Туризм является важным источником повышения благосостояния государства. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа, и дающую доход государству, не говоря уже о том, что эта система “кормит” очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристских услуг.
Современный туризм отличается разнообразием форм, видов и разновидностей. Форма туризма связана с пересечением туристом государственной границы своей страны. Поэтому выделяют туризм внутренний (т.е. путешествия внутри своей страны) и туризм международный (поездки с туристскими целями в другие страны).
Международный туризм, в свою очередь, подразделяется на въездной и выездной.
Во всем мире въездной туризм считается одной из наиболее прибыльных сфер бизнеса. Так, по данным Всемирной туристской организации, прием иностранных гостей в 6 раз выгоднее экспорта мяса, в 3 раза – экспорта электроники, пшеницы или газа. Поэтому большинство стран уделяют въездному туризму много внимания и направляют большие усилия на развитие данного вида туризма. Россия с каждым годом все больше уделяет внимания въездному туризму, разрабатывая новые законопроекты, программы по его развитию.
Исходя из всего вышенаписанного, видно, что тема моей курсовой является актуальной, и, на мой взгляд, будет актуальна всегда.
Объектом исследования в моей курсовой работе является туристический рынок России.
Предметом исследования являются проблемы и перспективы развития въездного туризма РФ.
Основная цель данной работы заключается в том, чтобы изучить состояние туристического рынка России, выявить основные проблемы, связанные с въездным туризмом в РФ и разработать рекомендации по улучшению уровня туристических услуг в России и, как следствие, по повышению привлекательности России для иностранных туристов.
В процессе достижения главной цели работы предусматривается решение ряда конкретных задач:
- изучение теоретических основ рынка туристических услуг;
- анализ современного состояния рынка туризма в РФ;
- раскрытие основных проблем, связанных с въездным туризмом в РФ и их причин;
- разработка возможных предложений по решению выявленных проблем.
I глава. Теоретические основы функционирования рынка туристических услуг.
Анализ и тенденции развития мирового рынка услуг (на примере ...
... 40% иностранных инвестиций вкладываются в развитие рынка сферы услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики. Целью дипломной работы является изучение и анализ развития мирового рынка услуг, рассмотрение современных тенденций рынка услуг, предложение путей совершенствования организации выставочной ...
1.1 Сущность и специфика туристического рынка.
Туризм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.[1]
Туристский рынок рассматривается как система, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратно. Если рассматривать туристский рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то туристский рынок можно определить как совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства купить его сегодня или завтра.
Существо рыночных отношений в туризме в конечном счёте сводится, с одной стороны, к возмещению затрат туристических операторов, агентств и их контрагентов по производству и реализации тур продуктов и получению ими прибыли. С другой, к удовлетворению платёжеспособного спроса туристов на основе свободного, взаимного соглашения. Всё это и составляет основные черты туристского рынка. Сущность рынка находит своё выражение в главных его экономических функциях.
Туристский рынок обеспечивает:
- согласование производства и потребления туристских продуктов в ассортиментной структуре, поддерживает баланс спроса и предложения по объёму и структуре. Эту функцию туристский рынок выполняет через установление связей между огромным количеством независимых туристических операторов, агентств и туристов, через куплю-продажу тур продуктов;
- установление ценностных эквивалентов для обмена тур продуктов;
- стимулирование эффективности производства тур продуктов и побуждает производителей к созданию необходимых тур продуктов с наименьшими затратами.
Туристский рынок состоит из множества сегментов и имеет определённую структуру. Структура — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных его элементов, их удельный вес в общем объёме туристского рынка. Для характеристики структуры туристского рынка можно выделить ряд критериев: по субъектам, по объектам, по географическому положению, по уровню насыщения, по степени зрелости, по соответствию действующему законодательству, по степени ограниченности конкуренции, по ассортименту туристских продуктов.[2] (Приложение 1)
На рынке туристов предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные туристские продукты, их цены и отдаёт предпочтение тому или иному туристскому продукту. На этом рынке существует конкуренция туроператоров и турагентов, что характерно для современных развитых национальных, региональных и международных туристских рынков. Рынок туроператоров может характеризоваться превышением спроса над предложением, или ситуацией, когда спрос и предложение уравновешиваются посредством массы услуг, не отвечающих запросам потребителей. Или, например, третья ситуация — «горящие» путевки, – это показатель превышения предложения над спросом, когда туроператоры переоценивают желание граждан полететь отдыхать в ту или иную страну. Рынок турагентов выражает совокупность экономических отношений людей и фирм, приобретающих туристские продукты для их перепродажи с выгодой для себя.
Разработка туристского продукта для иностранных туристов
... «туристское путешествие», в соответствии с программой обслуживания туристов; ) проектирование услуги «туристское путешествие» в целом. 1.4. Разработка туристского продукта для иностранных туристов. Основой обслуживания туристов служит туристская ... оформление загранпаспортов и виз и др. Цель курсовой работы - разработать тур для иностранных туристов. В соответствии с целью были определены следующие ...
