Формирование рыночной экономики в России усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры.
Нередко туризм оказывался в разных странах тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально — экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11 % мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма. Развитый туризм называют одним из главных феноменов XXв.
В последние годы и в России стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.
Эффективному развитию туризма в России во многом мешает отсутствие четкого государственного регулирования развития туризма, неразвитость инфраструктуры, а также недостаточность изучения туризма с научной точки зрения. Анализ отечественной литературы и практики показал неразработанность понятийного аппарата, отсутствие системного подхода и научной методологии обоснования характера и степени государственного регулирования туризма.
Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик. В целом оно расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах. Отмечается значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории России, ориентированных на выездной туризм.
Туризм и туристская деятельность как объект проектирования
Типы и виды туристского пространства. Туристское пространство представляет собой совокупность нескольких Уровни туристско-рекреационного проектирования Проектирование туристско- рекреационных систем базируется на выделении различных ... работе, общественной и семейной жизни; личное время - это время, посвящаемое заботе о физическом здоровье и культурном развитии. 2. Время активной деятельности ...
Общероссийская ситуация повторяется как в регионах так и в ряде территорий — типичных туристских центров России. В Московской области, за год бюджет получил от туризма очень незначительные средства, поскольку 91 % туристов выезжали за границу и тратили свои деньги там, а лишь 9 % — в Московской области. Потребности местного населения в активном туризме, лечебном отдыхе и культурно-познавательных мероприятиях и услугах удовлетворяются лишь на 5-6 %.
Становится очевидным, что для развития отечественного туризма как средства пополнения доходной части регионального и муниципального бюджетов, необходимо решить ряд задач, среди которых:
— возрождение объектов культурного и природного наследия территорий;
— обустройство рекреационных ресурсов;
-расширение социальной базы туризма;
-привлечение инвестиций для развития
Необходимо создать такие условия для работы организаций и предприятий туристской отрасли, чтобы отечественный рынок стал для них более привлекательным, чем зарубежный.
Вместе с тем, сама практика реформирования экономики подтверждает, что без учета в этом процессе всей совокупности местных особенностей невозможно достичь желаемых результатов в преодолении кризисных тенденций, связанных с сокращением туристских услуг.
В этой связи, перенос центра экономической ответственности в решении
Все это потребовало углубленного исследования и осмысления методологических и методических основ развития туризма на муниципальном уровне, где проблема наполняется реальным содержанием и привязана к условиям той или иной территории с учетом имеющихся ресурсов, реально существующих возможностей и конкретных запросов населения.
1.2 Законодательные функции
В национальном масштабе в мировой практике законодательные функции возлагаются в зависимости от государственного устройства на такие органы, как Парламент, Конгресс (в Российской Федерации – Государственную Думу).
Основная цель – это разработка основных законов, гарантирующих динамичное развитие туризма. В законах по туризму даются основные определения, статус регионов, порядок сохранения и использования туристских ресурсов, выдачи государственных инвестиций на приоритетной основе.
Для России основными документами, регламентирующими туристскую деятельность, являются: 1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. 2. Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации (одобрена Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. № 1284 “О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации”). 3. Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (принят Государственной Думой 4 октября 1996 г., одобрен Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14 ноября 1996 г. № 368-СФ, подписан Президентом РФ 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ). 4. Федеральная целевая программа “Развитие туризма в Российской Федерации” (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 177 “О федеральной целевой программе “Развитие туризма в Российской Федерации”). 5. Закон “О защите прав потребителей” № 2-ФЗ от 19.06.95. 6. Законы “О стандартизации”, “О сертификации продукции и услуг” № 89-ФЗ от 19.06.95. 7. Постановление “О лицензировании 8. Федеральный закон “О порядке въезда в РФ и выезда из РФ” 114-ФЗ от 15.08.96. 9.Федеральный закон “О природных лечебных ресурсах, природно-оздоровительных местностях и курортах” от 27.10.95. В данном законе определяются статус охраняемых природных территорий и объектов, порядок изучения, использования и развития рекреационных ресурсов. 10. Постановление Госстандарта РФ от 14.10.94 № 18 “Система сертификации ГОСТ РФ”. 11. Закон РФ “О лицензировании Существующая в настоящее время законодательная база в области туризма требует совершенствования и доработки. В настоящее время разработан проект изменений к Федеральному закону “Об основах туристской деятельности”, в который внесены коррективы с целью доведения до международных стандартов, касающиеся терминологии туризма, туристской деятельности, туроператорской и турагентской деятельности, туристского продукта и т.д. Кроме того, расширен раздел по договорным отношениям, страхованию и др. направлениям. В целом изменения в проекте носят более конкретный, ясный характер. По видимому, после принятия изменений к закону, потребуется и приведение в соответствие с ним законов на местах. |
||
|
1.4 Финансирование |
Одной из проблем развития туризма является неразвитая инфраструктура туризма, в основе которой лежит незначительный размер привлеченных инвестиций в этот сектор экономики.
