Социальная политика в области семьи, материнства и детства

Курсовая работа

Актуальность проблемы. Одним из главных институтов общества является семья. На протяжении столетий семья являлась самым прочным звеном общества и наиболее эффективным средством сохранения культуры народа. Именно в семейном быту и передается из поколения в поколение та социальная наследственность, которая в нашей жизни играет не меньшую роль, чем биологическая.

За последние десятилетия в стране произошли глубокие социально-экономические и демографические перемены, среди которых отмечаются следующие: низкая рождаемость, не обеспечивающая простого воспроизводства населения; старение населения и рост иждивенческий нагрузки; возражающая роль миграции; трансформация модели брака и рождаемости; изменение статуса женщины и движение к тендерному равенству; проблема совмещения занятости и семейных обязанностей, либерализация законов, касающихся контрацепции, абортов и разводов.

В настоящее время в России существует множество технологий социальной работы с семьей, однако современные политико-экономические условия и социально-демографические процессы ставят новые проблемы. Проявления кризисных процессов в институте семьи способствовали ослаблению семейных связей, снижению ответственности у части родителей за содержание и воспитание детей, и, как результат, появлению и расширению такого явления, как беспризорность и безнадзорность детей, росту социального сиротства.

Несмотря на повышение политического внимания к проблемам семьи, ее острота не снижается, требует консолидации усилий и расширения позитивных политических мер, в том числе в области налаживания учета выявленных семей в социально опасном положении, изменения приоритетов системы социальной защиты семей с детьми, а также создания новых технологий социальной работы с семьей.

Социальная политика государства является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод.

Содержание социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы, по определению ее содержания, основных направлений ее развития и функционирования.

В социальной сфере всегда существует комплекс первоочередных проблем на федеральном и региональном уровне. Так, одним из приоритетных направлений, требующих к себе особого внимания, является социальная политика в области семьи, материнства, детства и граждан престарелого возраста.

13 стр., 6182 слов

Студентки Паучак А.В. — руководитель Лоншакова О.Н. — ...

... тема курсовой работы определена следующая: «Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы» Объект курсовой работы - социальная работа за рубежом Предмет курсовой работы – социальная работа за рубежом, ее отличие от российской социальной работы Цель курсовой работы – изучить особенность социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы ...

Возрастная структура отражает все события демографической истории ныне живущих поколений. Соотношение детей, населения в трудоспособном возрасте и старших возрастов тесно связано с темпами естественного прироста и определяется стадией демографического перехода. В сельской местности на ранних стадиях возрастная структура смещена в сторону более молодых возрастов из-за повышенной, по сравнению с городами, рождаемости. В регионах, завершающих демографический переход, наблюдается старение сельского населения из-за массовой миграции молодежи в города. Материнство и детство являются необходимым условием существования общества, ибо без процесса воспроизводства жизнь общества невозможна вообще. Феномен материнства и детства являлся и является в настоящее время предметом изучения различных общественных наук. Особая роль в изучении материнства и детства принадлежит правовой науке, поскольку она играет важную роль в создании юридического механизма защиты прав матери и ребенка. Ряд федеральных законов, принятых в последнее время, направлены на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, увеличение воспроизводства населения. Однако, эти и другие меры, несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране. Она требует проведения целого ряда последовательных комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В ходе современных административных реформ государственная демографическая политика реализуется различными структурами власти, что ведет к несогласованности действий по вопросам рождаемости, здоровья нации, увеличения продолжительности жизни, вопросам семьи и брака, миграции.

Актуальность темы исследования обусловлена большой значимостью вышеперечисленных проблем и их влияния на демографическую политику и в целом на государственную социальную политику, а также необходимостью поддержки материнства и детства со стороны властных структур.

Объект исследования — социальная политика в области семьи, материнства и детства.

Предмет — семья как объекта исследования в социальной работе.

Целью работы выступает анализ семьи как объекта исследования в социальной работе и выработка основных направлений повышения социально-экономического статуса семьи.

