«Волонтерство как ресурс социальной работы»

Курсовая работа

Волонтерское движение является элементом социальной ответственности и высшего проявления развитого гражданского общества.

Сегодня роль волонтерского движения приобретает возрастающее значение для социального развития общества. Для отдельного человека участие в волонтерской деятельности способствует самореализации и самосовершенствованию, дает возможность получить новые знания и опыт, что особенно важно для молодых людей. [8,с.3]

Волонтёр (фр. volontaire англ. volunteer, от лат. voluntas) в дословном переводе означает доброволец, желающий. [8,с.5]

Волонтёрство — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи, предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. [8,с.4]

На сегодняшний день, волонтерство является важным ресурсом социальной работы, волонтеры формируют систему помощи и взаимопомощи в современном обществе, выполняя большой объем работы.

Актуальность темы заключается в том, что мы можем наблюдать стремительный рост волонтерских отрядов, организаций, групп людей, объединенных общими целями. Число нуждающихся людей растет, не всегда родные или близкие могут оказать им помощь, поэтому они нуждаются в помощи посторонних людей, то есть волонтеров. [9,с.18]

Волонтерская деятельность, не может осуществляться без вмешательства человека, поэтому, основной движущей силой волонтерства являются люди. Из этого можно сделать вывод, что волонтерство не существует отдельно от человека и напрямую зависит от общества. В обществе появляется проблема или вопрос — волонтеры это люди, которые решают эти вопросы и проблемы. Следовательно, человек и волонтерство два неразрывных понятия. Так как социальной работой занимаются люди, которым не безразличны проблемы общества, они уже напрямую являются волонтерами. Вышесказанное свидетельствует о том, что волонтерство является ресурсом социальной работы и общества. [4,с.123]

Волонтерство выгодно не только обществу, для государства оно не менее важно. Волонтеры регулярно участвуют в общественных делах, тем самым помогая более эффективно решать проблемы и задачи государства и общества. Для сферы образования волонтерство является важным ресурсом. Оно формирует и развивает у детей и молодежи знания и навыки, духовно-нравственного и трудового воспитания, а также помогает реализовать профессиональные интересы, особенно в части получения опыта общения в коллективе и получения специальных знаний и навыков. [4,с.128]

14 стр., 6747 слов

Инвалидный туризм. Проблемы и перспективы туризма инвалидов Организация ...

... предназначены специально для инвалидов, а также их друзей и родных. Оно активно развивает такие направления туризма, как: Паратуризм туризм для людей с ограниченными физическими возможностями; - Социальный туризм - ... Идея турфирмы заключается в том, что зрячие туристы получают скидку при совместном путешествии с людьми либо группой людей с ограниченным зрением. Желающие поучаствовать в проекте ...

Эта тема приобретает актуальность, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. У многих людей помощь со стороны близких родственников не оказывается, и поэтому они нуждаются в посторонней помощи, которую им могут оказать волонтеры. Волонтеры по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой — либо материальной выгоды. Каждому хочется верить в то, что работа, которую он выполняет, является очень важной, даже если она очень простая. [4,с.224]

В науке тему волонтерства рассматривали: Ахметгалеев Э.Д. изучал студенческое волонтерское движение как фактор социального сопровождения подготовки конкурентоспособного специалиста в едином образовательном пространстве, Иванушкина Т.И. изучала социальное и профессиональное самоопределение молодежи через участие в волонтерском движении, Сикорская Л.Е. писала о добровольческой деятельности как школе нравственного становления молодежи, а Хулин А.А. изучал добровольчество как вид благотворительности.

Следовательно, волонтерская деятельность носит гражданский характер. Опыт деятельности показывает благотворительную направленность работы. Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других важных ценностей.

Таким образом, все вышесказанное определило тему нашей курсовой работы: «Волонтерство как ресурс социальной работы».

Объект работы, Предмет работы, Цель работы

В соответствии с целью работы были определены ее задачи :

  1. Рассмотреть становление и развитие волонтерского движения в мире.

  2. Охарактеризовать сущность волонтерского движения.

  3. Обозначить особенности волонтерской деятельности в ЛНУ им. Тараса Шевченко.

  4. Анализ диагностику готовности студентов к волонтерской деятельности.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЛОНТЕРСТВА КАК РЕСУРСА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1. Становление и развитие волонтерского движения в мире

Предпосылок для развития и становления волонтерской деятельности было очень много. Волонтерская деятельность развивалась вместе с обществом, с его установками и религией. Абсолютно любому обществу были присущи идеи добровольной и бескорыстной помощи. В обществе всегда были люди, которые самосовершенствовались и реализовывались через труд на благо того общества, в котором этому человеку довелось родиться и жить [4,с.19].

19 стр., 9229 слов

Технология работы с гостями, имеющими ограниченные возможности

... Задачи курсовой работы: Собрать, систематизировать и проанализировать теоретическую информацию по изучаемому вопросу; Изучить информацию о том, каким образом туризм для инвалидов может ... помощью технических средств и усовершенствованного транспорта он может комфортно передвигаться на большие расстояния. Развитие социального туризма, который становится приоритетным в туристской индустрии, разработка ...

Сама идея добровольной, благотворительной помощи уходит своими корнями в общинный строй, уклад жизни которого диктовал условия выживания в виде добровольной, взаимной помощи друг другу.

Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий [4,с.23] .

В XVIII XIX веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу. Так, в Австро-Венгрии, Франции и Италии существовали волонтёрские батальоны и полки, вливавшиеся в состав регулярной армии. Во второй половине девятнадцатого века в большинстве государств система волонтёрства потеряла своё значение; она осталась как способ комплектования армии лишь в Великобритании (с 1961) и как дополнение к регулярной армии, особенно в военное время, в некоторых государствах [4,с.24].

На сегодняшний день существует множество определений понятия «волонтер» и «волонтерства».

Волонтер — это человек, который, работая безвозмездно, стремиться внести свой вклад в реализацию социально значимых проектов[23, с.30].

Российский социолог Е.И. Холостова дает определение понятию «волонтеры» (от англ.volunteer –доброволец) – это люди, делающие, что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению [23, с.15].

