совершила поездку в Швейцарию. В 1865 г. Т.Кук посетил США в целях организации поездок как англичан в США, так и американцев в Европу. В 1867 г. пятимесячное путешествие парохода «Квейкер-сити» положило начало морским туристским поездкам. Среди 60 туристов, принимавших участие в этом путешествии, был знаменитый писатель Марк Твен.
Организация производства на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства
... производства; овладение приемами и методами организации производства; характеристика производственных систем и их видов; форм организации производства; изучение важнейших особенностей организации индустрии туризма; выявление и определение специфических особенностей теории организации производства на предприятиях индустрии туризма. Дисциплина «Организация производства на предприятиях туризма ...
В 1882 г. состоялось первое в мире кругосветное путешествие Т. Кука. Не ограничиваясь заключением договоров с железнодорожными и пароходными компаниями, владельцами гостиниц и ресторанов, общество внимательно изучало спрос, составляло маршруты поездок и программы пребывания.
Третий этап начало становления социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 1930-х гг. и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем именно в период между двумя мировыми войнами появляются ростки массового туризма.
Четвертый этап массовый туризм. В послевоенные десятилетия туризм приобретает действительно массовый характер из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. Формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.
Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма мы считаем интенсивность туризма в той или иной стране, которая показывает, какая часть населения страны ежегодно совершает хотя бы одну туристскую поездку (нетто-интенсивность), и рассчитывается как процентное отношение ко всему населению страны или к той его части, которая старше 14 лет. Когда интенсивность туризма превышает 50 %, то можно говорить о сформировавшемся массовом туризме, в котором принимает участие большая часть населения.
После Второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный. Что мы вкладываем в данные понятия? Прежде всего отметим, что и в первом, и во втором случаях речь идет о массовом туризме, в котором принимают участие не только элита, но и средний класс, а начиная с 1980-х гг., и население с низким уровнем доходов. Конвейерный туризм предполагает относительный примитивизм и однородность потребностей и мотивации туристов и, соответственно, обезличенно-конвейерный характер производимых услуг.
Дифференцированный туризм отличают разнообразная парадигма потребностей и мотиваций туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения. Для дифференцированного туризма характерен не столько широкий, сколько глубокий ассортимент услуг. Иными словами, турфирма предлагает не огромное количество видов турпродукта, а ограниченное число видов, каждый из которых имеет большое число вариантов. Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно с переходом от рынка производителей к рынку потребителей. Определяющим мотивом поведения потребителя туристских услуг в этот период являлся рекреационный аспект туризма: отдыха как средство восстановления физических сил после повседневного тяжелого труда с целью продолжения этого труда. Расширение объемов спроса на туристском рынке сопровождалось увеличением количества предприятий туризма. Туристские услуги стандартизируются и предлагаются потребителю в виде комбинированных «пэкидж-туров»; формируется так называемый конвейерный массовый туризм.
Туристский рынок и концентрация производства в туризме
... Также нельзя не обойти вниманием формы рыночных структур в туризме, на которых действуют туристские предприятия, и концентрацию производства. 1. Структура туристского рынка. 1.1Туристский рынок – это рынок услуг. Туристский рынок это совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства его купить ...
Повышение уровня благосостояния массового потребителя, продолжающийся экономический подъем, постепенное изменение со- Ж отношения рабочего и свободного времени в пользу последнего изменили мотивацию и приоритеты в психологии потребления. На рубеже 18601870-х гг. формируется общество потребления материальных благ потребления ради потребления. Рынок производителей сменяется рынком потребителей. Усложняется мотивация туристского спроса: наряду с рекреационным растущее значение приобретают образовательный, коммуникативный и инвестиционный аспекты туризма. (Все названные выше процессы сохраняли актуальность на протяжении 1980-х гг.)
В туристском предложении в конце 1860-х начале 1870-х гг. наблюдаются активные концентрационные процессы. Вследствие расширения объемов туристского спроса и предложения в отрасль трансформируется капитал из других сфер народного хозяйства: особую активность проявляют транспортные предприятия и торговые фирмы владельцы крупных универмагов. Рыночную стратегию туристских фирм на данном этапе отличают «универсализм» производимого продукта при отсутствии существенной специализации на отдельных узких сегментах спроса. Данный этап мы характеризуем как расцвет конвейерного туризма.