Структура курсовой работы — данная работа включает в себя план работы, введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Глава I. Теоретико-методологические основы изучения семьи как объекта исследования в социальной работе

1.1 Понятие семьи, ее роль в обществе

Семья — это главная ячейка общества, социальный институт и малая социальная группа. Выражение «семья — ячейка общества» является более политизированным, она демонстрирует внимание к семье со стороны государства и общества. По сути, это выражение отражает, что семья является своего рода «клеткой в организме общества». Семья является основополагающей ячейкой общества еще и потому, что именно здесь складываются те модели отношений между людьми, которые, затем, переносятся в другие сферы жизни общества. Безусловно, семья является социальным институтом, так как сохраняет в себе устойчивые, исторически сложившиеся связи. Семья является и малой социальной группой, согласно представлениям американского социолога Ч. Кули (ограниченная совокупность непосредственно взаимодействующих людей).

9 стр., 4408 слов

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ

... их выполнения. Порядок проведения маркетингового исследования в общем случае состоит из пяти основных звеньев. 1. Выявление проблем и формулирование целей исследования считается важнейшим этапом. Правильно и точно сформулированная цель маркетингового исследования является залогом ...

[17]

Семья — это сложное социальное образование, которое можно определить как исторически сложившуюся систему взаимоотношение между супругами, родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью.

Роль семьи в современном обществе определяется системой функций, которые этот социальный институт выполняет. Строгой классификации функций семьи нет, но большинство исследователей отмечают как наиболее важные следующие функции:

1) репродуктивная — биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

2) воспитательная — духовное воспроизводство населения, формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие на каждого члена семьи;

3) хозяйственно-бытовая — поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми, ведение домашнего хозяйства;

4) экономико-материальная — поддержание одних членов семьи другими;

5) организация досуга (рекреационная функция) — поддержание семьи как целостной системы, совместный отдых членов семьи;

6) эмоциональная — удовлетворение ее членами потребностей в любви, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В целом, функций у семьи столько же, сколько существует потребностей у ее членов, так как каждая потребность создает необходимость ее удовлетворения. Функции семьи определяют ее важную роль как основного субъекта воспроизводства населения. Функции семьи и ее роль складывались в течение истории всего человечества. История эволюции семьи и брака — важная часть в исследовании института семьи в целом, и отдельных аспектов его функционирования на современном этапе. [17]

В настоящее время существует несколько основных подходов к изучению брака и семьи. Естественно, что эта проблема интересовала еще мыслителей Древнего Мира. Например, у знаменитого древнегреческого историка Геродота в его фундаментальном труде «История», отмечалась идея группового брака, который указывал на общность жен у целого ряда народов. Платон продвигал идею о патриархальности семейного уклада жизни, его идеи о семье развивал и Аристотель, как отвечающие природе человека. Новаторство в идеях Баховена представляет его концепция гетеризма, которая основана на материнском праве, утверждении, что все народы на пути к моногамии прошли через стадию гинекократии (или матриархата) при котором существовало высокое положение женщин в обществе. Таких же взглядов придерживался и Мак-Леннан.

Идеи исторического развития семьи нашли отклик и в работах таких исследователей как Льюис Генри Морган и Фридрих Энгельс. В их работах «Древнее общество» (Морган) и «Происхождение семьи, государства и права» (Энгельс) в качестве причины, по которой произошел переход от материнского рода к отцовскому и возникла моногамная семья, был переход от коллективной собственности к частной. Идеи Бахофена, Мак-Леннана, Моргана и Энгельса о браке и семье получили в науке название эволюционистского подхода.

13 стр., 6430 слов

Проблемы современной семьи

... обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений укрепления семьи. Цель исследования: Для ...

Известный российско-американский социолог Петерим Александрович Сорокин обозначил основные положения этого подхода и стадии эволюции семьи и брака:

  • почти у всех исследованных народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу;
  • на первичной ступени половых отношений, наряду с временными моногамическими сношениями, господствует широкая свобода брачных сношений;
  • эволюция брака состояла в постепенном ограничении этой свободы половой жизни;
  • эволюция брака заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

Согласно эволюционистскому подходу семейные отношения проходят в своем развитии путь от низших форм к высшим, этот процесс является социально обусловленным, предопределенным самой историей человечества.

