Сравнительный анализ систем образования России и других стран

Аттестационная работа
Содержание скрыть

Конспектирование, реферирование, аннотирование источников.

Повышение роли образования в современном мире объясняется мировыми тенденциями экономического и общественного развития, которые должно учитывать государство, формируя свою образовательную политику особенно в условиях создания общеевропейского образовательного пространства Поэтому является весьма актуальным сравнительный анализ образовательной политики в России и странах Западной Европы, рассмотрение процесса формирования и развития образовательной политики в западноевропейской традиции, а также особенностей российской образовательной политики, изучение опыта осуществления образовательной политики в Европе и России на современном этапе

В этом отношении особенно интересен опыт таких западноевропейских стран, как Великобритания, Германия и Франция, что объясняется двумя важными причинами. Во-первых, эти страны составляют основу сложившихся к настоящему времени основных образовательных моделей, а именно, англо-саксонской (Великобритания) и континентальной (Германия и Франция).

Во-вторых, именно эти страны (при поддержке Италии) инициировали создание единого европейского образовательного пространства (Сорбонна 1998г.) Изначально делая ставку на экономическую интеграцию и пройдя путь от периода начального осмысления до обновления целевых, содержательных, организационных и социальных установок систем образования, эти страны накопили уникальный опыт в формировании политики в сфере образования Именно эти причины послужили основанием выбора Великобритании, Германии и Франции для сравнительного анализа опыта формирования их образователь-ной политики с российской

В структуру данной работы входит: введение, две главы, заключение, список литературы.

I. ХАРАКТЕРТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ РОССИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ

Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, дополнительное образование, колледжи, др.), основной целью которых является образование обучающихся в них.

Рассмотрим более подробно понятие «образовательная система». В педагогике образовательной является всякая система, цели которой связаны с обучением, развитием и воспитанием.

Некоторые исследователи считают, что образовательной системой является всякая специально организованная система, предназначенная для включения человека в культуру (прошлую, настоящую и будущую), обеспечения безопасного хода эволюционного развития культуры, т.е. для того, чтобы выработать и сформировать определенную готовность к действию, наладить механизмы ориентации, адаптации, побуждения, коммуникации, продуцирования ценностей в той или иной области [5].

1 стр., 397 слов

Победителя заочного этапа Всероссийского конкурса молодёжных ...

... по принимаемым сейчас шагам: Политики пытаются добиться отмены или смягчения санкций. Незначительный, но все же рост цен на углеводороды используется для наполнения бюджета. Искореняется коррупция, даже на самом высоком уровне. ...

Длительный и сложный процесс развития образовательных систем в каждой стране мира приобретает специфические черты, но общим их свойством является ориентация на непрерывность образования. Принципы построения образовательных систем непрерывного образования продиктованы объективными потребностями цивилизации. К ним относятся:

— ориентация образовательной системы на человека, на его неповторимую индивидуальность и базовые потребности, среди которых важнейшее место занимает потребность в непрерывном самосовершенствовании и самореализации;

— широкий демократизм образовательной системы, доступность и открытость любой ступени и формы образования каждому индивиду независимо от пола, социального положения, национальности, расы;

— гибкость образовательной системы, ее быстрое реагирование на образовательный спрос и особенности интересов, стилей и темпов обучения различных категорий населения;

— разнообразие образовательных услуг, предлагаемых системой, право каждого человека после базовой школы на выбор своей стратегии дальнейшего образования и развития;

— интеграция формальных и неформальных видов образования, создание целостного «образовательного поля», которое превращает общество в «обучающее» и «обучающееся»;

— широкое использование электронных технологий в целях образования на любом этапе жизнедеятельности людей (работа, отдых и т.д.) [5].

1.1.Образовательная система России

Система образования в Российской Федерации – это комплекс обучающих программ и государственных стандартов образования, которые взаимодействуют меж собой. Реализующие их образовательные сети состоят из независимых один от другого учреждений со своими типами и формами организационно-правового подчинения контролирующим и управляющим органам.

Российская система образования выступает как мощная совокупность сотрудничающих структур.

  1. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные типы и дополнительные. К основным общеобразовательным программам относят:

дошкольные;

— начальные;

— основные;

— средние (полные).

У основных профессиональных встречаются такие:

— средне-профессиональные;

-высокопрофессиональные, куда относится выпуск бакалавров, специалистов и высококвалифицированных магистров;

— послевузовское профессиональное обучение.

Современная система образования в России предполагает несколько последовательных форм освоения обучения в зависимости от реалий человеческой занятости и потребностей индивидуума:

28 стр., 13816 слов

Проблемы и перспективы развития образовательного туризма в россии

... высшее образование в Чехии приводит к росту туристических компаний, предлагающих широкий спектр услуг, направленных на организацию данного образовательно тура. Объект исследования: Образовательный туризм как вид туризма. Предмет: Проблемы и перспективы развития образовательного туризма в Чехии. Цель: Проанализировать проблемы и перспективы развития образовательного туризма в ...

— в стенах аудиторий – очная, очно-заочная (вечерняя) заочная;

— внутрисемейное;

— самообразование;

— экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

2. Научные и образовательные институции. Они функционируют ради реализации учебных программ. Само понятие системы образования в Российской Федерации невозможно без определения, что же такое образовательное учреждение. Это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Еще учебное учреждение обеспечивает содержание и правильное воспитание учащихся.

Схема системы образования в России выглядит так:

— первое звено – дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии);

— второе звено – общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование;

— третье звено – среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи);

— четвертое звено – высшее образование (университеты, институты, академии);

— пятое звено – послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).

Образовательные организации – это главное звено структуры системы образования РФ.

Образовательные организации бывают:

— государственными – регионального и федерального устройства;

— муниципальными;

— негосударственными, то есть частными.

Заведения образования распределены на:

— дошкольные;

— общеобразовательные;

— начального, общего, высшего профессионального обучения и послевузовского профобразования;

— военного высшего профобразования и дополнительного обучения взрослых;

— дополнительного образования;

— специального и корректирующего обучения санаторного типа [12,13].

На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных концессий, ограничения социального неравенства.

Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества — общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

7 стр., 3079 слов

« Оздоровление ребенка в условиях детского сада как форма развития ...

... дошкольное образовательное учреждение, в котором ребенок проводит большинство своего активного времени т.е. социальные структуры, которые, которые в основном определяют уровень здоровья детей. В федеральном законе «Об образовании» ... пронизывают всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и ...

      1. Дошкольный уровень образования в России

Дошкольное воспитание — ступень образования, на которой закладывается основа социальной личности. За последние годы прошла сложный путь в новое преобразование всей системы. Современное дошкольное образование — это открытая социально-педагогическая система предоставления образовательных и иных услуг дошкольного образования.

Детское дошкольное учреждение — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает образование, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.

В современную систему детских дошкольных учреждений в России помимо детского сада входят и такие виды дошкольных учреждений как:

— детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

— детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

— детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

— детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

— центр развития ребёнка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования появились новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания [13].

Дошкольные образовательные организации реализуют федеральный государственный стандарт дошкольного образования [2]

28 стр., 13662 слов

Исследование влияния туризма на уровень развития общей выносливости ...

... формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12 – 15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. ... зависти на только от толщины мышц (её физиологического поперечника), но и от способности включать одновременно в работу максимальное количество двигательных ...

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.

Это:

— совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми;

— образовательная деятельность в режимных моментах;

— организованная образовательная деятельность;

— самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

1. Социально-коммуникативное развитие;

2. Познавательное развитие;

3. Речевое развитие;

4. Художественно-эстетическое развитие;

5. Физическое развитие. [13]

      1. Школьное образование в России

Школьное образование в России представлено следующими типами школ:

— начальная школа;

— средняя общеобразовательная школа;

— лицеи;

Лицеи — учебные заведения, имеющие техническую направленность, позволяющие помимо качественного теоретического образования, сформировать у лицеистов практические навыки и умения в определенной технической области. Успешные выпускники лицея получают возможность льготного зачисления в тот вуз, с которым у руководства учебного заведения заключен договор о сотрудничестве.