Со второй половины 1870-х гг. одновременно с дифференциацией туристского спроса в предложении усиливается тенденция к специализации и диверсификации, причем последняя находит выражение как в расширении ассортимента предоставляемых услуг в рамках специализации фирмы, так и в проникновении туристских фирм в другие области сферы услуг. Насыщение рынков товаров и услуг, замедление темпов экономического роста, экономический и структурный кризисы середины 1870-х гг. стимулировали формирование дифференцированного туризма и доминирование последнего в 1880-е гг.
Данные изменения протекают в контексте общемировых тенденций, свидетельствующих о кризисе индустриального общества и формировании основ постиндустриальной цивилизации.
Какие же факторы обусловили бурное развитие туризма в первые десятилетия после Второй мировой войны? В качестве важнейших можно назвать:
- рост общественного богатства и доходов населения;
- сокращение рабочего времени и рост времени свободного;
- успехи в развитии автомобильного транспорта, авиастроения, средств коммуникации и информационных технологий;
- урбанизация;
- приоритеты в системе духовных ценностей общества.
На сегодняшний день, являясь одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей, уступая по доходности лишь добыче и переработке нефти, туризм (по данным Всемирной туристской организации) обеспечивает 10 % оборота производственно-сервисного рынка планеты. На сферу туризма приходится около 6 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5 % всех налоговых поступлений, каждое 16-е рабочее место.
По данным ВТО ежегодно одна треть населения Земли принимает участие в поездках. Согласно прогнозам прирост международного туризма будет составлять ежегодно 4 %. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования
Общая экономико-географическая характеристика (ЭГХ) Италии, виды ...
... реферата является изучение туристских ресурсов на территории Италии. Задачи: Изучить экономическое географическое положение страны; Познакомится с туристскими объектами в Италии; Разработать туристический маршрут по Италии. Италия ... и заканчивая Ломбардией. , Достопримечательности Италии Италия занимает, наверное, одно из первых мест в мире по количеству достопримечательностей. В итальянских музеях ...
Помимо чисто экономического эффекта сфера туризма обеспечивает восстановление жизненных сил человека и рациональное использование им своего свободного времени. Научно-техническая революция ведет к снижению чисто физической усталости и увеличению нервного напряжения.
Размещение производства по территории страны одна из важнейших проблем экономического развития народного хозяйства, так как от этого фактора во многом зависит эффективность затрат общественного труда.
Размещение предприятий отрасли это одна из форм общественного разделения труда, выражающаяся в пространственном распределении предприятий и производства на территории экономического района или страны в целом. Оно выступает как важный фактор повышения эффективности общественного производства. Правильное географическое размещение предприятий предпосылка для эффективного использования рекреационных и трудовых ресурсов страны, более полного удовлетворения потребностей населения, роста его благосостояния. В процессе размещения производства решаются не только чисто экономические, но и социально-политические задачи: преодоление существенных различий между экономическим развитием регионов страны, повышение экономического уровня развития в прошлом отсталых районов страны, рост в них высококвалифицированных кадров.
Важнейшим принципом размещения предприятий любой отрасли является приближение производства к источникам сырья, к районам потребления при условии производства необходимой продукции с минимальными затратами общественного труда.
Равномерное распределение производства по территории страны на базе специализации туризма и использования всех природных богатств, культурно-исторических, рекреационных и трудовых ресурсов следует рассматривать как один из основополагающих принципов размещения. Однако на сегодняшний день неравномерное размещение предприятий туризма отличительная особенность развития этой отрасли народного хозяйства.
Все более равномерное размещение предприятий по всей стране, однако, не означает, что во всех экономических районах должны развиваться все подотрасли туризма: одни районы характеризуются наличием лечебно-оздоровительных ресурсов, другие культурно-познавательных и т.д. Задача размещения туристских предприятий состоит в том, чтобы развивать туризм в районах, располагающих необходимыми экономическими, социальными, культурными и природными предпосылками.
Важным принципом размещения производительных сил является рациональное территориальное разделение труда в целях наиболее эффективной специализации отдельных экономических районов по видам туризма и создание территориально-производственных туристских комплексов.