Другой важный подход — функциональный. Французский социолог Эмиль Дюркгейм, который является основным представителем структурно-функционального направления в изучении семьи, обратил свое внимание на сплоченности семьи, той роли, которую играет каждый его член. Семейные отношения являются производным от образа жизни семьи и уклада, обуславливаются функциями семьи, которые, в свою очередь, строятся на системе социальных ролей и ожиданий общества, связанных с семьей и браком. Важно, что в функциональном подходе одно из ключевых мест занимает ответственность.

Интересен этологический подход. Согласно мнению представителей этой научной концепции, существовало три основных типа семейно-брачных отношений:

  • полигиния (брак одного мужчины с несколькими женщинами);
  • полиандрия (одна женщина и несколько мужчин);
  • моногамия (один мужчина и одна женщина).

Необычность этого подхода заключается в том, что, по мнению его сторонников, предки человека изначально жили в моногамных браках, а затем, на какой-то стадии эволюции были вынуждены перейти к групповому (полигамному браку).

Следующим этапом развития семейно-брачных отношений является моногамный брак. Его появление связывается с возникновением частной собственности. При этом роль женщины сводилась к рождению детей, которым отец мог передать наследство. Постепенно моногамия из доминирующего поведения становится одной из главных общественных ценностей. Моногамные семьи создаются на основе любви, верности и добровольного выбора. Естественно, что важнейшую роль в формировании моногамной семьи, как и в регулировании других социальных отношений, сыграла религия. Но, по мнению большинства экспертов в области семейной и демографической политики, основная проблема кризиса современной семьи лежит в плоскости материального, экономического благополучия. На основании этого мнения строится современная российская социальная политика в отношении семьи, основанная на создании новых видов социальных трансфертов, в том числе и материнского капитала.

1.2 Экономика семьи как основа благополучия семейно-брачных отношений

Семейная экономика — это специфическая область изучения и исследований, поскольку здесь чисто экономические отношения тесно переплетены с социальными, психологическими, нравственными отношениями.

Субъектом является семья как тесная социальная общность, формируемая узами родства, супружества, родительства, различных формальных и неформальных норм. Для семейной экономики характерны отсутствие или ограниченное использование наемного труда, взаимная и долговременная поддержка, общесемейное потребление, денежное и не денежное оценивание действий, любовные отношения и отношения ответственности перед детьми и родителями, отношения наследования. В контексте данного исследования понимание экономики семьи очень важно.

13 стр., 6195 слов

Политика в области семьи, материнства и детства

... - институт материнства и детства, переживает кризис, влияющий на процесс воспитания и социализации подрастающего поколения. В настоящее время в России проводится активная социальная политика в отношении семьи, материнства и детства, которые мы рассмотрим в данной работе. 1. Социальная политика в отношении семьи, материнства и детства в современной России ...

Курсовой проект посвящен материнскому капиталу, который является экономическим способом поддержки семьи. Не трудно догадаться, что переход к рыночным отношениям породил множество социально-экономических проблем, перед которыми встали семьи. Для очень многих людей переход к рынку оказался очень серьезным испытанием. Но, в тоже время, жизнь заставила учиться новому — экономному, рациональному хозяйствованию. Для многих стало понятно, что отсутствие средств к удовлетворению семейных потребностей зависит не только от цен на рынке, от его насыщенности товарами, но и от владения членами семьи наукой ведения домашнего хозяйства, в целом от экономической культуры членов семьи. [1]

Семья является источником и заказчиком социально и экономически дееспособного члена рыночного общества. За период перехода к рыночным отношениям все более очевидным становятся функциональная роль домашних хозяйств, их значение как наиболее стабильной и способной к адаптации ячейки общества, которая может обеспечить ее выживание в трудных ситуациях.

