Организация транспортного обслуживания на транспортных предприятиях

Курсовая работа

Перспективное развитее предприятий и организаций всех форм собственности, крестьянских и фермерских хозяйств и предпринимательских предприятий, а также население страны находятся в неразрывной связи с транспортным комплексом.

Полученные научно-технические открытия привели к коренным изменениям в структуре экономики, включили в сферу производства и сбыта новые модели машин, оборудование, новые материалы и технологии; изменили организацию производства, системы сбыта; привели к ускоренному моральному старению машин и оборудования, сократили сроки их замены. Наблюдается массовое поступление на рынок принципиально новых видов транспортных средств и оснащения, парк которых достиг уже миллионов Высокая работоспособность и исправность парка транспортных средств может быть достигнута своевременным и качественным выполнением работ по их диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту.

В этих условиях возросли роль и значение технического обслуживания транспортных средств, которое превратилось на важную область сферы услуг. Сервис, который фирма-продуцент предоставляет клиенту сегодня, включает кроме технического обслуживания (ТО) и другие виды услуг. Главная задача ТО состоит в обеспечении постоянной готовности транспортных средств (ТС) к эксплуатации и высокой эффективности их использования.

В условиях современного производства важные экономические показатели работы транспортного предприятия во многом зависят от уровня ТО ТС, которые находятся в эксплуатации, поскольку покупатель, который не желает или не может своими силами обеспечить ТО, практически не купит ТС до тех пор, пока не будет уверен, что он получит необходимый сервис.

Организация производства технического обслуживания и ремонта машин — важнейшая подсистема комплексного предприятия автомобильного (технологического) транспорта, которая во многом определяет эффективность использования транспортно-технологических машин в эксплуатации. Поэтому данная тема актуальна.

Объектом исследования является ОАО «Дорэкс», предметом — организация транспортного обслуживания.

Цель курсового проекта — организация транспортного обслуживания на транспортных предприятиях.

В соответствии с поставленной целью курсового проекта необходимо решить следующие задачи:

  • отобразить основные положение по управлению производством автотранспортного предприятия;
  • раскрыть организацию транспортного обслуживания на примере ОАО «Дорэкс»;

— выявить основные направления дальнейшего совершенствования системы технического обслуживания и ремонта автомобилей

16 стр., 7678 слов

Организация мотелей и кемпингов для обслуживания транспортных туристов

... под окнами которой припарковать свою машину. Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение и изучение организации мотелей и кемпингов для обслуживания транспортных туристов. Изучение данной проблемы ... ни твоей персоной, ни, боже упаси, твоей спутницей или спутником, ожидающими в машине (вход в каждый номер, как уже говорилось, отдельный). Не случайно мотель воспринимается ...

1. Основные положения по техническому обслуживанию автотранспортного предприятия

1.1 Типы предприятий по производственным функциям

Предприятия автомобильного транспорта по производственным функциям разделяются на:

  • автотранспортные;
  • автообслуживающие;

— Автотранспортные предприятия делятся на открытые акционерные общества (ОАО АТП) и закрытые акционерные общества (ЗАО АТП).

ОАО и ЗАО АТП имеют самостоятельный баланс, наделенные широкими гарантированными полномочиями и при этом несут ответственность за результаты хозяйственной и научно-производственной деятельности, за соблюдение государственных интересов. Главная их задача — всестороннее удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в перевозках с высоким уровнем качества при минимальных затратах [12,c.92].

Автообслуживающие предприятия, которые выполняют производственные функции с ТО и ремонта автомобильной техники, могут временно сохранять автомобили, заправлять их автоэксплуатационными материалами. В зависимости от назначения автообслуживающие предприятия разделяют на производственно-технические комбинаты (ПТК), автосервисные предприятия, специализированные автоцентры (САЦ), базы централизованного ТО (БЦТО), станции технического обслуживания (СТО), стоянки и автозаправочные станции (АЗС).

Авторемонтные предприятия — это специализированные предприятия, которые осуществляют ремонт (восстановление) автомобильной техники. На авторемонтных предприятиях созданы условия для выполнения трудоемкого ремонта автомобильной техники [4,c.532].

Одной из основных задач подсистемы технической эксплуатации автомобилей является определение путей и методов наиболее эффективного управления техническим состоянием и работоспособностью автомобильного парка, поэтому управление является одной из важнейших функций специалиста [2,c.437].

Содержание и методы управления меняются в зависимости от места специалиста в иерархии управления инженерно-технической службы:

  • руководство непосредственно рабочими, инженерами, техниками;
  • участком, цехом или предприятием;
  • группой предприятий или отраслью.

Управление представляет собой процесс преобразования информации о состоянии системы (автомобиль, цех, предприятие или отрасль) в определенные целенаправленные действия, переводящие управляемую систему из исходного в заданное состояние. Управление включает определенную последовательность действий или технологий, применяемую в различных комбинациях для любой системы или задач любого характера [14,c.241].