Однако только в ХХ веке, на европейском континенте добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена. После Первой Мировой войны, в 1920 г. во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные 1-й Мировой войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками [4,с.25] .

Денег за свою работу волонтеры не получали, но исправно обеспечивались заинтересованной стороной проживанием, питанием и медицинским страхованием — этот принцип организации волонтерского труда сохранился и по сей день. Молодые люди — французы и немцы, встретились и пришли к замечательной мысли, ставшей впоследствии лозунгом волонтерского движения: «Лучше работать вместе, чем воевать друг против друга» [4,с.23] .

С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. В добровольчестве определились разнообразные формы, виды, продолжительность деятельности.

На российскую землю оно пришло во времена Петра I, когда предпочтение отдавалось больше понятиям «доброволец» и «ополченец». Различные формы организованной добровольческой деятельности всегда были в России: в дореволюционное время в виде службы сестёр милосердия, в советское время в форме субботников, тимуровского, пионерского, комсомольского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников [8,с.5].

14 стр., 6742 слов

Организация туристской деятельности

... туристская деятельность, направленная на формирование предложений туристам различных возможностей для использования их в свободное время (время отдыха и каникул) подразделяется на десять основных классов. Спортивный ... спортивный туризм. Предметом исследования данной работы является – организация спортивного туризма. Для ... - первопроходца. Наконец, спортивный туризм это школа мудрости. Это точный ...

Позднее привитая институтом религии система нравственных ценностей и социально значимого поведения людей определила духовную нравственность безвозмездной помощи и для массового светского субъекта труда, который формируется в период становления гражданского общества [14,с.49].

Многие из волонтерских работ называли порой «добровольно-принудительными». Возможно, это частично дискредитировало в глазах людей саму идею. И в 90-е годы, когда не стало ни комсомола, ни пионерии, ни иных общественных организаций, такое добровольческое движение резко пошло на спад [14,с.50].

Ряд российских исследователей в рамках культурологических, педагогических, социологических исследований применяли разные подходы к построению периодизации истории добровольчества в России.

Н.В. Тарасова рассматривала российское волонтерство как историко-педагогический феномен, и выделила шесть исторических периодов, начиная с IX века, назвав их этапами развития волонтерского движения в России. В основе ее периодизации доминируют значимые для страны исторические события и факты [14,с.51].

Первый этап (до 988 г.) связан с благотворительностью в Древней Руси;

Второй этап (988−1551 гг.) привязан к принятию христианства («нищелюбие») и развитию христианской благотворительности;

Третий этап (1551−1649 гг.) характеризуется сотрудничеством светских и церковных властей в благотворительной деятельности;

На четвертом этапе (1649−1750 гг.) выделено значение борьбы с нищенством за счет развития государственной благотворительности;

Пятый этап (1750−1917 гг.) обозначен в связи с развитием благотворительности как формы социального служения, принципы и формы которого определялись Церковью и членами императорской семьи;

Шестой этап (1917−1990 гг.) исторически обусловлен развитием идей добровольчества в советский период;

Седьмой этап (1990 г.− настоящее время) охарактеризован в качестве периода, когда добровольческая деятельность как форма социальной взаимопомощи признается государством, благодаря чему совершенствуется политика самого государства [16,с.48].

Представленная периодизация отражает наиболее часто встречающиеся сегодня точки зрения российских исследователей относительно истории добровольчества.

Основные реализуемые направления деятельности молодежных волонтерских организаций, созданных в России в период 1990-2000 гг., охватывают практически все основные области жизнедеятельности (социальная сфера, образование, культура, экология, безопасность, здравоохранение).

В качестве приоритетных направлений деятельности для большинства волонтерских организаций можно выделить следующие: работа с социально незащищенными слоями населения, работа с детьми и молодежью; создание и дальнейшая реализация проектов, направленных на решение проблем местных сообществ; пропаганда идей здорового образа жизни; предотвращение конфликтов; развитие идей терпимости в обществе [18, с.112].

7 стр., 3452 слов

Мастерство экскурсовода, как составляющая экскурсионной деятельности ...

... работы «Мастерство экскурсовода, как составляющая экскурсионной деятельности, на примере организация работы клуба экскурсоводов ... таких семинаров – частные вопросы экскурсионной деятельности, например, этика общения ... до 3000 специалистов – экскурсоводов, гидов-переводчиков, руководителей туристских групп ... деятельности в официальных туристских каталогах, издаваемых Администрацией. Предоставлять услуги ...

Во всем мире молодежное добровольческое движение уже получило широкое распространение, а его роль в социальном развитии оценена на международном уровне. Организация Объединенных Наций признает добровольчество богатым источником энергии, навыков, местных занятий. Правительства многих стран используют ресурс добровольчества, финансируя его проекты, в реализации государственных программ по поддержке молодежи, в решении общественных проблем.

Во Всемирной Декларации Добровольчества, принятой в январе 2001 года (объявленного Годом Добровольцев), отмечается, что добровольчество — фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. В Декларации подчеркивается, что добровольчество — способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала [8, с.15].

Волонтерство сегодня — это мощное общественное движение, имеющее свои организации во всех странах мира, но давно уже переросшие как национальные границы, так и сферу применения волонтерского труда [8, с.4].

Добровольческая деятельность, осуществляется в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств неспособны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы [8, с.16].

Сейчас в мире организованное волонтёрское движение быстро набирает обороты. Об этом говорит тот факт, что в каждое десятилетие прибавляется по 10 миллионов волонтёров. На сегодняшний день более 110 миллионов человек участвуют в различных добровольческих проектах, программах, инициативах. Приводится такая статистика: 56% американцев, 34 % немцев, 33% ирландцев, 19% французов включились в волонтёрское движение. [8, с.6].

Волонтерство, как показывает международный опыт, развивается в рамках так называемого третьего сектора, или некоммерческих организаций.

1.2. Сущность волонтерского движения

Волонтёрская деятельность — это вид безвозмездной деятельности, направленный на пользу людей (как отдельных личностей, так и групп) или на защиту окружающей среды [23, с.16].

В словаре С.И. Ожегова волонтерство трактуется как добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами с социальными группами населения, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях [17, с.133].

