Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что на данный момент уделяется мало внимания изучению музеев военного профиля. К такому заключению мы пришли исходя из следующих фактов. Во-первых, на сегодняшний день наблюдается недостаточная разработанность, отсутствие крупных научных трудов, раскрывающих становление и развитие отечественных военных музеев. Во-вторых, возрастанием внимания общественности к предметам материальной культуры воинской деятельности и быта отечественных вооруженных сил, находящихся на хранении в военных музеях. В-третьих коллекции отечественных военных музеев являются одними из самых главных материальных источников о всех крупных и малых военных конфликтах в которых принимала участие наша страна. В представленной работе речь пойдет о таких музея как Центральный военно-морской музей, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, Центральный музей Военно-воздушных сил РФ. Экспозиции этих музеев познакомят нас с развитием отечественного кораблестроения, авиастроения и танкостроения.
Данной проблеме изучению музеев военного профиля следует уделять особое внимание, так как благодаря подобным экспозициям знакомимся не только с оружием, мы узнаем о людях создававших и использовавших его, мы можем проследить процесс создания и модифицировании оружия, мы можем узнать события связанные с этим оружием. К сожалению, на сегодняшний день в России не так много музеев не только посвященных данной проблеме, но и мало музее посвященных оружию в целом. Именно по этому, я считаю, что необходимо уделять больше внимания изучению музеев военного профиля.
Проведенный анализ исторических трудов, посвященных становлению и развитию военных музеев России позволил выделить два периода в развитии историографии проблемы. Первый период — 1918 — начало 1990-х гг. (советский), второй период — начало 1990-х гг. по настоящее время (постсоветский).
В первый (советский период) учеными и исследователями была проведена определенная работа по изучения процессов развития военных музеев в 1918-1991 гг. Один из отечественных исследователей Н.В. Александрова в своем диссертационном исследовании «Российские военные музеи в первой трети XX века: из истории организации и деятельности» приводит слова музееведа С. Полунина, который говорил, что «… было не до музеев и неудивительно поэтому, что этот период (1918-1928 гг.) для музейного строительства в РККА был периодом полного затишья».
Особенности классификации музеев
... музейной сети ведет к усложнению классификаций. Однако до сих пор основной классификацией остается классификация музеев по профилю. Профиль музея - отношение музея к профильной дисциплине, комплексу наук, ... До сих пор исторические музеи остаются одной из самых крупных профильных групп отечественных музеев. Военно-исторических музеев в РФ около 120; около 80 музеев-заповедников, 26 этнографических ...
Мы согласны с период Гражданской войны и военной интервенции в России, было просто не до развития музейной деятельности, все силы были направлена на сохранение уже существующих коллекций, что в военных условиях было не так уж и легко сделать. Изучение историографии периода гражданской войны показало, что практически не велась работа по изучению деятельности военных музеев.
В период первых пятилеток (конца 1920-ых — начала 1940-ых годов) работа отечественных историков была двух направлений. Первое направление сосредоточилось на работе отдельных музеев, второе направление сосредоточилось на создание трудов посвященных развитию советского военного дела. К числу авторов, описывающих в своих работах развитее отдельных военных музеев, необходимо отнести Всевлода Викторовича Адента, который был сотрудником Государственного Исторического музея, а так же секретарем Артиллерийского исторического музея в Ленинграде. Так же следует отметить таких авторов как: Н. Остоженского, В. Военного.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. поставила новые задачи советским военным-музеям. Они были таковы, что условия военного времени отодвинули на второй план научно-теоретическую деятельность военных музеев, выдвинув на передний план работу по сохранению своих фондов и коллекций, сбору и показу исторических предметов Второй Мировой и Великой Отечественных войны.
Период конца 1940-х-начала 1950-х гг. не был ознаменован выходом в свет крупных трудов, в которых затрагивались бы проблемы функционирования отечественных военных музеев. Это объяснялось тем, что основные усилия военных музееведов, музейных работников, специалистов в области музейного дела были направлены на восстановление разрушенного войной музейного хозяйства, теоретическое осмысление опыта деятельности военных музеев в годы Великой Отечественной войны.
Таким образом, периоды Великой Отечественной войны, конца 1940-начала 1950-х гг. не представили исторической науке крупных трудов, в которых исследовалась бы деятельность военно-музейной сети советского периода.
В середине 1950-х гг. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 11 января 1954 г., приступил к разработке основных проблем изучения истории музейного дела, готовя многотомный труд. В результате работы большого коллектива исследователей в свет вышло семь выпусков «Очерков истории музейного дела в СССР».
Значительное место в указанном труде было отведено вопросам теории и истории военных музеев советского периода. В частности, в 7-м выпуске «Очерков истории музейного дела в СССР» Е.И. Востоков предпринял попытку издания комплексного и целостного труда, раскрывающего особенности развития отечественных военно-исторических музеев в советский этап своего существования.
В 1960-1970-е гг. по мере роста численности войсковых музеев в СА и ВМФ, расширения объема решаемых ими задач появилась потребность обобщить накопленный опыт работы, обменяться им с коллегами, наметить пути ее дальнейшего развития. Этому способствовали издаваемые труды, публикации в периодической печати.
В середине 1970 — начале 1980-х гг., стали появляться диссертационные исследования, затрагивавшие те или иные аспекты функционирования отечественных военных музеев. Хочется отметить упор в них был сделан на изучение опыта пропагандистской и воспитательной работы военных музеев не только с личным составом армии и флота, но и с гражданскими лицами. С середины 1980-х гг., когда начался период перестройки и гласности, появилась возможность более объективного и комплексного изучения становления и развития отечественных военных музеев в советский период.
Проект военно-исторического экскурсионного тура по региону России
... жизни. Главной задачей военно-исторических экскурсий является изучение истории и культуры страны, ... исторических личностей, подвигами героев; места археологических раскопок, экспозиции исторических и краеведческих музеев. [2, с. 48-50] Военно-исторические экскурсии ... экскурсии важно иметь в виду, что историческое явление должно быть типичным и отображать историческую связь своего периода; исторический ...
