Интеграционные процессы в Латинской Америке

Курсовая работа

На пороге XXI века развитие мирохозяйственных связей во многом определяется процессами интеграции, которые приобрели почти глобальный характер. Под влиянием экономической глобализации и либерализации потоков капитала, а также в результате завоевания доминирующих позиций транснациональными корпорациями в мировой экономике процесс интеграции становится более сложным и многофакторным. Уже сейчас региональные, континентальные и межконтинентальные интеграционные объединения превращаются в более значимых субъектов международных экономических отношений, чем отдельные государства.

Латинская Америка – это первый регион с большой группой стран со средним и слабым уровнем развития, где интеграционные процессы (разной степени интенсивности) охватили почти всю территорию. В начале 1990-х на континенте сложилась своего рода социально-экономическая структура: «безопасность — развитие — демократизация — интеграция”. Государства с разным уровнем развития являются членами интеграционных объединений Латинской Америки, но эти различия не являются непреодолимым препятствием на пути к объединению.[3, c.8]

В основе экономической интеграции лежат объективные факторы, связанные с глобальными изменениями в мировой экономике, особенно последних десятилетий, со стремлением стран Латинской Америки преодолеть отставание в экономическом развитии, обеспечить устойчивое развитие национальной и региональной экономики и создать базис для более равноправного диалога с индустриально-информационными центрами. Это требует глубокой перестройки внутреннего рынка и внешнеэкономических связей, которую может обеспечить региональная интеграция. Конечная цель интеграции — вывести экономику на уровень среднемирового уровня и тем самым достичь уровня жизни населения, соответствующего современным стандартам.

Латинская Америка сейчас находится в относительно благоприятной фазе экономического развития. В 90-е годы он превратился в один из самых динамично развивающихся регионов мира. При этом основные факторы, способствующие этому, сложно назвать устойчивыми. Это и зарубежные инвестиции, которые диктуются интересами типа «прибыли – убытки”; и средства, полученные от масштабной приватизации, которые имеют свойство достаточно быстро заканчиваться; и поступления капитала, связанное с развитием азиатского финансового кризиса; и перенасыщение ряда мировых товарных рынков. Таким образом, переориентация на взаимные экономические связи в регионе становится все более очевидной. У Латинской Америки есть реальные предпосылки для изменения своего места в мировой экономике XXI века, хотя устойчивый шаг в этом направлении будет зависеть от формирования единого регионального экономического, технологического и информационного пространства.[5, c.142]

17 стр., 8459 слов

Влияние социального туризма на развитие экономики страны

... социально-политических, экономических факторов и условий, воздействующих на процесс его формирования и возможности влияния на экономику регионов и страны в целом; - в выявлении и рассмотрении особенностей процессов взаимодействия сферы социального туризма с различными социальными слоями и группами населения, способствующими развитию ...

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности экономической интеграции стран Латинской Америки, выявить сильные и слабые стороны этих объединений, понять, насколько крепок может быть союз латиноамериканских государств в современном мире и какова вероятность возникновения полноценного экономического союза сопоставимого с Европейским Союзом.

Задачи курсовой работы:

1) Рассмотреть место и роль Латиноамериканских государств в мировой экономике

2) Проанализировать экономическое развития основных латиноамериканских интеграционных образований

3) Рассмотреть перспективы развития интеграционных процессов в Латинской Америке.

1 МЕСТО И РОЛЬ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1 Основные мегарегионы в Латинской Америке, их характеристика

Латинская Америка– общее название государств, возникших в Западном полушарии к югу от США в первой половине ХIХ века на месте бывших испано-португальских колоний в Центральной и Южной Америке

В настоящее время для Латинской Америки характерны сильные различия в уровнях социально-экономического развития. В регионе представлены как беднейшие страны мира, живущие за счет выращивания коки (например, Боливия), так и страны, занимающие промежуточное положение между высокоразвитыми странами и развивающимися. Их относят к категории новых индустриальных стран (НИС) Латинской Америки, основные характеристики которых представлены в табл. 1.

Таблица 1. Основные характеристики в наибольшей мереразвитых стран Латинской Америки

Интеграционные процессы в Латинской Америке 1

Латинскую Америку обычно относят к группе развивающихся стран. Но в отличие от развивающихся стран в других регионах континентальные латиноамериканские государства прошли долгий путь независимого развития. Группа развивающихся стран Латинской Америки отличается гораздо более высоким уровнем развития капитализма, промышленности и городской жизни, чем страны Африки. В основном это касается таких стран, как Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Уругвай, Чили.

В отличие от НИС Юго-Восточной Азии (особенно от «драконов») эти государства богаты природными ресурсами.НИС Латинской Америки располагают значительными территориями (в том числе пригодными для ведения сельского хозяйства), водными и лесными ресурсами мирового значения.[14, c.89]

Во второй половине 1980-х годов страны Латинской Америки перешли на новую экономическую модель. Он получил название «креольский неолиберализм» и, как и реформы в ННГ Юго-Восточной Азии, способствовал переориентации экономики на внешние факторы и развитию производства, ориентированного на экспорт.

Были проведены радикальные реформы по либерализации экономики: приватизация, снижение степени государственного вмешательства, налоговые реформы, активизация финансового рынка (сейчас только на территории Бразилии находится 9 крупных фондовых бирж).

13 стр., 6490 слов

Экстремальный и приключенческий туризм в странах Латинской Америки

... нашей работы – рассмотреть страны Латинской Америки с точки зрения их пригодности для экстремального и приключенческого туризма. Объект изучения – процесс организации активных видов в отдыха в Латинской Америке. Предмет - природные, культурные и исторические ресурсы латиноамериканского ...

Все это способствовало притоку инвестиций в экономику стран Латинской Америки.

Наиболее важной задачей правительств стран Латинской Америки было решение проблемы внешнего долга. Гигантское увеличение размера внешнего долга и практическая невозможность его погашения странами Латинской Америки создали непредвиденные осложнения для всей мировой экономики. Это вынудило развитые государства и международные финансовые организации искать компромиссные решения, которые могли бы смягчить ситуацию. Странам Латинской Америки частично удалось снизить процентные ставки кредиторов, предоставить новые долгосрочные ссуды на выгодных условиях для погашения просроченной задолженности, списать часть долга бесплатно и временно приостановить выплаты.

В начале 1990-х годов большинству латиноамериканских республик наконец удалось добиться экономических успехов. Инфляция была снижена, общий ВВП региона увеличился на 2% в 1991 г. и продолжал расти в 1992-1994 гг. примерно на 3–3,4% в год. Экономическое возрождение Латинской Америки пришлось на годы спада и стагнации производства в промышленно развитых странах мира, что во многом пошло ему на пользу.

В настоящее время отраслевая структураэкономик ведущих стран Латинской Америки выглядит следующим образом: на сферу услуг (в основном – туризм) приходится до 55%, на промышленное производство – около 35%, на аграрный сектор – до 10% ВВП. [15, c.24]

Бразилия — ведущий представитель латиноамериканского пути развития. Эта страна в ХХ веке неоднократно переживала тяжелые социально-политические и экономические потрясения. Она участвовала в двух мировых войнах (в Первой – на стороне Антанты, во Второй – на стороне Антигитлеровской коалиции).

В 1930, 1954 и 1964 гг. в Бразилии происходили государственные перевороты, и только в 1985 г. к власти окончательно пришло гражданское правительство и страна встала на путь демократического развития.

В настоящее время Бразилия является экономически самой мощной страной Латинской Америки, входящей в первую десятку стран мира по размеру ВВП. Страна имеет высокоразвитую авиакосмическую отрасль, занимает 10 место в мире по объему выпуска автомобилей (более 2 млн. в год) и к концу ХХ века стала одним из ведущих экспортеров оружия в мире.

В современных условиях перед ННГ открываются новые перспективы в Латинской Америке. По мере того как азиатские «драконы» попадают в разряд развитых стран, страны Латинской Америки могут занять свою нишу в мировом промышленном производстве. Более того, учитывая мощный природно-ресурсный потенциал, высокую обеспеченность трудовыми ресурсами, квалификация которых становится все выше, смешение различных рас, национальностей и культур, способствующее лучшему восприятию современных тенденций к интернационализации и глобализации, в наибольшей мереразвитые страны Латинской Америки со временем могут превратиться в мировых экономических лидеров.