— гимназии;

Гимназия — это школа, в которой преподавание осуществляется по специальным образовательным программам, направленным на углубленное изучение некоторых учебных дисциплин. Отличие лицея от гимназии есть и в специфике преподавания. В профильных классах гимназисты изучают отдельные теоретические дисциплины, в то время как в лицее особое внимание уделяется практической деятельности.

— специальные школы.

Специальные школы включают 15 видов специального обучения, реализуемых в 8 (6) основных типах специальных школ с обеспечением содержания, методов и форм организации для глухих детей, для слабослышащих и позднооглохших детей; для незрячих и слабовидящих детей; для детей с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для детей с трудностями в обучении — задержкой психического развития; для детей с умственной отсталостью (вспомогательная школа).

32 стр., 15733 слов

Образовательный менеджмент муниципальной системы образования города Рязани

... материала, его синтез и анализ. Глава 1. Нормативно-правовая основа муниципального образовательного менеджмента города Рязани 1.1 Нормативно-правовые источники функционирования муниципальной системы образования г.Рязани. В соответствии с ... выявлены интересные факты по итогам 90-х гг. и в области общего образования. В связи с существенным изменением системы конкурсного определения лучших педагогов ...

Образовательный процесс в специальной школе носит коррекционно-развивающую направленность и способствует формированию компенсаторных способностей, развитию личности учащихся, их социальной адаптации и интеграции в общество [12, 13]

Начальное уровень общего образования в России

В первый класс принимаются ученики, которым на 1 сентября учебного года поступления исполнилось шесть с половиной лет, то есть дети, которым на 1 марта года поступления исполнилось 6 лет. Однако, по разрешению учредителя, школа может принять в первый класс и детей более раннего возраста. На момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет. [1]

Начальное общее образование направлено на формирование личности учащегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Стандарт начального общего образования позволяет обеспечить единство образовательного процесса на всей территории страны. В нем содержатся требования к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре программы, базисный учебный план, в который, в частности, был включен раздел «Внеурочная деятельность». В современной начальной школе предполагается две системы обучения – это традиционная и развивающая. В рамках традиционной системы изучается одна из семи программ: «Школа России», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний». К развивающим относятся программы Занкова и Эльконина-Давыдова, однако и многие классические программы были настолько трансформированы, что уже могут считаться развивающими.

Начальные школы можно разделить как по направленности (углубленное изучение определенных предметов – например, иностранных языков или математики), так и по формату – частные или государственные. Начальная школа может существовать как самостоятельная образовательная организация, так и входить в состав основной или средней общеобразовательной школы.

За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за класс и ведёт почти все предметы (за исключением физкультуры и музыки).

Класс имеет одно собственное помещение, где проводятся все уроки, кроме тех, для которых требуется специальное помещение или оборудование. Количество уроков обычно не превышает четырёх в день. Обязательные для изучения такие предметы как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык» (со 2 класса), «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура», «Основы религиозной культуры и светской этики» (4 класс).

Основной уровень общего образования в России

В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Главная цель федерального государственного стандарта основного общего образования заключается в создании условий, позволяющих повысить качества образования, достичь новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства [3].

30 стр., 14823 слов

Проектирование профориентационной квест-экскурсии для учащихся основной школы

... квест-экскурсии для учащихся основной школы. 5. Описать основное документационное обеспечение профориентационной квест-экскурсии для учащихся основной школы. 6. Представить экономическое обоснование профориентационной квест экскурсии для учащихся основной школы. 7. Подвести итоги проделанной работы. ...

Основная задача основного уровня общего образования школы дать базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине (иногда по двум и более), за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель, который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников. Общее количество изучаемых в основной школе дисциплин — около двадцати. Среди них: алгебра, геометрия, физика, неорганическая химия, биология, русский язык, литература, история, обществознание, география, иностранный язык, информационно-коммуникационные технологии, музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение, физкультура, мировая художественная культура, основы безопасности жизнедеятельности. Для учащихся, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в учебном плане предусмотрены часы на внеурочную деятельность. Учебная нагрузка составляет в среднем шесть уроков в день.

В 15 лет учащиеся завершают курс программы основной школы. По окончании основной школы ученики сдают Государственную (итоговую) аттестацию (ГИА) в форме ОГЭ: математика, русский язык и ещё два по выбору (под «сдачей» как результатом понимается получение отметки не ниже «удовлетворительно).

После успешной сдачи государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена получают аттестат об основном общем образовании. Затем учащиеся могут либо продолжить свое образование в школе (то есть пройти курс образовательной программы средней школы) и получить по его окончании аттестат о среднем (полном) общем образовании, либо поступить в средние специальные учебные заведения. Обязательным для всех граждан является начальное и основное общее образование.

Средний (полный) уровень общего образования в России

Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся. Поэтому учебный план этой ступени включает наряду с обязательными предметами и предметы по выбору самого учащегося. Обязательная недельная нагрузка на этой ступени существенно снижается по сравнению с предыдущей. Для более глубокой дифференциации совет школы может принять решение о введении в школе профиля обучения (гуманитарный, физико-математический, технический и др.).

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в высшие учебные заведения. В России — это последние два года обучения: 10 и 11 классы.

9 стр., 4460 слов

Дидактические основы профессионального обучения

... в моделировании содержания профессиональной деятельности будущих рабочих и специалистов. 1.2. Сущность и функции процесса профессионального обучения Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, ...

По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.

Успешно закончивший последний этап обучения получает аттестат о среднем (полном) общем образовании — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Дети, не справившиеся с программами одного из данных уровней, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

1.1.3.Профессиональное образование

Профессиональное образование в России подразделяется на:

— среднее специальное;

— высшее.

Среднее специальное профессиональное образование в России

Среднее специальное образование подразумевает получение специальности в учреждениях образования I-II уровня аккредитации (колледжи, техникумы) на базе общего основного или полного образования. Средне специальные учебные заведения готовят специалистов среднего звена практически по всем направлениям. Процесс обучения длится 2-3 года.

К обучению по программам СПО могут быть допущены лица, обладающие уровнем образования не ниже основного (9 классов общеобразовательной школы) или среднего общего (11 классов).

Программы среднего профессионального образования, реализующиеся на базе девяти классов, включают в себя дисциплины среднего общего образования. Разработка таких программ осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта к среднему профессиональному и среднему общему образованию и с учетом профессионального профиля, к работе по которому готовят учащихся.

Среднее профессиональное образование можно получить как в средних специальных учебных заведениях, так и на первой образовательной ступени вузов.

Виды учебных заведений, в которых можно получить среднее специальное образование:

— колледжи. Это средние специальные учебные заведения, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования на уровнях углубленной и базовой подготовки.

— училища и техникумы. Это средние специальные учебные заведения, в которых обучение проходит по основным программам начального профессионального образования, а также среднего профессионального образования, но только на уровне базовой подготовки.

Прием на бюджетное обучение по программам специального профессионального образования общедоступен для всех категорий граждан. Выпускник среднего специального учебного заведения – это специалист, который обладает глубокой подготовкой по своему профилю и может занимать все основные должности среднего звена на производстве, в частных фирмах или в государственных организациях.

Высшее профессиональное образование в России

Высшее образование можно получить в высших учебных заведениях страны (университетах, институтах, академиях) на базе полного общего или среднего специального образования. Первым уровнем высшего образования является бакалавриат. Диплом бакалавра представляет собой полноценное высшее образование, в более сжатые сроки (4 года).

14 стр., 6839 слов

Особенности профессионального обучения персонала: компетентностный подход

... этапность обучения. Знания, которые получаются в процессе обучения, необходимо разбить на последовательные этапы (учеба от более простых явлений к более сложным); - Нестерова О.В. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании hr ...

Этот уровень высшего образования появился в России после её присоединения к Болонскому процессу. Получив диплом бакалавра возможно продолжение обучения с более узкой специализацией в магистратуре.

Подготовка по программам специалитета сохранилась по немногим специальностям, утвержденным Правительством Российской Федерации, она подразумевает обучение в течение 5 лет и более. После окончания курса специалитета студент становится дипломированным специалистом и может при желании продолжить обучение в магистратуре. Но обучение будет платным. Обучение специалиста в магистратуре будет приравниваться к получению второго высшего образования.