Воздействие указанных принципов на конкретный процесс размещения осуществляется через ряд факторов. В качестве одного из них выступает обеспеченность районов туристской инфраструктурой и ее технический уровень. Инфраструктура туризма это совокупность путей сообщения (дороги, подъездные пути, аэродромы, вокзалы, порты), а также иные объекты и коммуникации (коммуникационные сети и системы), системы связи, учреждения сферы обслуживания (бытового, медицинского, спортивного) и иных систем, объектов, предприятий, необходимых для обеспечения туризма.
Повышение рентабельности предприятия туризма
... предприятия как приросте (уменьшении) стоимости его капитала. Основными показателями прибыли предприятия являются: балансовая прибыль (убыток); прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг; ... заказов, прекращение производства, не ... работы ставятся следующие задачи: рассмотрение специфики показателя рентабельности предприятия; рассмотрение путей повышения рентабельности предприятия туризма. ...
Значительное влияние на размещение предприятий туризма оказывает географическая среда, т. е. климатические условия, рельеф территории. Климатические условия оказывают влияние на размещение предприятий в связи с неодинаковыми потребностями человека в туристских услугах в разных районах. В районах с неблагоприятными климатическими условиями, возможно, будут выше капитальные вложения при строительстве туристских предприятий и издержки по их эксплуатации, а также будет ярко выражен фактор сезонности туристских услуг.
На размещение промышленности огромное влияние оказывает распределение по стране трудовых ресурсов. Фактор рабочей силы имеет значение буквально для всех отраслей, но его влияние сокращается по мере снижения трудоемкости производства: чем больше трудоемкость производства и доля заработной платы в себестоимости продукции, тем сильнее зависимость размещения производства от географии трудовых ресурсов и наоборот. При этом следует учитывать структуру и квалификационный состав трудовых ресурсов в отдельных регионах страны.
Технико-экономические факторы размещения предприятий обусловлены научно-техническим прогрессом и рациональными формами организации производства.
В тесной связи с научно-техническим прогрессом находится общественная организация производства, которая выступает в таких формах, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование.
Концентрация производства оказывает влияние на размещение предприятий, которое осуществляется, прежде всего, так, чтобы крупные предприятия имели сопутствующую инфраструктуру. Вместе с укрупнением размеров предприятий расширяется круг поставщиков необходимых для них средств производства и потребителей выпускаемой ими продукции. Для крупных предприятий значительно усложняется выбор мест их размещения, мероприятия по созданию инфраструктуры и т.п. Повышается значение транспортного фактора при обосновании размещения предприятия, потому что экономические преимущества крупного предприятия могут исчезнуть в результате роста издержек по прибытии туда туристов.
Специализация производства (в зависимости от ее видов) оказывает различное влияние на размещение предприятий отрасли. Так, предметная специализация определенным образом локализирует предприятия.
Кооперирование действует в направлении, противоположном специализации. Если специализация приводит к территориальному расчленению единого производственного процесса, т.е. вызывает дифференциацию производства, то кооперирование, наоборот, вызывает появление определенных сочетаний разных по профилю предприятий в рамках одной и той же территории, способствует интеграции производства.
3. Место отрасли в международном разделении труда
Одним из важнейших условий повышения эффективности производства является совершенствование форм его общественной организации: концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и размещения.
Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением размеров предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли. Концентрация производства находится в тесной взаимосвязи с другими формами общественной организации производства и имеет среди них определяющее значение. Высокий уровень концентрации является обязательной предпосылкой применения новейшей высокопроизводительной техники, осуществления рациональных форм специализации, кооперирования и комбинирования.
Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства подотраслей между предприятиями разного размера (относительная концентрация).
Относительная концентрация формируется под воздействием абсолютной, поэтому при анализе и планировании первостепенное значение имеет определение абсолютной концентрации.
Концентрация производства может осуществляться в трех основных формах:
1) концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа;
2) концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях;
3) концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.
С точки зрения основных направлений процесса укрупнения отрасли концентрация имеет такие формы, как собственно концентрация и централизация. Собственно концентрация представляет собой рост промышленности за счет производственного накопления. Она реализуется через создание новых крупных предприятий и реконструкцию и расширение действующих.
