Курсовая Семья как фактор социализации личности школьника

Курсовая работа
Содержание скрыть

В настоящее время особую актуальность приобрели проблемы семьи и семейного воспитания. Социально-экономический кризис, произошедший в России не так давно, значительно ухудшил демографическую ситуацию. Семья, традиционно уважаемый социальный институт в нашей стране, во многом утратила свое значение.

Однако сейчас значение семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения — ведь именно в семье формируются будущие уклады жизни ребенка, поэтому многое зависит от родителей и другие родственники. Важность семейного воспитания для полноценного и гармоничного развития личности ребенка очевидна.

Актуальность

В Законе Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрине образования Российской Федерации» (2000 г.), в «Федеральной программе развития образования 2020» (2015 г.), в ФГОС и других документах, всестороннее развитие личности ребенка определяется как доминирующая в образовательной политике, которая еще начинается в семье.

Семья — это первый коллектив, в котором ребенок находится с момента рождения, первый институт социализации. Поэтому очень важно, какое внимание семья уделяет социальному воспитанию ребенка.

В России сейчас происходят серьезные изменения в условиях формирования личности. Человек становится личностью в процессе социализации, например, в результате включения индивида в социальные отношения.

«Социализация обычно понимается как процесс усвоения человеком социальных ценностей и норм, социального опыта и знаний, благодаря которому он становится полноправным членом общества». Практически все, что происходит в жизни школьника, можно считать фактором социализации, определяющим усвоение определенных правил поведения.

Над проблемой семейного воспитания работали многие ученые: Азаров Ю.П., Байков Ф.Я., Васильева Е.В., Гуров В.Н., Каган Е.В., Куликова Т.А., Лесгафт П.Ф., Харчев А.Г и другие.

Актуальна проблема семьи и для государства, общества, школы. На государственном уровне для помощи семье создаются различные программы, например, национальный проект «Российская семья» по поддержке семьи, материнства и детства. Говоря о помощи общества, можно привести в пример различные социальные организации и общественные объединения, такие как служба социальной защиты, служба психологической помощи, муниципальные центры работы с детьми и так далее. Взаимодействие школы и семьи очевидно, ведь учеба и школьная жизнь продолжаются обычно не менее 8-9 лет и все это время осуществляется их влияние на ребенка в сочетании с воспитанием в семье. Поэтому так сильна потребность в объединении усилий школы и семьи для социализации детей.

15 стр., 7076 слов

Познавательный туризм для детей с ограниченными возможностями

... для детей с ограниченными возможностями. Предметом - туры для детей с ограниченными возможностями. Целью дипломного проекта является: изучить социокультурную деятельность в аспекте организации туризма и экскурсий как важный фактор социализации детей с ограниченными возможностями. создание нового культурно-познавательного маршрута в Свердловской области для детей с ограниченными возможностями, ...

Сегодня, говоря о семейном счастье, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, основанные на взаимной любви. Но прежде чем говорить о воспитании новой гармоничной личности, следует задуматься, можно ли воспитать такую личность вне атмосферы любви, доверия, взаимопонимания и благополучия.

В своей работе я хотела бы осветить некоторые аспекты этого вопроса, считая, что создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей супругов и родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами.

В изменившихся социально-экономических условиях проблема влияния семьи на процесс становления личности в школьном возрасте носит актуальный характер. Именно поэтому с учётом выше сказанного нами была выбрана тема курсовой работы: «Семья как фактор социализации личности школьника».

Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования

Задачи исследования были сформулированы следующим образом:

1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме.

2. Определить роль семьи в социализации школьника.

3. Изучить особенности влияния семьи на социализацию школьника.

4.Охарактеризовать семью как фактор социализации ребенка школьного возраста.

5.Разработать методические рекомендации для классных руководителей по работе с родителями.

Гипотеза исследования:

— сформировать у родителей представление о правильном сочетании стилей воспитания в различных социальных ситуациях;

— научить родителей создавать доброжелательные отношения в семье.

методов педагогического исследования

теоретические: анализ методической, психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение.

эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы.

Научная новизна, Теоретическая значимость, Практическая значимость

Наша работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, выводов по главам, заключения и библиографического списка.