Задачи каждого цеха или участка АТП должны быть определены так, чтобы обеспечить техническую исправность заданного (необходимого для перевозочного процесса) количества и номенклатуры автомобилей. Следовательно, постановка цели и ее реализация должны рассматриваться в рамках программно-целевого подхода:

6 стр., 2840 слов

Система и структура управления туризмом. Туристические регионы, ...

... и управление персоналом. Цель работы рассмотреть систему и структуру управления туризма. Задачи работы рассмотреть: 1.Система управления туризмом 2.Структура управления туризмом 3.Туристский регион 4.Туристские организации 5.Туристские предприятия I.Система и структура управления туризмом 1.1 Система управления туризмом Чтобы дать определение понятию система, можно сказать, что система -- это ...

  • получение информации о состоянии системы и о внешних факторах, действующих на систему. При разработке мероприятий, направленных, например, на повышение коэффициента технической готовности (для обеспечения перевозочного процесса), подобной информацией будут сведения об эксплуатационной надежности автомобилей; данные о наиболее характерных отказах, вызывающих простои автомобилей в рабочее время; сведения о причинах простоев и так далее. Внешними факторами в данном случае будут: требования клиентуры, условия эксплуатации, организация материально-технического обеспечения и другие.
  • обработка информации, оценка ее точности, представительности, достоверности;
  • анализ информации, сбор при необходимости дополнительной информации, ее экспертиза;
  • принятие управляющих решений в соответствии с целями системы, полученной и обработанной информацией. Под принятием управляющего решения понимается выбор на основании установленных критериев одного из нескольких путей развития, существенно изменяющих состояние системы;
  • например, изменение работоспособности парка, возможно, в результате совершенствования системы и нормативов ТО и ремонта, повышения квалификации персонала, улучшения ПТБ и других мероприятий;
  • придание решению четкой, желательно нормативной формы, обеспечивающей индивидуальную ответственность исполнителей, поэтапный количественный и качественный контроль;
  • доведение решения до исполнителей.

    На этом этапе важной является форма передачи решения, обеспечивающая понимание сути принимаемого решения и исключающая двоякое его толкование (смысла, сроков выполнения и другие);

  • реализация управляющего действия, например строительство или реконструкция производственной базы; освоение новых видов услуг; введение новой системы морального и материального поощрения ремонтных рабочих; направление автомобиля в ремонт или списание и так далее;

— получение отклика (реакции) системы на управляющие действия в виде новой порции информации об изменении состояния системы. При полном достижении системой назначенных целей в заданное время управление является оптимальным. Если состояние системы ухудшилось, то управление нерационально. Если произошло улучшение состояния системы, но цели полностью не достигнуты, то управление рационально и наступает 10-й этап, анализируются причины, по которым цели не были достигнуты, при необходимости цели и методы их достижения корректируются.

Это наиболее характерный вариант многошагового или интерактивного достижения целей. Если итеративный подход реализуется, то система является обучаемой [1,c.165].

1.2 Система организации и управления

Изменение условий хозяйствования обуславливает необходимость применения новых, более совершенных, организационных методов управления процессами технического обслуживания и ремонта подвижного состава на автотранспортных предприятиях с учетом ситуации на региональных сервисных рынках. Однако технологические принципы организации и управления производством ТО и ремонта существенно не изменяются, что объясняется необходимостью поддерживать технически исправное состояние подвижного состава в условиях действия любых экономических механизмов [11,c.87].

28 стр., 13979 слов

Техническое обслуживание и ремонт автомобиля

... системы технического обслуживания и ремонта автомобилей установлены действующим Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. По периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ ... отдел автоматизированных систем управления (ОАСУ) предприятия. Заместитель директора по эксплуатации возглавляет работу отдела эксплуатации с диспетчерской службой, ...

Инженерно-техническая служба автотранспортного предприятия в своей повседневной деятельности решает ряд вопросов, которые условно можно свести к следующим четырем комплексам взаимосвязанных задач.

1) Определение программы работ, то есть количества автомобилей, планируемых к постановке на диагностирование и ТО, и номенклатуры и объемов ремонтных работ.

2) Распределение автомобилей по производственным постам в зависимости от специализации, оснащенности и занятости.

3) Распределение наличных запасных частей и материалов по автомобилям, агрегатам, постам и пополнение их запасов.

4) Распределение заданий между ремонтными рабочими, постами и участками.

Перед составлением программы работ по повышению качества ТО и ремонта автомобилей первичную информацию можно собирать в виде контрольных тестов (листков), отчетов, рапортов и других документов. По сведениям о непрерывных случайных величинах строят пиктограммы.

Система управления качеством ТО и ТР — это совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств.

Система управления качеством должна предусматривать совокупность взаимоувязанных организационных, технических, экономических и социальных мероприятий по обеспечению целей управления качеством технического состояния подвижного состава [13,c.198].

