Туризм и туристская деятельность как объект проектирования

Контрольная работа

Проектирование

  1. Туризм и туристская деятельность как объект проектирования.

Проектирование — деятельность человека или организации по созданию проекта, то есть прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния; комплекта документации, предназначенной для создания определённого объекта, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых был разработан данный объект. Объектом проектирования является проект материального предмета.

Проектирование туристских услуг (туристского продукта): Подготовка и разработка технических и технологических документов на туристские услуги/туристский продукт в соответствии с программой обслуживания туристов и условиями путешествия.

  1. Типы и виды туристского пространства.

Туристское пространство представляет собой совокупность нескольких

  1. Уровни туристско-рекреационного проектирования

Проектирование туристско- рекреационных систем базируется на выделении различных композиционных, функциональных и планировочных элементов — композиционных типов. К ним относятся:

  1. Рекреация как социокультурный феномен современности

Рекреация – это: 1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее); 2) помещение для отдыха в учебных заведения; 3) от-дых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.

Определение основных понятий, связанных с явлением рекреации оказывается в высшей степени сложным. Это объясняется рядом причин. Во-первых, тем, что не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах господствует существенно различное официальное понимание (и, соответственно, толкование) понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга. Во-вторых, в нашей стране не существует единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией и индустрией досуга. В данных условиях наблюдается полный плюрализм мнений. Всегда найдется такой специалист, который докажет некорректность приведенного строгого определения и скажет, что «все не так, а наоборот». В-третьих, в силу различных причин такие понятия как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие в реальных условиях зачастую не так-то просто различимы. Поэтому не станем ориентироваться на предельно точные и сложные определения (да в этом и нет необходимости) – опишем лишь основные понятия, наиболее часто встречающиеся в современной отечественной и зарубежной литературе, их содержание и соотношение лишь в самом общем виде, не вдаваясь в подробности и детали.

3 стр., 1379 слов

Особенности туристско-рекреационного проектирования в Европе

... территориальных туристско-рекреационных систем // М-лы Междунар науч. конф. Страноведение и ... Концептуальное содержание понятий «рекреация» и «туризм»: общее и различное // ... проектирования) и его проектное оформление; разработка организационных форм внедрения проекта в туристско-рекреационную практику и ... людей связан с ... турпродукт: потребительские ожидания иностранных туристов // Сервис в России и ...

Рекреация и туризм пересекаются: к рекреации относятся все виды деятельности, не связанные с переменой места жительства; туризм же – это учеба, деловой туризм, лечебная рекреация, шоп-туры, политический туризм. Следовательно, зоной их пересечения являются все виды туризма, которые направлены на восстановление, выздоровление, релаксацию, дачный отдых, паломничество, экотуризм.

Согласно приведенной точке зрения выделяют

три последовательные фазы рекреации:

  • «образ» – отражает характер и структуру рекреационных потребностей и формируемой ими избирательности времени, мест и форм отдыха;
  • «ситуация» – характеризует систему рекреационных занятий;
  • «след» – определяет эффективность рекреации, включая эмоциональные аспекты – воспоминания.
    1. Хозяйственный потенциал рекреации.

Рекреационное освоение и рекреационная освоенность.

Под хозяйственным потенциалом рекреации понимаются основные фонды, с помощью которых осуществляются прямое производство, продажа и предоставление товаров и услуг рекреантам, а также те дополнительные средства труда, которые прямо не участвуют в процессе, но служат улучшению условий рекреации. Хозяйственный потенциал рекреации создается в процессе освоения территорий для рекреационных целей. Сложность этого процесса вызвала необходимость определения таких понятий, как рекреационное освоение и рекреационная освоенность.

Рекреационное освоение — многосторонний процесс приспособления территории для определенных видов рекреационных занятий и их комбинаций (Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов, 1981).

Рекреационная освоенность — это уровень хозяйственного потенциала рекреации в процессе территориального разделения труда (Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов, 1981).

При этом порог освоения конкретной территории зависит от норм физио-психо-социальной комфортности видов рекреационных ресурсов и рекреационных нагрузок.

