Когда люди говорят о досуге, чаще всего они имеют в виду свободное от работы время. Однако ученые-исследователи и менеджеры, работающие в области организации досуга населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой.
Под досугом современного человека
Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает:
- на производственно-трудовые функции, включая дорогу к месту работы и обратно;
- физиологический отдых (ночной сон);
- оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.);
- покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
- приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;
- воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям (например, уход за больным) и др.
Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.
В будний день доля свободного времени у работающего человека — относительно небольшая величина, 1-3 часа, а в некоторых случаях — несколько минут. Это время человек может увеличивать или сокращать за счет некоторых видов индивидуальной активности. Например, хозяйка нередко использует свой досуг на домашние дела; кто-то может заняться проблемами, связанными с основной работой, а кто-то проведет время, ничего не делая.
Таким образом, человек в состоянии варьировать — увеличивать или уменьшать свое свободное время, затрачивая его на занятия, не связанные с досугом. Однако эти его возможности не безграничны. Если труд на производстве или многочисленные заботы по хозяйству выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс из-за переутомления. А люди, проводящие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер.
Время свободное и рекреационное: понятие, соотношение, структура и функции
... 1. Исследовать свободное и рекреационное время; 2. Проанализировать структуру рекреационного и свободного времени в течение жизни человека; 3. Раскрыть ... и свободного времени, значение видов такой деятельности для жизни общества. Существует немало различных классификаций, включающих от полутора десятка, до сотни определенных занятий и способов проведения времени. Всего сфера свободного времени людей ...
Сравнительно небольшой объем досуга в суточном ритме характерен, как правило, для представителей делового мира, у которых рабочее время не нормировано, а также для женщин, занятых на производстве и одновременно воспитывающих малолетних детей или имеющих большую семью.
Кроме того, у многих категорий работников свободное время не четко выражено, например, у тех, кто временно не занят на общественном производстве, находясь в поисках работы, а также у тех, кто трудится нестабильно или выполняет работу по договору на дому. Эти люди располагают возможностью выбирать по своему усмотрению время для занятий, связанных либо с трудовой деятельностью, либо с семейными обязанностями, либо с досугом.
Наибольшим объемом свободного времени располагают домохозяйки и чаще всего пенсионеры. У работающих и неработающих людей доля досуга в объеме суточного времени заметно возрастает в выходные дни и в отпускной период. Многие граждане стремятся использовать эти дни преимущественно с рекреационно-досуговой целью, минимизируя повседневные нагрузки и домашние дела.
Как видим, понятия «досуг» и «свободное время» взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно.
Человек в этот период может заняться хозяйством, домашними делами. Некоторые люди проводят его неэффективно (в состоянии «ничегонеделания», или в ущерб собственному здоровью, или нарушая общественный порядок и досуг окружающих и др.).
Представление, которое формируется в любой этнонациональной культуре о назначении досуга, более конкретно, и главное, связано с позитивной его оценкой, с пониманием важности его конструктивного содержания. Общество исходит из того, что человек должен использовать это время прежде всего на восстановление собственного здоровья и для внутреннего развития.
Значение отдыха и рекреации в жизни человека
Потребность человека в отдыхе вызывается утомлением, точнее, она — следствие этого утомления. Отдых предполагает осуществление человеком одной из фундаментальных своих потребностей в релаксации, расслаблении, в переключении усилий и внимания с одного предмета на другой.
Таким образом, потребность в отдыхе обусловлена в первую очередь биологической природой человеческого организма, его физиологией, а также разного рода психологическими и социальными нагрузками. Потребность человека в отдыхе неотделима от его противоположной потребности — активности. В деятельности людей эти потребности реализуются в ритмическом чередовании активности-расслабления, бодрствования-сна.
Как уже говорилось, в бюджете суточного времени человека обязательно должен быть период (чаще всего ночное время) для физиологического отдыха, связанного с полным расслаблением. Это непреложное условие восстановления сил, ликвидации утомления, недопущения глубокой усталости. Физиологический отдых становится средством воспроизводства жизненных функций человека, занимая внерабочее время. Эта разновидность отдыха, как и ряд других первичных потребностей (в пище, питье, гигиенических процедурах), создают условия для воспроизводства человеческой активности, поэтому они не связываются с досугом. Другое дело, что усталый человек может днем потратить часть свободного времени на пассивный отдых (дрема, релаксация).