Системный подход к вопросам управления АТП требует рассматривать систему управления качеством ТО и ТР как неотъемлемую (а не автономную) часть управления. Из этого, в частности, следует необходимость обеспечения: четкой постановки целей перед технической службой с указанием сроков их достижения; связи показателей и нормативов эффективности технической службы с эффективностью работы АТП в целом; постепенной детализации и уточнения цели по мере перехода от верхних к нижним уровням управления; конкретности и простоты нормативов, их четкого понимания непосредственными исполнителями, увязки систем морального и материального стимулирования персонала с достижением или перевыполнением ими нормативов качества; связи любых показателей качества ТО и ТР с показателями эксплуатационной надежности автомобилей (например, наработкой на отказ и на простои, вероятностью этих событий, продолжительностью простоев в ремонте и так далее); наличия объективной и своевременной информации для принятия решений по совершенствованию производства ТО и ТР; назначения норматива качества с учетом достигнутого уровня, условий работы АТП, имеющихся ресурсов и так далее. Своевременный документированный учет фактов и причин нарушения работоспособности и исправности автомобилей, а также выполнения операций ремонта и ТО включает в себя: фиксацию наименования операции, исполнителя работ, наименования ремонтируемого агрегата или узла автомобиля, вида обслуживания или ремонта; систематизированное накопление этих данных в специальных картах технического состояния автомобиля. Это позволяет для каждой операции ремонта определить конкретного виновника в появлении отказа (неисправности) [9,c.67].

1.3 Формы и методы технического обслуживания и ремонта

Автомобильную транспортную систему можно разделить на функциональные самостоятельные системы:

19 стр., 9401 слов

Управление материально-техническим обеспечением (на примере ООО ...

... дипломной работы является анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию логистики автотранспортной компании. Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты управления материально-техническим обеспечением ... перевозок, хранения и технического обслуживания подвижного состава [24, ... автомобилей иностранного производства; значительный возраст и ...

  • коммерческую эксплуатацию автомобилей;
  • техническую эксплуатацию автомобилей;
  • ТО и ремонт автомобилей.

Каждой из указанных систем соответствует свой процесс функционирования. Взаимосвязь этих процессов определяется общей целью и наличием одного объекта эксплуатации — автомобиля, который в каждой функциональной системе рассматривается со своей стороны. Управление процессами функционирования систем осуществляется соответствующими стратегиями: коммерческой эксплуатации, технической эксплуатации и ТО и ремонта [12,c.43].

Стратегия эксплуатации — совокупность правил, обеспечивающих заданное управление соответствующим процессом эксплуатации. Коммерческая эксплуатация управляет использованием автомобилей по прямому назначению. Все стратегии тесно связаны с ней.

Таким образом, автомобильная транспортная система обладает особенностями, присущими сложным техническим системам: наличием единой цели, управляемостью, взаимосвязью элементов, иерархической структурой [6,c.387].

Система технической эксплуатации автомобилей включает подсистемы:

  • организации дорожного движения;
  • управления автомобилем;
  • организации хранения исправных автомобилей и оказания технической помощи автомобилям на линии.

Техническое обслуживание — комплекс операций (или операция) по поддержанию работоспособности (или исправности) подвижного состава при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности подвижного состава и восстановлению ресурсов подвижного состава или его составных частей.

Между этими двумя группами могут существовать различные соотношения в зависимости от принятого критерия оптимальности и метода проведения работ. Однако в любом случае основное требование, предъявляемое к ТО и ремонту автомобилей, состоит в том, чтобы при ограниченных затратах труда и средств обеспечить наибольшую вероятность того, что в необходимый момент на автомобиле можно выполнить поставленную задачу [8,c.36].

При формировании системы ТО и ремонта подвижного состава главное внимание обращают на режимы ТО и ремонта (число видов обслуживания, периодичность, перечень и трудоемкость выполняемых работ).

При этом руководствуются следующим: число видов ТО должно быть минимальным, высшие номера обслуживания должны включать в себя номенклатуру работ низших, следует избегать ненужных разборок и регулировок сопряженных пар, предусматривать возможность механизации и автоматизации профилактических работ.

Режимы ТО разрабатываются для нескольких типичных условий эксплуатации автомобилей. Проверяют их в конкретных условиях эксплуатации по критериям, позволяющим установить соответствие выбранных режимов ТО действительно необходимым. Основными критериями оценки служат эксплуатационная надежность, трудоемкость ТО и ТР, затраты на выполнение ТО и ТР на 1000 км пробега и эффективность ТО [5,c.301]. автотранспортный предприятие обслуживание

Эксплуатационную надежность автомобилей определяют по среднему значению коэффициента технической готовности, трудоемкость ТО и ТР -хронометражными наблюдениями, а затраты — по экспериментальным данным в реальных условиях эксплуатации автомобилей.

На автомобильном транспорте принята планово-предупредительная система ТО и ремонта подвижного состава. Принципиальные ее основы установлены действующим Положением о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

В соответствии с Уставом автомобильного транспорта Положение обязательно для всех организаций и предприятий автомобильного транспорта, для организаций и предприятий автомобильной и смежных отраслей промышленности в части обеспечения установленных нормативов и взаимодействия с эксплуатационными и ремонтными организациями и предприятиями автомобильного транспорта. Техническое обслуживание предусматривает:

  • поддержание подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде;
  • обеспечение надежности и экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды;
  • уменьшение интенсивности ухудшения параметров технического состояния;
  • предупреждение отказов и неисправностей, а также выявление их с целью своевременного устранения.