По мнению М. Олчман и П.Джордан, волонтёрство стремится к достижению нескольких результатов. Оно, с одной стороны, помогает в создании стабильного и сплоченного общества, а с другой стороны — дополняет услуги предоставляемые государством (и бизнесом – когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу.)

8 стр., 3951 слов

Анализ деятельности мини-гостиницы ООО ‘Внешнесервис’

... работы по избранной специальности; Оформить отчет о прохождении практики; Также мной были разработаны рекомендации по улучшению деятельности предприятия. В первую очередь во время практики мной была изучена мини ... общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, ... управления, в крупных высококлассных отелях число ступеней управления увеличивается. ...

Волонтерство связано с такими понятиями как «гуманизм» или «человеколюбие» — исторически изменяющаяся система воззрения, признающая ценность человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между людьми [17, с.130].

Необходимо также определить понятие, которое очень тесно переплетается с волонтерством – «альтруизм». «Альтруизм (от франц. «другой») – бескорыстная забота о благе других и готовность жертвовать своими личными интересами (противоположность эгоизму)» [23, с.16].

Отличительным признаком волонтерства от других видов общественной деятельности является ее высокая социальная значимость работы, которую осуществляют волонтеры. Многие участники благотворительных акций определяют волонтера как человека, который готов участвовать в решении социально-значимых проблем своего сообщества.

Волонтерство подразумевает участие отдельных людей в общественно полезной деятельности и не предполагает какого-либо материального вознаграждения. Оно дает возможность человеку почувствовать себя гражданином, принять участие в социальном развитии общества. Любой поступок добровольца влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример, который могут повторить окружающие [5, с.89].

Волонтерством в основном занимаются молодые люди (студенты высших и средних учебных заведений, учащиеся профессиональных училищ, школьники).

Для них «волонтерство», прежде всего, это:

  • Возможность расширить круг общения и найти новых друзей;

  • Совместное участие в различных мероприятиях;

  • Возможность самореализации и самоутверждения

  • Уникальная возможность сделать первые шаги в выбранной специальности, профессии;

  • Интересно провести свободное время.

Волонтерство может быть организованным и неорганизованным, осуществляться в группе и индивидуально, в общественных и частных организациях [12, с.3].

Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно, как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций.

Неорганизованное волонтерство – это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах [5, с.66].

6 стр., 2595 слов

Биологическое и социальное в человеке

... и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека. Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в ...

Организованное волонтерство, как правило, осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе и более систематично и организованно.

По целевой ориентированности волонтерство направлено:

  • На взаимопомощь, когда люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или общества;

  • На благотворительность, когда объектом помощи является участник группы, в которую не входит сам волонтер;

  • На участие в местном самоуправлении, когда член какого-либо сообщества на добровольной основе включается в деятельность по управлению им (например, в деятельность территориальных органов самоуправления) [11].

Волонтер — это человек, который бесплатно помогает людям. Бесплатно — не значит даром. В ответ он получает новую профессию или избавление от одиночества, или чувство нужности кому-то [7, с.150].

Волонтерская деятельность делится на несколько видов. Первый из них профессиональный, второй общественный, третий виртуальный и последний это семейный.

Профессиональное волонтёрство. Суть этого вида волонтерской деятельности состоит на получение, какого либо опыта работы по избранной специальности или профессии. Например, если говорить о будущих, социологах, психологах, также о медицинских и социальных работниках, и педагогах то все они выбирают волонтерскую деятельность для приобретения профессиональных навыков [7, с.151].

Общественное волонтёрство – этот вид деятельности направлен на санитарную чистку, на озеленении лесов, уборка территории, посадка деревьев и т.д. Цель подобной работы – знакомство с новыми людьми, общение и помощь обществу [7, с.152].

Онлайн волонтерство (или виртуальное волонтерство) – новый, современный, высокотехнологический способ присоединиться к добровольческому движению. Крупные виртуальные волонтерские движения существуют по всему миру. Показателен тот факт, что многие из них в последствии выходят в «реальную жизнь», регистрируясь в качестве некоммерческих благотворительных организаций. Виртуальное волонтерство для тех, кто не может пожертвовать своим временем. Оно актуально и для людей с ограниченными физическими возможностями или для лиц, чья профессия связана с Интернетом. Привлечение онлайн волонтеров дает доступ к огромным ресурсам. Допустим в маленьких городах проблематично найти специалистов определенных профессий (программистов, Web-дизайнеров и т.д.) и привлечь их волонтерству [7, с.154].

В то время как по всему миру существуют сотни профессионалов, желающих помочь на добровольческих основах. Тем более отдаленные программисты могут быть намного креативнее и профессиональнее местных мастеров. До сих пор в России онлайн волонтерство было довольно редким явлением. Сегодня ярким примером подобного Интернет-ресурса является «Карта помощи». В аномально жаркое лето 2010 года на сайте собиралась информация о пострадавших во время пожаров, а также о точках сбора помощи. Но это не единственное назначение ресурса, на нем также предоставляется возможность отслеживать случаи вырубки и загрязнения леса, злоупотребления окружающей средой [7, с.155].

18 стр., 8557 слов

Анимационная деятельность в социальной работе зарубежных стран

... сил человека, конкретная программа формирования и развития личности в сфере свободного времени. Объект данной работы - социальная работа зарубежных стран. Предметом данной работы является анимационная деятельность как одно из направлений в социальной работе зарубежных ...

Под семейным волонтерством понимают совместную волонтерскую деятельность, в которой принимают участие, по меньшей мере, два поколения одной семьи (родители с детьми, дедушки и бабушки с детьми).

Волонтерство является в данном случае «клеем», который объединяет людей друг с другом и создает у них ощущение общности цели. Таким образом, семьи из различной социальной среды собираются вместе и действуют в качестве единой команды, что укрепляет общинную солидарность, в основе которой лежит помощь, поддержка, взаимовыручка и воспитание ценностей в молодом поколении. Подобный вид добровольческой деятельности существенно экономит время [1].

Сегодня особенно популярным добровольчество становится среди молодого поколения, являясь важным способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции.