Специалитет и магистратура находятся на одном уровне высшего образования, отличие лишь в том, что специалист считается профессионалом более узкой сферы. Диплом специалиста в России высоко ценится (больше, чем диплом бакалавра), но в Европе могут возникнуть проблемы с признанием диплома специалиста, поскольку там существует лишь степени бакалавра и магистра.

В отличие от специалитета магистратура предполагает более углублённую специализацию и возможность решения сложных задач. Профессионалы, выпущенные из магистратуры, могут заниматься научно-исследовательской и аналитической работой. Обучение длится 2 года.

Кроме среднего профессионального и высшего бывают виды образования, подготавливающие кадры высшей квалификации в аспирантуре (или адъюнктуре) и ординатуре. Также имеются программы ассистентуры-стажировки для подготовки творческих и педагогических деятелей высшей квалификации [13].

1. 2. Образовательная система Великобритании

В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в иерархической структуре управления парламентом, правительством. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее», в котором представлены рекомендации, как добиться положительных перемен в образовании. Они сформулированы в виде следующих целей:

— сокращение объема обязательного образования;

— совершенствование системы повышения квалификации преподавателей;

— сосредоточение управления образованием и подготовки кадров преподавателей в руках одного органа;

— увеличение инвестиций в образование;

— расширение участия общественности в деятельности школы [16].

Современная система образования Великобритании включает в себя:

— дошкольное воспитание,

— начальное образование,

— общее среднее образование,

— систему дальнейшего образования,

— высшее образование [6].

По всей стране действует система бесплатного общего образования для всех детей, независимо от социального положения, национального происхождения и т.п. Существуют школы муниципальные и частные. В муниципальных школах обучение бесплатное, в частных – платное. Система обязательного образования охватывает детей и подростков с 5 до 16 лет.

1.2.1. Дошкольное образование в Великобритании

Дошкольное образование в Великобритании, первый этап в системе образования Великобритании, начинается в 3-х летнем возрасте, и длиться в течение 2 лет. Дошкольное образование в Англии не является обязательным, дети до 5-ти летнего возраста могут воспитываться и дома.

Исходя из методических пособий, во время обучения в детском саду ребенок должен:

— постичь основы образовательного процесса;

— узнать, как построен мир;

— научится управлять своими эмоциями и придерживаться правил;

— быть одному, быть частью коллектива, учится общаться с окружающими;

— узнать, что такое риск, как его избежать, как принимать и анализировать свои ошибки;

— научится мыслить творчески;

Учебная программа разбита на 6 частей:

— личное, социальное и эмоциональное развитие;

— общение, язык и грамота;

— арифметика;

— понимание Мира;

— физическое воспитание;

— творческое развитие.

С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей [7].

В соответствии с Актом о реформе образования (1988) период обязательного образования подразделен на четыре «ключевые стадии»: с 5 до 7 лет, с 7 до 11 лет, с 11 до 14 лет, с 14 до 16 лет.

1.2.2. Школьное образование в Великобритании, Начальное образование в Великобритании

Начальное образование охватывает первые две стадии (с 5 до 11 лет).

Дети группируются по возрастным классам. Все предметы преподает один учитель. Урок длится от 15 до 45 мин. После окончания учебы дети не сдают экзамены и не получают свидетельств об окончании учебного заведения. В начальной школе основное время посвящено изучению английского языка (40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание, около 12% ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведения и религии [14].

В системе государственных школ дети в возрасте 5 лет начинают обучение в начальной школе. В некоторых районах еще сохранились отдельные «детские школы» (для детей от 4 до 6 лет), после которых ребенок переходит в «младшую школу» (для детей от 7 до 11 лет), однако в большинстве начальных школ в современной Англии дети учатся от 5 до 11 лет.

Ребенок попадает в подготовительный класс (так называется класс первого года обучения в начальной школе), когда ему исполнилось 4 года и если его родители вовремя подали соответствующее заявление, то есть в течение 6 месяцев до начала семестра (обучение в подготовительном классе обычно начинается раз в полгода).

Обучение в возрасте от 4 до 6 лет в Англии называется «Этап 1»: дети поступают в подготовительный класс в возрасте 4 лет, переходят из подготовительного класса в класс первого года обучения в 5 лет, а затем продолжают обучение в возрасте 6 лет в классе второго года обучения.

В возрасте семи лет для ребенка начинается «Этап 2» и соответствующее ему обучение: дети переходят в класс третьего года обучения с дальнейшим ежегодным переходом в следующий (соответственно, 4, 5 и 6) класс. По окончании начальной школы дети пишут стандартизированный тест, позволяющий определить уровень прогресса знаний.

Система среднего образования

В системе среднего образования Великобритании выделяются два основных вида школ:

— грамматические,

— объединенные,

— современные средние школы.

В грамматических школах дается общее полное среднее образование и осуществляется подготовка учащихся к обучению в высших учебных заведениях. Учебная работа в грамматических школах строится по принципу дифференцированного учебного плана. После окончания 5-го класса примерно 60% учащихся, сдавших экзамены и получивших общее свидетельство об образовании на обычном уровне, уходят из школы. Остальные 40% продолжают обучение по индивидуальным учебным планам в двухгодичном 6-ом классе, который является выпускным.

Наиболее массовым видом школ являются объединенные школы. В них обучается около 90% учащихся Англии. В объединенную школу принимают выпускников начальных школ с различным уровнем умственных способностей и возможностей. Средние объединенные школы могут быть организованы различным образом: объединенные полные средние школы для детей от 11 до 18 лет; промежуточные школы, где ученики переходят в старшую объединенную школу в возрасте 12, 13 или 14 лет, заканчивая ее в 16 или 18 лет; школы для возрастной группы от 11-12 до 16 лет, комбинированные с так называемым «шестым классом». Объединенные школы были организованы с целью создания равных возможностей для получения образования. Они должны были обеспечить совместное обучение учеников с различными способностями, интересами и возможностями.

Для современных средних школ характерна прикладная направленность подготовки в целях ускоренного приобретения профессиональной квалификации. Средние современные школы дают общее среднее образование учащимся до минимального возраста обязательного обучения (16 лет).

До недавнего времени в Великобритании не существовало единых школьных программ и учебников. Разработка учебных программ являлась прерогативой директоров и старших преподавателей школ. Однако в соответствии с Законом об образовании (1986 г.) преподаватели должны согласовывать учебные программы с местными органами образования. Это относится, прежде всего, к объединенным школам. В национальном учебном плане определяется 10 обязательных предметов. Ключевыми предметами являются: английский язык, математика, естественные науки. К другим обязательным предметам относятся: технология, история, география, музыка, искусство, физическое воспитание и современный иностранный язык.

Срок обучения в общеобразовательной школе достигает тринадцати лет. Обязательными являются одиннадцать лет обучения. По достижении 14-летнего возраста подростки имеют право поступать в профессиональные школы. После 16 лет они вправе продолжать образование или идти работать. Школьники сдают экзамен на получение общего свидетельства о среднем образовании (сертификат об образовании обычного уровня).

Однако он не дает выпускнику право поступать в высшие учебные заведения. Ученики сдают 6-8 предметов. Если школьники хотят продолжать обучение, то они обязательно должны пройти экзамен по математике, английскому, естественным наукам и иностранному языку. Вопросы для экзаменов готовятся независимой экзаменационной комиссией. Эта же комиссия проверяет экзаменационные листы и выставляет оценки.

Для поступления в вузы страны необходимо иметь сертификат «уровня А» (A-Level).

С целью получения этого сертификата подростки проходят обучение в так называемой «шестой форме». Обучение длится два года, на протяжении которых глубоко изучаются выбранных 4 — 6 предметов. В конце обучения сдается экзамен, который и дает право на получение дальнейшего высшего образования. Обычно студенты сдают от 7 до 12 предметов. Так, по некоторым предметам выпускники пишут эссе, по некоторым им предлагается ответить на открытые вопросы, а часть экзаменов сдается в виде теста. После тринадцати лет успешного обучения вручается сертификат повышенного уровня (А).

Выпускные экзамены A-Levels являются вступительными экзаменами в университет [7, 11].