Цель профилактических и ремонтных воздействий — обеспечение исправного состояния автомобильной техники. Однако при прочих равных условиях важнейшим фактором, от которого зависит уровень суммарных материальных и трудовых затрат на поддержание автомобилей в исправном состоянии, является соотношение профилактических и ремонтных воздействий. Определение технического состояния подвижного состава, его агрегатов и узлов без разборки производят с помощью контроля (диагностирования), который является технологическим элементом ТО и ремонта. Цель контроля (диагностирования) при ТО заключается в определении действительной потребности в выполнении операций, предусмотренных Положением, и прогнозировании момента возникновения неисправного состояния путем сопоставления фактических значений параметров с предельными, а также в оценке качества выполнения работ [7,c.57].

Нормативно-техническая документация по ТО и ремонту включает: принципы, определения, рекомендации, нормативы и методы Их корректирования с учетом условий эксплуатации, технологию.

Номенклатура профессий персонала, обеспечивающего исправное состояние подвижного состава, включает рабочих различных специальностей, техников и инженеров.

Капитальный ремонт подвижного состава, агрегатов и узлов предназначен для восстановления их исправности и близкого к полному (не менее 80 %) восстановлению ресурса. КР подвижного состава, агрегатов и узлов производят, как правило, обезличенным методом, предусматривающим полную разборку объекта ремонта, дефектацию, восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание [10,c.64].

Текущий ремонт предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава с восстановлением или заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельно допустимого состояния При ТР допускается одновременная замена (комплектом) агрегатов, узлов и деталей, близких по ресурсу. Отработавшие агрегаты, узлы и детали направляют на специализированные производства для восстановления в качестве запасных частей и комплектования из них ремонтных комплектов. Применение ремонтного комплекта должно исключать дополнительные потери рабочего времени на доводку его элементов и доставку недостающих деталей на рабочее место. ТР должен обеспечивать безотказную работу отремонтированных агрегатов, узлов и деталей на пробеге не меньше, чем до очередного ТО-2 [3,c.90].

На автотранспортных предприятиях, где относительно небольшой списочный состав парка, а следовательно, и небольшая программа по техническому обслуживанию не позволяют внедрить поточный метод, профилактические воздействия осуществляются на универсальных постах, обеспечивающих полное выполнение перечня обязательных операций ТО-1 (или ТО-2) на каждом из них.

Система управления качеством ТО и ТР — это совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств. Система управления качеством должна предусматривать совокупность взаимоувязанных организационных, технических, экономических и социальных мероприятий по обеспечению целей управления качеством технического состояния подвижного состава [15,c.357].

2. Организация технического обслуживания на примере ОАО «Дорекс»

2.1 Общая характеристика ОАО «Дорэкс»

Система управления качеством ТО и ТР — это совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств. Система управления качеством должна предусматривать совокупность взаимоувязанных организационных, технических, экономических и социальных мероприятий по обеспечению целей управления качеством технического состояния подвижного состава.

ОАО «Дорэкс» — крупное дорожно-эксплуатационное предприятие г.Чебоксары, работающее в сфере оказания услуг по благоустройству города.

ОАО «Дорэкс» на сегодняшний день обслуживает территории общей площадью 2 382 557,3 кв.м. Основной профиль деятельности — текущее содержание городских дорог для бесперебойного пропуска всех видов транспорта: механизированная и ручная уборка проезжей части улиц, мостов, тротуаров и других объектов внешнего благоустройства, вывоз мусора и снега с обслуживаемых территорий. Организация также оказывает автоуслуги и услуги по перемещению автотранспорта по заявкам УГИБДД МВД ЧР.

Предприятие полностью обеспечивает процесс своей деятельности — начиная от ремонта техники, заканчивая производством песчано-соляной смеси, используемой для содержания автомобильных дорог в зимний период.

ОАО «Дорэкс» имеет:

  • две производственные базы, на территории одной из которых размещены административное здание с оборудованной диспетчерской службой (ЦУП);
  • пескобаза;
  • закрытая теплая стоянка для спецмашин, предназначенных для экстренного выезда на линию, автомашин технической помощи с передвижным электрогазосварочным аппаратом и др.специализированными механизмами, обеспечивающими содержание дорог;
  • два топливо-масло заправочных пункта;
  • здание ремонтно-механической мастерской.

Обслуживаемые территории города разделены на четыре эксплуатационных участка: Московский, Ленинский, Калининский, мосто-эксплуатационный. Ответственность, за которые несут начальники участков. Регулярно проводится инвентаризация обслуживаемых площадей с целью подтверждения объемов работ, а также паспортизация уличных дорожных сетей для получения более полной информации по обслуживаемой территории и закрепления персонально ответственных лиц за участки.

