Введение
— В настоящее время туризм являетс
Обеспечение возрастающего воздействия туризма на социально-экономические условия функционирования региона требует решения ряда конкретных задач, среди которых первоочереднымиявляютс
Актуальность темы обсуловлена тем, что богатый природными и культурными ресурсами регион Ленинградской области имеет огромный туристский потенциал, который пока, к сожалению, задействован далеко не полностью. Причиной этого являются несовершенство управления туристско-рекреационной сферой, неразвитость ее инфраструктуры и, в первую очередь, отсутствие в необходимом количестве хороших дорог, заправочных станций, оборудованных стоянок, специального туристского транспорта, объектов питания, размещения, развлечения и торговли.
На сегодняшний день развитие иностранного туризма на территории Ленинградской области, является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона.
Объект работы – туризм в Ленинградской области.
Предмет работы – современные проблемы развития регионального туризма в Ленинградской области, и их решение.
Особенности организации детского туризма на примере Ленинградской области
... других национальностей и народов. Цель данной курсовой работы - изучит особенности организации детского туризма. Предмет курсовой работы - организация туризма детского на примере Ленинградской области. Объект курсовой работы: особенности организации на примере Ленинградской области. Задачи курсовой работы - выявить основные понятия, связанные с детским ...
Целью работы является анализ проблем развития регионального туризма в Ленинградской области.
Для достижения цели поставлен ряд задач:
- Дать характеристику основных субъектов и объектов туристического рынка
- Рассмотреть опыт ведущих стран мира по развитию внутреннего туризма
- Проанализировать современное состояние регионального туризма в РФ
- Проанализировать состояние рынка туризма в Ленинградской области
- Выявить проблемы развития туризма в регионе Ленинградской области, и рассмотреть пути их решения.
Тема мало исследована, основными источниками по данной тематике являются нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня в области туризма, а также учебная литература и научные исследования в данной области.
- Глава 1. Теоретические аспекты развития регионального туризма в России
— В основе туризма лежат две субсистемы: субъект туризма и объект туризма. Под субъектом туризма понимается участник туристского мероприятия или турист, который ищет возможности удовлетворения своих потребностей путем получения специфических туристских услуг. Названные услуги предоставляются объектом туризма. [1, с.59]
Под объектом туризма понимается все, что может стать для субъекта туризма (туриста) целью путешествия. Объект туризма (туристская отрасль) включает в себя три основных компонента: туристский регион (место), туристскую организацию и туристское предприятие.
Под туристским регионом следует понимать географическую территорию (место, регион), которую гость или туристский сегмент выбирает с целью путешествия. Такая территория содержит все сооружения, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов. Таким образом, регион представляет собой единый туристский продукт и конкурентоспособную единицу. [1, с.63]
Систему объектов в туризме можно представить на схеме:
-
Рисунок 1.1.
Система объектов в туризме
— Развитие туризма в России имеет большое значение для государства в целом, субъектов РФ, муниципальных образований и общества. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [34] туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.
— В 2009 году была разработана Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2016 годы)» [35]. Мероприятия Программы соответствуют приоритетам и целям социально-экономической политики государства, направленной на развитие человеческого потенциала, оздоровление национальной экономики. Стимулирование развития туристской инфраструктуры на региональном уровне в период до 2015 года осуществляется в рамках действующих федеральных целевых программ: «Юг России» (2008-2012 гг.), раздел «Развитие туристско-рекреационного комплекса», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2013 года», «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)», «Развитие историко-культурных зон в России (2010-2013 гг.)» и др.
Отечественная туристская отрасль обладает всеми необходимыми ресурсами для активного
развития практически всех видов отдыха и имеет в своем активе более 8000 гостиниц, 477 исторических городов, более 140 тыс. памятников истории и культуры, 103 музея-заповедника и 142 национальных парка. — Растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны российских инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014. [2, с.59]
Потенциальными возможностями для развития того или иного вида туризма обладают практически все регионы Российской Федерации, включая самые отсталые и депрессивные. Для многих из них туризм мог бы стать отраслью основной доходности и занятости. Причины низкого использования природного и культурно-исторического наследия в качестве ресурса экономического и социального развития регионов во многом связаны с институциональными деформациями, присущими российской экономике в целом.
Основные тенденции в туристском спросе на рынке регионального туризма заключаются в сохранении приоритетов на традиционные виды отдыха — пляжный на юге России, круизный в Поволжье, оздоровительный и горнолыжный. Однако постепенно возвращается интерес к культурно-познавательному туризму и разновидностям специализированного туризма, таким как охота, рыбалка, а также событийный и экологический туризм.