  1. Время свободное и рекреационное: понятие, соотношение, структура и функции

Несколько специфично определение, данное рекреации специалистами Центра исследований политики национального туризма США. Под рекреацией понимается деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени. В связи с этим необходимо ввести в научный оборот еще одно важное понятие — «свободное время».

Развитие рекреационной сферы теснейшим образом связано с проблемой свободного времени. Свободное время — динамичная категория, носящая черты определенной эпохи, класса, социальной группы, изменчивая по объему и содержанию. Оно является неотъемлемой частью внерабочего времени. Для него характерна разносторонность деятельности человека, от которого в значительной степени зависит, как он использует эти возможности: творчески или просто «убивает» свое время.

5 стр., 2152 слов

Понятие о рекреации. Рекреационная деятельность

... с этим, следует отметить большую трудность в определении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности. Рекреация как таковая является одним из основных объектов исследования таких наук, как ... наоборот». В-третьих, в силу различных причин такие понятия как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие в реальных условиях зачастую не так ...

Один из основных элементов активного использования свободного времени, по сравнению с рабочим и производственным временем, является время отдыха — недельные праздники, зимний и летний отдых и т. д. Понятие свободного времени ассоциируется с удовлетворением культурных потребностей, отдыхом и развлечениями. Время, которым располагает человек в течение своей жизни, можно классифицировать, согласно Р. Ланкуаре,

1. Время социальное и время личное: социальное время — время, посвящаемое активной работе, общественной и семейной жизни; личное время — это время, посвящаемое заботе о физическом здоровье и культурном развитии.

2. Время активной деятельности и время отдыха: первое время — это время, посвящаемое трудовой, общественной и домашней деятельности, а второе — это время, посвящаемое отдыху.

3. Время производственной деятельности и время, не связанное с получением прибыли.

4. Время структурированное и время неструктурированное: время первое — это время по календарю и четко организованному расписанию, второе — это время не спланированное.

Одно из важнейших свойств времени — его иерархичность. Иерархию времени можно отобразить следующим образом: социальное время = рабочее время + внерабочее время, которое включает свободное время. Рекреационное время, несомненно, является частью свободного времени. Суточное социальное время отвечает правилу трех восьмерок (из 24 часов в сутки — 8 часов тратится на сон, 8 часов — рабочее время и 8 часов — внерабочее время).

Свободное время (по Т.В. Николаенко) — часть внерабочего времени, не связанная с удовлетворением естественных потребностей и вынужденной для исполнения деятельностью нетрудового характера (например, перемещения в пространстве).

Еще одно определение понятию «свободное время» принадлежит ученым РМАТ (Российской международной академии туризма).

По их мнению, под свободным временем следует понимать время, свободное от труда и непреложных занятий, которым субъект располагает самостоятельно. (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, 2004).

Выделенные массивы рекреационного времени по-разному выполняют функции простого и расширенного воспроизводства сил индивида. Так, инклюзивное время — это время простого компенсаторного восстановления сил, ежедневное время — время компенсаторно-расширенного восстановления, уик-энд выполняет функции расширенно-компенсаторного восстановления, отпускное — функции расширенного восстановления. При этом структура общественно организованной рекреации не соответствует структуре рекреационного времени. Согласно структуре рекреационного времени выделяются и соответствующие типы рекреации:

  • Инклюзивная — рекреационная деятельность, встроенная в бытовую и трудовую деятельность;
  • Ежедневная — постоянная рекреационная деятельность: краткосрочные прогулки, утренняя зарядка, спортивная игра, купание, чтение;
  • Еженедельная — рекреационная деятельность, отнесенная на конец рабочей недели (уик-энд): поездки за город, на дачу и т. д.;
  • Отпускная — рекреационная деятельность, отнесенная на конец рабочего года;
  • Компенсаторная — рекреационная деятельность, компенсирующая затраты живых сил человека до нормального уровня;
  • Расширенная — рекреационная деятельность, позволяющая компенсировать затраты живых сил человека с определенным запасом.
  1. Рекреационное время и пространство, их соотношение

Традиционно, в качестве важнейших форм социального времени выделяют рабочее, нерабочее (син. — внерабочее) время, а в рамках последнего — свободное время. Рабочее время рассматривается как время производства материальных и духовных благ в процессе общественно необходимого труда. Нерабочее время характеризуют чаще всего как время, включающее: затраты, связанные с работой на производстве (передвижение к месту работы и обратно, затраты времени на предприятиях, не входящие в состав оплачиваемого рабочего времени и т. д.), на домашний труд, самообслуживание, удовлетворение физиологических потребностей. Особую роль в его рамках занимает свободное время, представляющее собой часть «нерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающееся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат».

