Туризм традиционно является одним из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению и в области молодежного туризма. Молодежная аудитория представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям.
Туризм активно влияет на развитие хозяйства, на структурную перестройку экономики и смену приоритетов, в том числе социальных, увеличивая вклад в общее экономическое благосостояние населения.
В системе мирового туристского развития особое и значительное место на сегодняшний день отводится молодежному туризму. Во всей системе мирового туризма доля молодежного туризма ежегодно увеличивается на 1,5%.
Молодежный туризм-это спорт, здоровье, активный досуг, возможность лучше узнать историю и географию. Молодежный туризм — вид путешествий, когда молодые люди предпочитают отдыхать большими компаниями, объединенных общей целью и хотят познать мир.
Молодежный туризмя вляется перспективной сферой путешествий. Главной целью молодежного туризма является познание мира. Перспективы, раскрывающиеся в путешествии, дают возможность познать историю и культуру.
Молодежь в возрасте от 14 до 30 лет как одна из социально незащищенных групп в полной мере подвержена воздействию негативных факторов внешней среды. Урбанизация, ограниченные возможности для полноценного развития и реализации своего потенциала, гиподинамия и другие стрессовые ситуации вызывают повышенную потребность у молодёжи в доступных оздоровительных, рекреационных, развлекательных услугах.
Решение этой проблемы наряду с духовным оздоровлением нации является одной из стратегических задач, как на федеральном, так и на региональном уровне. В этой связи является актуальной задача разработки особого подхода к организации туристского обслуживания молодежи.
Объектом курсовой работы является молодежный туризм как вид туризма.
Предметом, Цель работы
Реализация поставленных целей обусловила выполнение следующих задач:
рассмотреть молодежный туризм как вид туризма;
- рассмотреть историю возникновения и развития молодёжного туризма;
- разработать молодежный туристский маршрут.
Исследование проводилось с помощью основных методов: анализ имеющихся материалов, представленных в виде периодических изданий о туризме, путеводителей, электронных публикаций в сети Internet, сообщений в средствах массовой информации.
Вклад туризма в развитие мира
... развития туризма в некоторых странах мира; оценить факторы влияния на развитие туристической отрасли страны; выявить тенденции и перспективы развития мирового туризма; оценить состояние и проблемы развития туризма в ... работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области туризма, нормативные акты, официальные сайты государственных органов и туристических ассоциаций. В работе ...
1. Молодёжный туризм как вид туризма
Одним из основных сегментов туристического рынка является молодежь. Экономические потрясения и политические катаклизмы внесли существенные изменения в действительность общества. Во всей этой суматохе событий молодежные проблемы отошли на задний план, о них почти перестали говорить. Это тогда, когда состояние физического и нравственного здоровья будущих поколений вызывает серьезные опасения и требует использования всех возможных средств по исправлению сложившейся в последние годы ситуации.
В качестве одной из важнейших форм воспитания молодежи, организации ее свободного времени можно считать туризм и экскурсии. Возможность путешествовать приводит человека, независимо от его возраста и социального статуса, к физическому и психическому здоровью, восстанавливает и повышает уровень работоспособности, развивает и усиливает познавательные, интеллектуальные и коммуникативные способности личности.
Правильная организация туристско-экскурсионной работы способна снять многие молодежные проблемы, с которыми сталкивается общество..
Молодежный туризм — это перспективное направление развития сферы отдыха. Необходимость развивать его обусловлена такими социальными качествами молодежи, как активность, высокий уровень потребности в недорогих и приемлемых по качеству туристских услугах, восприимчивость к новым идеям, романтизм, непритязательность.
Высокая туристская активность объясняется и стремлением молодых людей к общению и познанию. Молодым свойственно ощущение радости жизни. Немаловажным является и наличие свободного времени (например, каникулы).
Бесспорно, что данный сегмент туристического рынка, выделенный по возрастному признаку, имеет ярко выраженный стереотип поведения и несколько иначе расставляет туристские приоритеты.
А. Дурович и А. Копаев отмечают, что достаточно четко прослеживается тенденция изменения туристской подвижности в зависимости от возраста, пола и семейного положения. Наибольшую склонность к активным формам туризма проявляют лица в возрасте от 18 до 30 лет. Неженатые люди более мобильны, чем семейные.
В силу экономических и других причин, большая часть учащейся молодежи не покидает пределов своего регионального пространства, не использует для формирования своего мировоззрения исторические и культурные ценности, сосредоточенные в различных уголках нашей планеты.
И в первую очередь это относится к студентам, чье профессиональное становление и заключается, прежде всего, в постоянном расширении и обновлении своего кругозора. Речь идет о вузах, готовящих кадры для туризма.
В России с каждым годом растет количество лицензий, выдаваемых вузам на право оказания образовательных услуг в области туризма. Существуют также десятки техникумов, колледжей, лицеев и других образовательных структур, которые разрабатывают модели подготовки специалистов в данной сфере.
Все они нуждаются в обмене опытом, а студенты — в полноценных знаниях и практическом овладении навыками по оказанию различных туристских услуг. Различные регионы России имеют и разные условия для решения таких задач.
Значение туризма в жизни общества
... ответственность за разрушение нашего жизненного пространств. Гуманитарное значение: Говоря о значении туризма в жизни общества, нельзя забывать о его гуманитарной функции. Важной функцией туризма является предоставление возможностей для развития личности, расширения ...
Туристические фирмы уделяют достаточно большое внимание таким аспектам, как реклама, исследования собственного турпродукта, изучение конкурентов, участие в различных выставках и ярмарках. Но достаточно глубокого исследования молодежного сегмента туристического рынка пока не проводилось.
Большинство туристских предприятий ориентированы на отправку туристов за рубеж. Они не желают специализироваться на молодежном туризме, считая его экономически нерентабельным, убыточным. Данная категория потребителей отдает предпочтение недорогим путешествиям с использованием менее комфортабельных средств размещения и транспорта. В свою очередь, значительная часть молодежи не имеет возможности пользоваться дорогостоящими туристическими услугами.
Исходя из этого, можно сказать, что рынок молодежного туризма развивается недостаточно. Туристические фирмы не желают заниматься организацией экономичных молодежных туров.Существующий ассортимент молодежных туристических программ представлен весьма скудно.Высокая туристская активность молодых людей остается не реализованной.Цена на туристический продукт должна соответствовать уровню платежеспособности потребителей.
Политика в сфере организации туризма должна ориентироваться на реальные потребности и возможности молодежи, не должна быть лишь пассивным отражением сложившейся ситуации.
Молодежный туризм — это один из социально-культурных механизмов, с помощью которого могут быть созданы условия для раскрытия способностей молодого человека, а так же закрепление в молодежной среде общенациональных гражданско-правовых и нравственно-культурных ценностей, основанных на патриотизме.
Путешествия для молодежи — это стиль жизни. Существует концепция, что молодые люди на этапе своего жизненного пути до 25 лет, пока не завели семью и детей, должны посмотреть мир, совершить путешествия, узнать, как живут другие народы.