В процессе проведения реформ у населения появились более широкие возможности увеличения доходов за счет ценных бумаг и процентов по денежным вкладам. Не раз обманутые вкладчики частично потеряли доверие к подобного рода капиталовложениям. Вполне понятно, что в такой ситуации необходимо восстановление доверия населения к государству для того, что бы сбережения людей не были изъяты из экономики страны. Именно эту функцию и выполняет социальная политика, компенсируя нанесенный вред и различного рода социальные риски за счет финансовых выплат (социальных трансфертов).

Современные российские семьи не могут использовать такие достаточно широкие источники дополнительного дохода как сдача в аренду жилищной площади, дач, земли, рабочего скота, предметов длительного пользования, приобретение и использование на свои деньги ценных бумаг и операции с ними (акции, облигации, векселя, сертификаты и др.).

Подобная ситуация обусловлена несколькими причинами:

  • у большинства семей нет соответствующих свободных средств;
  • недостаточная информированность о возможности вкладов и получения дивидендов по ним;
  • недостаточными знаниями о возможности приобретения ценных бумаг и их наиболее выгодного использования.

Между тем, сдача в аренду имущества может значительно улучшить материальное положение семей при минимальных затратах рабочего времени, особенно учитывая расширение числа объектов, сдаваемых в аренду. Помимо дач и квартир, объектами аренды могут быть земля, средства транспорта, гаражи, автостоянки и другое, что принадлежит семьям на правах частной и личной собственности.

Переход к рынку неизбежно вызывает рост уровня безработицы, поэтому на современном этапе индивидуально-семейная предпринимательская деятельность стала одной из форм деятельности семьи, приносящей доход. Для многих семей остро стоит проблема улучшения жилищных условий. Особенно это касается молодых семей. Широко разрекламированное ипотечное кредитование посильно только состоятельным людям. Эта ситуация существует из-за неразвитости ипотечного рынка в России, на данный момент он находится в «младенческом» состоянии. Поэтому одной из поправок в закон «О материнском капитале» стала поправка, согласно которой средства материнского капитала можно использовать для погашения ипотечного кредита. Об этом будет сказано ниже.

Кроме того, для большинства семей стали недоступны услуги здравоохранения, квалифицированная медицинская помощь, медикаменты. Также многие семьи не могут пользоваться услугами учреждений культуры и отдыха, организовать семейный отдых, получать и обеспечивать своим детям качественное образование. В связи с этим продолжает ухудшаться демографическая ситуация в стране. С переходом на рыночные отношения, значительно снизился общий уровень жизни населения.

Наиболее чувствительно подобное развитие событий сказалось на многодетных семьях, одиноких матерях, семьях с детьми-инвалидами.

Пособия на детей индексируются в меньшей степени, чем другие виды социальных выплат, вследствие чего семьи, имеющие детей, находятся на низкой ступени по уровню реальных доходов. Это приводит к тому, что основным источником доходов становится зарплата, а роль пособий и льгот невелика. Это приводит к тому, что многие молодые семьи не могут себе позволить более одного ребенка, в результате сокращается численность населения, происходит «старение нации». С позиции интересов семьи важнейшими постулатами создания и сохранения — являются рождение и воспитание детей, передача им материальных и духовных ценностей, а также в росте благосостояния, укрепления и поддержания здоровья своих членов, повышение их профессионального и социального статуса. Интересы семьи и социального государства в основном совпадают, что проявляется в государственной семейной политике, направленной на гармонизацию интересов семьи и государства. [10]

Глава II. Государственная социальная политика, ее цели и задачи

2.1 Организационно-правовые основы реализации государственной социальной политики по поддержке материнства и детства

В Конституции РФ закреплено, что «… в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства…». Также Конституция РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» Конституция РФ, ст. 7 от 12 декабря 1993 г. .

Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.

К важнейшим законам, закрепляющим права детей в РФ, относятся: Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ.

Определяющее значение в установлении пределов охраны материнства и детства имеют международно-правовые акты. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала XX века. Всеобщая декларация прав человека Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. — 10 декабря 1998г. закрепила (п. 2 ст. 25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства и детства, как один из ключевых признаков выделяется в:

  • Европейской Социальной Хартии ETS №163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.);
  • Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв.

Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.).

Нормы о защите материнства и детства содержатся в более чем тридцати международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, двухсторонних межгосударственных договорах).

С начала XX века было разработано и принято множество специальных международно-правовых актов, направленных на охрану рассматриваемого института, в частности необходимо выделить следующие акты Охрана труда. URL: www.otd-lab.ru/statya/12032:

  • Конвенция Международной Организации Труда №103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.);
  • Конвенция Международной Организации Труда № 3 об охране материнства, принятая в 1919 г. (не ратифицирована РФ);
  • Конвенция Международной Организации Труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 г.);
  • Рекомендация Международной Организации Труда от 15 июня 2000 г. № 191 о пересмотре рекомендации 1952 года об охране материнства;
  • Рекомендация Международной Организации Труда от 28 июня 1952 г. № 95 об охране материнства.

Защите интересов детства посвящены, в том числе, следующие специальный конвенции Международной Организации Труда: № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу», № 29 «О принудительном или обязательном труде» и № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».

В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций. Так, например, можно выделить Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 — 2010 годы»

В РФ проживает около 32 млн. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей), дети-инвалиды (587 тыс. детей) и дети, находящиеся в социально опасном положении (676 тыс. детей).

Указанные группы детей нуждаются, в первую очередь, в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 — 2010 годы: Распоряжение Правительств РФ от 26 января 2007 г. №79-р.

Ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, ведут к росту детской заболеваемости и инвалидности.

Только 30% новорожденных могут быть признаны здоровыми. Более половины детей имеют функциональные отклонения, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий.

Поэтому одновременно с развитием федерального законодательства в сфере обеспечения прав и интересов детей сформированы основы соответствующего регионального законодательства. Важнейшим направлением обеспечения прав и интересов детей в субъектах РФ является принятие специальных законов по защите прав детей

Обращает на себя внимание, что во многих северных субъектах приняты специальные законы, направленные на социальную поддержку многодетных семей, повышение их статуса и улучшение положения в них детей. В их числе Республика Бурятия, Красноярский край, Архангельская, Амурская, Магаданская и другие области Присмакина Л.Н. «Тепло наших сердец — детям» // Журнал «Социальная работа», № 3, 2007г., с.29 — 31.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в РФ, обуславливает необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.

В табл. 1 представлены данные об объемах и источниках финансирования Программы «Дети России».

Таблица 1 — Объем финансирования федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 — 2010 гг., млн. руб.

Наименование

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов РФ

Внебюджетные источники

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/politika-v-oblasti-semi-materinstva-i-detstva/

Общий объем финансирования

Капитальные вложения

6917

18812,3

170

25899,3

НИОКР

37,7

37,7

Прочие нужды

3147

17502,8

1259,1

21908,9

Всего

10101,7

36315,1

1429,1

47845,9

По данным таблицы видно, что максимальным объемом финансирования программы являются расходы за счет бюджетов субъектов РФ. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы финансируются в отличие от других расходов только за счет средств федерального бюджета.

В результате реализации Программы часть средств федерального и регионального бюджетов будет сэкономлена за счет снижения потребности в затратах на решение ряда социальных вопросов. Экономия бюджетных средств произойдет в результате снижения инвалидности детей в результате скрининга новорожденных, улучшения состояния здоровья детей, сокращения затрат на содержание детей в учреждениях интернатного типа, а также сокращения затрат на интеграцию в общество выпускников этих учреждений, что позволит переориентировать освободившиеся средства на организацию работы с детьми и их семьями, нуждающимися в особой заботе государстваСоциальная работа с семьей в системе местного самоуправления / под ред. Малыхина В. П. — М.: СТИ МГУС, 2000. — 425 .

Реализация Программы в части усиления профилактической направленности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей будет способствовать сокращению факторов социального неблагополучия семей с детьми, приводящих к социальному сиротству, и снижению тем самым доли детей, нуждающихся в государственном попечении.

