Морские круизы как перспективный вид туризма

Курсовая работа

Идея отдыха на воде и в морских путешествиях была известна с времен древних римлян и греков. Островные страны и страны, имеющие архипелаги и протяженную береговую линию, например Греция, активно использовали морской транспорт для пассажирских перевозок. Активизация круизного дела началась в середине XIX века в эпоху становления туризма. Начало морскому отдыху было положено в Англии. В 1835 г. были организованы и совершались регулярно прогулочные рейсы между Британией и Ирландией. В дальнейшем были организованы специализированные круизные компании, в том числе в бассейне Средиземного моря. Немецкая фирма «Reisenbureau Schtangen» (создана в Бреслау в 1863 г.) организовала круизные путешествия для состоятельных немцев.

В XXI веке одним из самых распространенных видов водных путешествий являются круизы. В понятие круиза входит организация морских и речных путешествий с посещением портовых городов нескольких стран. Рынок круизов растет намного быстрее, чем другие виды транспортных путешествий (около 6% в году по числу пассажиров).

В 1996 г. общее число круизных пассажиров в мире составило 6 млн человек, что равняется 1% от всех международных туристов (567 млн человек).

Средняя загрузка морских круизных судов составляет в среднем 88%.

В настоящее время тенденция круизного бизнеса — это повышение качества и количества услуг на борту судна, некоторые из которых предоставляют 12-14-палубные «плавучие города», вмещающие 2,0 — 2,5 тыс. пассажиров.

Многие круизы используются для специализированных бизнес-школ, семинаров, конференций, шоу-программ.

Актуальность темы работы очевидна, так как, именно сейчас происходит развитие туризма, в том числе развивается и круизный туризм.

Главной целью работы является оценка перспектив развития круизного туризма на Камчатке.

В соответствие с постановленной целью в работе будут решены следующие задачи:

  • охарактеризовать современное состояние круизного туризма;
  • оценить состояние круизного туризма на Камчатке;
  • дать рекомендации по развитию круизного туризма на Камчатке.

Предметом исследования является круизный туризм

Объект исследования – круизный туризм в бассейне Тихого океана.

Работа базируется на методах анализа. При исследовании использовались примеры и статистические данные по развитию круизного туризма.

11 стр., 5491 слов

Рынок морских круизов

... перед российским рынком морских круизов на сегодняшний день. Объектом данной работы является международный рынок морских круизов, а предметом - круизный рынок России. Морской круиз – это путешествие обычно по ... Введение (см. Замечания) Глава 1. Морские круизы как перспективный вид туризма 1.1. Понятие и виды морских круизов Морской круиз – путешествие обычно по замкнутому кругу с радиальными ...

Основой написания теоретической части работы является учебник Квартального В.А. и Зорина И.В. «Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы», в котором подробно рассмотрены вопросы, касающиеся исследования природных и экономических ресурсов. А так же рассматривается такое явление как региональный туризм.

Для написания аналитической части работы использовалась книга Биржакова М.Б и Никифорова В.И. «Индустрия туризма: Перевозки», в которой описаны современные средства морских пассажирских перевозок, охарактеризованы основные морские пути, а так же подробно раскрыт вопрос, касающийся круизного туризма.

Глава 1. Теоретические аспекты морских круизов

1.1. История развития морских круизов

Моря и океаны как наиболее удобные и доступные пути для перемещения людей еще с древних времен способствовали близким и дальним путешествиям (круизам), а реки, каналы и озера – туризму.

Круиз (теплоходное путешествие) представляет собой туристскую поездку по реке или морю на борту специального пассажирского судна, как правило, с заходом в порты. Впервые лодочные экскурсии были организованы английским пастором Томасом Куком в 1843 г. по р. Темзе. Практически в это же время на Американском континенте компания «American Express» открыла регулярные экскурсии по р. Миссисипи. Аналогичные круизы стали совершаться по Нилу, Рейну и Дунаю.

Первые сообщения о специально организованных рейсах морских пассажирских судов с целью отдыха относятся к середине XIX в., когда в Англии были объявлены регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Исландией. В 1840 г. авторы этой идеи основали судовладельческую компанию Р. & О, которая начала осуществлять групповые турпоездки по Средиземному морю. Ведущими странами круизных путешествий стали Англия, США и Германия. [2.3]

Основным составом пассажиров для судов трансатлантических линий была европейская эмиграция: с 1846 по 1940 г. на Американский континент из Европы эмигрировали около 60 млн человек. Этот процесс влиял на увеличение и совершенствование пассажирского флота. Обострившаяся конкуренция вынуждала судовладельцев постоянно улучшать условия проживания на судне, отделку кают и всю систему обслуживания пассажиров в рейсе. Это способствовало превращению судов в высококомфортабельные плавучие гостиницы. Чтобы они были рентабельны, их необходимо было круглогодично и активно использовать, что способствовало росту круизного бизнеса.

