Организация внутреннего туризма на Урале

Курсовая работа


Введение

«Урал! Опорный край державы, его добытчик, и кузнец. Ровесник древней нашей славы и славы нынешней творец!».

Эти поэтические строчки рисуют образ Урала индустриального, сурового и задымленного, недоступного и поэтому малоинтересного. Однако на рубеже веков Урал предстал в новом, необычайно привлекательном облике. Созвездие уникальных объектов мирового культурн о-исторического наследия и памятников природы открыли миру Урал туристский. Урал уже ворвался в десятку самых привлекательных для посещения регионов России. Сегодня Урал предстает и как край бурно развивающегося любительского и профессионального горнолыжного спорта. Климат региона, ввиду большой его протяженности, отличается разнообразием, но в целом его можно охарактеризовать, как континентальный с холодной, продолжительной зимой и теплым летом. Регион представлен большим количеством здравниц, где можно совмещать отдых и лечение с интереснейшими экскурсиями.

По данным историков, на Среднем Урале на сегодняшний день насчитывается более трех тысяч памятников истории, архитектуры, археологии и культуры. 1219 из них находятся под охраной государства. Это — 279 памятников археологии, 717 — архитектуры, 211 — истории и культуры.

Целью данной курсовой работы является характеристика существующих культурно-исторических центров Урала, их описание.

Объектом данного исследования является многообразие культурно-исторических центров Урала.

Предметом исследования являются туристические ресурсы культурно-исторических центров Урала.

Задачи курсовой работы:

  • характеристика культурно-исторических центров Урала;
  • характеристика их основных достопримечательностей;
  • характеристика существующих туристических программ федерального и регионального уровня;
  • разработка своего маршрута по культурно-историческим центрам Урала.

Теоретической базой данного исследования являются очерки о культуре Урала В. И. Байдана, Г. Н. Чагина, З. М. Ковалевской и других, а также исследования культурно-исторических центров и туристических маршрутов Урала и России Н. В. Ягодынской, в. И. Куриловой, в. А. Квартального и других.

1. Характеристика культурно исторических центров Урала

1.1. Возникновение культурных центров Урала

Человечество прошло огромный, многовековой путь в своем развитии. Каждый период этого пути можно зримо и образно ощутить и представить, благодаря удивительным вехам этого развития – замечательным, а иногда и просто таинственным, культурным и историческим памятникам. Каждый такой памятник – есть выдающееся творение человеческого ума и дело умелых и трудолюбивых рук.

11 стр., 5452 слов

Культурно-исторические центры и экскурсионные объекты познавательного ...

... Тюменской области могут похвастаться не только своей значимостью в экономике региона, но и своим вкладом в историко-культурном наследие не только области, но и страны. Тюмень, как культурно-исторический центр исторический ... историков. Юг Тюменская область. Общая характеристика Тюменская область - субъект Российской Федерации, входит в состав Уральского федерального округа. Административный центр - г. ...

Культура Урала подобна многовековому древу с мощной корневой системой, обширной кроной и устойчивыми побегами. Такой образ вполне приемлем для края, которому свойственны разнообразие культурного пространства, глубинные культурные традиции, берущие начало с демидовских времен.

Заводы, а с ними и поселки и города, рожденные в эпоху Петра I, вобрали в себя культурные традиции народов, привезенных заводчиками Демидовыми из разных губерний России. Связь этих традиций с передовой для России техникой и технологией добычи руды и выплавки уникального по своим качествам, известным далеко за пределами России металла, послужило основой рождения новых культурных традиций, к примеру, таких как лаковая роспись по металлу — знаменитых тагильских подносов.

Политика Демидовых в области культуры явилась благоприятным фактором становления культуры Урала, в ХIХ веке появляются библиотеки и музеи естественной истории и древностей, коллекции которых были замечены многими известными путешественниками и гостями, стали известны далеко за пределами Урала и по сей день являются гордостью. К концу ХIХ века на Урале открываются театры, обсерватория, оркестр, купеческий клуб, чуть позже — два кинотеатра.

Первая половина XIX века отмечена дальнейшим развитием уральского искусства. Несомненно, что достигнутые в XVIII столетии успехи в художественной обработке металла и камня обеспечили искусству промышленного Урала расцвет и в первой половине XIX века.

1800–1861 годов – это не простое продолжение искусства минувшего времени, а качественно иной, связанный с другими историческими условиями период. В эти годы уральская промышленность, бывшая фундаментом для рождения и развития разнообразных видов уральского искусства, вступает в новую фазу своего существования. Занимавший к концу XVIII века господствующее положение в мире по выработке железа, Урал в первых десятилетиях XIX века теряет своё первенство, хотя производительность его заводов и продолжала расти. Причина этого была глубоко вскрыта В. И. Лениным: «… крепостное право, которое помогло Уралу подняться так высоко в эпоху зачаточного развития европейского капитализма, послужило причиной упадка Урала в эпоху расцвета капитализма». [6; 89]

Начавшийся в России промышленный переворот не сразу захватил Урал. Крепостное право давало дешёвую рабочую силу, а последняя делала в глазах заводовладельцев механизацию производства ненужной. Так, например, разработка знаменитого Высокогорского рудника в Н. Тагиле и в первой половине XIX столетия была столь же примитивна, как и прежде: она производилась вручную.

Однако, несмотря на замедленное развитие на Урале производительных сил, мы и здесь видим следы промышленного переворота, знаменующего собой новый этап истории. Так, в первой трети XIX века на уральских заводах «кричный» способ производства железа заменяется более совершенным – пудлингованием. Появляются сварочные и отражённые печи, усовершенствуется, хотя и медленно, металлообработка. Происходит освоение литой стали.

14 стр., 6998 слов

Разработка велотура по Южному Уралу

... того, велосипедный туризм, как и другие виды туризма, может стать коммерческой основой развития региона, будет способствовать повышению его престижа, раскрывая богатый потенциал Южного Урала. В России сейчас, приблизительно, на руках 25 ...

Развитие промышленности не только определяло дальнейший путь уже сформировавшихся видов уральского искусства – чугунного литья, камнерезного искусства, росписи по металлу, – но создало необходимые условия и для появления новых его видов, таких, как бронзолитейное искусство, гравюра на стали.

Немалое значение для искусства Урала приобрело открытие новых месторождений природных богатств края. Таково было, например, открытие в 1814 году на юго-западном склоне горы Высокой около Н. Тагила Меднорудянского рудника, с разработкой которого началась новая жизнь медной промышленности этого района. Уральская медь, в большом количестве вывозимая за границу, обеспечила развитие прославленной бронзы во Франции, а в России – создание бронзолитейного производства на Урале; обнаруженные богатейшие залежи малахита создали возможность для широчайшего использования в искусстве этого красивейшего минерала.

промышленным переворотом всё большую роль начинает играть вольнонаёмный труд, что имело важное историческое значение в дальнейшей судьбе искусства Урала. Крепостной труд во второй трети XIX века тормозил его развитие. Очень убедительно об этом писал в 60-х годах прошлого столетия директор Екатеринбургской гранильной фабрики П. Миклашевский. Он показал, что содержание, получаемое мастеровыми фабрики, «совершенно ничтожно с тем, что хороший ремесленник может выработать при свободном труде». В связи с этим мастер работал на фабрике не в полную силу, приберегая её для домашней работы над камнерезными изделиями для частной продажи. Это не могло не сказаться на уровне производства. Вольный труд, по мнению П. Миклашевского, обеспечил бы дальнейший подъём камнерезного искусства. Вольнонаёмный труд применялся на уральских заводах еще в XVIII веке, что уже тогда говорило о проникновении в недра феодальной промышленности капиталистических отношений. Но в первой половине XIX века он получил особенно широкое развитие. Некоторые нижнетагильские живописцы и лакировщики, например, нанимали вместо себя за деньги других выполнять работу по возке угля, дров и т. д. Сами же они занимались только работой над художественными произведениями.

, что изучаемый период отмечен ростом заводского населения. Некоторые заводские посёлки казались городами по тому времени, хотя и не были формально ими. Один из современников писал, что уральские заводы – это города значительнее многих губернских.