I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ

1.1. Характеристика семьи как условия социализации школьника

Проблема социализации ребенка младшего школьного возраста в современной педагогике и социологии постепенно выходит на первый план, так как целью образования, в соответствии с новыми ФГОСами, становится всесторонне развитая личность [2].

9 стр., 4408 слов

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ

... их выполнения. Порядок проведения маркетингового исследования в общем случае состоит из пяти основных звеньев. 1. Выявление проблем и формулирование целей исследования считается важнейшим этапом. Правильно и точно сформулированная цель маркетингового исследования является залогом ...

На сегодняшний день разработанный новый федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (ФГОС НОО), отвечающий новым социальным запросам, уделяет значительное внимание семье и работе с родителями и контролирует действия школы [2]. Во ФГОС НОО говорится о том, что работа с семьями детей должна иметь строго дифференцированный подход, учитывая микроклимат и социальный статус семьи, обращая внимание на степень заинтересованности родителей деятельностью ОУ, на повышение педагогической культуры и грамотности семьи для более успешного достижения цели образования [2].

Кроме того, очевидно, что действия родителей по отношению к собственным детям регламентируются и контролируются как международными, так и российскими нормативно-правовыми актами. На международном уровне права детей охраняются Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам человека, Европейской социальной хартией и, конечно же, Конвенций ООН о правах ребенка, в которой говорится о том, что «дети имеют право на особую заботу и помощь в семье как основной ячейке общества» [3].

Семья — это особая социальная среда. В ней действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, именно в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки. Не имея ни социального, ни личного опыта, ребёнок не может оценить ни своё поведение, ни проявления личностных качеств других людей. Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно — нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад — ведь семья передает и культурные традиции, опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет.

Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. В сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо — мы находим их отношение к семье как фактору воспитания, оценку её роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие.

За последнее время в отечественной педагогике наблюдается тенденция в сторону более пристального внимания к исследованию проблем семьи и семейного воспитания для успешного развития детей в обществе. П.Ф.Дементьева, М.Л.Гурьянова, С.В.Дармодехин исследуют перспективные направления социальной политики государства в отношении детей и семьи.

25 стр., 12289 слов

Особенности организации семейного оздоровительного досуга детей ...

... от рождения до поступления ребенка в школу — имеют непреходящее значение в жизни человека. В этот период закладывается ... игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Это содействует воспитанию наблюдательности, сообразительности, способности ... деятельности) позволяет удовлетворить физиологические потребности ребенка, обеспечивает ритмичность работы организма, предохраняет нервную систему от ...

Т.В. Лодкина, Т.А. Флоренская, С.А. Козлова pacсматривают формирование психолого-педагогической культуры семьи как фактор повышения ее социально-воспитательного потенциала [10].

В.А. Вершинин рассматривает жизнь ребенка в семье и школе, анализирует различные типы поведения детей, а также предлагает оригинальные методы семейного и школьного воспитания [4, с. 105].

И.В. Крупина рассуждает о родителях, которые придерживаются принципа свободного воспитания, считая, что ребенок развиваться должен без ограничений и обязанностей. Автор пишет об условиях вседозволенности, когда формируется личность ребенка, не умеющего и не желающего сдерживать свои желания, принимать интересы и права других людей во внимание [9, с. 186].

В то же время анализ работ последних лет по проблеме воспитания детей в семье и школе (Т.Н. Ушенина, Н.М. Ахмерова, Е.В. Борисова, М.М. Прокопьева, О.А. Шостакович, Т.М. Э.Л. Азарова, Н.П. Рассказова, Ф.Т. Кущетерова. О А. Золотарева и др.) показал, что эта проблема остается по-прежнему недостаточно изученной.

Определяющая роль семьи и школы обусловлена их глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего человека. Семья и школа для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Семья – колыбель духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности. Она является тем ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании школьника. Семья открывает, расширяет возможности, потенциал школьника [11].

Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности [1].

16 стр., 7937 слов

«развитие личности старшеклассников через туристко-краеведческую ...

... личности учащихся, имеющих большой опыт занятий туристско-краеведческой деятельностью, будут более выражены, по сравнению с не занимающимися туристско-краеведческой деятельностью, такие особенности, как: самооценка гармоничности своей жизни; ... развивать готовность и способность детей к ответственности за свое ... исследования используются теоретические положения работ В.М. Дюкова, В.С. Финогенко, ...

В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. К сожалению, эта позиция родителей не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.