Важным стимулом экономического развития региона сегодня является экономическая интеграция стран Латинской Америки.[7, c.39]

1.2 Положительные и отрицательные факторы интеграции в странах Латинской Америки

Страны латиноамериканского континента в течение многих лет имели сильную раздробленность в силу ряда причин:

  • историческое прошлое, природно-географические условия (рельеф: Кордильеры, экваториальные леса);
  • отсутствие развитой транспортной сети;
  • низкий уровень взаимного товарообмена, ориентация национальных экономик на сырьевой и материалоемкий экспорт, и отсутствие взаимодополняемости экономик;
  • большой внешний долг этих стран.

При этом в современных условиях экономического развития латиноамериканских государств можно выделить ряд предпосылок ускорения интеграционных процессов:

1) усиление конкуренции в торговле и развитие новых технологий с одной стороны, и создание более крупных и открытых рынков – с другой;

2) либерализация внешней торговли;

3) улучшение политической ситуации в регионе и его отдельных странах, процесс демократизации, нацеленный на смягчение конфликтных ситуаций на континенте.

Интеграция стран Латинской Америки и Карибского бассейна началась почти одновременно с аналогичными процессами в Западной Европе и прошла длительный и сложный путь от Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (1960г.) до Южноамериканского общего рынка МЕРКОСУР (1991 г.).

За это время цели и сами основы интеграции претерпели заметные изменения. Сначала она осуществлялась в рамках стратегии замещения импорта и рассматривалась в качестве способа компенсации ограниченных размеров внутренних рынков, а потому была ориентирована главным образом на замкнутое развитие, основанное на высокой степени протекционизма внутренних рынков в сочетании с активным государственным вмешательством.

Этот процесс создал в дальнейшем базу для либерализации торговли, которая была направлена на снятие таможенных ограничений и барьеров и снижение среднего для региона внешнеторгового тарифа (с 40% до приблизительно 14% в 1999 г.).

При этом региональная интеграция рассматривалась как средство усиления конкурентных позиций региона на мировом уровне и привлечения иностранных инвестиций, с одной стороны, а с другой – региональные обязательства должны были служить своеобразным символом проводимых на континенте структурных реформ и преобразований.[8, c.345]

Рассмотрим в общих чертах положительные и отрицательные факторы интеграции.

Положительные статические эффекты интеграции

Эффект создания торговли расширение импорта страны-участницы ТС из других стран-участниц за счет снятия барьеров во взаимной торговле
Эффект сокращения торговых издержек сокращение издержек торговли за

, что также надо учитывать,

счет унификации и гармонизации политики и законодателсьтва

Эффект улучшения условий торговли увеличение стран-участниц МЭИ мировое благосостояние свою пользу улучшение своих торговли с странами
Эффект содействия конкуренции монополизированности и усиление на территории МЭИ; инвестиций — замещение импорта из стран прямыми на территорию вследствие сохранения барьеров с ними
Эффект потребления Предполагает, что снятие барьеров во взаимной торговле приводит к росту потребляемого импорта

, что также надо учитывать,

из стран ТС по более низким ценам

Положительные динамические эффекты интеграции

Эффект пространственного распределения и структурных изменений более эффективное распределение экономической деятельности по территории интеграции
Эффект экономии

, что также надо учитывать,

на масштабе производства

снижение издержек в роста масштабов на территории интеграции
Эффект накопления снижение риска улучшение инвестиционного рост доходности приток капитала территории МЭИ
Эффект роста приращение темпов роста ВВП за счет ускорения технического прогресса
Эффект конвергенции синхронизация циклов развития стран, динамики их показателей
Эффект домино получение выгод странами-участницами за счет новых стран системе интеграции

Отрицательные эффекты интеграции

Эффект отклонения торговли импорта в ТС из стран и его на из ТС, менее эффективно, в третьих странах
Эффект уменьшения доходов государственного бюджета предполагает их сокращение вследствие

, что также надо учитывать,

снятия таможенных барьеров (t ) взаимной торговле ТС

Эффект структурной перестройки стран-участниц, связанные кризисом их в условиях конкуренци институтов и

, что также надо учитывать,

субъектов

Эффект увеличения взаимозависимости издержки стран-участниц вследствие возникновения кризисной ситуации в одной из стран-участниц
Эффект утраты суверенитета снижение степени воспроизводства стран-участниц уменьшение свободы хозяйственных решений присвоения их результатов
увеличения издержек экономических решений рост связанных с и унификацией политики
Эффект увеличения связанных с капитала внутри и притоком из третьих стран величение конкуренции местным давление на политику со иностранных инвесторов, прибыли, сокрытие и т.д.
Эффект инвестиций сокращение объема и рост репатриации зарубежных в страны ТНК, т.к. результате МЭИ эффективной становится внутрирегиональная беспошлинная торговля
дивергенции усиление экономического стран-участниц и регионов вследствие распределения выгод издержек МЭИ

Новая концепция региональной интеграции Латиноамериканских государств называется концепцией «открытого регионализма», т.е. интеграция, основанная на низких таможенных барьерах и более открытая для мирового рынка.

«Открытый регионализм» — концепция региональной интеграции латиноамериканских государств, основанная на низких таможенных барьерах и большей открытости экономики для мирового рынка.

Специалисты выделяют три модели (уровня) интеграции в Латинской Америке:

1) модель частичных экономических преференций, которую лучше всего иллюстрирует Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ).

2) зона свободной торговли. Наиболее яркими примерами ЗСТ в Латинской Америке являются:

  • Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), которая существовала с 1960 по 1980 г.;
  • Карибская ассоциация свободной торговли (КАРАФТА), которая существовала с 1965 по 1973 года.

При этом ни одна из этих организаций не реализовала главных целей своего создания – ликвидации торговых барьеров и снижения таможенных пошлин, главной причиной чему послужило то, что страны-участницы этих региональных объединений больше участвовали в торговле с другими странами, чем друг с другом, из-за чего внутри этих объединений отсутствовали стимулы, которые работали, например, в ЕС.

3) единый рынок, который в странах Латинской Америки стремятся создать (нельзя сказать, что это удалось им в полной мере, еще длится процесс становления):

  • Андская группа (создана в 1969 г. некоторыми прежними членами ЛАСТ, которые считали, что нужно обеспечить более высокий уровень интеграции, чем только свободная торговля, а именно:
  • единые внешние тарифы;
  • ограничение притока иностранных инвестиций;
  • единую интеграционную политику в экономической и социальной сферах).

  • Центральноамериканский общий рынок,
  • Карибское сообщество и Карибский общий рынок;
  • Общий рынок стран Южного Конуса (МЕРКОСУР).

    [4, c.98]

2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

2.1 Общая характеристика и особенности экономического развития стран Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР)

ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКИЙ ОБЩИЙ РЫНОК — торгово-экономическое объединение пяти стран (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор).

Создан в 1960 г. с целью ускорения экономического развития стран-членов путем объединения их материальных и финансовых ресурсов, координации экономической политики, индустриализации, устранения таможенных и валютных ограничений, создания общего рынка.

В 90-е гг. наблюдается возрождение интеграционного процесса после кризиса 70-80-х гг., вызванного как экономическими противоречиями между пятью странами-членами, так и военно-политическими конфликтами в регионе. После подписания в Гватемале в 1987 г. президентами Гватемалы, Гондураса, Коста-Рики, Никарагуа и Сальвадора документа «Пути установления прочного и длительного мира в Центральной Америке» существенно оживилась взаимная торговля, активизировали свою деятельность интеграционные органы в регионе.

Высшим органом ЦАОР является Центральноамериканский экономический совет, состоящий из министров экономики пяти стран-членов; он определяет основные направления интеграции. Административные функции осуществляет Исполнительный комитет. Рабочий орган, выполняющий технические и административные функции, — Постоянный секретариат, функционирующий в столице Гондураса г. Тегусигальпа.