городов, связанный с развитием капиталистических отношений, приводит к увеличению числа ремесленников, среди которых становится немало лиц, занимающихся изготовлением предметов декоративно-прикладного искусства. В 1830–1840-е годы только в одном Екатеринбурге работало камнерезов, гранильщиков более тридцати человек, серебряных дел мастеров – более двадцати и т. д. В конце 1850-х годов число мастеров, занимавшихся художественной обработкой камня, возросло до сотни семейств. В губернском центре Перми в этот же период работало 9 часовщиков, 13 переплётчиков, 23 литографа, 12 живописцев.

Изменившиеся условия жизни, потребности русского внутреннего рынка привели к определённым изменениям в уральском декоративно-прикладном искусстве. Некоторые его виды, теряя своё значение, постепенно отмирают и сменяются новыми, другие, отступая в тень, продолжают существовать, но не имеют уже того большого исторического и художественного значения, как прежде. Так, например, производство медной посуды, украшенной вычеканным орнаментом, столь широко развитое в XVIII веке, в первой половине XIX века исчезает совсем, уступая место фарфору, фаянсу.

55 стр., 27067 слов

Данной работы актуальна в настоящее время, так как развитие новых ...

... туристско-рекреационные ресурсы, важно для развития внутреннего и въездного туризма в России. Также работа актуальна в рамках следующих программ: федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)», государственная программа ...

В 1800–1830-х годах творческие контакты уральских мастеров и замечательных русских архитекторов, зародившиеся в минувшем столетии, становятся ещё более прочными и многообразными. Прогрессивные гражданственные идеи, которые питали творчество А. Воронихина, К. Росси, В. Стасова и других, оказали благотворное влияние и на развитие уральского искусства (чугунное литьё, обработка камня), сообщив ему подлинную монументальность и значительность.

Декоративные мотивы высокого классицизма определяют стиль искусства Урала. Один из излюбленных декоративных мотивов у златоустовских гравёров – военное снаряжение – живо вызывает в памяти монументальные арматуры, украшающие петербургские здания; в уральской художественной бронзе, чугунном литье встречаются львиные маски, гермы и т. д. Всё это говорит о стилистическом единстве русской архитектуры зрелого классицизма и уральского искусства.

Для развития декоративно-прикладного искусства промышленного Урала первой половины XIX века характерны поиски синтеза, что, несомненно, шло под благотворным влиянием русской архитектуры, давшей немало замечательных его примеров. Уральские зодчие, например, развивая линию русской архитектуры первой трети XIX века, дали прекрасные образцы использования в своих постройках декоративной скульптуры, разнообразных форм чугунного литья.

Упадок высокого классицизма во второй трети XIX столетия приводит к спаду монументально-декоративных форм прикладного искусства Урала.

Первая половина XIX века отмечена широким развитием культуры Урала, поступательное движение которой не могла остановить мрачная пора николаевской реакции. Это объясняется тем, что её питали общенациональные интересы, прогрессивные истоки русской культуры, связанные с передовыми общественными стремлениями. На Урале возникает сеть культурных учреждений, улучшается постановка образования. В 1831 году открылась первая библиотека в Перми, в 30-х годах начинает работать библиотека и в Н. Тагиле, к концу 50-х годов общедоступные библиотеки работают в Ирбите, Кунгуре, Кушве и т. д. В 1838 году начинается издание «Пермских губернских ведомостей». На многих уральских заводах создаются театры, где не было профессиональных актёров, ими и зрителями были простые люди, в том числе и крепостные.

годы дальнейшее развитие на Урале получает художественное образование. Это было вызвано растущими запросами уральской промышленности, особенно тех её отраслей, которые были в той или иной степени связаны с выпуском художественной продукции. Так, президент Академии художеств А. С. Строганов, требуя от Екатеринбургской гранильной фабрики прислать для учёбы в Академию мальчиков, исходил из того, что при фабрике и Горнощитском мраморном заводе «непременно нужно иметь знающих совершенно рисовальное художество».

во многих уральских школах и других учебных заведениях. В Екатеринбургской горной школе рисование было в числе обязательных предметов. Это же мы видим и в школе Златоустовского завода. Преподавалось рисование и в школе, принадлежащей Екатеринбургскому монетному двору, на Екатеринбургской гранильной фабрике и т. д. Необходимость хотя бы элементарного художественного образования осознавалась не только на казённых заводах, но и на крупнейших частных промышленных предприятиях Урала.

9 стр., 4164 слов

Достопримечательности Урала

... год и из Екатеринбурга, и с Урала, и из России, и из-за рубежа. 5 наиболее известные, посещаемые исторические достопримечательности Урала: Аркаим, Верхатурье, Ганина яма, Невьянская башня, Нижняя синячиха. АРКАИМ - Аркаим ... Аркаима безопасное существование. ВЕРХОТУРЬЕ - Верхотурье (устар. Верхнетурье) — город в России, административный центр городского округа Верхотурский Свердловской области. ...

приобретает создание специальной художественной школы в Н. Тагиле (1806–1820).

Она хотя и просуществовала сравнительно недолго, но оставила весьма заметный след в развитии культуры Урала, будучи одной из немногих провинциальных художественных школ того времени и первой для всего Урала и Сибири. Начальные сведения о тагильской школе как о самостоятельном учебном заведении мы встречаем в 1806 году, хотя оно уже и называется в архивном документе как «бывшее и существующее». Назначение школы заключалось в том, чтобы дать достаточную художественно-профессиональную подготовку местным живописцам и лакировальщикам, тем самым способствовать улучшению качества их изделий.

выявились с первых же её шагов. К ней, как на светлый огонёк, потянулась молодёжь, одарённая способностями к искусству, стремящаяся к иной жизни. Ученики поступали в школу по собственному желанию, имея уже некоторые навыки в искусстве. На успехи школы обратил внимание вице-президент Академии художеств П. Чекалевский, посоветовавший Н. Демидову открыть в Н. Тагиле на основе уже имевшейся школы – новую, бесплатную, для всех желающих заниматься искусством. Школа, по его мнению, должна была не только способствовать подъёму художественного уровня лакировального искусства, но и вообще распространению искусства в дальних краях России.

преобразования школы встретил самые решительные возражения заводского начальства: «Но чтобы заводить здесь особую школу для обучения живописному искусству даром посторонних людей, то я почитаю и бесполезным и невыгодным, бедный человек не пойдёт в школу тратить время и лишаться пропитания, а будут в ней такие люди, коим в пропитании нельзя будет отказать». [8; 79]

не только в материальной невыгодности широкой реорганизации школы. В 1811 году, то есть уже через пять лет после создания школы, М. Данилов с неудовольствием доносил о том, что ученики-живописцы, окончившие школу, необычайно строптивы, причиняли массу беспокойства заводскому начальству. Он весьма завуалированно сообщал о настроении крепостных художников, называя его капризом избалованных людей. Дело было тут, разумеется, не в избалованности, а в том, что увлечённые искусством, встретившись с его замечательными образцами, хотя бы и в копиях и эстампах, работая под руководством настоящих художников, учившихся в Академии художеств, побывавших за границей и вдохнувших вольный воздух свободы, ученики школы после её окончания сталкивались с жестоким произволом приказчиков и управителей. Это не могло не вызывать протеста бывших учеников: школа заставила их острее почувствовать социальную несправедливость, подчеркнув несостоятельность мечты о свободном искусстве для крепостного человека.

факторах – экономическом и социальном – и заключалась причина того, что живописная школа просуществовала сравнительно недолго: к концу 1820-х годов мы уже не встречаем о ней упоминания. В дальнейшем (1830–1840-е гг.) рисование стало преподаваться в Выйском училище как один из обязательных предметов.

организации школы в ней работал живописец Василий Иванович Албычев, с которым был заключён специальный контракт. После Албычева место учителей заняли крепостные художники-тагильчане, обучавшиеся в Италии, а затем в Академии художеств в Петербурге – Арефьев и Баженов.

30 стр., 14585 слов

Особо охраняемые территории Урала

... высокая вершина Уральских гор — гора Народная (1894 м). Среднеуральский узел расположен около 60° с. ш., там, где простирание Урала меняется с южного на юго-юго-восточное. Среди ... в охране своих территорий, поэтому и тема эта актуальна сегодня. Заповедники Урала являются уникальными природоохранными территориями. Урал – удивительный регион, который расположился на границе Европы и Азии. ...