Очень многие школы, даже государственные, — это пансионы. То есть ученики в них не только посещают занятия, но и живут, поэтому все пансионы имеют большую огороженную территорию, на которой размещаются учебное, жилое здания и обязательно спортивный центр.

1.2.3. Профессиональное образование в Великобритании

В Великобритании сразу после школы, имея на руках британское свидетельство о полном среднем образовании, невозможно поступить в высшие учебные заведения. Необходимо поступить на академическую или профессиональную программу среднего образования. Академические программы развивают аналитическое и критическое мышление студентов, готовят к поступлению в высшие учебные заведения. Профессиональные программы ориентированы на конкретные знания и навыки, необходимые для работы.

Профессиональное образование предусматривает четыре уровня профессиональной готовности:

— первый уровень. Это компетентность, позволяющая производить однообразную работу.

— второй уровень. Способность делать работу самостоятельно и ответственно.

— третий уровень. Выполнение сложных и оригинальных работ;

— четвертый уровень. Исполнение специальных персональных заданий.

Профессиональное обучение осуществляется в объеденных школах, технических (профессиональных) колледжах, центрах профессиональной подготовки на производстве и центрах занятости. На особом месте находятся профессиональные колледжи. Здесь существует наиболее широкий спектр подготовки – от квалифицированного рабочего до специалиста промежуточного уровня. Колледжи тесно связаны с обучением на производстве. Сроки обучения в профессиональном колледже колеблются от одного до пяти лет. В колледжах дальнейшего образования можно получить профессиональное образование по какой-либо специальности (дизайн, машиностроение, садоводство и др.) [16, 7].

Система высшего образования в Великобритании представлена университетами и колледжами. По своей структуре университеты делятся на:

— коллегиальные, в структуру входят колледжи (университеты Кембриджа и Оксфорда);

— унитарные. В их структуру входят факультеты и отделения.

В классических колледжах, прошедших аккредитацию, можно получить диплом бакалавра;

Процесс обучения в британских вузах проходит в виде лекций, семинаров и практических лабораторных работ. Также существуют тьюториалы — дополнительные занятия с преподавателем в небольшой группе (от двух до десяти человек).

Все студенты английских вузов имеют доступ к современным библиотекам и научным лабораториям. Обучащиеся могут посещать большое количество факультативов. Образовательные программы в Британии очень гибкие и позволяют в конце обучения получить не одну, а две ученые степени разных направлений.

Высшие учебные заведения Англии выдают дипломы следующих категорий:

— диплом бакалавра. Обучение длится обычно три года. Для того чтобы получить диплом бакалавра с отличием, студенту необходимо проучиться четыре года;

— диплом магистра – срок обучения длится два года;

— докторский диплом – срок обучения длится 3 года.

Высшее образование в Великобритании платное, но в стране существуют различные стипендии и гранты. Они выдаются только особо одаренным студентам [11].

  1. 3. Образовательная система Германии.

Германия – федеративное государство, состоящее из 16 самостоятельных земель, каждая из которых располагает разнообразной по формам системой образования. Учебные планы и образовательный уровень каждой земли различны. В основном образовательные учреждения являются государственными. Для них действуют государственные предписания, касающиеся программ обучения.

Образование в Германии — четко выстроенная трёхступенчатая система, длительностью до 13 лет.

Ступени образования в Германии:

— начальная школа. Образование длится на протяжении 4-6 лет (в зависимости от региона, где находится школа).

— средняя школа. Имеет четкое разделение на уровни, в зависимости от знаний ученика и его дальнейших профессиональных перспектив, а также от желания поступать в высшие учебные заведения.

— высшее образование. Университеты в Германии подразделяются по образовательному профилю, а также по уровню их изучения: прикладной или научный.

На всех уровнях этой структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения, хотя количество последних незначительно. Германское государство гарантирует всем гражданам получение обязательного среднего образования, поэтому обучение в государственных начальных и средних школах бесплатное. В большинстве случаев бесплатным является и обучение в государственных университетах [8].

1.3.1.Дошкольное образование в Германии

Дошкольное образование не входит в структуру образования Германии. Поэтому сеть дошкольных детских учреждений в Германии развита слабо. Небольшое число детских садов, находящихся в основном в частном ведении, охватывают детей возраста 3 – 5 лет.

Система дошкольного образования в Германии направлена на развитие у детей детсадовского возраста навыков логического мышления. Все малыши до того, как пойти в общеобразовательную школу, разбирают веселые тесты с логической составляющей и учатся правильно выражать свои мысли. Педагоги помогают малышам развивать образное мышление, учат рисованию и прикладному творчеству. Также в садиках дети развиваются физически и учат основы музыкальной грамотности. А вот правописанию немецких детей до школы не обучают.

Критерием готовности к школьному образованию выступает не умение ребенка писать и быстро читать, а нормальная социальная зрелость [8].

1.3.2. Начальное образование в Германии

Первой ступенью в системе образования является начальная школа: I – IV классы, в некоторых землях I – VI классы. В начальной школе дети обучаются с 6 до 10, в Бранденбурге и Берлине до 12 лет. В начальных классах, особенно в первые 2 года, широко применяется комплексное обучение. Немецкий язык, арифметика, краеведение, музыка, физкультура, религия преподаются в комплексе. Лишь в III и IV классах выделяются отдельные предметы, хотя язык, краеведение и музыка продолжают преподаваться в комплексе.

Первые шесть лет все учащиеся занимаются вместе, в IV – VI классах решается вопрос, где ученик будет продолжать образование: в полной народной, реальной школе или гимназии. [8, 15].

В зависимости от успеваемости, способностей и склада характера преподаватели рекомендуют родителям и ученикам определенное направление средней в школы, которая содержит две ступени:

— I — до 10-го класса

— II — 11-13-й классы.

В некоторых федеральных землях 5 и 6 классы образуют ориентировочную ступень школы, которая призвана дать родителям, ученикам и учителям более надежную основу для решения о переходе ученика в школу второй ступени. Ориентировочная ступень организована как самостоятельное учебное заведение или как часть одной из школ второй ступени. В Берлине эта ступень оформлена как 5 и 6 классы начальной школы.

1.3.3. Система среднего образования в Германии

Среднее образование в Германии носит обязательный характер.

В школах изучают математику, немецкий, английский, химию, физику, латинский язык, музыку, историю, политику, физическую культуру, религию либо этику (на выбор), биологию, а также уроки полового воспитания (с 4 класса).

Эти предметы являются обязательными предметами в школах Германии.

Среднее образования в Германии делится на 4 уровня, которые определяют дальнейшие перспективы учеников:

— гимназия – самая престижная и вместе с тем сложная образовательная программа в рамках средней школы. Для того чтобы ребенок мог поступить в гимназию, необходимы рекомендации педагогов из начальной школы. Внутри гимназии ученик выбирает желаемый образовательный профиль: гуманитарный, технический или общественный. Гимназический диплом в будущем позволяет бесплатное поступление на большинство факультетов университета. Обучение в гимназии длится 9 лет.

— реальная школа направлена на получение профильного образования в сферах торговли, обслуживания, государственной службы. Обучение длится 5-6 лет. Все предметы проходятся в рамках специализированной программы, которая отдельно составляется для каждой специальности. По окончании реальной школы ребенок может поступить в профессионально-техническое училище или при успешной успеваемости продолжить образование в старших классах школы, а затем поступить в университет.

— общая школа предполагает получение образование по нескольким профилям, здесь совмещены гуманитарные и технические дисциплины. Обучение в такой школе предпочтительно для детей, которые не уверены в своих способностях и не определились с желаемой профессией. Дети учатся на протяжении 6 лет. После общей школы ученик может поступить в профильное училище или продолжить обучение в старших классах школы.

— основная школа дает базовые школьные знания, дети учатся до 10 класса. Сюда попадают ученики без рекомендации из начальной школы, а также те, кто не планирует обучение в университете. Однако часто после основной школы ученики предпочитают поступать в профессионально-технические учебные заведения.

Среднее образование второй ступени дают только гимназии в 11-12 классах. Ученики 13-го — это абитуриенты высших учебных заведений. Они сдают выпускные экзамены и по их результатам зачисляются в вузы. Экзамен проводятся по 4 предметам. Для поступления в ВУЗы выпускники должны пройти 28 курсов, сдать два обычных экзамена и два экзамена повышенного уровня. Экзамен может проводиться как в письменной, так и в устной форме [8].