В октябре 1993 г. президенты стран региона подписали Генеральное соглашение Центральноамериканской интеграции (Протокол Гватемалы), которое рассматривается как юридическая база процесса Центральноамериканской интеграции и содержит договоренности для возрождения Центральноамериканского «Общего рынка». Среди них важнейшая — решение о принятии Унифицированной тарифной шкалы и введении единого внешнего тарифа, максимальная ставка которого не должна превышать 20%.[9]

Единый таможенный тариф был введён в 1965. К началу 70-х гг. торговля товарами, составляющими 98% единой Центральноамериканской таможенной номенклатуры, была полностью либерализована. (В то же время оставшиеся 2% составляют по стоимости 1/5 внутризонального товарооборота стран ЦАОР и включают такие товары, как нефтепродукты, пшеница, сахар, кофе, электрооборудование, средства транспорта.) В 1974 товарооборот в рамках ЦАОР составил 535 млн. долл. по сравнению с 80 млн. долл. в 1961. Удельный вес внутризонального экспорта в общем экспорте стран — членов ЦАОР возрос за тот же период с 7% до 29%. Значительно выросла торговля готовой продукцией, особенно в тех отраслях промышленности, которые перерабатывают сырье несельскохозяйственного происхождения.

Медленно развивается интеграция в промышленности, сельском хозяйстве, электроэнергетике, транспорте и связи. Прежде всего, интегрируются отрасли, для которых в рамках CEDA возможна самоокупаемость. Согласованы мероприятия по созданию интегрированных предприятий по производству шин, каустической соды, инсектицидов, удобрений, фанеры, муки, согласовано производство круп, разработано 4 проекта взаимоподключения энергосистем. Создана система взаимных расчётов на основе общей расчётной валюты — центрально-американское песо, равного по курсу доллару США (введена с 1962).[3, c.38]

С начала 70-х гг. процесс центрально-американской экономической интеграции переживает период трудностей и противоречий. Они связаны с относительно низким уровнем мировых цен на экспортные товары из Центральной Америки, отсутствием стимулов для инвестирования в многонациональные проекты и корыстной деятельностью империалистических монополий. Правящие круги, в первую очередь более промышленно развитые Гватемала и Сальвадор, и стоящие за ними иностранные монополии пытаются решить ряд интеграционных проблем за счет более слабых в экономическом отношении партнеров.

Разрыв торговых отношений между Гондурасом и Сальвадором после вооруженного конфликта между ними в 1969 году и разворачивающаяся «торговая война» между партнерами CEDA свидетельствует о кризисной ситуации CEDA.

В связи с тем, что ЦАОР основан на принципе «равных возможностей» иностранного и национального капитала, монополии США получили новый, более широкий рынок, а также возможность обходить импортные ограничения, использовать низкие налоги и дешёвую рабочую силу. Это привело к резкому росту прямых инвестиций США в Центральной Америке — с 37 млн. долл. в 1960 до 750 млн. долл. в 1972. Более 75% промышленных предприятий, на которые распространяются договоры ЦАОР, принадлежат иностранному капиталу, главным образом капиталу США. Имея в руках мощные экономические рычаги, американский империализм также пытается использовать процесс интеграции для формирования блока военной полиции в Центральной Америке.[2]

Чтобы найти выход из кризиса, который сложился в ЦАС, было решено создать комитет высокого уровня, состоящий из представителей всех 5 стран. Более того, тринадцать заседаний этого комитета, проведенных между 1973 и 1975 годами, закончились по существу напрасно. Суть разногласий — разное отношение стран к иностранному капиталу.

На проведённом в июле 1975 совещании президентов Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики было принято решение «разработать новый договор, который должен, среди прочих аспектов, отвечать критериям технической и политической осуществимости и гарантировать соответствующее участие каждой из пяти стран в процессе интеграции».

Создание ЦАОР не способствовало решению в наибольшей меренасущных проблем социально-экономического развития стран Центральной Америки: преодолению монокультурного характера их экономики, ослаблению зависимости этих стран от диктата американских монополий, проведению аграрных реформ, повышению жизненного уровня трудящихся масс.[5, c.214]

2.2 Общая характеристика и особенности экономического развития стран МЕРКОСУР

Название организации происходит от испанского Mercado Común del Sur, что означает общий рынок Южной Америки». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

В нынешнем виде блок был создан 26 марта 1991 года во время первой встречи президентов Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая в Асунсьоне. По завершении встречи был подписан Асунсьонский договор — основной документ, определяющий механизмы, структуру таможенного союза и общего рынка четырех государств и его задачи. МЕРКОСУР является крупнейшим интеграционным союзом стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) с населением 250 млн чел., территорией 12 млн кв. км, суммарным ВВП около 2 трлн долл. и экспортом 278 млрд долл.(2008 г.) По своему экономическому потенциалу и значению в мировой экономике он уступает только ЕС, НАФТА и АСЕАН. [6, c.216]

Развитие интеграционного процесса в МЕРКОСУР в настоящее время прошло три этапа. Первый из них начался в марте 1991 г., когда президенты четырех стран Южной Америки – Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая – подписали Асунсьонский договор о создании данного объединения, название которого переводится как Общий рынок Юга. Договор предусматривал отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле между странами членами, т. е. создание зоны свободной торговли, введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза в субрегионе к 31 декабря 1994 г., свободное движение капиталов, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в валютно-финансовой сфере. Среди основных задач ассоциации — проведение общей политики в отношении третьих стран и групп, согласование позиций стран-членов на международных и региональных торгово-экономических форумах. Конечной целью новой группировки было создание общего рынка для четырех стран, к которому позже могли бы присоединиться остальные штаты Южной Америки. Конкретных сроков формирования общего рынка договор не устанавливал. [5, c.215]

Создание МЕРКОСУР стало поворотным моментом во внешнеэкономической стратегии основных стран Южной Америки, Бразилии и Аргентины, которые в прошлом не проявляли особого интереса к интеграции. Их модели развития в основном ориентированы на крупные национальные рынки, защищенные высокими таможенными пошлинами. Наиболее последовательно такую стратегию проводила Бразилия, но глубокие изменения в международных экономических отношениях, усиление тенденций к образованию крупных торговых блоков, а также стремление к лидерству в Латинской Америке, к укреплению своих позиций в переговорах с развитыми странами заставили ее взять курс на создание интеграционного союза, где она заняла ведущее положение. Другие страны надеются, что доступ к бразильскому рынку позволит им значительно расширить и диверсифицировать свой экспорт, что послужит основой для развития связей с другими регионами мира и улучшения условий для входа в мировую экономику.

Модель интеграции МЕРКОСУР — это «открытая рыночная экономика», основанная на приоритете потребностей свободного рынка, либерализации торговли как средстве проведения структурных реформ и модернизации национальных экономик. Не взяло на себя ведущей роли государства, проведения активной социальной, промышленной и аграрной политики. На первом этапе существования МЕРКОСУР (1991 – 1998 гг.) эта модель функционировала успешно благодаря автоматизму ее основных механизмов. Процесс интеграции развивался стремительными темпами. В очень короткие сроки была существенно реализована программа либерализации взаимных обменов, которая предусматривала автоматическое и общее снижение таможенных пошлин на 7% в год, начиная с даты подписания Асунсьонского договора. В результате торговля 90% товаров была полностью освобождена от пошлин и других барьеров. Внутризональный экспорт вырос в 1990 – 1994 гг. с 4,1 до 12 млрд долл., а в отношении к общему экспорту стран членов – с 8,8 до 19,3 %. [8]