Вторая мировая война остановила развитие круизов почти на 10 лет. Однако уже в начале 50-х годов американец Б. Дикенсон разработал концепцию круизного отдыха, предусматривающую крупную индустрию развлечений на теплоходах: киноконцертные залы, бассейны, казино, бары, рестораны, тренажерные залы, библиотеки, солярии, теннисные корты и площадки для гольфа, а также различные шоу.

Участники круиза получили возможность отдохнуть на воде, провести время в спокойной, размеренной и комфортной обстановке, увидеть новые города, посетить музеи, монастыри, церкви и природные достопримечательности (пещеры, водопады, озера и т. п.).

Размещаясь в каютах разных категорий, все участники круиза пользуются единой сферой услуг, которые предлагает судно, имеющее высокую категорию, сравнимую с высокозвездными отелями.

4 стр., 1773 слов

Пути совершенствования организации работы судоходной компании ...

... стоимости перевозки. Такие сравнения проводят пассажиры (потребители транспортных услуг) и конкурирующие между собой организаторы пассажирских перевозок. В системе морских пассажирских перевозок имеются особенности: хотя пассажирский флот ... в стране и регионе отрицательно сказалось на работе транспортных предприятий края. За период реформ произошло значительное снижение физических объемов перевозок ...

Первыми круизными судами, построенными после второй мировой войны, явились «Океаник» и «Италия» американской компании «Home Lines», которые осуществляли рейсы из восточных и западных портов США в район Карибского бассейна.

Появление реактивных самолетов внесло большие изменения в систему транспорта. В 1958 г. впервые в истории самолет перевез пассажиров через Атлантический океан. Начиная с этого времени транспортные теплоходные трансатлантические перевозки постепенно отошли на второстепенные роли, в результате чего снизился круизный бизнес. С появлением на рынке «Боингов 747» транспортные теплоходы стали терпеть еще большие убытки. Это привело к исчезновению престижных пассажирских рейсов на теплоходах типа «Queen Mary» и «Queen Elizabeth». В результате многие из них были проданы и переоборудованы в круизные.

Круизная компания «Carnival Cruise Line», основанная в 1972 г. в США и являвшаяся в то время владельцем единственного теплохода «Mardi Gras», тоже была на грани разорения, когда в ней начал работать гений маркетинга и финансов компании «Форд моторс» Б. Дикенсон. Он вновь начал внедрять на рынок морской круиз, но с новой идеей: теплоход становится местом проведения отпусков. Здесь пассажиры, путешествуя, проводят от 80 до 90 % времени. При этом на борту царит неформальная атмосфера и организация досуга и развлечения является приоритетным направлением: на «Mardi Gras» открывается казино, приглашаются два оркестра, оборудуются кинозал, бары и буфеты. Теплоход превращается в «корабль праздничной атмосферы». Эта идея Б. Дикенсона оказалась очень удачной и принесла свои дивиденды. Сегодня строительство «гигантских плавающих отелей» стало одним из самых современных направлений в судостроении. Сам круизный продукт изменился по сравнению с круизами начала века.

В этот период возникло несколько круизных регионов, расположенных недалеко от развитых государств: Средиземное и Балтийское моря, Северная Европа, острова южной части Тихого океана (Австралия и Новая Зеландия), Аляска, Мексика, Гавайи и Карибский бассейн (США).

В настоящее время круизные компании по всему миру эксплуатируют сотни различных пассажирских судов (вместимостью от 70 до 1000 пассажиров) и предлагают увлекательные поездки практически в любой регион мира. [2.3]

В базовую стоимость морского или речного тура включается комплексное обслуживание на борту судна: проезд на судне, проживание в каюте (в зависимости от выбранного класса), трехразовое питание, развлечения и, как правило, целый ряд мероприятий на борту судна (праздники, фестивали, конкурсы, концерты и др.).

Ведущие круизные компании вкладывают миллиарды долларов в строительство новых судов. В течение второй половины 90-х годов ХХ в. было построено около 50 морских лайнеров. Многие компании ведут активную работу по проникновению на новые рынки, в том числе на российский.

Круизы – это один из быстрорастущих секторов рынка. В 1998 г. более 8 млн. туристов совершили путешествия на воде, а к 2004 г., по прогнозам ВТО, эта цифра достигнет 11,5 млн.

