Культура Древней Греции

Курсовая работа

Древний мир. Эпоха создания городов, первые страны и целые цивилизации, которые все еще изучаются. Многие тайны древнего мира остаются загадкой, которую предстоит раскрыть ученым.

История эгейской цивилизации завершилась приходом северных племен греков — дорийцев, которые по сравнению с ахейцами находились на более низком уровне развития. Разграбляя и сжигая богатые ахейские города, они преследовали ахейцев до островов Эгейского моря, Малой Азии и острова Кипр. Приблизительно с XI в. до н.э. наступает смутный период в истории Древней Греции, время упадка материальной культуры. Так продолжалось несколько десятилетий, пока греческие племена, называвшие себя эллинами, не создали свою уникальную культуру, которая открыла следующий период греческой истории.

Изрезанные заливы Эгейского моря способствовали развитию мореплавания. Гористая земля Греции была трудной для земледелия. Но греки возделывали виноградники, оливковые рощи и пшеничные поля, которые приносили основную пищу: вино, оливковое масло и хлеб. Горы, поросшие лесом, были прекрасным местом для охоты на оленей, кабанов и львов. В предгорьях пастухи пасли коз и овец. Самой высокой и священной горой была Олимп. На Олимпе, высоко в небе, по мнению древних греков, жили прекрасные, похожие на людей.

Греческие ученые достигли огромных высот и на этом не остановились. Они пытались сделать еще больше, открыть новые земли. Именно в Греции появились такие точные науки как геометрия и алгебра. О мощи греческой армии ходили легенды, это были бесстрашные войны, которые не жалели сил в бою.

Так же нельзя обойти стороной огромное количество мифов, легенд и сказаний, оставшихся после этой древней цивилизации, например легенда о 12 подвигах Геракла (или Геркулеса), или о путешествии органавтов за золотым руном.

До сих пор современные историки и ученые проявляют большой интерес к истории этого государства.

Основными целями данной работы являются:

1. Исследовать Древнюю Грецию как государство с уникальной культурой.

2. Рассмотрим деятельность выдающихся личностей Греции и покажем их влияние на культурные и исторические процессы государства.

1. Мифология и религия

Культура древних греков отличалась светским характером. Но благодаря богатой, красочной и разнообразной мифологии и религии мы можем понять основы мировоззрения эллинов.

Центром мировоздания древних греков был человек. Произведения греческого искусства поражают своей гармонией и совершенством. Внутреннее и внешнее совершенство становится основным понятием искусства. Все в жизни древних греков было соразмерно человеку. Поэтому природа, животные, растения и боги приняли облик человека в древнегреческой мифологии.

4 стр., 1695 слов

Музей истории искусств в Вене

... и других чудес природы, которые сейчас вошли в состав Музея естественной истории (Naturhistorisches Museum). Еще до официального открытия Музея истории искусства императором Францем Иосифом (1830-1916 гг.) в 1891, ... Леопольду I. В его же руки попали и коллекции из Инсбрука и Вены. Перед молодым императором встала необходимость размещения весьма обширной коллекции, которая продолжала пополняться ...

Боги древних греков во всем похожи на людей, только красивее и бессмертнее. Поэтому люди в изображениях древнегреческих художников красивы и похожи на богов.

Пантеон греческих богов очень велик. Существовало три поколения богов. Прародителями всех богов были возникшие из вечного Хаоса Гея (Земля) и Уран (Небо).

Их дети-титаны (могучие боги диких сил природы) – второе поколение. Среди них Кронос и Рея — родители третьего поколения богов — богов Олимпа, которые взяли власть у титанов и установили порядок и закон в мире.

У каждого из древних народов были свои представления об устройстве мира, которые нашли отражение в мифологии и религии.

Эллины считали, что Землю окружает Мировой океан. Над Землей путешествуют небесные светила; луна, солнце, звезды, которые поднимаются из Мирового океана и опускаются в него.

На западном краю земли небесный купол держит на плечах могучий Атлант. Здесь живут его дочери Геспериды, охраняющие золотые яблоки вечной молодости. Здесь же, на западе, по мнению древних греков, находились острова Блаженных (Елисейские поля) – рай для добродетельных греков, получивших от богов бессмертие. А на севере обитает племя гиперборейцев – любимцев богов.

Самыми могущественными из греческих богов были двенадцать Олимпийских. В пантеоне, сформированном из богов, каждое божество имело свои права и обязанности.

Греческие боги:

ЗЕВС — царь Олимпа, бог грома и молнии, правитель олимпийской семьи богов и людей. Символы Зевса: молния, орел и дуб.

ПОСЕЙДОН – владыка моря, «колебатель земли», брат могучего Зевса. Вруке его трезубец. Символы Посейдона: трезубец, дельфины и кони.

АИД – мрачный владыка подземного царства мертвых, брат Зевса и Посейдона.

Обладает волшебным шлемом, делающим его невидимым.

ГЕРА — жена и сестра Зевса, волосатая и волосатая защитница брака и супружеской верности. Символы Геры: гранат и павлин.

ГЕСТИЯ – богиня домашнего очага.

ДЕМЕТРА – богиня плодородия и земледелия. Символы Деметры: ячменный или пшеничный колос.

АФРОДИТА – богиня любви и красоты. Символы Афродиты: розы, голуби, воробьи, дельфины и бараны.

АФИНА – богиня мудрости и справедливых войн. Символы Афины: сова и оливковое дерево.

АПОЛЛОН – бог света и поэзии. Символы Аполлона: лебедь, волк, лавр, кифара и лук.

АРТЕМИДА – богиня охоты и луны. Символы Артемиды: кипарисовое дерево, лань и собаки.