В целом Россия, несмотря на огромный туристский потенциал, остается одной из немногих стран с невысоким уровнем развития внутреннего туризма. Очевидным является то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма. [7,с. 55]
Например, в регионах СЗФО туризм, прежде всего, культурно-познавательный туризм имеет давние традиции и историю развития. В настоящее время эта отрасль рассматривается
органами управления указанных регионов как приоритетная, что отражено в долгосрочных социально-экономических программах. При этом во всех регионах заинтересованными сторонами признается факт недостаточного развития сферы туризма. При разном достигнутом уровне таких показателей, как объем въездного туризма и объем финансирования из региональных бюджетов, в регионах наблюдается общность проблем, связанных с неразвитостью туристической инфраструктуры.
- К числу таких проблем относятся:
- низкий уровень благоустройства туристических городов и их исторических центров;
- гостиничный сектор, как правило, не сбалансирован по спросу и предложению мест размещения (преобладают 3-х и 4-х звездочные отели, не хватает гостиниц туркласса, хостелов);
- в общественном питании наблюдается несоответствие цен и качества предлагаемых блюд и напитков; слабо представлена местная кухня;
- плохое состояние дорог и придорожного сервиса (парковки, стоянки, туалеты); в ряде туристических городов, например в Пскове, существует проблема общественных туалетов;
- слабое развитие водного транспорта как для доставки туристов в дестинации, так и для экскурсий и прогулок;
- местная сувенирная продукция не отличается многообразием и оригинальностью;
- слабое развитие сферы досуга и развлечений для туристов, особенно с вечернее и ночное время;
- отсутствие развлечений для детей и туристических объектов, ориентированных на детей/ родителей с детьми;
- недостаточное информационное обеспечение туристов (отсутствие указателей, схем проезда или прохода, сведений об объектах культурного наследия, календарей культурных событий, мало информации на иностранных языках и пр.);
- слабое продвижение регионов и их туристических ресурсов в России и за рубежом.
Кроме того, существует ряд общих проблем, связанных с культурно-
познавательным туризмом: плохое состояние памятников культурного наследия, однообразие экскурсионного обслуживания (слабое использование интерактивных форм и современных музейных технологий), неразвитость событийного туризма, недостаточная координация деятельности государственного и коммерческого секторов сферы культурно-познавательного туризма. Общность проблем
туристической отрасли, характерных для трех различных субъектов федерации, обладающих богатым природным и культурным наследием, но при этом имеющих различный инвестиционный потенциал, приток инвестиций в экономику и бюджетных вложений в туризм, указывают на то, что причины этих проблем следует искать в институциональном компоненте. Проведенное исследование позволяет обозначить ряд институциональных барьеров, затрудняющих развитие туризма в регионах. Прежде всего, следует отметить трудности малого предпринимательства в сфере туризма, силами которого в значительной мере развивается туристическая инфраструктура в регионах. Преградами на пути малого бизнеса по-прежнему являются:
- многочисленные административные барьеры, включая разного рода инспекции
- налоговое администрирование
— заключение договоров аренды/покупки земельных
участков и помещений для ведения бизнеса, особенно это касается аренды в объектах культурного наследия для магазина сувениров, книжной лавки, мастерской для проведения мастер-классов и пр. Излишняя административная заорганизованность, все еще характерная для российской экономики, включая сферу туризма, приводит к тому, что с одной стороны, не получают своего развития децентрализованные рыночные механизмы регулирования, с другой – расширяется сфера коррупции чиновников. Формируется порочный круг: «чем больше в обществе распространена коррупция среди правительственных чиновников, тем меньше остается возможностей для укрепления рыночных институтов и конкурентных механизмов» [48, с.11].
Для поддержания малого бизнеса в сфере туризма
достаточно было бы соблюдать законы и установленные административные регламенты, что, по сути, является основой институционализма. О нарушениях инфорсмента прав собственности и контрактных обязательств со стороны государственных органов свидетельствуют многие факты, одними из которых являются выявленные в ходе исследования трудности зачета средств арендаторов, потраченных на ремонт арендуемых помещений, в том числе в объектах культурного наследия в счет арендной платы, что предусмотрено законом. Другой серьезной проблемой для малого бизнеса в сфере туризма являются сложности доступа на финансовые рынки. Последствиями затрудненного доступа к финансовым ресурсам и низкой конкуренции являются проблемы, наблюдаемые в региональной туристической инфраструктуре, такие как преобладание дорогих гостиниц и недостаток мест размещения туристического класса, соответствующих европейскому уровню; однообразие общественного питания; недостаток оригинальной сувенирной продукции и пр.