Таким образом, в ходе первого периода историографии проблемы шел процесс накопления исторического материала о становлении и деятельности отечественных военных музеев, научный уровень которого постоянно повышался. Следует отметить, что на историографию советского периода определенным образом повлияли идеологические установки и политическая обстановка в стране.
Второй период историографии, постсоветский, характеризуется ликвидацией жестких идеологических рамок, плюрализмом мнений, открытостью архивов, доступностью новых источников, появлением ранее неизвестных материалов в периодической печати.
Ощутимый вклад в постсоветскую историографию по изучению деятельности отечественных военных музеев внесла Н. Александрова, научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А. Пушкина. В своих трудах ей было проанализировано большое количество материалов, касавшихся развития военно-музейной сети в период с конца XIX до первой трети XX в.
Особый интерес представляет исследование на тему: «Российские военные музеи в первой трети XX века: из истории организации и деятельности». В нем автор на основе изучения документов ряда отечественных архивов (РГВА, научных архивов Центрального музея Вооруженных сил, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, отдела письменных источников Государственного исторического музея) представила свое видение на развитие военно-музейной сети в исследуемый период.
С середины 1990-х гг. стали появляться диссертации, посвященные различным аспектам деятельности военных музеев в советский период. Так же начиная со второй половины 1990-х гг., на страницах периодической печати стали появляться статьи, рассказывающие как об истории, так и о современном состоянии музеев Вооруженных сил России. Статьи можно условно разделить на публикации исторической направленности, методического содержания, полемичного характера.
Особого внимания заслуживают работы Ф. Овсюка, старшего научного сотрудника Центрального музея Вооруженных сил, в которых он рассматривает актуальные вопросы и проблемы развития военных музеев в дореволюционный, советский и постсоветский периоды. Через его труды проходит мысль о бережном отношении к собственной истории, а не заниматься выискиванием «черных пятен», опираться на положительный опыт при выработке путей дальнейшего развития военно-музейной сети РФ.
В конце XX-начале XXI вв. появились диссертационные исследования, посвященные вопросам истории и теории музейного дела на различных этапах существования и в различных регионах нашей страны. На первый взгляд может показаться, что проблемы, затрагиваемые в указанных трудах далеки от темы настоящего исследования. На рубеже XIX-XX вв. ряд военных музеев отпраздновали юбилеи своего существования, что способствовало выходу ряду монографий, в которых увидели свет материалы, рассказывающие о развитии как конкретных музеев, так и военно-музейной сети страны, в целом.
Подготовка экскурсии по военно-историческим местам
... по памятным местам воинской славы; 3. экскурсии по военно-инженерным сооружениям; 4. экскурсии, связанные с жизнью и деятельностью героев. Экскурсии на военно-историческую тему могут быть посвящены как истории войны ... 24 Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей экскурсионного показа военно-исторических объектов ... экскурсовода. Большое внимание в книге уделено сущности экскурсии, ...
Таким образом, историография постсоветского периода опирается на малоисследованные исторические документы, посвященных военно-музейному делу — диссертациях, монографиях, справочных изданиях, учебных и методических пособиях, публикациях в периодической печати. Отмена идеологического диктата явилась важным условием объективного и всестороннего научного исследования деятельности советской военно-музейной сети. Исследователь М.С. Милчев в своей работе Вторая мировая: война оружейников. Из этой книге мы узнали историю создания и развития советской бронетехнике. Для нас эта книга интересна тем, что в не представлено подробное описание истории создания и боевые характеристики советских танков и БМП периода ВОВ. Данная работа дает нам четкое представление о развитии техники в период Великой Отечественной Войны.
При написании курсовой работы мы использовали следующую литературу и источники.
В работе Свирин М.Н. Броневой щит Сталина: История советского танка 1937—1943. можно о том, как изменялось советское танкостроение в предвоенные и впервые годы войны. Из книги мы узнаем о той работе, которую проделали советские конструкторы в эти годы и как создавались такие знаменитые танков как Т-34, КВ-1, КВ-2. Также у этого автора мы использовали книгу «Стальной кулак Сталина. История советского танка. 1943—1955». Из этой книги мы узнаем, как изменилось советское танкостроение в годы войны. Мы узнаем, как модернизировались старые образцы танков и создавались новые образцы. Так же работа интересна для нас тем, что в ней представлены ТТХ советских танков периода великой отечественной войны.
Свирин М.Н. Стальной кулак Сталина. История советского танка. В этой книге описана история развития советских танков 1943-1955 гг. А именно историю создания, развития модернизации танков данного периода, так же в книге представленные подробные характеристики советских танков.
Шунков В.Н. Оружие Красной армии. Из этой книги мы узнали нам представлен обзор стрелкового оружия, артиллерийских орудий, бронетанковой и автомобильной техники, состоявших на вооружении Красной Армии в годы второй мировой войны. По каждому из образцов оружия и боевой техники приводятся краткая история разработки, тактико-технические характеристики и иллюстративные материалы.
Свирин М.Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945. Из книги Свирина мы узнаем о истории развития отечественных самоходных артиллерийских установок.
В книге Селивохина В.М. «Танк» приведены сведения из истории отечественного танкостроения, описано общее устройство танков, кратко изложены вопросы вождения и ведения огня из танков и даны примеры боевого применения танков в Великой Отечественной Войне.
Желтов И.Г., Павлов И.В., Павлов М.В., Солянкин А.Г. Советские малые и лёгкие танки 1941—1945 гг. В этой книге авторы рассказывают нам историю советских легких танков 1941-1945 годов. Авторы подробно описывают создание и модернизацию советских легких танков, благодаря этому мы можем четко прослеживать как изменялись легкие танки в течении ВОВ. В книге представлены все тактические и боевые характеристики советских легких танков.
История : Битва за Москву
... Великой Отечественной войны, но и всей Второй Мировой войны в целом. В этой связи представляется актуальным освещение событий Московской битвы в рамках дипломной работы. Тема дипломной работы сформулирована следующим образом: «Битва за Москву». Цель работы: анализ событий Московской битвы. В ...