Нагрузка и отдых при занятиях физическими упражнениями
... тем, каждый цивилизованный человек смолоду должен заботиться о своем физическом совершенствовании, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вести здоровый образ жизни. 1. Нагрузка и отдых при занятиях физическими упражнениями 1.1 Нагрузка и отдых как взаимосвязанные ...
Понятие отдыха гораздо шире его физиологической основы, связанной с пассивной релаксацией. Отдых может быть реализован через активные досуговые формы, что связано с актуализацией социальных и культурных ресурсов человека. Например, как активная форма отдыха рассматривается замена одного динамичного занятия другим, а также перемена окружающей обстановки, смена впечатлений, отвлечение от повседневных и однообразных забот и др.
Исключительно эффективен активный отдых — занятия физическими упражнениями, а также любимым делом, особенно в том случае, если оно насыщено творческими элементами. Подобный отдых и восстановительные процессы предоставляют человеку возможность выбора различных занятий в свободное время, включая и те, которые носят ярко выраженный социокультурный характер, например, направлены на общение с другими людьми, собственное духовное развитие, раскрытие творческих возможностей, на занятия любимым делом (хобби) или физическими упражнениями.
Конечно, активный отдых проходит в иных формах, нежели отдых в состоянии сна и безделья, он сопровождается быстрым и глубоким восстановлением сил, его последствия конструктивны и приобретают более устойчивый характер. Для такого отдыха, как правило, используются нерабочие дни недели, а также отпускное время. В период краткого или длительного отдыха, когда человек варьирует выбор разных занятий в соответствии со своими предпочтениями, происходит его эффективное оздоровление, восстанавливается работоспособность.
Таким образом отдых в целом имеет сложное строение, влияя на разные — биофизиологические, психологические, социокультурные — аспекты структуры личности. Отдых лишь частично пересекается со свободным временем или досугом человека, выходя в целом за их рамки.
В широком смысле феномен отдыха сближается с явлением рекреации (от лат. recreatio — возвращение к здоровью, восстановление).
До недавнего времени понятие рекреации оставалось малораспространенным, использовавшимся лишь в узких кругах специалистов по медицинскому оздоровлению человека. Это понятие связывалось преимущественно с релаксацией и регенерацией жизненно-физиологических сил человека.
Теперь рекреацию понимают как биологическую активность человека, которая направлена на восстановление физиологического, физического потенциала, на оздоровление душевных и духовных сил, которые ослабляются в процессе работы, однообразных занятий или болезни. Поэтому ныне рекреация трактуется как целостное физическое и социально-культурное оздоровление.
Потребности и мотивы деятельности человека
... деятельности человека. Предмет исследования трудовая деятельность человека. Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы: Цель работы рассмотреть потребности и мотивы деятельности человека. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1.Исследовать теоретические основы потребностей и мотивации деятельности человека; ...
Рекреационная активность
На каждом этапе жизни человека они образуют сложную сеть многообразных предпосылок и мотиваций, которые определяют характер, направленность и эффективность рекреационной активности. Данная активность считается результативной, если в итоге возникают восстановительные (рекреационные) эффекты.
Рекреационный эффект
Человек, переживающий рекреационный эффект, находится в состоянии психофизиологического комфорта, у него появляется ощущение сбалансированности эмоциональных и социокультурных самооценок, он готов к новым нагрузкам. Благоприятные эмоции и высокая самооценка основаны не только на внутренних ощущениях, но и на понимании человеком важности общественных стандартов труда и отдыха.
Культурно-досуговая деятельность. Это понятие означает специфическую активность людей во время досуга. Формы активности выбирает сам человек, исходя из своих предпочтений, возможностей и уровня культурного развития.