В практику работы предприятия вводятся новейшие технологии -ведется оснащение специальной техники спутниковой системой мониторинга, позволяющей получить комплексную информацию о ходе выполнения маршрутного задания: фактическое время нахождения техники на маршруте, скорость ее передвижения, период простоя, длина пройденного пути.

Для эффективности управления механизированной уборкой проезжей части улиц в городе на основных перекрестках установлено 20 видеокамер, позволяющих получать оперативную информацию о ходе работ и ситуации на дорогах в режиме реального времени. Также налажена внутренняя система видеонаблюдения, состоящая из 30 камер, расположенных как по периметру, так и на территории предприятия. Разработано и внедрено новое программное обеспечение, позволяющее автоматизировать работу складов запчастей и ГСМ, диспетчерской службы, производственного и бухгалтерского блоков.

По данным на 16.09.2014 г. на предприятии работает 496 чел., из них:

  • 110 — в автоколонне;
  • 98 — в механизированной колонне;
  • 73 — на производственной базе;
  • 157- на эксплуатационных участках города.
  • Численность ИТР составляет 58 чел.

Качество выполняемых работ на предприятии обеспечивается комплексным систематизированным контролем со стороны руководства предприятия, а также регулярными проверками службы Заказчика.

Рассмотрим структуру доходной части ОАО «Дорэкс», представленной в табл. 1

Таблица 1. Структура доходной части по текущему содержанию городских дорог ОАО «Дорэкс», по итогам деятельности за 2013 — 2014 гг. (тыс. руб.)

п/п

Наименование показателя

2013 т.р.

Уд.вес, %

2014 т.р.

Уд.вес, %

Темп роста, %

Всего доходов

84917

100

99150

100

116,8

1.

Выручка от реализации, т.ч.:

82530

97,2

97520

98,4

118,2

1.1.

— муниципальный заказ

73155

86,1

92833

93,6

126,9

1.3.

— оказание автомобильных услуг

2339

2,8

2392

2,4

102,3

1.4.

— прочие основные доходы

7036

8,3

2295

2,4

32,6

2.

Выручка от прочих видов деятельности

2387

2,8

1630

1,6

68,3

По итогам деятельности за 2014 год, выручка предприятия составила 99150,00 тыс. рублей, что на 16,8 % больше, чем за аналогичный период прошлого года, наибольший удельный вес в структуре полученной выручки, занимают доходы от выполнения муниципального заказа — 93,6%, по ним же произошел и наибольший рост доходов, на 126,9 % (табл.1).

Рост доходов от основного вида деятельности, продиктован ростом тарифов на оказываемые услуги, а так же увеличением обслуживаемой площади проезжей части городских дорог.

Расходы от основного вида деятельности ОАО «Дорэкс» по итогам 2014 года составили 93066,00 тыс. рублей, что на 11,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. З

начительный темп расходов на 27,2 % произошел по статье «Расходы на оплату труда», что продиктовано, повышением ставки первого разряда, в течение 2014 года, и переходом на 2-х сменный график работы эксплуатационных участков и рабочих мастерских.

Так же возросли расходы на горюче-смазочные материалы, на 16,9 и запасные части на 35,6 %. Рост расходов на ГСМ, продиктован не только ростом отпускных цен на горючее, но сложившимися погодными условиями в осенне-зимний период 2014 года, когда в целях борьбы с зимней скользкостью была увеличена интенсивность транспортной работы автомобильной и тракторной техники.

Структура расходов предприятия не претерпела значительных изменений по сравнению в прошлым годом, на первом месте в структуре затрат, находятся расходы по оплате труда — 40,2 %, затем следуют расходы на горюче-смазочные материалы — 12,2%, отчисления на социальные нужды — 10,2 % и расходы на привлеченную технику — 9,5 %.

Следует отметить, что по итогам деятельности за 2014 год, темп роста доходов от основной деятельности составил 116,8 %, а расходов 111,3 %, таким образом темп роста доходов опережает темп роста расходов на 5,5%.

По итогам 2013 года, стоимость активов предприятия возросла на 2775 тыс. рублей, или на 5,5 %, рост произошел за счет увеличения суммы дебиторской задолженности на 3846 тыс. рублей или на 36,4 %.

Таблица 2. Структура актива баланса ОАО «Дорэкс»

№ п/п

Наименование статьи

2013 г.

2014 г.

Откл., тыс. руб.

Темп роста %

Откл. по уд. весу

Тыс. Руб.

Уд.вес, %

Тыс. Руб.

Уд. вес, %

1

Итого активов, в том числе:

50487

100

53262

100

2775

105,5

1.1.

Внеоборотные активы

31486

62,4

28686

53,9

-2800

91,1

-8,5

1.2.

Оборотные активы

19002

37,6

24576

46,1

5574

129,3

8,5

1.2.1

Запасы

8175

16,2

8761

16,4

586

107,2

0,3

1.2.2

НДС по приобретенным ценностям

1

0,002

-1

0,0

0,0

1.2.3

Дебиторская задолженность

10572

20,9

14418

27,3

3846

136,4

6,1

1.2.4

Денежные средства

254

0,5

1397

2,6

1143

550,0

2,1

Рост суммы дебиторской задолженности продиктован, увеличением задолженности основного заказчика работ акционерного общества МУ «Управление ЖКХ и Б», как указывалось ранее, сумма доходов от выполнения муниципального заказа, в общей сумме доходов составляет 94 %. На предприятии действует Коллективный договор, который принят на общем собрании коллектива ОАО «Дорэкс». В целом финансовое состояние предприятия за 2013 год удовлетворительное.