Холявский Г.Л. Энциклопедия танков. Представленная книга является справочным изданием, из нее мы узнаем проблемам становления и развития мирового танкостроения. В книге собран такой обширный материал, включающий сведения об истории создания, конструктивных особенностях, боевом применении и эволюции практически всех серийных танков, производящихся в мире начиная с 1915 года.
В книге Шункова В.Н. «Вермахт» представлен полный обзор оружия и боевой техники сухопутных войск Германии, применявшихся в сражениях Второй мировой войны. В книге приведены сведения об организационной структуре соединений вермахта и обзор всех дивизий сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морского флота.
Из книги авторов Павлова И.С., Павлова М.С. Сверхтяжёлый танк «Маус» мы узнаем историю создания немецкого сверхтяжелого танка «Маус», имевшего ряд особенностей, не встречавшихся ранее в конструкции других танков. В книге приведено описание конструкции танка, корпуса, ходовой части, элементов силовой установки, дана сравнительная оценка двигателя и его систем, электрической и механической частей трансмиссии.
В книге Барятинского М.Б. Средние и основные танки зарубежных стран содержится информация о 18 серийных (или подготовленных к серийному производству) средних и основных танках, созданных после Второй мировой войны в Аргентине, Бразилии, Великобритании, Германии, Израиле, Индии, Италии и Китае.
Бронемашины. Очерки об истории развития и боевом применении. Л.Д. Гоголев. В книге рассказывается об истории развития и боевом применении советских и некоторых зарубежных бронеавтомобилей и бронетранспортеров. Представлены внешний вид, краткое описание и основные характеристики наиболее интересных образцов бронетехники.
Книга Федосеева С.Л. Танки Первой мировой войны. Посвящена теме, нечасто появляющейся в отечественной военно-технической литературе, и рассказывает о появлении, устройстве и боевом применении первых танков — английских, французских и германских. Приводятся данные об организации первых танковых частей, а также об экипировке танкистов, вариантах окраски и обозначения танков.
Работа исследователя Коломиеца М.И. «Танки ленд-лиза» содержит большое количество фотографий бронетанковой техники поставлявшейся СССР по ленд-лизу из США Англии и других стран, помимо этого содержатся данные о том, сколько и когда было поставлено, какие достоинства и недостатки были у поставляемых машин, их описания и ТТХ. Данная книга дает нам больше информации о союзной бронетанковой технике периода Второй мировой войны.
Книга отечественного исследователя Барятинского М.Б. Средний танк «Шерман» посвящена самому массовому американскому танку периода Второй мировой войны «Шерман». В книге описаны история создания, боевого применения и боевые характеристика танка.
Работа Мощанского И.Б. Лёгкий танк Ха-Го. Представляемая книга посвящена легкому японскому танку модели Тип 95 «Ха-го»: его разработке, серийному производству и боевому применению на различных ТВД.
Экспозиционно-выставочная деятельность музея Морского Флота
... 2. Раскрыть методы и формы работы музея школы № 127 г. Барнаула «История морского флота России». 3. Проанализировать экспозиционно-выставочную деятельность музея школы № 127 г. ... музей осуществлял отбор и сохранение образцов культуры, воплощающих общественные ценности. Он рассматривался в качестве дополнительного средства пополнения знаний, полученных в результате образования или чтения книг. Модель ...
Из исследовательской работы Шаврова В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938, нам представлен исторический обзор отечественных самолетов от зарождения авиации в России до 1938 года, описаны их конструкции в развитии. Около 800 серийных, опытных и экспериментальных оригинальных типов отечественных самолетов вошли в историю рассматриваемого периода. В книге приводятся с возможной по имеющимся материалам полнотой основные характеристики и особенности конструкции каждого из этих самолетов, рассказывается о дальнейшей их судьбе.
Книга Маслова М.А. «Истребитель И-16», повествует нам об одном из известнейших отечественных самолетов Великой Отечественной Войны И-16. В книге описана история разработки самолета, а так же представлены технические характеристики и боевые характеристики самолета.
В работе Якубовича Н.В. «Истребитель Як-9. Заслуженный «фронтовик»», мы познакомились со знаменитым истребителем Як-9. В книге описана история создания самолета, даны его характеристики и история боевого применения.
Из книги авторов Шевчука И.С., Ригманта В.Г. Андрей Николаевич Туполев: грани дерзновенного творчества. Мы узнали о истории КБ Туполева, о его работниках и проектах бюро.
В книге Коршунова А.В., Иванова В.П. Николай Николаевич Поликарпов. Описана история жизни Н.Н. Поликарпова, и история создания КБ Полкарпова.
Книга Арлазорова М.С. Артём Микоян рассказывает о жизни и делах творца знаменитых самолетов-истребителей — МиГов и рассказывает книга, созданная на основе обширных материалов, собранных автором.
Книга Кузьминой Л.М. «Генеральный конструктор Павел Сухой» первая об этом талантливом, интересном человеке. В книгу так же описана история КБ Павла Сухого.
Книга Подрепного Е.И. «Реактивный прорыв Сталина» это подробный рассказ о великой авиационной эпохе, истории рождения и становления непобедимой реактивной авиации Советского Союза. Из этой книги мы узнали историю первых отечественных реактивных самолетов.
Книга Ильина В.Е. и Левина М.А. «Современные истребители» охватывает большинство современных боевых самолетов-истребителей. По каждой машине приводится описание конструкции с указанием особенностей.
В исследовательской работе авторов Богатырева И.В., Вахарловского Г.А., Кротова П.А., Сацкого А.Г. История отечественного судостроения IX-XIX вв. Рассказывается о парусном деревянном судостроении в России с ранних времен и до перехода к паровому металлическому судостроению. Приведены малоизвестные чертежи и рисунки, сведения о судостроителях.
Из книги Штеменко С.М. «Генеральный штаб в годы войны» мы узнали о работе Генерального штаба в военное время, раскрывается роль Ставки, Генштаба и командования фронтов в разработке планов важнейших операций Великой Отечественной войны и их проведении.
Работа Морозова М.Э. и Нагирняка В.А. Стальные акулы Гитлера. Серия «VII», посвящена Германским подводным лодкам VII серии, а именно об истории их боевого применения.