ГЕРМЕС – вестник богов.

ДИОНИС – бог виноградства и виноделия. Символы Диониса: чаша и тирс.

АРЕС – бог войны. Символы Ареса: горящий факел, копье, собака и ястреб.

ГЕФЕСТ – бог огня и кузнечного дела.

ГЕБА – богиня юности.

АМФИТРИТА – богиня моря.

ПЕРСЕФОНА – богиня царства мертвых.

2. Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/tip-i-psihologicheskie-izmereniya-kulturyi-gretsii-2/

7 стр., 3114 слов

Греческие колонии на берегах Черного моря:история возникновения и развития

... интересную работу о торговых взаимоотношениях между Афинами и Боспором в IV в. до н.э., и об отношениях между греческими городами и скифами. В 1984 году вышел большой сборник статей, посвященных северному Причерноморью - «Античные ...

Мифология сыграла важную роль в развитии древнегреческой литературы и, главным образом, в зарождении эпической поэзии.

Прекрасными знатоками греческой мифологии были крестьянский поэт Геопсайд и слепой певец Гомер. Их гимны и поэмы стали для нас главным источником знаний об этой эпохе. Они открыли нам мир греческих богов.

ГЕСИОД жил в конце VIII– начале VIIвека до н.э. в Беотии. В качестве мелкого фермера он был занят тяжелым сельскохозяйственным трудом, а во время каникул он научился искусству чтения эпических стихов. Он не импровизировал с песнями, а объединил фрагменты слов, извлеченных из записи.

В поэме «Теогония» («происхождение богов») Гесиод повествует о начале мира и рождении богов, о борьбе богов с титанами.

Поэма Гесиода «Труды и дни» написана в виде наставлений и напутственных слов, адресованных его брату Персе. Они выражают основные моральные ценности, которые можно считать главным кредо Гесиода.

Гениальный древнегреческий поэт Гомер родился в одном из городов Ионии в Малой Азии. Жил он в VIIIвеке до н.э., и о его жизни нет почти никаких сведений. Этот гениальный слепой был одним из странствующих певцов, которые переходили из города в город с лирой в руке и пели древние времена, богов, героев, войны.

С эпохи Возрождения и до конца XIX века Гомер считался воображаемой личностью и поверил в реальность своего существования только после открытий Шлимана и Эванса. Но в древности, судя по утверждениям Геродота, историчность личности Гомера не вызывала сомнений.

Сложив множество гимнов богам, Гомер «сотворил» греческих богов. Его даже критиковали за неуважительное отношение к небожителям.

О жизни Гомера почти ничего не известно: в каком городе он родился, как жил, где был похоронен. О его личности можно судить по скульптурному портрету слепого старика и по двум блестящим произведениям древнегреческой литературы, посвященным ахейскому эпосу о походе на Трою или Илион. Это поэмы «Илиада» и «Одиссея».

Гомера считают автором этих двух шедевров эпической поэзии. Записаны они были в IX–VIII вв. до н.э., а до этого, видимо, существовали в виде отдельных устных сказаний.

Древняя Греция — колыбель сказки, которая именно здесь превратилась в самостоятельный жанр. Басня — это рассказ, часто поэтический, в котором животные говорят и действуют по-человечески и который, заканчиваясь моралью, учит нас разуму.

Известным сказочником в Древней Греции был ЭЗОП, имя которого так же известно, как и Гомерова. О жизни Эзопа мы почти ничего незнаем. Впервые историк Геродот небрежно написал о нем как об исторической и достаточно известной личности. Опираясь на сочинения Геродота, можно лишь сказать, что Эзоп был баснописцем, жил на острове Самос около 560 г. до н.э., был рабом некоего Иадмона и был за что-то убит в Дельфах.

О жизни Эзопа был написан роман «Жизнеописание Эзопа». Книга «Ксанф-философ, его раб или приключения Эзопа» — одна из немногих сохранившихся «популярных книг» греческой литературы. Басни Эзопа, как и поэмы Гомера, пережили века. Поэты и писатели разных стран пере водили их на свои языки.

3. Архитектура

Греческая архитектура, до сих пор поражающая благородством своих форм, отличалась простотой с конструктивной точки зрения. Уже в период архаики эллинские мастера разработали строго продуманную систему рациональных соотношений между колоннами и перекрытиями, лежащими на них. Его суть заключается в декорировании стеллажной конструкции, состоящей из двух частей: несущей и несущей. Столкновение этих противодействующих сил, сосредоточенных в вертикальной опоре и в поперечной балке, приводится в состояние гармонического равновесия.

4 стр., 1810 слов

Храмы Москвы: возрождение

... его отдельные «всполохи». * * * Храмовое строительство, как и христианская вера, пришло к нам из Византии. Казалось бы, древнерусские церкви ... монастыря. Одновременно возводятся новые храмы — в основном в районах новостроек. За последние десятилетия Москва вобрала в себя многие ... средства на их восстановление, но и вести кропотливую работу в архивах в поисках исходных чертежей. Храмовые строения, ...

Эта уникальная и художественно значимая система для определения структуры сооружения получила название ORDERA.

Именно в древнем ордене отразилась основная суть античного искусства: его ориентация на человека. Это проступало даже в таком объективном начале, как математические.

Основные греческие ордена — дорический, ионический и коринфский — сформировались не сразу. В конце VII в. до н.э. возник дорический, вскоре ионический, в конце V– начале IV в. до н.э., появился ордер коринфский. Первый орден развивался в основном на Пелопоннесе и в городах Великой Греции, второй — в основном на побережье Малой Азии, которое называлось Ионией.