Уточним, почему эта деятельность одновременно обозначена как культурная. Понятие «культура» пришло в Россию из европейских языков и не сразу обрело строгий научный статус.
В XIX в. оно ассоциировалось с позитивным развитием человека, высокой степенью его владения определенными нормами деятельности, совершенствованием каких-либо явлений или процессов. Не случайно в повседневной жизни закреплена именно такая трактовка культуры, что отражено в выражениях «культурный человек», «культурное поведение», «дом культуры» и др.
Раскроем смысловое многообразие понятия «культура».
. В науке термин «культура» используется, прежде всего, в качестве общетеоретической категории анализа, по масштабу охвата сходной с категорией «общество». Культура означает целостный, устойчивый способ жизнедеятельности многих поколений конкретного сообщества (этнического, национального, цивилизационного).
Говорят также о культуре определенной эпохи в ее типологической сущности, а также о масштабной составной части этнической или общенациональной культуры. В этом смысле употребляют термины «первобытная культура»; «культура древних греков», «английская культура», «культура арабо-мусульманского мира», «крестьянская культура», «молодежная культура» и др.
. Немало устойчивых представлений формируется на основе понимания культуры как высокого уровня владения людьми нормами, стандартами деятельности, закрепленной в той или иной области социальной практики. В этом смысле говорят о культуре речи, культуре общения, культуре потребления, культуре досуга, профессиональной или корпоративной культуре и др. В близком к указанному смысле используется термин «культура» в обыденной практике и некоторых сферах деятельности. В этом случае к культуре относят преимущественно интеллектуально-образовательные, художественные, религиозно-нравственные достижения общества, т.е. все то, что ученые считают высокой культурой. Этот случай представлен в следующих понятиях: «культурный человек», «культурные потребности общества», «культурное развитие молодежи» и др.
Опыт организации анимационно-досуговой деятельности в современном ...
... проблемы организации детского досуга в условиях оздоровительного учреждения. Вторая глава представлена анализом анимационной деятельности на примере МУ «Санаторий «Анжерский» г. Анжеро-Судженска, как специфической культурно-досуговой ... свое начало с 90-х годов ХХ в. Проблемам организации досуга в курортно-оздоровительных учреждениях уделяется внимание в работах таких авторов, как: А.М. Аносов, С.П. ...
. Немалое число терминов используется в связи с прикладными аспектами культурной деятельности людей. В этом случае культурная активность рассматривается как часть или срез какой-либо инструментально-прикладной деятельности: либо как направление в хозяйственно-экономической практике (сфера культуры, социокультурный сервис), элемент международных связей (говорят о культурном обмене между странами), аспект политической практики государственного строительства (культурная политика, учреждения культуры и др.) или как объект правового регулирования (культурные права человека, правовая защита интеллектуальной собственности в сфере культуры и др.).
Перечисленные значения термина «культура» не противоречат друг другу, они определенным образом соподчинены и дополняют друг друга. Культура, понимаемая как основа общественного бытия, включает в качестве частных значений все остальные смыслы данного термина.
С учетом указанных смысловых аспектов культурологическая трактовка досуговой деятельности также приобретает многозначность. Во-первых, в понятии «культурно-досуговая деятельность» отображено, что она развивается в рамках культуры конкретного сообщества (народа или граждан определенной страны).
Она организуется на основе общественно значимых норм ради тех рекреационных целей, которые закреплены в данной культуре. Немаловажная роль в досуговой деятельности отводится этнонапиональным представлениям о прекрасном, о художественно-эстетической активности в целом.
Во-вторых, это понятие отражает общественную значимость досуговой деятельности и ее причастность к определенным этическим нормам и правилам. Подразумевается, что человек может использовать свой досуг либо с пользой, либо во вред себе и окружающим. Конструктивное использование досуга предполагает свободное владение развитыми и общественно приемлемыми нормами поведения.
Культура досуга, Культурно-досуговая деятельность
Когда говорят о культурно-досуговой деятельности, имеют в виду прежде всего, что она обозначает совокупную активность многих людей, которые нуждаются в рекреации.