в учебном процессе занимало копирование образцов, в том числе эстампов. С этой целью в 1815 году в Н. Тагил была послана большая серия эстампов «рафаэлевой галереи». Однако они не могли полностью удовлетворить всех запросов тагильских художников: очень нужны были «колерованные ландшафты», которые помогли бы в овладении не только секретами рисунка, но и живописи. Важным этапом в учёбе было рисование с гипсов – «алебастровых фигур».

По-прежнему очень большую роль играла в развитии художественной культуры на Урале Академия художеств. Особо следует выделить период президентства А. С. Строганова. Будучи президентом Академии художеств, он был одновременно командиром Екатеринбургской гранильной фабрики и Горнощитского завода. Широкие познания Строганова в искусстве делали его рекомендации и распоряжения ценными не только для гранильной фабрики, но и для всей художественной промышленности Урала. Он помог многим уральцам поступить в Академию. До 1817 года в Академию ещё имели право поступать крепостные. Поэтому немало одарённых крепостных живописцев, архитекторов Урала училось в Академии. Получив там превосходную профессиональную подготовку, они привезли с собой на Урал высокую художественную культуру.

Но в Академии художеств учились не только уральские крепостные, но и дети лиц свободного состояния: А. Лютин, В. Коковин и другие, которые тоже после окончания Академии вернулись в родные края. А. Лютин имел даже звание академика. Некоторые из уральских мастеровых, окончив Академию, стали известными русскими художниками, как, например, гравёр П. Уткин, позже – живописцы А. Корзухин, Ф. Бронников, В. и П. Верещагины. Эти постоянные связи Академии и далёкого Урала сыграли в подъёме культуры края огромную роль.

искусства в этот период были обусловлены подъёмом (который был характерен и для промышленности) декоративно-прикладного искусства России первой половины XIX века. Этому немало способствовала и организация публичных отечественных выставок мануфактурных изделий, на которых русское декоративно-прикладное искусство было представлено очень разносторонне. Такие выставки прошли с успехом в 1829 году, в 1833 году и т. д. Они пробуждали общественный интерес к отечественному производству, оказали широкое влияние и на подъём русской художественной промышленности. Журнал «Отечественные записки» в 1829 году прямо указывал на благотворное влияние первой выставки отечественных мануфактурных изделий на «народную промышленность».

Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала 1800–1861 годов принадлежит к значительнейшим явлениям русской художественной культуры. Оно свидетельствует о высоком её расцвете и глубоко демократической основе.

Став в 30-40-е гг. ХХ века землей спецпереселенцев и эвакуированных, Урал пополняется выдающимися представителями отечественной интеллигенции, благодаря которым в металлургической столице Урала появляются учреждения культуры,

Неотъемлемой частью культурной жизни Урала являются музеи — краеведческие, музеи изобразительных искусств, музей подносного промысла (Нижний Тагил), музей быта и ремесел, являющиеся началом рождения этнографического комплекса, единственный в стране завод-музей, ставший основой грандиозного культурно-исторического проекта «Демидов-парк». [6; 67]

Культуру Урала вряд ли можно назвать провинциальной в силу высокого профессионализма уральских деятелей искусства.

12 стр., 5952 слов

Музеи Москвы до 1917 года

... классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем. В первой четверти XVIII века Россия победоносно участвовала в Северной войне в Европе. ... И.Е. Цветков в 1909) К 1914 в Москве было свыше 40 музеев. Многие из них вели значительную научную и ... ставший затем Зоологическим музеем, 1791). В 30—50-х гг. XIX в. появились первые проекты общедоступных музеев (З.А. Волконской, А.А. ...

1.2. Основные культурно-исторические центры Урала, их достопримечательности

Историко-культурный центр — это такой центр, в котором сохранились памятники культуры и истории народа, жившего здесь ранее.

Рассматривая историко-культурные центры Урала, мы выбрали следующий маршрут. Сначала рассмотрим Аркаим — самый южный на Урале историко-культурный центр. Затем мы рассмотрим историко-культурный центры челябинской области Миасс (юго-восток Урала), затем историко-культурные центры Свердловской области: Екатеринбург, нижний Тагил, Невьянск и Верхотурье (северо-восток Урала), затем перейдем в северо-западную часть Урала — Пермскую область и рассмотрим историко-культурные центры Кунгур и Соликамск.

Аркаим

Музей – заповедник Аркаим находится на самом юге Челябинской области и является единственным в стране крупным комплексным заповедником, охраняющим и исследующим природные системы и исторические памятники в их взаимосвязи.

Аркаим был открыт челябинскими археологами в 1987 году, и уже в 1991 году территория памятника была объявлена заповедником.

Аркаим — это небольшой уголок степи, у восточных склонов Уральских гор на юге Челябинской области. Здесь находится более 70 археологических памятников различных эпох: от стоянок каменного века до курганов кочевников 12-14 вв. новой эры и многое другое.

Славу, его уникальность составляет культурный комплекс 20-18 в. до н.э.- укреплённое поселение и некрополь Аркаим – остатки протогородской цивилизации бронзового века, возрастом около четырёх тысяч лет.

На поселении Аркаим с помощью геофизических методов и археологических раскопок было выявлено 67 жилищ. Во внешнем кольце было 39 жилищ, во внутреннем – 27. На сегодняшний день археологами исследовано 29 жилищ. Жилища располагались по кругу. Имели в плане трапецивидную форму, площадь построек составляла 110-180 кв.м. Дома пристраивались вплотную друг к другу и имели общие длинные стены. Общая площадь поселения составляет около 20 тысяч квадратных метров, а план выглядит так: два вписанных одно в другое кольца мощных оборонительных стен (внешняя обведена рвом глубиной 1,5-2,5 метра), две кольцевые улицы жилищ, припавших изнутри к этим стенам, а в геометрическом центре колец — площадка в форме слегка сплюснутого круга диаметром 25-27 метров, тщательно выровненная, утрамбованная и, может быть, даже укреплена каким-то цементирующим раствором. Диаметр внешней стены — около 150 метров при толщине в основании 4-5 метров. Возведена она была из бревенчатых клетей, забитых грунтом с добавлением извести, а снаружи облицована сырцовыми блоками, начиная со дна рва и до верхнего среза — в общей сложности 5-6 метров. Внутренней стеной была обнесена, видимо, цитадель — диаметром около 85 метров. Толщина этой стены была поменьше — 3-4 метра, а высота, скорее всего, побольше, чем у наружней. Была она строго вертикальной и снаружи — по бревенчатой облицовке — обмазана глиной. Кольца жилищ были разделены на сектора радиальными стенами — в плане они подобны спицам колеса. Стены эти были общими для каждых двух соседних помещений.

2 стр., 929 слов

История развития частных музеев в России

... стране практически не создавались. В начале 1990-х гг. частные музеи стали постепенно возвращаться в музейный мир России, причем не только в Москве и Петербурге, но и ... Хотя, начиная с 1990-х гг., частные музеи действуют во всех регионах страны. Во многих странах мира (в том числе и в России до 1917 г.) это ...

Круговая и радиальные улицы, система водосброса и канализации, основания надвратных башен, ниши и переходы внутри мощных оборонительных стен – всё это представляет собой необычайно яркую картину и говорит о высоком уровне архитектурных решений и строительных технологий.

Имея круговую структуру Аркаим чётко ориентирован по сторонам света.

Археологи предполагают, что город строился по заранее намеченному плану. Просто так невозможно построить город с чёткими линиями улиц, защитных сооружений, ливневых канализаций….

В небольшом городе жили около двух тысяч человек, разводили скот, плавили медную руду, изучали звёздное небо, растили детей. Но прожили в этом городе совсем недолго – около двухсот лет. В один прекрасный день сожгли дотла свой родной город, и ушли неизвестно куда.

Версий о том, кто построил загадочный город в форме круга в уральских степях множество, ровно столько же и предположений, зачем этот комплекс был нужен. Одни говорят, что это астрономический объект, есть предположения, что в Аркаиме плавили руду, есть мнения, что это что- то вроде культового храма.

Теперь, спустя десятилетия после открытия этого города, совершенно понятно, что главной ценность потревоженных руин была, и видимо остаётся, конструкция этого древнего сооружения, являющего собой не что иное, как зашифрованное послание в будущее.