16 стр., 7720 слов

Туристско-рекреационный потенциал Республики Бурятия

... РБ, Комитета по туризму Республики Бурятия, нормативно-правовые документы. Дипломная работа состоит из введения, трех ... и рекреационные потребности"; выявить рекреационные ресурсы в Республике Бурятия; рассмотреть туристскую инфраструктуру региона; рекреационный туризм бурятия провести ... при совершении путешествия; охрана окружающей природной среды; создание условий для деятельности, направленной на ...

Рекреационное время — часть социального времени личности, группы, общества, используемая для сохранения, восстановления и развития физического, духовного здоровья и интеллектуального совершенствования.

Сегодня рекреационное время для большинства групп людей не выходит за пределы свободного времени: более того, только часть свободного времени, расходуемая на восстановление и развитие здоровья населения и его интеллектуальное совершенствование, может быть определена как рекреационное. На повестку дня встала новая задача — превращение свободного и нерабочего времени (т. е. 75% общего недельного бюджета времени) в рекреационное время.

В рамках рекреационного времени приходится различать время отдыхающих и организаторов отдыха. Если для отдыхающих рекреационное время рассматривается, прежде всего, с личностных позиций, то время организаторов отдыха — это время формирования и функционирования деятельности, направленной на обеспечение рекреационных потребностей населения.

Характерными свойствами рекреационного времени выступают иерархичность, квантованность, изменчивость и функциональность.

Иерархичность рекреационного времени обусловлена разномасштабностью отрезков свободного времени в социальном времени. Единицами измерения, изучения социального времени выступают жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки. В рамках этих периодов формируется структура социального времени, определенный ритм в чередовании рабочего и нерабочего времени.

В суточный период, характеризующий обычный трудовой день, включены компактные периоды нерабочего времени — до работы, во время обеденного перерыва, после работы.

13 стр., 6160 слов

Время свободное и рекреационное: понятие, соотношение, структура и функции

... через следующие задачи: 1. Исследовать свободное и рекреационное время; 2. Проанализировать структуру рекреационного и свободного времени в течение жизни человека; ... и персональным использованием свободного времени. В связи с этим необходимо ввести в научный оборот еще одно важное понятие - «свободное время». Свободное время -- общественно-историческое явление, часть социального свободного времени, ...

Недельный период включает помимо регулярно повторяющихся интервалов суточного нерабочего времени и время «уик-энда», обычно совпадающего с днями субботно-воскресного отдыха.

Годовой период включает еще один-два интервала компактного нерабочего времени — это отпускное время. Для учащихся вместо отпуска выделяется время каникул (от четырех до двух интервалов в год).

Жизненный период охватывает всю жизнь человека, включая и то время, когда человек не занят на производстве — детство, нахождение на пенсии.

В рамках исследуемого социального времени отмечается определенная пропорциональность, квантованность. Это отпускное время, «уик-эндное» время и отрезки времени, выделяемые на рекреацию в течение будничного дня.

Нерабочее рекреационное время в течение будничного дня — это, прежде всего, время после работы (длительность которого может достигать 4-5 часов).

«Уик-эндное» время для большей части трудящихся составляет 2 дня. Продолжительность отпускного времени постепенно растет и у некоторых групп трудящихся доходит до 36-48 рабочих дней. Режимное время определяется, прежде всего, социально-экономическими возможностями общества и сложившимися стереотипами поведения населения. Характерное индивидуальное и групповое время обусловливается потребностями людей, особенностями их физиологии и психической организации условий деятельности.