Это поможет им выбрать правильный путь в жизни, сформировать собственные жизненные принципы.
Существует концепция, что у молодежи более свободный режим жизни в смысле наличия времени на отдых и путешествия, они имеют продолжительные каникулы в зимнее и летнее время. Студенты путешествуют группами в сопровождении преподавателя или работника образовательного учреждения. Нередко студенты объединяются в небольшие группы 3-5 человек и самостоятельно совершают достаточно протяженные путешествия по стране и за рубежом.
Туризм является одним из путей воспитания молодого поколения. Для того чтобы уважать, любить и ценить природу, страну, свой народ нужно, как можно ближе, познакомиться в её культурой, историей, своими глазами увидеть всю красоту окружающего мира.
Создание и развитие направления молодёжного туризма поможет справиться и решить многие проблемы современной молодёжи. Посредством проведения экскурсий, посещения выставок, фестивалей повышается уровень образованности молодых людей, создание туристических секций и клубов ведёт к привлечению молодого поколения в спорт.
Многие молодые люди получают возможность путешествовать по миру, пользуясь весьма ощутимыми скидками, предоставляемыми участникам туристических групп.
Спорт не только укрепляет здоровье, но и пропагандирует вести постоянный здоровый образ жизни, уважать и заботиться друг о друге, что так необходимо современному обществу.
Молодёжный туризм представляет интерес для любителей активных видов отдыха, например, одним из вариантов, может быть отдых в горах. Но, не нужно путать обычный отдых на горнолыжных курортах с экстримом и риском, в основном, сопровождающие молодёжный туризм. Наладиться величием и красотой горных пейзажей, катаясь по горним хребтам на мотоциклах или велосипедах, вдыхать кристальный горный воздух, режущий как стекло, во время прыжка с парашютом с высоты птичьего полёта — вот, что подразумевает молодёжный отдых в горах.
Исландия: экологический туризм, туристский класс обслуживания
... Второй раздел дает характеристику основным объектам туристского интереса. В третьем разделе: характеристика разработанной трассы маршрута. В четвертом — средства размещения Исландии. Пятый раздел — составление пакета услуг. ... Арнасон, поселившийся в районе современного Рейкьявика в 874 году. По мере заселения в Исландии сформировалась государственная система. В каждой области был тинг (собрание, ...
Достичь своей цели, пробиться вперёд, победить свои страхи и сомнения, и доказать окружающему миру свою силу и целеустремлённость — этому учит туризм.
Молодёжный вид отдыха предусматривает велосипедные, конные, водные, горные мероприятия и походы. Молодым людям всех времён явно приходятся по вкусу веселье, романтика, приключения, открытия и достижения, а также, знакомство с людьми из разных стран мира. А где же ещё, как не в туристических походах, можно в полной мере насладиться природой, посетить красивейшие места, проявить свою храбрость и смекалку.
Водные виды отдыха — это сплавы на лодках по живописным рекам, рыбная ловля, экстремальные спуски по горным речкам и водопадам, купанье и прогулки по берегам знаменитых рек. Велосипедные и конные походы, также, весьма популярны среди молодёжи, эти два вида спорта прекрасно развивают все группы мышц, туристы всё время находятся на свежем воздухе, участвуют в различных соревнованиях, путешествуют, как в летнее, так и в зимнее время года.
Молодёжный туризм предоставляет огромный выбор туров, как для новичков, так и для профессионалов. Туры различаются по уровню нагрузки и комфорта: можно путешествовать налегке, проживая на туристических базах, а любителям трудностей предлагается пойти в поход с полной экипировкой и ночевать в походных палатках. Как в горах, так и на водных просторах, в походах на велосипедах, лошадях, квадрациклах, джип-турах, молодые туристы найдут то, к чему стремится душа и удовлетворят свою тягу к приключениям, главное, разумно подходить к этому и не переоценить свои силы.
Если анализировать молодежный туризм, то следует отметить, что данный вариант туризма в себя включает практически все основные разновидности вариантов современного туризма.
Также в туристическом бизнесе к молодежному туризму предъявляются иные требования, ведь мало какой обычный студент может оплатить проживание в номере — люксе пятизвездочного отеля, а также авиаперелет в бизнес — классе. Именно для того чтобы молодые люди имели возможность путешествовать, существуют специальные системы студенческих скидок. К примеру, студенты, которые имеют студенческие билеты международного образца, получают дополнительные скидки на проживание, перелет, питание, экскурсионные программы.
Студенты считаются самыми любознательными туристами, которые не хотят тратить время на организацию комфортабельного отдыха, их вполне устраивает и проживание в недорогих хостелах. Ведь главным желанием молодежи является знакомство с новыми странами, их культурным и историческим наследием. Многие музеи предоставляют студентам возможность бесплатно посещать выставки, либо делают пятидесятипроцентные скидки для студентов.
В настоящее время молодежь, отправляясь в разнообразные туристические поездки, преследует еще одну цель, а именно, стремится к неплохой языковой практике. Молодежи свойственно стремление проводить свой досуг ярко и неординарно. Поэтому многие студенты стараются выбирать варианты развлекательного туризма, который предполагает посещение ночных дискотек, концертов, аттракционов.
Общая экономико-географическая характеристика (ЭГХ) Италии, виды ...
... реферата является изучение туристских ресурсов на территории Италии. Задачи: Изучить экономическое географическое положение страны; Познакомится с туристскими объектами в Италии; Разработать туристический маршрут по Италии. Италия ... и заканчивая Ломбардией. , Достопримечательности Италии Италия занимает, наверное, одно из первых мест в мире по количеству достопримечательностей. В итальянских музеях ...
Горные лыжи, дайвинг весьма популярные варианты отдыха у современной молодежи. Благодаря тому, что есть возможность взять оборудование, необходимое для дайвинга, либо катания на горных лыжах напрокат, стоимость такого варианта туризма получается вполне разумной и приемлемой даже для молодежной аудитории туристов. Постепенно набирает популярность у молодежи и образовательный туризм. Студенты едут в другие страны для того, чтобы послушать лекции, получить определенные практические навыки.
практически отсутствует инфраструктура
отсутствие туристских клубов;
- нет молодежных туристских комплексов и доступных для молодежи приютов и гостиниц;
- отсутствие достойной системы льготного проезда на различных видах транспорта для путешественников;
- проблема оборудованных маршрутов экологического, оздоровительного туризма;
- не достаточное количество специалистов для работы в сфере активного туризма: инструкторов-проводников, инструкторов по различным видам туризма.
актуальных задач
укрепление здоровья. Наличие туристских клубов, секций способствует вовлечению в занятие видом спорта — позволит молодежи участвовать в походах, соревнованиях, туристских лагерях, вести активный, здоровый образ жизни. Все это способствует физическому и нравственному воспитанию личности;
- возможность путешествовать. Этому будет способствовать сеть оборудованных туристских маршрутов, молодежных турбаз, доступных приютов и хижин, туристских гостиниц, система льготного проезда туристских групп на различных видах транспорта;
- качественный, безопасный отдых. Программа предусматривает подготовку специалистов по туризму и туристской сферы деятельности;
- повышение воспитательно-образовательного и культурного уровня посредством походов и путешествий;
- профессиональная ориентация.
