Кавказ с каждым годом привлекает все больше путешественников из разных уголков мира. Армения наиболее популярна в мировом туризме из кавказских стран. Этот регион особенно интересен своим разнообразным и богатым культурным и природным наследием. Вся Армения — это музей великолепных строительных навыков на открытом воздухе, а именно ремесел, а не архитектуры. Армянская архитектура христианская, европейская, но, опять же, похожа только на себя. В этом уникальность страны под названием Армения, уникальность армянской истории, культуры и судьбы.
Девять историко-культурных и природных объектов на территории Армении были особо высоко оценены и внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО: Монастырский ансамбль Ахпат, Монастырь Гегард и верховья реки Азат, Соборы и церкви Эчмиадзина, Монастырь Санаин, Звартноц, храм Гарни.
Цель этого курса — представить армянскую культуру во всей полноте и разнообразии, сформировать у студентов целостное понимание исторического и культурного наследия Армении как основного ресурса для развития пешего туризма.
Познакомить студентов с культурой армянского народа, способствовать уважению к архитектуре, истории, культуре, способствовать расширению знаний туристов на этой территории.
Цель работы позволяет сформулировать следующие задачи:
Актуальностью данной курсовой является интерес к изучению объектов всемирного наследия человечества. В настоящее время большое внимание уделяется познавательным экскурсиям, в связи с чем данная экскурсия поможет развить интерес к культуре.
Предметом данной курсовой работы является наследие ЮНЕСКО в Республике Армения. Объектом исследования являются объекты всемирного наследия человечества и их использование в туристических тропах.
Для решения поставленных задач была изучена учебная литература, данные из Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также периодические издания.
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе объясняется термин «наследие ЮНЕСКО», достопримечательности и их использование в экскурсиях. Во второй главе описан контрольный текст, в котором изучаются объекты ЮНЕСКО в Армении.
1.1 Международная организация ЮНЕСКО
ЮНЕСКО (UNESCO) — международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры. Чтобы предотвратить новую мировую войну и возможные локальные конфликты, ЮНЕСКО знакомит людей из разных стран с культурой других. Показывая отличия, выделяются положительные стороны каждого народа. Таким образом, в попытке сохранить разнообразие культурных форм организация объединяет разные народы. С этой целью наиболее ценные культурные и природные памятники каждой страны включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Роль и значение Всемирной туристской организации (WTO)
Целью курсовой работы «Роль и значение Международной Туристской Организации (WTO)» является: рассмотрение и изучение Всемирной туристской организации. Согласно п.1 ст.3 Устава, основной целью ВТО является «содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, ...
ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ — выдающиеся памятники культуры и природы, признанные достоянием всего человечества, которые необходимо надежно сохранить в неизменном и нетронутом состоянии для передачи будущим поколениям.
Выделяются памятники по нескольким критериям, которые различают памятники нематериальной (песни, танцы, обряды) и материальной культуры (замки, дворцы, церкви), природы (острова, леса, озера).
Мировое наследие, сформированное этими памятниками, признано универсальной ценностью и охраняется международным сообществом. От этого выигрывают государства, на территории которых расположены памятники ЮНЕСКО. Получены средства на охрану, восстановление, развитие, привлекаются туристы.
В 1972 г. на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО принята Конвенция «Об охране Всемирного культурного и природного наследия». Конвенция провозглашает всеобщую (интернациональную) ответственность за сохранение глобально значимых культурных и природных объектов, независимо от того, в каком районе мира они располагаются. Конечно, страна-участник Конвенции несет особую ответственность за сохранение и поддержание таких объектов.
С 1978 ведется и публикуется Список Всемирного наследия, куда включаются: а) достопримечательные культурные объекты (Всемирное культурное наследие); б) природные феномены (Всемирное природное наследие); в) культурно-природные объекты, ценные с обеих точек зрения (Всемирное культурно-природное наследие).
Объект может быть занесен в Список только при условии, если он обладает исключительной – «выдающейся универсальной» – ценностью, для определения которой разработана система из 10 критериев (объект должен полностью удовлетворять, хотя бы одному из них).
Важное значение имеет подлинность (аутентичность) и целостность культурного или природного объекта.
По состоянию на 01.10.2010, всего в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО числилось 911 объектов, включая 704 – культурных, 180 – природных и 27 – культурно-природных. Они располагаются в разных регионах мира, на территории 151 государства [25].
Армения также не осталась в стороне. ВсписокВсемирного НаследияЮНЕСКО внесены 9 историко-культурных и природных объектов на территории Армении:
Объекты ЮНЕСКО являются самыми посещаемыми местами туристами, т. к. они показывают всю полноту картины прошлых веков. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО в Армении — гордость всего армянского народа.
Экскурсия позволяет расширить знания в определенной области, а также способствует развитию туризма в регионе. O С помощью новых пешеходных маршрутов можно повысить важность регионов в развитии туристической индустрии. Чем больше в регионе туристических ресурсов, подходящих для пеших прогулок, тем больше у него возможностей для привлечения туристов, то есть туристов.
Оценка транспортной доступности включает характеристику по следующим показателям: удаленность от центра, плотность дорог, качество дорог, время в пути, количество транспортных средств, доступных для посещения местности.
Достопримечательности армении
... горный ландшафт 12.5. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО на территории Армении В список всемирного наследия внесены 5 историко-культурных и природных объектов на территории Армении: Монастырский ансамбль Ахпат; ... 12.4. Достопримечательности Армении Армения — страна богатая памятниками культуры и природы, из-за чего её называют «музеем под открытым небо» [96] . В Армении насчитывается ...
Развитие туризма дает возможность сохранять и рационально использовать историко-культурное наследие и природный потенциал региона.
Говоря о перспективах использования исторического, культурного и туристического потенциала Армении, необходимо, прежде всего, предложить несколько вариантов новых пешеходных маршрутов. Многие малые города Армении очень популярны своими уникальными объектами, но не так часто посещаются экскурсантами, как этого хотелось бы. Поэтому разработка маршрута позволила бы включить в активное использование экскурсионный потенциал таких малых городов как Гарни, Гюмри, Эчмиадзин и др.
Важным фактором, который нужно учесть при разработке маршрута — это его тематическое комбинирование (архитектурная, литературная, природоведческая и другие тематики).
Каждый объект можно отнести к разным видам экскурсии.
Например, такие объекты, как река Азат и монастырь Гегард, могут быть включены в маршрут похода на природу. А церковный комплекс Эчмиадзина можно отнести к паломническим или архитектурным экскурсиям.
Немаловажным фактором является правильная разработка маршрута, его тематическое сочетание и, конечно же, интерес, который поможет правильно преподнести экскурсию к удовлетворению группы туристов.
Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешность развития туризма в стране. Особое значение приобретает проблема изучения и сохранения наследия армянского народа. В настоящее время по стране разрабатывается большое количество разнообразных маршрутов, где каждый турист сможет найти то, что любит эму.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Утверждаю
_______________________
руководитель организации
__________ И. О. Фамилия
подпись
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ
ЭКСКУРСИИ НА ТЕМУ «ОБЪЕКТЫ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО В АРМЕНИИ »
МИНСК 2011
Толпы народов собираются со всех концов земной планеты лишь для того, чтобы на миг взглянуть на древнейшую землю народа; народа, который с гордостью называет себя «Армяне»; землю, где остановился Ноев ковчег, были возведены одни из древнейших Храмов в мире; первое государство в мире, принявшее Христианство как официальную религию. Армения — одна из древнейших государств мира, а армянский народ — один из древнейших народов, который независимо от множества гонений, репрессий и геноцидов сумел выжить, сохранить свою самобытность, язык, письменность, веру, многовековую историю, культуру и традиции. Армянский народ — один из малых народов, который, несмотря на свою малочисленность, подарил миру большое количество талантливых людей, сыгравших огромную роль в науке, спорте, истории, искусстве и, конечно же, в мировой культуре.
«Великая Армения- страна большая;
начинается она у города Арзинга.