Система учреждений, предоставляющих социальные услуги, позволит превентивно решать многие возникающие проблемы и избегать попадания семей с детьми в ситуацию социального риска.

Повышение эффективности работы и оптимизация использования государственных ресурсов в сфере профилактики социального неблагополучия семей с детьми и социального сиротства будет способствовать улучшению общего социального климата в стране и повышению качества жизни.

2.2 Приоритетные направления государственной социальной политики в области семьи, материнства и детства. [19]

В социальной политике государства всегда существует комплекс первоочередных проблем на федеральном и региональном уровне.

В настоящее время в социальной политике государства исключительно важное место занимают проблемы укрепления семьи. Здоровая нравственно-психологическая атмосфера, высокая культура семейно-брачных отношений делают эту ячейку общества важнейшим социальным институтом формирования личности, сохранения и укрепления ее здоровья.

В Российской Федерации насчитывается более 72 млн. семей, ежегодно заключается около 3 млн. браков. Однако каждая третья семья распадается, а каждая девятая семья является неполной. Около 60% семей имеют лишь одного ребенка, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Каждая вторая беременность завершается абортом [8].

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

1. Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

3. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.).

4. Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т. д.).

В России большое количество людей нуждаются в помощи государства. Старение населения увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании. В связи с этим основными задачами в области социальной защиты семей, материнства и детства являются:

1. Реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий в области социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.

2. Адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников.

3. Совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя.

4. Широкое использование активных форм социальной поддержки (социальная и психологическая реабилитация, адаптация, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.).

Основными принципами социальной работы с семьей являются:

  • приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;
  • уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;
  • соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей, при условии отсутствия риска насилия над детьми;
  • обоснованное использование власти и контроля;
  • учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т. д.

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и др.

Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности, разработана и реализуется федеральная программа «Дети России», в которую входят шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального Собрания России, в Администрации Президента Российской Федерации. В структуре федерального Министерства труда и социального развития сформировано специальное подразделение — Департамент проблем семьи, женщин и детей. Эти структуры координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти, осуществляя руководство различными социальными службами семьи.

Служба семьи — один из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель которого обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и их детей, стабилизации брака, а также содействовать одиноким в создании семьи. Организационно служба семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа.

Основные направления реализации семейной политики в Краснодарском крае включают в себя создание системы социальной и психолого-педагогической помощи семье, охрану здоровья матери и ребенка, улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержку малоимущих семей, повышение профессионального и социального статуса женщин, профилактику правонарушений несовершеннолетних, идеологическую, пропагандистскую и культурно-просветительскую работу, подготовку кадров работников социальных служб. Организационные меры включают следующие мероприятия:

  • принятие специальных законодательных и иных правовых актов края, решений местных органов власти и управления;
  • внесение в качестве законодательной инициативы изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по вопросам семейной политики;
  • разработку и осуществление краевых программ комплексного и целевого характера по отдельным направлениям семейной политики;

— формирование системы территориальных органов социальной защиты, а также специальных служб различного профиля и направленности по оказанию социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи семье и детям и др. [9]

Заключение

социальная политика семья детство

В настоящее время семья является важнейшим объектом социальной работы. Требуется повышенное внимание к проблемам семьи со стороны как государственных учреждений и социальных служб, так и благотворительных организаций, поскольку данный уникальный институт включает практически все население и испытывает почти все социальные недуги. Государство обязано смягчить ее тяготы, помочь тем, кто не в состоянии справиться самостоятельно с последствиями кризиса.

Одним из методов получения информации об изучаемом объекте является анкетирование — метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного общения социолога и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из целей и задач исследования. Это самый распространенный в социологии метод. Вопросы бывают открытыми (мнение выражается в свободной форме) и закрытыми (выбирается один из вариантов ответа).

Опросы могут быть сплошными или выборочными.

