« Оздоровление ребенка в условиях детского сада как форма развития и расширения психофизиологических возможностей детей» материал

Эссе

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием хронической патологии.

В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физиологических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающее биологические характеристики ребенка, их жизни в семье, социально-экономическое состояние страны, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в это период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Важно на этом этапе сформировать у детей практических знаний и навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствование и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Основная часть.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укрепления здоровья должны находиться: во-первых – семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых дошкольное образовательное учреждение, в котором ребенок проводит большинство своего активного времени т.е. социальные структуры, которые, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

5 стр., 2315 слов

Здоровый образ жизни и его составляющие

... детей с врожденными и хроническими заболеваниями. Но постепенно здоровый образ жизни «входит в моду» - люди начинают следить за своим здоровьем Здоровый образ жизни является предпосылкой для разностороннего развития ... жизнь и никак не способствует здоровому образу жизни. Алкоголь также пагубно влияет на организм человека. Он приводит к патологии печени, вплоть до развития ... торопитесь; Перед тем, как ...

В федеральном законе «Об образовании» указано, что образовательное учреждение создает необходимых условий для охраны и укрепления здоровья детей». Рассмотрим, как соблюдаются права на охрану здоровья детей по официальным данным и в реально существующей ситуации. « Условия воспитания в детском саду таковы, что создается высокий риск не только соматических, но и психических нарушений. На каждого ребенка 3 — 6 лет приходится в среднем 54 дня пропусков посещений детского сада, четвертая часть которых связана с заболеваниями, остальные три четверти — с карантином. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1% ежегодно. По данным прогнозов, 85% этих детей — потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями, что соответствует сокращению их жизни на 5 — 20 лет. Около 50% нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество инфекционных и простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия, с которым практически не справляются ни педиатры, ни родители. В подавляющем большинстве дети начиная с дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и не закалённостью.»()Я сравнила эти данные с показателями непосредственно нашего детского сада, то в среднем 45 дней пропусков и несколько ниже показатели по нуждающимся в психокоррекции – 35% детей.

Проблема оздоровления детей в нашем детском саду актуальна тем, что город Новочебоксарск расположен в близи Химкомбината, экологическая обстановка находится не на «высоте» на фоне этой экологической «катастрофы».

Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременно и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда надо это начинать? Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Опираясь на личный многолетний опыт по данному направлению и, руководствуясь Концепцией дошкольного воспитания, в которой отмечено: «Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей», позволили определить наиболее эффективные методы и формы работы по оздоровлению не только физического, но и психического состояния детей.

Формы и методы оздоровления детей

Формы и методы

Содержание

Контингент

детей

1

Оптимизация режима

  • Организация жизни детей в период адаптации,
  • создание комфортного (гибкого) режима

Все дети

Все дети

2

Организация двигательного режима

  • утренняя гимнастика
  • физкультурные занятия
  • музыкально-ритмические занятия
  • гимнастика после дневного сна
  • прогулки на свежем воздухе с включением подвижных игр
  • спортивный досуг
  • гимнастика глаз
  • пальчиковая гимнастика

Все дети

Все дети

Все дети

Все дети

Все дети

Все дети

Все дети

Все дети

Все дети

Все дети

Все дети

3

Охрана психического здоровья

  • использование приемов релаксации
  • минутки тишины
  • музыкальные паузы
  • спихогимнастика
  • психокоррекционные игры

Все дети

Все дети

Все дети

Все дети

Имеющие показания психолога

4

Профилактика заболеваний

  • массаж «9 волшебных точек»

по методике А.А.Уманской

  • дыхательная гимнастика в игровой форме
  • профилактика гриппа (вакцинация),
  • оксалиновая мазь

Все дети

Все дети

Все дети

По желанию родителей

Все дети

5

Оздоровление фитонцидами

  • чесночно-луковые закуски
  • ароматизация помещений

Все дети

Все дети

6

Закаливание с учетом состояния здоровья детей

  • утренний прием детей на свежем воздухе (теплый период года)
  • солнечные ванны (теплый период года)
  • воздушные ванны (облегченная одежда, соответствующая сезону)
  • прогулки на свежем воздухе
  • хождение босиком по траве
  • хождение босиком по «тропе здоровья»
  • обширное умывание
  • игры с водой
  • полоскание зева кипяченой водой комнатной температуры

Все дети

Все дети

Все дети

Все дети

Все дети

Все дети

Все дети

Все дети

Все дети

Все дети

7

Лечебно-оздоровительная работа

  • лечебное полоскание горла (противовоспалительные травы)
  • витаминотерапия (витаминизация третьего блюда, фрукты, отвар шиповника, ромашки)

Не имеющие противопоказаний

Все дети

Заключительная часть

В процессе физического образования и воспитания как неотъемлемой составляющей всестороннего развития личности дошкольника необходимо создавать такие условия для его развития, в которых физические и духовные возможности ребенка раскрываются во всей полноте. И только при постоянном и последовательном оздоровлении детей, квалифицированном воздействии персонала детского сада можно добиться того, чтобы дети были здоровы.

Подведя общий итог рассуждений, хочется отметить, что особое внимание необходимо уделять возможностям ощущения детьми радости от активного участия в различных формах деятельности физической культурой и спортом.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/esse/razvitie-sistemyi-detskogo-otdyiha-v-moskovskom-regione-2/

  • Нормативно-правовые акты:

а) Закон РФ «Об образовании;

б) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

в) Концепция дошкольного воспитания// Дошкольное образование России в документах и материалах. Москва – 2001г) г) Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р;

  • Интернет-ресурсы

1.) http://tc-sfera.ru/posts/rabota-dou-s-semey-po-vospitaniyu-zdorovogo-rebenka ;

2.) http://pandia.ru/text/78/400/65858.php