К концу 1994 г. странам – членам удалось выработать и утвердить единую таможенную номенклатуру, единый внешний тариф, правила происхождения товаров, упростить таможенные процедуры, устранить препятствия свободной торговле сельскохозяйственными товарами. В 1994 г. было провозглашено создание первого в Южной Америке таможенного союза и введение ЕВТ с многочисленными исключениями, которые предполагалось отменить к концу 2005 г. В интеграционной группировке создали постоянную структуру административных органов, состоящую из трех главных институтов, принимающих основные политические решения (Совет общего рынка высший орган в составе министров иностранных дел, Группа общего рынка с 10 техническими комиссиями исполнительный орган, Комиссия по торговле), и трех вспомогательных – Совместная парламентская комиссия, социально-экономический форум, Административный секретариат. Все эти органы являются межправительственными, они не носят надгосударственного характера. В их состав входят министры и другие правительственные чиновники из стран-членов, которые совмещают свою работу с повседневными обязанностями в национальных администрациях. Единственное исключение — небольшой штат секретариата МЕРКОСУР, который занимается только делами ассоциации. Наднациональным органам противостояли Бразилия и Аргентина, которые видели в них риск чрезмерной бюрократизации интеграции и угрозу национальному суверенитету. Парагвай и Уругвай были и остаются сторонниками наднациональных органов по типу ЕС.[4, c.142]

Успехи МЕРКОСУР привлекли внимание других стран и экономических союзов как в латиноамериканском регионе, так и за его пределами. В то же время внутри самого объединения усилились тенденции к расширению вовне, расширению общего рынка за пределы квартета с целью усиления его экономического потенциала и политического влияния. В 1996 г. к МЕРКОСУР присоединились Боливия и Чили на правах ассоциированных членов, подписав соглашение о свободной торговле и таким образом подключившись к ЗСТ данного союза. Они не были заинтересованы в присоединении к таможенному союзу МЕРКОСУР, где уровень EBT был значительно выше, чем их внутренние тарифы, и не соответствовал их внешнеторговой стратегии.

После периода быстрого развития в 1991 – 98 гг. процесс интеграции в МЕРКОСУР замедлился в связи с экономическими трудностями в Аргентине и Бразилии, осуществлявших слишком поспешные неолиберальные реформы, а также под влиянием ухудшения внешней экономической конъюнктуры, «азиатского» кризиса 1998 г., накопления торговых и прочих противоречий между странами членами. Второй период 1999 – 2002 гг. стал временем глубокого кризиса группировки, падения взаимной торговли, отхода от многих совместных договоренностей. В 1999 г. резко сократился бразильский импорт из-за падения внутреннего спроса и вследствие девальвации реала, значительно ухудшившей условия товарообмена для партнеров Бразилии. Аргентина, Парагвай и Уругвай понесли огромные потери, которые ответили протекционистскими мерами в отношении бразильских товаров. [8, c.95]

В 2000 – 2002 гг. острейший кризис и дефолт вследствие провала неолиберальной политики пережила Аргентина. Его ВВП сократился на 11%, песо резко обесценился, что усугубило ситуацию в МЕРКОСУР. Внутризоновая торговля за период кризиса сократилась более чем вдвое, достигнув 20 миллиардов долларов. долл. в 2002 г. против 41,3 млрд. долл. в 1998 г. Кризис ясно показал многие структурные, концептуальные и организационные недостатки МЕРКОСУР, которые заставили страны-члены принять решение о необходимости реформирования интеграционной модели для укрепления союза. В январе 2002 г. Совет Общего рынка принял план действий под названием «Стратегия перезапуска МЕРКОСУР». Он наметил следующие основные направления реформ: укрепление макроэкономической координации, усовершенствование механизма решения споров, устранение барьеров во взаимной торговле, разработка мер по укреплению торговой дисциплины, препятствующих односторонним несогласованным действиям, которые ограничивают движение товаров внутри объединения.[1]

В 2002-2007 гг. началсятретий современный этап развития МЕРКОСУР, который характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, усилиями по выявлению недостатков модели интеграции и их преодолению, совершенствованием институциональной структуры союза, укреплением сотрудничества в социальной и финансовой сферах, повышением авторитета и значения МЕРКОСУР в мире, расширением числа его членов, с другой – усилением разногласий по поводу дальнейшего развития интеграционного процесса, слишком медленным продвижением к завершению создания таможенного союза. Повысилась роль стран МЕРКОСУР в континентальных и глобальных международных переговорах, в том числе в рамках ВТО.

Государства МЕРКОСУР проводят политику диверсификации внешних связей, развития сотрудничества Юг-Юг и противодействия монополии Соединенных Штатов в мире и на континенте. Благодаря твердым позициям государств блока потерпела провал инициатива США по созданию всеамериканской зоны свободной торговли ФТАА, переговоры о которой велись 34 странами Северной, Центральной и Южной Америки в 1994 – 2005 гг. В 2003 г. Между МЕРКОСУР и Андским сообществом наций (АСН), куда в тот момент входило пять стран – Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор было заключено соглашение о совместной Южноамериканской зоне свободной торговли и взаимном ассоциированном членстве. Таким образом ассоциированными членами МЕРКОСУР стали, кроме Боливии и Чили, еще четыре страны. Венесуэла в 2005 г. вышла из АСН в знак протеста против подписания Колумбией и Перу соглашения о свободной торговле с США и подала заявление о вступлении в МЕРКОСУР в качестве полноправного члена, что означало присоединение к таможенному союзу и всем соглашениям МЕРКОСУР с международными организациями и третьими странами. Решение о присоединении Венесуэлы к Таможенному союзу было принято членами МЕРКОСУР очень быстро в июле 2006 г., но еще не вступило в силу, поскольку процесс его ратификации парламентами стран – членов происходит очень медленно из-за сопротивления правых депутатов Андским сообществом наций противников радикальной политики У. Чавеса. При этом после приостановления членства Парагвая 22 июня 2012 г. за нарушение демократических ценностей, описанных в Протоколе Монтевидео о приверженности к демократии в МЕРКОСУР, союз одобрил присоединение Венесуэлы. 31 июля 2012 г. вступило в силу полное членство Венесуэлы. Вслед за Венесуэлой в декабре 2006 г. заявление о вступлении в МЕРКОСУР в качестве полноправного члена подала Боливия. Она является членом таможенного союза Андским сообществом наций и как менее развитая экономика пользуется там особым режимом, применяя в отношении третьих стран свои национальные тарифы. В МЕРКОСУР она хотела бы получить такой же режим, но это вызывает выставление подобных требований со стороны Парагвая и Уругвая, на что не соглашаются Аргентина и Бразилия. [2, c.35]

На современном этапе МЕРКОСУР во главе с Бразилией проводит активную политику расширения экономических связей со странами различных континентов, что также способствует росту влияния группировки в мире. Первоочередное внимание уделяется отношениям с крупнейшими странами развивающегося мира Андским сообществом наций Андским сообществом наций – Китаем, Индией, ЮАР. В 2004 -2009 гг. были подписаны торговые соглашения с Индией, Южноафриканским таможенным союзом, Египтом, Марокко, Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, Иорданией, Кубой, Малайзией. В декабре 2007 г. соглашение о свободной торговле было заключено с Израилем, оно вступило в силу в 2010 г. В течение многих лет с 1995 г. ведутся переговоры с ЕС с целью заключения соглашения об экономическом и политическом сотрудничестве, препятствием чему служат противоречия по поводу субсидий сельскому хозяйству в сообществе.

Определенный прогресс в последнем десятилетии достигнут в социальной сфере. В рамках МЕРКОСУР был создан Гарантийный фонд для микромелких и средних предприятий, который начал функционировать в 2010 г. За период экономическогоподъема 2003 – 2008 гг. доля населения, живущего за чертой бедности, снизилась в странах союза с 40 до 26 % общей численности населения.

2.3 Особенности развития зоны свободной торговли ЛАИ (Латиноамериканской Ассоциации интеграции)

Андская группа (исп.: Grupo Andino, англ.: Andean Group илиAndean Common Market) – это субрегиональная экономическая группировка в рамках Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ) и ЛАИ, возникшая в соответствии с Картахенским соглашением от 26 мая 1969 г. и являющаяся одним из старейших в Латинской Америке интеграционным объединением. В него вошли Боливия, Венесуэла (с 1973 по 2006 г.), Колумбия, Перу, Чили и Эквадор (рис. 8.1).