Добровольчество выгодно:

  • для государства, поскольку добровольцы, независимо от своего социального и должностного положения, места жительства, политических и религиозных убеждений, участвуют в делах общества, помогая более эффективно выполнять задачи, стоящие перед государством и обществом;

  • для социального развития, поскольку позволяет привлечь значительные ресурсы для решения социально значимых проблем;

  • для экономического развития, поскольку добровольческая деятельность является важным элементом повышения занятости населения, экономии государственных расходов на социальную деятельность;

  • для бизнеса, поскольку работники компаний, участвующие в добровольческой деятельности помогают местному сообществу, а компания получает положительный образ в обществе;

  • для системы образования, поскольку добровольческая деятельность детей и молодежи – это эффективный метод формирования и развития их знаний и навыков, духовно-нравственного и трудового воспитания, а также средство реализации профессионального интереса для карьерного роста [7, с.160].

Также важным является то, что человек хочет подтвердить свою самостоятельность и доброжелательность к окружающим людям. И, следовательно, когда он становиться волонтером, то он работает в разных сферах жизнедеятельности, сталкивается с разными проблемами общества, и это подталкивает к взрослости и улучшению самооценки [7, с.152].

12 стр., 5884 слов

Развитие навыков учебной деятельности студентов

... моральные и психологические качества специалиста. Поэтому формирование знаний, навыков, умений должно сочетаться с формированием личности студента в целом. Как известно, переход из состояния необученности в состояние определенной обученности осуществляется через овладение определенной суммой знаний, умений и навыков, и ...

Всеобщая Декларация Добровольчества, принятая на ХI Всемирной Конференции Добровольцев в сентябре 1990 г. в Париже, сформулировала основные принципы волонтёрства:

  • признание права на объединение за всеми мужчинами, женщинами, детьми, независимо от их расовой принадлежности, вероисповедания, физических особенностей, социального и материального положения;

  • уважение достоинства и культуры всех людей;

  • взаимопомощь и оказание безвозмездных услуг;

  • поощрение, стимулирование инициативы и творчества людей;

  • стимулирование чувства ответственности, поощрения семейной,

  • коллективной и международной солидарности. [11].

Таким образом, можно утверждать, что волонтёрская деятельность направлена на построение социально ответственного общества, путем оказания необходимых гражданам социальных услуг. В основе ее лежит альтруизм, бескорыстие, благородство, гласность, гуманизм, милосердие, отзывчивость, сострадание и человечность [19, с.96].

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 1

Волонтерская деятельность широко распространена во всех странах мира. Причем труд волонтеров с каждым годом становится все более значимым ресурсом мировой экономики. Волонтеры – это добровольцы осуществляющие социально значимую деятельность по своей воле посредством личного вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно.

Волонтерство–это не единичное явление, а установившееся и постоянно совершенствующееся течение современного общества [7, с.150] .

Волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения самих людей и тех кто рядом и приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам которые посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки удовлетворяют потребность в общении и самоуважении осознают свою полезность и нужность получают благодарность за свой труд развивают в себе важные личностные качества на деле следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни [26, с.94].

Развитие волонтерского движения приносит пользу государству и гражданам. Волонтерство способствует: помощи людям с особыми потребностями, уменьшению межэтнических и социальных трений, социальной реконструкции страны за счет активизации материальных и человеческих ресурсов внутри сообществ (а не только использования внешней помощи), воспитанию молодых людей в духе гражданских ценностей, развитию гражданского общества и демократии.

Главный принцип волонтерства – добровольность, добровольный выбор как отражение личной позиции. Именно понимание этого позволило включить добровольчество в один из важных элементов будущего социально-ориентированного общества [7, с.151] .

Таким образом, можно сделать вывод, что волонтерство – это участие как отдельных граждан, так и различных групп людей в общественно-полезной деятельности в форме безвозмездного труда.

РАЗДЕЛ 2. ВОЛОНТЕРСТВО КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

2.1 Содержание волонтерской деятельности в Луганском Национальном университете им. Тараса Шевченко

Система волонтерского движения функционирует благодаря ее человеческим ресурсам. В широком смысле — ресурсы рассматриваются как запасы чего-либо, что можно использовать при необходимости. В другой интерпретации они трактуются как сгусток и арсенал способов и возможностей, к которым можно прибегать по мере необходимости с целью выполнения определенных заданий или усовершенствования деятельности [26, с.96].

В социально-педагогической работе под ресурсами понимается все, что может быть использовано для решения проблем клиента, социальной группы или решения возникших социальных заданий [26, с.112].

Среди ресурсов волонтерской деятельности в первую очередь можно выделить человеческие ресурсы, поскольку волонтерами являются люди, которые добровольно принимают участие в работе государственных или общественных организаций. Люди, которые являются волонтерами определенных организаций, зачастую не требуют денег за свою работу, волонтерская деятельность является абсолютно бесплатной, это еще один показатель того, что волонтерство является самым важным и неисчерпаемым ресурсом социальной работы. Человек, осуществляя волонтерскую деятельность, в любом случае больше отдает усилий, времени и энергии, взамен он может получить в духовном смысле что-либо для себя [26, с.115].

Очевидным является тот факт, что любая деятельность не может осуществляться без участия людей. Поэтому человеческие ресурсы играют в социальной деятельности важную роль. Среди них, в первую очередь, надо выделить специалистов: социальных работников, социальных педагогов, психологов, реабилитологов, врачей и других работников социальных институтов, которые реализуют социальную политику государства в разных направлениях социально-педагогической деятельности. Обращая внимание на то, что всех представителей социума можно рассматривать как потенциальные ресурсы социально-педагогической деятельности, решать социальные проблемы многомиллионной армии людей не под силу многотысячному коллективу специалистов [26, с.118].

Поэтому мощным человеческим ресурсом социальной работы являются волонтеры.

Относительно возраста, социальной роли и статуса выделяют следующие группы волонтеров:

  • дети и подростки;

  • студенты;

  • специалисты;

  • родители;

  • спонсоры; [26, с.84].

Как разновидность человеческих ресурсов можно рассматривать представителей микросоциума, в котором, зачастую живет человек, он же нуждается в помощи и поддержке [26,с. 85].

