Экономико-географическая характеристика и развитие географии туризма в странах Восточной Азии

Курсовая работа

Экономико-географическая характеристика стран Восточной Азии

1.1 Географическое положение

Восточная Азия – обширный географический регион Евразии. По своей площади – (12 млн. км 2 ) он составляет четвертую часть азиатской части света. На этой территории расположены Монгольская Народная Республика, Китайская Народная Республика, Корея (Корейская

Народно-Демократическая Республика и Южная Корея), Япония. 1

Максимальная протяженность региона с запада на восток – 6 тыс. км, а с севера на юг – 4 тыс. км. Природные условия Восточной Азии отличаются большим разнообразием и контрастами. Высочайшие горные хребты с причудливыми очертаниями вершин и крутыми, глубоко расчлененными склонами здесь соседствует с обширными низменностями, удручающими порой унылым однообразием плоского рельефа.

Рельеф региона сложен. В западной части горные системы, чередуясь с относительно низкими, выровненными участками рельефа, имеют широтную ориентацию. Они простираются от горных массивов Алтая далеко на восток, но берегов океана нигде не достигают.

В восточной части региона низкие и средневысотные горы сочетаются с низкими же аккумулятивными равнинами. Горы раздроблены и протягиваются в самых различных направлениях. Низкие равнины, занимающие примерно треть территории Восточного Китая, распространены в его средней части (Велика Китайская равнина), меньше в северной (равнина Сунляо) и совсем мало в южной, наиболее гористой. Для региона характерна активная сейсмическая и вулканическая деятельность.

Существенны климатические контрасты. Восточная часть, открытая в сторону Тихого океана, находится под действием муссонной циркуляцией атмосферы, западная же обладает сухим, резко континентальным климатом. Муссонные потоки воздуха отличаются постоянством: в теплое время года дуют с океана на сушу,

в холодное – наоборот. Летние муссоны приносят осадки, количество которых убывает в направлении с юга на север. В зоне муссонов весна

и осень обычно засушливы, поэтому в этих местах земледелие ведут

с широким использованием искусственного орошения.

Густота речной сети, водность и режим рек находятся в прямой связи с атмосферным увлажнением и рельефом. Восточная материковая

и островная части региона имеют сравнительно густую речную сеть, на западе рек крайне мало, а огромные пространства пустынь и полупустынь их вовсе лишены. Большинство рек восточной части материка получают воду преимущественно за счет муссонных дождей, поэтому широко разливаются летом и сильно мелеют зимой. На западе региона крупные речные системы, как правило, привязаны к его горным окраинам и по существу являются верховьями великих рек, стекающих в бассейны Северного Ледовитого, Тихого и Индийского океанов.

14 стр., 6952 слов

Туризм в странах Юго-Восточной Азии

... туристов всего мира. Юго-Восточная Азия расположена на территории полуострова Индокитай и многочисленных островах Малайского архипелага. Страны региона граничат с Южной и Восточной Азией, Австралией и Океанией. В состав региона входят 10 стран: ...

1.2 Природные ресурсы

Минеральные ресурсы очень богаты. Основная их часть сосредоточена в Китае – одном из «геологических амбаров мира». Регион имеет значительные запасы каменного угля (есть во всех странах, но максимальные — в Китае, который по его добыче занимает 1 место

в мире — 1290 млн. тонн в год), бурого угля (север Монголии

и северо-восток КНДР), нефти (северо-восток и запад Китая), горючих сланцев (северо-восток и юг Китая).

В Японии и Южной Корее очень мало месторождений имеют промышленное значение.

Нерудные полезные ископаемые образовывают запасы фосфоритов (много в центральном и южном Китае, на севере Монголии), графита (Южная Корея), флюорита (очень большие запасы на северо-востоке Монголии), серы (в Японии месторождения связаны с вулканическим происхождением островов, где на серу богаты северные районы

о. Хонсю).

На лесные ресурсы регион небогат. Лесистость территории составляет в среднем меньше 40 %. Хвойные леса доминируют на

северо-востоке Китая, на севере Монголии, Японии,

смешанные — в Японии, северной и центральной частях Китая.

Влажно-тропические (дождевые) леса в естественном виде не сохранились, небольшие их массивы растут на юго-востоке Китая, на Тайване. Вообще леса значительно обеднены хозяйственной деятельностью человека. 2

1.3 Населения

Население Восточной Азии насчитывает около

1,4 млрд. Регион принадлежит к наиболее заселенному в мире.

Расовый состав. Большинство населения региона (китайцы, монголы, корейцы) — монголоиды. Южные китайцы и японцы принадлежат к смешанному расовому типу (черты монголоидов

Религиозный состав. В регионе распространены разнообразные религии и их направления. Со временем в Восточную Азию проник из Индии буддизм, сохранили свое значение местные религии — даосизм (Китай) и синтоизм (Япония).

