В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
Роль культурно-познавательного туризма в современном мире огромна. Туризм затрагивает все сферы деятельности общества, в том числе культуру, экономику, социальную жизнь. Интенсивность туристского развития, масштабы туризма во многом зависят от признания мировым сообществом ценности культурного и природного потенциала страны, ее наследия. В настоящее время именно культура и наследие определяют отношение мирового сообщества к стране, ее привлекательность с позиций не только социальных отношений и туризма, но и бизнеса. Истинного уважения в современных условиях можно добиться не только, и не столько через усиление военной мощи, роста национальной территории и численности населения, а, прежде всего, через тот вклад, который страна вносит в мировую культуру, науку и экономику (как части общей культуры), в развитие цивилизованных отношений между народами, странами, людьми. В связи с этим, для признания значимости страны как великой державы, роль наследия, культурных ценностей, созданных народом за длительный период его существования, становится определяющей.
Путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и др. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности, – временное перемещение человека в иную местность или страну, отличные от его обычного местонахождения или проживания. Путешествие – термин, обозначающий перемещение людей в пространстве и времени независимо от цели такового
Сегодня, когда говорят о привлекательности России как туристского пространства, имеют в виду не только выдающиеся творения русских архитекторов, красоту старинных русских городов, глубину народной культуры, воплощенную в фольклоре, в творениях народных мастеров, но и замечательные произведения писателей и поэтов, художников, музыкантов, самобытность сложившейся в России национальной культуры.
Деятельность ЮНЕСКО в сфере развития культуры
... культуры. Программа по реализации Десятилетия развития культуры включала 4 области деятельности ЮНЕСКО в этой сфере: международное сотрудничество в области культуры; сохранение и обогащение культурной самобытности; культура в целях развития; сохранение и возрождение культурного наследия. ...
В настоящее время туризм выступает одной из приоритетных отраслей экономики Республики Бурятия и может рассматриваться как фактор экономического роста не только Бурятии, но и России, поскольку по прогнозам Всемирной туристкой организации, к 2020 г. страна войдет в число 20 крупнейших по въезду туристов стран.
Основой развития туризма в республике являются природные рекреационные ресурсы, к которым относятся уникальные природные ландшафты, природные объекты, имеющие статус памятников природы, флора и фауна, водные источники, месторождения минеральных вод и грязей. Особую категорию ресурсов представляют историко-культурное наследие региона, религия и этнокультурные особенности коренных народов, сохранивших вековые традиции природопользования и тесного общения с природой. К историко-культурному наследию относятся общественно признанные материальные и духовные ценности, сохраняемые обществом для поддержания социальной и этнической идентичности и для передачи последующим поколениям. Это информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах, морально-этических нормах, научных и философских представлениях, который необходим человечеству для своего развития.
Среди объектов культурного наследия особый интерес представляют формы живой традиционной культуры, отражающие культурные навыки и традиции обустройства жизненного пространства конкретных людей, проживающих на определенной территории. На территории республики проживают представители многих национальностей, наиболее многочисленными из которых являются представители русского и коренного бурятского населения. Немногочисленными дисперсными группами проживают представители второй коренной национальности — эвенки. Сравнительно многочисленную группу составляют «семейские» — представители русской национальности, по религиозным мотивам переселявшиеся на территорию региона царским правительством с середины XVIII в. Веротерпимость и мирное сосуществование религий, гармоничное взаимодействие и взаимопроникновение культур, общность традиций, обычаи гостеприимства оказывают благоприятное влияние на развитие туризма. Митрополит Кирилл при посещении республики в сентябре 2004 года отмечал: «Бурятия — замечательный пример межнациональных отношений не только для России, но и для многих стран мира… Это продукт мирный, гармоничный».
Объект исследования – культурно-познавательный туризм.
Предмет исследования – специфика культурно-познавательного туризма Республики Бурятия.
Целью исследования является проанализировать состояние и перспективы развития культурно-познавательного туризма в Республике Бурятия.
Основные исследовательские задачи:
- рассмотреть понятие, сущность, виды культурно-познавательного туризма;
- изучить возникновение туризма и этапы его становления в России;
- выявить истоки, реалии, перспективы туризма в Бурятии;
- проанализировать тенденции и проблемы развития туризма в Бурятии.
Степень разработанности темы исследования. Существенный вклад в разработку проблем управления туристскими комплексами, внесли труды Ю.В.Кузнецова, В.С. Боголюбова, Г.А. Карповой, С.А.Боголюбовой, М.А. Горенбургова, С.А. Севастьяновой, В.П. Орловской и др. В России вопросы туризма и регулирования туристской отрасли отражены в трудах таких экономистов, как И.Т.Балабанов, М.Б.Биржаков, М.А. Боков, А.М. Ветитнев, И.В.Зорин, В.А. Квартальнов, М.А.Морозова, Г.М. Романова, В.Б. Сапрунова, В.С. Сенин, С.А. Севастьянова, Б.А. Соловьев, В.В. Циганов, В.А. Черненко, А.Д. Чудновский, Е.Е. Шарафанова и др.
Введение глава развитие культурно познавательного туризма в
... в туризме; 2) определить наиболее популярный вид туризма в Республике Узбекистан, а также изучить и описать развитие культурно-познавательного туризма в Республике Узбекистан и меры по развитию туризма в стране в целом; 3) исследовать материально-техническую базу туристского рынка Республики Узбекистан для разработки культурно-познавательного тура и разработать культурно-познавательный ...