Для более полного описания предприятия рассмотрим динамику финансово-экономических показателей деятельности ОАО «Дорэкс». Основным показателем, отражающим результат работы предприятия, является объем реализованных услуг. Он определяется в действующих ценах и включает стоимость выполненных и оплаченных покупателями услуг предприятия.

Таблица 3. Основные финансово-экономические показатели деятельности ОАО «Дорэкс» за 2013- 20014г.г.

Показатели

Годы

Изменения

2013 т. руб

2014 т.руб.

Абсол-ютное

Отно-сительное, %.

1.Объем выполненных услуг в действующих ценах, тыс. р.

84917

99150

8360

116,8

2.Среднесписочная численность работающих, чел

440

496

56

112,7

3.Среднегодовая выработка одного работника, тыс. р.

97,0

116,9

19,9

120,5

4.Фонд оплаты труда работающих, тыс. р.

27288,8

31682,0

4393,2

116,1

5.Среднемесячная заработная плата одного работающего, руб.

7538

9738

2200

129,2

6.Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. р.

31486

28686

-2800

91

7.Фондоотдача основных фондов

2,7

3,5

0,8

129,6

Данные табл. 3 свидетельствуют, что в течение анализируемого периода наблюдается рост объемов выполненных услуг, причем в 2013 году темп роста превышает темп роста предыдущего года на 16,2%. От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависит объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов. В течение анализируемого периода произошло увеличение численности работников предприятия с 440 человек в 2013 году до 496 человек в 2014 году. Текучесть кадров за 2013 год составила 26,1%. Принято за год 136 человек, уволилось 141 человек.

Происходит увеличение среднегодовой выработки на одного работника. Так в 2014 году темп роста составил 116,8 % к уровню предыдущего года. Фонд оплаты труда увеличивается в 2014 году на 4393,2 тыс.руб. Это связано с ростом среднемесячной заработной платы работников предприятия.

За 2014 год среднемесячная заработная плата 1 работающего составила 9738 рублей, одного рабочего -7626 рублей, 1 АУП — 12014 рубля. Наибольший рост средней заработной платы наблюдался у водителей автомобильной и механизированной колонн на 38 % и 35 % соответственно, а также рабочих мастерских на 38%.

Также данные табл. 4 свидетельствуют, что фондоотдача основных средств на предприятии имеет положительную динамику. Рост в 2014 году составил 129,6 % к уровню предыдущего года. В отчетном году она составила 3,50 руб., это означает, что с каждого рубля, вложенного в основные фонды, предприятие получает 3 руб.50 коп. оказанных услуг.

2.2 Структура эксплуатационного отдела ОАО «Дорэкс»

Основным заказчиком и органом контроля за деятельностью и выполнением работ ОАО «Дорэкс», является Акционерное Открытое Общество «Управление ЖКХ и Благоустройства». Оно является уполномоченным лицом от Администрации г. Чебоксары на заключение договоров по муниципальному заказу.

В ведении ОАО «Дорэкс» находится 98 единиц спец.техники, из них 52 единици входят в состав автоколонны, а 46 единици — в состав мехколонны. Для повышения эффективности использования техники механизированного парка отдельные виды спец.техники переоборудуются с зимнего варианта использования на летний. Предприятие подвержено сезонным колебаниям. В связи со спецификой работы на предприятии введено круглосуточное дежурство автомехаников, и слесарей обслуживающих транспортные средства. Эта структура характеризует ОАО “Дорэкс ” как предприятие производственного типа. На предприятии имеются два транспортных отдела, и цех обслуживающий эти отделы. Вся информация о технической готовности транспортных средств поступает в диспетчерскую службу предприятия, где формируются графики выхода техники на линию.

Для эффективной и оперативной работы по эксплуатации дорог предприятие имеет две производственных базы. На одной из них размещены следующие объекты:

  • административное здание конторы с оборудованной диспетчерской службой (ЦУП);
  • пескобаза;
  • закрытая теплая стоянка для спецмашин предназначенных для экстренного выезда на линию, автомашин технической помощи с передвижным электрогазосварочным аппаратом и некоторых других механизмов, обеспечивающих содержание дорог;
  • два топливо-масло заправочный пункт емкостью 15000 л.;
  • здание ремонтно-механической мастерской с размещением в нем двух постов со смотровыми ямами для ремонта машин и механизмов;
  • токарного участка с комплектом станков для металлообработки (токарный, фрезерный, сверлильный и заточной станки);
  • электро-газосварочного участка;
  • агрегатного участка для разборки, ремонта и сборки агрегатов и узлов машин и механизмов;
  • электропункта (автоэлектрика) с аккумуляторной;
  • электропункта для объектов наружного освещения;
  • малярного участка для реставрации и покраски техники ;
  • гардеробных (раздевалок), умывальни;
  • материально-технического склада площадью 100 кв. м.;
  • наружные и внутриплощадочные инженерные сети;
  • противопожарные сооружения (гидранты).