Одной из основных функций семьи является социализация подрастающего поколения. Социализация — это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, — родители, сверстники, учителя, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние, семья является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.

Мудрик А.В. рассматривает семью как важнейший институт социализации подрастающих поколений, которая являет собой персональную среду жизни и развития детей, ее качество определяется рядом параметров конкретной семьи (демографический — структура семьи; социально-культурный — образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества; социально-экономический — имущественные характеристики и занятость родителей на работе; технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни) [12].

Социализация — это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В содержание понятия «социализация» входит:

— усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

— формирование социальных установок и убеждений;

— вхождение индивида в социальную среду;

— приобщение индивида к системе социальных связей;

— самоактуализация Я личности;

— усвоение индивидом социальных влияний;

33 стр., 16364 слов

Организация семейного оздоровительного досуга с детьми старшего ...

... дипломной работы заключается в том, что полученные данные могут помочь ДОУ и семье в организации оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста. Структура данной работы ... детьми старшего дошкольного возраста в семье; выявить умения родителей по организации досуговой деятельности с детьми в семье; разработать рекомендации для родителей для проведения семейного досуга с детьми ... отдых, ...

— социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения.

Цель социализации есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить.

Надо сказать, что от того, в какой степени семья социально благополучна, от того, в какой степени семья занималась ребенком, зависит будущая личность человека, а значит его будущая жизнь.

Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи — в детдомах и других учреждениях этого типа.

Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье.

Семья играет колоссальную роль в жизни и деятельности общества. Функции семьи можно рассматривать как с позиции реализации целей общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей по отношению к обществу. Она как микроструктура удовлетворяет важные социальные потребности и выполняет важные социальные функции.

Благодаря своей репродуктивной функции семья является источником продолжения человеческой жизни. Это та социальная группа, которая изначально формирует личность человека. Семья способствует увеличению созидательных и производительных сил общества. Семья вводит в общество его новых членов, передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в данном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей общества, контролирует поведение своих членов.

Социальные функции семьи проявляются не только в отношении детей, но и в отношении супругов, т.к. жизнь в браке является процессом, играющим большую роль в жизни общества. Одна из главнейших функций семьи — создание условий для развития личности всех своих членов. Семья удовлетворяет различные потребности человека.

Однако удовлетворение своих потребностей связано с выполнением определенных функций семьи. К сожалению, семьи не всегда выполняют свои функции. В таких случаях возникает проблема асоциальной роли семьи. Не выполняют своих функций семьи, которые не в состоянии обеспечить своим членам безопасность, необходимые условия быта и взаимопомощь, если в семье неправильно преподнесены некоторые ценности. Кроме того, когда семья воспитывает эмоционально незрелых людей с ослабленным чувством опасности, с человеческими качествами, далекими от общественных норм, она наносит вред своему народу.

Рассматривая роль семьи в жизни каждого человека, необходимо также отметить ее психологическую функцию, т.к. именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества. Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило, является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создает сам. На жизнь в семье родителей приходятся периоды приблизительно до юношеского возраста. В период возмужания человек постепенно обретает самостоятельность. Чем дальше, тем больше жизненного, профессионального и социального опыта накапливает человек, и все большую роль для него начинает играть семья.

13 стр., 6430 слов

Проблемы современной семьи

... и благополучия общества. Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и ... для формирования полноценного семей­ного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешно­го выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, ...

Основы семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу. Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственность за выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и необходимость обеспечения ему условий для развития влекут за собой определенную реорганизацию домашней жизни. Но кроме заботы о детях, роли родителей распространяются и на формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я».

Для ребенка особенно важно понимать, как взрослые относятся к нему. Характер эмоционального отношения родителей к ребенку можно назвать родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность ребенка.

Существует несколько вариаций этого фактора, от доминирования до полного безразличия. И постоянное навязывание контактов, и полное их отсутствие вредно ребенку. Очень важно наладить контакт с ребенком, чтобы впоследствии можно было говорить об отдаче со стороны ребенка. К ребенку, прежде всего, нужно подходить без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, т.е. необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный.

Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции.

Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей.

Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Кроме того, довольно сильным является социальное давление. Детей обычно хвалят за поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их личности.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

4 тактики воспитания

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью.