Народы северо-запада Китая являются мусульманами-суннитами. Много стран Восточной Азии являются поликонфессионными, где сосуществует несколько религий.

Процессы урбанизации в регионе очень разносторонние. Япония, Южная Корея являются более урбанизированными (78-81 % городских жителей).

Китаю несвойственно распространение городского образа жизни на сельские населенные пункты. В небольших селах живет 900 млн. человек.

Пять наиболее многочисленных агломераций Азии находятся именно в восточном ее регионе: Токио (30,3 млн. человек), Осака

(16,9 млн.), Сеул (15,8 млн.), Чунцин (15 млн.), Шанхай (13,5 млн.).

1.4. Общая характеристика хозяйства

Природные ресурсы Восточной Азии благоприятствуют развитию промышленности и сельского хозяйства. Страны Восточной Азии наиболее неоднородные в социально-экономическом аспекте. Япония, Южная Корея и Тайвань принадлежат к капиталистическим странам

с развитой многоукладной экономикой; Китай идет особым путем экономического развития, объединяя принципы планового и рыночного хозяйствования. Монголия ступила на путь экономических и политических реформ после господства тоталитарного режима. Северная Корея является уникальным государством, где еще до сих пор стараются строить коммунизм на основе командно-административной системы в экономике

24 стр., 11855 слов

Организация тура лечебного типа в Китай

... проекта: разработка туристического маршрута лечебного типа в Китай. Задачи курсового проекта: Изучение ... в северо-западных районах Китая. Ханьфу - традиционный костюм ханьцев Китая. В наши дни ханьфу надевается только во время торжественных церемоний или в исторических телесериалах и фильмах. Однако, в Китае ... в самой южной оконечности архипелага Наньшацюньдао. В широтном направлении территория Китая ...

и тоталитарного режима в политике. 3

Страны региона существенно различаются по областям специализации. Япония выделяется наукоемкими областями (электронная промышленность, роботостроения, автомобилестроение, выпуск бытовой техники), принадлежит к тройке мировых лидеров по развитию химической промышленности (особенно фармацевтики, химии оргсинтеза) и биотехнологии. Китай является важным производителем сельскохозяйственной продукции (овощей, фруктов, свинины, сои, чая, шелка-сырца, кожи), а также текстиля, металла, отдельных изделий машиностроения (велосипеды, бытовая техника), продукции пищевой

и легкой промышленности (одежда, обувь).

Монголия экспортирует шерсть, кожу, мех и кустарные изделия из них.

1.4.1 Промышленность

Топливно-энергетический комплекс. Основой энергетики являются добыча угля — сырья для ТЭС, размещенных в угольных бассейнах

и больших городах. Страны региона (Китай и Южная Корея) имеют богатые ресурсы гидроэнергии, но используют их мало. На о. Хонсю работают небольшие геотермальные станции, исследовательская гелиотермическая.

Черная металлургия. Одна из наиболее развитых областей региона. Во многих странах функционируют металлургические комбинаты полного цикла, которые вырабатывают чугун, сталь, прокат.

Цветная металлургия. Менее развита, чем черная. Наибольшими производителями цветных металлов являются Китай (олово, медь, сурьма, свинец) и Япония (алюминий, медь, свинец).

Машиностроение и электронная промышленность. Это одни из наиболее развитых областей в регионе, продукция которых составляет

свыше 53 тыс. видов изделий — от горного оборудования и тракторов до разных видов аппаратур и ЭВМ.

Интенсивно развивается автомобильная промышленность. Ежегодно ведущие концерны Японии «Тойота», «Ниссан», «Хонда» и др. выпускают свыше 10,5 млн. автомашин. До недавнего времени на мировом автомобильном рынке крепкие позиции удерживала Южная Корея

(2,5 млн. штук), но после финансового краха на главном автомобильном концерне страны ДЭУ эта область понесла значительный урон.

Важными областями промышленности в последние годы стали электроника и электротехника. Японская электронная промышленность, представленная концернами «Сони», «Хитачи», «Матцушита», «Тошиба», выпускает 60 % телевизоров и видеомагнитофонов в мире.

Южная Корея — один из ведущих производителей электронной

и электротехнической продукции бытового назначения: 11 ее корпораций принадлежат к списку 500 наибольших в мире, а 4 — к 100 наибольших.

Пищевая промышленность. Охватывает свыше 50 производств, среди которых ведущие: переработка зерновых, масляных и сахароносных культур, пивоварение, чайная и рыбная области. Динамично прогрессируют мясоконсервная, молочная промышленность. Важное место в Китае занимает табачная область, которая вырабатывает не очень крепкие папиросы.

