Работа туристического лидера на маршруте

Курсовая работа
  • Составление текста;
  • Комплектование «портфеля экскурсовода»;
  • Утверждение.

1.2.3. Методика ведения экскурсии.

— Методика, в широком смысле слова – совокупность способов эффективного проведения той или иной работы, а более узком конкретном смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.

Основные задачи экскурсионной методики: помочь установить прочные контакты с экскурсионной группой; добиться устойчивого внимания экскурсантов к объекту показа; закрепить внимание к рассказу, который вызывает у экскурсантов интерес к темам и объектам экскурсионного маршрута (смотрите таблицу 1.2.2.).

Таблица 1.2.2.

Две части методики проведения экскурсий

Методические приемы показа

Методические приемы рассказа

Приемы показа позволяют:

  • конкретизировать наблюдение экскурсионных объектов;
  • выделить те их особенности, которые не заметны при общем осмотре;
  • дать возможность экскурсантам мысленно восстановить утраченные детали разрушенных объектов;
  • помочь «увидеть» не существующие объекты в их первоначальном виде или исторические события, которые про-изошли много лет назад.

Рассказ ведется только о том, что уже было показано, показывается или обязательно будет показываться. Он должен длиться столько времени, сколько объект приковывает к себе внимание. Приемы рассказа позволяют: комментировать, пояснять, дополнять увиденное; реконструировать, восстанавливать то, что экскурсант не может увидеть в данный момент; создавать необходимое впечатления, вызывать определенные чувства. Рассказ помогает правильно увидеть и оценить объект, прийти к нужным выводам. Начинать рассказ об объекте надо лишь после того, как экскурсовод (гид) убедится, что экскурсанты понимают о каком объекте идет речь, хорошо видят его.

1.2.4. Техника ведения экскурсии.

  • Техника проведения экскурсии – комплекс мер, направленных на организацию проведения экскурсии и создание благоприятных условий для восприятия ее содержания.

Владеть техникой проведения экскурсии так же важно, как и написать хороший индивидуальный текст, как владеть методическими приемами показа и рассказа.

Работа экскурсовода (гида) начинается до встречи с группой. Необходимо познакомиться с водителем, оговорить с ним маршрут, места остановок, проверить состояние автобуса, исправность микрофона.

Место экскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать место, откуда ему хорошо видны объекты, о которых идет речь на экскурсии. Обычно это первые места справа. Глядя в переднее стекло, экскурсовод рассказывает о том, что видят или вскоре увидят экскурсанты. На остановках информация дается стоя, лицом к группе (смотрите таблицу 1.2.3.).

Таблица 1.2.3.

Встреча с экскурсантами

Прежде, чем начать говорить, нужно выдержать паузу, оценить состав группы. Необходимо помнить о том, что вступление создает настрой всей экскурсии, говорить спокойно, доброжелательно, с улыбкой.

Выход из автобуса

Количество остановок с выходом к объекту сообщается во вступлении. Если остановка продолжительная, необходимо предупредить о точном времени отправления автобуса. Экскурсовод выходит первым, ждет группу около автобуса. Указав путь к объекту, двигается в центре группы. Темп движения зависит от состава группы, тематики экскурсий и состояния местности. Группа должна передвигаться компактно (от головной части группы до замыкающих не более 10 метров)

Расположение группы у объекта.

Группа располагается в безопасном месте полукругом, так, чтобы все экскурсанты видели и объект и экскурсовода, а в поле зрения экскурсовода должны находиться и объект и экскурсанты. Для осмотра объекта обычно выбирается несколько точек: общий план, ближняя точка, место детального анализа объекта. Необходимо учитывать погодные условия: в жаркое время выбрать затененный участок, в дождь – укрытие (в случае дождя рассказ можно вести в салоне автобуса, предварительно согласовав это с группой).

Если одновременно у объекта работают несколько экскурсоводов, группу расположить так, чтобы не мешать остальным группам

Возвращение в автобус

Экскурсовод возглавляет группу, ведет к автобусу. Стоя справа от входа в салон, он должен незаметно пересчитать группу. Убедившись, что все присутствуют, дать знак водителю о начале движения

— Соблюдение времени проведения экскурсии. Рассказ экскурсовода должен быть точно выверен по времени. В случае сокращения времени проведения экскурсии по причинам не зависящим от экскурсовода (гида): затянувшийся сбор группы, опоздание автобуса, аварийная ситуация на дороге и т.п. необходимо оставить главное в содержании экскурсии.

Использование конспектов, записей. В ходе экскурсии экскурсоводы (особенно начинающие) иногда используют карточки – конспект индивидуального текста. Это может быть паспорт объекта, цитата или краткое содержание основных подтем. Карточками пользоваться нежелательно, но допустимо во время движения автобуса или пауз. В некоторых случаях экскурсовод при подготовке к экскурсии с конкретной группой составляет план, намечает логические переходы, вступление и заключение.

Основные данные об объекте обычно пишутся на обратной стороне фотографий.