Конкретные навыки и умения ориентируют туриста по спектру полевых экспедиционных специальностей (геофизик, геолог, эколог и т.д.), дают представление о деятельности полевых гражданских и воинских (МЧС и т.д.) подразделений; в сфере туристского бизнеса и на предприятиях, производящих специальное снаряжение, оборудование, сувенирную продукцию. Занятия туризмом обладают большим утилитарным эффектом давая практические навыки, знания и умения и высокой конвертируемостью.
2. История возникновения и развития молодёжного туризма
Молодежный туризм — это конкретный вид туристской деятельности юношества и подростков, реализуемый как в рамках национальных границ, так и на региональном и мировых уровнях.
История молодежного туризма берет свое начало в ХХ веке. Туристско-краеведческая деятельность в период с 1918 по 1928 годы была сосредоточена во внешкольных учреждениях и проводилась в форме многодневных 6-10 дневных экскурсий, путешествий.
Главной их тематикой было изучение естественноисторических дисциплин, сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов. В 1918 году в Наркомпросе организуется специальное бюро школьных экскурсий. К маю 1919 года появляются 6 экскурсионных станций для экскурсионно-исследовательской работы с учащимися и учителями единой трудовой школы. Организационно-методическая сторона туризма и краеведения определялась в то время работами И.М. Гревса, Н.П. Анциферова, Б.Е Райкова, А.А. Яхонтова, Н.К. Крупской.
Молодёжный и спортивный туризм в Советском Союзе
... виду туризма. Молодежный туризма - это конкретный вид туристской деятельности юношества и подростков, реализуемый как в рамках национальных границ, так и на региональном и мировых уровнях. Этапы развития молодежного туризма в СССР Туристско ... За 1940 г. к участию в походах была привлечена 261 тысяча школьников. В начале 1941 года была объявлены Всесоюзные экспедиции пионеров и школьников по местам ...
Как писал И.М. Гревс в первом номере журнала «Экскурсионный вестник»: «Сделать экскурсию необходимым фактором в школьном курсе явилось задачей нового времени». Крупская определяла роль экскурсий так: «Экскурсия имеет громадное значение, но только в том случае, если она хорошо подготовлена».
В конце 20-х годов XX века Обществом пролетарского туризма и экскурсий был объявлен Всесоюзный исследовательский поход «За сырьем для станков пятилетки», в котором приняли участие большое количество групп юных туристов. Академик А.Е. Ферсман, сразу оценивший возможную пользу походов, писал, что «от туризма мы переходим к целому ряду этапов нашей работы в области не только научных открытий, но и завоеваний большого хозяйственного значения».
В тридцатые годы XX в практике многих советских педагогов значительное место занимали туристские походы и экскурсии. Интересен опыт А.С. Макаренко, который широко применял коллективные походы в целях воспитания. Выдающийся педагог использовал походы как стимул, как подарок коллективу за успехи учебного и трудового года. Анализируя опыт туристской работы в коммуне им Ф. Э. Дзержинского, Макаренко считал, что нет лучшего метода образования и развития молодёжи, чем летние экскурсии и походы, ежегодно устраивая их для своих воспитанников.
В 1932 году коллегия Наркомпроса РСФСР приняла постановление «Экскурсионно-туристическую работу среди детей на высшую ступень», к котором поручалось «краевым, областным и районным отделам народного образования совместно с детскими коммунистическими организациями принять все меры к организации в городах, рабочих и важнейших колхозных районах детских экскурсионно-туристических станций и баз на них, проводя через последние методическую работу». В 1937 году был объявлен Всероссийский поход пионеров и школьников за минеральным сырьем.
В 1940 году был издан приказ Наркома просвещения РСФСР «О детском туризме». В школах были созданы клубы юных туристов. Детский туризм и экскурсии, — заявил нарком просвещения Потемкин на коллегии Наркомпроса, — это такой вид учебно-воспитательной работы, в который должны быть вовлечены все учащиеся.
Туризм и экскурсии преследуют, прежде всего, общеобразовательные задачи и в самой своей организации несут элементы физической закалки и подготовки будущего бойца. За 1940 год к участию в походах была привлечена 261 тысяча школьников. В начале 1941 года была объявлены Всесоюзные экспедиции пионеров и школьников по местам боевой славы гражданской войны и по изучению малых рек.
В годы Великой Отечественной войны туристско-краеведческая деятельность школьников была направлена на помощь фронту и тылу. Дети собирали дикорастущие полезные растения, записывали биографии героев Великой Отечественной войны, помогали семьям фронтовиков и инвалидов.
Перспективы развития семейного туризма в регионе в туристской индустрии
... исследовано современное состояние туристического бизнеса, проведен полный анализ предприятия (внешней и внутренней среды), выявлены возможности и перспективы развития базы отдыха. В третьей главе дипломной работы «Перспективы развития семейного туризма в регионе в туристской индустрии» рассмотрены ...
В послевоенные и начале 50-х годов детский туризм стал массовым. Многие учителя — бывшие фронтовики — организовывали походы по местам сражений, приобщали детей к славе и подвигу нашего народа. Именно в это время многие учителя стали использовать туризм как эффективное средство воспитания и обучения.
В.А. Сухомлинский писал: «Настоящее моральное воспитание невозможно без эмоционального общения с природой». Его многочисленные прогулки с детьми в лес, к реке, в поле носили познавательный характер, были уроками гуманизма. В конце 40-х начале 50-х годов входят в практику ежегодные слеты юных туристов городов, областей, а позже — Всероссийские и Всесоюзные.
декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью». Были утверждены новые учебные планы, программы, в которых подчёркивалась особая роль краеведческого подхода к преподаванию школьных предметов значение экскурсий, наблюдений в природе.
В середине 60-х годов берёт своё начало Всесоюзный поход «Дорогой славы отцов». Первый Всесоюзный слёт участников похода по местам революционной, трудовой и боевой славы состоялся 19 сентября 1965 года в крепости-герое Бресте. В походе приняли участие более трех миллионов человек. Во время походов сооружались памятники погибшим, приводились в порядок места захоронений, устанавливались имена тех, кто погребен в братских могилах. Было проведено 11 этапов похода. Всесоюзные слёты проводились в Москве, Ленинграде, Киеве, Ульяновске, Волгограде, Иванове, Минске, Ереване, 12-й (и последний) слет проходил уже под другим названием.
В 70-е годы получила продолжение практика проведения Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников. Была объявлена Всесоюзная экспедиция «Моя Родина — СССР».
Экспедиция была посвящена 50-летию образования Советского Союза и 50-летию присвоения комсомолу и пионерии имени В.И. Ленина. Основной целью являлось воспитание учащихся на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа, на примерах дружбы и братства народов нашей многонациональной страны. В школах в каждом классе предполагалось создать экспедиционный отряд. Как впоследствии показали отчеты с мест, такие отряды удалось создать более чем в 20% классов. Проводились слёты лучших экспедиционных отрядов, конференции, выставки краеведческих материалов, создавались музеи, велась шефская работа с ветеранами.