Дорический ордер

Дорический орден отличается мужским величием, суровой простотой, монументальной торжественностью, силой и большой трезвостью в использовании декора. Колонна дорического ордера не имеет базы. Ствол колонны, стоящий непосредственно на верхней ступени. Приблизительно на 1/3 высоты ствол колонны имел припухлость. Дорическая капитель, состоящая из квадратной пластины с прямыми краями и круглой подушки с выпуклым криволинейным профилем, чрезвычайно проста и конструктивна. Антаблемент дорического ордера всегда состоял из трех элементов: архитрава, фриза и карниза. Архитрав представлял собой гладкую балку, поддерживаемую капителями колонн. Над архитравом фриз, состоявший из триглифов и метоп. Триглифы изображались как зачатки концов поперечных балок, а метопы часто были рельефными пластинами, закрывающими промежуток между триглифами. Карниз, расположенный над фризом, сильно выступающим вперед венцом, нависающий над нижними элементами антаблемента. Треугольная стена между горизонтальным карнизом и двумя наклонными краями скатов крыши получила название фронтона. Его поверхность украшали рельефы, прототипы дорических и ионических ордеров в деревянных постройках. На крыше по углам фронтонов ставили акротерий.

Ионический ордер

Ионический ордер отличается от дорического легкостью пропорций, изысканностью форм и широким использованием декора. Римский теоретик архитектуры Витрувий видел в ионическом ордене имитацию изысканной и украшенной женской красоты, в отличие от дорического ордена, который имитировал мужскую красоту.

Стройная ионическая колонна имела в основании изящно профилированное основание и сужалась кверху меньше, чем дорическая. Более глубокие флейты были разделены узкими дорожками, а у капителя было два изящных завитка. Перемычка ионного порядка состояла из трех слегка подвешенных друг к другу горизонтальных полос. Вместо триглифарного фриза ионические здания имеют непрерывный, часто рельефный растительный фриз.

Коринфский ордер

Близкий к ионическому коринфский ордер появился лишь во второй половине V в. до н.э. Коринфский ордер развился из ионического. Греки нечасто использовали коринфский ордер. Окончательно он сформировался только в последующий, римский, период. От ионического он отличался более вытянутыми пропорциями колонн и общей капители, украшенной орнаментом в виде листьев анкафа.

4 стр., 1616 слов

Храмы-памятники Москвы

... Вайнтрауб, М.Г. Карповой, В.В. Скопина (Святыни православной Москвы. Храмы Северного округа. М.,1997). Обратимся вначале к древнейшим московским храмам-памятникам. московский монастырь, собор Рождества Пресвятой Богородицы, придел ... революции связан чудом уцелевший и возрожденный к настоящему времени в Москве (ул. Поликарпова, 18) храм-памятник "русской скорби во имя Ватопедской иконы Божией матери, ...

Происхождение древнегреческого ордера

Он происходит от деревянной конструкции со столбами и балками, которая, согласно археологическим данным, на момент создания орденов играла важную роль среди элементов построек из дерева, сырцового кирпича или глины. Это хорошо видно на прототипах чертежей дорического и ионического ордеров деревянных построек. Например, триглифы представляют собой концы деревянных балок перекрытия, а метопы представляют плиты, покрывающие пространство между триглифами.

4. Античный храм

Архитектурный ордер, созданный древними греками на основе столбовой конструкции, лег в основу древних храмов.

По замыслу эллинов, боги могли не только находиться в природных стихиях, но и выбирать самые красивые места на земле. Поэтому в гомеровскую эпоху богам поклонялись в священных лесах, пещерах, где ставили алтари для принесения жертв. Позже, в архаический период, когда появились статуи богов, возникло суждение, что для этих статуй, как и для людей, необходимо жилище. Ведь греческие боги подобны людям. Так выглядел храм: жилище или дом бога, внутри которого находилась его статуя.

Первые «обители богов», которые практически не сохранились, были скромными, построенными из дерева и сырцовых кирпичей на каменном основании. С VII в. до н.э. для сооружения храмов стали использовать камень.

Храмы возводили на самых красивых и видных местах, обязательно связывая их с окружающей природой. В конце концов, боги — это люди с красивой внешностью и идеальной фигурой, и их жилище должно быть соответственно красивым и обязательно соразмерным человеческой фигуре.

В жизни древних греков храм имел огромное значение. Это был не просто центр поклонения божеству, но священное хранилище, сундук, банк, городской архив, убежище. Поэтому храм был важнейшим общественным зданием и возводился всем городом.

Греческий храм не был таким изолированным и был построен с восприятием внешнего мира. Последние собрались перед храмом, вход в который находился с востока.

В основе городской структуры храма лежал жилой дом мегаронного типа, в котором очаг был заменен статуей божества. Изначально это были простые постройки продольного прямоугольного плана с остроконечной крышей и небольшим внутренним пространством. Внутреннее пространство состояло из центральной части, или святилища, где находилась статуя божества, и передней — портика. Иногда в западной части храма было помещение для хранения даров.

Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным. В среднем нефе помещалась фигура бога.

В зависимости от расположения колонн храмы подразделялись на следующие типы:

1. «Храм в антах» представлял собой небольшое прямоугольное сооружение, вход в который обрамлялся выступами продольных стен – антами, между которыми становились одна – две колонны.

2. Если колонны обращены к одному из фасадов, такой храм назывался простилем.

3. Если колонны выходили на два противоположных фасада, то такой храм назывался амфипростилем.

4. Если колоннада окружала прямоугольное здание по всему периметру, то такой храм назывался периптером. Это самый распространенный классический тип греческого храма. На окраине количество колонн на боковом фасаде было вдвое больше, чем на главном фасаде, плюс одна колонна.