Как и у любой самостоятельной системы или подсистемы, у туристского рынка существует своя инфраструктура. Инфраструктура туристского рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих туристский рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основными функциями инфраструктуры являются:
- обеспечение участникам рыночных отношений в туризме реализации их интересов;
- повышение оперативности и эффективности деятельности субъектов туристского рынка на основе специализации отдельных субъектов и видов деятельности;
- организационное оформление рыночных отношений в туризме;
- облегчение форм контроля над экономической деятельностью субъектов туристского рынка со стороны государства.
Основные элементы инфраструктуры туристского рынка[3]:
- комплекс действующих сооружений, зданий, транспортных сетей, систем, непосредственно не относящихся к производству турпродукта, но необходимых для предоставления туристских услуг;
- транспорт, связь, энергетика, коммунальное хозяйство, финансы, страхование, безопасность;
— предприятия и организации, которые могут существовать и без туристов, но, деятельность которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Это предприятия по прокату автомобилей, таксопарки, кафе и рестораны, спортклубы, музеи, театры и кинотеатры, выставочные залы, цирки, зоопарки, казино и т.д.
Экономическое положение субъектов туристского рынка зависит от рыночной конъюнктуры.[4] Последняя может изменяться под влиянием множества факторов. Исключительно важную роль при этом играет определённое соотношение между спросом и предложением. Очень часто оно может предопределить судьбу субъектов туристского рынка.
Конъюнктура туристского рынка — это совокупность складывающихся на рынке туристских продуктов в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации. Проще говоря, это ситуация, сложившаяся на туристском рынке на определённый момент времени.
Конъюнктура определяется экономическими показателями, характеризующими состояние туристского рынка: соотношением спроса и предложение, уровнем цен, ёмкостью рынка, платёжеспособными возможностями туристов как потребителей, состоянием туристских продуктов и т.д.
Конкуренция, также очень важный фактор на туристском рынке, — это состязательность между его участниками за лучшие условия производства, купли и продажи туристских продуктов (услуг).
Конкуренция среди туроператоров, турагентов, исполнителей туристских услуг (продавцов), которые хотят продать свой продукт дороже, ведёт к тому, что побеждают в ней те, кто сбывают турпродукты дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос и в результате продать больше.
Конкуренция среди туристов (покупателей туристских продуктов).
Каждый из покупателей стремится купить продукт дешевле, но конкуренция ведёт к победе тех, кто предлагает более высокую цену за продукт.
Однако всё же главной линией развертывания конкуренции на туристском рынке является состязательность туроператоров, турагентов, их контрагентов и туристов (продавцов и покупателей туристского продукта), которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цены на туристские продукты. В результате, как известно, устанавливается общая цена на однородные туристские продукты и конкретный вид кривой спроса и предложения.
Экскурсионные программы выходного дня на туристском рынке Беларуси
... выходного дня на туристском рынке Беларуси. Задачи курсового проекта: исследовать спрос на программы выходного дня на современном туристском рынке изучить и проанализировать предложения туров выходного дня на туристском рынке Беларуси: внутренний, въездной и выездной туризм ... коллегами по работе. Ограничение времени на осмотр достопримечательностей Зачастую экскурсионная программа выходного дня ...
Следующий важный компонент туристского рынка — это спрос. Спрос изображается в виде таблицы или графика, показывающего количество турпродукта, которое туристы готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных, в течение определённого периода, цен. Спрос обычно рассматривается с позиции выгодности цен. Он показывает количество турпродукта, которое туристы будут покупать по разным возможным ценам.
Иначе говоря, между рыночной ценой туристского продукта и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определённое соотношение. Эта взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого продукта называется графиком спроса или кривой спроса. Высокая цена туристского продукта ограничивает спрос на него. Уменьшение цены на этот туристский продукт, как правило, обуславливает возрастание спроса.
Существует закон спроса, смысл которого состоит в том, что если цена какого-либо турпродукта повышается при неизменности других условий туристского рынка, то спрос на этот турпродукт уменьшается. Или, что тоже самое, если на туристский рынок приходит большое количество турпродуктов, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается. Проще говоря, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены. Хотя, на отдельные виды туристских услуг, кривая спроса может быть различной в зависимости от целей путешествий в разные сезоны.
Изменение спроса определяется целым рядом факторов: потребительские вкусы туристов, число туристов, доход, цены туристских продуктов (замещающих или дополняющих данный туристский продукт), ожидания.[5]
Предложение — это совокупность туристских продуктов с определёнными ценами, которые находятся на туристском рынке и которые могут или намерены продать производители-продавцы. Предложение характеризует экономическую ситуацию на туристском рынке со стороны производителей-продавцов.