И хотя здесь не найдено ни драгоценностей, ни шедевров древнего искусства, ни знаков неизвестной письменности, это место является одним из самых загадочных в России.

Тема Аркаима широко представлена в специальной научной литературе, об Аркаиме сегодня говорят политики, философы, языковеды, специалисты по истории религии. Очень многочисленны паломничества на Аркаим экстрасенсов, биоэнергетиков, мистиков, различных духовных школ и организаций. Но, конечно же, сюда едут и обычные люди.

Ландшафты заповедника очень уникальны. Когда-то здесь была древняя горная страна. 350 миллионов лет назад здесь располагалась вулканическая гряда, и плескалось тёплое мелкое море, о чём свидетельствуют остатки окаменевших морских раковин и кораллов. До сих пор на склонах горы Шаманки, а по — научному палеовулкан Огненный, в обнажениях горных пород можно увидеть вулканические «бомбы» и остатки застывшей лавы.

Особый микроклимат долины и разнообразные почвы создают особые условия для огромного многообразия растений. Учёные зафиксировали более 600 их видов. Здесь обитают редкие виды птиц, занесённых в Красную книгу – стрепет и орёл-могильник. Прекрасно чувствуют себя степные сурки и лисицы, барсуки и зайцы, легконогие косули облюбовали территорию заповедника.

В этих местах много солнечных дней, а благоприятное направление ветров обеспечивает чистый воздух, с ранней весны до глубокой осени благоухающий ароматами цветущих степных трав.

Итак, Аркаим является одним из важнейших историко-культурных памятников Урала, так как в нем представлен быт и культура древних жителей Урала. Интерес к Аркаиму, безусловно, расширяется, количество версий о существовании древнего города увеличивается. Ставший уже знаменитостью, обросший легендами, Аркаим будоражит наше воображение, притягивая к себе взоры множества самых разных людей.

Миасс

Главной достопримечательностью Миасса является Ильменский заповедник. Заповедник образован в 20-ом году, на восточном склоне Южного Урала, и вначале действовал как минералогический. В 1935 году он был преобразован в комплексный, площадь которого стала больше 30 тысяч га. Ильменский заповедник — один из нескольких в России, который непосредственно курирует Российская академия наук, поэтому без лишнего пафоса эту территорию можно назвать экологическим достоянием страны. Слава же этой земли давно перешагнула границы нашей Родины. Ученые из многих стран, очутившись здесь впервые, и все увидев собственными глазами, сравнивали Ильмены с лучшими уголками Швейцарии.

4 стр., 1580 слов

Заповедная охрана природы в России: история и перспективы

... указанных учреждений, несут за нее ответственность. Заключение Данная работа была посвящена теме «Заповедная охрана природы в России: история и перспективы». Она осветила следующие вопросы, связанные с раскрытием данной темы: правовая ...

Ильменский заповедник — один из нескольких в России, который непосредственно курирует Российская академия наук, поэтому без лишнего пафоса эту территорию можно назвать экологическим достоянием страны. Край действительно уникальный своим природным ландшафтом и живым миром. Здесь найдено более 260 минералов, из которых 11 открыты впервые в мире, а среди растений есть виды, встречающиеся только здесь. Более 30 озёр — прекрасные места для того, чтобы отдохнуть не только телом, но и душой. Одно из знаменитых — озеро Тургояк.

Естественно-научный музей Ильменского заповедника — один из крупнейших геолого-минералогических музеев России. В музее шесть залов: зал минералогии месторождений, зал коллекционный, зал истории Ильмен, Ильменский зал, биологический зал, общая площадь составляет 2050 кв.м. Фонд музея насчитывает около 30 тыс. единиц, в залах представлено более 9 тыс. экспонатов.

Итак, Миасс является историко-культурным центром Урала, так как в нем собраны богатейшие коллекции образцов уральской природы. Это один из тех городов, в которых чувствуется атмосфера уральской жизни.

Нижний Тагил

Нижний Тагил — признанный центр становления и развития горнозаводского дела на Среднем Урале. Построенный в 1725 г. Никитой и Акинфием Демидовыми Нижнетагильский железноделательный завод был крупнейшим и самым современным в России и Европе. В XVIII веке тагильское железо служило в британских станках и машинах, на кораблях и в оружии колониальных войск, воевало со шведами и турками, осваивало Сибирь. В веке XIX основным заказчиком Нижнего Тагила стала Транссибирская железнодорожная магистраль. Кричное, полосовое и сортовое железо с маркой «Старый Соболь» пользовалось заслуженной славой на Всероссийских и Всемирных промышленных выставках рубежа XIX-XX веков.

Старый Нижнетагильский завод стал основой и опорой для одного из промышленных гигантов XX века — Нижнетагильского металлургического комбината. Через десятки лет металлурги НТМК стали одними из инициаторов создания индустриально-ландшафтного «Демидов-парка», сохранения памятников техники в органическом единстве с окружающей средой. В программе строительства — рекультивация земли, очищение промышленных и естественных водоемов, создание зеленых зон, сохранение этнографически ценных старейших жилых застроек. С учетом существующих исторически сложившихся производственных, ландшафтных, жилых участков территория «Демидов-парка» разделена на девять зон, охватывающих охранно-исторический центр города, музей-завод, карьер горы Высокой и Меднорудянского рудника, акваторию нижнетагильского пруда, историко-ландшафтный памятник «Гора Лисья» со сторожевой башней, исторические комплексы усадебной застройки «Ключи» и «Старая Гальянка».

Основными элементами «Демидов-парка» становятся Нижнетагильский музей-завод с его комплексом памятников индустриальной культуры, Нижнетагильский краеведческий музей с его уникальной экспозицией, основанной на коллекциях демидовского «музеума», историко-этнографический музейный комплекс, в состав которого входят: музей быта и ремесел горнозаводского населения, музей истории подносного промысла «Дом Худояровых», музей-усадьба заводского мастерового Панникова, музей-усадьба государственного крестьянина, «казенная изба крестьянина, переведенного на заводские работы», музей природы и охраны окружающей среды и музей истории технической мысли, отражающий историю технической мысли в горнозаводской промышленности. Общая площадь «Демидов-парка» составит более 25 квадратных километров.

Генеральный секретарь Международной Ассоциации клубов ЮНЕСКО Патрик Галло так оценил программу «Индустриально-ландшафтного парка» на заседании круглого стола «Культура и экология», которое проходило 13 декабря 1995 г. в Нижнем Тагиле: «На меня произвела большое впечатление программа создания в Вашем городе индустриально-ландшафтного парка, которая органически объединяет решение проблем сохранения памятников истории и культуры».

Планомерная, кропотливая работа по созданию в Нижнем Тагиле уникального природно-ландшафтного парка ведется специалистами Нижнетагильского Государственного музея-заповедника Горнозаводского дела Среднего Урала под руководством И. Г. Семенова с привлечением ведущих ученых Екатеринбурга и России.

В год 300-летия Уральской металлургии из девяти запланированных зон «Демидов-парка» работы закончены в трех. На заводе-музее открыта выставка энергомеханического и прокатного оборудования, реставрируется подпорная стенка плотины, восстанавливается разливочная машина, подготовлен проект реставрации мартеновского цеха. В центральной зоне «Музей» проведена внешняя реставрация Верхних провиантских складов. Внутренняя отделка памятника еще впереди. А вот Нижние провиантские склады уже восстановлены, в них находится открытое фондохранилище. В здании бывшего управления горнозаводского округа открыт музейный выставочный зал.

Закончена реставрация «Господского дома», там открыт музей быта и ремесел. Восстановление памятников идет очень медленно, так как финансирование проекта со стороны министерств культуры Свердловской области и Российской Федерации довольно ограничено. Безвозмездно работают строительные организации. Основной спонсор — НТМК. На ВГОКе экономическая ситуация сложнее, но он тоже провел значительные работы, восстановив на территории карьера выставку оборудования.

Развитие «Демидов-парка» будет бесконечным. Его можно сравнить со строительством собственного дома: ведь всегда хочется что-то улучшить — покрасить ставни, пристроить беседку. Конкретный срок, когда можно сказать: «Все сделано»- и можно только водить экскурсии, наступит лет через 20, тогда Нижний Тагил может стать международным туристическим центром, сравнимым с городами Золотого кольца России. Только у нас будет «Железное Кольцо», сделавшее Россию не только страной, продававшей пеньку, мед и природные ресурсы, но и мощнейшей индустриальной державой. В «железное кольцо» входят Невьянск, Нижний Тагил, Висим и более молодые города, такие, как Качканар. [9; 56]

«Демидов-парк» готов встретить гостей нашего города так, чтобы им еще не раз захотелось побывать в индустриальной жемчужине России.