24 стр., 11819 слов

Путешествие по Афинам

... современные изделия. На улицах можно купить лучшие товары греческих и европейских фирм. Здесь путешественник найдет практически все, от одежды до ювелирных изделий. Выбрала эту тему: "Путешествие по Афинам", так ... окружая их кольцом толстых (до 7 м) каменных стен. Такое сооружение называлось "акрополь", что в переводе с греческого языка означало "верхний город". Через пять столетий ...

5. Храм с двойным рядом колонн назывался диптер.

6. Существовал также круглый храм — моноптеро, представлявший собой колоннаду, перекрытую конической крышей.

Греческие храмы не были одноцветными, а расписывались по определенной системе. Колонны и наличники остались светлыми, триглифы были покрыты синей краской, метопы и поле фронтонов — красной, на которых хорошо выделялись скульптурные украшения. Черным, желтым, темно – коричневым и позолотой подчеркивались более мелкие архитектурные украшения. Краски были растительного и минерального происхождения.

Античный храм – это прежде всего пластически ясное целое. В нем нет большого внутреннего пространства – архитектура столь же пластична и ясна, сколь ясен образ античной статуи. храм – это еще вполне реально воспринимаемое жилище бога в образе статуи. К этому жилищу приходили праздничные процессии, вокруг него разворачивалось само празднество, его внешний пластический облик был не менее, но даже более важен, чем его внутреннее пространство. Гармония и ясность его соотношений выступают в полном единстве с ясной и конкретно – чувственной наглядностью украшающих его скульптурных образов.

Типичным для VI–V вв. до н.э. храмом являлся периптер, т.е. храм, представляющий в плане удлиненный прямоугольник, окруженный со всех сторон колоннадой. Вся конструкция помещалась на каменном основании – стилобате. Она конструктивно и зрительно своим четко выраженным конструктивным ритмом поддерживала горизонтально расчлененный и тяжелый антаблемент.

Ярчайшим образчиком классического по своим пропорциям дорического храма является храм Зевса в Олимпии, построенный Либоном. Лучше же всех сохранился храм Посейдона в Пестуме, построенный примерно в то же время и являющийся также прекрасным образцом дорического стиля.

Для античного храма чрезвычайно характерна связь с окружающей архитектурой и природной средой.

Античный храм выступает как создание человека, построенное по его эстетическим законам, отличающим храм от естественных природных форм. Примитивностью античной техники можно объяснить то, что при сооружении храмов избегали больших работ по нивелировке, засыпке и т.д., а отсутствием больших городов можно объяснить то, что всякое здание выступало в непосредственной связи с пейзажем.

5. Афинский Акрополь

Святыней каждого города был Акрополь – верхний город, который служил крепостью и включал в себя первоначально лишь дворец царя, а позднее стал играть роль религиозного и культурного центра города.

Одним из высших достижений древнегреческой архитектуры является комплекс Акрополя в Афинах, восстановленный греками после изгнания персов в V в. до н.э. Это время называют «золотым веком» Афин и временем Перикла. С именем Перикла связан расцвет главного центра греческой культуры – Афин. Именно в Афинах начинается стремительный подъем экономики, развитие ремесла, культуры, торговли, укрепляется демократия. Результатом и символом этого взлета явился вновь созданный комплекс Акрополя. Его создателями были зодчие, работавшие под художественным руководством скульптора Фидия.

Акрополь в Афинах представляет собой естественную скалу, возвышающуюся на 150 метров над уровнем моря. Акрополь является композиционным центром города, расположенного у подножия. В планировочной композиции Акрополя нет симметрии.

11 стр., 5196 слов

Театр как вид искусства

... сокровенной сути той силы, что так властно влечет человека в театр, размышлял греческий комедиограф Аристофан. За что люди любят театр, за что так ценят его мастеров?.. Они любят ... контакте сцены и зрительного зала. Нет этого контакта — значит, нет и живущего по своим эстетическим закономерностям спектакля. Великая мука для актера выступать перед пустым залом, ...

Главное сооружение всего комплекса – дорический Парфенон, храм Афины Девы. Парфенон воспринимается с угла, так, что видны его главный и боковой фасады. Он богато украшен скульптурой и рельефами.

Акрополь был для Афин и святилищем, и укреплением, и общественным центром. С афинским Акрополем были наиболее пышные празднества.

В создании Акрополя в Афинах участвовали крупнейшие греческие архитекторы и художники того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл, Каллимах и многие другие. Руководил строительством всего ансамбля и создал важнейшие его скульптуры Фидий.

Главное сооружение Акрополя – храм богини Афины Девы Парфеноны, построенный архитекторами Иктином и Калликратомв 447 – 438 гг. до н.э. Видимо, древние архитекторы учли равновесие асимметричных архитектурных объемов и расположили Парфенон не прямо напротив Пропилей, а южнее. Поэтому фасад Парфенона воспринимается не с фасада, а с угла, так что видны юго-западная и северная стороны. Совершенные пропорции храма, прекрасная соразмерность всех его частей создают впечатление безупречной красоты. По своему плану Парфенон – дорический периптер размером 70 х 30 м, окруженный сорока шестью колоннами.

Внутри здание было разделено стеной на две неравные части. В главной целле на высоком постаменте стояла знаменитая статуя Афины Парфенос созданная Фидием из золота и слоновой кости. На голове Афины был шлем с изображением сфинкса и крылатых коней, на груди – эгида с маской Медузы Горгоны, у ног богини скульптор поместил громадного священного змея, на правой руке богиня держала двухметровую крылатую богиню Нику, а левой рукой – щит.