Для более активного участия туристско-экскурсионных организаций профсоюзов в проведении туристской экспедиции советской молодежи «Моя Родина — СССР» Президиум Центрального совета по туризму и экскурсиям постановил предложить республиканским, краевым и областным советам по туризму и экскурсиям:
- шире вовлекать трудящуюся и учащуюся молодежь в походы, путешествия и экскурсии по родному краю с посещением, всесторонним ознакомлением и глубоким изучением объектов Всесоюзной туристской экспедиции «Моя Родина — СССР», обратив при этом особое внимание на активное участие в экспедиции молодежи призывного и допризывного возраста;
- более эффективно использовать туристские маршруты экспедиции для сдачи нормативов на значки «Турист СССР» и Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР»;
- с участием комиссий Федерации туризма разработать новые туристские маршруты по родному краю, походов выходного дня и многодневных путешествий с обязательным включением в них программы объектов экспедиции; определить перечень тем экскурсий, организуемых экскурсионными учреждениями для участников туристской экспедиции;
- включить в учебные планы и программы учебных семинаров и сборов по подготовке общественных туристских кадров всех категорий и звеньев разделы, связанные с организацией и проведением экспедиции;
- шире практиковать проведение вечеров и встреч участников экспедиции «Моя Родина — СССР» со знатными тружениками, передовиками и героями пятилеток, участниками Великой Отечественной войны, ветеранами туризма и экскурсионного дела; регулярно освещать в местной печати ход экспедиции, средствами радио и телевидения пропагандировать опыт работы лучших туристских клубов, советов по туризму и экскурсиям и клубов туристов предприятий, учреждений, учебных заведений.
В тридцатых — начале пятидесятых годов создаются детские экскурсионно-туристские станции (ДЭТС), которые становятся инструктивно-методическими и организационными центрами туристской, краеведческой и экскурсионной работы на местах. В их кружках получает широкое развитие исследовательский метод в туристско-краеведческой деятельности учащихся.
Туризм и туристская деятельность как объект проектирования
... туристского пространства. Туристское пространство представляет собой совокупность нескольких Уровни туристско-рекреационного проектирования Проектирование ... национального туризма США. Под рекреацией понимается деятельность ... как время, включающее: затраты, связанные с работой на производстве (передвижение к месту работы и обратно, затраты времени на предприятиях, ... рекреации понимаются основные фонды, с ...
Анализируя работу кружков станций юных туристов и Домов пионеров С. Истомин писал: «Формы и метода поисково-исследовательской работы в школьном туризме настолько многогранны, что позволяют удовлетворить всевозрастающие интересы школьников».
С целью развития молодёжного международного туризма в июне 1958 года образовалось международное молодёжное бюро «Спутник». Бюро занималось вопросами обмена молодёжными группами СССР с другими странами. Однако в период с 1960 по 1970 года в зарубежные поездки выезжали лишь 0,4% граждан СССР.
В 60-е годы XX века развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.
Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.
С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах.
В период 1980-1992 гг. постепенно росла материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в крупных городах стран, получили распространение новые виды обслуживания — семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.
Влияние туризма на различные сферы жизни общества
... туризме есть свои законы развития, проблемы и выгоды связанные с ними, а также пути решения этих проблем и методы извлечения максимальной прибыли. Курсовая работа обозначивает цель: Изучить влияния туризма на различные сферы жизни общества. ... всего экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что туризм становится главным продуктом информации о жизни общества, его ...
Основными чертами административно-нормативного периода являются:
- развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;
- распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);
- создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов; создание научной основы изучения туризма.
В 1986 году в Советском Союзе действует 17 конных маршрутов на Алтае, Южном Урале, Северном Кавказе, в Закавказье и других регионах. В ряде мест появились, вело маршруты. К числу местных плановых маршрутов относились и транспортные путешествия: теплоходные, железнодорожные, авиационные.
Организовывались и морские экскурсии по Черному морю, по Японскому морю и Охотскому, по Белому, Баренцеву, Красным морям. Массовый характер в 80-е годы приобрели авиационные тур маршруты. Более 160 бюро пользовались услугами авиации, что позволило отдыхать ежегодно 2 млн. человек.
Для решения вопросов молодежного международного обмена в июне 1958 года было создано Бюро молодежного международного туризма «Спутник».
Перестройка второй половины 80-х годов в конечном итоге привела к распаду СССР и развалу единой туристско-экскурсионной системы Советского Союза. Начался процесс создания независимых государств, а также национальных туристско-экскурсионных организаций.
С 1990-года период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.
С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется программа туристско-краеведческого движения «Отечество», пришедшая на смену экспедиции «Моя Родина — СССР».
Молодежный туризм, как школа направленной социальной активности и деятельного патриотизма. Молодежь во всяких обществах и во все времена была склонна к бунту и к поиску. При этом в комплексе желаний, побуждающих ее бунтовать и разыскивать, всегда оказывались несогласованные желания, например желание, утвердиться в максимально возможном общественном статусе и желание получить максимальную же свободу общественно значимых действий. Отчасти поэтому и бунт, и поиск отдельно взятого индивидуума обычно заканчивается тем, что молодой человек становится взрослым без какого-либо заметного скачка в личностном развитии и общественном статусе.
Другое дело, когда ищущие и бунтующие объединяются, точнее, оказываются объединенными. Сила их бунта не суммируется, а умножается и может быть успешно использована в борьбе за власть (не самой молодежью, а теми, кто ее объединит и направит).
Все это является прописной истиной, знание которой использовалось в прошлом веке, как минимум, в Китае и во Франции (во Франции — с меньшим успехом).
Бунтарский потенциал молодежи является надеждой рвущихся к власти и заботой уже имеющих власть. Слишком много энергии накапливается в молодежной среде, и задачей властей является обращение этой энергии на благо существующего строя. В неорганизованном виде энергия молодых индивидуумов затрачивается на их индивидуальное же взросление, обеспечивает какое-никакое воспроизводство кадров гражданского общества, но не обеспечивает общественного развития.
Опыт существования СССР в числе многих других опытов дал обществу и опыт организации работы с молодежью. Структуры и взаимодействие КПСС и ВЛКСМ (считая КПСС общественной организацией лидеров общественно-государственной жизни) продемонстрировали систему поиска и подготовки лидеров государства и общества. Но вместе с молодежным движением лидеров в СССР пышным цветом расцвел и молодежный туризм. Значение молодежного туризма хорошо понималось руководителями Советского государства.
Не случайно председателем Общества пролетарского туризма стал первый главнокомандующий Красной Армии, прокурор Советской республики, а впоследствии народный комиссар юстиции Н. В. Крыленко.