В Великой Армении, скажу вам еще,
на высокой горе — Ноев ковчег»
— Марко Поло, XIII век
Армения также пожертвовала множество объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, будучи таким маленьким государством. ВсписокВсемирного НаследияЮНЕСКО внесены 9 историко-культурных и природных объектов на территории Армении:
Разработка тура по объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО в России
... северо-западном регионе России. 3. Разработать тур по объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО на территории северо-западного региона России. Для разработки тура будет исследован туристский потенциал Северо-западного региона России, проанализированы туристские ресурсы — ведь ...
ЮНЕСКО играет ведущую роль в координации и стандартизации мировой культурной и туристической деятельности. Объекты всемирного наследия играют важную роль в развитии туризма в стране. Памятники истории, культуры и природы — национальное достояние страны. Целый ряд мероприятий посвящается проблемам сохранения материального и нематериального культурного наследия, культурного разнообразия,
развитию международного диалога, роли культуры в регионе, и стране в целом.
Армянская культура своими корнями восходит к глубокой древности. На территории Армении неоднократно находились статуэтки, фигурки, украшения, поделки, датируемые II—I тысячелетиями до н. э. К началу-середине I тысячелетия до н. э. формируетсяармянская мифология, которая заняла исключительную роль в формировании армянской культуры, и сVI века до н. э.начинается развитие языческой архитектуры. Свое влияние на культуру оказало владычествомакедоняни наставшая вслед за нимэпоха эллинизма(323 год до н. э.—30 год н. э.).
Армения — страна, богатая культурными и природными памятниками: здесь более 4 тысяч уникальных памятников. Среди них памятники дохристианской эпохи: руины урартских Эребуни, Тейшебаини, древние армянские столицы Армавир, Арташат, языческий храм Гарния и другие. [2, стр. 15-23]
Особенно богата Армения христианскими памятниками. Это Вагаршапатский собор, монастыри Нораванк, Гегард, Хор Вирап, Гошаванк, Севанаванк, руины древней церкви Звартноц, кладбище хачкаров в Норадузее и многие другие. Среди природных памятников можно отметить единственное озеро Севан, водопад Джермук, озера Парз Личи Кари, Хндзореские скалы, а также самый красивый и разнообразный горный ландшафт страны.
В Список всемирного наследия ЮНЕСКО вошли только 9 из них. Основная цель внесения этих объектов в список ЮНЕСКО — их защита и охрана, как мирового богатства человечества. Объект всемирного наследия Армении известен во всем мире, и в этом курсе я постараюсь познакомить студентов с его культурой и архитектурой.
Интерес человека к познанию прошлого очень велик. Памятники архитектуры всегда занимали почетное место среди исторических материалов, в которых каждый, любящий старину может не только найти ответы на интересующие его исторические вопросы, но и почерпнуть много полезного для сегодняшнего дня.
Экскурсия по объектам всемирного наследия ЮНЕСКО в Армении предлагает уникальную возможность для всех посетить места древней истории и архитектуры. Эта экскурсия поможет привлечь больше туристов для посещения небольших городов, где находятся эти объекты. Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО привлекают миллионы туристов со всего мира, открывая новые пешеходные маршруты.
Этот тур предназначен для людей, интересующихся многовековой историей и древней архитектурой.
Особую ценность и значение для экскурсии представляют объекты наследия ЮНЕСКО. Эти объекты создали исключительные условия для создания познавательного туризма в стране.
Реализация историко-культурных проектов будет способствовать развитию познавательного туризма и мероприятий. А еще один не менее важный фактор то, что новые проекты позволят заметно оживить приток туристов
Ахпат — действующий монастырь в одноименном селе Ахпат на севере Армении, в 10 км от города Алаверди . Деревня Ахпат в старину называлась Срблис (Сурб Луйс — Святой Свет), потому что солнце вставало из-за соседней горы и омывало светом соседние деревеня. После строительства монастыря Ахпат село было переименовано, и местные жители окрестили близлежащую гору именем Срблис. О возникновении названия Ахпат ходит много легенд. По одной из них, князь Санаин пригласил известного мастера построить монастырь. Мастер этот пришел в Санаин вместе с сыном. Во время постройке стены между отцом и сыном возник спор. Рассорившись с отцом, сын бросил работу и удалился. По дороге другой князь нанял его для строительства своего монастыря. Когда стены, воздвигнутые его сыном, были подняты так, чтобы их мог видеть Санаин, рабочие сообщили об этом старому хозяину. В свободный день он пришел на стройку сына, подошел к недостроенной монастырской стене и долго смотрел на нее. Все молча ждали оценки старого мастера. Наконец он, толкнув ногой камень в кладке, сказал: «Ах пат!» (добрая стена).
Туризм в Республике Армения
... для широкомасштабного развития рекреационной отрасли республики. Туристская инфраструктура страны Транспорт Армении Движение в Армении - правостороннее (руль слева). Транспортная сеть включает железные дороги ... мощности 30-100 см и сохраняется продолжительное время. Географическое расположение Армении , её ландшафтное разнообразие, благоприятные природно-климатические условия, минеральные воды, ...
Тут отец и сын бросились друг другу в объятия и помирились. А за монастырем осталось название Ахпат. [6, стр. 45]
Монастырь Ахпат — важный городской памятник средневековой Армении, отличается единством и компактностью асимметричного расположения, красивым силуэтом на горной местности. Монастырский комплекс Ахпат — одно из выдающихся произведений средневековой Армении, художественная ценность которого выходит за рамки национальной культуры.
Монастыри Ахпат и Санаин были включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году.
Монастырь расположен на небольшом плато, окруженном ущельями. Основан в976 годуприАшоте III Милостивом. В основании монастыря значительную роль сыграла царица Хосровануш. В X—XIII вв. был одним из центров духовной культуры Армении, крупным монастырским владением, имевшим обширные земельные угодья. Со 2-й половины XII в. Ахпат становится духовно-религиозным центромТашир-Дзорагетского (Лорийского) царства. Гробница королевской семьи Лори Багратидов — Кюрикидов — была перенесена сюда из близлежащего Санаина. В 1081 г. в Ахпате был рукоположен в католикоса армянского епископ Анийский и Ширакский Барсег, что свидетельствует о всеармянском важном значении монастыря. С конца XI в. Ташир-Дзорагет, как и вся Армения, подвергается набегамтурок-сельджуков, в 1105 г. монастыри Ахпат и Санаин были разграблены Эмиром Кзылом, а в1118 годуцарство пало. Территория Ташир-Дзорагета была освобождена сельджуками и присоединена к Грузии Давидом Строителем. Образование Ташир-Дзорагетского царства Кюрикидов в 979 году и повышенное внимание к Ахпату со стороны различных правителей Армении и их вассалов способствовали строительству многочисленных религиозных и гражданских сооружений. Здесь изучали гуманитарные науки, медицину, занимались живописью, в основном миниатюрой.
В течение трех веков в монастыре были возведены различные церкви и часовни, притворы, усыпальницы, колокольни, здание Академии, книгохранилища, трапезные, галереи, мосты и другие монументальные сооружения, не считая многочисленных жилых и обслуживающих зданий. Со 2-й половины XII в. Ахпат принадлежал армянскому княжескому роду Арцруни, затем Закарянам. В XV—XVII вв. влияние рода Закарянов ослабляется, отныне в монастыре пребывали владыки («парон-теры»), совмещавшие княжескую, а также духовную власть. На протяжении XVII—XVIII вв. по причине частых нападенийлезгинпредстоятели Ахпата вынужденно находились вТифлисе. Во второй половине XVIII в. несколько лет в монастыре жил знаменитый поэтСаят-Нова. В позднем средневековье части Армянской церкви на территории Грузии, Имеретии, Абхазии, Борчалуй Касаха, а также Санаина подчинялись архиепископу Ахпату. В 1822—1826 гг. из-за обострения русско-иранских отношений изЭчмиадзинав Ахпат переехал КатоликосЕпрем I. После присоединенияВосточной Армениик России монастырь стал духовным центромСомхита(Борчалу) и Касаха с обширными угодьями, деревнями и т.д.. В начале XX столетия Ахпат опустел лишаясь большей части своих владений. Вновь открытый при католикосе Вазгене I, сейчас это действующий монастырь. [7, стр. 132]
Этнокультурные особенности Армении
... Армения. Цель работы -, Предмет исследования 1) Подбор научной и научно-исследовательской литературы. 2) Рассмотрение основных этапов развития этногенеза армян. 3) Исследование их материальной и духовной культуры. ... язык, постепенно очищавшийся от отживших структурных форм грабара, равно как и от особенностей местных народных говоров. Этот язык, получивший название ашхарабар (светский язык), ...