Частным моментом культурно-досуговой деятельности, ее проявлением и своеобразной единицей измерения служит досуговое занятие, которое предполагает вовлеченность человека или многих людей в конкретный целостный процесс.
Данный процесс может быть ограничен по времени от нескольких минут (например, прослушивание музыкальной звукозаписи, участие в настольной игре) до нескольких дней или недель (участие в туристском походе, праздничном марафоне).
Каждое досуговое занятие имеет свои темп и ритм, которые задаются субъектами этой активности, подчинены особенностям их психологии и духовным запросам.
Организация культурно-досуговой деятельности детей в Ясногорском ...
... свободного времени детей. Исследовать специфику культурно-досуговой деятельности сельских клубных учреждений в организации досуга детей. 4. Выработать авторские рекомендации совершенствования культурно-досуговой деятельности с детьми сельского Дома культуры Ясногорский Кемеровского района. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
Возможности выбора населением различных видов и способов проведения досуга
досуг отдых праздничный массовый
В советский период организованному досугу власти стремились придать идеологические, воспитательно-просветительские, развивающие функции, но одновременно недооценивали его рекреационный и развлекательный потенциал.
В новых условиях функциональный характер организованного досуга кардинально меняется. В первой половине 90-х годов для основной части населения оставались доступными досуговые занятия, которые проводились дома или в семейно-родственном кругу, которые реализовывались на традиционно-самодеятельной основе.
На примере досуговых занятий представителей интеллигенции русского среднего города рассмотрим трансформации, которые происходят в указанный период в содержании досуга работников бюджетной сферы, принадлежащих частью к среднеобеспеченным, частью к низкообеспеченным слоям российского общества.
Значительная часть российского населения, переживавшая в этот период затяжной социальный стресс, испытывавшая повышенные трудовые нагрузки, увеличивала в свободное время долю пассивного отдыха, тяготела к самодеятельному досугу в рамках частной жизни, ограничивалась контактами с близкими или знакомыми людьми.
На рубеже XX-XXI вв. многие тенденции в социальной практике и экономике России приобрели более стабильный и определенный характер, что позволило осмыслить как утраты, так и конструктивные сдвиги в освоении новых видов досуговой деятельности.
К этому времени возникли новые культурные производства, появились современные типы информационных сетей, в сфере досуга родилось предпринимательство. Речь идет о производстве компакт-дисков, рекламных клипов, развитии сети Интернет, шоу-бизнеса, модельного и игрового бизнеса и др.
Многие способы организации досуга, ранее удовлетворявшие культурные потребности населения, в изменившихся условиях были переструктурированы на коммерческой основе, обретя динамичные импульсы развития.
Ведущим фактором, определившим стремительное развитие культурно-досуговой сферы, стало становление российского среднего класса. Средний класс в современном обществе, как правило, включает в себя профессионалов, мастеров своего дела, имеющих среднее специальное или высшее образование, свободно ориентирующихся в рыночной среде, достигших среднего и выше среднего (по меркам конкретной страны) уровня материального обеспечения, формирующих свои досуговые потребности высокого качества.
Российский средний класс зарождался в столицах (Москве, Санкт-Петербурге), затем его структуры начали появляться в крупных промышленных и культурных центрах.
В отличие от рубежа 1980-1990-х годов, когда слой состоятельных граждан был невелик, новая волна граждан с соответствующими социальными признаками сформировала более многочисленный средний класс, давая о себе знать не только в крупных городах, но и в российских регионах в целом (например, в средних и малых городах с возрождающимся производством).
«Особенности сервисной деятельности в современной России» Содержание
... с транспортом, связью, кредитно-банковской деятельностью и т.п. Затем активный подъем переживают виды сервиса, ускоряющие индустриальное развитие, например ... работы книгохранилищ в условиях информационной культуры. Это связанно с освоением технологий работы в рамках масштабных информационных ... подобного нет в других местах. Например, в России туризм начал развиваться одновременно с его появлением ...
Именно здесь определенная часть жителей добивается относительно высокого уровня доходов. Численность среднего класса в России пока невелика (20-25% от числа занятых), но его становление предоставляет отечественной сфере культуры и досуга возможность ориентироваться на обеспеченный спрос потребителей современного типа.