Через год после создания Общества пролетарского туризма новое общество слили с государственным акционерным обществом «Советский турист», что на практике означало передачу в распоряжение «пролетарских туристов» большого недвижимого имущества (турбазы, Дома туристов, летние избушки — приюты).
В год слияния ОПТ и ГАО «Советский турист» (1929) в туристско-экскурсионных мероприятиях участвовало 130 000 человек, через год -661 000 человек, в 1931 году — 2 100 000 человек, в 1932 году — 10 400 000 человек.
Кроме Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий в СССР существовали и другие добровольные общества, в том числе и спортивные. Однако ни одно из них не достигало в своей деятельности такого размаха, как ОПТЭ. Еще один интересный вопрос — почему? Объединим два вопроса и постараемся ответить на вопрос в его итоговой формулировке: почему при наличии ВЛКСМ и множества добровольных обществ в СССР первой половины ХХ века именно самодеятельный, он же — спортивный, туризм развился настолько, что стал заметным явлением в общественной жизни страны, пережившим распад государственного строя, его породившего, и сделавшимся — без преувеличения — национальным видом спорта в России?
С одной стороны, самодеятельный спортивный туризм все время его становления и развития активно поддерживался государством. С другой стороны, активные путешествия и все, что организационно было связано с ними, частью общества востребовалось постоянно («всякий турист когда-нибудь прекращает свои путешествия, но не всем это удается сделать при жизни»), а другой его частью — в период своего созревания (в юности, в молодости), в период возрастного психического «экстремизма».
По статистике «оголтелых туристов» (бродяг, «перекати поле», пилигримов, «солдат удачи» и прочее) в любом обществе бывает около 7 — 8 процентов от числа его членов. Эти люди в молодом-зрелом возрасте оказываются представителями экспедиционных и некоторых видов военных профессий. Путешествия им нужны для поддержания своего собственного согласия с окружающим миром, поэтому они путешествовали раньше и будут путешествовать в будущем: организованно или стихийно.
На туризм был спрос — глубинный, биологический, а у представителей Советского государства хватило ума понять, чем этот спрос может быть полезным для государства и общества. Общественная туристская деятельность с одной стороны, гасила энергию анархично настроенной молодежи, выводила ее за пределы энергетически сбалансированной (в принципе) жизни больших городов. С другой стороны эта деятельность могла считаться таким же полем для выращивания общественных лидеров, каким может быть любая реальная (не надуманная, не «высосанная из пальца») деятельность, если в ней удастся нащупать систему, организационные связи, межличностное функционально-ролевое взаимодействие.
В этом смысле даже комсомольская жизнь проигрывала жизни туристской. Комсомол выявлял желающих быть лидерами, но не всегда комсомольская деятельность позволяла выявить реальные качества претендентов на лидерство. Содержанием комсомольской жизни объявлялось построение светлого будущего, выполнение наказов партии по развитию народного хозяйства, но как только исчезли наказы, исчезли и комсомольцы. В двух сравниваемых формах общественной деятельности в СССР первая являлась менее естественной, менее органичной, чем вторая. Первая базировалась на честолюбии и энтузиазме (на который, вообще говоря, опасно рассчитывать), вторая — о честолюбии и неистребимом желании путешествовать.
Туристская общественная деятельность была достаточно сложно организованной, чтобы обеспечивать развитие деловых качеств молодых лидеров. Работа туристских секций, туристских клубов, туристских СМИ базировалась на желании иметь в итоге нечто реальное, а не только канцелярский отчет. Бюрократы в туризме не приживались (сравнительно с другими видами деятельности), и это могло считаться важнейшим параметром качества лидера, выращенного в туристской среде. Самодеятельный туризм по праву считался школой направленной (предметной) социальной активности, а не активности «вообще», обуславливаемой обычно желанием карьерного роста, но не всегда подкрепляемой потенциалом желающей личности.
Ко всему прочему содержание занятий туризмом обуславливали его широко известный образовательный потенциал. Ни одно из увлечений советской молодежи в первой половине ХХ века не могло рассматриваться в качестве формы культурной революции с большим правом, чем активный туризм.
«Культурная революция в России имеет целью подъем политического и культурного уровня широких народных масс (рабочих, крестьян, красноармейцев, учащихся).
Одной из важнейших форм культурной революции становится СОВЕТСКИЙ (ПРОЛЕТАРСКИЙ) ТУРИЗМ».
«Мы не можем ходить простыми туристами, записывая свои впечатления в записные книжечки. Мы хотим, чтобы из глубокого и вдумчивого исследования природы рождались не только мысль, но и дело». (Академик А. Е. Ферсман) .
Приведенные цитаты иллюстрируют организационные принципы жизни самодеятельного туристского социума, реализовывавшиеся в ХХ веке в системе деятельности, которую имеет смысл изучать и использовать.
Под патриотизмом понимается любовь к Родине. Любовь может быть деятельной, но может быть и пассивной. Самодеятельный туризм являлся системой активной общественной деятельности, и уже по одному этому мы вправе предположить, что патриотизм туристов, их любовь к Родине был деятельным патриотизмом. На практике это осуществлялось следующим образом:
- любовь к Родной стране возникала на основе положительных эмоций, переживаемых в путешествиях по этой самой стране. И чем шире была география путешествий, чем больше было пространство, ассоциирующееся в сознании туристов с понятием Родина.
самодеятельные туристские путешествия организовывались так, что в них находилось место так называемой «общественно полезной деятельности». За нее отчитывались, ее предъявляли на итоговых конференциях и слетах туристов. Эта деятельность не была «пришитой» к путешествиям, а органично вытекала из них, являлась частью самих путешествий. Самым простым из примеров может считаться окультуривание местности по маршруту похода.
Подводя итог об этапах развития молодежного туризма необходимо отметить, что основными достижениями системы молодежного туризма являлось привлечение молодежи к познавательной и оздоровительной ценности, идейно-патриотической направленности туристских походов, содержательности и разносторонности туризма как активной формы отдыха и спорта.
Массовый туризм — являлся одним из эффективных средств коммунистического воспитания. Воспитательное значение туризма увязывалось с принципами морального кодекса строителя коммунизма, на конкретных примерах показывалось, как походная жизнь, проходящая в коллективе и сопряженная с преодолением различных трудностей, помогает формировать высокие морально-волевые качества, в том числе мужество, товарищескую солидарность, высокую дисциплинированность, трудолюбие и др.
Воспитательное значение массового туризма и в том, что туристские походы, слеты и соревнования являются важными средствами привития практических навыков, полезных как в профессиональной деятельности, так и на службе в рядах Советской Армии.
К числу таких профессионально и военно-прикладных навыков можно отнести знание топографии, оказание доврачебной медицинской помощи, организацию поисково-спасательных работ, технику транспортировки пострадавшего с подручными средствами, технику движения и преодоления естественных препятствий в различных условиях местности и с разными средствами передвижения.
Решением задач по развитию туристско-экскурсионного дела в стране в советское время занимались профсоюзные организации, а также отделы туризма Министерства обороны и военных округов.