1.3.4. Профессиональное образование в Германии

Государственная система профессионального образования обязательна для выпускников полной народной школы. Из всех обучающихся в ней подавляющее большинство посещают занятия в профессиональной школе низшего типа без отрыва от производства, где они проходят курс ученичества . Учащиеся последних трех классов посещают профессиональные училища сферы обслуживания или технические школы. Из списка профессий, которых почти 400, каждый может выбрать любую. В перечне присутствуют как технические, так и гуманитарные специальности. Занятия продолжаются по шесть — восемь часов в неделю. Программа обычно узкопрофильная — перечень изучаемых дисциплин полностью соответствует должности, которую занимает студент.

Дуальность предполагает, что одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в училище, остальные время — на предприятии. В училище молодежь получает теоретические знания, изучая как специальные предметы по избранной профессии, так и общеобразовательные (родной и иностранный языки, математику, религию).

А мастера на предприятия помогают им приобрести практические навыки. Программа обычно рассчитана на три года и завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, училища и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат.

По окончании образовательного учреждения помимо аттестата выпускник получает от фирмы-работодателя свидетельство о трудовой практике. Оба документа взаимосвязаны и действительны только вместе. Эта пара — аттестат и свидетельство — тоже дает право поступать в вуз. Дуальная система позволяет заранее подготовить именно столько специалистов.

Немецкая вузовская система образования состоит из высших учебных заведений разных типов и форм собственности. В зависимости от специальности и вуза срок обучения составляет от 4-х до 10 лет, в частных учреждениях – от 3-х до 5 лет.

Высшее образование в Германии можно получить:

— в университетах;

— специальных институтах — медицинских, педагогических и прочих;

— школах музыки и искусств;

— школах прикладных наук;

— профессиональных академиях.

Университетское образование в Германии делится на две стадии:

— базовую — 3-4 семестра, по окончании присваивается степень лиценциата;

— основную — 4-6 семестров, по завершении выдается диплом магистра, для студентов технических направлений – специалиста. После получения государственного диплома и степени магистра выпускники германских вузов могут сдать экзамен или защитить диссертацию на степень доктора. Эту степень могут получить только те студенты, которые имели преподавательскую практику и сдали предварительные квалификационные экзамены.

Большой популярностью в немецкой системе образования пользуются высшие школы. В них студенты обучаются по сокращенной программе. За 3-4 года учащиеся обретают знания в инженерии, медицине, менеджменте, компьютерной индустрии, экономике, сельском хозяйстве и т. п. Высшие школы обладают правом выдавать дипломы уровня «доктор» с присвоением академической степени. В Германии существует одна ученая степень – доктор наук, которая присваивается после защиты и полной публикации диссертации в учебном заведении [16, 8].

В профессиональных академиях можно получить образование так называемого третьего уровня. Учеба в них сочетается с производственной деятельностью. По окончании полного курса выпускникам вручается диплом бакалавра, с которым можно трудоустроиться в большинстве отраслей бизнеса или промышленности. Обучение продолжается 3 года, два из которых — основная учеба и один — профессиональная.

Базовый принцип системы высшего образования в Германии – академическая свобода. Вузы — это автономные заведения, которые предоставляют каждому студенту определенную самостоятельность. Он может не ходить на занятия вместе с однокурсниками — достаточно выбрать конкретную специализацию и соответствующую вузовскую программу, составить план и распределить время для освоения установленного объема знаний, посещения лекций, практикумов, стажировок, коллоквиумов. Большинству немцев и иностранцев не удается уложиться в стандартный срок обучения, поэтому иногда они проводят в вузах до десяти лет.

Система высшего образования в Германии также подразумевает совмещение учебного процесса с научными исследованиями. Эти особенности определяют график учебного процесса в университетах: каждый семестр состоит из лекционных периодов (14– 20 недель) и нелекционных, во время которых студент занимается самостоятельной научной работой [16].

    1. Образовательная система Франции

Обучение начинается с 6 лет. Обязательным для каждого гражданина Франции оно до 16 лет. Образование можно определить по главным принципам — прежде всего это свобода выбора учебного заведения, возможность бесплатного получение во время обучения.

Образовательная система во Франции имеет следующую структуру:

1. дошкольное образование (до 6 лет)

2. начальное образование (6 — 11 лет)

3. среднее образование (11 — 18 лет), заканчивающееся экзаменом на степень бакалавра

4. высшее образование

      1. Дошкольное образование во Франции

По правилам системы дошкольного образования во Франции малышей принимают в детсадовские учреждения с двухлетнего возраста и до шести лет.

Воспитанников делят на две возрастные группы:

— самые юные — до 4 лет, они заняты разнообразными играми;

— дети с 5 лет – кроме игр дети рисуют, лепят, осваивают счет, чтение и письмо, готовясь к поступлению в первый класс.

Среды во Франции принято посвящать домашнему привитию юным гражданам Республики семейных и религиозных ценностей, поэтому в эти дни садики в стране не функционируют.

Французская педагогическая система опирается на отлично отработанные методики и практикует нетривиальные способы социализации. Дети с раннего возраста посещают:

— заводы;

— хозяйства фермеров;

— парламент и Кабинет министров;

— концерты;

— научные лаборатории;

— мэрии;

— мастерские художников [10].

1.4.2. Начальное образование во Франции

Основное начальное обучение во Франции начинается тогда, когда ребенок уже знает письмо, речь и умеет читать. Во время образовательного процесса школьники получают навыки по таким предметам:

— арифметика;

— жизнь в обществе;

— французский язык и речь;

— художественные навыки;

— познание мира.

Данные предметы установлены Министерством образования, как самые главные и важные в формировании гражданина.

Принятая во Франции система школьного образования разделена на три блока: начальная школа (5 лет обучения), коллеж (4 года), лицей (2-3 года).

Обязательными являются только первые два.

В начальной школе учатся 5 лет. Все это время дети постигают основы классических школьных предметов и привыкают к пунктуальному планированию своей ежедневной занятости. Начальная школа обучает детей до 11 лет. После окончания цикла обучения в начальной школе учащиеся сдают экзамены на получение сертификата о начальном образовании. Обучение длится 27 часов в неделю (9-12 часов, и с 14 до 17 часов), четыре дня в неделю и в субботу утром. Все предметы в классе ведет один преподаватель.

Начальное образование продолжается пять лет, с 6 до 11 лет и делится на:

— подготовительный курс

— начальный курс 1-й год

— начальный курс 2-й год

— средний курс 1-й год

— средний курс 2-й год

      1. Система среднего образования во Франции

Средняя школа называется коллежем. В нее выпускники начального уровня переходят без вступительных экзаменов. На четыре года ученик ограничен в своих передвижениях, поскольку коллеж выбирается строго по территориальному принципу. Отсчет классов осуществляется в обратном порядке: поступают дети в шестой класс, а завершают учебу в третьем.

Согласно школьной схеме французской системы образования преподавание в коллеже ведется по трем циклам:

1. Адаптационный. Длится год, на протяжении которого дети вникают в новые стандарты обучения и приспосабливаются к методике изложения математики, правописания, истории, родного языка.

2. Центральный. К изучаемым предметам постепенно добавляются химия с опытами, физика с практикумами, латынь и иностранный язык.

3. Ориентационный. Ученики определяются с выбором специализации, по которой предстоит обучение в лицее, а затем в университете или высшей школе.

Обязательными для изучения являются предметы: французский язык, иностранные языки, математика, объединенный курс истории и географии, биология, физика, химия, физическая культура.

В 15 лет после коллежа ученики переходят в старшую школу — лицей с трехлетним курсом обучения. В них классы тоже отсчитываются в обратном порядке: второй — первый — выпускной.

Виды лицеев:

— профессиональные и центры обучения подмастерьев — здесь дети получают среднее специальное образование. Профессиональные лицеи имеют укороченную программу из двух курсов. Учащиеся получают рабочую профессию и имеют право завершить свое обучение. Диплом профессионального лицея не дает право на поступление в университет. Чтобы получить доступ к экзамену на бакалавра, нужно пройти дополнительный подготовительный класс.