Представители среднего класса стимулируют стремительное развитие в крупных городах страны развлекательных форм досуга, функционирующих на базе массовой культуры, а также использующих индустриальные и эксклюзивные способы обслуживания.
По мере распространения в России новых организованных форм досуга и конкуренции на рынке культурных услуг выбор многих видов отдыха становится более доступным для всех, кто имеет возможность их оплатить.
Но для значительной части населения страны характерными остаются сниженные душевые доходы, ограниченный доступ к организованному досугу. Таким образом, основная часть населения страны в условиях экономических и социальных преобразований располагает ограниченными возможностями восстанавливаться в свободное время.
Организация некоторых видов массового самодеятельного досуга
Снятие административных ограничений и идейных запретов по отношению ко многим самодеятельным занятиям привело в постсоветское время к своеобразному взрыву любительского досуга, который принимает разнообразные формы — стихийные и целенаправленные, неорганизованные и полуорганизованные, реализуемые любителями самостоятельно или с помощью профессиональных менеджеров.
Многие любительские занятия отображают альтернативные формы проведения свободного времени, которые редко встретишь в коммерческих сегментах организованного досуга. Однако многие виды любительского досуга определенным образом пересекаются с организованным отдыхом, индустрией досуга, бизнесом в сфере культуры.
Так, существует своего рода индустрия предметов ухода за домашними животными и их питания, массовое производство товаров для комнатного цветоводства, рукоделия, шитья и т.п. Процветают специализированные магазины типа «Сделай сам», «Домашний мастер», «Рукодельница».
На удовлетворение потребностей, связанных с любительскими занятиями на дому, начинает работать и сфера сервиса. В крупных городах рождается досуговое индивидуальное обслуживание по месту проживания. В домашней обстановке могут оказывать услуги консультанты-флористы, ветеринары, дизайнеры интерьера и т.п.
Кроме того, клиента сегодня обслуживают на дому врачи-диетологи, персональные тренеры, преподаватели танцев или иностранного языка. При этом клиенту могут предложить сопутствующие товары, продукты, технику — спортивные тренажеры, лекарственные препараты, пищевые добавки, учебники и т.п.
Особым объектом интереса организаторов становятся и массовые любительские занятия, охватывающие масштабные группы самодеятельного досуга. Именно в этих группах можно использовать эффективные технологии и услуги, которые быстро самоокупаются.
Проблемы и перспективы развития социально-культурной деятельности в России
... исторической, художественной, духовно-нравственной, политической, экологической культуры личности; создавать на социально-психологическом и региональном уровне духовно насыщенное "культурное пространство" как естественную среду становления и развития человека. Перспективы развития: Социально-культурная деятельность объективно становится условием совершенствования социальной ...
Корни многих любительских занятий вырастают не только из советского, но и из дореволюционного времени. В нынешних условиях эти занятия получают активное развитие, что стимулирует появление новых их разновидностей.
Рассмотрим некоторые любительские движения, которые существуют не в индивидуальных или групповых формах, а в массовых и поэтому требуют определенной организации и сервиса.
Такие движения могут стать предметом интереса профессиональных менеджеров досуга, которые ищут свою нишу в досуговом бизнесе и способны оказать необходимую помощь любителям в организации их мероприятий.
Организация культурно-художественных фестивалей и конкурсов
В переходный период организационная, материально-техническая и финансовая основы деятельности важнейших художественных отраслей — театра, кино, изобразительного искусства и др. — претерпевали разнообразные преобразования.
Это вело к тому, что традиционные учреждения культуры — музеи, кинотеатры, театры, библиотеки — снижали интенсивность своей работы, творческие коллективы порой утрачивали социальные ориентиры своей деятельности, а население теряло возможность обращаться в свободное время к продуктам культуры и искусства.
Однако творческие поиски и развитие художественных коллективов в этот период не прекращались. Творческая среда не могла мириться с ситуацией социальной изоляции, в котором порой оказывалось профессиональное искусство во многих городах России. На этом фоне вместо прежних форм деятельности творческих коллективов стали нарождаться новые.