Молодежный туризм в советское время рассматривался как одно из средств массовой физической культуры наряду с гимнастикой, бегом, лыжами, плаванием, спортивными играми. Те или иные виды туризма (пеший, лыжный, водный, велосипедный, а на уровне спортивных туристских походов также горный, авто-, мото-, и спелеотуризм) требуют привлечения различных элементов из области физической культуры и спорта: техники лыжного, велосипедного, гребного, авто- и мотоспорта, альпинизма и всегда, для всех видов туризма — способности ориентирования на местности.
Это неизбежно пробуждало интерес к спорту, вовлекало в занятия кроссовым бегом, плаванием, лыжными гонками, греблей и водным слаломом, спортивными играми, альпинизмом, спортивным ориентированием и др. Нормативные требования комплекса ГТО по легкоатлетическим видам, плаванию, стрельбе, гимнастическим упражнениям, лыжным гонкам становились для туриста нормами, а занятия этими видами физических упражнений включались в круглогодичный цикл тренировок.
3. Разработка молодёжного туристского маршрута
«Технологическая карта маршрута»
Общие положения:
Тема экскурсии:
БоровковаЕлизавета.
Общая протяженность поездки:, Общая продолжительность поездки:, Целевая аудитория:, Требования к экскурсионной группе:, Содержание экскурсии, Маршрут экскурсии
Экскурсия имеет протяженность 15 км (10 км по воде и 5 км пешком) и проходит в основном во время сплава по реке Исеть (Приложение А).
Маршрут начинается на станции «Гать», куда можно добраться электропоездом сообщением «Свердловск — Нижний Тагил». На станции экскурсовод знакомит участников с рекой Исеть, по которой будет совершено путешествие (Приложение Б).
Средство сплава — катамарана вместительностью по 8 человек. Средство сплава предоставляется в аренду Фирмой «ВЕК».
Из южного конца Исетского озера, окруженного обширным болотом, вытекает река Исеть — крупный левый приток реки Тобол.
Общая длина реки до впадения ее в Тобол — около 700 км. До города Екатеринбурга река Исеть протекает в широкой долине с хорошо выраженной плоской поймой.
В верховьях река принимает в себя несколько притоков: Решетку, Светлую, Широкую, Арамилку, Бобровку и Сысерть. Питание реки Исеть преимущественно снеговое. В реке водится рыба: чебак, окунь, лещ, щука. Промышленное и бытовое загрязнение Исети сильно сократило её рыбный запас.
В древности берега Исети были заселены первобытными людьми. Уральские археологи обнаружили здесь стоянки древнего человека (Калмацкий брод у ст. «Гать», озеро Мелкое, ст. Палкино, Верх-Исетский пруд, г. Арамиль, г. Далматово).
Берега Исети стали заселяться русскими лишь с середины XVII века.
Вдоль реки группа передвигается к железнодорожному мосту (Приложение Б) на изгибе реки, где располагалось многолюдное поселение, известное у археологов как «Калмацкий брод».
Так как экскурсия в большей степени археологическая, то рассказ следует начать здесь с истории заселения Среднего Урала.
После знакомства с древним поселением «Калмацкий брод» можно собрать байдарки и отправиться вниз по течению, чтобы продолжить изучение с природы, истории и археологии края. В районе озера Мелкого река Исеть течет в топких болотистых берегах. Длина озера — около 3 км, ширина — 500-700 м, а средняя глубина — около 1,5 м. Берега озера низменные, поросшие осокой, камышом, рогозом, тростником и ивняком. Местами вплотную к озеру подступает сосняк с багульником. Проплывая мимо берегов, можно рассказать участникам похода о древесных породах, растущих на берегах Исети.
В качестве примера приводим сообщение о сосне. Сосна — одно из самых распространенных деревьев в нашей зоне. У сосны стержневая корневая система, глубоко уходящая в почву, поэтому она может закрепиться на любой поверхности. Её можно встретить на сухих песках и на моховых болотах, на голых меловых склонах и на гранитных скалах. Но зато в отношении света сосна очень требовательна: она совершено не выносит затенения. Это одна из самых светолюбивых древесных пород. У нас на Урале встречается два вида сосен: сосна обыкновенная и сосна сибирская (кедр).
Длинные узкие хвоинки сосны располагаются на ветвях парами. После отмирания они также остаются соединенными и опадают вместе. Массовое опадение сухой хвои происходит осенью. А незадолго до этого в кронах сосен бывает хорошо заметна своеобразная пестрота: часть хвои зеленая, а часть — желтая. Если присмотреться, нетрудно заметить, что зеленые хвоинки располагаются на побегах данного года и прошлогодних, а желтые — на более старых побегах. Когда молодая хвоя вступает в силу, старая, отработавшая свой срок, начинает отмирать. Продолжительность жизни хвои у сосны зависит от многих условий. Средняя продолжительность 3-4 года. В крайне неблагоприятных условиях, особенно при сильной загрязненности атмосферы у больших промышленных городов, она сокращается до двух лет и даже до одного года.
На одной из веток или на вершине дерева можно обнаружить зеленоватый шар. Такой шар из зеленых веток сосны (народное название — «ведьмина метла») может достигать 3 м в диаметре. Ученые установили, что это — результат ненормальной ветвистости побегов, вызываемый грибками, вирусами и бактериями. «Ведьмины метлы» не представляют опасности для жизни дерева, но когда они возникают на вершине, его рост приостанавливается.
Древесина сосны пронизана мельчайшими смоляными ходами. В состав смолы входят вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Поэтому-то растительные смолы, и в первую очередь смола сосны, входили в состав для бальзамирования у древних египтян. Древесина сосны обладает высокими техническими качествами и широко используется в строительстве, идет на шпалы и телеграфные столбы. Много продуктов (скипидар, вар, канифоль) получают из пахучей золотистой сосновой смолы — живицы. Ценна для человека и хвоя. Из хвои получают «сосновую шерсть», витамин С, витаминную хвойную муку, используемую для подкормки сельскохозяйственных животных и домашней птицы.
Там, где река делает последний поворот перед озером, над кронами сосен и берез видна громадная лиственница, растущая наверху гранитных каменных палаток. Подобраться к ней можно только с воды. Эта лиственница растет на острове Макуша, расположенном на зарастающем озере Мелком.
Экскурсия продолжается на острове Макуше, который является археологическим памятником. Здесь люди жили с древних времен.
После посещения острова сплавляемся через озеро Мелкое до мыса Елового на правом берегу реки Исети. Здесь расположено жертвенное место.
Жертвенные места возникали у племен и народов, стоящих на более высоких ступеньках патриархально-родовых отношений. Одним из таких памятников является жертвенное место на мысе Еловом, куда приплывает группа и куда для жертвоприношений приходили племена из ряда поселений данного района, начиная с эпохи поздней бронзы и до конца первой половины 1 тыс. до н.э.