— общеобразовательные и технологические — своего рода подготовительные курсы для поступления в университеты. Целью их является подготовка учащихся к экзамену на статус бакалавра.

Общеобразовательные лицеи подразделяются:

— на филологические;

— социологические;

— экономические;

— естественно-научные.

Технологические лицеи бывают:

— сервисными;

— научно-промышленными;

— медико-социальными;

— лабораторно-исследовательскими.

Лицей — завершающее звено системы среднего образования и одновременно переходная ступень к высшему образованию. Во Франции нет аттестатов о среднем образовании единого образца. В зависимости от специализации, выпускники общеобразовательных лицеев получают аттестаты одного из трех видов:

— литературной ориентации;

— ориентации на естественные науки;

— экономической ориентации.

Кроме того, аттестаты со специализацией на естественных науках, разделены на специализации более узкой направленности:

— сфера услуг;

— промышленные технологии;

— медико-социальная;

— лабораторные технологии [9].

      1. Профессиональное образование во Франции

Средних профессиональных учебных заведений во Франции не существует. Рабочую специальность за 2-3 года обучения можно получить в лицее профессионального образования.

Во Франции не существует строгой границы между средним специальным и высшим образованием: первое служит ступенькой для второго.

Система высшего образования во Франции предусматривает два варианта получения знаний – в высших школах и университетах. Большинство вузов имеет государственный статус. Особой разницы между двумя образовательными учреждениями нет, но только университеты в основном выпускают юристов, врачей, преподавателей и работников науки, а высшие школы заняты подготовкой профессиональных кадров для экономики, культуры, военных и управленческих учреждений. Специализированные высшие школы во Франции считаются более престижными, чем государственные университеты.

Во Франции существует два вида высшего образования.

Короткое — готовятся специалисты преимущественно для промышленных предприятий и сферы услуг. Через 2–3 года выпускники могут получить дипломы двух типов – технологического института и о присвоении высшей квалификации техника. Оба дают право продолжать учебу в университете или высшей школе.

Длительное — основной вид, который реализуется в университетах и высших школах.

Проходит в три цикла:

    1. Обучающиеся два года заняты изучением фундаментальных дисциплин и некоторых специализированных предметов. Студент, который проучился первый цикл в вузе, получает в зависимости от избранного профиля диплом общеуниверситетское образование или диплом о научно-техническом университетском образовании. С последним дипломом уже можно устраиваться на работу менеджером.

    2. На втором этапе степени присваиваются на каждом курсе. Здесь студенты могут выбирать между двумя и тремя годами обучения. После первого года студент становится лиценциатом, а после второго — магистром. Если цикл состоит из трёх лет, то студенту присваивается степень инженера. Есть ещё магистратуры с профессиональной ориентацией в области информатики, математики, иностранных языков. Те, кто завершает второй цикл, считаются получившими законченное высшее образование во Франции.

    3. Третий цикл продолжается год. По его завершении выпускники удостаиваются диплома о высшем образовании, который подтверждает готовность к работе по специальности.

Для зачисления во французские университеты не надо сдавать вступительные экзамены — достаточно иметь диплом старшей школы, иногда пройти тестирование.

Специализированная высшая школа считается элитным местом, то поступить туда труднее, нежели в обычный университет. Требуется пройти вступительные испытания.

Если студент решается учиться дальше, то дополнительный цикл позволяет ему получить диплом о специальном высшем образовании или исследовательский диплом. Те, кто получил такой диплом имею право поступать в докторантуру. Докторантура требует ещё три — четыре года послеуниверситетского обучения. На этом этапе готовятся к написанию диссертации и получению степени доктора наук. С этой учёной степенью можно читать студентам лекции в университете. А если доктор наук пожелает стать профессором, он должен представить Национальной конкурсной комиссии свои работы и публикации [18].

Вывод : Рассмотрев системы образования других стран, можно сказать, что:

-в каждой стране является обязательным образование примерно с 6 до 16 лет;

-образование делится на начальное, среднее и высшее;

-учреждения образования бывают государственным и частным и т. д.

Достоинствами систем образования в разных странах являются:

  1. Франция: французский язык в школе имеет особый статус. Каждый год после 1 класса каждый проходит тест без исключений. Оценка за этот тест учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра. Высшее образование бесплатное для всех;

  2. Великобритания: начальное и среднее образование альтернативное, оно имеет два вида; высшее образование платное, но для своих студентов — граждан могут предоставлять кредит, который выделяет либо сам университет, либо государство, и который отдают после получения диплома и устройства на работу;

  3. Исторически российская система образования исходит из германской системы

II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ГЕРМАНИИ, ФРАНЦИИ, Сравнительный анализ дошкольного образования

В странах Западной Европы как в России существуют разные категории дошкольных учреждений: дошкольные учреждения или детские сады, детские центры и воспитатели на дому, игровые группы. Франция, Великобритания, Германия не создают, в отличии от России, единой системы дошкольного образования, поэтому ребенка можно отдавать в тот детсад, программа обучения в котором содержит именно тот материал, который способен заинтересовать самого ребенка. Для детей, к примеру, любящих рисовать, можно выбрать детский сад с художественным уклоном.

Дети исследуемых стран до начала обязательного обучения посещают дошкольное учреждение или детский сад, которые курируются Министерством образования. Исключением является Германия, где дошкольное образование не включено в систему образования.

Дошкольное образование ребенка начинается с 2,5 до 6 лет, в зависимости от страны (см. таблицу).

Его продолжительность зависит от возраста, с которого начинается обязательное обучение.

Ни в одной из перечисленных стран дошкольное образование в учреждениях не является обязательным.

В каждой из перечисленных стран сложились системы дошкольного образования. Нужно отметить, что система дошкольного образования в любой стране развивалась менее интенсивно, чем система образования в целом.

Дошкольное образование в Великобритании можно получить как в государственном, так и в частном учебном заведении. Система дошкольных учреждений состоит из яслей и детских садов, в которых воспитываются около 50% маленьких англичан от 2 до 7 лет. Кроме этого, многие дети посещают игровые группы дошкольной подготовки, которые учреждаются добровольными организациями и родителями. Система воспитания в дошкольных учреждениях построена исключительно исходя из интересов ребенка. Во главу угла ставится забота о душевном комфорте ребенка. Посещение детских садов платное. С 3 лет каждому ребенку государство оплачивает 15 часов в неделю в детском саду.

С 5 лет начинается бесплатное обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей. Такие школы обычно организуются совместно со школами для младших школьников.

Сеть дошкольных учреждений в Германии развита слабо. Дети от 3 до 6 лет обучаются в детских садах. Некоторые из этих учреждений располагаются при школах. Также существует сеть частных детских садов. Дошкольная подготовка детей не является обязательной, посещение обычно необязательное. Исключением в большинстве земель является обучение детей соответствующего возраста, отстающих в развитии. В отличие от наших детских садов, в Германии не ведется дошкольная подготовка детей – садики не относятся к Министерству образования и не имеют соответствующей программы, целенаправленной финансовой помощи родителям, дети которых посещают детские сады, государство не оказывает.

В системах дошкольного образования Франции и России на современном этапе очень много схожих моментов. Например, возрастной ценз обучающихся в дошкольных учреждениях фактически одинаков. Их задачи и их функционирование — близки к идентичным. Дошкольные образовательные учреждения обеих стран помогают работающим и занятым родителям устроить ребёнка на то время, когда они сами не могут с ним быть. Как в России, так и во Франции, обучение и развитие ребёнка осуществляется через игры, общение, более-менее свободное времяпрепровождение, хотя во Франции дошкольное учреждение считается сильнее нагруженным дисциплиной, чем российский его аналог. Но цель и там, и там одна: подготовить к школе разносторонне развитого, адекватного ребёнка. Здоровье, эстетика и нравственность — вот то, за чем должны следить воспитатели. Финансирование дошкольных образовательный учреждений в обеих странах в основном государственное.

Сравнительный анализ начального образования

Начальная школа – это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.