Итак, нижний Тагил, является культурно-историческим центром Урала, так как он сохранил элементы заводской жизни XIX века, в нем до сих пор существуют старые и реконструированные демидовские заводы, рабочие поселки. Съездив в Нижний Тагил можно увидеть, как жили рабочие в прошлом столетии.

Екатеринбург

Город заложен в 1721 году знаменитым горнопромышленником и историком Василием Татищевым как горнозаводской, культурный и торговый центр Урала . Официальной датой основания считается 7(18) ноября 1723 года, когда вступила в строй первая очередь Казенного металлургического завода на реке Исеть и развернулось широкое городское строительство.

Исетский завод и крепость, построенная при нем, вскоре были названы Екатеринбургом в честь жены императора Петра I Екатерины Алексеевны.

В 1840-х гг. Екатеринбург становится центром металлообработки, а с конца XIX века — важным железнодорожным центром Урала. В ночь с 17 на 18 июля 1918 года в Екатеринбурге были расстреляны бывший российский император Николай II и его семья. К началу XX века Екатеринбург становится одним из крупнейших уездных городов европейской части России. С 1919 года — центр Екатеринбургской губернии, а с 1923 — Уральской области. С 1924 по 1991 гг. город назывался Свердловск (по фамилии советского партийного и государственного деятеля Якова Свердлова).

В 1934 году стал центром Свердловской области.

Достопримечательности

В Екатеринбурге до сих пор сохранились многочисленные постройки ХVIII — начала ХIХ вв. в стиле классицизма. В их числе: Горная канцелярия (1739 год) и бывшая усадьба Расторгуева-Харитонова (1794 год).

На месте металлургического завода, построенного в 1723 году, располагается исторический сквер с глыбами горных пород из разных районов Уральского края.

В городе несколько крупных музеев: литературный имени Д.Н.Мамина-Сибиряка, дом-музей П.П.Бажова, музей Уральских гор.

Картинная галерея Екатеринбурга хранит крупнейшее собрание произведений каслинского литья, в частности уникальный Каслинский чугунный павильон.

Недалеко от Екатеринбурга находится монастырь Ганина Яма. Уникальный храмовый комплекс с семью храмами на месте захоронения царских останков — мужской монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев.[5; 42]

Это место связано с историей пребывания в Екатеринбурге и расстрела семьи последнего русского царя Николая II. В настоящее время в с. Коптяки в 30 км от Екатеринбурга расположился действующий мужской монастырь.

Здесь построены семь храмов — каждый в честь одного из членов царской семьи: императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны, великих княжен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, наследника Алексея Николаевича.

Итак, Екатеринбург является историко-культурным центром Урала, так как сочетает в себе большое количество памятников культуры и истории Урала: музеи, заводы, храмы, монастыри и так далее.

Верхотурье

Верхотурье — первая столица Урала, православный центр уральского региона, комплекс Верхотурского Кремля, Музей православия, Крестовоздвиженский собор (третий по величине в России), Свято-Николаевский мужской монастырь (возможность прикоснуться к мощам Святого Симеона Верхотурского), Покровский женский монастырь (чудотворная икона Божией Матери «Умиление»).

Меркушино — в 60 км от Верхотурья. Свято-Симеоновское подворье Ново-Тихвинского женского монастыря, святой источник на месте захоронения Святого Симеона Верхотурского.

Итак, Верхотурье является историко-культурным центром Урала, так как в нем сохранились традиции православной жизни, архитектурные церковные

Невьянск

Невьянск — один из старейших городов-заводов Урала (1701г), вотчина знаменитой уральской династии Демидовых. Феномен «падающей» Невьянской башни, действующие старинные английские часы с боем, восстановленный Спасо-Преображенский Собор, являющийся памятником архитектуры федерального значения. [4; 17]

Село Верхние Таволги, известное потомственными гончарами и глиняными изделиями, знакомство с процессом керамического производства. В селе Быньги Храм во имя Святителя Николая (1797 г).

Итак, Невьянск является историко-культурным центром Урала, так как он сохранил элементы заводской жизни XIX века, в нем до сих пор существуют старые и реконструированные демидовские заводы, рабочие поселки.

Кунгур

Кунгур по-татарски значит «смуглый». В середине XVII века по распоряжению Новгородского приказа были собраны беглые крестьяне Строгановых и поселены в устье речки Кунгурки. Плодородные земли быстро заселялись. Но вскоре город был сожжён восставшими башкирами. Рожденный второй раз в 1663 г. Кунгур отгородился от врагов крепостными стенами.

Улицы старого города помнят пугачёвский бунт, звон кандалов декабристов, шум ярмарок. Стройные силуэты церквей, купеческие особняки, здания присутственных мест. Кажется, время остановило свой бег в этом старинном русском городе.

Итак, Кунгур является историко-культурным центром Урала, так как в нем сохранились архитектурные памятники прошлых столетий, и, кроме того, находятся известные по всей России Кунгурские соляные пещеры.

Соликамск

Соликамск является одним из старейших городов Урала. Датой его основания принято считать 1430 год, а основателями города — выходцев из вологодских земель солеваров Калиниковых, основавших варницу вблизи реки Усолки. Первоначально город назывался Усольем Камским, а с XVII века — Солью Камской. Первыми людьми, его заселявшими, были преимущественно выходцы из Северного и Центрального Поморья. Одним из главных факторов освоения и развития Соликамского края являлось открытие на его территории богатых месторождений соли. В то время соль являлась ценным товаром, значительная часть которого ввозилась в страну из заграницы. В 1579 году в городе действовало 16 соляных варниц, а к концу XVII века в Соликамске ежегодно вырабатывалось свыше семи миллионов пудов соли, что составляло более 70 процентов от всей соли, вырабатываемой на Руси.

На протяжении XVI столетия Соликамск был вторым по величине и значимости после Чердыни торговым и административным центром Прикамья. Начало строительства в 1597 году первого сухопутного тракта, прошедшего от Соликамска до Верхотурья и связавшего Европейскую Россию с Сибирью, оказало значительное влияние на административный статус и экономическое развитие города. В 1613 году в городе было введено воеводское управление, а с 1636 года Соликамск становится центром Перми Великой, переняв этот статус у Чердыни.

Достопримечательностью является Архитектурно-этнографический комплекс Музей истории «Соли России», который включает в себя территорию Усть-Боровского солеваренного завода, основанного в 1878 году купцом Александром Рязанцевым (1807-1889).

Уникальность музея в первую очередь состоит в том, что в нем представлен единственный сохранившийся до наших дней комплекс промышленного цикла добычи соли XIX века. В 1986 году музей «Соли России» открыл свои двери для посетителей. В здании конторы заводоуправления, построенном в 1884 году и одновременно являвшемся загородной усадьбой Рязанцевых разместилась экспозиция, рассказывающая об истории соляных промыслов Прикамья и судьбах представителей династии прославленных солепромышленников.

Большинство производственных сооружений Усть-Боровского солеваренного завода было построено в 80-90 годы XIX века.

С самого начала своей работы Усть-Боровский солеваренный завод стал одним из крупнейших в Прикамье. К середине 1880-х годов на нем ежегодно добывалось более одного миллиона пудов соли. В конце XIX — начале ХХ века заводом владели наследники Александра Рязанцева. После октябрьской революции завод был национализирован и 1919 году вошел в трест «Пермсоль». Волею судеб, за время своего существования в годы советской власти производственный комплекс завода не претерпел существенных изменений. За исключением незначительных модернизаций, на нем продолжали использоваться технологии солеварения, традиционные для XVII — XIX столетий. После закрытия Усть-Боровского сользавода в 1972 году, по инициативе городских властей, ученых и краеведов была начата работа по созданию на его территории музея-заповедника. В настоящее время комплекс музея истории «Соли России» является уникальным примером истории промышленной культуры России.