Жертвенное место на мысе Еловом находится и сейчас в густом лесу. Правобережье реки Исети здесь менее обитаемо, чем остров Макуша. Обстановка способствует тому, чтобы проникнуться духом эпохи древних людей. Мыс метров на 400 врезается в торфяное болото. По его берегам стоят 9 каменных палаток. На окраине — большая скала с наскальным навесом и острой верхушкой, а в 30 м к западу от нее на побережье расположена вторая скала с большой плоской площадкой в 100 м 2 на вершине. Эта скала и служила жертвенным местом. Вершина жертвенной площадки сложена из плоских плит гранита. В одной из плит сделана чаша глубиной 15 см и диаметром около метра. Жертвенной чаше в скале путем каменотесной обработки был придан облик головы барана.
Ниже, на следующих плитах, были обнаружены еще две чаши меньшего диаметра и, как показывают проведенные опыты, они служили для сбора крови жертвенного животного. Среди костей в захоронении найдены кости медведя, лося, лошади, косули, волка, кости птиц. Судя по тому, что здесь не было найдено костей барана и жертвенной чаше придана форма его головы, у данной культуры, по-видимому, существовал культ этого животного.
Далее предстоит проплыть лесной участок реки, где она течет в юго-западном направлении, делая несколько поворотов. Перед поселком Палкино река меняет направление на юго-восточное и принимает правый приток — реку Решетку.
Решетка — одна из живописнейших горных речек окрестностей города Екатеринбурга. Река начинается в водораздельной части пригородной зоны двумя короткими истоками — речками Студеной и Теплой. Сейчас Решетка с помощью канала «Чусовая — Исеть» соединяется с Волчихинским водохранилищем. Канал имеет длину около 6 км, глубину — 8 м. При соединении канала с Решеткой русло ее было выпрямлено и расчищено на протяжении 17 км.
Трасса канала проходит по заболоченной равнине, поэтому берега его укреплены. При впадении реки Решетки в реку Исеть образуется обширная и плоская пойма. Здесь распространены кочкарные болота, местами заросшие осокой, рогозом и тростником; встречаются и кусты ивы. Несмотря на сильно заболоченные берега, местами есть выходы коренных пород в виде небольших скал. В одном из таких мест можно остановиться, выйти из байдарок и размять ноги, организовать подвижные игры. Несмотря на антропогенное воздействие человека (особенно в районе железнодорожного моста через реку Исеть в поселке Палкино), на реке встречаются кувшинки и кубышки. О них можно сделать сообщение.
В качестве примера приведем описание кувшинки. Кувшинка белая (лилия водяная) относится к семейству кувшинковых. Она является реликтом доледникового периода. Родовое название образовано от латинского прилагательного, обозначающего «населенные нимфами» или «посвященный нимфам». Нимфами называли низшие женские божества, олицетворяющие элементы природы. В славянской мифологии нимфы — это русалки. В лунные ночи они выходят на берега рек и озер в венках из водяных растений, садятся на траву, расчесывают свои длинные волосы, водят хороводы, завлекают случайных путников на дно водоема.
У русского народа кувшинка белая известна под именем одолень-травы. Её корень будто бы способен одолевать болезни и нечистую силу. Породили одолень-траву сырая земля с живою водой, поэтому она одинаково действует и против водяной нечистой силы, и против полевой.
Кувшинка белая — водное многолетнее растение. Толстое белое ползучее корневище с черными рубцами укореняется в иле. Листья темно-зеленые, сердцевидной формы, плавающие на поверхности воды. Цветки одиночные, крупные, до 20 см в диаметре. Цветки кувшинки белой имеют интересную биологическую особенность: в ясную погоду они открываются в восьмом часу утра и закрываются в пятом-шестом часу вечера.
Плоды овальной формы напоминают небольшой кувшин. Отсюда происходит и русское название — кувшинка. Цветет с середины лета и до осени. Растет на глубине до 2 м в водоемах со стоячей или медленно текущей водой. Корневища в отваренном виде съедобны и окрашивают ткань в черный цвет. Иногда применяются для отпугивания тараканов. Семена могут быть использованы как суррогат кофе.
Экскурсия продолжается, и через несколько минут мы проплываем под мостом, где можно увидеть цветущие кубышки и кувшинки. Здесь рыбаки ловят рыбу, попадающую в реку Исеть из реки Чусовой по Решетке. Если посчастливится, то можно поймать чебака, окуня, леща, налима и даже щуку.
Проплыв мост, попадаем в поселок Палкино, где водная часть экскурсии заканчивается. Можно оставить байдарки подсушиваться и отправиться в центр поселка, где на левом берегу Исети было открыто селище. Селище расположено на плоской площадке невысокой возвышенности, которая носит название горы Маленькой. Крутые склоны распаханы и заняты приусадебными участками.
С горы открывается вид на бывшее озеро (сейчас торфяник), на широкую долину реки Решетки и на гору на правобережье Исети, где размещалось другое поселение. Это селище относится к памятникам эпохи раннего железного века середины 1 тыс. до н.э. (гамаюнская культура).
Ознакомившись с древним поселением, пешком отправляемся на полуостров Гамаюн (Приложение В), расположенный в изгибе реки Исети (до образования Верх-Исетского пруда) в километре к востоку от деревни Палкино, где на гранитных плитах были обнаружены наскальные рисунки древнего человека эпохи раннего железа.
Далее экскурсия направляется к Оброшинскому руднику Палкинского месторождения флюсовых известняков (Приложение В).
Месторождение вновь было открыто в XVIII в. по древним выработкам и длительное время служило рудной базой для Верх-Исетского и Екатеринбургского заводов.
Около северного конца рудничного поселка на высоких скальных отвесах высотой 4-6 м имеются выходы графита. Здесь много дорог и тропинок, которые выводят к берегу пруда, на котором нетрудно выбрать место для купания и отдыха. Песчаные берега пруда с горками из серых гранитных валунов окружены прекрасным сосновым бором.
На берегу можно рассказать о Верх-Исетском пруде. Пруд является самым большим водоемом в ближних окрестностях города Екатеринбурга. Это искусственное водохранилище, имеющее длину 12 км и ширину от 2 до 2,5 км. Площадь водного зеркала — до 20 км 2. Его средняя глубина — 2,5 м, наибольшая — 6,5 м. На пруду более 10 островов. Пруд — источник водоснабжения города Екатеринбурга и находится в городской водоохранной зоне.
После окончания экскурсии пешком возвращаемся на станцию Палкино, откуда на электропоезде добираемся до города Екатеринбурга.
Заключение
В современной России здоровье, образование и рост благосостояния граждан являются важнейшими приоритетами, о чем свидетельствуют реализуемые ныне национальные проекты «Здоровье» и «Образование», а также нацеленность руководства страны на «десятилетия спокойной и стабильной жизни».
Развития молодежного туризма в России отвечает этим приоритетам и может стать одним из национальных проектов. Эта Программа, главным образом, направлена на формирование здорового, высокообразованного патриота своей страны, хорошо знающего ее историю, природу, культуру не только по учебникам, а по впечатлениям от походов и экскурсионных поездок.