17 стр., 8405 слов

«Спорт в нашей жизни»; – оформление альбомов, стендов, отражающих ...

... – как построить работу детского сада, чтобы приобщить родителей с разным уровнем заинтересованности к участию в спортивных праздниках и досугах. ... воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи и детского сада в решении ... спортивным достижениям [24, с. 197]. Физкультурные праздники оказывают действенное влияние на формирование детской личности. ...

Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это — гарантия неудачного формирования личности.

Опека в семье — система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома.

Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении.

«невмешательства»., Сотрудничество

3 стиля родительского поведения, авторитарном стиле, Демократичный стиль

Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.

попустительском стиле

Еще более тяжелый случай — равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля — гиперопека — тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

1.2 Условия социализации школьников в семье

В социализации личности участвует большое число институтов, однако центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности.

С точки зрения Т. Парсонса, семья — основной орган социализации, мать и отец — главные творцы личности, ребенок — пустой сосуд, который надо наполнить культурой. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

13 стр., 6195 слов

Политика в области семьи, материнства и детства

... материнства и детства, переживает кризис, влияющий на процесс воспитания и социализации подрастающего поколения. В настоящее время в России проводится активная социальная политика в отношении семьи, материнства и детства, которые мы рассмотрим в данной работе. 1. Социальная политика в отношении семьи, материнства и детства в современной ...

Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что он видит в других семьях. Усваиваемая в семье информация может отличаться от принятых в обществе ценностей и норм и даже противоречить им. Семья, как правило, формирует собственную социально-ценностную направленность, которую и передает детям.

Ослаблению воспитательной роли семьи способствуют следующие факторы:

а) чрезмерная занятость родителей;

б) довольно высокий процент неблагополучных семей;

в) национальный вопрос (религия, традиции) не позволяет полноценно социализироваться;

г) уровень образованности родителей;

д) авторитаризм либо детоцентризм родителей по отношению к детям;

е) состав семьи (неполные семьи, повторные браки, отсутствие сестер либо братьев);

ж) недостаточная организация досуговой деятельности;

з) компьютеризация детства;

и) недостаточная критичность родителей к себе, как к воспитателям.

Процесс формирования личности протекает бесконфликтно в том случае, когда семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречие. Семья в силу своего постоянного и концентрированного воздействия на индивида способна сформировать у него устойчивые ценностные ориентации. Поэтому господствующая общественная мораль сохраняла свою власть, только если ей удавалось взять под свой контроль семью.

Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве. Формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном [5].

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания школьников в зависимости от особенностей семейного воспитания.

Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения.

Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению).

Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

адекватное представление

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

демонстративность

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема — постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка — недостаток похвалы.

«уход от реальности».

Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи — жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.

Выводы по I главе

Мы выяснили, что главный фактор, определяющий воспитательную неполноценность неполной семьи — морально-психологический. В неполной семье значительно чаще оказываются ограниченными отношения между матерями и детьми-подростками. Детям обычно одинаково дороги оба родителя, они испытывают потребность в любви к ним и в равной степени нуждаются в ней и с их стороны. С точки зрения воспитания чувств и их закрепления в личности это чрезвычайно важно.

Правильно выбранный стиль общения в семье будет способствовать более успешной социализации школьника.

Сегодня наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломке традиционных ценностей.

Семья остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности школьника, его социализации.

Ведущим социальным институтом для социализации личности ребёнка является семья. Семья это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности. Семья — важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.

Семья вводит ребёнка в общество, именно в семье ребёнок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают, в младшем возрасте с ним занимаются, а в дошкольном ему открывают мир. Младшему школьнику, помогают в учении, а подростку и юноше правильно выбрать жизненный путь. В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать за свои поступки, приучается трудиться и выбирает профессию. Семейная жизнь для ребёнка то же, что для нас общественная. Семейная обстановка и опыт, полученный в семье, способствуют степени когнитивного, эмоционального и социального развития, компетентности и благополучию.

Таким образом, семья – это внешний и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила развития, социальный институт, микроколлектив, благодаря которому младший школьник дальше воспитывает в себе, в том числе и родители, различные качества. Итак, семья выступает важнейшим кислородом в воспитании ребёнка, её роль значима, неотделима и незаменима.