6. Театр

Древняя Греция была родиной не только демократии, но и европейского театра. Древнегреческий театр, собиравший тысячи зрителей, считался «школой для взрослых», школой гражданства, мужества, мудрости и играл в жизни грека огромную роль. Каждый гражданин полиса был обязан посещать театральные представления. Недаром Периклом был выпущен закон о денежной помощи неимущим гражданам для посещения театра.

Подарил это зрелищное искусство «бог винограда» Дионис. Именно с религиозными празднествами в честь этого ликующего бога весны, солнца и плодоносящей земли, покровителя виноделов связано зарождение в VI в. до н.э. театра.

Два раза в году древние греки устраивали в честь бога виноделия «страсти Диониса» – празднества, которые освобождали человека от мирских забот и уравнивали всех. В Афинах эти представления превратились в более праздничное действо, которое отмечалось весной в течение пяти дней и называлось Великие, или Городские, Дионисии. В 534 г. до нашей эры тиран Писистрат сделал культ Диониса государственным, чем снискал любовь и уважение народа.

Организовывал театральные представления представитель городских властей. Он назначал состоятельных граждан мецената, который оплачивал постановку пьес. Театральные представления продолжались несколько дней с утра и до темноты, и зритель успевал посмотреть три – четыре пьесы. Чтобы выдержать столь долгий спектакль, зрители приносили с собой из дома пищу, напитки и подушки на каменную скамью, чтобы было удобнее сидеть.

Еще во время сельских Дионисий земледельцы одевали козлиные шкуры и маски, подражая сатирам.

Так из хоровых песен козлоногих спутников Диониса возникли главные жанры греческого театрального искусства: трагедия и комедия. Слово «трагедия» в дословном переводе означает «песнь козлов». Комедия же родилась из песен веселых поселян, шествия которых во время Сельских Дионисий называлось комос. Позднее появился третий тип греческой драмы – «драма сатиров».

3 стр., 1468 слов

Туристско-рекреационный потенциал Греции

... В ней полно раскрываются туристско-рекреационный потенциал Греции. В данной работе раскрыты главные особенности греческой ... великолепие Парфенона дополняли скульптуры, выполненные величайшим ваятелем Древней Греции - Фидием. Скульптуры Парфеноны плохо ... на Акрополе появляются первые мраморные статуи («Мосхофор» (570 до н.э.)), ... зимой и жарким, сухим летом. Афины расположены в переходной зоне, ...

Трагедия, обычно рассказывая о богах и героях из мифов, поднимала вечные проблемы, например, о чести и доблести. Персонажи комедий были, как правило, обыкновенными людьми, ошибки которых высмеивались с выдумкой, весельем и грубоватыми шутками. В сатировской драме трагическая тема и трагические герои изображались комически, а хор был одет сатирами, которые представляли полулюдей – полузверей.

Театр состоял из трех основных частей: театрона, орхестры и скены.

Театрон – это зрительские скамьи, сооруженные на склоне холма и вмещавшие тысячи людей. Они разделялись проходами на секторы. На «входных билетах» – жетонах из свинца или обожженной глины – буквой указывался определенный сектор, где разрешалось занимать любое место. Знаменитые люди занимали специальные каменные сидения в первом ряду.

Другая часть театра – орхестра, представляла собой круглую площадку, на которой выступали актеры и хор. В центре орхестры находился алтарь. Выходил хор на орхестру через боковой проход. Акустика театра была такой хорошей, что слова, произнесенные шепотом на орхестре, были слышны на самых отдаленных скамьях театрона.

У края орхестры против мест зрителей возводилась скена – небольшое здание, где устанавливались декорации. Первоначально скена играла роль палатки, где переодевались актеры. Но позднее она стала играть роль архитектурного и декорационного фона. Из трех элементов театра скена была наиболее подвержена изменениям.

Убранство скены менялось в зависимости от типа пьесы. Для представления трагедии нужны были элементы дворцовой обстановки: колонны, фронтоны, статуи. в комедиях персонажи выступали в более простой среде, и декорации изображали частные дома с балконами и окнами с видами на окружающую местность. Сатировская драма требовала декораций с изображением видов природы: леса, гор, пещер.

Всемирную славу искусству греческого театра принесли Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан. Их влияние на последующую мировую литературу огромно. Поэты, драматурги, музыканты, художники всех эпох обращались к их бессмертным произведениям. Их творчество сыграло огромную роль в воспитании многих поколений.

ЭСХИЛ (525 – 456 гг. до н.э.) родился в Элнвсине, близ Афин в аристократической семье. 13 раз он был победителем драматических состязаний. Его пьесы получили право на повторные постановки. Эсхил ввел в трагедию второго актера и перевел внимание с хора на диалог актеров, увеличив число диалогов и действующих лиц. Он ввел роскошные костюмы, маски, контуры и сценические приспособления. Из восьмидесяти написанных им пьес до нас дошли только семь трагедий: «Просительницы», «Персы», «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей», «Агамемнон», «Хоэфоры», и «Эвмениды».

СОФОКЛ (496 – 406 гг. до н.э.) – современник и друг Перикла, родился в предместье Афин в богатой семье. Расцвет его творчества приходится на время наивысшего культурного и экономического подъема Афин. В 468 г. до н.э. в состязаниях трагических поэтов он смел, победить великого Эсхила. Он ввел третьего актера и сократил объем партий хора. Софокл написал около123 драм. Самые известные его трагедии – «Царь Эпид» и «Антигона».

12 стр., 5805 слов

Достопримечательности Греции

... Родос, Кос. Большинство музеев Греции имеет богатые коллекции античных экспонатов. Среди наиболее известных - национальный археологический музей, Византийский музей. Музей Акрополиса в Афинах. Старый Археологический музей в Олимпии имеет ... входа стоит два столба. Фриз вверху над стенами украшали скульптуры и рельефы. Внутри находилась статуя богини Ники в своей традиционной одежде воина, в шлеме, ...