Весьма эффективной формой концентрации отрасли является централизация. Она означает создание крупных производственных комплексов при слиянии отдельных предприятий, теряющих при этом свою индивидуальную самостоятельность.
Увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим трем направлениям:
1) горизонтальная интеграция слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства;
2) вертикальная интеграция комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью;
3) комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.
Для характеристики концентрации производства и ее отраслевых особенностей могут быть использованы (в зависимости от поставленных задач) как отдельные показатели, так и их система.
Абсолютные размеры предприятия определяются с помощью следующих показателей:
- объем производства продукции за год;
- среднегодовая численность промышленно-производственного персонала;
- среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
Экономический эффект концентрации заключается в улучшении технико-экономических показателей изготовления продукции в результате увеличения размеров производства и предприятий. Сосредоточение больших производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов на одном предприятии позволяет более эффективно и экономично использовать все основные элементы производства (оборудование, сырье и материалы, рабочую силу) и на этой основе повысить производительность труда и снизить себестоимость продукции. Крупные предприятия обеспечивают более высокую эффективность производства (поэтому гостиничные предприятия, например, стремятся к объединению в гостиничные цепи).
Структура туристского рынка в значительной мере определяется масштабами производства (концентрацией производства).
Процесс концентрации в экономике это явление мирового масштаба. Оно выражается в том, что в ходе образования олигополии и монополий происходит непрерывное укрупнение хозяйствующих единиц. Большие предприятия постепенно вытесняют мелкие, занимая господствующие позиции на рынке. В их руках сосредоточивается огромная экономическая власть.
Концентрация протекает крайне неравномерно на отдельных предприятиях, в разных отраслях и странах. В отличие от отраслей материального производства, где еще на рубеже XIXXX вв. доминирующее положение получили крупные предприятия, в туризме этот процесс начался сравнительно недавно (только в 1970-х гг.), однако он проходит очень бурно, охватив все секторы туристской индустрии. В сферах размещения и общественного питания сформировались гигантские гостиничные и ресторанные цепи; среди туристских фирм выделился ряд туроператоров, установивших контроль над основными рынками организованных путешествий, а рынок воздушных перевозок оказался поделенным между ведущими авиакомпаниями мира.
Современный этап развития туризма характеризуется наличием большого числа мелких предприятий (в основном семейного типа), кустарных и полукустарных производств, которые сосуществуют с несравнимо более мощными и влиятельными корпорациями.
Среди фирм, участвующих в рыночных операциях в туризме, в количественном отношении преобладают малые формы бизнеса. Во Франции на 70 % предприятий гостиничного типа численность обслуживающего персонала на каждом из них не превышает 5 человек. Половина всех занятых в отелях, кафе и ресторанах приходится на предприятия с численностью работников менее 10 человек.
Среди турагентств доля фирм, на которых работает менее 6 человек, составляет 57,5 %. При таком большом количестве они обеспечивают работой только 13,9 % от общего числа занятых в туристском секторе Франции, дают 8,4% торгового оборота и приносят 9,5 % добавленной стоимости. Вместе с тем на 26 самых крупных турагентств страны (1,9 % общего их количества), с численностью персонала более 100 человек каждое, приходится 46,3 % всех занятых в турагентствах, 49,2 % торгового оборота и 56,6 % добавленной стоимости. Эти цифры свидетельствуют о заметной роли крупных фирм на рынке туристских услуг.
Более высокие уровни концентрации отмечаются в туроператорском секторе. Пять ведущих французских туроператоров, включая «Средиземноморский клуб», контролируют половину рынка пэкидж-туров, а десять доминирующих фирм 67 %. Близкие значения коэффициент рыночной концентрации принимает в других развитых туристских странах. На два первых туроператора приходится в Японии 30 % совокупного объема продаж пэкидж-туров, в Бельгии 60%, в Нидерландах 70%. Рыночная доля трех первых туроператоров составляет в ФРГ 42%, в Швейцарии более 60 %, в Великобритании 75 %.