22 стр., 10684 слов

Круизный бизнесс на международном и российском туристическом рынке

... оператором Европы по организации круизов. В 1959 году Costa Cruises была первой компанией, предложившей недельный круиз по Карибскому бассейну. С 1993 года компания стала предлагать в основном круизы по Европе и из восьми судов только два ...

Сегодня мировой круизный бизнес переживает счастливый период подъема. Растет круизный флот, совершенствуются конструкции пассажирских судов, повышается их комфортабельность, разрабатываются новые маршруты по морям и океанам. Наибольшей популярностью водные путешествия пользуются в США и Германии. Американцы отдают предпочтение недельным маршрутам (по Карибскому морю, к Бермудским островам, Аляске), немецкие турфирмы – многодневным и кругосветным путешествиям.

1.2. Круизные лайнеры

По технической оснащенности и комфортабельности флота, уровню сервиса на борту, размерам базовых тарифов и по ряду других показателей круизные компании подразделяются на основные четыре категории:

  1. стандартные (их обычно обозначают тремя звездочками:
    • ); например, «Dolphin cruise line»;
    • первоклассные (****) – «Costa Cruises», «Norvegian cruise line»;
    • престижные (*****) – «Holland America line», «Celebrity Cruises»;
    • супер-люкс (******) – «Seabourn» и др.

Имеются и специализированные морские операторы, например «Club Med», «Windstar». [2.12]

На мировом круизном рынке действует более 60 операторов. Многие из них являются дочерними предприятиями больших круизных операторов. К крупнейшим круизным операторам относятся следующие американские компании:

  • «Carnival Cruise Line Corporation» (CCL).

    Дочерними ее предприятиями являются «Holland America line» и «Epi-rotiki»,

  • «Royal Caribbean»,
  • «Celebrity Cruises»,
  • «Princess cruise line»,
  • «Kloster Cruise»,
  • «Cunard»,
  • «Dolphin cruise line».

В десятку крупнейших круизных операторов мира входят также:

  • «P & O Cruises Divison» (Британия),
  • «Costa Crociere» (Франция),
  • «Norwegian cruise line» (Норвегия).

Две трети судов принадлежит компаниям: «Carnival Cruise Line Corporation» (рис. 1.1), «Royal Caribbean» и «P & O Cruises Divison».

Мировой круизный флот постоянно пополняется. По данным ВТО, в течение 20 последних лет XX в. каждые три месяца строился один новый теплоход. Только за последние 5 лет было построено и спущено на воду около 30 судов разной вместимости. Мировой круизный флот насчитывает сейчас более 250 теплоходов, имеющих более 200 тыс. спальных мест.

Вновь строящиеся корабли конкурируют между собой комфортабельностью и роскошью. Например, построенный в 2000 г. круизным оператором «Royal Caribbean» супер-лайнер «Voyager of the seas» справедливо называют кораблем ХХI в. Его длина – более 300 м, а ширина – почти 50 м, т. е. он шире, чем улица Бродвей в Нью-Йорке. Судно с такими параметрами легко переносит шторм. Помимо роскошных кают, ресторанов, бассейнов, казино, библиотек, на корабле имеются поле для гольфа, площадки для игр в баскетбол, волейбол и катания на роликах, стена для скалолазов, возвышающаяся на 60 м над уровнем моря. А если кому надоедят тропики и захочется чего-нибудь сугубо зимнего, они смогут покататься на ледяном катке (на 900 человек).

Для ценителей прекрасного на этом судне есть театр «Ла Скала» на 1350 мест, построенный по подобию знаменитого итальянского тезки. По высоте он занимает 5 этажей (палуб).

4 стр., 1509 слов

Организация морских круизных путешествий

... работы отдельных судов в конкретных регионах. Крупнейшими круизными операторами по праву считаются американские (Carnival Cruise Line Corporation, Royal Caribbean), а также британская компания P &O Cruises Division. На цену круиза ... Южной Америки и Африки. Очень заманчивым предложением круизных ... круизы, Классические круизы, Премиум-круизы, Круизы-люкс и эксклюзивные География круизов – весь Мировой ...

Есть целая улица с множеством магазинов известных фирм, ресторанов и увеселительных заведений. На теплоходе – 5 ресторанов. Влюбленные могут заключить брак в корабельной часовне. Подростки – пообщаться в тинейджерском ночном клубе. Любители

[2.7]

Рис. 1. — Одно из круизных судов компании «Carnival Cruise» (США)

природы – отдохнуть в морском баре, в стенах-аквариумах которого плавают тысячи тропических рыб. С учетом требований к соблюдению экологической безопасности Карибского бассейна на судне оборудован завод по переработке и утилизации отходов.

Большинство судов сконструировано по технологии «корпус в корпусе». Эта конструкция помогает значительно снижать качку во время волнения моря.