ЕВРИПИД (ок. 484 – 405 гг. до н.э.) – третий мастер древнегреческой трагедии, родился в состоятельной и знатной семье на острове Саламине. На состязании трагиков он одержал четыре победы, а пятую ему присудили посмертно. Им было написано 92 произведения. Лучшая из дошедших трагедий – «Медея».

АРИСТОФАН (445 – 385 гг. до н.э.) – «отец комедии», жил в Афинах и прославился замечательными комедиями, которые высмеивали уродливые стороны жизни человека. Из 40 написанных комедий до нас дошли 11: «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир», «Птицы», «Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лягушки», «Женщины в народном собрании» и «Богатство». Остроумные комедии Аристофана, затрагивая важнейшие вопросы о войне и мире, о нечестных политиках, о неравенстве, очищали и воспитывали смехом афинское общество.

7. Скульптура

Особое место в древнегреческой культуре занимает скульптура – искусство ваяния и пластики, пронизанное восхищением физической красотой и мудрым устройством человека. По мнению древних, в Афинах было больше статуй, чем жителей. Скульптура украшала храмы богов и жилища людей, увековечивала память людей и отмечала могилы. Кроме традиционных статуй богов на площадях ставили статуи победителям Олимпийских игр и выдающимся гражданам. Главная тема древнегреческой скульптуры – прекрасный, могущественный и гармоничный человек.

Любимым материалом древнегреческих скульпторов были камень и бронза, иногда использовалась смешанная техника, Готовые каменные статуи раскрашивались. Одежду красили в яркие цвета, а волосы – в золотистый цвет. Глаза для статуй изготовляли из цветного камня, стекла или слоновой кости. К сожалению греческая скульптура почти не сохранилась. До нас дошли либо обломки и фрагменты, либо римские копии.

Первые образцы греческой скульптуры появились в АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VII–VI вв. до н.э.).

Это архаические статуи обнаженных стройных юношей и задрапированные статуи девушек. Еще не освободившись от власти камня, они сдержаны в движениях: плотно прижаты к телу руки, сделан упор на две ноги. В этих статуях создается обобщенный образ «архаического» человека, всегда молодого и спокойного, с так называемой «архаической» улыбкой чуть приподнятых уголков губ.

В КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V–IV вв. до н.э.) в скульптуре ценится классическая красота идеальных героев. В это время в скульптуре применять прием контрпоста – изгиб вертикальной оси тела.

Высшие достижения греческой скульптуры V–IV вв. до н.э. связаны с именами Мирона, Поликлета и Фидия.

МИРОН (500 – 440 гг. до н.э.).

Его статуи атлетов отличались композиционной продуманностью, динамикой и свободным движением. В римской копии бронзовой статуи Мирона «Дискобол» показано стремительное движение. Эти же задачи ставились скульптором в бронзовой группе «Афина и Марсий», стоявшей на афинском Акрополе.

ПОЛИКЛЕТ (около 480 г. – конец V в. до н.э.) – агросский скульптор, младший современник Фидия, был «творцом чисто формальных пластических ценностей». Поликлет определял пропорции человеческой фигуры, исходя из ее высоты. Например, голова равнялась одной восьмой высоты, ступня – одной шестой, лицо и кисть руки – одной десятой. Эти идеи были практически реализованы в скульптурах «Дорифор», «Диадумен», «Раненная амазонка».

ФИДИЙ (начало V в. до н.э. – около 432 – 431 гг. до н.э.) – снискал славу величайшего мастера. Он был мастером рельефа и круглой скульптуры. Его наиболее известные работы – это рельефы Парфенона в Афинах и храма Зевса в Олимпии, скульптуры Афины Парфенос из золота и слоновой кости на деревянной основе и Афины Промахос из бронзы. Но самым известным произведением Фидия была колоссальная статуя Зевса в Олимпии. Его произведения привлекают подлинно эпической силой и жизнеутверждающим гуманизмом. В них с необычайной выразительностью звучит характерная для его эпохи мысль о величии человека – гражданина, в котором ограниченно сочетаются физическая красота тела и нравственная чистота и доблесть.

ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (IV–I вв. до н.э.) связана с именем великого полководца Александра Македонского, девизом которого были слова: «Эллину должен уподобиться каждый из варваров».

Эллинистическая культура продолжила греческие традиции. Новые города строились по планировке, разработанной еще в V в. до н.э. Гипподамом Милетским с широкими прямыми улицами, пересекающимися под прямым углом. Город разделялся на четыре квартала двумя магистралями.

Архитектура и скульптура этого периода отличалась грандиозными размерами. В архитектурный ансамбль острова Родос входило около 100 статуй коллосальных размеров. Самая знаменитая из них – позолоченная бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, сделанная учеником Лисиппа Харесом. «Колосса Родосского» также причисляли к чудесам Древнего мира.

К грандиозности тяготел и алтарь Зевса, построенный на акрополе Пергама – столицы небольшого эллинистического государства в Малой Азии.

В скульптуре эллинистического периода отразились и новые веяния эпохи: интерес к острым, драматическим сюжетам, любопытство к житейским подробностям и разнообразию повседневности. Если скульпторы классической эпохи изображали человека в период его расцвета, то в эпоху эллинизма стали появляться темы старости и детства, скорби и даже смерти. Это можно увидеть в скульптурах «Лаокоон» Агесандра, Полидора Афинодора, «Кулачный боец», «Умирающий галл».