В основе процесса концентрации в туризме лежат те же причины, что и в других отраслях экономики, прежде всего эффект масштаба производства. Наряду с ними можно выделить специфические факторы, определяющие динамизм и разнообразие форм концентрации туристского рынка. Толчком к его монополизации служит недолговечность туристских предприятий (главным образом отелей), вследствие утяжеленной структуры издержек, и турагентств. Их частые банкротства и поглощения становятся массовыми в периоды экономических кризисов. Другой, вытекающий из первого, фактор высокие коммерческие риски операций на рынках путешествий. Туристские компании страхуют риски, расширяя географию своего представительства, а также спектр предлагаемых продуктов. Они выходят на внешние рынки стран, лидирующих по отправке или приему международных туристских потоков, открывают в них свои филиалы, создают транснациональные цепи. Для большей устойчивости они проникают в смежные секторы туризма. Кроме них, прямой интерес в туризме часто обнаруживают фирмы других отраслей и сфер экономики: от пищевой и текстильной промышленности до черной металлургии, а также банковского сектора. Эти компании также получают прибыль от реализации туристских продуктов.
Концентрация производства в туристской индустрии осуществляется двумя путями: внутренним и внешним. В первом случае укрупнение происходит в рамках отдельной хозяйствующей единицы вследствие капитализации прибыли (внутреннего роста).
Во втором случае экономическая власть у монополистического образования сосредоточивается в результате сотрудничества (кооперации) или объединения (слияния) широкого круга предприятий. Специалисты различают три формы объединения: интеграция, диверсификация и конгломерация.
Интеграция.
В туризме, как и в других отраслях, существуют разные способы интеграции от поглощения конкурента до приобретения его контрольного пакета акций. Широко практикуются перекрестное владение акциями разных компаний, объединение усилий в области менеджмента, заключение договоров о консорциуме. Они делают интеграцию более гибкой и потому получают преобладающее значение в туристской индустрии. С этим связана еще одна особенность интеграции в туризме. Туристская компания имеет больше экономических преимуществ за счет экономии от масштаба производства, если она расширяется не путем наращивания производства на своем единственном предприятии, а создает цепь хозяйствующих единиц. Такой подход одновременно отвечает потребностям клиентов. Во-первых, эти цепи «стягивают» пространственно разделенные районы, генерирующие туристские потоки, и дестинации, принимающие их. Во-вторых, лучше производить целый туристский продукт по частям, что соответствует комплексному его восприятию потребителями, чем концентрировать усилия на оказании одного вида туристских услуг.
Интеграция имеет несколько разновидностей. Самой ранней ее формой в туризме, не потерявшей актуальности и сегодня, считается горизонтальная интеграция. Ей обязаны своим появлением первые гостиничные цепи.
Туристские предприятия, находящиеся на одной ступени технологического процесса, т.е. выпускающие одинаковую продукцию или оказывающие аналогичные услуги, объединяются для того, чтобы получить экономию от масштаба производства, нарастить объем поставок или сбыта, ограничить или устранить конкуренцию. Каждое предприятие в отдельности либо ощущает недостаток капитала, производственных мощностей и маркетинговых ресурсов для дальнейшей самостоятельной деятельности, либо боится рисковать, либо видит в альянсе с другими предприятиями немалые выгоды для себя.
Экономические преимущества, которые получают крупные предприятия, стали очевидны с превращением туризма в массовое явление современности. Вместе с ростом спроса на путешествия поднималась волна горизонтальных объединений.
На авиатранспорте горизонтальная интеграция продиктована, скорее стремлением авиакомпаний удержать клиентов на остроконкурентных рынках воздушных перевозок, нежели достичь экономии от масштаба производства. Она принимает простые формы: партнерство, обмен идентификационными кодами между авиакомпаниями, совместная рекламная деятельность. Поглощение одним перевозчиком другого встречается реже, поскольку оно связано с большими капитальными затратами. Горизонтальная интеграция способствует более эффективному использованию парков воздушных судов (главным образом снижению простоев транспортных средств путем совместной их эксплуатации), позволяет значительно увеличить число комбинаций маршрутов, обеспечивает доступ к новым сбытовым каналам, в частности расширяет возможности использования глобальных компьютерных систем бронирования.