В книге Морозова, М.Э., Кулагина, К.Л. «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина. Описаны советские подводные лодки, а именно история разработки и создания, боевое применение. В книге так же рассказывается о легендарные подводники Г.И. Щедрин, С.П. Лисин, которые сражались на субмаринах «С» типа.
Отчёт по практике “Организация экскурсионной деятельности музея ...
... по Свердловской области: Музей военной техники «Боевая слава Урала» Недалеко от Екатеринбурга находится небольшой город Верхняя Пышма, где расположены прекрасные музей военной техники и музей ретро автомобилей. Музей военной техники ... особняками XIX века, украшающими городской пруд. В рамках экскурсии можно увидеть центральные площади города Екатеринбурга – Площадь 1905 года и Октябрьскую площадь ...
Моими источниками при написании курсовой работы были путеводители таких авторов как: Котков К.А. Центральный военно-морской музей: Путеводитель. В этом путеводителе подробно описана история создания музея. История строительства. Подробно описаны экспозиции музея, представлен каталог коллекции музея.
Бурковский Б.В. Крейсер «Аврора»: Путеводитель по корабельному музею. Из этого путеводителя мы узнаем, как формировались коллекции музея, откуда поступали экспонаты и в каком состоянии они находятся на сегодняшний день.
Озеров Б.Н. Путеводитель по военно-историческому музею бронетанкового вооружению и технике. Из этого источника мы узнаем о истории создания Центрального музея бронетанкового вооружения и технике, а так же мы знакомимся с коллекцией музея и историей ее формирования.
Еще одним моим источников были мемуары: Михаленко К.Ф. 1000 ночных вылетов. В этой книге рассказывается о Фронтовой судьбе автора, который за годы Великой Отечественной Войны совершил 997 боевых вылетов на своем самолете По-2. Книга интересна нам тем что автор представляет нам характеристику данного самолета.
Кожедуб И.Н. Три сражения. Это мемуары знаменитого советского аса Ивана Николаевича Кожедуба. В них он рассказывает о своих боевых вылетах, а так же в книге уделено внимание самолетам на которых летал летчик в годы ВОВ это Ла-5 и Ла-7.
Гапеёнок Н.И. «Хроники пикирующих бомбардировщиков. Пе-2 атакуют». Автор этой книги, Герой Советского Союза Николай Иванович Гапеенок за время Великой Отечественной Войны на его счету более 200 боевых вылетов. В его мемуарах точно, основательно и подробно рассказывается о боевой работе пикировщиков на бомбардировщиках Пе-2.
Целью моей курсовой работы является изучить отечественные военные музеи ХХ века. В соответствии с поставленной целью в своей работе мы решали следующие задачи:
1. Задачей моей курсовой работы является изучение литературы касающейся военных музеев России, а именно: Центральный военно-морской музей, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, Центральный музей Военно-воздушных сил РФ.
2. Ознакомиться с историей таких музеев как: Центральный военно-морской музей, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, Центральный музей Военно-воздушных сил РФ.
3. Исходя, из изученных материалов, узнать какие экспонаты созданные в период ХХ века находятся в музеях.
4. Узнать историю поступления экспонатов в музей.
5. Ознакомиться с историей отечественной боевой техники ХХ века.
И в завершении работы объединить все полученные результаты работы, и выстроить целостную картину изучаемого мною вопроса. И подвести общий итог проведенной нами работы.
1. История военных музеев России
В истории музейного дела важное значение имеет создание и развитие музеев разных профилей. Особой профильной группой является группа военных музеев. Последние, зачастую, принадлежат Министерству обороны, и создаются при их поддержке. В этой главе мы расскажем вам о таких военных музеях как Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Центральный военно-морской музей.
Классификация музеев
... на раннем этапе было то, что попытки сформулировать теоретические положения о музее чаще всего принимают форму музейных проектов. Первые проекты, предлагавшие модели музейных учреждений и значительно ... в настоящее время необходима корректировка и унификация понятийного аппарата на новом уровне. Таким образом, можно определить место музееведения в системе наук как общественной (гуманитарной) ...
Первым музеем, о котором пойдет речь, является один из старейших музеев страны — Центральный военно-морской музей. Прообразом этого музея стала Модель-камера основанная Петром I ещё в 1709 году. Модель-камеры обычно помещались при чертежных мастерских, где и разрабатывались новые проекты. Располагая коллекциями моделей, чертежей и инструментов, модель-камера служила также учебной базой для подготовки моряков и корабельных мастеров. Таким образом, модель-камеры исполняли некоторые важнейшие музейные функции — сбор, хранение и изучение памятников судостроения, но музеем в прямом смысле слова еще не были из-за своей недоступности для обычных посетителей и несвойственных музею «кораблестроительных обязанностей». Первоначально Модель-камера располагалась в Зимних хоромах Петра I, но в том же 1709 году ее перевели в Главное Адмиралтейство, ближе к стапелям, на которых строились корабли Балтийского флота. Коллекция проектных моделей хранилась рядом с чертежной (плазом), так как модели и плаз были элементами единого процесса проектирования и строительства кораблей. Петром I были приняты законодательные меры по систематическому пополнению коллекции корабельных моделей. В 1722 г. вышел в свет «Регламент об управлении адмиралтейства и верфи». Пункт 25 главы 20 «Регламента» гласил: «Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую». Подобных полу моделей XVIII в., выполненных согласно «Регламенту» 1722 г., до нашего времени сохранилось восемь десятков. Накоплению моделей способствовала и существовавшая в XVIII в. традиция представления судостроителем собственноручно сделанной модели в качестве своеобразной «дипломной работы» при приеме на службу или повышении в звании (например, из подмастерьев в корабельные мастера).
В XVIII в. в России также стало традицией изготовление моделей плененных неприятельских кораблей.