Так, по оценкам, приведенным в программе развития туризма в Приморском крае, необходимые капитальные Фактический размер инвестиций определяется важностью туристского сектора в Для этого потребуется ряд мер, направленных на повышение привлекательности инвестиционных проектов в туризме: — признание не формальной, как это закреплено в законе о туризме и программах развития туризма, а истинной приоритетности туристской отрасли. — создание инвестиционного фонда туризма на уровне субъекта Российской Федерации; — выделение государственных субсидий на целевое развитие — развитие долевого (смешанного) инвестирования с участием государственных и частных капиталовложений; — предоставление льготных кредитов под В Австрии – под 5% на 20 лет; — поручительство правительства или специального органа при выделении коммерческими банками займов на реализацию проектов; — налоговые льготы для инвесторов, в том числе, иностранных (включая сокращенные ставки налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на прибыль) на стадии реализации. Защита от двойного налогообложения; — привлечение дополнительных источников инвестирования в виде использования сборов за лицензирование и сертификацию, распределяемых до сих пор в общей массе госбюджета; — расширение масштабов и активности объектов малого гостиничного бизнеса; — обеспечение гарантий риска инвестиционных проектов в области туризма; — активное использование информационных продуктов последнего поколения при разработке инвестиционных проектов с целью их максимальной обоснованности; — регулирование цен социальной инфраструктуры (находится в введении, контролируется). В Налоговом кодексе предлагаются механизмы, способствующие привлечению инвестиций: — Инвестиционный налоговый кредит (так называемое бюджетное кредитование). — Для вновь создаваемых предприятий (за исключением торговой и посреднической деятельности) уменьшение налоговых платежей на прибыль на период его окупаемости, но не более 3 лет с последующей уплатой всех неукоснительных налогов и начисленных процентов. — Ускоренная амортизация. — Не является объектом налогообложения безвозмездно полученные денежные средства от иностранных инвесторов на финансирование капительных вложений производственного назначения при условии использования в течение года с момента получения. — Согласно ст. 149 НК предоставляется льгота по НДС на путевки внутреннего и въездного туризма на территории России. — Согласно ст. 21 НК предоставляется льгота по НДС предприятиям “санаторно-курортного оздоровительного отдыха”. |
Глава 2.Государственное регулирование внутреннего туризма.
2.1 Классификация целевых программ развития туризма |
По признаку территориальной принадлежности целевые программы подразделяются на:
— городские; — районные; — смешанные (нескольких городов и районов) Смешанные программы разрабатываются в тех случаях, когда пространственное расположение соответствующего вида (видов) туристских ресурсов не совпадает с административно- По признаку функциональной ориентации целевые программы подразделяются на: — социальные; — социально-экономические, — экологические, — инновационные, — организационно-хозяйственные, — инвестиционные, — научно-технические, — фундаментальных исследований. По признаку основного назначения обычно выделяются программы: — полного и эффективного использования ресурсного потенциала; — формирования территориально- — сглаживания различий по показателям — создания новых производств и рабочих мест. По отношению к данному классификационному признаку региональную программу развития туризма также следует отнести к программам многоаспектного характера. Во-первых, реализация такой программы По признаку масштабности программной проблемы выделяются программы — комплексные (многоаспектные); — узкоспециализированные (моноцелевые). По признаку отраслевой локализации целевые программы подразделяются на: — межотраслевые (многоотраслевые); — отраслевые; — подотраслевые. По признаку продолжительности периода действия целевые программы подразделяются на: — долгосрочные (свыше 5 лет); — среднесрочные (от 3 до 5 лет); — краткосрочные (до 2 лет). Практический опыт разработки и реализации Федеральной целевой программы “Развитие туризма в Российской Федерации” и разработки аналогичных программ показывает, что наиболее целесообразно формировать данную программу как долгосрочную с выделением двух этапов. По признаку источников финансирования [Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/neobhodimost-gosudarstvennoy-sertifikatsii-gostinits-dlya-razvitiya-2/ целевые программы подразделяются на: — финансируемые из бюджета; — финансируемые из прочих источников; — смешанного финансирования. По статусу программы целевые программы подразделяются на: — часть государственной программы, — самостоятельные (местные). Региональная целевая программа развития туризма является самостоятельной программой, реализуемой силами муниципального образования, что, как указано выше, не исключает общности отдельных мероприятий с программой федерального уровня и финансирования этих мероприятий (частичное или полное) из средств федерального или регионального бюджета. По формам представления конечных результатов реализации выделяются программы следующих типов: — с качественно определяемыми результатами; — с количественно определяемыми результатами (на основе формализованных связей между показателями, используемыми в расчетах); — с результатами, представляемыми частично в Инновационные и инвестиционные мероприятия должны характеризоваться набором необходимых количественных показателей их эффективности в соответствии с требованиями разработки соответствующих бизнес-планов. |