ГЛАВА II . ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЛИЯНИЮ СЕМЬИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ РЕБЕНКА

2.1 Результаты исследования влияния семьи на социализацию ребенка

В ходе написания курсовой работы, для проверки выдвигаемой гипотезы, было проведено исследование. Цель исследования — выявить влияние семьи на социализацию ребенка школьного возраста.

Исследование проводилось в МОУ СОШ №5 п.Береговой Каслинского района. Нами были отобраны 15 семей.

следующие методики:

1. Опрос и анкетирование по выяснению состава семьи (многодетная, малодетная, неполная семья и т.д.), интеллектуальный уровень общения членов семьи, хозяйственно — бытовое состояние в семье.

2. Тест — опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин — направлен на изучение стиля воспитания ребенка родителями.

Во всех семьях в анкетировании принимали участие женщины – мамы в возрасте от 25 до 44 лет. Среди них семьи, имеющие двух детей в возрасте от 3 до 16 лет, составляют 60%, одного ребенка 7-11 лет -13,33 %, трех детей 0-10 лет – 26,67%.

Семейное положение опрошенных: 67% в браке, 33% одинокие матери. Вывод: воспитание детей осуществляется в основном в полной семье, 33% детей воспитываются в неполной семье.

Образование: 53% респондентов имеют среднее профессиональное образование, 13% высшее образование. Таким образом, большинство родителей имеют средний уровень образованности.

Жилищно-бытовые условия семьи: у 86% семей отдельная квартира, 6,6% семей живут в своем доме, и 6,6% арендуют жилье. Проанализировав полученные результаты, мы можем сказать, что большинство семей имеют хорошие жилищно-бытовые условия. Это предполагает высокий материальный уровень благополучия семьи.

Также было проведено исследование с помощью теста — опросника А.Я. Варга, В.В. Столина «Стиль родительского отношения к ребенку». Данное исследование показало:

— 100% семей принимают своего ребенка в семью;

— 100% семей используют кооперацию, как один из видов воспитания школьника;

— у 27% семей присутствует авторитарная гиперсоциализация, как способ взаимодействия с ребенком;

— 80% семей используют стиль симбиоза;

Таким образом, мы имеем дело с семьями с благоприятным климатом.

2.2 Методические рекомендации для классных руководителей по организации взаимодействия родителей и детей

По результатам проведенного исследования был разработан классный час и памятка родителям, направленные на улучшение детско-родительских отношений в семье.

Родительское собрание, Тема: «Разрешение конфликтных ситуаций», Цели собрания:

  1. объединить и скоординировать усилия всех участников собрания и включить их в активную творческую работу по воспитанию детей;

  2. создать в рамках педагогического процесса обстановку психологически бережного отношения к личности ребенка;

  3. предпринять совместный поиск мер по выходу из проблемной ситуации;

  4. организовать психолого-педагогическое просвещение родителей;

  5. создать психологически благоприятный климат для родителей;

  6. продолжить обучение общению в группах.

Принцип проведения собрания: сотрудничество., Материалы:, План проведения:

1. Информационный этап. Обсуждение вопросов по темам:

— воспитание – это …

— Какой он – воспитанный человек?

2. Тест для родителей «Я и мой ребенок».

3. Обсуждение вопроса «Что же такое конфликт?»

4. Обмен мнениями и обсуждение результатов родительского собрания.

Педагог:

— Добрый вечер! Я очень рада встрече с вами. Сегодня нам предстоит поговорить на очень важную тему.

— На собрании работает аналитическая группа, которая будет слушать, анализировать, делать выводы и в конце собрания подведет итог нашей беседе. Также работает пресс-центр, итоги деятельности которого мы увидим в конце собрания.

— Работать будем в группах.

— Сегодня мы поговорим о воспитании детей. Наши заботы о детях касаются, прежде всего, их здоровья и воспитания, потому что именно дети приносят нам самые большие радости и самые большие тревоги. От того, какими они вырастут, какое получат воспитание, зависит наше будущее, наконец, наша старость.

— Что же такое, по-вашему, воспитание? Если вы затрудняетесь с ответом, загляните в толковые словари, которые лежат у вас на столах. Посоветовавшись друг с другом в своей группе, попробуйте дать ответ на этот вопрос. Я включаю музыку, и вы можете приступать к работе. У вас в запасе 2-3 минуты, сразу подумайте, кто будет выступать. (Выступления родителей).