Новый этап в истории Санкт-Петербургской модель-камеры начался в середине 1730-х годах, когда она из «конструкторского бюро», занимавшегося лишь насущными задачами кораблестроения, превратилась в «информационный центр» — депо технической и навигационной документации, образцов и наглядных пособий. Модели и устаревшие чертежи, а также планы, географические и навигационные карты, которые прежде находились в разных подразделениях Адмиралтейства, собрали воедино в «модель-камере», располагавшейся тогда в небольшой палате под адмиралтейским шпицем. Однако довольно скоро для Модель-камеры наступили тяжелые времена. В 1760-1770 гг. «Регламент об управлении адмиралтейства и верфи» еще выполнялся, но с 80-х годов XVIII в. пополнение Модель-камеры носило уже случайный характер. Теснота помещений, недостаток средств, недальновидность хранителей, отсутствие реставрационных работ привели в конце XVIII в. Модель-камеру к упадку.
Развитие судостроения привело к тому, что кораблестроительные модели стали постепенно заменять теоретическими чертежами. Коллекция потеряла своё практическое значение и в 1805 году была преобразована в «Морской музеум». В 1805 г. император Александр I утвердил доклад, предусматривавший, что при Адмиралтейском департаменте создан «будет свой Museum, в котором собраны будут все любопытнейшие сочинения, библиотеку его составлять долженствующие, кабинет редкостей, машин, моделей, физических, математических инструментов и в который всякий с дозволения его (руководства департамента) входить и пользоваться чтением книг, или рассматриванием вещей, может». Основой «Морского музеума» стали коллекции Модель-камеры. Появление «Морского музеума» вызвало горячий отклик у флотских офицеров. Во флоте скоро стало традицией после возвращения из дальнего плавания приносить в дар Морскому музею собранные редкости. Первым директором «Морского музеума» стал Ксавье де Местр — ученый, писатель и художник, много сделавший для пополнения музейных коллекций. Его помощником стал Александр Яковлевич Глотов — известный судомоделист, автор трудов по морской практике, кораблестроению и истории флота. По его инициативе в 1818 г. при музее была создана своя модельная мастерская, ставшая базой для развития отечественного судомоделизма. С 1827 г. собранные в «Музеуме» предметы были переданы различным учреждениям. Передача предметов продолжалась до 1834 г. От «Морского музеума» осталась лишь Модель-камера, в которой хранилось 526 экспонатов — моделей кораблей, пушек и машин, — малая часть когда-то обширных коллекций. Расформирование Морского музея явно противоречило запросам быстро развивающегося флота и нанесло музею огромный ущерб: он был отброшен на век назад, к своему первоначальному состоянию — Модель-камере. Может служить утешением лишь тот факт, что коллекции «Морского музеума» не пропали, влившись в собрания других музеев. Некоторое время Модель-камера влачила жалкое существование. Но после Крымской войны 1853-1856 г. г., вызвавшая в обществе повышенный интерес к флоту, в стране началась полоса преобразований. Шли реформы и на флоте. В условиях перехода от парусного деревянного кораблестроения к паровому броненосному, когда встал вопрос об изучении технического и военно-исторического опыта, изменении методов обучения и воспитания военнослужащих, систематическом изучение истории российского флота, остро стала ощущаться необходимость, как в сохранении морских исторических памятников, так и демонстрации новейших технических достижений. Обширные планы требовали решения многих организационных вопросов. Понадобился деятельный и знающий человек, который мог бы привести в порядок Модель-камеру и стать руководителем воссоздаваемого Морского музея. Им стал лейтенант Николай Михайлович Баранов, который был известен как талантливый изобретатель-оружейник (впоследствии, командуя вооруженными пароходами «Веста» и «Россия», он прославился в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 г., затем был одним из организаторов Общества Добровольного флота, петербургским градоначальником, архангельским и нижегородским губернатором, сенатором).
Создание школьного музея
... образовательным учреждениям своего района. Создание такого музея возможно на основе введения в школьную программу факультатива по "Экскурсоведению" Музей - игротека. Это музей игр и игрушек, часть которых принесена из ... В конце 19 века в России создаются около 150 музеев с общедоступными экспозициями с целью просвещения (музей техники, ремёсел, приборов). В России собственно музейно-образовательная ...
Для воссоздаваемого Морского музея были отведены помещения во втором этаже западного крыла Главного Адмиралтейства. Музей открыл свои залы для посетителей в 1867 г. В 1900-1904 гг. экспозиция музея была значительно перестроена и расширена. После этой реэкспозиции петербургский Морской музей заслуженно признавался одним из лучших морских музеев мира. В последующем сотрудники музея не прекращали дорабатывать экспозицию. Морской музей не ограничивался собиранием, хранением и показом только старинных предметов. Он был и центром технического прогресса. В нем концентрировались новые виды оружия, подлежащие испытанию, проектные модели и чертежи судов, опытные станки, аппараты. В музее в условиях секретности хранились изобретения известных конструкторов А.П. Давыдова и С.К. Джевецкого; модели судов, спроектированных крупнейшим кораблестроителем А.А. Поповым. Здесь читали лекции многие известные историки флота, демонстрировал опыты изобретатель радио А.С. Попов- русский физик и электротехник, профессор, изобретатель, статский советник (1901), Почётный инженер-электрик (1899).
В 1908 г., перед торжественным празднованием 200-летия музея, ему было присвоено имя основателя — Петра Великого. Революционные потрясения не могли не сказаться на судьбе Морского музея имени императора Петра Великого. Сменив ряд наименований, он стал в 1924 г. Центральным военно-морским музеем, были внесены соответствующие времени коррективы и в его экспозицию. В 1920-1930-е гг. фонды музея значительно пополнились за счет частных и государственных коллекций. В августе 1939 г. Центральному военно-морскому музею было передано одно из красивейших строений города — здание бывшей Биржи, построенное по проекту архитектора Ж.Ф. Тома-де-Томона в 1816 г.
С 1950-х годов начинает создаваться современная сеть филиалов Центрального военно-морского музея такие, как: Мемориальный комплекс «Подводная лодка Д-2 «Народоволец»», Крейсер «Аврора». Данный факт говорит о развитии музея.