Картахенский договор вступил в силу в октябре 1969 г. При этом успешное осуществление интеграционной деятельности этого объединения осложнялось такими факторами, как дифференциация экономического развития стран – партнеров и территориальные конфликты, в которые были вовлечены все андские государства. Кроме того, в октябре 1976 г. Чили вышла из альянса, не добившись удовлетворения некоторых своих требований.[15]

Цели Андского сообщества: содействие развитию стран – участниц посредством их интеграции и социально-экономического сотрудничества; ускорение экономического роста и обеспечение занятости; создание латиноамериканского общего рынка. Основные задачи экономической интеграции андских стран сводятся:

  •  к выработке единой экономической политики, координации осуществляемых проектов;
  •  созданию таможенного союза.

 индустриализации, повышению степени независимости от промышленных центров и улучшению положения стран Андского сообщества в мировой экономике;

  •  укреплению региональной солидарности и устранению различий в развитии государств – членов;
  •  замене значительной части торговли с США внутризональным товарообменом;
  •  установлению тесных взаимных связей между регионами и органами Андской группы через вспомогательные органы – Союз частных предпринимателей и Андский институт труда;
  •  гармонизации законодательства: осуществлению контроля за применением принятых в рамках Андской группы правовых норм и за их единой интерпретацией.

Таким образом, экономическая интеграция в рамках Андского сообщества включает как торговые, так и инвестиционные и другие вопросы, в том числе социальную сферу и внешнеэкономические связи. В качестве инструментов достижения этих целей и задач (механизма интеграции) были определены: совместное промышленное планирование, торговая либерализация, гармонизация экономической политики, введение общего таможенного тарифа, предоставление особого режима экономически более развитым странам – Боливии и Эквадору, установлению тесных взаимных связей между регионами и институтами Андской группы. [18,c.62]

В 1996 г. в Кито (Эквадор) Андский пакт переименован в Андское сообщество наций (Аndean Community of Nations) и создана Андская система интеграции (АСИ).

В АСИ входят также специализированные органы субрегиональной интеграции – Андская корпорация развития (АКР), Латиноамериканский резервный фонд, Консультативный предпринимательский совет, включающий представителей предпринимательских организаций стран субрегиона, и Консультативный трудовой совет, представляющий интересы профсоюзов и университет С. Боливара. Андская корпорация развития – основной финансовый орган, действующий эффективно и успешно. В ее состав кроме 5 стран – членов Андского сообщества – входят также Мексика, Тринидад и Тобаго (с 1994 г.), Бразилия (с 1995 г.).

В 1992 г. в АКР после 15-летнего перерыва вновь вступила Чили. Андская корпорация развития превратилась в важное связующее звено субрегиональной интеграции, т. к. финансирует национальные и многонациональные проекты в андских странах, предоставляет средства для увеличения оборотного капитала предприятий. С кредитной помощью АКР разработано и осуществлено около 300 проектов в области промышленности и инфраструктуры. Андская корпорация развития пользуется хорошей репутацией в международных финансовых кругах.[3, c.120]

Напервом этапеинтеграции (с 1969 г. до начала 1980-х гг.) андские страны пытались осуществить «статистскую» модель интеграции, предполагавшую доминирующее положение государства в экономической жизни общества на основе импортозамещения и политики закрытого регионализма. Они добились определенного прогресса в области либерализации взаимной торговли, координации экономической политики, регулирования деятельности иностранного капитала, совместного планирования промышленности. На этом этапе основные препятствия на пути интеграции были связаны с противоречиями относительно степени либерализации взаимной торговли, различиями в административных и налоговых режимах. Развитие интеграции сдерживали пограничные споры между Колумбией и Венесуэлой, Перу и Эквадором.

Второй этап (1982–1988) экономической интеграции стран Андского сообщества характеризуется глубоким кризисом интеграции. Экономический кризис заставил все латиноамериканские страны пересмотреть механизм интеграции и принципы внешней торговли с третьими странами. В рамках этой трансформации созданы Андская корпорация развития для финансирования совместных проектов и Андский резервный фонд по стабилизации платежных балансов.

В 1989 г. началсятретий этапразвития группировки (саммит в Галаппагосе).

В 1990 г. принята «Андская стратегия», в которой сформулированы три основные цели экономической интеграции Андского сообщества: развитие андского экономического пространства; углубление международных связей стран Андской группы; вклад в единство Латинской Америки.С 1 января 1992 г. страны Андского сообщества перешли к созданию таможенного союза и формированию единого внешнеторгового таможенного тарифа (в течение 10 лет).

В настоящее время с учетом усиления центростремительных тенденций в регионе и появления новых, зачастую перекрывающих друг друга интеграционных схем Андское сообщество ставит перед собой три основные задачи.

Первая – углубление собственной интеграции с целью создания общего рынка. Сообщество уже сформировало зону свободной торговли и пока несовершенный таможенный союз, которые стремится развивать путем проведения согласованной тарифной политики и установления правил, обеспечивающих эффективное функционирование общего рынка (технические и санитарные нормы, регистрация происхождения товаров, общие таможенные режимы), с тем чтобы расширить свободный товарообмен и сделать рынок андских стран более привлекательным для партнеров как в области торговли, так и в сфере инвестиционных вложений.

Вторая задача заключается в восстановлении масштабности действий, обращая особое внимание на социальную составляющую интеграционных процессов: поддержка территориального и технологического развития, инноваций, обеспечение устойчивого развития.

Третьей задачей является укрепление политического взаимодействия стран Андского сообщества через согласование их позиций с третьими странами в рамках многосторонних отношений как посредством проведения совместных мероприятий в области общих стратегических интересов (борьба с распространением наркотиков, внешняя безопасность), так и путем двустороннего сотрудничества.

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ

По инициативе Вашингтона, в Майами в декабре 1994 была организована первая после 1967 встреча глав государств и правительств стран двух Америк (Северной и Южной).

Именно в ходе этого саммита США была выдвинута идея создания единой американской зоны свободной торговли с ориентиром на устранение к 2005 всех барьеров для развития торговли в западном полушарии. В 1995 заявку о присоединении к НАФТА подала еще одна развивающаяся латиноамериканская страна, Чили. Администрация США поддержала план присоединение Чили к НАФТА, однако в конце 1997 конгресс США заблокировал этот план, что ослабило позиции США накануне второго «Саммита Америк», состоявшегося в апреле 1998 в Сантьяго (Чили).

В ходе этой встречи лидерам 34 стран западного полушария не удалось добиться соглашения о каких-либо практических мероприятиях, они договорились лишь о необходимости вести переговоры по проблеме создания ФТАА.[3]

Идея создать Общеамериканскую зону свободной торговли потерпела крах. При этом реальная альтернатива доминированию США в регионе пока так не появилась Четвертый Всеамериканский саммит, прошедший в аргентинском городе Мар-дель-Плата, закончился ничем. Главной цели, то есть подписать соглашение о создании зоны свободной торговли на территории двух Америк (FTAA), достичь не удалось. За соглашение ратовали Соединенные Штаты, их поддерживали Канада, Мексика и Чили. Против выступили Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Парагвай и Уругвай. Оппоненты FTAA утверждали, что предложенный Штатами план угрожает не только экономическим интересам южноамериканских стран, но и их политической независимости.[5]

То, что панамериканской идее Вашингтона по созданию единого рынка обеих Америк не суждено осуществиться, было понятно давно. Впервые вопрос о создании FTAA был поставлен представителями США на Всеамериканском саммите в Майами в 1994 году. Создание зоны было запланировано на 2005 год. При этом дальше заявлений процесс не пошел. В последние два года американцы изо всех сил стремились реанимировать интеграционный процесс, оказывали давление на латиноамериканских политиков, но результатов это не дало. В начале 2004 года на переговорах в Мексике (по вопросу создания облегченной версии единого рынка, так называемой FTAA Light) Бразилия и Аргентина поставили Бушу жесткое условие: отменить все субсидии американским сельхозпроизводителям и убрать таможенные барьеры на пути южноамериканской сельхозпродукции на рынок США. Буш согласился пойти навстречу требованиям латиноамериканских лидеров только в части прямых аграрных субсидий, которые составляют лишь 6,6% всех дотаций фермерам и экспортерам. Большая же часть дотаций идет в виде непрямых кредитов или страховых гарантий, а их США отменять не собираются. Южноамериканцев не устраивает также то, что в проекте Буша нет и намека на региональные фонды развития, за счет которых устранялись бы диспропорции в экономическом развитии стран-членов (такие фонды существуют в Евросоюзе).[4, c.124]

Саммит показал, что в ближайшем будущем Штатам вряд ли удастся убедить своих латиноамериканских оппонентов принять решение о создании FTAA. Страны континента явно настроены на установление новой системы отношений с северным соседом. Как заявил на саммите аргентинский президент Нестор Киршнер, «мы не против интеграции, но хотим экономическую интеграцию без асимметрий, субсидий и протекционизма. Мы хотим интеграцию не на пользу более сильному, а на пользу всем».