Церковь Сурб Ншан (Св. Знамения, 972—991, 1016) с притвором (1185, 1209), древнейшая сохранившаяся постройка монастыря, основана царицей Хосровануш, женой царяАшота III Багратуни. Считается, что руководителем строительства церкви Сурб Ншан был архитектор Трдат. Интерьер храма представляет собой величественный купольный зал. Сохранились фрагменты росписи начала XIII в. в алтаре, росписи содержат армянские и грузинские надписи. На восточном фасаде помещено скульптурное изображение сыновей Ашота —Смбатаи Кюрике (Гургена), держащих в руках модель храма. В 1313 г. была создана по указанию видного политического деятеля, парона Садуна роспись северной стены. Тогда же на южной стене был исполнен портрет сына Садуна Хутлубуги. В преддверии церкви Сурб Ншан находитсяжаматун(притвор), построенный в 1185 г. и служивший усыпальницей Кюрикянов. В 1223 г. монастырский комплекс Ахпата по приказуИванэ Захарянабыл обнесён крепостными стенами с башнями. В него вошли:
Аркады, самые значительные по площади здания Ахпата, являются своеобразными памятниками средневековой армянской архитектуры. Они служили местом для проведения утренних и вечерних религиозных служб; в них остались прихожане, которые не смогли приспособиться к церкви. Здесь же производились захоронения выдающихся деятелей и знати. В силу своего назначения аркады жаматун обязательно присоединялись к церквям. По своему типу строились и жаматуны, расположенные отдельно, а иногда и рядом с церковью. В этом случае жаматун, наряду с обычной функцией аркад, служил местом собраний, советов светских и духовных властей княжества.
В XI—XV вв. широкую известность в Армении приобрелискрипторийи школа, основанные в Ахпате в X в. первым настоятелем монастыря — известным переписчиком вардапетом Симеоном. Выдающиеся деятели армянской науки и культурыОваннес Саркаваг (Имастасер),Самуел Анеци,Еремия Андзревик,Давид Кобайреци,Ованес Ерзнкации др. преподавали здесьграмматику,риторику,философию,богословие,музыкуи проч. В монастыре не только создавались рукописи, но и реставрировались, выполнялись текстовые работы, в частности, изучались Псалмы и «Таинственные вести и учения» Кирилла I Иерусалимского. Ахпат славился своей школойминиатюристов, здесь был создан знаменитый памятник миниатюры «Ахпатское евангелие» (1211 г.).
В XI в. при монастыре возле ц. В Сурб Ншане была построена библиотека, ставшая богатейшим собранием средневековых армянских рукописей; позже для лучшей сохранности их перенесли в близлежащие пещеры, где устроили читальные залы. В Ахпате хранилось знаменитоеМугнийское Евангелие(в настоящее время вМатенадаране).
Лечебно-оздоровительный туризм в структуре туристского потенциала ...
... Проживание, питание 3-х разовое (шведский стол), бальнеологическое и физеотерапевтическое лечение 1320*14 ночей = 18480р 18480 2 Трансфер ... Проживание, питание 3-х разовое (шведский стол), бальнеологическое и физеотерапевтическое лечение 1320*21 ночей = 27720р 27720 2 ... Проживание, питание 3-х разовое (шведский стол), бальнеологическое и физеотерапевтическое лечение 1150*14 ночей = 16100р 16100 2 ...
Среди утраченных рукописей особую ценность представлял «Котук» (предания монастыря Ахпат), упоминается список Библии 951 г. В 1931 г. из Ахпата вЕреванбыло привезено лишь 12 манускриптов, прочие считаются утраченными.
За оградой монастыря — небольшая часовня тринадцатого века, великолепно архитектурно оформленный родник (XIII в.).
Памятники Ахпата отличаются компактностью, строгостью форм, изяществом нескольких декоративных деталей, оригинальностью пространственных решений, колокольня Ахпата является первым примером подобных построек. это высокая трехъярусная башня с небольшими нефами на разных уровнях и круглой многоколонной колокольней наверху. Художественная композиция колокольни нашла отражение не только в последующих колокольнях, но и в сооружениях различного назначения — мавзолеях и даже церквях.
Книгохранилище Ахпата — редкое по своему назначению здание, свидетельствующие о высоком уровне развития гражданского зодчества Армении XI-XIII веков. Подобные здания располагались, как правило, в стороне от основных церквей монастыря, имели квадратную форму плана и ниши для хранения рукописей. Особое внимание уделялось конструкции перекрытия, придававшего книгохранилищам своеобразные черты.
Возведенное в середине XI века книгохранилище Ахпата первоначально имело деревянное перекрытие. Современное — каменное, выполненное между 1258 и 1262 годами, существенно изменило художественный облик интерьера.
Исключительное место среди гражданских памятников Армении занимает трапезная Ахпата. Это редкое по архитектурной композиции сооружение середины XIII века. По характеру и деталям убранства интерьер трапезной близок к интерьеру книгохранилища, что позволяет предполагать их выполнение мастерами одной архитектурной школы.
Среди монастырских сооружений представляет интерес родник — небольшое функционирующее и поныне постройка над водным источником. Трехарочный родник был построен в 1258 года, с несколько большей по величине средней аркой. Вдоль задней стены помещения расположены резервуар воды для населения и каменные корыта — сюда водят на водопой сельский скот. Сводчатая композиция была подсказана особенностями климата страны. Прохладный влажный воздух помещения служит защитой от, палящих лучей солнца, знойного лета.
Ахпатский комплекс особенно богат хачкарами, имевшими не только мемориальное назначение. Они ставились также в ознаменование различных событий. Особенностью хачкара Аменапркич (1273г.) является большое количество реалистически изображенных человеческих фигур, вкомпонованных в уникальную композицию декора. Сложнейшие орнаментальные композиции и исключительное мастерство их выполнения относят этот хачкар к выдающимся произведениям армянского искусства.
Ансамбль Ахпата отличается не только оригинальностью архитектуры культовых и особенно гражданских зданий. В не меньшей степени он поучителен также и как образец градостроительного искусства, свидетельствующие о высоком мастерстве армянских зодчих. Характерный единством и компактностью своей асимметричной планировки, он оказал огромное влияние на развитие средневекового зодчества Армении.
Храмы-памятники Москвы
... православной Москвы. Храмы Северного округа. М.,1997). Обратимся вначале к древнейшим московским храмам-памятникам. московский монастырь, собор Рождества Пресвятой Богородицы, придел Св. Мины в церкви Зачатия, ... собора Казанской Иконы Богоматери на Красной площади, храм Казанской иконы Божией Матери в, Знаменский монастырь, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, кафедральный собор ...
Комитет постановил включить монастырь Ахпат на основе культурных критериев (II) и (IV) считая, что это универсальная ценность и исключительный пример церковной архитектуры, которая разработана в Армении в 10-13-века, который является уникальным в силу своего смешения элементов византийской церковной архитектуры и традиционных народных стилей строения этого региона. [9, стр. 78-86]
2.2.2 Монастырь Санаин
Неподалеку от Ахпата находится другое чудо Лорийского региона – монастырь Санаин. Санаин — памятникармянской архитектуры, церковный комплекс X—XIII вв.
Этот монастырь, построенный в 966 г. в дни правления Ашота III, в начале состоял из церквей Св. Богородицы и Аменапркича, а затем только были построенны дополительные подсобные помещения. Между церквями Св. Богородицы и Аменапркича строителями был оставлен узкий проход. Однако вскоре зодчие поняли, что в случае землятресения, обе церкви разрушатся и нашли очень хитроумное решение этой проблемы: они заполнили пространство между церквями еще одной постройкой, что значительно повысило сейсмическую устойчивость всех сооружений. Этим помещением является Академия.