В 1980 г. в здании Кронштадтского Морского собора начал свою работу филиал Центрального военно-морского музея «Кронштадтская крепость», рассказывающий об истории этой прославленной балтийской военно-морской базы. В конце 1980-х годов начались работы по созданию филиала на одной из первых подводных лодок советской постройки — Д-2 «Народоволец». Открытый в 1994 г. мемориал является первой в нашей стране полностью музеефицированной подводной лодкой. Являясь главным морским музеем России, Центральный военно-морской музей оказывает консультативную помощь музеям флотов, флотилий, частей и соединений, учебных заведений ВМФ, а также школьным музеям, помогает организовывать каюты и комнаты боевой славы на кораблях и в воинских частях. С 1980-х годов вновь, впервые с дореволюционных времен, большое развитие получила зарубежная выставочная деятельность музея, что помогло музею добиться более широкого признания не только в России, но и за рубежом.
Подводя итог по Центральному военно-морскому музею можно сказать, что, не смотря на то, что музею уже более трехсот лет, музей по праву считается одним из лучших в своем роде. Коллекция музея может конкурировать с зарубежными аналогами. Подтверждением этому могут служить выездные выставки, которые организует музей, а так же совместные выставки с зарубежными музеями.
Говоря о военных музеях России стоит отметить, что зачастую они создавались на основе скопившихся образцов военной техники снятых с производства (но оставшихся на вооружении), несерийных типов или устаревших образцов техники. На основе одной из таких «коллекций» был создан Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Комитета обороны (НКО) при Совете Народных комиссаров от 1 августа 1938 года №180 «Об использовании имеющихся в РККА старых несерийных типов танков», в научно-исследовательском Автобронетанковом Полигоне АБТУ РККА, начал создаваться Музей боевых машин (танки, бронемашины и СУ).
На организацию Музея было выделено 50000 рублей из фонда НКО и передано 17 танков, один транспортер и одна СУ-14. Музей создавался прежде всего для ознакомления с образцами отечественного и иностранного танкостроения ученых, конструкторов и слушателей военных академий, а также для патриотического воспитания воинов РККА.
Основная работа по пополнению и оформлению музея как научного и воспитательного центра началась с 1944 года, когда коллекция пополнилась за счет трофейной техники и началось строительство парка и здания музея. Однако до 1972 года техника музея располагалась на открытой площадке, укрытая брезентами. В начале 70-х годов были построены павильоны, размещена коллекция, оформлена территория музея и 10 сентября 1972 года, в День танкистов, Музей впервые распахнул свои ворота для посетителей. Но для гостей из Министерства обороны, научно-исследовательских организаций и конструкторских бюро. Причина — большое количество экспериментальных машин, характеристики которых до конца 80-х годов составляли государственную тайну, да и многие иностранные образцы своим наличием в музее раскрывали присутствие Советского союза в различных международных военных конфликтах. С 1992 года музей, будучи еще структурным подразделение научно-исследовательского института, открыл свои двери для посещения всеми гражданами России. В 1995 году музей преобразован в Военно-исторический музей (бронетанкового вооружения и техники) и стал самостоятельной организационно-штатной единицей. На сегодняшний день в коллекции нашего музея представлено более 300 единиц бронетанкового вооружения и техники 14 стран мира, более 60 из них существуют в мире в единственном экземпляре, то есть по уникальности представленных экспонатов — это самый крупный танковый музей мира. Интерес к музею и представленной в нем техники огромен. Музей, например в 2010 году, посетило более 110000 человек, в том числе и иностранные граждане более чем из 34 стран. В настоящее время Музей проводит большую военно-патриотическую работу среди молодежи и школьников, проводит занятия со слушателями военных академий, курсантами военных институтов и военнослужащими различных родов войск. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года №108-р принято решение о создании Федерального государственного автономного учреждения «Центральный музей бронетанкового вооружения и техники» Министерства обороны Российской Федерации.
На сегодняшний день музей обладает огромной коллекций, которая включает в себя: тяжелые танки СССР, средние танки СССР, бронеавтомобили и БМП, легкие танки, техника США, Англии и Канады, техника фашистской Германии, техника стран Японии, Китая и Европы, а также техника стран Европы.
Говоря о Центральном музее бронетанкового вооружения и техники, стоит сказать, что это не только один из первых музеев своего рода, но и один из самых крупных в мире обдающей уникальной коллекцией военной техники. По сути это не просто музей, это памятник инженерной мысли ХХ века, целой эпохи. Одним из главных достоинств музея, по моему мнению, является то, что в это музее представлены прототипы военной техники (напр. Маус, объект 279), которые можно увидеть только в этом музее.
Еще один российский военный музей, обладающий большей коллекцией военной техники, но на этот раз авиационной является Центральный музей Военно-воздушных сил РФ. Стоит отметить, что на экспозиции представлены образцы не только военной авиации, но и образцы гражданской авиации.
В 1958 г. в подмосковном военном городке Монино, после закрытия аэродрома, по инициативе начальника Военно-воздушной академии маршала авиации С.А. Красовского, был издан приказ о создании внештатной группы специалистов, на которую возлагалось выполнение ремонтных работ помещений бывших мастерских, с целью дальнейшего использования их для размещения экспозиций музея — выставки. Ответственным за проведение этих работ был назначен генерал-майор авиации в отставке Михаил Васильевич Шишкин, человек, беззаветно преданный авиации, известный военный летчик, участник нескольких войн.28 ноября 1958 г. был издан приказ №209 Главнокомандующего Военно-воздушными силами главного маршала авиации К.А. Вершинина. «О создании Музея-выставки авиационной техники ВВС при Краснознаменной Военно-воздушной академии», с которого и началась история музея Военно-воздушных сил. Большие трудности при организации музея Военно-воздушных сил были связаны с поиском музейных предметов. Был издан специальный приказ главнокомандующего ВВС, который обязывал всех командиров воинских частей и подразделений ВВС передать в создаваемый при академии музей все виды устаревших образцов авиационной техники и в первую очередь самолетов. В Монинских ремонтных мастерских в это время находился на ремонте дальний бомбардировщик Ту-4. Когда мастерские закрылись, Ту-4 стал одним из первых экспонатов музея ВВС. И уже в 1958 г. музей ВВС получил и зарегистрировал 26 единиц хранения.