Изображается предложение так же в виде таблицы или графика. Однако, если график спроса устанавливает отношение между ценами и тем количеством туристского продукта, которое туристы желают купить, то график предложения устанавливает отношение между рыночными ценами и тем количеством туристских продуктов, которое производители туристских продуктов желают произвести и продать. В отличие от кривой спроса, кривая предложения обычно поднимается вправо вверх. Существующая взаимосвязь между предложением и ценой находит своё выражение в законе предложения, смысл которого в том, что объём предложения турпродуктов увеличивается при росте цены и уменьшается при её снижении.
1.2 Этапы развития рынка туристических услуг.
Туризм как массовое социальное явление стал складываться лишь после Второй мировой войны, хотя корни туризма уходят в глубокое прошлое. В истории развития туризма различают четыре этапа.
Первый этап – от древности до начала XIX века.
Особенности туристской услуги
... туристского продукта, нужна полная и всесторонняя информированность производителя туристских услуг относительно всего того, что касается клиента, как потребителя этих самых услуг. И именно поэтому на рубеже веков вопросы о будущем туризма, о спросе ...
Второй этап – от начала XIX века до начала XX века.
Третий этап – от начала XX века до Второй мировой войны.
Четвертый этап – после Второй мировой войны до наших дней.[6]
В основу данной периодизации положены технико-экономические и социальные предпосылки, а также целевые функции туризма на разных этапах развития.
Первый этап развития туризма называют предысторией туризма. Начало этого этапа относится к античному периоду (Древняя Греция и Рим), когда основными мотивами путешествий были торговля, паломничество, лечение, образование. В этот период зародились спортивные поездки. Например, участники и зрители Олимпийских игр добирались до места соревнований из самых удаленных уголков Греции.
Позже, в Средние века, стимулом к путешествиям становится религиозный фактор – поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпоха Возрождения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер путешествий.
В эпоху Просвещения путешествия носили образовательную направленность. Например, молодые дворяне отправлялись в своеобразный «гран-тур» по Европе для того чтобы получить престижное образование, дающее право заниматься политической или общественной деятельностью. В Великобритании такой маршрут начинался в Лондоне, затем студенты отправлялись в Париж, после чего продолжали свое образование в Генуе, Милане, Флоренции и Риме, обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию и Нидерланды.
До середины XIX века путешествия имели ряд отличительных черт[7]: во-первых, средства передвижения были примитивными; во-вторых, путешествие было не самоцелью, а необходимым условием и средством достижения какой-либо другой цели (например, торговля, лечение, образование и т.п.).
Развитие мануфактурного производства и промышленные перевороты XVIII – XIX веков в ведущих европейских странах внесли изменения в экономическую жизнь общества. В результате развития производительных сил общества происходит разграничение рабочего времени и свободного времени работника. Это создавало предпосылки для второго этапа развития туризма.
Второй этап развития туризма называют элитарным туризмом. Именно на этом этапе начинают создаваться первые специализированные предприятия по производству туристских услуг. Важнейшую роль на этом этапе развития туризма сыграли революционные изменения в транспорте. Изменились средства доставки и передвижения. В 1807 г. изобретателем Фултоном был сконструирован и построен первый пароход. Первый паровоз был создан Стефенсоном в 1814 г. Совершенствовались средства доставки почтовых отправлений, расширялись сети дорог. Все это обусловило гораздо большую надежность и скорость передвижения. При этом расходы на путешествие снижались за счет более экономичных средств передвижения.
В середине XIX века возникают первые пароходные компании, которые осуществляли доставку переселенцев со Старого Света к берегам Северной и Южной Америки.[8]
Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся за свои права, а также растущее благосостояние общества создали возможность путешествий для большинства простых людей. Повышение качества и надежность транспортных перевозок наряду с их удешевлением обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам приходят первые гостиницы.
В 1801 году в Германии (г. Баден-Баден) открылась гостиница «Бадише-Хоф». В 1812 году в Швейцарии вступает в строй отель «Риги – Клестерли», в 1832 году построена гостиница в городе Фаульхорн. В городе Интерлакене (Швейцария) в 1859 году простроен «Гранд-отель Швайцерхоф». В Германии на рубеже XVIII – XIX в.в. возникают первые курорты минеральных вод – в Хайлигендаме, Нордернее и Травемюнде.
Значение и роль туризма в физическом воспитании, виды простейших ...
... являются: занятия туристской секции, походы, путешествия, туристские слеты и соревнования. Походы могут быть одно-, двух- и трехдневными. Иногда такие походы называют походами выходного ... основные виды: пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипедный, спелеологический, автомобильный и мотоциклетный. В практике туризма также сочетаются несколько видов туризма в одном походе (например, часть ...
В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов. Но во второй половине XIX века индустрия отдыха расширяет сферу производства. К предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входила организация туристских поездок и реализация их потребителю.
Примером первого пэкидж-тура (комплекс туристских услуг, продаваемый по единой цене) может служить групповой тур на отдых, организованный Томасом Куком в 1841 г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай, булочки и духовой оркестр. Вся поездка стоила каждому пассажиру всего один шиллинг. Естественно, что Т. Кук преследовал не коммерческие, а, скорее, социальные цели. Он стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования свободного времени.