В нашей работе, мы будем основываться на деятельности волонтерских отрядов Луганского Национального университета имени Тараса Шевченко.

В университете имени Тараса Шевченко насчитывается семь отрядов: «Сова» (Институт истории, международных отношений и социально-политических наук), «Феникс» (факультет естественных наук), «Открой свое сердце» (Институт педагогики и психологии), «Мир» (Институт физического воспитания и спорта), «Луч» (филологический факультет), «Инвайромент» (Институт торговли, обслуживающих технологий и туризма), «Открытые сердца» (Колледж ЛНУ имени Тараса Шевченко).

В нашей курсовой работе мы подробно рассмотрим работу волонтерского отряда «СОВА».

Название отряда расшифровывается – Студенческий Отряд Волонтеров Активистов. Отряд был основан в 1998 году по инициативе кафедры социальной педагогики и социальной работы.

У отряда «СОВА» есть герб, заповеди волонтеров. Целями волонтерского отряда являются: создание условий для активизации навыков студентов в различных видах социально-педагогической деятельности; развитие у студенческой молодежи высоких нравственных качеств путем пропаганды идеи добровольного труда на благо общества; привлечения студентов к решению социально-значимых идей.

Основными направлениями деятельности отряда являются:

  • работа с людьми с ограниченными возможностями;

  • работа с детьми девиантного поведения;

  • работа с детьми лишенных родительской опеки;

  • подготовка культурно-развлекательных мероприятий для детей и молодежи;

  • помощь соц. службам и организациям в разработке и проведении проектов и программ;

  • работа по пропаганде здорового образа жизни.

Два раза в неделю проводятся собрания волонтерского отряда, на которых глава и волонтеры обсуждают дальнейшую деятельность и развитие. На собраниях они продумывают сценарии грядущих мероприятий их оформление и проводят репетиции. Каждый год, в начале учебного семестра идет распределение обязанностей и поручений.

Отряд состоит из 5 групп, за каждой группой закреплено учреждение, которое группа посещает и непосредственно отвечает за него. Помимо групп, которые отвечают за работу в учреждениях, в отряде есть информационная группа, участники которой выезжают с волонтерами на мероприятия, для того, что бы фотографировать работу студентов. Такое деление полезно тем, что отряд охватывает все заданные направления, делает это с легкостью и непринужденностью.

Все активисты прошли обязательное обучение, перед работой в отряде. Общеуниверситетская «Школа волонтеров» является специализированным добровольным формированием в ЛНУ имени Тараса Шевченко, действующим для подготовки волонтеров по оказанию социальных услуг разным категориям населения по разным направлениям работы.

Курс школы волонтеров состоит из 14 лекционных, 8 практических, 3 тренинговых занятий и 2 мероприятия. Цель «Школы волонтеров» Луганского Национального университета имени Тараса Шевченко состоит в развитии и социальной самореализации обучающихся путем ознакомления с различными видами социальной активности. Волонтёры университета организовывают и принимают участие в акциях, направленных на просвещение студентов о насущных проблемах общества и экологии, на оказание помощи ветеранам, пациентам, воспитанникам детских домов. Одно из направлений работы «Школы волонтеров» – помощь людям с ограниченными возможностями. Волонтеры помогают студентам с нарушениями опорно-двигательной системы, нарушениями зрения и нарушениями слуха.

По окончанию курса обучения, волонтеры получили сертификаты.

Отряд, на протяжении своей работы выполняет ряд задач:

  • популяризация идей добровольчества в студенческой среде;

  • Поддержка студенческих инициатив;

  • содействие всестороннему развитию студентов, формированию у них активной жизненной позиции;

  • расширение сферы вне учебной деятельности и вторичной занятости студентов;

  • обеспечение возможности получения студентам необходимых профессиональных компетенций в процессе организации проведения различных мероприятий;

  • оказания содействия общеобразовательным учреждениям, организациям и предприятиям в их деятельности по обеспечению занятости детей и подростков.

Волонтерами организовываются мероприятия для воспитанников таких учреждений:

  • «Республиканский центр социально-психологической реабилитации детей» — активисты организовывают анимационные мероприятия, тренинги, спортивные мероприятия для воспитанников центра;

  • «Детский дом №1» — отряд подготавливает сказки, передает помощь детскому дому;

  • Республиканский «Дом Малютки» — волонтеры привозят вещи и игрушки для детей, играют и общаются с детьми, устраивают веселые прогулки.

Сценарии мероприятий продумывают волонтеры отряда тщательно, подбирают для детского коллектива учреждения соответствующие возрастные рамки. После написания сценария, активисты выбирают того студента, который будет ответственным за проведение и подготовку праздника.

Ежегодно активисты агитируют на вступление в отряд новых студентов-первокурсников, при вступлении в отряд волонтеры должны понимать, что от них ожидают. Для этого были созданы заповеди и правила работы студентов, они гласят: «Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его», «Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности», «Помни, что твоя сила и твоя ценность — в твоем здоровье», «Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам», «Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих»,«Будь генератором идей!», «Уважай мнение других!»,«Критикуешь – предлагай, предлагаешь — выполняй!», «Обещаешь – сделай!»,«Не умеешь – научись!»,«Будь настойчив в достижении целей!».

Восьмого июня 2016 года волонтерский отряд стал победителем Республиканского конкурса «Лучший работник социальной сферы» в номинации «Лучший волонтерский отряд».

Обращаясь к проблемам волонтерства, мы, по сути, обращаемся к такому отряду людей, которые умом и сердцем понимают и ощущают боль, трудности и печали других людей. И, как утверждают участники этого движения, это прекрасное состояние души.

Опыт волонтерства показывает, что человек при включении в отряд добровольцев, как правило, имеет собственную мотивацию, сущность которой можно выразить через пять основных проблем: иметь, быть, делать, любить и расти. И если эти потребности будут удовлетворены, то такого человека можно считать состоявшимся волонтером.

Таким образом, волонтёр только тогда сможет быть волонтером, когда он сможет чувствовать обозначенные проблемы других людей. В таком случае потребности другого человека могут усиливаться потребностями других, что в результате даст возможность достичь поставленных результатов.