Первые руководители музея К.П. Данилин и М.В. Шишкин развернули активную работу по поиску новых экспонатов. Установили связи с ЦАГИ, ЛИИ, Центральным домом авиации и космонавтики (ЦДА и К) им. М.В. Фрунзе и в 1959-1960 гг. из ЦДА и К получили самолеты Ла-7, «Вуазен», «Сопвич» и несколько двигателей. За это же время были получены самолеты Ил-10, Ил-12, Ту-2, МиГ-9, АНТ-2, гондола стратостата «СССР-1». В начале февраля 1960 г. начальником академии маршалом авиации С.А. Красовским был подписан приказ №169, в котором объявлялось об открытии музея-выставки авиационной техники ВВС. 23 февраля I960 г. музей ВВС был открыт для посетителей. К началу 1970-х годов музей приобрел широкую популярность. В нём уже насчитывалось 35 единиц натурных летательных аппаратов. К своему 20-летнему юбилею (28 ноября 1978 г.) музей имел более восьмидесяти натурных образцов авиационной техники, в его стенах побывало более миллиона посетителей. Пополнился музей и воссозданными на киностудиях самолётами «Фарман-4» и «Илья Муромец». В результате поисковой работы, восстановления найденных самолётов в ОКБ и музейных мастерских, коллекция музея непрерывно пополнялась самолётами и вертолётами, уникальными образцами двигателей, оборудования и вооружения самолётов, личными вещами знаменитых авиаторов. В марте 1990 г. начальником Военно-воздушной академии издан приказ №113 «Об организации платных услуг и экскурсионного обслуживания в музее Военно-воздушных сил», согласно Приказа МО СССР № 10 от 10.01.1990 г. «О переводе культурно-просветительных организаций СА и ВМФ на новые условия хозяйствования». С 1 апреля 1990 г. музей ВВС начал работу в новых условиях хозяйствования. С 2004 года на базе музея и академии стали проводиться авиашоу. Так 13-15 августа 2004 г. впервые в Монино на базе ЦМ ВВС была открыта военно-историческая выставка «Асы II Мировой войны». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2006 г. №516-р музей получил статус Федерального государственного учреждения культуры и искусства «Центральный музей Военно-воздушных сил» Министерства обороны Российской Федерации.
Собранная богатейшая коллекция авиационной техники находится на открытой стоянке, в залах и ангарах. Здесь представлены уникальные экспонаты, начиная с 1909 г. выпуска, летательные аппараты Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, боевые машины послевоенного периода, образцы современной военной и гражданской авиационной техники, разработанные в ОКБ Туполева, Яковлева, Сухого, Микояна, Ильюшина, Антонова, Миля, Камова и других авиационных конструкторов и конструкторских коллективов; образцы экспериментальных, воздухоплавательных, учебных, спортивных и беспилотных летательных аппаратов. Усилиями сотрудников отдела научно-фондовой работы под руководством главного хранителя музея Костиной Л.С. коллекции музея ежегодно пополняются новыми экспонатами и сохраняются в хорошем состоянии.
В настоящее время фонд музея располагает уникальной коллекцией, насчитывающей более 49 760 экспонатов, в том числе:
195 летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, планеров и др.); 318 моделей летательных аппаратов;
134 образца авиационных двигателей;
2547 экземпляров авиационного вооружения;
1689 единиц вещевого фонда;
5060 единиц документального фонда;
1212 единиц различного авиационного оборудования;
11700 единиц кино- и фото нега фонда;
8215 единиц знаков отличия.
Музей ВВС — крупнейший авиационный музей России, основу коллекции которого составляют настоящие летательные аппараты, авиационные двигатели, авиационное вооружение. В экспозиции музея показаны достижения и приоритет отечественной авиационной науки и техники. Коллекция самолетов позволяет проследить развитие авиации от первых самолетов до авиационных комплексов сегодняшнего дня.
Подводя итог, мы узнали историю таких музеев как: Центральный военно-морской музей, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, Центральный музей Военно-воздушных сил РФ. Мы узнали историю зарождения музеев, цель создания данных музеев. Так же мы проследили историю развития музеев и их современное состояние. В добавок ко всему, мы ознакомились с научно просветительской деятельностью, которую ведут музеи.
2. Боевая техника и авиация на экспозиции военных музеев России
В этой главе речь пойдет о боевой военной технике, которая находится в распоряжении Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. А именно истории создания этой техники и о том, как эта техника попала в музей, мы расскажем вам историю этих экспонатов.
История создания различных бронированных машин берет свое начало на рубеже XIX-XX столетии. За прошедшее время конструкторами было создано огромное количество разнообразных их образцов, начиная от первых боевых машин пехоты и заканчивая сверхтяжелыми танками, все они отличаются по назначению, конструкции, способам применения и техническим характеристикам. Главное место среди всего многообразия этих машин занимает бронетанковая техника. В нашей стране в настоящее время к этой категории относят танки, боевые машины пехоты (БМП), бронетранспортеры (БТР), боевые разведывательные машины, некоторые типы машин обеспечения боевых действий войск (тягачи, бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ), машины технической помощи и управления).
Ранее в их число входили также бронеавтомобили (БА) и самоходно-артиллерийские установки (САУ).
Поистине уникальную возможность познакомиться со многими из них представляет экспозиция Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники. Вообще, говоря об этом музее, часто приходится употреблять слово «уникальный». И это действительно так. Несмотря на относительную молодость (музей открыт 10 сентября 1972 г.), в нем собрана самая большая и разнообразная в мире коллекция гусеничных и колесных боевых машин. Сейчас здесь экспонируется более 300 образцов, среди которых кроме советской представлена техника еще десяти государств.
Самый обширный раздел экспозиции посвящен зарождению и развитию советского танкостроения. В нем достаточно полно представлен практически весь славный исторический путь, пройденный создателями танков от первых боевых бронированных машин до современного основного танка. Открывает экспозицию танк «Борец за свободу тов. Ленин», который был бережно воссоздан по чертежам реальной машины. Интересна история ее создания. В 1919 г. Совет Труда и Обороны принял решение об организации 3 отечественного производства танков. С целью сокращения времени, необходимого для проектирования, постройки и доводки машины, конструкторский коллектив под руководством инженера Н. Хрулева в качестве прототипа использовал захваченный в боях с белогвардейцами танк «Рено FT» французского производства. За короткий срок (октябрь-декабрь 1919 г.) были изготовлены чертежи, а уже 31 августа 1920 г. из ворот завода «Красное Сормово» вышел первый советский танк. При очень ограниченных возможностях искусными руками рабочих было изготовлено 15 таких машин. И хотя нашего первенца называли иногда «Русский Рено», он существенно отличался от французского прототипа. Иными были башня и двигатель, более мощными — вооружение и броня.