— Итак, вот как толкует словарь значение этого слова:

Воспитание

— Наши дети тоже готовились к этому собранию: они рисовали свою семью, воссоздали свою родословную. Спасибо, что вы помогали им.

Ваша родословная – это не только протяженность вашего рода во времени, это традиция. Работы детей к вам вернутся, сохраните их в семейных архивах.

— Мы также разговаривали с детьми на тему: «Какой он – воспитанный человек?» Предлагаем вашему вниманию видеосъемку этой беседы.

— А какой он, по-вашему, — воспитанный человек? Нарисуйте, пожалуйста, солнце души мудрого воспитателя. Вдоль лучей напишите те качества, которыми он должен обладать, чтобы его дети были счастливы.

— А теперь предлагаю вам выполнить тест.

Я и мой ребенок

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они – главные «проектировщики», «конструкторы» и «строители» детской личности. Предлагаемый нами тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы.

Раньше, если дети вели себя плохо, считалось, что они такими родились. Сегодня накопленный педагогический опыт позволяет утверждать, что нет проблемы детей, а существуют лишь проблемы родителей. Воспитание ребенка начинается, как известно, с самого рождения, с этого момента его должна окружать родительская любовь. А родители иногда даже не подозревают, какая это огромная, могучая и действенная сила – их любовь. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что его любят. А сейчас напишите, пожалуйста, три фразы:

  1. Слова, которые я произнесу, когда буду будить ребенка.

  2. Слова, которые я произнесу, когда буду провожать его в школу.

  3. Слова, которые я произнесу, когда мы встретимся вечером.

Сегодня общество переживает кризисный момент. Среда, которая окружает детей, преподносит различные конфликтные ситуации, проблемы, и детям очень трудно бывает найти из них выход. Сегодня мы обязаны помогать им, но для этого мы должны знать, как это грамотно сделать. Будем вместе, в сотрудничестве находить выход из конфликтных ситуаций.

Что же такое конфликт? Давайте разберемся в этом с помощью ситуации. Представьте себе, что открывается дверь и на пороге дома появляется ваш ребенок с котенком на руках. «Он потерялся», — жалобно объявляет ребенок. Каковы будут ваши действия в роли детей? А родителей?

Ответ вы будете искать в своей группе,

Выводы по II главе

Целью данного исследования было выявления огромного влияния семьи на социализацию личности школьника. В нашем исследовании принимали участие семьи п. Береговой в количестве 15 человек.

Для исследования мы выбрали две методики, которые соответствуют заявленной цели исследования: опрос и анкетирование по выяснению состава семьи и тест — опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.

Для улучшения детско-родительских отношений и повышения качества воспитания в целом мы предложили классный час по вопросу воспитания личности школьника, взаимодействия семьи и детей при социализации школьников.

Многие родители зачастую не владеют необходимыми знаниями и практическими умениями для успешной социализации школьников. Благодаря данной программе педагоги и родители могут самостоятельно разнообразить деятельность, направленную на социализацию школьников. Родители смогут найти и открыть что-то новое для себя в воспитании своего ребенка, что улучшит их взаимоотношения, а значит и отношения ребенка в обществе.

Заключение

В социализации личности участвует большое число институтов. Однако приоритетное место в осуществлении первичной и главной социализации ребенка отводится семье как институту, который располагает уникальными средствами, самым широким диапазоном влияния на социальное формирование и развитие личности. У ребенка происходит накопление элементов системы ценностных ориентации в сфере общественных отношений, характеризуемое выделением личных ценностей, их эмоциональным освоением, закреплением в деятельности, постепенно находящее адекватно мотивированное выражение.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты.

Гипотеза, выдвинутая нами, была подтверждена тем, что развитие школьника, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка школьного возраста.

Роль семьи в становлении ребенка очевидна. Семья является важным фактором социализации детей. Именно в семье в первую очередь дети усваивают жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения. Благополучные семейные отношения формируют у ребенка чувство собственного достоинства и самоуважения, которые в свою очередь способствуют повышению популярности ребенка в кругу сверстников.

Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка, играет ведущую роль в умственном развитии, имеет важное значение в процессе овладения ребенком социальных норм — это все влияет на учебную деятельность ребенка, на его поведение.