2.2. Анализ готовности студентов к волонтерской деятельности

С целью анализа готовности современной молодежи к осуществлению волонтерской деятельности и понимания проблематики волонтерства нами был проведен опрос среди студентов Луганского Национального университета имени Тараса Шевченко, специальностей «Социальная работа» и «Организация работы с молодежью».

Исследование проводилось по анкете «Готов ли ты к волонтерской деятельности?» (см. Приложение 1) которая состоит из 8 вопросов. В опросе приняли участие 40 человек.

Из 40 человек, которые принимали участие, 68% студенты специальностей Социальная работа, 30% — Организация работы с молодежью, 2% — История.

На вопрос «Как Вы себе представляете содержание волонтерской деятельности?» — студентами было обращено внимание на два варианта ответа – «Это безвозмездный труд во благо других людей» — 90%, и «Это частично оплачиваемый труд во благо других» — 10%.

Эти показатели свидетельствуют о том, что студенты готовы работать на благо людей и четко понимают, что это приносит им удовольствие, но не оплачивается.

На вопрос, «В каких странах, по Вашему мнению, больше распространено волонтерство?» — 20% считают, что «больше в России», 20% — ответили «больше в Западных странах» и 60% — «и в России, и в Западных странах». Такой показатель может свидетельствовать об одном – волонтеры являются ресурсом не только социальной работы, но и каждого государства, в котором они присутствуют, потому что это люди, которые оказываются там, где требуется помощь и для них это удовольствие.

Вопрос «Как Вы считаете, на какой стадии развития находится сейчас волонтерство в Луганской Народной Республике?» вызывает особый интерес, так как осуществляя любого рода деятельность, человек обязательно встречает сподвижников и единомышленников. Человеку важно знать, что к его деятельности проявляют интерес, и она не остается незамеченной. Волонтерская работа позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Поэтому, студенты должны понимать масштаб и размеры волонтерской деятельности, что бы они чувствовали себя маленькой значимой частью большого механизма. На данный вопрос – 85% ответили, что волонтерство «набирает популярность», а 15% считают, что волонтерство «имеет широкое распространение». Такие показатели свидетельствуют о понимании волонтерами и осознании важности осуществляемой деятельности.

Важно отметить, что волонтерская деятельность на сегодняшний момент очень популярна. Это связано, прежде всего, с тем, что данный вид деятельности оказывает влияние на нравственное становление молодежи, обеспечивает реализацию потребности в активном поведении и предоставлении помощи другому человеку, способствует познанию и эмоциональному развитию, улучшает определенные качества личности, включая: сочувствие, отзывчивость и сопереживание. Волонтерство образует готовность к самостоятельности в принятии важных решений, способствует развитию лидерских качеств и активности молодежи, восприимчивости к проблемам других людей, дает возможность молодым людям проявить и показать себя, реализовать свой потенциал [15, с.112].

Довольно интересным является следующий вопрос: «Волонтерский труд для Вас – это…?»

Результаты ответов на этот вопрос мы можем наблюдать на Рисунке (рис. 2.1.)

Рисунок 2.1 — «Волонтерский труд для Вас – это…?»

Волонтерский труд для студентов ЛНУ имени Тараса Шевченко – это проявление альтруизма, то есть желание бескорыстно делать добро, именно так ответили 42% участников анкетирования. По-другому ответили 39% участников, они считают, что для них это желание улучшить качество жизни других, 14% считают, что это уникальная возможность бороться с определенной проблемой, и 5% воспринимают волонтерство, как способ реализации.

Следующим вопросом нашей анкеты является «Почему Вы решили стать волонтером?» ведь волонтёр – это не работа, не хобби, не увлечение – это призвание. Волонтёр – это человек, который осуществляет благотворительную деятельность. Это человек, который не остаётся равнодушным к окружающим, к социальным проблемам. Он готов их решать насколько ему это под силу.

Студенты университета ответили следующим образом (Рис.2.2.):

Рисунок 2.2. — «Почему Вы решили стать волонтером?»

10% — хотят получить опыт работы в определенной сфере, 20% — хотят попробовать применить свои знания на практике, 60% — желают ответить людям за добро добром, и 10% — написали свои варианты ответов, из них некоторые считают, что занимаются правильным делом, получают от этого удовольствие, желают решить социальные проблемы или помочь в их решении.

Следующий вопрос нашей анкеты, «Какие качества, по Вашему мнению, должны присутствовать в волонтере?» волонтерам предлагались такие варианты ответов:

    • стрессоустойчивость;

    • трудолюбие;

    • ответственность;

    • коммуникабельность;

    • дисциплинированность;

    • энергичность;

    • доброжелательность;

    • все перечисленные.

Самое главное качество, которое должно присутствовать у каждого волонтера – рвение помочь в решении той или иной проблемы. Он должен всецело верить в поставленную перед ним идею. Также волонтеры должны быть в достаточной степени коммуникабельны, ведь работать придется сообща, поэтому общения просто не избежать.

Не лишним будет обладание навыками личностной дисциплины, так как есть вероятность того, что работы будет много, и придется все свое свободное время посвятить помощи нуждающимся людям. Ответы студентов были такими: 5% — стрессоустойчивость, 10% — трудолюбие, 9% — ответственность, 7% — коммуникабельность, 10% — энергичность, 49% — доброжелательность, 8% — все перечисленные. По ответам на этот вопрос, мы видим, что студенты считаю самым важным качеством волонтера – это доброжелательность. Для волонтера безусловно такое качество как доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение, является одним из самых главных. Основным мотивом, побуждающим студентов к развитию такого качества, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного.

Последний вопрос анкеты напрямую связан с темой нашей курсовой работы «Волонтерство как ресурс социальной работы», именно так он и был поставлен в анкете.

На вопрос «Считаете ли Вы волонтерство ресурсом социальной работы?» студенты ответили следующим образом (Рис. 2.3.):

Рисунок 2.3. — «Считаете ли Вы волонтерство ресурсом социальной работы?»

Из этого мы видим, что всё-таки большая часть молодых людей, особенно тех, которые сейчас уже учатся на таких специальностях: Социальная работа и Организация работы с молодёжью готовы к волонтерской деятельности

Волонтеры играют важную роль в жизни общества. В современном мире есть много проблем, которые невозможно решить без помощи добровольцев.