Итак, Соликамск является историко-культурным центром Урала, так как это один из древнейших городов Урала, сохранивший в себе традиции и быт прошлых лет, памятники архитектуры и культуры.

В первой главе мы рассмотрели важнейшие историко-культурные памятники Урала. Их довольно много на территории Урала, все они отражают развитие культуры и промышленности на Урале. Все рассмотренные нами историко-культурные центры можно условно разделить на 2 большие группы: памятники промышленности (истории быта) и памятники культуры (монастыри, музеи, архитектурные памятники.) Первая группа представлена городами Соликамск, Нижний Тагил. А вторая — это Екатеринбург, Невьянск и другие.

2. Туристические программы по Уралу

2.1. Существующие туристические маршруты

На федеральном уровне действует туристическая программа культурно-исторический маршрут «Серебряное кольцо Урала». Она включает в себя посещение следующих культурно-исторических центров Урала:

Невьянский завод. Знакомство с памятниками федерального значения, включая Демидовскую наклонную башню (По желанию: Театрализованная программа. «Прием гостей Акинфием Демидовым» с угощением.)

Демидовские деревни, город Нижний тагил

Керамический цех в селе В. Таволги

Посещение храма Св. Николая в с. Быньги.

Посещение Крестовоздвиженской старообрядческой часовни г. Невьянск

«Музей Бронетехники» или музей УВЗ 150-200. г. Невьянск

Музей Бондина, г. Невьянск

Худояровский дом «Промысел подносов», г. Верхотурье

Музей быта и ремесел «Господский дом», г. Екатеринбург

Музей камня, г. Миасс

Музей ИЗО (Каслинский павильон), г. Касли

На региональном уровне туристические операторы предлагают

1) Познавательный тур «Тайны Пермского края»: Пермь — Соликамск — Усолье — Пермь

Маршрут посвящен истории развития соляной и калийной промышленности в России. Именно добыча соли стала одной из причин проникновения и колонизации русскими Пермского края.

Издавна населённые места, связанные с добычей соли, именовали Усольями. На территории Перми Великой усолий было несколько. Самое древнее из них Усолье Камское (Соликамск) основано в 1430 году.

Знакомство с Соликамском начинается с экскурсии в действующую шахту по добыче калийных удобрений, «на дно Пермского моря».

Затем посещение Усть-Боровского солеваренного завода, уникальный памятник деревянной архитектуры XIX века. Отведайте рассол, до сих пор поступающий «со дна Пермского моря» из «Людмилинской» скважины, которая осталась на месте Троицкого сользавода. Именно в этом рассоле впервые было обнаружено присутствие калийных солей, что дало начало Российской калийной промышленности. С уникальными страничками истории калийной промышленности Вы сможете познакомиться в музее ОАО «Сильвинит». Подлинные документы 30-х годов XX столетия рассказывают о трудовых подвигах, арестах и репрессиях строителей первого в России калийного комбината.

В музее Древнерусского искусства, расположенном в Богоявленской церкви, с 1989 года действует экспозиция «Художественная культура Прикамья XVII-XX вв.»

Благодаря тому, что в годы советской власти, после прекращения в ней богослужений, Богоявленская церковь была передана Соликамскому краеведческому музею, ее внешнее и внутреннее убранство сохранилось до наших дней. В храме сохранился иконостас, состоящий из 75 икон, являющихся выдающимися образцами Строгановской иконописи XVIII-XIX веков. Кроме него, в экспозиции музея представлен ряд выдающихся образцов иконописи, находящихся в собрании музея.

В музее Природы в здании Соборной колокольни располагаются постоянные экспозиции «Лесные были» и «Ботанический сад Демидова». Маленьких посетителей ждет «Комната сказок».

На выставке «Лесные были» посетители музея знакомятся с растительным и животным миром Северного Прикамья. Здесь и могучий глухарь — самый крупный представитель боровой дичи, и хищный зверек куница с ценным пушистым светло-коричневым мехом, и безобидная хитрая белочка, и мало заметный среди растительности бурундук.

В отвесных берегах лесной речки строят свои жилища лесные животные с ценным мехом — бобры. Они, как заправские строители, сооружают себе в заболоченных местах хатки, устраивают плотины. С семейством бобров вас знакомит выставка «Лесные были», а также со многими другими обитателями уральского края: волками, совой и филином, с красавцем лосем, с целым выводком водоплавающей птицы.

Не менее крупным промышленным и торговым центром Приуралья было Новое Усолье (1606 г.).

В Усолье посещение Строгановских палат (1724 г.), Усадьбы Голицыных (1815г.) и Спасо-Преображенского собора (1724-1731 гг.).

2) Религиозный тур «Церковная история Урала»: Чердынь — Соликамск — Чердынь

2 дня/2 ночи

История России — это, прежде всего, история Православной церкви. На разных этапах становления России церковь оказывала влияние на ход исторических процессов. Наша программа посвящена Церковной истории Северного Прикамья.

Маршрут начинается в первой столице русского Урала, древнейшем городе России Чердыни. Именно с Чердыни началась христианизация Перми Великой. Обзорная экскурсия по Чердыскому району, краеведческому музею и Музею истории Веры помогут заглянуть в тайны того времени.

Второй день тура посвящён второй столице древнего Урала — Соли Камской (Соликамску).

Знакомство с православной историей города начинается с Центрального архитектурного ансамбля, по мнению специалистов, он не имеет себе равных не только в Прикамье, но и далеко за его пределами. Изюминкой ансамбля является Дом Воеводы (1688 г.) — «резиденция» царского управляющего Соликамским Воеводством. В ансамбль так же входит Троицкий собор, построенный в 1697 году на деньги, пожертвованные Царицей Софьей Алексеевной Романовой. Денег этих хватило и на строительство Соборной колокольни, высота которой достигает 60-ти метров. В церкви Богоявления располагается единственный в своём роде Иконостас, состоящий из подлинных икон ХVII-ХIХ вв.

На протяжении обзорной экскурсии по Соликамску вы сможете познакомиться ещё с десятью культовыми сооружениями ХVII-ХVIII веков, посетить три действующие церкви и Свято-Троицкий мужской монастырь, в стенах которого в советский период располагались Камеры предварительного заключения.

3) Активный тур «Семь дней наедине с природой» 7 дней/6 ночей: Рябинино — Чердынь — Ныроба — Соликамск — Рябинино.

Возможность отправиться на конную прогулку по окрестностям села Рябинино, побывать с ознакомительной поездкой в Чердыни, Ныробе и Соликамске. Ключевым событием Вашего отдыха станет 2-3-х дневный сплав по реке Вишера. Непременными атрибутами туристского сплава являются рыбалка, уха, песни у костра и наслаждение от красот уральской природы.

Также региональные операторы предлагают короткие обзорные экскурсии по интересным памятникам истории и культуры Урала:

Итак, существующие предложения туристических операторов не охватывают всех исторических центров Урала. Они четко структурированы по направлениям, причем приоритетными выбраны религиозные программы и активный туризм.

Однако я считаю, что был бы больший спрос на программы более обширные, с обязательным посещением городов-заводов, так как это неотъемлемая часть культуры Урала, одновременно посещение храмов и монастырей и природных памятников. Разработке собственного маршрута посвящен следующий параграф.

2.2. Разработка нового туристического маршрута по Уралу

На мой взгляд, является целесообразным создать 2 маршрута: для любителей активного отдыха (с посещением различных памятников природы и культуры) и познавательный маршрут (с посещением памятников истории и культуры Урала).

1) Познавательный тур История культуры Урала»: Екатеринбург — Аркаим — Нижний Тагил — Соликамск — Екатеринбург, 6 дней.

Маршрут включает в себя посещение уральских заводов (Нижний Тагил), Соликамска, Екатеринбурга и в конце поездки — Аркаима.

Инвестиционные возможности развития туристического бизнеса на Среднем Урале не только безграничны, но и бесспорно выгодны. Прекрасные познавательные маршруты могут быть организованы по « железному кольцу» Урала от колыбели металлургии России — первых уральских заводов Каменского, Невьянского со знаменитой «падающей» башней, с посещением единственного в России завода-музея в Нижнем Тагиле, интереснейших индустриальных комплексов-памятников: Салдинского и Кушвинского металлургических заводов.