После этого в течение 20 лет в Англии возникли множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862 г. появляются первые каталоги туристских поездок, что отразило расширение туристского спроса. В Германии первое бюро путешествий было основано в 1863 году в г. Бреслау. Оно имело тесные контакты с пароходными компаниями и в начале XX века активно рекламировало и продавало морские круизные развлекательные поездки. Тем не менее, в конце XIX – начале XX вв. дальние туристские поездки могли себе позволить немногие.[9]
Третий этап ознаменовал собой начало становления социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.
Например, в Швейцарии возникает фирма «Отельплан», которая в настоящее время является одним из крупнейших производителей туруслуг в этой стране. В основе образования фирмы в 1935 г. лежали идеи ее создателя Г. Дуттвайлера о том, что вовлечение «маленького человека» в туризм оказало бы неоценимую помощь гостиничному хозяйству. Массовые дешевые турпоездки становятся основным продуктом фирмы.[10] Уже в первом финансовом году фирма реализовала более 50 тысяч туристских путевок.
Четвертый этап называется этапом массового туризма. Именно в этот период туризм приобретает массовый характер. Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения индустриально развитых стран. Формируется индустрия отдыха и развлечений со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.
В западноевропейских странах в этот период активно создаются туристские фирмы, гостиницы, предприятия для аттракционов и развлечений. Европейский туризм 50-х годов был ориентирован преимущественно на американских туристов и являлся источником долларовых поступлений. В 60-е годы и до середины 70-х наблюдается быстрый рост как выездного, так и въездного туризма, а также увеличение числа туристических предприятий и объем их производства.
Культурно-познавательный туризм как фактор патриотического воспитания молодежи
... количества ресурсов для развития культурно-познавательного туризма как фактора патриотического воспитания и не учете этих возможностей в работе региональных туристских фирм. Следовательно, цель исследования — разработать культурно-познавательный тур по г. Кирову ...
После Второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный туризм. И в первом, и во втором случае речь идет о массовом туризме, в котором принимают участие не только элита, но и средний класс, а начиная с 80-х годов, – и население с низким уровнем доходов.
Конвейерный туризм предполагает относительный примитивизм и однородность потребностей и мотиваций туристов и, соответственно, обезличенный конвейерный характер производимых услуг.
Дифференцированный туризм отличают разнообразие потребностей и мотиваций туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения. Для дифференцированного туризма характерен широкий ассортимент услуг. Турфирма, как правило, предлагает определенное количество видов турпродукта, каждый из которых имеет множество вариантов выбора. Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно с переходом от рынка производителей к рынку потребителей.
Определяющим мотивом поведения потребителя туристских услуг в этот период являлся рекреационный аспект туризма. Отдых рассматривался как средство восстановления физических сил с целью продолжения труда. Расширение объемов спроса на туристском рынке сопровождалось активным ростом предприятий туризма. Туристские услуги стандартизируются и предлагаются в виде комбинированных «пэкидж-туров».[11]
На рубеже 60 – 70 гг. формируется общество потребления материальных благ, т.е. потребление ради потребления. Рынок производителей сменяется рынком потребителей. Усложняется мотивация туристского спроса. Наряду с рекреационным туризмом все большее значение приобретают образовательный, коммуникативный и инвестиционный аспекты туризма.
Вследствие расширения объемов туристского спроса и предложения в туристскую отрасль поступает капитал из других сфер народного хозяйства. Особую активность проявляют транспортные предприятия и торговые фирмы. Таким образом, массовый туризм трансформировался в дифференцированный. Туризм и по сей день становится стилем жизни, усиливается тенденция к расширению ассортимента услуг, появлению новых объектов рекреации.
1.3 Классификация видов туризма и факторы, влияющие на его развитие.
Для того, чтобы дать наиболее полную классификацию видов современного туризма, необходимо использовать наиболее существенные признаки, характеризующие тот или иной вид туризма, в частности, национальная принадлежность туризма; основная потребность, удовлетворение которой обуславливает туристическое путешествие; основное средство передвижения, используемое в путешествие; средство размещения; продолжительность путешествия; состав группы; организационные формы; основные принципы формирования цены турпродукта и т.д.
К основным видам туризма, формирующимся в зависимости от национальной принадлежности, относят национальный (внутренний) и международный (внешний) туризм. Международный туризм, в свою очередь, подразделяется на активный и пассивный.[12]
В зависимости от потребности, обуславливающей туристическое путешествие, различают следующие виды туризма:
Проблемы и перспективы развития туристской фирмы ООО «Мадагаскар»
... туристских предприятий России относится к малому бизнесу. Именно малый бизнес играет довольно значительную роль в экономике практически всех развитых стран, в ... и иного назначения, организаций. Осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также ... лиц в сфере туризма являются туристские предприятия. Туристское предприятие представляет государство на международном туристском рынке ...
1. Лечебный (медицинский туризм).