Санаин. Это огромный комплекс, включающий церкви, гавиты, книгохранилища, часовни армянских князей и кафедральный собор Лорийского царства.
Монастырский комплекс приобрёл всемирную известность. Санаин владел обширными земельными угодьями, численность братии в X—XI вв. доходила до 300—500 человек, среди которых были ученые, деятели культуры. Предполагается, что это были армянские священники изгнанные из Византии императором Романом I Лакапином. В это время школа монастыря была преобразована в чемаран — академию (Григора Магистроса Пахлавуни).
При Санаине имелся скрипторий, где переписывались книги. Из разновременных построек Санаина сложился гармоничный архитектурный ансамбль. Основная их группа включает: крестово-купольные церкви Сурб Аствацацин (ок. 934 г) и Аменапркич (Всеспасителя; 957—962 гг.; в X в.— кафедральный собор Лорийского царства; снаружи, в верхней части восточного фасада,— скульптурные изображения ктиторов царей Кюрике и Смбата с моделью храма в руках; внутри, в апсиде,— остатки росписи).
Между церквами для устойчивости во время землетрясений построена сводчатая галерея-школа Академии (кон. X-нач. XI вв.); с запада примыкают арочные гавиты (1185 и 1211 г.); 3-хярусная колокольня (сер. XIII в.), самое большое в средневековой Армении книгохранилище (1063 г.) с 8-гранным куполом, часовня Сурб Григор (Св. Григория Просветителя; до 1061 г.).
В 1064 г. Санаин был разграблен сельджуками, в 1104 г.— персами, многое было уничтожено землетрясением 1139 г. На территории монастыря находится усыпальница князей Захаридов и Аргутинских-Долгоруких, 1189 г.; часовня Сурб-Саркис, церковь Сурб-Карапет и др.).
В ущелье р. Дебед близ монастыря Санаин — однопролетный арочный мост (1192 г.), украшенный фигурами диких кошек и посвятительными надписями одной из княгинь из рода Захаридов. [16]
2.2.3 Археологический памятник Звартноц
Культура средневековой Армении была тесно связана культурой Византии. Это влияние было взаимным, причем вклад первой бывал, подчас не менее значительным, чем второй. Ведь роль армян в судьбах империи была весьма ощутимой. Некоторые византийские императоры военачальники IX-X веков были армянского происхождения. А когда от землетрясения рухнул купол константинопольской Софии, то для восстановления этого чуда и чудес византийского искусства был приглашен знаменитый армянский зодчий Трдат. Корни армянского зодчества уходят в глубь веков, обогащаясь влиянием других культур: Рима, Греции, Византии, Ирана. Одним из главных сокровищ армянской архитектуры является Звартноц — храм Бдящих Сил,резиденция католикоса Нерсеса III. Как и большинство других древних армянских храмов, Звартноц дошел до наших дней в развалинах. [15]
Храмы Москвы: возрождение
... христианская вера, пришло к нам из Византии. Казалось бы, древнерусские церкви должны повторять византийские. Однако испокон веку на Руси наряду с храмами ... средства на их восстановление, но и вести кропотливую работу в архивах в поисках исходных чертежей. Храмовые строения, ... и приходских церквей. Каждый квартал Москвы с населением 200–1000 жителей имел свой приход и, соответственно, свой храм. Всю ...
В середине VII в. здесь был сооружен храм, который, по свидетельствам современников, не имел аналогов по красоте и величественности. Звартноц расположен близЕреванаиВагаршапата(Эчмиадзина).
Инициатором
строительства был католикос Нерсес III Строитель, привлекший для создания храма мастеров из древнего армянского города Двина — города, славившегося своей красотой. Описания Звартноца не сохранилось, но известно, что ему было посвящено множество восторженных похвал. Предание рассказывает, что византийского императора Константина III, посетившего Армению в 652 году, так поразила красота храма, что он приказал строителю Звартноца ехать вместе с ним в Константинополь. По дороге зодчий умер, и только это обстоятельство помешало воздвигнуть в столице Византии аналогичное сооружение. Специалисты считают Звартноц дерзновенным экспериментом, самой смелой центрической композицией в армянском зодчестве. Композиция
Звартноца чем-то на-585 поминала вавилонские зиккураты — это был трехъярусный круглый храм, состоявший из трех поставленных друг на друга уменьшающихся цилиндрических объемов, увенчанных сферическим конусом.
Композиция этого сооружения была одновременно простой и необыкновенно оригинальной для того времени. Все детали здания подчеркивали устремленность вверх. Эффект вертикальности достигался также благодаря освещению. Капители колонн были украшены изображениями орлов – птиц, символизировавших вознесение ввысь. Образец высокого искусства являло все оформление внутреннего пространства храма. При раскопках были обнаружены остатки росписи по штукатурке и резьбы по камню, кусочки смальты для мозаики. Орнаментом были украшены все значимые элементы внутреннего убранства: карнизы арок, оконные проемы и входы, капители колонн. Мотивы резьбы по камню содержали типичные для местного искусства изображения пальмовых листьев и веток, гранатовых плодов и виноградных гроздьев, а также фигуры людей. Дошедшие до наших дней руины Звартноца свидетельствуют о грандиозности здания. Оно возвышалось на площадке, вокруг которой шел ступенчатый пьедестал, частично сохранившийся. В плане храм напоминает крест, вписанный в круг. Этот крест является основой внутреннего пространства храма. Вся конструкция опиралась на четыре мощных пилона двадцатиметровой высоты. Между этими гигантскими столбами помещались четыре
апсиды, стены которых составляли полукруглые колоннады. Круглое внутреннее пространство опоясывала двухэтажная галерея. Храм Бдящих Сил получил свое прозвание Звартноц не случайно. Слово «зварт» по-армянски означает «укра-шенный». Сверху донизу храм был богато украшен скульптурным рельефом — великолепным образцом искусства средневековых армянских резчиков по камню.
Причудливый орнамент обрамлял карнизы, оплетал оконные проемы, опоясывал капители колонн. Стены храма украшали виноградная лоза, ветви граната, тончайшей работы геометрический орнамент, плетенки, декоративные элементы — пальметты и аканты. Колонны завершались резными капителями, а колонны, установленные рядом с пилонами, основными опорами храма, были увенчаны изображениями громадных каменных орлов — эти птицы символизировали вознесение храма вверх. О пышном убранстве Звартноца
свидетельствуют и обнаруженные при раскопках алтарной части остатки фресок, кусочки смальты для мозаики, шифер и резные камни. Мозаика богато украшала стены храма, в частности, исследователям удалось проследить наличие на алтарной стене большой мозаичной картины. Среди произведений камнерезов, украшавших Звартноц, выделяются скульптурные поясные изображения людей — целая портретная галерея. Под одним из барельефов читается надпись «Ованес» — некоторые исследователи считают, что это имя и портрет главного строителя храма. Правда, другие исследователи считают, что мастер просто изобразил крестьян-садоводов: у них в руках инструменты, похожие на садовые, а над барельефами вьется орнамент из переплетающихся ветвей граната и виноградных лоз. Но кем бы ни были эти люди, изображены они в чрезвычайно реалистической манере. Свободные, непринужденные позы, подробно изображенные элементы одежды, почти портретно изваянные лица — все это позволяет представить нам облик людей средневековой Армении. Звартноц — памятник эпохи величайших достижений армянской национальной культуры V-VII веков. Впечатление от Звартноца было так велико, что облик храма неоднократно пытались воспроизвести как в Армении, так и за ее пределами. Влияние Звартноца чувствуется во многих архитектурных сооружениях Армении вплоть до XI века. В начале XI века знаменитый зодчий Трдат возвел в городе Ани храм Святого Григория (Гагикашен), практически повторяющий Звартноц. Но сам великий храм к тому времени уже лежал в развалинах. Звартноц простоял более трехсот лет и около 930 года был
разрушен землетрясением и больше не восстанавливался. На месте бывшего храма постепенно вырос холм, раскопки на котором начались только в XX в. Тем не менее, храм, считающийся высшим достижением армянского зодчества периода раннего Средневековья, оказал огромное влияние на архитектуру более позднего времени. Ныне на месте расположения древнего храма функционирует археологический открытый в 1937 году музей, в котором можно увидеть модели-варианты реконструкции храма многочисленные скульптурные фрагменты и древнюю плиту, найденную археологами среди руин. На плите — краткая греческая надпись: «строил Нарсес. Помяните».