Большинство автомашин предприятия оснащены спутниковой навигацией, для оперативного поступления информации во время гололеда, снежных заносов и прочих погодных условий.

Техническое обслуживание предприятия осуществляет ремонтный цех.

По уровню технологии и организации производства ОАО “Дорэкс” не отстает от передовых предприятий своей отрасли. На предприятии разработано технологическая карта технического обслуживания автотранспортных средств, в котором предусматривается:

  • ежедневное обслуживание (ЕО).

  • первое техническое обслуживание (ТО-1).

  • второе техническое обслуживание (ТО-2).

  • текущий ремонт (ТР).

Текущий ремонт включает в себя текущий ремонт автомобиля, агрегатов, узлов и механизмов. Периодичность ТО нормируется в зависимости от категории эксплуатации. При среднемесячном пробеге подвижного состава меньше периодичности ТО-1, его проводят не реже одного раза в месяц, а ТО-2 не реже 2 раз в год .

3. Основные направления совершенствования системы технического обслуживания и ремонта автомобилей

Выполнение профилактических и ремонтных работ автомобильной техники в заранее запланированный срок или после определенной наработки не вполне удовлетворяет возросшим требованиям обеспечения безопасности дорожного движения и экономичной эксплуатации подвижного состава. Не исключены случаи появления отказов и неисправностей. Некоторые профилактические работы выполняются преждевременно или с опозданием. Основной причиной такого положения является то, что большинство работ по ТО и ремонту автомобильной техники осуществляется без учета фактического технического состояния элементов автомобиля. В связи с этим назрела необходимость дальнейшего совершенствования системы ТО и ремонта автомобильной техники.

Наиболее совершенной системой ТО и ремонта автомобилей следует считать такую, которая наиболее полно обеспечивает взаимодействие процессов изменения технического состояния автомобиля (т. е. процессов изменения диагностических параметров) и процессов восстановления. Классическим примером такой системы могут быть обслуживание и ремонт автомобильной техники по техническому состоянию.

Техническое обслуживание автомобилей по техническому состоянию называется планово-предупредительным. Периодичность и объем работ по технической диагностике являются планируемыми. Предупредительный характер их обеспечивается постоянным наблюдением за надежностью и техническим состоянием автомобилей с целью своевременного выявления предотказного состояния. Принцип предупреждения отказов и неисправностей является основным. С этой целью широко можно использовать назначение упреждающих допусков .

Упреждающий допуск — совокупность значений параметров, заключенных между предельным и предотказным уровнями. Выход параметра за предельное состояние означает отказ, достижение предотказного уровня — необходимость проведения профилактических мероприятий.

При ТО и ремонте автомобилей по техническому состоянию с контролем уровня надежности элементов автомобиля элементы подвижного состава эксплуатируют без ограничения ресурса до отказа. Фактический уровень надежности элементов автомобиля (например, параметр потока отказов) не должен превышать установленного верхнего статистического уровня. В случае превышения этого уровня при прочих равных условиях для определенных элементов автомобиля последний направляется на обслуживание или ремонт; временно устанавливается межремонтный ресурс, который рассматривается как сигнал о необходимости повышения надежности данных элементов автомобиля. Чтобы применить этот метод, необходимо четко организовать систему сбора и обработки информации об отказах и неисправностях элементов автомобилей в АТП .

При ТО и ремонте автомобилей по техническому состоянию с контролем параметров агрегатов после отработки установленного ресурса предусматриваются непрерывный, или периодический, контроль и изменение параметров, определяющих техническое состояние тех или иных агрегатов. По результатам контроля принимается решение о продолжении эксплуатации автомобиля до следующей проверки. Изменения функциональных и диагностических параметров агрегатов производятся с определенной периодичностью в движении и при выполнении ТО и ремонта автомобиля.

Прогноз технического состояния или надежности агрегата устанавливается на период не менее чем до следующей проверки значений параметров. Параллельно используется статистическая информация о надежности элементов автомобиля. Данные прогноза — техническая основа для принятия решения о допуске агрегата к дальнейшей эксплуатации. ТО и ремонт автомобилей по техническому состоянию с контролем параметров эксплуатируемых агрегатов автомобиля относится к наиболее эффективным, а для наиболее сложных и ответственных агрегатов — и к единственно возможным.

Применение ТО и ремонта автомобилей по техническому состоянию потребует: широкого внедрения на АТП средств и методов технической диагностики, цифровых ЭВМ для оценки и прогнозирования технического состояния элементов, а также для сбора и обработки статистической информации о надежности автомобилей; создания на предприятиях специальных подразделений, которые выполняют работы по оценке и прогнозированию технического состояния автомобилей и принимают решение о допуске их к эксплуатации или назначении необходимых профилактических либо ремонтных мероприятий.