В экспозиции Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке музея четыре павильона с советской техникой, которая сгруппирована в соответствии с классификацией 1930-1950 гг. три из них отведены танкам (тяжелым, средним, легким) и один — бронеавтомобилям и бронетранспортерам. Перед входами в каждый павильон на постаментах установлены образцы одних из наиболее характерных для данного класса машин. Перед павильоном тяжелых танков выставлен ИС-3 — последний представитель этого класса, участвовавший в боях второй мировой войны. Машина создана конструкторским коллективом под руководством Ж. Котина в конце войны. ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк разработки периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней участие. Поэтому эту боевую машину чаще считают одним из первых послевоенных советских танков. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серий советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище «Щука». В предвоенный и военный периоды были разработаны легендарный КВ. КВ-1 (Клим Ворошилов) — советский тяжёлый танк времён Второй мировой войны. Обычно называется просто «КВ»: танк создавался под этим именем и лишь позже, после появления танка КВ-2, КВ первого образца ретроспективно получил цифровой индекс. Выпускался с марта 1940 года по август 1942 года. Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне. КВ-1 и КВ-2 попали в музей 1975 году и заняли свое место на экспозиции. Самые мощные танки второй мировой войны ИС-1 и ИС-2 так же присутствуют на экспозиции. После войны появились ИС-4, ИС-7 и Т-10. Некоторые из этих машин представлены в павильоне (а именно ИС-4 и Т-10).
Кроме того, здесь имеется ряд уникальных образцов»: Например, тяжелые самоходные артиллерийские установки СУ-14Бр2— опытная советская самоходная артиллерийская установка, разработанная в 1931—1940-х годах на базе тяжёлого танка Т-35 инженерами завода № 185 под руководством П.Н. Сячинтова. Всего было выпущено 2 машины, одна из которых после войны поступила в распоряжение В/Ч 67690, и после ее расформирования в 1973 передана в фонд музея. И еще одна СУ-100У-(читается как СУ-сто-игрек) — экспериментальная советская тяжёлая самоходная артиллерийская установка, построенная на базе тяжёлого танка Т-100. Была выпущена в 1940 году в единственном экземпляре. Эпизодически применялась в ходе битвы за Москву зимой 1941—1942 годов. Они были разработаны специально для прорыва линии Маннергейма и изготовлены всего лишь в нескольких экземплярах. После войны в боевых действиях не применялась, а в 1975 году стала экспонатом музея.
Также на постаментах демонстрируются танки Т-34 и Т-54, открывающие экспозицию средних танков. Первый из них, опаленный в боях Великой Отечественной войны, стал классическим образцом среднего танка, который в той или иной степени долгие годы копировали танкостроители всего мира. Эта машина родилась в конструкторском бюро под руководством М. Кошкина и приобрела такую широкую известность, что вряд ли нуждается в подробном описании. В музее имеются 3 танка Т-34. Один из них танк Т-34 «Московский пионер». Это танк из колонны «Московский пионер» (всего таких танков было выпущено 215 штук).
Представленный образец не участвовал в боевых действиях, а был потерян во время перехода танковой колонны через озеро Бор-Лазава в 1942 году. В марте 2000 года при участии поискового отряда музея и поискового отряда «След пантеры» танк подняли и отреставрировали в мае 2001 года он занял свое место на экспозиции музея. Танк Т-54 был первенцем многочисленного послевоенного поколения средних танков. Т-54 (Объект 137) — советский средний танк. Принят на вооружение Советской Армии ВС СССР в 1946 году, серийно выпускался, с 1947 года, постоянно модернизируясь. С 1958 года выпускалась его модификация под названием Т-55, приспособленная к боевым действиям в условиях применения ядерного оружия. В 1961—1967 годах он в основном был сменён в производстве и ТВ ВС СССР танком Т-62, созданным на его базе, но на ОЗТМ выпуск Т-55 продолжался вплоть до 1979 года. Также в ряде стран выпускался сам Т-54, либо его модернизированные или приспособленные к местным условиям варианты. Представленный на экспозиции образец поступил в распоряжение музея из фонда ДОСААФ в 1984 году. В павильоне широко представлены практически все серийные танки этого класса, САУ на их базе, а также промежуточные и экспериментальные модели. А завершают экспозицию средних боевых машин основные боевые танки, Один из них Т-72 «Урал» — основной боевой танк СССР. Самый массовый основной боевой танк второго поколения. Принят на вооружение в Вооружённых Силах СССР с 1973 года. Т-72 разработан и производился Уралвагонзаводом в Нижнем Тагиле. Главный конструктор машины — В.Н. Венедиктов. «Урал» состоит на вооружении стран СНГ, экспортировался в страны Варшавского договора, Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию. Модификации Т-72 выпускались по лицензии в Югославии (M84), Польше (PT-91), Чехословакии и Индии которые, в свою очередь, также их экспортировали. И еще один танк, который завершает экспозицию это Т-80- основной боевой танк, производимый СССР. Первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой. На вооружении армии СССР с 1976 года. Первые серийные образцы, разработанные СКБ-2 на базе Т-64, выпускались на Кировском заводе в Ленинграде. Кроме России находится на вооружении: Украины, Белоруссии, Южной Кореи, Узбекистана, Кипра и Пакистана. Танк Т-80У выпускался на заводе «Омсктрансмаш» в Омске, а танк Т-80УД выпускался на заводе имени Малышева в Харькове, модификация которого танк Т-84 и БМ «Оплот».НА экспозиции музея представлен образец Т-80 поступивший в музей в 1995 году после списания из В/Ч 67690.