Этот изумительный храм — результат огромного опыта и творческого потенциала армянских архитекторов 7-го столетия. Будучи основанным на нескольких колоннах, он простоял до 10-го столетия. В начале 20-го столетия, когда велись раскопки на этом участке, многие специалисты с трудом могли принять модель реконструкции, разработанную известным армянским архитектором Торосом Тораманяном, поскольку трудно представить, как такое громоздкое и сложное строительство возможно было возвеси в те дни. И удивительно, что в доказательство версии Тораманяна можно представить один из барельефов храма Сент-Шапеля в Париже, который изображает храм Звартноц с Ноевым Ковчегом, и он выглядит точностью как модель, представленная архитектором. Звартноц копируют храмы в Бана и Гагикашен в Ани.
Руины Звартноца открыты раскопками в1901—1907гг. К настоящему времени почти целиком реконструирован первый ярус. Фасады храма были украшены аркатурой, резьбой, рельефными плитами с орнаментами и гроздьями граната и винограда. Колонны Звартноца увенчаны массивными капителями с изображениями крестов, орлов,донаторовхрама. На юго-западе от храма — развалины патриаршего дворца, жилых помещений Нерсеса III, Винодавильни. [23, стр. 143]
В2000руины храма и археологическая территория вокруг него включены в списокВсемирного наследия ЮНЕСКО.
2.2.4 Эчмиадзинский кафедральный собор
Всего в двух километрах от Звартноца находится Эчмиадзин. Во II в. н.э. на месте современного Эчмиадзина (20 км к западу от Еревана) находился город Вагаршапат – древняя столица Армении, названная так по имени своего основателя, армянского царя Вагарша. Именно здесь, в ознаменование того, что христианство было признано государственной религией Армении (это датируется 301 г. н.э), возводится древняя базилика. Позднее, в конце V в., на месте древней базилики, на территории около 60000 кв.м, строится главный и древнейший христианский храм Армении и один из первых во всем христианском мире – Кафедральный Собор.Строительство собора связывают с именами царя Трдата III и католикоса Григория Просветителя. По преданию, Трдат III приказал забросать камнями 35 сестер-инокинь, после чего сошел с ума. Один из заключенныххристианпо имени Григорий (ставший известным под именемГригорий Просветитель) вылечил его и обратил в христианство, после чего примеру своего правителя последовало все население Армении. Место же для храма было указано Григорию Просветителю самимИисусом Христом, явившимся во сне, прежде здесь проводилисьязыческие обрядыи поклонения местным богам.
Эчмиадзин — исторический центр армянской апостольской церкви, что в переводе с армянского означает «сошёл Единородный».
В городе находятся монастырь с резиденциейкатоликоса,Эчмиадзинский кафедральный собор, богословские учебные заведения.
Армя?нская апо?стольская це?рковь— одна из древнейшиххристианскихцерквей, имеющая ряд существенных особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийскогоправославия, так и римскогокатолицизма. В301 годуВеликая Армениястала первой страной, принявшейхристианствов качестве государственной религии, что связано с именами святогоГригория Просветителяи армянского царяТрдата III Великого, в то время как в Риме жестокие преследования христиан еще не начались.
В богослужении используетсяармянский обряд.
В настоящее время по каноническому устройству единой Армянской апостольской церкви, существуют двакатоликосата— Католикосат Всех Армян, с центром вЭчмиадзинеиКиликийский( Католикосат Великого Дома Киликии), с центром (с1930 года) в Антилиасе,Ливан. [18]
Эчмиадзинский Кафедральный собор считается одним из самых древних памятников христианства. Со времени своего основания Эчмиадзинский кафедральный собор претерпел множество изменений. Как и большинство раннехристианских храмов, первоначально он представлял собой прямоугольное здание, но позднее был перестроен в собор центрально-купольного типа. В дальнейшем он также многократно перестраивался, постепенно теряя свой первоначальный вид под влиянием различных нововведений. XVII-XIX вв. ансамбль Эчмиадзинского собора был дополнен колокольней, тремя ротондами, ризницей и другими сооружениями. Среди гражданских построек этого комплекса – триумфальные или Трдатовы ворота, трапезная и т.д. В результате многочисленных перестроек собора были утрачены настенные росписи, выполненные несколькими поколениями художников. В XIX в. по указанию одного из католикосов покрытая росписями штукатурка собора была сбита, а нынешняя роспись появилась уже в середине XX в., при реставрации храма. В соборе также расположен музей с коллекцией произведений средневекового декоративно-прикладного искусства (основан в1955).
Колокольня построена в1653—58гг.,ризница— в1869 году. В интерьере собора есть фрески, созданные на рубежеXVIIиXVIII веков(Овнатан Нагаш), а также в конце XVIII века (О. Овнатанян).
В комплекс монастыря входят трапезная (первая половина XVII века), гостиница (середина XVIII века), дом католикоса (1738—41), школа (1813), каменный водоём (1846) и другие постройки. В советское время возведены многочисленные жилые дома и общественные здания. Побывавший в XVIII веке в монастыре греческий митрополит Хрисанф Неопатрасский в своем «Объяснении» генерал-фельдцейхмейстеру князю Платону Александровичу Зубову, говоря о католикосе и монастыре отмечал:
«Сей Патриарх великую имеет силу во всех тех местах, и почти вся нация повинуется его повелениям. Он почти самовластен. О монастыре том могу сказать, что нет в свете его богатее, разве монастырь. Св. Иоанна Лорета, в папском владении состоящий, и собственные папские сокровища с сим армянским монастырем могут сравняться. В нем находится великое множество монахов и архиереев, ибо при каждой должности монастырской начальником должен быть один из архиереев и от мала до велика все богаты. Сокровище монастыря сего неизвестно где хранится, но, кажется, содержат его в подземных местах для безопасности» .
Эчмиадзин на протяжении всей своей долгой истории представлял собой не только важнейший религиозный центр (он служил и продолжает служить резиденцией католикоса – главы Армянской апостольской церкви), но и центр древней армянской культуры: с его историей связаны имена многих деятелей искусства Армении. Здесь хранились многие произведения армянских художников, представленные, в основном, миниатюрами, а также около 6 тыс. ценнейших древних рукописей. Самая ранняя из них датируется 887 г. Особое место в коллекции шедевров Эчмиадзина занимает получившее мировую известность «Эчмиадзинское евангелие», созданное в 989 г. Переплет рукописи состоит из уникальных резных пластинок слоновой кости византийской работы VI в., а текст сопровождается удивительными художественными миниатюрами. В Эчмиадзине также хранилось большое количество рукописей, оставленных древними учеными, врачевателями, мастерами ювелирного дела.
Эчмиадзинский монастырь — главный храмАрмянской апостольской церкви, престолВерховного Патриарха Католикоса Всех Армянв 303—484 гг., и снова с 1441 года. Входит в списокВсемирного наследия ЮНЕСКОи является частью Эчмиадзинского монастыря. [10, стр. 24]
Монастырь является резиденциейКатоликоса Всех Армян.
Его Святейшество Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян — духовный предводительармянскогонарода, главаАрмянской Апостольской церкви. Пастыреначальник и Патриарх более 10 млн. армян, рассеянных по все земле. Действующим Католикосом Всех армян являетсяГарегин II, избранный27 октября1999 года.
Наибольшую, пожалуй, ценность храма представляют реликварии. Складень-реликварий «Хотакерац Сурб Ншан» (Святой Крест из Обители Хотакерац) под одним из прозрачных камней скрывает частицу Истинного Креста Господня. По легенде, упомянутой в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, император Константин отправил свою мать царицу Елену за Честным Крестом, который и был ею обнаружен в 326 году. Уже тогда в Византии появились особой формы реликварии (ставротеки), в крестообразных углублениях которых помещали частицы Истинного креста. Что касается Армении, то виды ставротек определенной формы не имели. Были здесь и кресты, и триптихи. И все эти святыни назывались «Сурб ншан» (Святой Крест) с прибавлением названия монастыря, в главном храме которого на престоле и хранился реликварий.