Исходя из данных, полученных в результате опроса, можно сделать вывод, что большая часть студентов представляют волонтерскую деятельность как безвозмездный труд во благо других людей и общества. По мнению студентов волонтерство распространено и в России, и в Западных странах. Из истории волонтерского движения, мы знаем, что волонтерство зародилось именно в странах Запада, а в России лишь набирает обороты. В России волонтерство только набирает популярность, становится модной тенденцией.

Для студентов ЛНУ имени Тараса Шевченко волонтерский труд – это проявление альтруизма и желание бескорыстно делать добро, что является высоким показателей человечности и умения сочувствовать нуждающимся людям. Многие ребята, становятся волонтерами, потому, что хотят ответить добром на добро. Волонтеры, исходя из данных нашего опроса должны обладать такими качествами: стрессоустойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность, дисциплинированность, энергичность, доброжелательность. Самым важным качествам, волонтеры Луганского Национального университета имени Тараса Шевченко считают доброжелательность.

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 2

Среди ресурсов волонтерской деятельности в первую очередь можно выделить человеческие ресурсы, поскольку волонтерами являются люди, которые добровольно принимают участие в работе государственных или общественных организаций. Человек, осуществляя волонтерскую деятельность, в любом случае больше отдает усилий, времени и энергии, взамен он может получить в духовном смысле что-либо для себя.

Очевидным является тот факт, что любая деятельность не может осуществляться без участия людей. Поэтому человеческие ресурсы играют в социальной деятельности важную роль.

В разделе 2 мы проанализировали готовность студентов ЛНУ имени Тараса Шевченко, специальностей Социальная работа и Организация работы с молодежью, к волонтерской деятельности.

С целью диагностики готовности современных подростков и молодежи до осуществления волонтерской деятельности и понимания проблематики волонтерства был проведен опрос.

Исходя из данных, полученных в результате опроса, можно сделать вывод, что большая часть студентов представляют волонтерскую деятельность как безвозмездный труд во благо других людей и общества. По мнению студентов волонтерство распространено и в России, и в Западных странах. Из истории волонтерского движения, мы знаем, что волонтерство зародилось именно в странах Запада, а в России лишь набирает обороты. В России волонтерство только набирает популярность, становится модной тенденцией.

Для студентов ЛНУ имени Тараса Шевченко волонтерский труд – это проявление альтруизма и желание бескорыстно делать добро, что является высоким показателей человечности и умения сочувствовать нуждающимся людям. Многие ребята, становятся волонтерами, потому, что хотят ответить добром на добро. Волонтеры, исходя из данных нашего опроса должны обладать такими качествами: стрессоустойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность, дисциплинированность, энергичность, доброжелательность. Самым важным качествам, волонтеры ЛНУ имени Тараса Шевченко считают доброжелательность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Волонтерская деятельность широко распространена во всех странах мира. Причем труд волонтеров с каждым годом становится все более значимым ресурсом мировой экономики. Волонтеры – это добровольцы осуществляющие социально значимую деятельность по своей воле посредством личного вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно.

Волонтерство–это не единичное явление, а установившееся и постоянно совершенствующееся течение современного общества.

Волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения самих людей и тех кто рядом и приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам которые посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки удовлетворяют потребность в общении и самоуважении осознают свою полезность и нужность получают благодарность за свой труд развивают в себе важные личностные качества на деле следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни.

Развитие волонтерского движения приносит пользу государству и гражданам. Волонтерство способствует: помощи людям с особыми потребностями, уменьшению межэтнических и социальных трений, социальной реконструкции страны за счет активизации материальных и человеческих ресурсов внутри сообществ (а не только использования внешней помощи), воспитанию молодых людей в духе гражданских ценностей, развитию гражданского общества и демократии.

Главный принцип волонтерства – добровольность, добровольный выбор как отражение личной позиции. Именно понимание этого позволило включить добровольчество в один из важных элементов будущего социально-ориентированного общества.

Среди ресурсов волонтерской деятельности в первую очередь можно выделить человеческие ресурсы, поскольку волонтерами являются люди, которые добровольно принимают участие в работе государственных или общественных организаций. Человек, осуществляя волонтерскую деятельность, в любом случае больше отдает усилий, времени и энергии, взамен он может получить в духовном смысле что-либо для себя.

Очевидным является тот факт, что любая деятельность не может осуществляться без участия людей. Поэтому человеческие ресурсы играют в социальной деятельности важную роль.

В разделе 2 мы проанализировали готовность студентов Луганского Национального унивеситета имени Тараса Шевченко, специальностей Социальная работа и Организация работы с молодежью, к волонтерской деятельности.

С целью диагностики готовности современных подростков и молодежи до осуществления волонтерской деятельности и понимания проблематики волонтерства был проведен опрос.

Исходя из данных, полученных в результате опроса, можно сделать вывод, что большая часть студентов представляют волонтерскую деятельность как безвозмездный труд во благо других людей и общества. По мнению студентов волонтерство распространено и в России, и в Западных странах. Из истории волонтерского движения, мы знаем, что волонтерство зародилось именно в странах Запада, а в России лишь набирает обороты. В России волонтерство только набирает популярность, становится модной тенденцией.

Для студентов ЛНУ имени Тараса Шевченко волонтерский труд – это проявление альтруизма и желание бескорыстно делать добро, что является высоким показателей человечности и умения сочувствовать нуждающимся людям. Многие ребята, становятся волонтерами, потому, что хотят ответить добром на добро. Волонтеры, исходя из данных нашего опроса должны обладать такими качествами: стрессоустойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность, дисциплинированность, энергичность, доброжелательность. Самым важным качествам, волонтеры ЛНУ имени Тараса Шевченко считают доброжелательность.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/ispolzovanie-volonterskogo-dvijeniya-dlya-razvitiya-turizma-v-regionah-rossii-2/

  1. Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9189 (дата обращения: 28.04.2018).

  2. Ахметгалеев, Э.Д. Студенческое волонтерское движение как фактор социального сопровождения подготовки конкурентоспособного специалиста в едином образовательном пространстве / Э.Д. Ахметгалеев // Мониторинг качества образования и творческого саморазвития личности: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. — Казань: ИПП ПО РАО, 2007.- 92 с.