В начальной школе Германии обучение длится от 4 до 6 лет. Образовательная программа на данном этапе обучения едина для всех учебных заведений страны. Начинается с полных 6 лет, в России — 6,6 лет. В отличие от Германии начальное образование российские дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно — с 1 по 11 классы. В Германии первые 2 года изучение предметов проводится в общем комплексе, когда знания из разных областей преподаются в рамках одного предмета. В последних классах начальной школы преподаватели рекомендуют ученикам определенную ступень средней в школе в зависимости от успеваемости, способностей и поведения.

В Великобритании перед тем как пойти в школу, ребенок обязан пройти курс дошкольной подготовки, во время которой особо не нагружают знаниями, а больше времени уделяют воспитанию и развивающим играм. Начальное образование получают дети с 5 до 11—12 лет. С 5 лет дети посещают двухлетние школы для малышей, с 7 до 11 лет — начальные школы. Изучают только три предмета — родной язык, основы математики и один по выбору. Уровень освоенных знаний проверяется на промежуточных экзаменах.

Во Франции дети, достигшие шестилетнего возраста, отправляются в начальную школу, где учатся по одинаковой для всех программе. Основное начальное обучение во Франции начинается тогда, когда ребенок уже знает письмо, речь и умеет читать. Во Франции обучение в начальной школе продолжается 5 лет, в России — 4 года. И в России, и во Франции один учитель преподает почти все предметы. По окончанию первых пяти классов дети сдают свой первый в жизни экзамен и получают сертификат об окончании начальной школы. В России выпускники начального уровня образования не сдают экзамены.

Сравнение систем среднего образования

Во второй половине ХХ века в ведущих странах мира прошли реформы системы общего образования. Увеличились сроки обязательного бесплатного образования. Действует промежуточная ступень между начальной и полной средней школой.

По завершении начального и неполного среднего обучения учащиеся распределяются по трем основным учебным потокам: полная общеобразовательная школа, которая ориентирует на теоретическую подготовку и дальнейшее обучение в университете; средняя школа c упором на подготовку к обучению в техническом вузе; профессионализированные учебные заведения [17].

По окончании срока посещения начальной школы школьники Германии переходят в школу следующей ступени, называемую ориентировочную ступень, которая призвана дать родителям, ученикам и учителям более надежную основу для решения о переходе ученика в школу второй ступени. В России такой ступени не существует вообще.

Основная школа Германии, в отличии от российской, включает четыре вида школ (основная, реальная, гимназия, общая).

Основная задача основной школы Германии в отличие от российской: оказать максимальную помощь в выборе будущей профессии.

Основное образовании Франции учащиеся получают в коллеже. В отличие от пятилетнего срока основного уровня российского образования, обучение в основной школе Франции длится 4 года. В конце 3-го класса ученики сдают экзамены для получения свидетельства об окончании коллежа. После 3-го класса ориентация дальнейшего обучения не зависит от наличия свидетельства об окончании коллежа. Она является главной целью и главным направлением в обучении, т.к. дальше ученики смогут продолжить свою учебу либо по «короткому» — профессиональные лицеи готовят учащихся в течение 2-х лет к профессиональному диплому, либо по «длинному» циклу обучения — учеников готовят в течение 3-х лет к экзамену на степень бакалавра.

В Великобритании основной уровень обучения не выделяется.

Для британцев обязательное среднее образование заканчивается в 16 лет, когда они сдают единый государственный экзамен GCSE. Экзамен проверяет знания по каждому предмету и состоит из трех частей: курсовая работа, теоретическое и практическое задание. По сути, этот документ можно сравнить с российским аттестатом об основном общем образовании. Затем учащийся может сделать выбрать между средним профессиональным образованием и получением высшего. Те школьники, которые хотят поступать в университеты, обязаны отучиться в колледжах еще два года по программе A-level. Она готовит ученика к конкретной профессии, в ней всего несколько профилирующих предметов. Результаты экзаменов A-level принимаются университетами как вступительные испытания. Школу по этой программе заканчивают в 18 лет.

В Германии среднее образование дают только гимназии в 11-12 классах. Ученики 13-го — это абитуриенты высших учебных заведений. Гимназия специализируется по трём основным направлениям: гуманитарному (языки, литература, искусство), общественному (общественные науки) и техническому (естественные науки, математика, техника).

По окончании обучения выдаётся диплом о среднем образовании. Немецкий диплом о среднем образовании является эквивалентом российского аттестата о полном среднем образовании и британского диплома A-level. Выпускники сдают выпускные экзамены и по их результатам зачисляются в вузы.

Во Франции среднее образование делится на коллеж и лицей. После третьего класса французские школьники могут выбрать два пути для дальнейшего обучения: пойти в коллеж (профессиональное учебное заведение) или выбрать лицей и получить полное среднее образование. Лицей — завершающее звено системы среднего образования и одновременно переходная ступень к высшему образованию. В лицее учатся три года. В российской системе образования это соответствует 10-му и 11-му классу + дополнительный год специализации. Главные отличия французского лицея от российской средней школы: во-первых, на этом этапе начинается специализация, а во-вторых, аттестат о среднем образовании получают далеко не все учащиеся лицеев, а только в среднем 80%. В лицее ученики выбирают специализированный класс по тому или иному направлению: гуманитарные науки, экономика и право, естественные науки. По окончании лицея учащиеся сдают комплексный выпускной экзамен “бакалавр”, который одновременно является первой университетской степенью. Получение бакалавра обеспечивает поступление в любой университет без вступительных экзаменов. Средние школы в России и бакалавриат во Франции бесплатны и доступны всем жителям. Французское же отличается тем, что склоняется больше в сторону специализации: научной, философской или гуманитарной, или же предоставляет общую специализацию, что дает более широкий выбор при определении с университетом. Наша же система предусматривает два обязательных экзамена на получение среднего полного образования, а остальные предметы можно сдавать исходя из требований выбранного вуза. И все же французский бакалавриат считается некой моделью нашего ЕГЭ, которое проводится для того, чтобы по достоинству оценить полученные знания и умения учеников.

Можно выделить несколько основ ных закономерностей общего средне го образования образовательных систем данных стран:

полная средняя школа преиму щественно подразделяется на 3 уровня: начальная, средняя и старшая (исключение Великобритания);

обязательным является обучение только в средней школе, после оконча ния которой ученик выбирает дальней ший путь получения образования ;

в старшей школе обучение профильное с количеством направлений специа лизации от двух до четырех;

количество обязательных учеб ных дисциплин в старшей школе значи тельно уменьшается ;

в некоторых странах ( Великобритания, Франция), аттестат об окончании средней школы получают д але ко не все его ученики;

в большинстве стран зачисление в вуз происходит по конкурсу аттестатов либо по результатам тестирования, единого по стране или индивидуального по вузам

Сравнение профессионального образования

Профессиональное образование — система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве. Профессиональная образовательная программа направлена на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготавливающих специалистов соответствующей квалификации. В каждой стране создаются свои национальные системы профессионального образования.

В ведущих странах мира за последнюю чет верть столетия резко расширились сети выс шего образ о вания. Этот процесс отразил возрастающую роль выс шей школы в экономическом прогрессе, обогащение представле ний о жизненных и деалах. З аметно переменился социальный со став студенчества: он стал более демократическим. Меняется содержание программ университетского и неуниверситетского выс шего образования.

Средних профессиональных учебных заведений во Франции не существует. Коллежем здесь называют II ступень средней школы. После 2-3 лет обучения в коллеже можно получить рабочую специальность.

В Великобритании после окончания школы можно поступить на академическую или профессиональную программу среднего образования. Академические программы развивают аналитическое и критическое мышление студентов, готовят к поступлению в высшие учебные заведения. Профессиональные программы ориентированы на конкретные знания и навыки, необходимые для работы. В России профессиональное образование также считается средним специальным, хотя за рубежом оно может относиться к высшему образованию. Средние специальные учебные заведения дают право по окончанию обучения начать профессиональную деятельность. Эти заведения предлагают только профессиональное образование, которое является альтернативой – A- Level. То профессиональное образование, которое будет здесь получено, может предположить студенту по окончанию учебного заведения профессиональную деятельность. А в это время программы A- Level подготавливают людей для поступления в университеты.