Случалось и так, что прежние формы организации культуры и досуга, которые раньше считались формальными, в новых условиях становились ведущими, создавая условия для сохранения досуга, связанного с искусством. Последнее в наибольшей степени относится к проведению фестивалей, конкурсов, смотров.
Как известно, в рамках культурно-досуговой деятельности современные художественно-творческие фестивали и конкурсы выполняют огромную роль: они интегрируют общество, создают атмосферу праздника, позволяют увидеть новые таланты и познакомиться с результатами творческих поисков.
Не случайно проектировщики, работающие в сфере досуга, нередко ставят перед собой задачи внедрения в современную практику отдыха различных культурно-художественных фестивалей хотя они остаются дорогостоящими мероприятиями.
В России фестивальная деятельность стала развиваться еще в советское время, хотя в то время носила официальный и политизированный характер. Например, немало фестивалей проводилось в сфере кино: Московский международный кинофестиваль, Фестиваль документального кино, проводимый в Свердловске (Екатеринбурге) (после распада СССР стал называться «Открытый фестиваль неигрового кино «Россия»»).
В постсоветское время российские фестивали, форумы и конкурсы стали более многообразными по целям и характеру, приобрели сложные функции, определяемые запросами реформируемого общества.
Придание индивидуальности социокультурной деятельности на примере ...
... развитии социокультурных технологий. Для этого мы сочли необходимым рассмотреть состояние социально-культурной деятельности и определить пути улучшения индивидуального развития на типичном примере работы Дома культуры в ... досуга, но и организация для социально значимых целей: удовлетворения и развития культурных потребностей и интересов как отдельного человека, так и общества в целом. Деятельность ...
В последние годы в стране проводится более 200 культурно-художественных фестивалей. Среди них есть широко и менее известные, самодеятельные и проводимые на профессионально-организованной основе, коммерческие и благотворительные, регулярные и единичные.
Российские театральные фестивали
Наиболее престижен и широко известен Национальный театральный фестиваль и премия «Золотая Маска». Существуя уже в течение 10 лет, он открыл любителем театра множество новых имен и разнообразное творчество коллективов разных российских городов.
Центром театральных фестивалей нередко выступает Москва, где их проводится сразу несколько за сезон. Например, летом 2005 г, в Москве проводился фестиваль «Этника», связанный со смотром театральных коллективов, обращающихся к этническому материалу, к показу традиций разных народов.
Есть также постоянные фестивали в Санкт-Петербурге — «Балтийский Дом», для ТЮЗов, для русских театров СНГ. В Белгороде постоянно проводится фестиваль «Артисты России — Щепкину»; в Вологде — «Голоса истории», в Брянске — «Славянские встречи». Кроме того, свои театральные фестивали проходят в Орле, Пскове, Екатеринбурге, Челябинске, Магнитогорске, Рязани, Калуге и др.
Существует постоянный Международный театральный фестиваль тюркских народов «Навруз». Его коллективными организаторами с 1998 г. выступают федеральные органы культуры, Министерство культуры Республики Татарстан, Международная организация по совместному развитию тюркской культуры и искусства «Тюрксой», союзы театральных деятелей Российской Федерации и Республики Татарстан.
В 2005 г. этот фестиваль проходил в Казани восьмой раз. Его участниками были театральные коллективы не только из городов России (Горно-Алтайска, Казани, Оренбурга и др.), но и из стран СНГ (Баку, Ашхабада, Бишкека и др.).
Технологии обслуживания населения на основе художественного творчества в процессе реализации праздничных и массово-зрелищных мероприятий
Специфическое отличие приобретают технологии обслуживания в культурных учреждениях, связанных с демонстрацией творческого труда и исполнительской деятельности (театр, концертная эстрада, филармония и др.).
Здесь технологии обслуживания подразделяются на две разновидности: имеющие художественно-творческий характер или вспомогательно-сервисную основу.