  3. Бархаев, А.Б. Имидж общественной организации как фактор вовлечений студенческой молодёжи в волонтёрскую деятельность/ А.Б. Бархаев // ЛЕФ. -2005. — №25. – 95 с.

  4. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. – 382 с.

  5. Социальная работа с молодежью: учебное пособие / под ред. д.п.н. проф. Н. Ф. Басова — М. : Дашков и К, 2007. – 214 с.

  6. Бодренкова, Г.И. Добровольчество / Г.И. Бодренкова // Социальная работа. — 2006. — № 1. – 153 с.

  7. Бодренкова Г.П. «Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике». // Метод. пособие. М.: Российский центр развития добровольчества (Благотворительный фонд «Московский дом милосердия» (Серия: Российская школа эффективного добровольчества»).

    2013. – с. 320

  8. Волонтёрское движение и библиотеки: метод, рекомендации / Амур. обл. науч. б — ка им. Н. Н. Муравьева-Амурского, метод, отд. ;сост. Г. А. Базарная. — Благовещенск, 2017. –28 с.

  9. Волонтерство и добровольчесто в современной школе: брошюра. ППЦ «Здоровье» Составители: Кривошеина О.А., Денисова А.В.Редактор: Кочубей Н.И.,2014. Стр. 26 27

  10. Городецкая, И. Добровольческое движение в США / И. Городецкая // Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — № 1. 2. — С. 78-86.

  11. Единый информационный ресурс московской благотворительности. [Электронный ресурс]- Режим доступа: URL: http://www.mosblago.ru/groups/show-43-194.htm (дата обращения: 28.04.2018).

  12. Журнал «Адукатар» № 1 (22), 2012. Стр. 2-6

  13. Иванушкина, Т.И. Социальное и профессиональное самоопределение молодежи через участие в волонтерском движении: Профессиональная ориентация, психологическая поддержка молодежи / Т.И. Иванушкина. — М.: Академия, 2002. – 84 с.

  14. Кудринская Л.А. «Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции» Часть 2 Теоретическая реконструкция становления феномена добровольческого труда. Издательство Московкого Университета 2006 г. – 78 с.

  15. Новиков А.С., Трещев А.Н. Проблемы волонтерского движения в современной России // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 5. Стр. 112-113.

  16. Тарасова Н. В. Волонтёрская деятельность как историко-педагогический феномен // Педагогическое образование в России. 2012. – 113 с.

  17. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. — М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. — 1376 c.

  18. «Пособие для тренеров волонтеров для работы по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи» Проект «Здоровая Россия 2020», 2005г. – 197 с.

  19. Потапова Н. А., Групповые и личностные факторы социально-психологического климата волонтерских объединений: сборник наук.тр./ Потапова Н. А// Вестник МГОУ №2 , 2007. Москва: Издательство МГОУ стр. 187.

  20. Сикорская, Л.Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного становления молодежи / Л.Е. Сикорская, В.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — №4. — Стр. 127.

  21. Сикорская, Л.Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтёров социальной работы/ Л.Е. Сикорская //Социологические исследования. — 2009. — №3. — Стр. 2-14.

  22. Тарасова Н.В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен//Педагогическое образование в России. 2012, № 4. Стр. 12-14.

  23. Холостова Е. И. Глоссарий социальной работы — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 220 с.

  24. Хулин, А.А. Добровольчество как вид благотворительности / А.А. Хулин // Социальная работа. — М.: Высшая школа. — 2003. — №3. — Стр. 51.

  25. Щупленков О.В. История молодежного движения в России в современном исследовательском поле // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 1-2. – Стр. 211-215.

  26. Історія, теорія та практика волонтерського руху в Україні : наук.-навч.-метод. посіб. для студ., магістрантів, аспірантів та спеціалістів у галузі соц.роботи,соц. педагогіки / за заг. ред. С. Я. Харченка ; авт. кол. : С. Я. Харченко, О.П. Песоцька, В. О. Кратінова, Н. Б. Ларіонова, О. Л. Караман, С. В. Горенко, Н. О. Островська, Я. І. Юрків ; Держ. закл. «Луган. нац. ун-т імені Тараса Шевченка». — Луганськ : Вид-во ДЗ «ЛНУ імені Тараса Шевченка», 2008. — 320 с.

Приложение А

АНКЕТА

«Готов ли ты к волонтерской деятельности?»

1. Ф.И.О. (группа, курс)

2.Как Вы себе представляете содержание волонтерской деятельности?

  • это безвозмездный труд во благо других людей;

  • это частично оплачиваемый труд во благо других;

  • это оплачиваемый труд как любой другой;

  • другое

3. В каких странах, по вашему мнению, больше распространено волонтерство?

  • больше в России;

  • больше в Западных странах;

  • и в России, и в Западных странах.

4. Как Вы считаете, на какой стадии развития находится сейчас волонтерство в России?

  • только зарождается;

  • набирает популярность;

  • имеет широкое распространение;

  • теряет позиции;

  • совсем не распространено.

5. Волонтерский труд для Вас – это… (возможно несколько вариантов ответа)

  • проявление альтруизма, т.е. желание бескорыстно делать добро;

  • желание улучшить качество жизни других;

  • достойная цель жизни;

  • общественный статус;

  • способ реализации;

  • возможность бороться с определенной проблемой;

Приложение А

6. Почему Вы решили стать волонтером?

  • хочу познакомиться с нужными людьми;

  • хочу получить опыт работы в определенной сфере;

  • хочу попробовать применить свои знания на практике;

  • хочу ответить людям за добро добром;

  • хочу посещать определенные мероприятия;

  • другое

7. Какие качества, по Вашему мнению, должны присутствовать в волонтере? (не более 3-х ответов)

  • стрессоустойчивость;

  • трудолюбие;

  • ответственность;

  • коммуникабельность;

  • дисциплинированность;

  • энергичность;

  • доброжелательность;

  • все перечисленные.

8. Считаете ли Вы волонтерство ресурсом социальной работы?

  • Да;

  • Нет;

  • В будущем, возможно;

  • Ему еще надо развиваться.