Типично уральский, но по-своему уникальный город Нижний Тагил — интереснейший туристический объект для ценителей познавательного туризма. Почти три столетия смешались в облике города — от русского классицизма до конструктивистских ансамблей 20-30х годов ХХ века и современных жилых комплексов.

Посещение музеев, сплав по реке Чусовой, знакомство с самоцветной полосой Урала Мурзинкой, походы по старым штольням, отработанным золотым и платиновым приискам, рыбалка и охота, катание на лыжах и санях с горы Долгой, конные маршруты — все это для энергичных туристов, ценящих полноценный отдых.

Для тех, кого интересует история и духовность уральцев — поездка в Верхотурье, знакомство с монастырями и храмами этого удивительного, старого православного центра Урала и, конечно, музеи и выставочные залы, по праву считающиеся своеобразным банком памяти культурных и духовных традиций края.

Старейшим в России является Нижнетагильский историко-краеведческий музей, основанный в 1840 году по велению Павла Демидова как «Музеум естественной истории и древностей». За его 160-летнюю историю здесь собрана уникальная коллекция — около 500 тысяч музейных предметов. Сегодняшний Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала — многопрофильное объединение, в составе которого единственный в России музей-завод, созданный на основе Демидовского металлургического завода, и экспозиции под открытым небом, представляющие механизмы, оборудование и приспособления горнорудной, металлургической и металлообрабатывающей промышленности.

Музей быта и ремесел, расположенный в «Господском доме», и музей подносного промысла в доме художников Худояровых, родоначальников лаковой живописи на Урале, покажут изделия традиционных ремесел и промыслов, интерьеры домов горнозаводского населения. В купеческой гостиной «Господского дома» можно посетить музыкальный салон и перенестись на некоторое время в ХIX век.

Интересно побывать на родине уральского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка в поселке Висим, где сохранился дом его отца, священника Наркиса Мамина; в краеведческих музеях Нижней Салды и Кушвы, в минералогическом музее А. Ферсмана в селе Мурзинка.

Для любителей искусства в Нижнем Тагиле открыты выставочный зал Союза художников и Музей изобразительных искусств. Здесь экспонируется одна из жемчужин художественных творений — картина «Мадонна дель Попполо», приписываемая кисти итальянского художника Рафаэля Санти (1483-1520).

И, конечно же, надолго запомнятся туристам уральское гостеприимство и удивительные блюда уральской кухни. А лучшие тагильские гиды и экскурсоводы помогут открыть миру привлекательный образ земли Тагильской.

Соликамск

В музее Природы в здании Соборной колокольни располагаются постоянные экспозиции «Лесные были» и «Ботанический сад Демидова». Маленьких посетителей ждет «Комната сказок».

Екатеринбург включает посещение следующих объектов:

1. Исторический сквер, Плотинка.

Путешествие в прошлое вдоль сохранившихся с начала XVIII в. крепостных стен и корпусов первого крепостного завода, посещение уютного дворика Петра, знакомство с экспозицией Музея промышленности Урала под открытым небом, памятник основателям Екатеринбурга В.Н. Татищеву и В.И. де Генину, часовня Святой Екатерины.

2. Литературный квартал

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/osobennosti-razvitiya-turizma-po-proektu-samotsvetnoe-koltso-urala/

Экскурсия знакомит с литературными памятниками Екатеринбурга, с жизнью и творчеством Ф.М. Решетникова, Д.Н. Мамина-Сибиряка, с периодом пребывания в городе А.Н. Радищева, Ф.М. Достоевского, В.А. Жуковского, декабристов. В экскурсию может быть включено посещение одного из музеев.

3.Храмы Екатеринбурга

Экскурсия знакомит с историей религии на Урале, устройством и назначением христианского храма, с православными праздниками, обрядами, историей некоторых храмов и монастырей Екатеринбурга. Храм-на-Крови, церковь Вознесения — старейший храм города, часовня св. Екатерины, покровительницы горного дела, Иоанно-Предтеченская церковь, Ново-Тихвинский женский монастырь.

4. Сысерть (50 км от Екатеринбурга.) — родина знаменитого уральского писателя П.П. Бажова. Краеведческий музей, музей П.П. Бажова — усадьба XIX века, здание старого завода, плотинка.

5. Нижняя Синячиха – Алапаевск (150 км от Екатеринбурга)

Музей деревянного зодчества и народного искусства в Нижней Синячихе — более 20 пямятников под открытым небом, реконструкция исконно русской деревни XVII-XIX вв. Краеведческий музей в Алапаевске, монастырь на месте казни Великих князей Романовых, музей композитора П.И. Чайковского.

Аркаим

На территории заповедника работает музей археологии и этнографии, создан исторический парк под открытым небом, Музей Природы и Человека.

Среди объектов исторического парка есть восстановленные древние памятники, спасённые от разрушения и привезённые из разных районов Южного Урала, а также достоверные реконструкции древних хозяйственных и культовых сооружений.

В Музее Природы и Человека вы сможете получить целостное представление о материальной и духовной культуре племён и народов, населявших южные районы Челябинской области в разные исторические эпохи, а также ближе познакомиться с природными богатствами Южного Урала. В музее четыре небольших зала.

Практически вся экспозиция зала эпохи камня и бронзы посвящена находкам и материалам, относящимся к истории открытия и изучению поселения и некрополя Аркаим.

Экспозиция зала эпохи раннего железного века и средневековья расскажет Вам о более чем двухтысячелетней истории жизни кочевых народов Южного Урала.

Зал этнографии познакомит Вас с интерьером оренбургского казачьего дома.

История взаимодействия человека и природы Южного Урала на протяжении многих тысячелетий, а также геология, минералогия, почвоведение, современный животный и растительный мир заповедной территории представлены в экспозиции зала Природы.

Во время экскурсий вы посетите реконструированное жилище каменного века, побываете внутри модели аркаимского дома в натуральную величину. Побываете в реконструированной погребальной камере «царского» кургана скифо – сорматской эпохи, увидите средневековые курганы, каменные изваяния, модели древних захоронений.

В планах музея — заповедника восстановление быта поздних кочевников и казачьих станиц эпохи русской колонизации края: реконструкция казахских и башкирских летовок и зимовок, восстановление казачьей усадьбы. Сюда же перевезены ветряная мельница и дом горнозаводского промышленника 19 веков, создан музей нагайбакской культуры, малой народности, населяющей юг Челябинской области.

Музей древних производств представляет собой крытую экспериментальную площадку, где воссоздан фрагмент интерьера аркаимского дома. Здесь размещены действующие модели-реконструкции, среди них – станок для изготовления тканей, металлургические печи, колодец, печь для обжига изделий из глины.

В музее древних производств Вы сможете приобщиться к тайнам древнего мастерства, посетив практические занятия «Технологии гончарного производства», «Плетение из лозы», «Плетение из камыша». Ощутить совершенство древних технологий Вам помогут специалисты музея.

2) Маршрут для активного отдыха (пеший туризм) — Челябинск — Миасс — Кунгур — Челябинск, 5 дней.

Данный маршрут будет включать в себя посещение памятников природы и истории Урала (Кунгурская и Игнатьевская пещеры).

Ильменский заповедник, а также сплав по реке Ай.

Для любителей сплавов, спелеотуристов и археологов притягательна Лунная река — Ай. Река Ай — самый «длинный» памятник природы Челябинской области.

Карстовая пещера Кургазакская — геомофологический памятник природы Челябинской области — подземное царство, украшенное сталактитами и сталагмитами, состоит из трёх больших залов, соединённых между собой проходами, один из которых ведёт к многолетнему леднику.

Речной простор и стометровые скальные притёсы, пещеры и гроты, сосновый бор и зелёные лужайки — отличное место для отдыха взрослых и детей в любую погоду.

Сотни туристов на плотах и катамаранах уже покорили речку-красавицу Ай. Впрочем, кто кого покорил — вопрос спорный. Ясно одно — красоты Южного Урала всё более привлекают туристов из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья.

Ильменский заповедник

Естественно-научный музей Ильменского заповедника — один из крупнейших геолого-минералогических музеев России. В музее шесть залов: зал минералогии месторождений, зал коллекционный, зал истории Ильмен, Ильменский зал, биологический зал, общая площадь составляет 2050 кв.м. Фонд музея насчитывает около 30 тыс. единиц, в залах представлено более 9 тыс. экспонатов.