Без сомнения, встреча в Мардель-Плата – это было крупное внешнеполитическое поражение администрации Буша. Но и латиноамериканцев однозначно победителями тоже не назвать.

Во-первых, несмотря на оппозицию Венесуэлы и стран МЕРКОСУР, остальные 29 государств Южной Америки, участвовавшие в саммите, заявили, что готовы возобновить переговоры в апреле следующего года. Мексиканский президент Висенте Фокс, один из горячих сторонников Буша, предложил продолжить переговоры без участия Венесуэлы и четырех стран МЕРКОСУР, объясняя их стремление блокировать FTAA частными интересами.

Во-вторых, саммит обнажил слабость интеграционных процессов в Латинской Америке. Несмотря на заявления прессы этого региона о том, что после аргентинской встречи МЕРКОСУР окреп, поездка Буша в Бразилию пошатнула единство южноамериканской четверки. Джордж Буш сыграл на амбициях бразильцев и смог убедить президента страны Лулу да Силва пообещать продолжение переговоров о либерализации торговли и снижении сельхозсубсидий. Напомним, что Лула, будучи кандидатом в президенты, договор о создании FTAA иначе как проектом США по аннексии Латинской Америки не называл.[15]

Разногласия в стане латиноамериканцев на руку Вашингтону. До тех пор пока Штаты полагают, что смогут играть на разобщенности региона и членов МЕРКОСУР, — на уступки они не пойдут. В арсенале Буша уже есть несколько двусторонних договоров. К примеру, президент Перу Алехандро Толедо заявил на саммите, что договоры о свободной торговле, которые США обсуждает с Перу, Колумбией и Эквадором, могут быть подписаны уже на следующей сессии форума АТЭС, который состоится в середине ноября в Южной Корее.

В блоке МЕРКОСУР понимают: если южноамериканские страны будут входить в Общеамериканскую зону свободной торговли поодиночке,лидирующие позиции в этой организации окажутся у США. Поэтому прежде чем вступать в FTAA, Латинская Америка должна осуществить внутреннюю интеграцию. Решение об объединении для совместного продвижения к Общеамериканской зоне было принято еще летом 2003 года — как внутри МЕРКОСУР, так и внутри Андского пакта (это еще одно торговое объединение, куда входят Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор).

Попытки объединить МЕРКОСУР и Андский пакт уже предпринимались. Начались даже переговоры об экономической интеграции с Мексикой, которые в случае успеха поставили бы крест на планах США. При этом разногласия между странами преодолеть не удалось, и единое торговое пространство в Латинской Америке так и не появилось.[8]

В 2015 г. в геополитике Южной и Центральной Америке произошли несколько серьезных событий, которые показывают возможное возвращение контроля Вашингтона над этим регионом. Если боливарианское движение слева и суверенисты справа с конца 90-х гг. пытались превратить Латинскую Америку в самостоятельный коллективный субъект мировой политики и избавиться от унизительного клише «задний двор США», то текущие тенденции показывают определенный кризис в самостоятельной политике не только ключевых игроков, но и большинства стран Латинской Америки.[9]

Показательно, что поражение со стороны либерально-ориентированных сил было нанесено на обоих флангах – в Венесуэле на парламентских выборах в декабре 2015 г. победил блок правых сил, ориентированных на тесную связь с США, а в Аргентине на президентских выборах победил бизнесмен-политик либерального направления Маурисио Макри, с небольшим отрывом опередив преемника Кристины Киршнер.

К этому можно добавить углубляющийся социально-политический кризис в Бразилии, где была осуществлена попытка ипмичмента президенту Дилме Руссефф, но она была признана нелегитимной. Тем не менее, на фоне коррупционного скандала с компанией «Петробрас» и сильного неолиберального лобби в масс-медиа вместе с внутренними манипуляциямисо стороны ряда советников Руссефф из числа троцкистов, положение социально-ориентированных и консервативных сил в Бразилии выглядит довольно шатким.

Дополнительно к этому, США укрепили свое экономическое влияние, через втягивание в Транс-Тихоокеанское партнерство Мексики, Перу и Чили. Колумбия является в наибольшей меревероятным претендентом на вступление из числа стран Латинской Америки, так как находится в стадии переговоров с США и традиционно следует в фарватере Вашингтона.

Кроме того, через этот проект США хотят ослабить латиноамериканскую интеграцию, а также снизить темпы сотрудничества всех стран региона с Россией и Китаем, которое в последние годы было довольно эффективным.

Тем не менее, ряд государств продолжает проведение своего курса, что показывает их значительные дипломатические успехи.[11, c.94]

3.2 Направления взаимодействия интеграционных образований Латинской Америки с интеграционными блоками стран АТР, ЕС и СНГ

Латинская Америка всегда гибко реагировала на смену мировых эпицентров развития. Если в середине XX в. во внешней торговле региона росла доля США, а в 80-х и 90-х годах XX в. – ЕС, то теперь есть основания полагать, что в ближайшее десятилетие на ключевую позицию основных торговых партнеров стран Латинской Америки выдвинутся страны Тихоокеанской Азии, прежде всего Китай. Возрастание значения этих государств как торговых партнеров ЛАКБ согласуется с тенденцией роста доли стран АТР в мировой торговле в целом.[11]

Темпы роста торговли со странами Тихоокеанской Азии более чем в три раза опережали темпы прироста общих объемов внешней торговли стран ЛАКБ в период с 2006 по 2012 г. Доля указанных стран в структуре латиноамериканского экспорта выросла с 8,5% в 2000 г. до 16,5% в 2012 г., что сравнимо с долей такого традиционного партнера, как ЕС (12,2% в 2012 г.)

Меняется и структура двусторонних торговых отношений со странами

Тихоокеанской Азии. Прежде крупнейший торговый и инвестиционный партнер в регионе – Япония – уступила первенство Китаю, доля которого в общей структуре экспорта ЛАКБ в 2012 г. достигла 8,6% (доля Японии – 2,5%).

Китай стал важнейшим после США рынком сбыта для латиноамериканских товаров, ожидается, что при текущих темпах роста экспорт в эту страну к 2014–2015 гг. превысит объем экспорта в ЕС. В течение 2000-х годов для ряда стран региона Китай стал по важности первым (Бразилия, Чили, Перу) или вторым (Колумбия) экспортным рынком. [8]

Значение экспорта в страны Тихоокеанской Азии для стран ЛАКБ сильно варьируется, при всём этом какие-либо географические закономерности в показателях этой «привязки» не просматриваются. Традиционно страны Тихоокеанской Азии являются важнейшим рынком сбыта (прежде всего, медного концентрата и меди) для Чили (более 40% общего объема экспорта в 2012 г.).

Более четверти своего экспорта направляют в регион Бразилия и Перу (28,9 и 27,9% в 2012 г. соответственно).