В основе этого вида туризма лежит потребность в лечении различных заболеваний. Лечебный туризм имеет несколько разновидностей, характеризующихся природными средствами воздействия на человеческий организм, например: климатолечение, бальнеолечение, морелечение, грязелечение, плодолечение, молоколечение и т.д. Зачастую при лечении могут использоваться несколько видов воздействия, в таких случаях вид туризма определяет основное средство воздействия на организм отдыхающего.
2. Рекреационный туризм. В основе этого вида туризма лежит потребность в восстановлении физических и душевных сил человека. Этот вид туризма отличается большими разнообразием. Так, например, рекреационный туризм может включать следующие программы:
- зрелищно — развлекательные (театр, кино, карнавалы, ярмарки, дни города, фестивали);
- занятия по интересам (охота и рыбная ловля, художественное и музыкальное творчество, туры для коллекционеров и т.д.);
- обучающие (туризм, другие виды спорта, искусство, ремесла и т.п.);
- «этнические» и бытовые (связанные с изучением национальной культуры и нетрадиционного быта);
- туристско-оздоровительные (включая маршруты с активными способами передвижения, купальные, горнолыжные и т.д.).
3. Спортивный туризм. В основе этого вида туризма лежит потребность двух видов, в связи с чем различают два подвида спортивного туризма:
- активный (основой является потребность в занятиях каким — либо видом спорта);
- пассивный (основой является интерес к какому — либо виду спорта, т.е.
путешествие с целью посещения соревнований или спортивных игр).
4. Познавательный туризм. Основой данного вида туризма является потребность в расширении знаний по различным направлениям. К данному виду туризма можно отнести экологический туризм. Программы экотуров предполагают посещение охраняемых природных территорий.
5. Туризм с деловыми целями. К данному виду туризма относятся поездки с целью установления или поддержания деловых контактов с различными партнерами.
6. Конгрессный туризм. Туристические поездки с целью участия в различных мероприятиях, в том числе: конференциях, симпозиумах, съездах, конгрессах и т.д.
Интенсивное развитие данного вида туризма привело к созданию ряда международных организаций полностью специализирующихся на проведении международных деловых и научных мероприятий[13], например, Международный союз организаторов конгрессов. Специализация турфирм на данном виде туризма обусловлена объективной закономерностью дальнейшего международного разделения труда, в том числе и в сфере туризма.
7. Культовый (религиозный) туризм. Этот вид туризма основан на религиозных потребностях людей различных конфессий. Культовый туризм подразделяется на два подвида:
- посещение культовых сооружений в религиозные праздники;
- посещение святых мест с целью отпущения грехов.
8. Ностальгический туризм. Данный вид туризма основан на потребности людей в посещении мест в области исторического проживания.
9. Транзитный туризм. В основе транзитного туризма лежит потребность пересечения территории одной страны, с целью посещения другой.
Выездной туризм в России
... рекордным по количеству российских туристов, выезжающих за рубеж. В 2008 году выездной туризм вырос на 21%. В прошлом году выездной туризм в России упал в среднем на 15% по сравнению с 2008 годом, ... стран, интересна Франция: рост числа поездок туда составил 15%. Анализ выездного потока показывает, что расширяются туристские предпочтения российских граждан: наряду с традиционным интересом к странам с ...
10. Самодеятельный туризм. Этот вид туризма объединяет любителей активного отдыха, занимающихся лыжным, горным, водным туризмом и т.д. Отличительной особенностью данного туризма является потребность участвующих в нем в самоорганизации. Организацией туров занимаются не туристические фирмы, а сами туристы совместно с туристско-спортивными клубами и союзами.
На практике очень часто имеют место комбинированные туры[14], сочетающие в одном путешествии несколько видов туризма, обусловленных различными потребностями туристов, например, рекреационный с познавательным, спортивный с рекреационным и т.д.
В зависимости от способа передвижения виды туризма подразделяются[15]:
1. Автомобильный туризм. Этот вид туризма бурно развивается со второй половины двадцатого века. В настоящее время он получил наиболее широкое распространение.
2. Железнодорожный туризм. Этот вид туризма развивается с сороковых годов 19 века. Относительная дешевизна железнодорожных билетов делает его доступным менее обеспеченным слоям населения. В настоящее время обостряется конкурентная борьба между железнодорожным и другими видами транспорта.
3. Авиационный туризм. Данный вид туризма является наиболее перспективным, так как обеспечивает экономию времени при доставке туристов к местам посещения. В настоящее время удельный вес авиатранспорта, используемого в туризме составляет 44% и этот вид транспорта в туризме является самым востребованным. Авиационные туры подразделяются на групповые туры с использованием части мест в самолетах пассажирских авиалиний и спец авиарейсы с полной арендой самолета для специальных туристских перевозок.
4. Теплоходный (водный) туризм. При данном виде туризма маршруты организовываются на теплоходах речных и морских пароходах. Морские маршруты бывают: круизные (путешествия на арендованных судах продолжительностью более суток).
Они могут быть как с посещением портов, так и без посещения.