В практической части нашего исследования мы так же убедились в том, что стиль, который выбирают родители в воспитании своих детей, так же влияет на социализацию ребенка, а именно на его эмоциональную активность, на его уровень тревожности и самооценку.

Как активный участник родитель влияет на воспитательный процесс, а значит и на личность ребенка такими своими характеристиками как мировоззрением, стилем воспитания, который отражает личностные качества родителя и систему его убеждений.

Поэтому, чтобы понять индивидуальное развитие и личность ребенка, необходимо проанализировать и исследовать всю систему семьи и ее подсистемы.

Родители имеют преимущественные права в воспитании детей перед любыми другими взрослыми и общественными организациями, поэтому вся ответственность за воспитание лежит также на них. Какой впоследствии сформируется личность ребенка, каким образом он будет взаимодействовать с социумом в основе всего этого стоит семья. Семья для ребенка является первым коллективом, в котором он может себя проявить и получить оценку своего поведения, поэтому на семье лежит большая ответственность — как перед самим ребенком, так и перед обществом — за воспитание гармоничной личности, для того, чтобы в последующих социальных коллективах, а именно в школе, он мог проявить себя в полной мере.

Таким образом, мы пришли к заключению, что какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, решающую роль в его эффективности играет семья.

Приложение 1

Опросник родительского отношения, (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Инструкция. Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

  3. Я уважаю своего ребенка.

  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

  8. Мой ребенок часто неприятен мне.

  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

  15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».

  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

  21. Я принимаю участие в своем ребенке.

  22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

  25. Я жалею своего ребенка.

  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

  27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

  35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

  37. Я всегда считаюсь с ребенком.

  38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

  39. Основная причина капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.

  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

  41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

  43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

  44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

  45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

  46. Мой ребенок часто раздражает меня.

  47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.

  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

  49. Я не доверяю своему ребенку.

  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

  51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

  53. Я разделяю интересы своего ребенка.

  54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

  58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

  60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

  61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Приложение 2

Обработка результатов.

Ключ.

Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.

Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

Интерпретация.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

принятие—отвержение, кооперация

Высокие баллы по шкале симбиоз 6—7 баллов — позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности по этой шкале — 1—2 балла — признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале контроль 6—7 баллов — показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале — 1—2 балла, — напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

отношение к неудачам ребенка

Могу и всегда

Так делаю

Могу, но не всегда

так поступаю

Не могу

1

2

3

4

1. В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?

А

Б

В

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

А

Б

В

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

А

Б

В

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

А

Б

В

5. Сохранить самообладание, даже если ребенок вывел вас из себя?

А

Б

В

6. Поставить себя на место ребенка

А

Б

В

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы – добрая фея (прекрасный принц)?

А

Б

В

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

А

Б

В

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

А

Б

В

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

А

Б

В

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться?

А

Б

В

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

А

Б

В

13. Устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз?

А

Б

В

Приложение 4

Ключ к тесту.

Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» — в 2 очка, ответ «В» — в 1 очко.

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Приложение

Дети учатся жить у жизни.

  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

  • Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

  • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

  • Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

  • Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

  • Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

  • Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

  • Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Приложение 5

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.

2. Развивайте в ребенке положительные эмоции, чаще дарите ему свое время,

3. Чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте за хорошие поступки.

4. Постоянно проявляйте заинтересованность делами своего ребенка. Он должен постоянно чувствовать вашу поддержку и заботу. Как можно чаще общайтесь с детьми, обсуждайте вашу работу, домашние дела, предстоящий отпуск, покупки.

5. С пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мирами искоренить их. Необходимо выработать у ребенка иммунитет на страх.

6. Никогда не обманывайте детей. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка.

7. Если вы чувствуете, что ребенок обманывает вас, постарайтесь вызвать его на откровенный разговор. Не наказывайте ребенка, если он сам даст оценку собственному поступку.

8. Откажитесь от практики постоянных запретов. Это может вызвать желание сделать наоборот. Используйте метод убеждения.

9. Никогда не говорите ребенку, что он хуже других детей. Воспитывайте в нем чувство уверенности в себе. Это первые шаги к успеху.

10. Не критикуйте и не наказывайте детей в присутствии других детей и взрослых.

11. Не шантажируйте своих детей («если ты это не сделаешь, то …»).

12. Не стесняйтесь признавать свою неправоту.

13. Дружите с друзьями своих детей, будьте к ним внимательны.