Технологии с использованием художественно-творческой деятельности базируются на следующих разновидностях труда:
- интеграционно-руководящие разновидности (труд главного режиссера-постановщика, дирижера);
- сценарно-драматургические или музыкальные разновидности (труд драматурга, сценариста, поэта, композитора);
- исполнительские разновидности (труд артистов, певцов, музыкантов);
- организационные разновидности (труд менеджера-организатора, помощника художественного руководителя).
Основные способы деятельности у исполнителей связаны с художественно-творческой активностью, которую невозможно в полной мере приравнять к стандарту, к выверенным приемам и операциям труда. Здесь может идти речь о творческом процессе, в основе которого художественные способности, талант, мастерство.
Безусловно, существуют аспекты творчества, которые строятся на профессиональных знаниях и которые приобретают технологический характер. Это хорошо известно опытным исполнителям. Они умело используют это знание в индивидуальном творчестве, не сводя его при этом к холодному ремеслу.
В деятельности главных руководителей художественных коллективов, а также авторов сценарно-драматургической и музыкальной программ важнейшие составные компоненты также базируются на творческом процессе.
Но эти творческие работники проявляют внимание не только к художественно-креативным аспектам своего труда, но и к технологическим сторонам. Сценарно-драматургическая или композиторская основа выполняет регламентирующие функции по отношению к работе всего исполнительского коллектива.
Поэтому, создавая сценарий, пьесу, музыкальное произведение, авторы учитывают рационально-технологические требования: запросы разных представителей аудитории, ограниченное время, которое требуется для исполнения произведений, финансовые затраты, которыми располагает творческий коллектив и др.
Методы, приемы и способы деятельности главных руководителей художественных коллективов наиболее сложные по целям и разноплановые по характеру. Главные режиссеры-постановщики, дирижеры сводят воедино замыслы сценаристов, драматургов с творческой активностью исполнителей, а также направляют в нужное русло организаторский труд помощников, работников материально-технических служб, финансистов и т.п.
Труд помощников художественного руководителя в наибольшей степени функционален, технологичен, насыщен организационными, коммуникационными и исполнительскими нормами.
Именно эта группа работников помогает трансформировать творческие замыслы в конкретные трудовые задания для многих других специалистов, участвующих в подготовке художественного мероприятия, — художников, осветителей, звукооператоров, костюмеров и др.
Аудитория, наслаждаясь впечатлением от готового спектакля или концерта, восхищается прежде всего творчеством исполнителей, оценивает слаженность и ансамблевый характер коллективного труда. Но за подобным результатом всегда стоят длительный подготовительный период, немалое число репетиций, организационные усилия многих специалистов, мастеров своего дела.
Помимо технологий, связанных с творческими компонентами, в учреждениях культуры и искусства всегда наличествуют технологии чисто сервисного характера. Специалисты, владеющие технологиями этого рода, заняты следующим:
- создают удобные места, обеспечивая хороший обзор сцены с разных концов зрительного зала;
- обеспечивают хорошую акустику и освещение зала;
- заботятся о работе пунктах общественного питания (буфет);
- заняты информационным обслуживанием посетителей {устная информация, продажа программ);
- создают условия для выполнения гигиенических процедур и удовлетворения ряда первичных потребностей посетителей, а также обеспечивают сохранность их верхней одежды.
Технологии труда работников этой группы приобретают в досуговой деятельности вспомогательный характер. Однако в случае их плохого выполнения они могут стать для потребителей свидетельством низкого сервисного уровня данного учреждения культуры.
Технологии организации досуга, связанные с художественно-творческой деятельностью, широко применяются в подготовке и реализации праздничных массово-зрелищных и спортивных мероприятий, художественных фестивалей, гала-концертов, шоу-представлений на открытом воздухе.
В проведении такого рода сложных художественно-зрелищных программ могут быть задействованы тысячи участников (организаторов, исполнителей, зрителей), одновременно работать разные сценические площадки. При подготовке этих мероприятий коллектив организаторов (фирма-организатор) взаимодействует с множеством партнеров:
- официальными структурами власти;
- фирмами, производящими технические средства (световое, сценическое оборудование, пиротехники и др.);
- финансовыми учреждениями;
- рекламными агентствами;
- модельными агентствами;
- дизайнерскими, оформительскими фирмами и др.