На трех этажах музея выставлена огромная коллекция минералов. Сотни, если не тысячи самых разных экземпляров выставлено на стендах и привлекает внимание профессионалов-геологов и простых любителей. На последнем этаже здания музея представлена великолепная диорама природы, от просмотра которой редкий посетитель остается равнодушным. Наконец, уходя, можно зайти в магазинчик, в котором можно приобрести на память сувенир из камня, от брелка до огромных часов.

Игнатьевская пещера

Среди многочисленных памятников природы Урала особо выделяется Игнатьевская пещера около села Серпиевка, всемирно признанный центр первобытного искусства. В дальней части пещеры сохранились рисунки первобытных людей, представляющие собой реалистические изображения быка, мамонта, других животных и нерасшифрованные пока символы. Считается, что рисунки в пещере сделаны более 14 тысяч лет назад. По значимости пещеру можно сравнить с такими пещераи-знаменитостями, как Альтамира в Испании, Ласко во Франции, Каповая в Башкирии. Подобно Каповой, Игнатиевская пещера одна из крупнейших в своём карстовом районе и на Южном Урале: общая длина её ходов более полукилометра. Громадный вход, около 12 метров в поперечнике, завораживает любого, кто видит его.

Кунгурская Пещера – уникальный памятник природы, овеянный множеством легенд, возраст пещеры составляет около 10–12 тысяч лет. Полная длина всех ходов пещеры — 5км 600м. Длина туристских ходов — 1км 500м. В пещере более 20 гротов, около 60 озёр.

Тысячелетия растворяла вода гипсы и ангидриты Ледяной горы, создавая лабиринт с величественными залами, украшая невидимым резцом своды и стены.

Белое кружево крупных ледяных кристаллов сменяется причудливыми выступами ажурных гипсовых сводов; сверкающие каскады льда — нагромождениями упавших глыб.

Кристаллы растут всю зиму и достигают необычайно крупных размеров, одевая пещеру в морозный ледяной наряд, равного которому нет ни в одной из знаменитых пещер мира, а живая елка в пещере стоит круглый год.

Маршрут для активного отдыха должен иметь необходимое материальное обеспечение: хорошие плав. средства — лодка-плот 4-х местн), палатки, спальные мешки, постельные принадлежности. Должны быть оборудованы стационарные стоянки – приюты, подготовлен обслуживающий персонал: гиды-проводники, коменданты приютов, экскурсоводы.

Разработанные нами маршруты еще необходимо воплотить в жизнь. Для этого, прежде всего, нужно договориться с гостиницами о размещении туристов, четко просчитать работу и время отправления электропоездов и так далее, то есть полностью регламентировать время туристов. Для того чтобы эти маршруты стали популярны, они должны обладать следующими критериями: быть доступными (разработанные маршруты вполне доступны, их примерная стоимость не превышает 5000-6000 руб.), интересными (мы включили в маршруты все наиболее интересные центры Урала).

Поэтому, я считаю, что разработанные маршруты вполне могут привлечь большое количество туристов.

Заключение

В данной курсовой работе мы рассмотрели культурно-исторические центры Урала, и их достопримечательности.

Часть из них безвозвратно утрачена, часть удалось сохранить и восстановить; многие церковные здания по сей день находятся в полуразрушенном состоянии, и продолжают разрушаться от ветра и времени.

Многие старые храмы в годы советской власти были бесконтрольно, варварски перестроены. Сносились купола и звонницы, падали наземь колокола. Внутри молитвенных помещений появлялись уродующие облик дополнительные перегородки и перекрытия. Тем самым уникальным историческим памятникам наносился ущерб, порой непоправимый. И в наши дни в заброшенных церковных зданиях ведутся порой несанкционированные археологические раскопки, в ходе которых разрушаются пол, стены, подвальные помещения.

Итак, в данной курсовой работе мы провели характеристику историко-культурных центров Урала. Их довольно много на территории Урала, все они отражают развитие культуры и промышленности на Урале. Все рассмотренные нами историко-культурные центры можно условно разделить на 2 большие группы: памятники промышленности (истории быта) и памятники культуры (монастыри, музеи, архитектурные памятники.) Первая группа представлена городами Соликамск, Нижний Тагил. А вторая — это Екатеринбург, Невьянск и другие.

Также в данной курсовой работе мы провели анализ их достопримечательностей и выяснили, что Урал очень богат памятниками культуры и истории. На территории нашего края находится огромное количество архитектурных памятников, монастырей, заводов, заповедников. Неотъемлемой частью культурной жизни Урала являются музеи — краеведческие, музеи изобразительных искусств, музей подносного промысла (Нижний Тагил), музей быта и ремесел, являющиеся началом рождения этнографического комплекса, единственный в стране завод-музей, ставший основой грандиозного культурно-исторического проекта «Демидов-парк».

Существующие туристические программы, на наш взгляд не удовлетворяют потребностей туристов в любознательности и активном туризме. Все они четко разделены тематически, не встречается ни одной полной обзорной экскурсии по культурно-историческим центрам Урала.

В данной курсовой работе были разработаны два своих туристических маршрута: для любителей активного отдыха (с посещением различных памятников природы и культуры) и познавательный маршрут (с посещением памятников истории и культуры Урала).

Для того чтобы эти маршруты стали популярны, они должны обладать следующими критериями: быть доступными (разработанные маршруты вполне доступны, их примерная стоимость не превышает 5000-6000 руб.), интересными (мы включили в маршруты все наиболее интересные центры Урала).

Поэтому, я считаю, что разработанные маршруты вполне могут привлечь большое количество туристов.

Библиография

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/osobennosti-razvitiya-turizma-po-proektu-samotsvetnoe-koltso-urala/

1. Байдин В. И. Очерки истории культуры и быта старого Невьянска. [Текст] / В. И. Байдин; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. — 248 с.

2. Виноградов Н. Б. История Урала с древнейших времен [Текст] / Н. Б. Виноградов. — Екатеринбург: Сократ, 2005. — 168 с.

3. Из истории Урала. Урал с древнейших времен до 1917 года [Текст] / Б. М. Карпатный. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1971. — 392 с.

4. Квартальнов В. А. Туризм. [Текст] / В. А. Квартальный. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 315 с.

5. Ковалевская З. М. Художественная культура Урала [Текст] / З. М. Ковалевская. — Екатеринбург: Деловая книга, 1997. — 125 с.

6. Культура Среднего Урала: Традиции и современность [Текст] / Р. А. Байдаго. — Б. м.: Изд-во Международ. Ин-та «Информац. Технологии Реконструкции Интеллекта»; SIAMS, 1999. – 212 с.

7. Курилова В. И. Туризм [Текст] / В. И. Курилова. — М.: Просвещение, 1988. — 224 с.

8. Личман Б. В. История Урала XVII-XVIII века [Текст] / Б. В. Личман. — Екатеринбург: СВ-96, 1999. — 128 с.

9. Махмудова О. А. Уральский сборник: История. Культура. Религия [Текст] / О. А. Махмудова. — Екатеринбург: Б. и., 1997. — 181 с.

10. Орлов А. Н. Природное и культурное наследие Урала [Текст] / А. Н. Орлов. — Челябинск: [ЧГАКИ], 2005. — 248 с.

11. Сенин В. С. Туризм [Текст] / В. С. Сенин. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 64с..

12. Чагин Г. Н. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв. [Текст] / Г. Н. Чагин. — Екатеринбург: Сократ, 2003. — 1298с.

13. Ягодынская Н. В. Культурно-исторические центры России [Текст] / Н. В. Ягодынская. — М.: Academia, 2005. — 272 с.

Приложение

Рис.1. Екатеринбург. Храм-на-Крови

Рис. 2. Екатеринбург. Исторический сквер.

Рис. 3. Екатеринбург. Литературный квартал

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/osobennosti-razvitiya-turizma-po-proektu-samotsvetnoe-koltso-urala/

Рис. 4. Граница Европы и Азии

Рис. 5. Соликамск

Рис. 6. Соликамск

Рис.7. Аркаим

Рис. 8. Аркаим

Рис. 9. Кунгурская ледяная пещера

Рис. 10. Кунгурская ледяная пещера

Рис. 11. Кунгурская ледяная пещера

Рис. 12. Кунгурская ледяная пещера