Если отмечать что-то особенно, то, наверное, книги. Киликийское Четвероевангелие написанное в 1293 году в Армен-Лере лингвистом, музыковедом и каллиграфом Геворгом Скевраци. Геворг работал в крупнейшем культурном центре Киликии — Скеврском монастыре. Вместе с ним над Четвероевангелием трудился художник Симеон. Один из разворотов, на миниатюре которого изображен евангелист Лука, просто звенит от пронзительной стеклянной лазури, горячего пурпура и теплого золота. Прошло семьсот с лишним лет, а краски остались удивительно свежими, будто и не высыхали вовсе. Изысканный колорит, тонкий, узнаваемый специалистами почерк Скеврской миниатюры, и загадочный болоргир, то самое округлое письмо, которым славилась Киликия.
В Армении хранится подлинное «Копье Судьбы», приносящее людям власть над миром. Самая величайшая христианская реликвия – легендарное копье легионера Гая Кассия, которым тот пронзил грудь распятого Иисуса Христа.
Новейшие исследования, которые провели специалисты из Великобритании, подтвердили, что именно оно является подлинным. Другие подобные реликвии– лишь поздние копии. Сейчас британская телекомпания BBC снимает фильм о Святом Копье. Английские тележурналисты уже побывали в Вене, Риме и Кракове, где хранятся реликвии, которые считаются «Копьями Судьбы». А потом приехали в Армению, где с благословения Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Гарегина II им разрешили изучить наконечник подлинного копья. Именно им был нанесен удар, который принес конец мучениям распятого на кресте Иисуса Христа. В Евангелии написано, что «один из воинов копьем пронзил Ему ребра». И этот сотник, его звали Гай Кассий, произнес: «Истинно этот человек был праведник!» По преданию, легионер уверовал в Христа, при крещении принял имя Лонгин. За проповедь христианского учения он был прославлен как святой. А его копье стало величайшим сокровищем христианства. Мир его знает под названием «Копье Лонгина» или «Копье Судьбы».
В Эчмиадзине, духовной столице Армении, «Святое Копье» хранится в храме с III века.Оно оборудовано самой современной системой охранной сигнализации. Этот невзрачный на вид кусок потемневшего от времени железа монахи охраняют строже, чем военные ядерную бомбу. В своем интервью Католикос Гарегин II подтвердил подлинность копья. Его история прослеживается от самой Голгофы, где была пролита кровь Спасителя.
До XIII века она хранилась в обители Гегардаванк, в переводе это значит «монастырь копья». Потом реликвию перенесли в храм в Эчмиадзине. Монахи берегут ее как величайшее сокровище. Ведь Святое Копье – ключ к миру…
2.2.5 Церковь Святой Рипсиме
Перед въездом в город Эчмиадзин стоит величественный храм Рипсиме. Святая Рипсимэ — раннехристианская армянская мученица и святая, могила которой находится в склепе, под алтарем.
В 301 г. в Армению пришли 37 девушек — христианок, которые во главе с настоятельницей Гаянэ жили в эпоху правления императораДиоклетианав расположенном в горной местностиДревнего Римамонастыре Св. Павла. Рипсимэ пленила своей красотой самого императора и не пожелав подчиниться его воле и стать его женой, вместе с подругами укрылась вАлександрии. Предание гласит, что девушкам было явление Святой Богоматери указавшая им путь вАрмению. Армянский царьТрдат IIIузнав о том, что приключилось с девушками в Риме, сам пожелал взять в жены красавицу Рипсимэ. Её, вместе с Гаянэ привели в царский дворец. Царь хотел овладеть Рипсимэ, но отказ девы, заявившей что она принадлежит только Христу, привел в ярость царя. Разъяренный Трдат приказал убить всех 37 девушек-христианок. После казни невинных христианок Трдат стал одержим бесами. От безумства царя исцелил крестивший егоГригорий Просветитель, после чего, поверив в силу веры христианской,Трдат IIIкрестился, крестил народ и провозгласил христианство государственной религией в Армении.
На месте ее гибели в 7в. католикос Комитас воздвиг храм. Об этом говорит надпись на западной стене храма с наружной стороны. Храм Рипсиме является классическим образцом крестообразных центрально-купольных сооружений. Церковь Святой Рипсиме — расположена в городеВагаршапат,Армавирская область,Армения. Входит в списокВсемирного наследия ЮНЕСКОи является частьюЭчмиадзинского монастыря. Церковь построена в618 году. [18, стр. 51]
2.2.6 Церковь Святой Гаяне.
Среди многочисленных памятников Эчмиадзина, наиболее известен храм Гаяне, расположенный южнее Кафедрального Собора. Согласно преданию, мученица Гаяне была подругой Рипсиме, ее наставницей и также, как она, погибла за распространение христианства. Храм был основан в 630г., католикосом Езром. Церковь Святой Гаяне — расположена в городеВагаршапат,Армавирская область,Армения. Построенный в виде купольной базилики, он в 1652г. был капитально обновлен. Позднее, к его западному фасаду была пристроена галерея — место погребения иерархов армянской церкви. В южном приделе храма, рядом с алтарной апсидой, покоятся мощи Св. Гаяне. В арочномпортикенаходится некрополь высшего армянского духовенства. Церкви присуще лаконичность архитектурных и конструктивных форм, их гармоническое единство. Интерьер и внешний облик церкви отличаются уравновешенностью объемно-пространственных форм, стройностью пропорций, подчеркивающих высоту сооружения.
Центральный купол расположен на четырех высоких колоннах, что придает интерьеру церкви крестообразную форму. Церковь Св. Гаяне отражает архитектурное прошлое Армении, поскольку напоминает важную церковь – церковь Св. Саркиса (или собор Текора, который находится в Карсе, на территории исторической Армении и известна как первая армянская купольная церковь), а также оставил след в будущем, поскольку в 989-1010 годах архитектор Трдат построил великолепныйсобор Святой Богоматерив Ани. Входит в списокВсемирного наследия ЮНЕСКОи является частьюЭчмиадзинского монастыря.
Армянская Апостольская Церковь отмечает день памяти Святой Девы Гаянэ спустя неделю после праздника Пятидесятницы – во вторник. [18, стр. 63]
2.2.7 Языческий храм Гарни
Одним из самых известных памятников эпохи является Гарни. Начало эпохи эллинизма ознаменовало собой началом развития монументальной живописи и скульптуры.
Языческий храм Гарни, единственный в своем роде памятник, относящийся к эпохе эллинизма, который сохранился на территории Армении. Он находится на расстоянии 28 километров от Еревана, в живописном ущелье реки Азат. В I в. н.э. в крепости, находящейся на треугольной возвышенности, Трдат I повелевает построить восхитительный храм посвященный Богу Солнца Митру. В стратегическом отношении местоположение Гарни было выбрано чрезвычайно удачно. Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи крепость эта была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры, после чего он собрал население Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепостьЭребуни, впоследствии ставшей Ереваном.
После принятия христианства он не уничтожается, становясь летней резиденцией армянских царей. В результате сильного землетрясения в 1679 г. храм был почти полностью разрушен. Реставрационные работы начались в 1966 г., продолжаясь почти 10 лет. Сегодня вокруг храма можно увидеть останки древней крепости, царского дворца и, вызывающей огромный интерес, царской бани с разноцветной мозаикой и таинственной надписью “работали, не получив ничего ”, скрывающей в себе силу и мощь прошлого. [17]
Гарни —древнеармянскийязыческий храм. Крепость Гарни упоминаетсяТацитомв связи с событиями вАрменииещё в первой половинеI в.н. э.