Особенностью получения среднего специального образования в Германии является дуальная система. Учащиеся последних трех классов получили возможность профессиональные училища сферы обслуживания или технические школы. Дуальное образование призвано способствовать развитию самостоятельности и безболезненной адаптации молодых специалистов во взрослой жизни. Программы разработаны таким образом, что уже во время обучения они начинают получать вознаграждение за свой труд. Дуальное образование обеспечивает плавное вхождение в рабочую среду, исключает различные стрессы, связанные с недостатком опыта и теоретических знаний. Целью программ является не только обучение навыкам выполнения конкретных обязанностей, но и формирование умения трудиться в коллективе, социальной компетенции и ответственности. В России апробируется модель «Дуальное образование».

Высшее образование во Франции может быть коротким и длительным, соответствует нашим бакалаврам и магистрам. Точнее, это российская система привела свои стандарты к европейскому уровню, чтобы выпускникам не пришлось подтверждать свои дипломы за границей. Короткое высшее образование во Франции и степень бакалавра в России соответствуют друг другу и представляют собой базовое высшее образование. Длительное высшее образование и степень магистра – это уже углубленное изучение выбранной узкой специализации. Причем глубокие теоретические знания, полученные во французских Высших школах, считаются более престижными на рынке труда. Такие школы практически противопоставлены обычным государственным университетам. Тогда как, напротив, у нас диплом основательного государственного вуза всегда престижнее любого другого диплома.

В получении высшего образования в образовательных системах исследуемых стран много общего. Высшее образование во Франции доступна только студентам, получившим степень бакалавра. Обучение в вузах очень гибкое и мобильное и состоит из 3-х циклов, по окончании каждого из которых студент получает отдельный диплом. Французская образовательная система имеет ярко выраженную национальную специфику. В этой стране своя система дипломов и ученых степеней, особое деление на циклы. И особое отношение к дипломам государственных учебных заведений: они, как правило, котируются гораздо выше, чем дипломы частных школ и университетов. Система получения высшего образования во Франции предполагает скорее не университетское обучение, а получение специализированных знаний в высших школах. Такой вид французских школ является одной из главных особенностей образования этой страны. Обучение в них считается более элитным и престижным, нежели в обычном государственном вузе. Высшие частные школы во Франции не предполагают бесплатного обучения, а вот государственные дают лишь 30% бюджетных мест. Французская образовательная система имеет ярко выраженную национальную специфику. В этой стране своя система дипломов и ученых степеней, особое деление на циклы. И особое отношение к дипломам государственных учебных заведений: они, как правило, котируются гораздо выше, чем дипломы частных школ и университетов [16].

Немецкая вузовская система образования состоит из высших учебных заведений разных типов и форм собственности. В зависимости от специальности и вуза срок обучения составляет от 4-х до 10 лет, в частных учреждениях – от 3-х до 5 лет. Базовый принцип системы высшего образования в Германии – академическая свобода. Вузы — это автономные заведения, которые предоставляют каждому студенту определенную самостоятельность. В соответствии с принципом «академической свободы» обучение является бесплатным. Плату взимают лишь немногочисленные частные университеты. Особенностью высшего образования Германии является дуальное образование. Методика профессионального обучения, при которой учащиеся одновременно обретают теоретические знания в учебном заведении и практические навыки, работая на компанию-работодателя.

В Великобритании есть три вида ВУЗов: университеты, университетские колледжи, колледжи высшего образования. Университеты отличаются от всех прочих вузов тем, что вправе самостоятельно присваивать ученые степени и определять условия их получения. Колледжи нацелены на сравнительно узкую специализацию. Высшее образование в Великобритании платное.

На развитие системы высшего образования данных стран влияют идентичные (общие) факторы со циально-экономического и научнотехнического характера. К таким факто рам следует отнести [17,18 ]:

1. Устойчивое развитие экономики, стремительный рост наукоемких производств, что обеспечивается персоналом, половину которого составляют лица с высшим или специальным обра зованием. Данный фактор в основном и определяет темпы развития нацио нальных систем высшего образования.

2. Приоритетность государственной образовательной политики. Глубокое понимание обществом и политической элитой в постиндустриальных странах того, что успешное развитие высшего образования является одним из важней ших факторов повышения национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражда нина, эффективное средство социально -экономического, научно-технического и культурного прогресса.

3. Интенс и вный рост объема науч но-технической информации, который удвоился за последние 7–10 лет, быст рая смена технологий и приоритетное внедрение наукоемких технологий. Этот фактор обусловливает необходимость наличия у специалистов способ ностей быстро осва и вать новые техно логии, навыков самообразования и обя зательного вовлечения их в систему непрерывного образования и повыше ния квалификации.

4. Постоянный и устойчивый рост производительности труда в промыш ленности и сельском хозяйстве, ведущий к уменьшению доли населения, занято го непосредственно материальном про изводстве, и увеличению числа лиц, за нятых интеллектуальным трудом и ра ботой в сфере услуг.

5. Возрастание роли и практичес кой значимости научных исследований, проводимых на стыке различных на правлений наук, что требует от высшей школы подготовки специалистов по межотраслевым, интегральным и сдво енным специальностям, смещения ак цента при обучении студентов в сторо ну увеличения объема фундаменталь ных знаний и универсализации, т.е. рас ширения профиля подготовки специа листа.

6. Развитие мощных внешних средств программной мыслительной деятельности, ведущее к автоматиза ции и увеличению производительности умственного труда. Этот фактор при водит к росту спроса на специалистов, способных к творчеству, имеющих навыки самостоятельной исследователь ской, конструкторской и изобретатель ской деятельности.

7. Повышение благосостояния и денежных доходов населения, способ ствующее росту платежеспособного спроса на образовательные услуги и постепенному смещению центра тяже сти инвестиционной финансовой нагрузки от государства к частному сек тору.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образование на сегодняшний день стоит перед необходимостью глубоких всеохватывающих перемен, отражающих новую парадигму научной картины мира и переживаемую современным обществом глобальную социокультурную трансформацию к становлению постиндустриальной цивилизации.

Закономерно, что проблемы образования всегда занимали важнейшее место в деятельности любого государства: именно образование является одним из основополагающих средств воспроизводства и развития культуры общества и человека, духовного, интеллектуального и профессионального потенциалов социума. Последнее время, обозна ч енное переходным пе риодом для развития общества, тематика образования, в силу целого ряда объективных и субъективных условий, выдвину лась в центр общественных идей и дискуссий, в которых уча ствуют практически все слои и группы населения, представи тели науки различных стран, всех ветвей и уровней законодательной и исполнительной властей.

Проанализировав современные тенденции развития систем образования ведущих западных стран, можно сделать вывод, что каждая из этих стран обладает определенными сложившимися традициями в области образования, которые связаны с особенностями их социально-экономического развития, историческими и национальными условиями. Но в то же время они обладают и определенным сходством проблем реформирования школы, связанных с модернизацией содержания образования, что приводит к объединению усилий всего мирового сообщества для разрешения данных проблем.

Следовательно, можно сказать, что сравнительный анализ различных систем образования и выявление конкретных подходов к содержанию образования дают возможность выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/attestatsionnaya/sravnitelnyiy-analiz-turizma-v-rossii-i-za-rubejom-esse/

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт

    дошкольного образования (утв. Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)

  4. Вяземский Е. Е. Современная система образования в Великобритании//Проблемы современного образования. 2010. № 6. С. 68–84.

  5. Образовательные системы современной России. Справочник. — М.: РГГУ, 2014. — 496 c.

  6. Образовательная система как субъект управления URL:

  7. Образование в Великобритании.

URL: .

  1. Образование в Германии URL :

  2. Образование во Франции.

  3. Особенности дошкольного образования во Франции. URL:

  4. Образовательная система Великобритании URL :

  5. Образовательная система России URL:

  6. Образовательная система России. Структура образования в России

URL:

  1. Система школьного образования в Великобритании. URL: .

  2. Система образования Германии URL:

  3. Современное состояние систем образования в некоторых зарубежных странах (США, Англия, Франция, Германия).

    /Авторы-сост., и др. – Ярославль: ЯГПУ, 2007. – 82 с.

  4. Судоргина Л. В. Образовательная система современной школы (взгляд из России и Великобритании)//Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2 (18).

    С. 7–

  5. Шаронин Ю.В., Григорьева Е.В. Особенности развития системы высшего профессионального образования Франции // Известия МГИУ. – М., 2006. – №2(3).