В этих случаях используются различные вспомогательные технологические приемы деятельности, значительная часть которых приходится на обеспечение чисто организационных аспектов, а также материально-технической, финансовой базы мероприятия.
Особую важность приобретают основные организационно-управленческие технологии главного художественного руководителя (или продюсера) подобного мероприятия.
Именно художественный руководитель определяет творческую политику, разрабатывает концепцию масштабной художественно-зрелищной программы. В период проведения мероприятия действует возглавляемая им режиссерско-постановочная группа, состоящая из главных специалистов, представляющих различные аспекты и направления постановки:
- главный режиссер и режиссер-постановщик;
- авторы сценария, литературного текста, реприз, диалогов, текста ведущих и др.;
- балетмейстер-постановщик;
- композитор;
- художник-постановщик;
- художник по костюмам;
- художник по свету;
- звукорежиссер;
- стилист;
- редактор;
- директор программы;
- главный администратор;
- коммерческий директор;
- менеджер по связям с общественностью и т.п.
Каждый ведущий специалист руководит группой работников, отвечающих за соответствующее направление деятельности и использующих профессиональные технологии (творческие, технические, организационно-управленческие, финансовые).
Деятельность режиссерско-постановочной группы помогает ведущему художественному руководителю объединять части праздничного мероприятия в единое целое.
Заключение
Распространение в нашем обществе потребительских ценностей сознания, облегченных форм досуга и модных форм обслуживания, свойственных обществу постмодерна, нередко оправдывают необходимостью включения России в глобальные культурные взаимодействия, в международный обмен услугами. При этом нередко ссылаются на молодые поколения, которые легко адаптируются к подобным ценностям и формам досуга, идущими к нам из стран Запада.
Процессы межкультурного взаимодействия действительно важны для современной России; они реализуются в нашей стране достаточно интенсивно. Вместе с тем не следует их упрощать, рассматривая российское общество как безликого коллективного потребителя, пассивно осваивающего все, что идет к нам с Запада.
Россия — это масштабный и исторически сформированный цивилизационный организм, народы и исторические поколения которого выработали чувство культурной идентичности и собственные критерии того, что такое цели и эффективность досуга. Поэтому заимствования наше общество осуществляло не механически — они всегда обретали в российской культуре собственную форму.
Таким образом, в современной России сохраняются расхождения между:
- невысоким уровнем доходов основной части населения и относительно высокой стоимостью досуговых услуг современного типа;
- многообразием досуговых потребностей основной части населения и стремительным развитием в общественной практике преимущественно развлекательно-игровых форм организованного досуга;
- национальными, а также духовными традициями в культурно-досуговой сфере и насаждением чисто потребительских вкусов, стандартов поведения, распространяемых массовой культурой постмодерна.
В целом в отечественном пространстве досуговой сферы складываются противоположные тенденции, обозначенные как противоречивые полюса культурно-рекреационных устремлений разных групп населения. Вместе с тем подобная ситуация не статична, она находится в постоянной динамике, трансформируясь посредством активности тех субъектов культурно-досуговой деятельности, которые не смиряются с ней, но стремятся привнести в нее те компоненты и качества, которых им недостает.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/osnovnyie-vidyi-i-programmyi-otdyiha-i-dosuga/
1.Аванесова Г.А., Астафьева О.Н, Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. — М, 2004.
2.Массовая культура / Под ред. К.3. Акопяна, А.В. Захарова и др. — М., 2004.
.Нужнова Н. М. Методы организации зрелищно-игрового досуга: Учеб. пособие. — Улан-Удэ, 2000.
.Погрешаева Т. А. Свободное время человека в условиях трансформации российского общества. — Саратов, 2000.
.Художественная жизнь современного общества. Т. 2: Аудитория искусства в России: вчера и сегодня / Отв. ред. Ю. У. Фохт-Бабушкин. — СПб., 1997.
.Шубина И. Б. Организация досуга и шоу-программ. — Ростов-на-Дону, 2003.