Другие страны ЛАКБ, особенно те, что имеют выход к Тихому океану, пока не в полной мере воспользовались возможностями роста торговли с регионом по другую сторону океана. В Эквадоре, Колумбии, Мексике, странах Центральной Америки доля региона в общем объеме экспорта не превышает 10%. При этом, несмотря на подобные показатели, большинство этих стран активно ищут новые возможности для интенсификации экономического сотрудничества со странами АТР, прекрасно осознавая ту роль, которую будет играть Тихоокеанская Азия в будущем мировой экономики.[13]

Латиноамериканские страны видят значительный потенциал в дальнейшем развитии политического и экономического сотрудничества с Тихоокеанской Азией. Как было отмечено выше, текущий характер отношений не устраивает большинство стран ЛАКБ. Несмотря на активный рост абсолютных показателей торговли, «качественная» структура регионального экспорта остается преимущественно сырьевой, т.е. с низкой добавленной стоимостью, и не дает желаемого прироста уровня благосостояния. Помимо инфраструктурных ограничений торговли, сдерживающим фактором является и неразвитость договорной базы сотрудничества. Обе стороны часто прибегают к инструментам тарифных и нетарифных ограничений взаимной торговли. Латино- американские государства не могут эффективно конкурировать на рынках АТР с развивающимися азиатскими странами (прежде всего, со странами АСЕАН), имеющими развитую систему торговых соглашений. Рост торговли между двумя регионами в 2000-х годах подтолкнул стороны к началу переговоров о заключении двусторонних и многосторонних торговых соглашений. По состоянию на конец 2013 г. между регионами действует 19 соглашений о свободной торговле, три соглашения подписаны, но не вступили в силу (см. табл. 3).

Ведутся переговоры о заклю чении восьми новых двусторонних соглашений, трех соглашений в формате «страна + блок».

Исторически по мере укрепления экономической, военной, финансовой мощи и политического веса США Латинская Америка постепенно втягивалась в геополитическое поле северного соседа. И сейчас практически Соединенные Штаты занимают в абсолютном большинстве стран этого континента гегемонистское положение. “Прибирать к рукам” латиноамериканцов США начали еще в первой четверти XIX в. В конце 1823 г. президент Соединенных Штатов Дж. Монро обратился к Конгрессу со специальным посланием, которое явилось результатом обобщения и развития теории и практики внешней политики США и получило название доктрины Монро. Эта доктрина была разработана на заседаниях американского правительства в связи со слухами об угрозе интервенции со стороны Священного Союза (Россия, Австрия, Пруссия) в Латинскую Америку с целью восстановления былого господства Испании в ее американских колониях. Вот такой надуманныйпредлог был использован США для утверждения своей гегемонии в южном полушарии континента. Конец XX в., конечно, внес изменения в геополитическую систему силовых полей континента. Возникли и активизируются новые процессы в политике, экономике, которые во многом обусловлены ускорением научно-технического прогресса, формированием транснациональных компаний и другими причинами. Важной особенностью этих перемен является то, что в их орбиту втягиваются все страны мира. И Латинская Америка в полной мере испытывает на себе позитивное, а также и негативное воздействие новой обстановки. Страны континента, несмотря на противодействие США, в силу прежде всего объективных причин ищут пути интеграции в мировую экономику.[8]

Внутренними причинами интегрирования явились: застой в экономике стран Латинской Америки (он характерен для большинства государств континента), неконкурентоспособность продукции на мировом рынке, неустойчивое хозяйственное развитие, рост безработицы, инфляции, социальной напряженности и др.

Остаються есьма сложнвми отношения и с ЕС.

Как структурные и организационные препятствия, так и очень отличающиеся друг от друга интересы отдельных государств-членов Европейского Союза мешали до сих пор распространить успехи, достигнутые в области политики, также на экономические отношения.

Потерпел крах и альтернативный бушевскому проект создания Зоны свободной торговли МЕРКОСУР-ЕС, который с энтузиазмом продвигали Бразилия и Аргентина. С политической точки зрения, этот союз направлен против односторонней политики США и был выгоден обеим сторонам. Латинская Америка обрела бы в лице Евросоюза альтернативного экономического партнера и освободилась бы от зависимости от Штатов. ЕС с подписанием договора о свободной торговле с МЕРКОСУР получил бы преимущество в секторах, где особенно сильна конкуренция европейских и североамериканских компаний, — в сфере телекоммуникаций и финансов.

Межрегиональные отношения являются также выражением набирающей обороты конкуренции между экономическими блоками, консолидация которых в последние годы заметным образом обременяет многостороннюю торговую систему. Северо-американская зона свободной торговли НАФТА, без сомнения, способствовала тому, что Европейский Союз, начиная с 1995 года, прилагает все больше усилий для либерализации торговли с экономически важными партнерами в Латинской Америке. Межрегиональное рамочное соглашение о кооперации с МЕРКОСУР, а также соглашение об ассоциации и кооперации с Чили и Мексикой, которые были подписаны соответственно в июне 1996 и декабре 1997 года, были заключены не только, но и по той причине, что европейские предприниматели опасались, что расширение НАФТА или реализация проекта создания всеамериканской зоны свободной торговли (FTAA) до 2005 году, к которой приступили Соединенные Штаты Америки, может привести к вытеснению европейцев с растущего рынка Латинской Америки. Слишком явно еще стоял перед глазами пример Мексики, которая после своего вступления в НАФТА всего за четыре года с 1994 по 1998 наполовину сократила долю Европейского Союза в своей внешней торговле[14].

Готовился договор ЕС-МЕРКАСУ для его подписания в октябре 2004 года оставалось лишь проработать некоторые технические детали. Но тут выяснилось, что на пути создания «самой большой в мире зоны свободной торговли» существуют непреодолимые разногласия — все те же аграрные субсидии, пожертвовать которыми Евросоюз не захотел.

К концу XX в. Россия усилила внимание к Латинской Америке. Но смотреть на этот континент приходится не как на единый центр силы, а так же, как и в Африке, как на конгломерат разнородных стран, но с учетом их стремления к интеграции и сложившихся многосторонних организаций. Многосторонние формы взаимодействия должны подкрепляться двусторонними связями.

Отношения между Россией и конкретными странами обладают своей спецификой. В основе всех связей, безусловно, должны лежать совпадающие геополитические, геостратегические интересы, включающие в себя всю гамму их составляющих. Определяющим в их отношениях является тот факт, что Россия и большинство стран Латинской Америки находятся в сходной фазе развития и решают похожие задачи — общественной модернизации, перекройки мирохозяйственных связей. По своему экономическому весу РФ и такие региональные державы, как Бразилия, Аргентина, Мексика, оказались почти в равном положении — к их голосам страны “семерки” прислушиваются, но в расчет почти не принимают. Поэтому государства континента стоят перед опасностью маргинализации в формирующемся мире мегаблоков. Россия и юг американского континента в геостратегическом плане оказываются вне трех полюсов экономического, политического и т.п. развития: североамериканского, западноевропейского и тихоокеанского (в наибольшей мерединамичного полюса).

[7]

Другой фактор, который объективно сближает интересы РФ и государств Латинской Америки, — незаинтересованность в однополюсном миропорядке, потребность в механизмах сдерживания гегемонистских устремлений в геополитике США. Лидеры стран континента накопили в этом отношении некоторый опыт и все чаще приходят к выводу о необходимости создания общего латиноамериканского фронта борьбы против северного соседа. Со странами Латинской Америки Россию сближает и сходная ситуация стран-должников, усиливающаяся конкуренция на рынках товаров и услуг, близость подходов к проблемам международной безопасности, укрепления режима нераспространения ядерного оружия, урегулирования региональных и межгосударственных конфликтов и др. Одной из форм диалога России со странами Латинской Америки стали контакты с Организацией американских государств (ОАГ).