К шедеврам эллинизма относится одно из самых выдающихся памятников скульптуры античности, выполненные во I. до н.э. Это «Венера Милосская» мраморная статуя богини любви Афродиты, которую отличают человечность, душевная теплота, совершенство и которой посвящено множество произведений. Ее автором считается Агесандр из Антиохии.

8. Живопись

Такой же прекрасной и жизнеутверждающей, как архитектура и скульптура, была живопись древней Эллады, о развитии которой можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас вазы начиная с XI–X вв. до н.э.

Если в ранних произведениях гончарного ремесла чувствуется преемственность традиций микенской керамики, то уже в IX–VIII вв. до н.э. в вазописи складывается геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно – геометрический орнамент из узоров – знаков в виде квадратов, треугольников и концентрических окружностей на простых, строгих, монументальных сосудах: амфорах, кратерах. Появляется излюбленный греческий орнамент – меандр – узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии. Геометрический орнамент располагался горизонтальными полосками и, видимо, имел скрытый магический смысл. Позже, в VII в. до н.э., в абстрактный узор включают условные, плоские, стилизованные изображения фигурок животных и людей, которые становятся персонажами различных сцен со строгой, продуманной композицией.

В конце VII в. – начале VI в. до н.э. древнегреческие вазы стали украшать узором, ориентированным на искусство Древнего Востока. Этот стиль получил название «ориентализирующий», или «ковровый», когда все поле сосуда покрывается орнаментом. Появляются изображения сюжетно – повествовательных сцен и фантастических животных. Центрами ковровой росписи ваз в восточном стиле были Родос и Коринф.

К началу VI в. до н.э. монументальные вазы, служившие надгробиями, сменяются более мелкой керамикой. К этому времени складываются определенные типы сосудов, форма и размер которых определялись единством красоты и практической целесообразности.

Так, узкогорлая вытянутая амфора с двумя удобными для переноса ручками предназначались для хранения оливкового масла или вина. Пелика также служила для хранения вина и масла.

Гидрия, имеющая устойчивое основание и три ручки, предназначались для переноса и разлива воды.

Иногда смесь вина и воды переливались из кратера в кувшин, который назывался ойнохоя, или ольпа, а из него потом разливали в бокалы.

Пили вино из килика, который имел тонкую, удобную для обхвата рукой ножку и две ручки. Для питья использовали также скифос. Он имел большие ручки, чтобы те, кто возлежал на ложах, могли легко удерживать их.

Черпали вино из кратера киафом, который имел изящную высокую ручку.

Одну ручку имел и маленький лекиф, в котором хранили благовония и украшения, а коробочка для женских туалетных принадлежностей называлась пиксидой.

Гончарное искусство, создающее художественные изделия из глины, или керамика, высоко ценилось в Древней Греции, а гончары и вазописцы пользовались уважением и почетом. Об этом свидетельствуют авторские подписи на вазах. А название одного из кварталов Афин – Керамик – превратилось в название изделий из обожженной глины.

Во второй половине VI в. до н.э. центр вазописи переместился в Афины, где особой популярностью пользовались сосуды чернофигурного стиля. Многофигурные композиции этого стиля представляли собой сцены из жизни богов, героев и простых смертных. Чернофигурная роспись отличается декоративностью и силуэтностью. Сначала художник процарапывал контуры фигур, затем заливал их черным лаком. Черный, как бы «негативный» рисунок прекрасно выделялся на глиняном желтым, оранжевом и розоватом фоне. В Афинах существовали целые мастеркие с талантливыми мастерами. Один из них Экзекий – автор известных ваз: амфоры с изображением Ахила и Аякса, играющих в кости; килика из Вульчи с изображением Диониса в ладье и других. Шедевром чернофигурной керамики считается ваза «Франсуа», на которой пятью поясами изображены мифологические сцены: торжественное шествие богов на свадьбу царя Пелея и морской нимфы Фетиды, битвы, гибель Ахила, охота на вепря.

Около 530 г. до н.э. афинские мастера создали более совершенный краснофигурный стиль росписи керамики, который вскоре вытеснил чернофигурную технику. На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывали, а прорисовывали тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных, строить сложные повороты и ракурсы, увеличить количество сюжетов в росписи ваз. Лучшими мастерами этой техники были Евфроний, Эвтимид, Бриг и Дурис.

9. Музыка и лирическая поэзия

К сожалению, мы не знаем, как звучала древнегреческая музыка. Но благодаря изобразительному искусству, а именно: скульптуре и рисункам на вазах, мы представляем, как выглядели музыкальные инструменты в Древней Греции.

ЛИРА, пожалуй, была самым любимым инструментом древних греков. Сегодня ее изображение принято считать эмблемой музыки. По легенде, лира была изобретена богом Гермесом. Он сделал этот щипковый инструмент из панциря черепахи и рогов, семи жил и шкур похищенных коров. Аполлон уступил Гермесу за лиру пятьдесят коров, хитростью похищенных им же у Аполлона.

КИФАРА – этот щипковый инструмент является более сложным вариантом лиры. На кифаре обычно играли виртуозы на музыкальных конкурсах и праздниках. Первоначально кифара имела четыре струны, затем число струн достигло семи, а позже их стало восемнадцать.

АРФА также относится к щипковым инструментам, известным в древности.

АВЛОС, или ДВОЙНАЯ ДУДКА – древний духовой инструмент с двойной тростью. Авлос представлял собой две отдельные дудки с камышовыми загубниками. Музыканты играли на двух дудках сразу.

СВИРИНГА, или СВИРЕЛЬ – это духовой инструмент типа одноствольных или двуствольных флейт. В литературе свирелью часто называют многоствольную флейту Пана. Она состоит из набора закрытых с одного торца и различных по длине трубочек, сделанных из ствола камыша, тростника или бамбука. Каждая трубочка издает только один звук, высота которого зависит от ее длины и диаметра.