Вышесказанное в основном относится к гостиничному хозяйству и другим секторам туризма, в которых эффективность понимается как установление контроля над потребительским спросом в целях приведения его в соответствие с фиксированным предложением. Гостиничные и мотельные цепи получают экономический эффект благодаря централизованному управлению и совместным маркетинговым усилиям, включая создание общих сбытовых служб.
В отличие от авиаперевозок и гостиничного дела туроператорская и турагентская деятельность характеризуется низкой капиталоемкостью, поэтому среди посредников процессы горизонтальной интеграции часто протекают в виде слияний или путем приобретения контрольных пакетов акций. Подавляющая часть созданных таким образом крупных туроператоров и турагентств остается в пределах национальных границ, и только некоторые образуют широкие международные цепи.
Горизонтальную интеграцию в туризме следует отличать от вертикальной. Наибольший эффект она приносит в сфере распределения. В результате интеграции образуются вертикальные маркетинговые системы, бросающие вызов традиционным каналам сбыта. В обычной товаропроводящей цепочке каждое звено является отдельным независимым предприятием, стремящимся обеспечить себе максимально возможные прибыли, даже в ущерб структуре в целом. При переходе к вертикальной маркетинговой системе действующие субъекты (производитель, оптовые и розничные торговцы) не меняются, однако они выступают как единый организм. В этом случае один из членов канала обладает экономической мощью, обеспечивающей их сотрудничество. Доминирующей силой в рамках вертикальной маркетинговой системы может быть как производитель, так и оптовик или розничный торговец.
Вертикальные маркетинговые системы возникли как средство контроля поведения маркетингового канала и предотвращения конфликтов между его отдельными членами, преследующими собственные цели. Они экономичны с точки зрения своих размеров, обладают большой рыночной властью и исключают дублирование усилий.
В туризме вертикально интегрированные маркетинговые каналы получили широкое распространение. Инициатива их создания часто исходит от крупных туроператоров, которые открывают собственные агентские представительства, или от поставщиков туристских услуг. Повышенную активность здесь проявляют авиакомпании. Они проникают в смежные области, раздвигая рамки производственно-сбытового процесса в «прямом направлении», к рынку потребителей (приобретение туроператора или турагентства), или в «обратном направлении» к источникам сырья (покупка поставщиком продуктов питания для авиапассажиров).
В конечном счете авиакомпании сосредоточивают в своих руках управление всем технологическим процессом производства и реализации туристского продукта.
Внедрение авиаперевозчиков в сферу деятельности туристских фирм составляет характерную особенность современного этапа развития индустрии путешествий.
Наряду с туроператорской и турагентской сферами деятельности воздушные перевозчики проникают в сектор размещения, включаясь в процессы комплементарной интеграции.
Начиная с 1970-х гг., практически все ведущие авиакомпании мира занимаются гостиничным бизнесом. «Юнайтед Эйрлайнз» и «Америкэн Эйрлайнз», «Люфтганза» и КЛМ, «Бритиш Эйрвейз» и САС, «Свиссэйр» и «Алиталия» вкладывают капиталы в строительство и приобретение действующих отелей, выступая инициаторами создания гостиничных цепей.
Аналогичную политику проводят предприятия других секторов индустрии туризма. Гостиничные компании проникают в сектор общественного питания. Туроператоры приобретают отели и мотели, чтобы гарантировать размещение своим клиентам, используя этот факт в качестве веского аргумента в пользу предлагаемых ими пакетов услуг. Туристские группы нередко расширяются, объединяясь с автотранспортными предприятиями в целях повышения надежности наземных трансферов и выполнения экскурсионных программ. Они также могут создавать при себе объекты развлечений для привлечения потребителей.
Диверсификация
Туристские компании редко простирают свои интересы за пределы отрасли. В основной массе они имеют небольшие размеры и недостаточно прочную финансовую базу для диверсификации. Немногочисленные крупные туристские предприятия, занимающие устойчивые позиции на рынке, связывают свой коммерческий успех с относительно высокими темпами роста туризма и продолжают наращивать масштабы производства в рамках последнего.