Также там обнаруженна надпись Трдата на греческом языке:
«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении» (?????? ???????)государь, когда властитель построил агарак царице эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…»
Типично греческая датировка события. Будучи лучшими математиками своего времени, греки, как известно, не вели счет годам, принципиально считая, что времена меняются, но не улучшаются, а потому не видели смысла в их нумерации. В своих исторических хрониках все даты они записывали так же, как это сделано в Гарни: такое-то событие произошло через пять лет после такого то события и за три года до другого события» и т.п. Вся греческая хронология восстановлена современными историками по таким вот «относительным» записям.
Об этой надписи имеются упоминания уМовсеса Хоренаци, который приписывал её, как и перестройку крепости,Трдату III Великому(286—330г.).
Крепость Гарни одно из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Крепость Гарни начали строить еще во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века. В конечном итоге армянские правители сделали ее неприступной. Цитадель защищала жителей от иноземных нашествий более 1000 лет.
Армянские цари очень любили это место — и не только из-за ее неприступности, но и по причине потрясающего климата — и превратили его в свою летнюю резиденцию.
Отвесные склоны служат неприступным естественным рубежом. В остальной части крепости создана мощная оборонительная система — могучая крепостная стена с четырнадцатью башнями. На том участке, где подход к крепости был осложнён природными условиями, башен меньше, они поставлены на расстоянии 25-32 м друг от друга. А там, где противник мог сравнительно беспрепятственно подойти к стенам, башни возведены чаще и находятся на расстоянии 10-13,5 м друг от друга. Башни имели прямоугольную форму. На Армянском нагорье прямоугольные башни существовали еще с урартских времен.
Как крепостные стены, так и башни построены из больших глыб местного голубоватогобазальта, без раствора и соединены железными скобами, углы соединения залиты свинцом. Крепостные стены имеют толщину 2,07-2,12 м и длину по всему периметру (вместе с башнями) 314,28 м. В отдельных местах сохранилось 12-14 рядов высотой до 6-7 м. Внутрь крепости можно было попасть лишь через одни ворота шириной с одну колесницу. При этом численность войск в крепости была огромной. [19]
Здание включало не менее пяти помещений различного назначения, из которых четыре имели по торцам апсиды. Полы украшены эллинистическоймозаикой.
Храм внесен ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия как образец правильной технологии восстановления древних архитектурных сооружений.
2.2.8 Верховья реки Азат
Аза?т — река вАрмении, левый притокАракса. Образуется на юго-западном склонеГегамского хребтапри слиянии рек Гохт и Воскеджур. Имеет каменистое дно. Расход воды: у устья 6,51 м?/с, наибольший — 35,9 м?/с. Воды используются для орошения. В среднем течении построеноводохранилище Азат. В 2000 году река Азат была включена в список объектовВсемирного наследия Юнеско. Оно примечательно своими изумительными, кажущимися искусственными склонами, которые состоят из правильных шестигранных призм. Последние тянутся от подножья до верха ущелья и получили название «Симфония камней».
В верховьях реки расположен всемирно известный монастырьГегард, на правом берегу — посёлокГарни.
В верховьях реки Азат, выше Гехардского монастыря, среди аулканических глыб разбросаны необычные каменные изваяния рыб, которым местное население дало название «вишапов» (драконов).
На теле вишапа видна рыбья чешуя, на голове – жабры, глаза, ноздри, рот. Встречаются также вишапы в виде сидячего быка, голова которого покоится между передними ногами. Один вишап доставлен в Ереван и лежит в саду напротив Драматического театра.
Река Азат очень красива. Она является левым притоком реки Аракс. Протяженность реки 55км, бассейн 572км?. Начало берет с юго-западных склонов Гегамских гор и проходит через Хосровский заповедник. В нижнем течении река выходит на Араратскую долину. Имеет большой перепад и каменистое русло.
Река Азат питается в основном подземными водами. Полноводна в апреле-июне месяцах. В такие дни можно услышать, как вода со дна срывает камни и бьется об них. Воды используются для орошения и получения электроэнергии. Водами реки Азат питаются Азатское водохранилище и ГЭС. Возле деревни Гарни на реке Азат находится однопролетный мост XIIIв. Если смотреть со стороны храма Гарни, скала, образованная от слияния рек Азат и Гохт, похожа на гитару. [13, стр. 78]
2.2.9
Гега?рд— монастырский комплекс, уникальное архитектурное сооружение в провинцииКотайк,Армения. Расположен в в районе Котайка, в 9 километрах от Гарни, в ущелье горной рекиАзат, примерно в 40 км к юго-востоку отЕревана. ВнесенЮНЕСКОв список объектовВсемирного культурного наследия.
Монастырский комплекс был сооружен в 12-13 вв. Вначале он назывался Айриванк (Пещерный монастырь), но впоследствии его переименовали в Гегард (Копье).
Более полное название — Гегардава?нк, дословно — «Монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит откопья Лонгина, которым пронзили телоИисуса ХристанаКресте, и, как утверждается, привезённого в Армениюапостолом Фаддеемв числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музееЭчмиадзина.
Комплекс состоит из главной церкви Католике, притвора, высеченных в скале двух церквей, часовни и храма Св. Богородицы, который считается самым древним памятником комплекса.
Окружающие монастырь утёсы являются частью ущелья реки Азат. Часть храмов монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утёса. На территории монастырского комплекса имеются многочисленные вырезанные на каменных стенах и отдельно стоящиехачкары- традиционные армянские каменные памятные стеллы с крестами. Гегард является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении. [14]
Монастырь был основан в IV в. на месте священного источника, берущего начало в пещере. Согласно преданию, основателем монастыря былСв. Григорий Просветитель.
Первый монастырь в IX в. был разрушенарабами. Из более ранних сооружений Айриванка не уцелело ничего. Согласно сведениям армянских историков IV, VIII и X вв., монастырский комплекс включал в себя помимо религиозных строений, также хорошо оснащённые жилые и служебные строения. В 923 г. Айриванк очень серьёзно пострадал после захвата его Насром, вице-регентомарабского халифав Армении, разграбившим все ценности, включая уникальные рукописи, и сжёгшим величественные монастырские сооружения. К менее значительным разрушениям привели землетрясения.
Несмотря на то, что имеются надписи, датируемые 1160 г., главная часовня была построена в 1215 г. под покровительством братьев Закаре и Иване, военачальниковгрузинскойЦарицы Тамары, отвоевавшей бо?льшую часть Армении утурок.Гавит(притвор), частично свободно стоящий, частично вырезанный в скале, был построен ранее 1225 г., а церкви, высеченные в скалах, — серединой XIII в. После этого монастырь был приобретён княземПрошем Хахбакяном, являвшемся наместникомЗакарянови основателем КняжестваПрошьянов. За короткий период Прошьяны построили пещерные сооружения, принёсшие Гегарду заслуженную славу — вторая пещерная церковь, родовая гробница,ЖаматунПапак и Рузакан, зал для собраний и обучения (обвалившийся в середине XX в.), а также многочисленные кельи. Комната, протянувшаяся из северо-восточной части гавита, в 1283 г. стала гробницей князя Проша Хахбакяна. Была также высечена смежная комната с гербом рода Прошьянов — орёл, держащий в своих когтях ягнёнка. Ступени на западе гавита ведут к погребальной комнате, высеченной в 1288 г. для Папака Прошьяна и его жены Рузакан. В 1200-х гг. Прошьяны оборудовали монастырский комплекс системой водоснабжения. В те времена Гегард был также известен как «Монастырь семи церквей» и «Монастырь сорока алтарей». Со всех сторон монастырь окружают скалы, пещеры и хачкары. Монастырь не был действующим, а главная церковь зимой использовалась как убежище откарапапахскихкочевников до того, как был приведён в прежнее состояние несколькими монахами из Эчмиадзина после присоединения кРоссийской империи. До наших дней действующие церкви монастыря являются объектом паломничества и одной из главных туристических достопримечательностей Армении.