Применение ТО и ремонта автомобилей по техническому состоянию позволит более полно использовать «индивидуальные» возможности элементов автомобиля без увеличения вероятности их отказа, а также усовершенствовать конструкции вновь создаваемых моделей автомобилей .

В настоящее время на предприятии внедрена спутниковая навигация, с помощью которой можно отследить в реальном времени, на каком участке работ находится транспортное средство, определить его пробег, а также узнать причину простоя.

На предприятие необходимо вести блок АРМ техника ПТО, который включает в себя три блока. Первый модуль включает:

  • учет выработки автотехники;
  • планирование и учет ТО и ТР;
  • учет проведения капитальных ремонтов;
  • учет страхования транспортных средств.

Второй модуль:

  • учет шин;
  • учет аккумуляторов.

Третий модуль:

  • планирование и учет расхода запчастей и ГСМ.

В настоящий момент учет шин и аккумуляторов ведется в таблице EXCEL, в ячейки забиваются начальный и конечный пробег транспортных средств, затем по конечным данным, делается заключение о необходимости замены шин и аккумуляторов. При этом выдается акт о замене шин или аккумулятора.

Таким образом, из вышеописанного можно сделать вывод, что для более качественного и обслуживания транспортных средств необходима автоматизация всего производственного цикла.

Заключение

Автомобильная промышленность поставляет в народное хозяйство совершенный подвижной состав, конструкция которого имеет высокую надежность, однако вследствие усложнения конструкции подвижного состава необходимо применение все более сложных технических средств обслуживания автомобилей в первую очередь диагностических, а также совершенствование технологий и организации работ. Интенсивный рост автомобильного парка требует резкого повышения при обслуживании и ремонте подвижного состава, а усложнение конструкции — повышения квалификации ремонтно-обслуживающего персонала.

Руководство в свою очередь должно соблюдать все требования и законы охраны труда, предоставлять возможность повышать квалификации сотрудников, создавать необходимые условия для качественного технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

Изменение условий хозяйствования обусловливает необходимость применения новых, более совершенных организационных методов управления процессами ТО и ремонта подвижного состава в АТП с учетом ситуации в региональных сервисных рынках. Однако технологические принципы организации и управления и производством ТО и ремонтом существенно не изменяется, что объясняет необходимостью поддерживать технически исправное состояние подвижного состава в условиях действия любых экономических механизмов. Как показали исследования и опыт работы передовых АТП, наибольшая эффективность и решение вопросов организации производства может быть достигнута благодаря централизованной системе управления производством (системы ЦУП), основанной на централизации управления производством ТО и ремонта подвижного состава на АТП. Внедрение этой системы является первым этапам создания АСУ инженерно-теорической службы АТП.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/organizatsiya-transportnoy-slujbyi-na-primere-3/

1. Бачурин, А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций/ А.А. Бачурин — М.: Академия, 2010 — 320с.

2. Вахламов, В.К., Шатров М.Г., Юрчевский А.А. Автомобили — М.: Академия, 2011 — 816с.

3. Власов, В.М. и др. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей/В.М.Власов- М.: Академия, 2012. — 280 с.

4. Карагодин, В.И. Ремонт автомобилей и двигателей / В.И.Карагодин — М.:Транспорт, 2010 — 652 с.

5. Карагодин, В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учеб. для студ. проф. учебных заведений /В.И.Карагодин, Н.Н. Митрохин. — 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2012 — 496 с.

6. Ковалёв, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия /В.В.Ковалев, О.Н.Волкова — М.: Проспект, 2010 — 526 с.

7. Крамаренко, Г.В. Техническое обслуживание автомобилей/Г.В. Крамаренко- М: Транспорт, 2010г. — 244 с.

8. Масуев, А.М. Проектирование автотранспортных предприятий/А.М. Масуев — М.: Академия, 2010. — 190 с.

9. Николаев, А.Б., Автоматизированные системы обработки информации и управления на автомобильном транспорте/ А.Б.Николаев, С.А.Алексахин, И.А.Кузнецов, В.Ю.Строганов — М.: Изд.центр «Академия», 2013 — 224с.

10. Общесоюзные нормы технологического проектирования автотранспортных предприятий. ОНТП01-91. — М.: Росавтотранс, 2010. — 200 с.

11. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта/ Минтранс РФ. — М.: Транспорт, 2013. -245с.

12. Рыбин, Н.Н. Предприятия автосервиса. Производственно-технологическая база / Н.Н. Рыбин — Изд. Курганского государственного университета, 2014 — 128с.

13. Суханов, Б.М. и др. Техническое обслуживание автомобилей: пособие по курсовому и дипломному проектированию / Б.М.Суханов — М.: Транспорт, 2013 — 280 с.

14. Туревский, И.С. Техническое обслуживание автомобилей. В 2 томах, ч.1, 2/И.С.Туревский — М.: Форум, 2014. — 304 с.

15. Шестопалов, С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей:учебное пособие для сред. проф. образования — 2-е изд., стер. /С.К. Шестопалов. — М.: Академия, 2011- 544 с.