Значительный вклад в разработку кластерного подхода внесли зарубежные ученые экономисты: М. Портер, который является основоположником кластерного подхода в экономике, Р. Браймерт, Р. Бартон, Т. Бреннер, Е. Дахмен, Е. Лимер, А. Маршалл, Ф. Рейнс, С. Розенфельд, Д. Солье, С. Суини, И. Толенадо, В. Фельдман, Х. Шмитц, М. Энрайта и др.
Среди отечественных ученых в области кластерного подхода, необходимо отметить работы Т.Е. Амброзевича, А.В. Виленского, А.П. Градова, Д.В. Грушевского, Г.В. Гутмана, В.Я. Захарова, Ю.И. Коробова, А.А. Миграняна, А.В. Мартынова, М.Г. Миронова, Н.Н. Пидгурской, К.И. Плетнева, А.Н. Праздничных, М.А. Сажиной, А.И. Татаркина, В.П. Третьяка, С.В. Убеля, Р.А. Фатхутдинова, И.С. Феровой, Г.Р. Хасаева, Т.В. Цихан, А.Ю. Юданова, П.Г. Щедровицкого, Д.А. Ялова и др 1 .
Теоретико-методологической основой исследования является междисциплинарный подход, предполагающий многомерный синтез культорологических исследовательских практик, а также системный, структурно-функциональный и сравнительный анализ, исторический и диалектический подход.
Практическая значимость данной работы связана с тем, что она позволяет заложить основу для формирования новых перспективных направлений развития культурно-познавательного туризма, определить основные факторы, препятствующие развитию культурно-познавательного туризма в России и его эффективному использованию в целях развития отдельных регионов и
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
Под понятием культурно-познавательного туризма понимается потребность духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание разных культур в различных местах, где лично увиденное становится достоянием, принадлежностью мысли и чувств туриста, изменяя горизонты его восприятия.
На сегодняшний день существует множество видов туризма. Это семейный, познавательный, спортивный, деловой и т.д.; так как понятие культурно-познавательного туризма не сводится только к познанию других стран, её обычаев и традиций, но культурно-познавательный туризм это ещё обмен опытом, навыками. 2
Так как туризм способствует развитию путешествий, благодаря которым люди (туристы) имеют возможность посетить другие страны, то, задача культурно-познавательного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их культурные потребности.
Объектами туристского интереса могут являться древние города, музеи, памятники созданные человеком и природные, достопримечательности, городские ландшафты, этнические и фольклорные памятники и т. д.
Организация культурно-познавательного тура в г. Санкт-Петербург
... Следовательно, культурно-познавательный туризм помимо ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями может включать посещение культурных мероприятий, фестивалей, музеев, театров, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями [15, с.65]. Культурно-познавательную деятельность туриста ...
Рынок познавательного туризма также достаточно широк. Он в меньшей степени зависит от возрастной принадлежности туристов, в большей от круга его интересов. Интересовать человека может многое, в особенности что-то непривычное и необычное; поэтому при изучении рынка и разработки тура, при рекламе, особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута.
Существуют две разновидности познавательных туров. Стационарные туры – с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре; Маршрутные туры – посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия.
При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры. Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: исторические экскурсии, театральные, фольклорные, этнографические, литературные, природоведческие и т.д 3 .
Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и культурные (театры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов.
Если организуется исторический тур, то богатая экскурсионная
Программа тура строится в зависимости от тематики тура. Досуг на таких турах культурно-познавательного характера: творческие встречи, видеопрограммы о месте отдыха, различные национальные праздники. Спортивные и курортные программы, как правило, не планируются.
Размещение туристов в стационарных турах может быть самым разнообразным – в гостиницах от 1 до 5 звёзд. Основное требование – местонахождение гостиницы в черте города, желательно ближе к его историческому центру. На маршрутных турах туристов размещают, как правило, в гостиницах туристского класса (в разных странах – от 2 до 4 звезд).
На познавательных турах с туристами работают опытные гиды-экскурсоводы. На отдельных тематических экскурсиях – экскурсоводы-искусствоведы. Важно при работе с иностранными туристами предоставлять им экскурсии на родном (в ином случае, на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона и негласным правилом хорошего обслуживания. Считается, что перевод искажает восприятие темы и ухудшает качество экскурсии.
В программе туров необходимо выделять свободное время для самостоятельного осмотра города и знакомства с его магазинами. В городах, на посещение которых выделяется всего 1 день, такое время может быть не предусмотрено. Хотя это зависит от построения программы, нагрузки и обилия достопримечательных объектов.
На основании материалов о культурном и познавательном туризме можно сделать вывод, что такое культурно-познавательный туризм. Это туристские посещения памятников истории и культуры, туристских территорий и объектов культурного наследия, потребность духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание разных культур в различных местах, где лично увиденное становится достоянием, принадлежностью мысли и чувств туриста, изменяя горизонты его восприятия.
Учебная экскурсия как компонент географического образования
... методики преподавания географии на краеведческой основе и проведения практических работ на местности, а также экскурсий ... посвященных различным аспектам учебной экскурсии. Вопросы использования учебной экскурсии в учебно-воспитательном процессе в ... познакомить с объектами и явлениями природы. На экскурсиях знакомятся с ... по теме исследования; 2. Раскрыть особенности организации и проведения экскурсий. ...
1.2 Возникновение туризма и этапы его становления в России.