ТИМПАН – ударный инструмент.

Древнегреческая музыка была тесно связана с литературой, особенно с лирической поэзией.

Лирическая поэзия, пришедшая на смену величественному эпосу, выражала индивидуальный мир отдельной личности. Поэзия, как и музыка, была важным воспитательным средством.

В Древней Греции стихи читали на распев под музыкальный аккомпанемент лиры или флейты. Слово «лирика» произошло от названия любимого музыкального инструмента греков – лиры.

Начиная с VII в. до н.э. в греческой лирике складываются жанры: песенный (мелика), ямбический, хоровой, элегия. И хотя лирика греков почти целиком пропала, из глубины веков до нас дошли имена Архилоха, Сапфо, Алкея, Анакреонта, Пиндара, которые воспевали любовь и дружбу, мужество и патриотизм, мудрость и благородство.

Родиной мелической лирики был остров Лесбос с главным городом Митиленой. Здесь возникли музыкально – поэтические студии, куда приезжали учиться из других городов Греции. Одну из таких студий возглавляла прекрасная собой, одаренная поэтесса Сапфо (VII–VI вв. до н.э.), которую окружали восторженные ученицы и поклонники ее таланта.

Алкей (VII–VI вв. до н.э.) – современник Сапфо, был тоже родом из Лесбоса. Он также писал в жанре мелики, воспевая пиршественную чашу и любовь к родине. Политическая борьба часто занимала мысль поэта, который был изгнан из Лесбоса одновременно с Сапфо.

Огромное влияние на мировую лирику оказал поэт, писавший в жанре мелики, Анакреонт (559 – 478 гг. до н.э.).

Его считают певцом чувственной любви, беззаботного веселья, радостей жизни и вместе с тем вздохов бренности жизни.

Представителем хоровой лирики был поэт Алкман (середина VII в. до н.э.).

Его второй родиной стала Спарта. Алкман был руководителем певческой школы девушек, и основу его творчества составляют стихи для хоровых песнопений – так называемые парфенеи, или парфении.

Жанр торжественной хоровой лирики и од, представляет Пиндар (521 – 441 гг. до н.э.).

Его лирические произведения были разнообразны, но дошли до нас полностью только 45 похвальных гимнов в честь победителей конных соревнований.

Е VII в. до н.э. распространенным жанром лирики становится ямб. Этот энергичный размер стиха, дающий возможность выразить трезвую, иногда насмешливую мысль, впоследствии станет любимым метром русской поэзии. Отцом ямбической поэзии считается Архилох (VII в. до н.э.), родившийся на острове Парос. Его стихи чужды нежности и очарования, но в них чувствуется искренность, твердость духа, спокойного признания силы обстоятельств. Писал Архилох и элегии.

Элегии исполнялись под флейту еще в VI в. до н.э. Но особенно любимым этот жанр стал в эпоху эллинизма. Спокойный ритм и простой язык элегии позволяет выразить серьезные мысли, рассуждения и мораль. В этом жанре писал известный законодатель Афин Солон (начало VI в. до н.э.) и недовольный миром поэт – скептик Феогнид (VI в. до н.э.).

По простоте и сжатости языка была близка элегии и эпиграмма – коротенькое стихотворение, относящееся к какому-нибудь человеку, обстоятельству или предмету. Среди эпиграмм были надгробные, философские, эротические. Эпиграммы писали поэт – буколик Феокрит (род. в III в. до н.э.), философ – идеалист Платон (427 – 347 гг. до н.э.), поэт – ученый Каллимах (310 – 240 гг. до н.э.).

Заключение

Я выбрал эту тему, потому что мне очень хотелось узнать какая культура была в этом государстве. Я читал древнегреческие мифы и легенды, и они мне очень понравились, особенно понравились описания храмов, домов и других построек. Также я читал об известных личностях этого государства. И мне очень хотелось узнать какие раньше были люди, как одевались, как выглядели, как жили и как выглядели их боги.

Древние греки были жизнерадостные и жизнелюбивые. Они очень много трудились на благо своей государства. Они были патриотами своего государства, об этом говорит то, что было написано очень много патриотических песен и гимнов. Также греки были очень мудрым народом, потому что им было все интересно, они постоянно думали, что такое небо, откуда оно взялось, почему нельзя остановить время и так далее. Они хотели знать все. Они даже создали свою собственную культуру. Аналогов этой культуры не было нигде в мире. В Древней Греции было очень много талантливых людей. Кто-то из них мог сочинять стихи, оды, гимны, эпиграммы, кто-то мог делать скульптуры, кто-то мог нарисовать чертеж храма, кто-то играл на музыкальных инструментах. В Греции было очень много людей, которые вошли в историю, например: Фидий, Гомер, Эзоп, Сапфо и др. Они очень хорошо строили дома и храмы. У них получались очень красивые скульптуры и керамические изделия. Древние греки были очень храбрыми войнами. Они защищали свое государство, стоя насмерть, это подтверждает написанная Гомером поэма «Илиада».

Греция – это такое государство, аналогов которого нет, не было и не будет.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/tip-i-psihologicheskie-izmereniya-kulturyi-gretsii-2/

1. А.М. Вачьянц. Мировая художественная культура. М.: Айрис пресс, 2004.

2. Л.Д. Любимов. Искусство Древнего мира. М.: Просвещение, 1980.

3. Н.А. Дмитриева. Краткая история искусств. М.: Просвещение, 1986.

4. Н.В. Мирецкая, Е.В. Мирецкая. Уроки античной культуры. Обнинск: Титул, 1996.

5. П.П. Гнедич. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1996.