Речные маршруты — с использованием судов речных пароходств. Имеют подвиды: туристско-экскурсионные рейсы — это путешествия на арендованных речных судах продолжительностью более одних суток и экскурсионно-прогулочные — поездки экскурсантов с целью ознакомления с памятными и историческими местами и отдыха, продолжительностью не более 24 часов.
Для организации крупных и туристско-экскурсионных рейсов используются в основном комфортабельные теплоходы. Для организации экскурсионно-прогулочных и прогулочных рейсов могут использоваться как теплоходы, так и малый флот (речные трамвайчики, ракеты, катера, катамараны и др.).
5. Автобусный туризм. При данном виде туризма путешествия организовываются с использованием автобусов, в качестве средства передвижения. Автобусные туры могут быть обычными туристско-экскурсионными (с предоставлением всех видов услуг, предлагаемых транспортным туром — проживание, питание, экскурсионное обслуживание) и так называемые «автобусы здоровья» — прогулочные (автобусы одного дня).
6. Велосипедный туризм. Этот вид туризма доступен для использования достаточно ограниченному контингенту туристов.
7. Пешеходный туризм. Данный вид туризма получил наибольшее распространение во внутреннем туризме. Следует отметить, что на практике очень часто при одном туристском путешествии используется несколько видов транспорта, например, самолет — автобус, железная дорога — автобус и т.д., такие виды туров называются комбинированными.
- туризм в отеле,
- туризм в мотеле,
- туризм в пансионе,
- кемпинговый туризм,
- туризм в туристической деревне, на турбазе и т.д.
Все перечисленные выше средства относят к гостиничным предприятиям различных категорий, и они подлежат сертификации на предмет номенклатуры и качества услуг, оказываемых туристам. Средства размещения разделяются также на постоянные, в которых прием туристов осуществляется круглый год, и сезонные — обслуживающие туристов только в определенное время года, в туристский сезон.
Являясь сложной социально-экономической системой, туризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может быть различной как по силе, так и по продолжительности воздействия на развитие туризма. Поэтому их учет объективно необходим для организации эффективной туристской деятельности[16].
Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на два вида:
- внешние (экзогенные);
- внутренние (эндогенные).
Внешние факторы воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма.
К числу важнейших внешних факторов, влияющих на развитие туризма, относятся:
1. природно- географические;
2. культурно-исторические;
3. экономические;
4. социальные;
5. демографические;
6. политико-правовые;
7. технологические;
8. экологические.
Природно-географические (море, горы, леса, флора, фауна, климат и т.д.) и культурно-исторические (памятники архитектуры, истории и культуры) факторы как основа туристских ресурсов являются определяющими при выборе туристами того или иного региона для посещения.
Богатство природных и культурно-исторических ресурсов, возможность и удобство их использования оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и направления развития туризма. В целом же природно-географические и культурно-исторические факторы создают предпосылки для развития туризма и имеют непреходящую, неизменную ценность. Человек может лишь приспособить их к своим нуждам и сделать более доступными для использования в туристских целях.
Влияние экономических факторов на туризм главным образом обусловлено тем, что между тенденциями развития туризма и экономики наблюдается тесная взаимосвязь. Существует прямая зависимость между экономическим развитием страны, объемом национального дохода и материальным благосостоянием ее граждан. Поэтому государства с развитой экономикой, как правило, лидируют на мировом рынке по количеству туристских поездок своих граждан.
От экономического положения государства зависят не только доходы населения, но и уровень развития материально-технической базы и инфраструктуры туризма.
К числу экономических факторов относятся также инфляция, процентные ставки, колебания реальных обменных курсов валют. Так, изменения обменных курсов существенно влияют на объем туристских потоков между странами с сильными и слабыми валютами. Замечено, что рост относительной себестоимости поездки за рубеж на 5 % приводит к уменьшению спроса на выездной туризм на 6—10 %.
Развитие туризма очень чувствительно к тому, в какой фазе экономического цикла — подъема или спада — находится не только национальная, но и мировая экономика.
Среди социальных факторов развития туризма в первую очередь необходимо отметить увеличение продолжительности свободного времени населения (сокращение рабочего времени, увеличение продолжительности ежегодных отпусков), что в сочетании с повышением уровня жизни населения означает приток новых потенциальных туристов.
Увеличение продолжительности свободного времени объективно связано с современной научно-технической революцией, в условиях которой возрастает значение умственного труда, усиливаются производственная и бытовая напряженность. Все это приводит к физическому и психологическому переутомлению людей, что требует принятия дополнительных мер по восстановлению работоспособности. Достижению этой цели во многом способствует туризм.
С увеличением продолжительности свободного времени населения в туризме обозначились две тенденции — дробление отпускного периода и рост непродолжительных путешествий. Туристские поездки становятся менее продолжительными, но более частыми.