Инициатива диверсификации исходит, как правило, от предприятий других отраслей экономики. Их привлекает сфера туризма в силу ряда обстоятельств: низких барьеров выхода на рынок путешествий (включая невысокие капитальные затраты в ряде его секторов), ускоренного развития туристского бизнеса, сложившегося представления о туризме (часто ошибочного) как об очень приятном или легком виде деятельности. Кроме того, с ним связывается возможность компенсации убытков и рисков на предприятиях других отраслей, входящих в диверсифицированные компании.
В современных условиях диверсифицированные компании становятся трудно различимыми. Они приобретают все больше общих черт с конгломератами.
Конгломерация
Целью создания конгломератов является получение больших прибылей за счет операций с ценными бумагами: выпуск акций и облигаций, их обмен. Для осуществления конгломератных слияний и поглощений необходимы соответствующие финансовые ресурсы и осведомленность о состоянии дел в фирмах. И то и другое способны обеспечить лишь банки и финансовые компании. Последние составляют списки потенциальных кандидатов для поглощения, получая за информацию не только комиссионные, но и возможность манипулирования с ценными бумагами поглощающих и поглощаемых фирм.
Отличительной чертой современного процесса концентрации в туризме является широкое участие в нем банковских структур. В Германии ведущие банки страны (Дрезднер Банк, Коммерц-банк, Дойче Бундесбанк) и ряд страховых компаний также расширяют свое присутствие на туристском рынке. Они выступают акционерами или входят в совет директоров многих туроператоров, объединений, турагентств, авиакомпаний и розничных торговых фирм, которые контролируют туристские группы.
В результате внутреннего роста отдельных предприятий и укрупнения хозяйствующих единиц путем интеграции, диверсификации и конгломерации происходит усиление концентрации туристского рынка. Выпуск туристских продуктов сосредоточивается на все меньшем числе фирм. Каким будет уровень концентрации производства в секторах индустрии туризма в будущем, определить трудно. Он зависит от двух противодействующих факторов: первый постоянный спрос туристов на новые впечатления и туристские продукты. Он поддерживает развитие большого числа самых разных предприятий и ведет к снижению уровня концентрации производства; второй совершенствование технологий. В туризме, особенно на авиатранспорте, инновационный процесс часто сопряжен со значительными инвестициями. Для эффективного использования технологий требуются большие масштабы производства и массовые рынки сбыта туристских продуктов, а также объединение усилий предприятий по рекламе. В этом контексте уровень концентрации в туризме будет возрастать
Заключение
Развитие производительных сил является главным фактором общественного разделения труда и формирования отраслей и крупных отраслевых групп. Экономика народного хозяйства имеет много структур. Это обусловлено многообразием процессов производства, общим его прогрессом, присвоением производственных благ. Структура отражает строение экономики, соотношение ее подсистем и звеньев, пропорции и взаимосвязи между ними. Внедрение в широких масштабах достижений науки и техники в производство, изменение социально-экономических условий жизни ведет к изменениям структуры народного хозяйства: возникают и ускоренно развиваются все новые виды производства, которые обособляются в отдельные отрасли и подотрасли. Вместе с тем происходит устаревание ранее производимой продукции, и некоторые традиционные отрасли и подотрасли теряют свое значение.
Изучение различных структур связано с выяснением места и роли в народном хозяйстве составляющих его комплексов, определением путей их более эффективного функционирования. Организационная структура экономики характеризует соподчи-ненность и взаимосвязь между различными звеньями общественного производства как по вертикали, так и по горизонтали. В настоящее время эта система структур включает сотни тысяч объединений, предприятий и организаций производственного комплекса и непроизводственной сферы.
Предметом экономики туризма являются экономические отношения, которые возникают и развиваются в сфере туризма в процессе производства, распределения и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей потребителя.
Экономика туризма представляет собой научную дисциплину, которая исследует отраслевые аспекты экономических отношений в этой сфере деятельности, а также процессы и явления, происходящие в процессе производства, формирования обмена и потребления туристских продуктов и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/kupchihina-org-tsiya-proizvodstva-na-predpriyatiyah-turiz/
1. Авдашева СБ., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. М., 1998.
2. Азар В.И, Туманов СЮ. Экономика туристского рынка. М, 1998.