1.4.2 Сельское хозяйство

Для сельского хозяйства большинства стран региона (Китай, Монголия, Южная Корея, КНДР) характерно парцеллярное землевладение (меньше 1 га на человека), благосклонность к традиционным методам хозяйствования.

40 стр., 19913 слов

Китай на рынке туристических услуг Иркутской области

... предпосылки: открытость для массового туризма, большой природный, культурный и исторический потенциал, привлекательный и довольно перспективный рынок. Название дипломной работы «Китай на рынке туристических услуг Иркутской ... географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые. Всемирная туристская организация (ВТО) подвела итоги 1999 года. Число туристов, ...

Растениеводство. В структуре сельского хозяйства преобладает земледелие (кроме Монголии, где развито кочевое скотоводство).

Основу зернового хозяйства составляют рис и пшеница. Масляные культуры представлены рапсом, арахисом, хлопчатником, соей. Среди бобовых наиболее распространены соя, кормовые бобы, горох. Большое значение для экономики стран региона имеет производство технических культур, важнейшими среди которых являются хлопчатник, сахарный тростник

и сахарная свекла. Традиционной в регионе культурой является чай, родина которого — Китай.

Животноводство. Поскольку в земледельческих районах все земли распаханы, в регионе главное внимание отводится разведению свиней, кроликов и птицы. В Китае и для транспортных нужд разводят мулов, буйволов, ишаков, в Монголии — двугорбых верблюдов (бактрианов)

и яков. Среди старых областей животноводства — пчеловодство

и шелководство. Меховое звероводство представлено разведениям нутрий, норок и других видов животных в Китае и КНДР.

Рыболовство. Традиционные области хозяйства для Японии, Кореи, Тайваня. Рыбу вылавливают в прибрежных морских водах и в реках

и озерах. Основными объектами промысла является селедка, треска, лосось, камбала, добывают морепродукты, особенно водоросли (морскую капусту) и разнообразных моллюсков.

1.5 Транспорт

Значительные внешние и внутренние перевозки обеспечивает относительно хорошо развитый и разнообразный по составу транспорт. Особенно большое значение имеют морской и железнодорожный,

в последнее время быстро растут грузовые и пассажирские перевозки авто- и авиатранспортом. Железнодорожный транспорт, как и раньше, играет ведущую роль в Китае, Монголии, Японии (только в перевозках пассажиров).

По протяжности железных дорог Китай занимает 5- ое место в мире. Быстро растет автомобильный транспорт, с чем связано ускоренное расширение сети автодорог, современных автострад. Автомобильный транспорт имеет наибольшее значение для перевозки пассажиров и грузов на незначительные расстояния. Водный транспорт издавна играет важную роль в жизни стран региона (кроме Монголии).

Среди многочисленных портов региона важнейшими являются: Шанхай, Далянь, Циндао (Китай), Иокогама, Кавасаки, Тиба, Токио, Осака (Япония).

Во внутренних перевозках реками, озерами и каналами важным является судоходство

в бассейне р. Янцзы, на которую приходится 65 % судоходных путей региона. 4 Возрастает роль воздушного транспорта. Общее количество аэропортов с постоянными рейсами — 216. Японские авиакомпании «Джапан Эрлайнз» и «Ниппон Эрвейз» — среди наибольших в мире. Большие аэропорты — в Сянгане (25 млн. пассажиров), Шанхае, Пекине, Токио, Сеуле. В развитых странах региона приобретают распространение новые формы транспортного обслуживания, к которым принадлежат комплексные системы грузоперевозок, которые объединяют в пределах одной сети компании разных видов транспорта (автомобильный, железнодорожный и морской; автомобильный и воздушный и т.п.).

20 стр., 9844 слов

Организация и проведение познавательного автомобильного тура ...

... рост внутреннего автомобильного туризма в Краснодарском крае. Путешествие на автомобиле один из интереснейших видов туризма. Многие выбирают его, потому что считают такой вид транспорта безопасным для ... включив их в рекомендации по организации и проведению данного маршрута. Новизна работы, Практическая значимость, Методы исследования, База исследования, Структура работы ГЛАВА 1. РОЛЬ АВТОТРАНСПОРТА ...

1.6. Внешнеэкономические связи

Большинство стран региона (кроме КНДР) придерживается принципа «открытой двери», что предусматривает привлечение иностранного капитала, научно-техническое сотрудничество и т.п. Относительно этого наиболее активной является Япония, на которую приходится почти 6 % импорта и до 9 % экспорта, 15 % прямых заграничных инвестиций мира. Важнейшая тенденция внешнеэкономической деятельности страны — переход от преимущественно внешней торговли к интенсивной инвестиционной деятельности.