Постоянное влияние на развитие туризма оказывают демографические факторы[17], касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, половозрастной структуры (с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров), семейного положения и состава семей. Так, рост населения в мире в целом и его отдельных регионах прямо пропорционально влияет на увеличение числа туристов. Статистические данные свидетельствуют, что туристские потоки из стран, имеющих повышенную плотность населения, интенсивнее, чем из стран с меньшей плотностью населения. Кроме того, достаточно четко прослеживается тенденция изменения туристской подвижности в зависимости от возраста, пола и семейного положения. Так, наибольшую склонность к активным формам туризма проявляют лица в возрасте 18—30 лет. Однако общая туристская подвижность людей достигает пика в 30—50 лет. Исследования показывают, что неженатые (незамужние) люди более мобильны, чем семейные, а женщины проявляют к туризму больший интерес, чем мужчины.
Развитие науки и техники способствует совершенствованию средств массового производства туристских услуг (гостиничного хозяйства, транспорта, бюро путешествий).[18] Так, коренная техническая реконструкция транспорта позволила создать комфортабельные условия для перевозки большого количества путешественников. Удобные, быстрые, сравнительно доступные транспортные средства (прежде всего авиация) для перевозки туристов на большие расстояния в значительной степени способствовали развитию туризма.
Научно-технический прогресс несет в себе не только огромные возможности, но и серьезные угрозы для туристских предприятий. Любые новшества грозят вытеснением устаревших технологий, и методов работы, что чревато самыми серьезными последствиями, если не проявить должного внимания, учету факторов технологического характера. Так, несмотря на то что использование Интернета в отечественном туристском бизнесе только начинается, игнорирование мировых тенденций развития туристской индустрии может уже в ближайшее время обернуться большими финансовыми потерями, когда туристская деятельность будет немыслима без соответствующих информационных технологий.
Экологические факторы оказывают на туризм самое непосредственное воздействие, так как окружающая среда является основой и потенциалом туристской деятельности.
Социальные факторы обусловлены тем, что большая часть школьных каникул приходится на летние месяцы. Поэтому родители стремятся приурочить свой отпуск к этому времени и отдыхать вместе с детьми. Высокий уровень спроса на туристские поездки летом связан и с распространенной в европейских странах практикой остановки предприятий на профилактический ремонт в июле — августе (месяцы наименьшей производительности труда).[19]
На сезонность спроса влияют также факторы психологического характера (традиции, подражание, мода).
Пики и спады туристкой активности во многом можно объяснить консерватизмом большинства туристов, т.е. укоренившимся мнением, что лето — самое благоприятное время для проведения отпусков.
Сезонные колебания туристского спроса оказывают негативное влияние на национальную экономику. Они приводят к вынужденным простоям материально-технической базы, порождают проблемы социального плана. То обстоятельство, что большая часть предприятий туристкой индустрии и ее персонала используется лишь несколько месяцев в году, является причиной увеличения удельного веса условно-постоянных расходов в себестоимости туристских услуг. Это уменьшает возможности проведения гибкой ценовой политики, затрудняет действия туристских предприятий на рынке и снижает их конкурентоспособность.
Внутренние (эндогенные) факторы — это факторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма. К ним относятся прежде всего материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма. Главный из них связан с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общепита, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д. (Приложение 2)
К внутренним факторам относятся также факторы туристского рынка:
1. рост информированности потребителей и изменение их предпочтений, что влечет за собой переход от стандартизированного массового туризма к дифференцированному с более гибкими и разнообразными формами обслуживания;
2. возрастание роли координации деятельности в сфере туризма и процессов монополизации (партнерские отношения крупных фирм со средним и малым бизнесом; создание туристских союзов на основе вертикальной интеграции; концентрация и глобализация туристского бизнеса и т.д.);
3. обеспечение сферы туризма кадрами (увеличение численности работников; повышение значения их профессиональной подготовки; улучшение организации труда и т.д.);
4. повышение значимости средств массовой информации в рекламе и продвижении туристских услуг.
Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая как важнейшая специфическая проблема.
Сезонность — это свойство туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода времени. С экономической точки зрения она представляет собой повторяющиеся колебания спроса с чередующимися пиками и спадами. В странах Северного полушария с умеренным климатом основными («высокими») сезонами являются летний (июль—август) и зимний (январь—март).
Кроме того, выделяются межсезонье (апрель—июнь, сентябрь) и «мертвый сезон» (октябрь—декабрь), при которых туристские потоки затухают и спрос снижается до минимума. В странах, где годовые колебания температуры и других элементов климата незначительны, сезонность туризма проявляется слабее (например, Марокко имеет круглогодичный туристский сезон); сезонность в туризме определяется главным образом факторами климатического, социального и психологического характера.
I глава. Формирование и развитие туристического рынка в РФ.
2.1 Этапы развития туристического рынка в РФ.