Ответы на вопросы экскурсантов. В начале экскурсии следует предупредить группу, что вопросы лучше задавать в конце экскурсии, так как в процессе рассказа они будут отвлекать внимание от восприятия содержания, разрушать ткань экскурсии. Нередко экскурсанты задают в пути следования вопросы о каких-либо объектах: зданиях, сооружениях, улицах, площадях, а нередко и по поводу проблем, никак не связанных с темой данной экскурсии. Ответы на такие вопросы, порой интересующие одного – двух человек, отвлекают других участников от восприятия темы. Поэтому по возможности следует или не отвечать на такие вопросы, или отвечать очень коротко. Следует заметить, что у опытных экскурсоводов таких вопросов в группе бывает значительно меньше. Экскурсию надо стараться проводить так, чтобы внимание ее участников было сконцентрировано на объектах, предусмотренных Методической разработкой.

Владение техникой помогает экскурсоводу проводить экскурсии на высоком профессиональном уровне.

  • Успешное выполнение гидом туристской группы своих функций, возможно при овладении им рядом методических приемов, которые сделают его работу интересной, приятной, позволят снять серьезные психологические нагрузки.

Методика проведения туристского маршрута – это совокупность приемов, составляющих основу работы гида туристской группы во время проведения туристского путешествия. Методика проведения туристского маршрута состоит из следующих приемов:

  • приемы устного изложения;
  • практические приемы.

Словесная методика включает вступительную и заключительную беседы с туристами, использование приемов устного изложения путевой информации на маршруте и т.д. Знание практических приемов позволяет гиду туристской группы целенаправленно руководить организацией всех мероприятий, предусмотренных программой маршрута, которая предусматривает организацию размещения, питания, экскурсионных и досуговых мероприятий, а также проведение социальной работы с туристами во время путешествия.

Основное правило методики проведения туристического маршрута — полностью удовлетворить все потребности туриста, обосновав цель его поездки и доставив ему удовольствие. Правильное выполнение этого правила требует от сотрудников туристического агентства серьезного подхода к проектированию маршрута тура, продаже туров и обучению клиентов. Дизайн туристического маршрута должен основываться на методологии, позволяющей реализовать его интересным, оптимальным и качественным образом. Здесь многое зависит от профессионализма гида туристической группы, от его мастерства, заключающегося в умении совмещать на маршруте все мероприятия сервисной программы, используя различные приемы.

Устные приемы туристического маршрута.

Туристическая информация — важная часть работы гида с туристами по маршруту. Информационные материалы о путешествиях (также могут использоваться элементы информации об экскурсиях) должны быть подготовлены сотрудниками туристического агентства задолго до начала туристического маршрута, тщательно изучены гидом туристической группы, при необходимости обновлены или интегрированы. Для этого в Государственной Третьяковской галерее необходимо хорошо знать туристический маршрут, историю и достопримечательности страны (места и т маршрут) и т д. На маршруте гид использует следующие методические приемы туристической информации: объявление, объяснение, сообщение, помощь, беседа.

Объявление представляет собой краткое изложение основных данных. Чаще всего используется лидером на пути. Объявления делаются при предварительном сборе группы, например, о времени отправления поезда, в пути — о местах остановок транспорта, времени и месте нахождения и работе различных служб, пунктов пропитания для туристов и т д

Уточнение — получение информации, с помощью которой внимание туристов фокусируется на характеристиках объекта, события, явления, деятельности человека. Получение разъяснений следует использовать на детских маршрутах, в случаях изменения расписания транспорта и т.д.

Сообщение – прием информации, с помощью которого происходит выяснение существенных сторон явлений, процессов, событий, связанных с маршрутом. Так, гид туристской группы, используя этот прием, сообщает туристам о событиях в пути, программе обслуживания, интересных исторических фактах, особенностях обслуживания туристов

Справка – прием информации, с помощью которого происходит сжатое изложение фактического материала об объекте или событиях и фактах, связанных с темой, содержанием маршрута. Это может быть справка о незапланированных в программе экскурсиях, возможности посещения музеев, театра и др.

Беседа – общение с туристами путем взаимной постановки вопросов и ответов на них; прием информации, который используется ГТГ при встрече с туристской группой и завершением маршрута. Различают вступительную и заключительную беседы.

Вступительную беседу ГТГ, как правило, проводит в самом начале туристского маршрута. При этом следует учесть, что, общаясь с новым собеседником (в нашем случае – это турист), ГТГ 55% своего внимания направляет на «язык тела» – жесты и мимику, 38% – на интонацию и всего лишь 7% – на смысл употребляемых слов. Поэтому особенно важно в первые мгновения расположить к себе туристов. В целом, необходимо формировать приятное впечатление. Важно помнить при этом и не забывать поздороваться с туристами, улыбнуться – улыбка ничего не стоит, а туристу будет очень приятно ее получить. Следует смотреть в глаза, открытый и спокойный взгляд располагает к общению. Говорите четко и размеренно, пытайтесь выражать свою мысль красиво и точно. Нежелательно при общении с туристом употреблять слова «дама, женщина, девушка, мужчина», общайтесь просто на «вы».