Эта организация постоянно усиливает свое влияние в процессах политической и экономической интеграции в Западном полушарии. Поэтому статус постоянного наблюдателя в ней, который РФ приобрела в 1992 г., расширяет возможности российского сотрудничества с регионом на многосторонней основе, хотя Вашингтон делает все от него зависящее, чтобы эти возможности ограничить. Почти полувековой опыт работы ОАГ при наличии доброй воли лидеров РФ и ближнего зарубежья, может вполне пригодиться для организации деятельности СНГ. Продуктивным может оказаться сотрудничество России с двумя крупными экономическими объединениями — НАФТА и МЕРКОСУР. НАФТА. Пока же объем торговли РФ со странами Латинской Америки сравнительно невелик — около 1% общего внешнеторгового оборота России. Наибольший удельный вес приходится на торговлю с Кубой. В российско-кубинских отношениях сейчас преобладает прагматическое начало, учитываются геополитические интересы России. Так, например, несмотря на сильный нажим со стороны США, угрозу применения экономических санкций, Москва сохранила за собой пользование на условиях аренды стратегическим объектом — радиоэлектронной станцией в Лурдесе, т.е. Россия заявила в данном случае о себе как о сильном геополитическом субъекте, а не объекте влияния. Поддержка Россией Кубы усиливается, что в перспективе дает большой шанс приема Острова Свободы в НАФТА. Два других члена этой Ассоциации — Канада и Мексика — занимают первое и второе места по объему инвестиций в экономику Кубы. Таким образом, Куба может рассматриваться Россией как надежный торговый партнер с большими возможностями и как мост (ворота) на север и юг западного полушария. Хорошие перспективы укрепления всесторонних связей имеются у России с Мексикой, особенно в области газовой и горнодобывающей промышленности, энергетики и транспорта, в аэрокосмической сфере. Укрепляются связи России с Венесуэлой. В 1996 г. в Венесуэлу нанес визит Министр иностранных дел России Е. Примаков. Он вывел двустороннее сотрудничество на качественно новый уровень. Подтверждение этому — возобновление деятельности нефтяного четырехугольника: Россия — Венесуэла — Куба — Европа. Венесуэла вновь поставляет нефть на Кубу, а Россия — в Европу. Координация поставок нефти и газа особенно важна во время падения цен на энергоносители. Другим хорошим геополитическим ходом во время того же визита в Латинскую Америку было провозглашение концепции многополярного мира.[5,c.21]

На этот призыв сразу же откликнулось руководство Колумбии, которое пригласило РФ вступить в международную группу государств ““друзей Колумбии”” (в нее уже входят Испания, Венесуэла, Мексика и Коста-Рика).

Один из старейших и крупнейших торговых партнеров нашей страны в Латинской Америке — Аргентина.

В перспективе — усиление сотрудничества в области атомной энергетики, тонких научно-технических технологий и космоса. Расширяется также сотрудничество на региональном уровне. Бразилия проявляет интерес к сотрудничеству в сфере вооружений, особенно к противовоздушным зенитно-ракетным комплексам “Игла”, а также совместному строительству экспериментальной аэродинамической трубы.

Итак, видно, что геополитические контакты России с южноамериканскими странами идут “вглубь”, переходят на уровень регионов. Тем не менее большая роль в реализации проекта усиления связей с африканскими и латиноамериканскими государствами принадлежит государственным органам, которые исходя прежде всего из геостратегических интересов России должны подготовить федеральную программу развития связей с этими континентами. Тогда нынешние ростки сотрудничества дадут в XXI в. весомые плоды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Региональная интеграция становится неотъемлемой реалией нашей жизни в 21 веке. Не исключением являются и страны Латинской Америки. Рост процессов объединения среди центров мирового хозяйства, интенсификация их взаимного сотрудничества и некоторое ослабление экономических связей с периферией повлекло стремление развивающихся стран к развитию взаимных экономических отношений.

Для улучшения своей конкурентоспособности в международной торговле, укрепления своих позиций в мире страны Латинской Америки создают зоны свободной торговли, таможенные союзы. Например, в 70-е годы небольшом по современным масштабах Андском сообществу, несмотря на сходство специализации его участников в международном разделении труда. Удалось с успехом поделить рынки и приступить к программ региональной производственной кооперации. Более того, здесь, впервые в группе развивающихся стран были приняты программы региональной кооперации в социальной сфере (образование, здравоохранение).

Широкий круг задач ставит перед собой и МЕРКОСУР, который создал 11 рабочих подгрупп (по вопросам коммуникации, окружающей среды, занятости, социального страхования и охраны здоровья).

На смену импортозамещающей стратегии пришла экспорто-ориентирована. Либерализация внешней торговли меняет степень открытости латиноамериканских экономик, однако в значительной степени это определяется ростом взаимной торговли, а не выходом на рынки третьих стран. Переход к экспортоориентированной модели улучшил структуру внешней торговли, но не решил задачу достижения международной конкурентоспособности латиноамериканскими товарами.

В результате региональной интеграции перемещаются торговые пути, меняется положение регионов более или менее развитых в социально-экономическом плане. Зоны свободной торговли создаются на границе соседних государств, меняют условия товарообмена в приграничных районах. Если раньше модели развития разрабатывались и осуществлялись единым центром, то сегодня они видоизменяются под влиянием законов свободного рынка (например МЕРКОСУР).

Сегодня возможности углубления региональной интеграции в Латинской Америке расширяются в связи с изменением состава ее участников. Если раньше этот процесс прямо или косвенно контролировался государственными органами, то в последнее десятилетие наладилось прямое сотрудничество между предприятиями, частными фирмами.

Не смотря на определённые трудности, например, неравномерность распределения выгод от интеграции, противоречия между малыми и большими странами, противодействие интеграции со стороны в наибольшей мереуязвимых отраслей, региональная интеграция на латиноамериканском континенте приобретает все больших масштабов, в эти процессы втягивается все больше стран. В будущем объединённая Америка могла бы стать серьёзным конкурентом объединённой Европе, хотя пока что некоторые страны Латинской Америки боятся потерять свои позиции на мировых рынках при открытии своих границе для США.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/obschaya-sotsialno-ekonomicheskaya-harakteristika-stran-tsentralnoy-ameriki-2/

1. Авдокушин Е.Ф. «Международные экономические отношения»: Учебник, изд. «Юрист». – М.: 2013г. – 257с.

2. Евдокимов А. И., Грук Л. В. «Интеграционные процессы в странах Латинской Амери- ки: проблемы и перспективы» // Экономика и экономические науки, №2, 2014, сс. 92-96

3. Киреев А.П. «Международная экономика» изд. «Международные отношения». – М.: 2016г. – 428с.

4. Климов С. В. Европейский капитал на рынках Латинской Америки[Электронный ресурс] / С. В. Климов. – Режим доступа : www.ilaran.ru/?n=50.

5. Лавут А. А. «Новый этап промышленной политики в Латинской Америке и региональ- ная интеграция» // Латинская Америка. — 2013. — № 6, cc. 36-50

6. Латинская Америка и ЕС в поиске мирового равновесия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://inosmi.ru/world/20040601/209993.html .

7. Международные экономические отношения» Учебник под редакции В. Рыбалкина, «Бизнес-школа», «Интел-синтез». – М.: 2012г. – 378с.

8. Миклашевская Н.А, Хохлова А.В «Международная экономика» Учебник, изд. «Делон сервис», МГУ. – М.: 2014г. – 492с.

9. «Мировая экономика»: Учебник. Под ред. проф. А.С.Булатова. изд. «Юрист». – М.: 2012г. – 423с.

10. Тайар В. М. ЕС-ЛКА : тенденции межрегионального сотрудничества [Электронный ресурс] / В. М. Тайар – Режим доступа : www.ilaran.ru /?n=129.

11. Паниев Ю. Н. «Российско-латиноамериканское деловое сотрудничество: достижения и недостатки» // Латинская Америка. – 2012. — № 12, сс. 6-14

12. А. А. Слинько, сост. М. В. Кирчанов. – Воронеж : Факультет международных отношений Воронежского государственного университета, 2011. –№ 7.

13. Шестой саммит ЕС-Латинская Америка открылся в Мадриде [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://russian.cri.cn/841/2010/05/19/1s338248.htm.

14. Щеблыкина Е. Латинская Америка – Европейский Союз : проблемы взаимодействия [Электронный ресурс] / Е. Щеблыкина // Политические изменения в Латинской Америке : история и современность / ред.

15. Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер «Международные экономические отношения. Интеграция»: Учебник. Пособие для вузов, изд. «Банки и Биржи», « ЮНИТИ». – М.: 2010г. – 352с.

16. Черников Г.П., Черникова Д.А. «Мироваяэкономика : учеб. для вузов 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2016. – 430с.