По результатам исследования некоторых социологов, выяснилось, что адаптационный потенциал семьи в нашей стране достаточно высок, ее материальное состояние остается на низком уровне. Семьи переживают те же жизненные проблемы, что и общество в целом. Поэтому социальная работа в оказании социального содействия семьи не может ограничиваться решением текущих проблем, ее стратегия должна заключаться в поиске эффективных путей достижения общенациональных целей в сфере демографии, занятости и т.д. Для этого, на наш взгляд, необходимо совершенствовать в первую очередь законодательную базу в области социальной работы с семьей.

Наиболее масштабной задачей социально ориентированного государства является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики.

Посредством выполнения социальных функций государством обеспечивается главная задача — гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.

Государственную социальную политику можно рассматривать как причинно обусловленную, ситуативную, динамичную по форме и ориентации деятельность по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе.

Без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного, творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов.

Направленность социальной политики государства является не только содержательной, но и организационной основой социальной работы. Одним из приоритетных направлений, требующих к себе особого внимания, является социальная политика в области семьи, материнства, детства и граждан престарелого возраста.

Единство концептуальных подходов и согласованность целей и принципов социальной защиты, на всех уровнях социального управления, способствуют получению видимых результатов социального обслуживания, проявлению самостоятельности территориальных органов социальной защиты населения, имеющих возможность детально учитывать социально-экономический, социальный и социокультурный контекст конкретного региона при разработке и осуществлении социальной политики в области семьи, материнства, детства и граждан престарелого возраста.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/politika-v-oblasti-semi-materinstva-i-detstva/

1. Анишина В. Семейные проблемы и способы решения / В. Анишина. — М.: ЭКСМО, 2004. — 160 с.

2. Антонов А.И. Семейная политика как объект исследования / А.И. Антонов // Вестн. РАН. — 2005. — № 3. — С. 12-14.

3. Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. — 304 с.

4. Вишневский А.Г. Эволюция российской семьи / А.Г. Вишневский, С. В. Захаров, Е.И. Иванова // Экология и жизнь. — 2008. — № 9. — С. 5-9.

5. Горшков М.К. Прикладная социология: методология и методы / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. — 416 с.

6. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи / Т.А. Гурко // Социологические исследования. — 2001. — № 10. — С. 95-99.

7. Елизаров В.В. Вклад государственной политики поддержки семьи в уровень жизни семьи / В.В. Елизаров // Уровень жизни населения. — 2009. — № 8/9. — С. 50 — 61.

8. Климантова Р.Я. Государственная семейная политика современной России / Р.Я. Климантова. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2004. — 524 с.

9. Козулин А.И. Семейная политика как направление социальной политики государства / А.И. Козулин // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2000. — № 17. — С. 13.

10. Корсаненкова Ю.Б. Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы: монография / Ю.Б. Корсаненкова. — М.: Волтерс Клувер, 2010. — 208 с.

11. Логвинова С.С. Практика социологических исследований в сфере социальной защиты населения / С.С. Логвинова // Работник социальной службы. — 2009. — № 3. — С. 7 — 12.

12. Макукян Э.А. Российская семья и вызовы времени / Э.А. Макукян // Отечественный журнал социальной работы. — № 1. — 2009. — С. 15 — 23.

13. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории методологии и методики / М.С. Мацковский. — М.: Наука, 2005. — 420 с.

14. Новикова С.Н. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе / С.Н. Новикова, А.В. Соловьев. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. — 496 с.

15. Обыденова А.Ф. Социальное обеспечение материнства и детства в Российской Федерации / А.Ф Обыденова. — М.: Вершина, 2004. — 200 с.

16. Савинов Л.И. Социальная защита семьи, материнства и детства / Л.И. Савинов. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. — 192 с.

17. Семья как объект социальной политики / отв. ред. М.Г. Панкратова. — М.: Мысль, 2002. — 48 с.

18. Содержание и методика социальной работы / под ред. Е.А. Сигиды. — М.: Владос, 2005. — 472 с.

19. Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления / под ред. Малыхина В. П. — М.: СТИ МГУС, 2000. — 425 с

20. Технологии социальной работы / под ред. Е. И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 400 с.

21. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей / Е.И. Холостова. — М.: «Дашков и К°», 2007. — 212 с.