Гегард известен также и реликвиями, которые хранились в нём. Самая важная из них — копьё, которым сотникЛонгинпронзил телоИисуса Христа, распятого на кресте, как считается, привезённое апостолом Фадеем, отчего и произошло название монастыря, которое используется и по сей день — Гегардаванк, впервые записанное в документальном источнике в 1250 г. Это обстоятельство сделало монастырь популярным местом для паломничества армян в течение многих веков. Реликвии апостоловАндреяиИоаннабыли подарены в XII в. Благочестивые посетители в течение последующих веков одаривали монастырь землёй, деньгами, рукописями и т. д. В одной из пещерных келий в XIII в. жил известный армянский историкМхитар Айриванеци. Кроме легендарного копья, в Гегарде не уцелело ни одного произведения прикладного искусства. На конце рукоятки копья имеется присоединённая к ней ромбовидная пластина, на которой вырезангреческий крестс расширяющимися концами. В 1687 г. для копья, хранящегося сейчас в сокровищнице Эчмиадзина, был изготовлен специальный оклад из серебра, позолоченный снаружи, который является характерным для Армении XVII в. изделием ручной работы.
Над главным (западным) входом расположены небольшие пещерные кельи, часовни, хачкары и иные сооружения, высеченные в склоне холма. Сразу после входа находятся крепостные валы, защищающие комплекс с трёх сторон, а также утёсы, которые защищают четвёртую. Пройдя через комплекс, можно увидеть второй (восточный) вход, за пределами которого находится плита для совершения ритуальных жертвоприношений животных -матаха, а также мост через ручей.
Одно- и двухэтажные служебные помещения, расположенные по периметру монастырского двора, со времён их постройки были дважды перестроены, впервые — в XVII в., затем — в 1968—1971 гг. Известно, что большинство монахов жило в кельях, выдолбленных внутри скалы, за пределами крепостной стены. На всём своём протяжении скалы покрыты вырезанными в них хачкарами. Более двадцати различных по форме и размерам структур было выдолблено в прочном скальном массиве, окружающем главные пещерные сооружения. Те из них, что находятся в западной части комплекса, предназначались для служебных целей, остальные — прямоугольные часовни с полукруглыми апсидами, а также алтарь. Есть спаренные и тройные часовни с одним входом, некоторые из входов орнаментированы резьбой. Имеется много, часто богато орнаментированных, хачкаров, высеченных в скале и на стенах сооружений или установленных на земле, в пределах монастырского комплекса, установленных в память об умерших или в ознаменование празднований по случаю дарения. [11]
Хор монастырского комплекса Гегард получил «Гран При» на фестивале духовной музыки «Коложский благовест», проходившей с10по13 февраля2010 годав городеГродно(Республика Беларусь).
Катогике
Несмотря на то, что имеются надписи, датируемые 1160-ми гг., главная церковь, Катогике, была построена в 1215 г. под покровительством братьев Закаре и Иване. Это — главная церковь в комплексе и традиционно наиболее почитаемая. Церковь построена прямо напротив неприступной горы. Внешние очертания плана напоминают равноплечий крест, вписанный в квадрат и покрытый куполом на квадратной основе. По углам расположены небольшие двухэтажные часовни с цилиндрическими сводами и лесенками, выступающими из стены. Внутренние стены содержат много надписей с упоминаниями о дарениях, принесённых монастырю.
На южном фасаде Катогике установлены ворота с великолепной резьбой. Тимпан украшен изображениями деревьев с плодами граната, свисающими с их веток, а также листьями, переплетающимися с гроздьями винограда. Изображения голубей располагаются между сводом и внешней несущей конструкцией. Головы голубей повёрнуты в сторону ворот. Над воротами изображена сцена со львом, нападающим на быка, символизирующая княжескую мощь.
Сводчатый верх барабана купола содержит обстоятельные рельефы, изображающие птиц, человеческие лица, головы животных и т. д.
Гавит
На западе от главного храма имеется закреплённая в скалеризница, построенная между 1215 и 1225 гг., которая связана с главной церковью.
Четыре массивных свободно стоящих в центре колонны поддерживают каменную крышу с отверстием, пропускающим свет, в центре. Периферийные помещения, получающиеся вследствие соответствующего расположения колонн, имеют различные крыши, тогда как центральное пространство увенчано куполом со сталактитами — лучший, чем где бы то ни было в Армении, пример подобной техники. Гавит использовался для обучения и собраний, а также для принятия паломников и посетителей.
Западные ворота отличаются от прочих ворот того времени формой кромок дверей, которые украшены великолепными растительными узорами. Орнаментациятимпанасостоит из больших цветов с лепестками различной формы на сплетённых ветвях и продолговатых листьях.
Скальная церковь с родником
Первая пещерная церковь, Авазан (дословно — «водоём»), располагается на
северо-запад от Гавита. Она была высечена в 1240-х гг. на месте древней
пещеры с родником (место поклонения во времена язычества).
Церковь целиком выкопана в скале, в плане представляет собой равноплечий
крест. Особенностью внутренней части помещения являются два перекрещивающихся свода со сталактитовым куполом в центре. Надпись гласит, что эта церковь является работой архитектораГалдзака, который в течение сорока с небольшим лет также занимался строительством и других скальных церквей и Жаматунов. Его имя вырезано на основании перекрытия, украшенном рельефами с изображениями гранатов.
Основное пространство церкви, прямоугольное в плане, увенчано кафедрой и соединённой с алтарём апсидой, а также двумя глубокими нишами, которые придают интерьеру форму незавершенного крестообразного купола. Две пары остроконечных перекрещивающихся сводов образующих основание перекрытия, остальная часть держится на полуколоннах стен. Так же как и в Гавите, внутренняя поверхность перекрытия вырублена в грациозной форме сталактитов, которые также украшают капители полуколонн, а также полукруглый выступ апсиды алтаря. Композиционно наиболее интересны украшения южной стены. Вырезанные на ней тройные дуги с различными по форме апсидами вверху и внизу соединяются при помощи блестяще выполненных растительных орнаментов.
Жаматун
Усыпальница Прошьянов и вторая пещерная церковь Богоматери (Аствацацин) расположены в восточной части Авазана. Они были вырублены в 1283 г., предположительно, также Галдзаком. Они также являются проходами через Гавит. Жаматун представляет собой практически квадратную выдолбленную в скале комнату с глубоко вырезанными рельефами на стенах. Интересен довольно старомодный для того времени рельеф на северной стене, над сводчатыми проходами: в центре — головы львов с цепью на шеях, их головы повёрнуты к наблюдателю; вместо пучков хвоста — головы смотрящих наверх драконов — всё это сближает рельеф с изображениями языческих времён. Между львами, над цепью — орёл с полураскрытыми крыльями и ягнёнком в когтях. Это, вероятно, — герб княжеского рода Прошьянов.
Рельефы восточной стены — не менее живописны. Входы в маленькую часовню и церковь Аствацацин украшены прямоугольными наличниками, соединёнными двумя рельефами с изображением крестов. На воротах часовни вырезаны изображениясирен, а на стенах церкви — человеческие фигуры с согнутыми в локтях руками, одетые в длинные платья, и снимбаминад головами. Возможно, это — члены княжеского рода.
Под полом находится усыпальница.
Скальная церковь за жаматуном
Путь через усыпальницу ведёт ко второй скальной церкви. Она, как указано в надписи, была построена в1283г. на пожертвование князя Проша. В плане имеет крестообразную форму. Углы — кривые, абарабанкуполаотмечен полуколоннами, перемежающимися с глухими окнами. Купол украшен кругом. Поверхность стен содержитрельефы, изображающие животных,воинов,кресты, а также рельефы на растительные мотивы.
В отличие отсталактитовв форме трилистника и четырёхлистника, украшения церкви Аствацацин (Богоматери) включаюторнаментыв виде розеток и различных геометрических фигур. Передниеворотакафедры алтаря украшены узорами в формепрямоугольниковилиромбов. Реалистическое изображение козла найдено на стыке ступеней алтаря. Нахачкаре, слева от апсиды алтаря, обнаружены человеческие фигуры.Человекспосохомв правой руке и в той же позе, что и фигуры на стенахжаматуна, может быть изображением князя Проша, основателя церкви. Другая фигура, держащаякопьёв левой руке, опущенной вниз, и дующая в поднятый вверх духовой инструмент, изображена практически в
и т.д……………..