14. Учите ребенка уважать других людей. Говорите о людях хорошее.

15. Не делайте ребенка «громоотводом» для разрядки своих родительских эмоций., Библиографический список

  1. Федеральные законы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (действующая редакция, 2019).

    URL : (дата обращения: 20.03.2019).

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009 №373/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – Стандарты второго поколения.

  1. Иные нормативные акты

  1. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989// Сборник международных договоров СССР. – 1993. – Режим доступа: .

  1. Учебники, учебные пособия

  1. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева: учебное пособие. – Спб.: Речь, 2005. – 134 с.

  2. Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка / А.И. Баркан. – М.: Аст-Пресс, 1999. – 432 с.

  3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: АСТ-ЛТД, 1998. – 352 с.

  4. Вершинин, В.Н. Очерки о семье и семейном воспитании: Книга для учителей, воспитателей, родителей / В.Н. Вершинин. – Чебоксары: КЛИО, 1998. – 200 с.

  5. Волынская, Л.Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла: учебное пособие / Л.Б. Волынская. – М.: Флинта, 2012. – 161 с.

  6. Гозман, Л.Я. Психологические проблемы семьи / Л.Я. Гозман, Е.И. Шлягина. – М.: Просвещение, 2006. – 186с.

  7. Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи / И.В. Гребенников. М.: Просвещение, 2000. – 128 с.

  8. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 208 с.

  9. Крупина, И.В. Основы семейного воспитания: педагогика под ред. П.И. Пидкасистого / И.В. Крупина– 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996. – 349 с.

  10. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства / Т.В. Лодкина. – М.: Академия, 2003. – 192 с.

  11. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе / В.Г. Максимов. – М.: Академия, 2002. – 270 с.

  12. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов под ред. Сластенина. / А.В. Мудрик – 3-е изд,. испр. и доп. – М.: Академия, 2000. – 200 с.

  13. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. Петровский. – М.: Знание, 1981. – 95 с.

  14. Торохтий, В.С. Психология социальной работы с семьей / В.С. Торохтий. – М.: Просвещение, 1996. – 218 с.

  1. Статьи в журналах, газетах

  1. Белоус, О.В. Социально-психологические проблемы формирования личности ребенка в семье / О.В. Белоус // Семейная психология и семейная терапия. – 2008. — №2. С.81 – 87.

  2. Кривулина, М.Н. Психологический комфорт как один из факторов социализации школьников / М.Н. Кривулина // Педагогические технологии. – 2009. — №6. – С.96 – 99.

  3. Кубарь, С.В. Социализация личности посредством сотворчества педагогов и обучающихся / С.В. Кубарь // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. — №12. – С.17 – 18.

  4. Кутеева, В.П. Семья как субъект социализации личности / В.П. Кутеева // Вестник Мордовского госуниверситета. – 2010. — №2. – С.191 – 195.

  5. Матвеева, О.Н. Основные направления социализации младших школьников / О.Н. Матвеева // Интеграция образования. – 2010. — №4. – С.88 – 92.

  6. Могилевская, Г.Л. Семья и младший школник / Г.Л. Могилевская // Школьный психолог. – 2004. — №28. – С.42 – 48.

  7. Могилевская, Г.Л. Семья и младший школьник / Г.Л. Могилевская // Школьный психолог. – 2004. — №27. – С.3 – 13.

  8. Мустаева, Ф.А. Семья как фактор социализации ребенка / Ф.А. Мустаева // Семья в России. – 2009. — №2. – С.51 – 56.

  9. Мустаева, Ф.А. Социализация личности ребенка под влиянием социальных проблем современной семьи / Ф.А. Мустаева // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2010. — №1. – С.162 – 167.

  1. Интернет ресурсы

  1. Взаимодействие социализации и семьи // Семейная социализация: междунар. Науч. Пед. Интернет-журн. 21.10.04. — URL: http://www.safepsychology.ru/pcofs-11-1.html (дата обращения: 17.03.19)

  2. Ступакова, Л.В., Влияние семьи на социализацию ребенка / Л.В. Ступакова, В.В. Ильинский, М.Д. Масанова // Молодой ученый. — URL : (дата обращения: 01.05.2019).

  3. Шишкина, Е.В. Семейная социализация: проблема определения / Е.В. Шишкина. — URL: (дата обращения 10.04.2019).