3. Актуальные задачи развития туризма в России на современном этапе и задачи Национальной академии туризма / Под ред. Ю.В.Кузнецова и др. — СПб., 2002.
4.
5. Балабанов И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб.пособие. М., 2003.
6. Беликов М.Ю. Города-курорты Краснодарского края: проблемы отраслевой и структурной перестройки в условиях перехода к рынку. Краснодар, 1994.
7. Ситуация на рынке туристских услуг в Санкт-Петербурге / М. Б. Бир-жаков и др. // Петербургский аналитик. 1999. № 2.
8. Боков М.А. Стратегическое управление рекреационными предприятиями в условиях переходной экономики. СПб., 2001.
9. Боумен К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. М., 1997.
10. Браймер Роберт А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М., 1.995.
11. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000.
12. Васильева И.Г. Американские методы оценки рекреационных ресурсов. М., 1973.
13. Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие. М., 2001.
14. Гостиничный и туристский бизнес / Под ред. А.Д.Чудновского. М., 1998.
15. Ефремова М. В. Основы технологии туристского бизнеса: Учеб. пособие. — М., 1999.
16. Иванов Ю.Н. Экономическая статистика: Учебник. М., 1999.
17. Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности: Учебник. М., 1992.
18. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: Стратегия и финансы. М., 2002.
19. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие для вузов. Минск, 1999.
20. Карпова Г.А., Водовода А. В. Концепция устойчивого развития туризма и рекреационная деятельность на охраняемых природных территориях: Материалы научно-практической конференции. СПб., 1997.
21. Квартальнов В.А. Иностранный туризм. М., 1999.
22. .
23. Квартальнов В. А. Туризм: Учебник. М., 2000.
24. Квартальнов В. А. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности: Учебник. М., 2002.
25. Котлер Ф., Боуэн Дж. Маркетинг: Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Р. Б. Ноздревой М., 1998.
26. Купер К, ФлетчерД., Гильберт Д. Экономика туризма: Теория и практика. СПб., 1998.
27. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М., 2003.
28. Многомерный статистический анализ в экономике / Л. А. Сошникова и др.; Под ред. В.Н.Томашевича. М., 1999.
29. Основы туристской деятельности: Учебник для туристских лицеев и колледжей / Авт.-сост. Е.Н. Ильина. М., 1992.
30.
31.
32. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: Отели и рестораны. М., 2000.
33. Развитие туризма на современном этапе и задачи Академии туризма / Под ред. Ю. В. Кузнецова. — СПб., 2000.
34. Ревинский И.А., Романова Л. С. Поведение фирмы на рынке услуг: Туризм и путешествия: Учеб. пособие. Новосибирск, 2001.
35. Реймерс Н.Ф. Ресурсология: Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994.
36. Российский статистический ежегодник: Регионы России. М., 2001.
37. Сапрунова В.Б. Туризм: Эволюция, структура, маркетинг. М., 1997.
38. Сенин В. С. Организация международного туризма: Учебник. М., 2000.
39. Темный Ю. В., Темная Л. Р. Экономика туризма: Учебник. М., 2003.
40. Труды Академии туризма: Сб. научных трудов. Вып. 3, 4 / Под ред. Ю.В.Кузнецова, А.Т.Кирилова, Г.А.Карповой. СПб., 2002.
41. Уникальные территории в культурном наследии и природном наследии регионов: Сб. научных трудов. — М., 1994.
42. Уокер Джон Р. Введение в гостеприимство. М., 1999.
43. Устойчивое планирование туризма: Пособие для специалистов по местному планированию. Мадрид, 1993.
44. Усыскин Г. С. Очерки российского туризма. СПб., 2000.
45. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации»: Утв. Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г.
46.
47.
48. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков: Пер. с англ. М., 1997.
49. Экономика и менеджмент на транспорте: Сб. научных трудов / Под ред. Г. А.Кононовой. СПб., 1998.
50. Экономика и организация международного туризма / Под ред. Л. Ф. Хо-доркова М., 1984.
51. Экономика отрасли / Под ред. проф. А. С. Пелиха. Ростов н/Д, 2003.
52. Экономика современного туризма / Под ред. Г.А.Карповой. М., 1998.
53. Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма: Учеб. пособие. М., 2003.