Подводя итоги курсовой работы, хочетсяозвучить мероприятия необходимые для развития молодежного туризма в России:
Правительству Российской Федерации необходимо:
разработать и утвердить межведомственную федеральную целевую программу «Развитие молодежного туризма в России до 2020 года» учитывая, что это не только индустрия развлечения и отдыха, но и важнейшая политическая составляющая патриотического воспитания подрастающего поколения.
разработать и внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, такие вопросы как:
- а) в целях эффективной поддержки молодежного туризма исключить из налогооблагаемой базы по налогам на доходы физических лиц расходы на приобретение путевок, полученных в рамках проведения мероприятий и программ социального, молодежного туризма;
- б) рассмотреть вопрос о возможности введения налоговых льгот по налогу на имущество и земельному налогу для санаторно-курортных предприятий и лагерей детского отдыха, осуществляющих обслуживание льготных категорий и социально незащищенных граждан;
- в) с целью содействия строительства новых мест размещения, питания и отдыха для молодежи исключить из налогооблагаемой базы налог на прибыль и доход организаций, оказывающих услуги в сфере детского и молодежного туризма в течение трех лет с начала осуществления данной деятельности организаций;
Министерству спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации необходимо:
- разработать и принять ведомственную программу, предусматривающую поддержку инициатив, направленных на развитие молодёжного туризма;
- разработать и принять ведомственную программу, предусматривающую поддержку таких инициатив, как создание Федерального центра по развитию молодёжного туризма на озере Байкал (Республика Бурятия, Иркутская область);
- подготовить предложения по совершенствованию нормативно правовой базы для развития культурно — познавательного туризма;
- провести Всероссийскую школу инструкторов туризма.
Министерству информационных технологий и связей, Министерству культуры и Министерству образования необходимо:
обеспечить выпуск аудио дисков содержащих познавательную информацию об историко-культурных объектах России.
рассмотреть вопрос о создание информационного портала культурно- познавательного, молодёжного туризма «Узнай Россию».
поддерживать и стимулировать внедрение тематики молодежного туризма в существующие и новые теле-радио передачи, издания периодической печати и интернет проекты.
формировать программы событийного туризма (конгрессы, фестивали, конкурсы, праздники и т.д.) разработать план ключевых, «знаковых» событий года, и широко представлять информацию о туристских возможностях страны и субъектов Российской Федерации (Интернет, СМИ и др.)
Министерству транспорта Российской Федерации необходимо:
разработать меры по снижению тарифов на пассажирские перевозки, введение более гибкой системы ценообразования и политики агентских продаж на все виды пассажирского транспорта.
ввести в практику проведение совместных акций туристских и транспортных агентств по маршрутам «Узнай свой край», а так же маршрутам «Поезд Победы», посвященных 65-летию Великой победы и автобусных экскурсии по местам боевой славы Великой Отечественной войны.
Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Министерством спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации необходимо:
разработать предложение по установлению особенностей правого регулирования путешествий несовершеннолетних туристов, включая повышенную ответственность туроператоров и турагенств за качество и безопасность предоставленных услуг, определение квалификационных требований к руководителям турфирм, организующих путешествия групп несовершеннолетних туристов, а также квалификационных требований к руководителям таких групп.
Законодательным (представительным) органам, исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо:
разработать систему мер поддержки направленную на развитие молодежного туризма в регионе.
способствовать создаю условий для разработки новых туристских продуктов, а так же интегрированного турпродукта с другими российскими регионами.
предусмотреть систему мер по совершенствованию инвестиционного климата для строительства и развития инфраструктуры молодежного туризма в регионе.
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации необходимо:
разработать и внести предложения по изменению Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2009 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по развитию внутреннего и въездного туризма.
разработать и внести предложение о внесение в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности» в части развития молодежного туризма.
принять меры по увеличению расходов на оздоровление детей и подростков, а так же на санаторно-курортное лечение, как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств субъектов Российской Федерации.
Общественным молодежным объединениям и организациям необходимо:
принять активное участие в пропаганде молодежного туризма, подготовке и разработке молодежного турпродукта и подготовке молодых кадров для работы по данному направлению.
обеспечить изучение, обобщение и распространение передового опыта молодежного туризма на территории Российской Федерации.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/osobennosti-formirovaniya-i-prodvijeniya-molodejnogo-turprodukta/
1.Биржаков
2.Биржаков
3.Воронкова
4.Влодарчик
5.Грицкевич
6.Долженко
7.Долженко
8.Долматов
9.Дурович
10.Зорин И. В. Энциклопедия туризма: Справочник [Текст] / И. В. Зорин. Москва: Финансы и статистика, 2010. 368 с.
11.Квартальнов
12.Киреева
13.Раппопорт
14.Соколова
15.Фенько А. Б
16.Официальный
Карта прогулки «Верховье реки Исеть»
Приложение Б
Фото река Исеть
Фото железнодорожного моста через реку Исеть
Приложение В
Фото полуостров Гамаюн
Приложение Г
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ:
Турист идущий в водный поход не должен страдать инфекционными и психическими заболеваниями. Лицам нуждающимся в лечении и постоянном врачебном наблюдении, путешествовать по активным туристическим маршрутам не рекомендуется. Турист должен ореинтироваться в воде в спосательном желете.
С несовершеннолетними детьми обязательно должен быть хотя бы один из родителей или сопровождающий взрослый, с доверенностью от родителей, отвечающий за безопасность ребёнка.
Время отправки к месту начала маршрута является обязательным для всех участников туристической группы. В случае опоздания к началу маршрута, с инструкторов по туризму снимается вся ответственность за опоздавшего.
Ответственность за водные маршруты несут специально обученные инструкторы по водному туризму, которые постоянно сопровождают группу на маршруте.
Инструктор является единоначальником в группе, поэтому все туристы обязаны подчиняться распоряжениям инструктора в пределах его полномочий. Если возникнут какие либо вопросы или пожелания, вы всегда можете обратиться к инструктору.
На протяжении всего маршрута турист обязан: подчиняться требованиям внутреннего распорядка, соблюдать правила безопасности и выполнять все распоряжения инструктора. Это одно из важнейших условий безопасности туристов. Соблюдать чистоту на стоянках и на борту катамарана. Сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы.
Настоятельно рекомендуется оказывать особое внимание правилам ТБ и поведения на воде. Инструктаж по ТБ и правилам поведения будет проведен инструктором: перед отправлением по реке.
Во время путешествия запрещается:
Нарушать ТБ и правила поведения на воде.
Бросать мусор в воду, загрязнять окружающую среду;
- Курить на катамаране.
Оставлять детей одних без присмотра;
Грубейшими нарушениями ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ являются:
- сознательное не исполнение прямых команд инструктора, связанных с безопасностью;
- распитие спиртных напитков во время движения, перед выходом и на привалах;
- нахождение участников группы во время движения на расстоянии большем, чем прямая видимость друг друга;
- не санкционированное гидом-провдником начало преодоления технически сложного препятствия;
- спуск с берега и выход на воду в одиночку, без разрешения инструктора;
- не санкционированное инструктором выпригивание за борт.