Сфере туризма уже с первых лет существования обновленной России начало уделяться больше внимания, чем в СССР.[20] Это не значит, что в советский период туризму не уделялось внимания. Туризм в СССР получал государственную поддержку. Однако в силу политических особенностей туризм не рассматривался как экономически значимая отрасль и приоритеты государственной поддержки были отданы идеологическим аспектам (пропаганда идей коммунизма) в сфере международного туризма и социальным аспектам (оздоровление как часть образа жизни советского человека) в области внутреннего туризма. Туризм в СССР носил ведомственный характер. Еще в 1936 г. туризм не был включен в систему государственного планирования, отсутствовало специальное туристское законодательство. Преобладал массовый внутренний туризм, в значительной степени с дотациями от профсоюзов и фондов социального страхования, что играло важную роль в оздоровлении и культурном развитии населения, но не способствовало формированию качественной туристской инфраструктуры международного уровня.
В этот же исторический отрезок времени (период с 60-х по 90-е годы ХХ века) нынешние страны-лидеры мирового туризма пошли по пути создания специальной отрасли туризма, ориентированной на экспорт высококачественного и конкурентоспособного туристского продукта. Развитие индустрии туризма в зарубежных странах происходило при всесторонней поддержке государственных властей путем создания специальной системы законодательных актов, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, последовательного развития инфраструктуры. Наиболее эффективными методами государственного вмешательства явилось среднесрочное планирование развития сферы туризма, успешно примененное в ряде зарубежных стран в сочетании с формирование особых экономических зон туристско-рекреационной направленности с всемерной государственной поддержкой и льготным налогообложением для резидентов в целях стимулирования ускоренного развития и формирования курортов. Так, в Испании и Турции только в прошлом столетии, начиная с 60-х годов, последовательно, без перерывов и сбоев принималось не менее восьми (в каждой стране) специальных 3-х и 5-тилетних планов развития туризма с четким определением стратегических целей и приоритетов по каждому конкретному плану, сопровождаемых качественным научным обеспечением.[21] Все это привело к тому, что уже в конце 80-х годов туризм в ряде стран превратился в высококонкурентоспособную отрасль экономики с развитой основной и сопутствующей инфраструктурой. И по сей день во многих странах, еще со средины прошлого столетия, последовательное и плановое государственное регулирование туристской деятельности является важной частью государственной политики и предметом пристального внимания парламентов и правительств.
Попытки применить аналогичные инструменты планирования туристской сферы в Советском Союзе были предприняты по решению партийно-правительственных органов лишь в середине 80-х годов, однако единственный плановый документ «Перспективная схема развития туризма в СССР на период 1986-2005» — носила ведомственный характер, не имела четких приоритетов и в силу изменения политической ситуации не была реализована. Такая же судьба постигла «Схему развития и размещения объектов туризма в РСФСР»[22]. Таким образом признанные эффективными инструменты туристского развития и планирования в советский период не нашли своего применения, что в значительной мере определило сложившийся к началу 90-х годов существенный разрыв и отставание России от многих стран по уровню и качеству туристской инфраструктуры и самого туристского продукта.
В Новой России в соответствии с принятым в 1996 г. «Федеральным Законом об основах туристской деятельности» туризм стал объектом государственного регулирования в целях обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; а туристская индустрия, стала рассматриваться как отрасль, обеспечивающая потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия. При этом приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности были продекларированы поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма[23].
С 1994 г. в стране введены лицензирование туристской деятельности и обязательная сертификация туристского продукта. Утверждены государственные стандарты на туристские услуги и услуги средств размещения. Важная роль в развитии туристской сферы Российской Федерации в 90-х годах отводилась такому значимому правительственному документу как федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации» (на 1996 — 2005 гг), а в 2002 г. Правительством РФ века была одобрена «Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года». В названных документах в целом сформулирована система взглядов на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии, приводятся важнейшие направления государственной политики Российской Федерации в сфере туризма, подкрепленные планами конкретных мероприятий. Узаконенный арсенал методов и способов для эффективного управления и развития туризма в нашей стране достаточно широк и создает, в сочетании с богатейшим природным и культурно-историческим потенциалом, все предпосылки и условия для формирования российской туристской отрасли как высокодоходной, способной значительно смягчать социально-экономические проблемы в дотационных регионах (в т. ч. проблему занятости населения), выступить мощным фактором оздоровления нации. Таким образом, вторая попытка поставить туризма на планово-программную основу (если первой считать попытку создания перспективных схем развития туризма в СССР и РСФСР в 80-х годах прошлого столетия) не увенчались успехом. Все это сказалось на результативности современной государственной политики в сфере туризма Российской Федерации, которую нельзя назвать эффективной.
За прошедшие 15 лет, с тех пор как в новой России начала осуществляться новая туристская политика, сфера туризма формировалась прежде всего как сфера предпринимательской деятельности. Сегодня на рынке туризма действуют более 30 тыс. туристских компаний. При этом подавляющее большинство компаний занимается отправкой наших сограждан на отдых в зарубежные страны.
Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем[24]:
- определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации (В настоящее время в России наибольшей популярностью пользуется пляжный туризм – 38 % внутреннего туристского потока, культурно-познавательный туризм – 20 %, деловой – 18 %, оздоровительный и спортивный – 15 %.);
- нормативного правового регулирования в сфере туризма;
- разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;
- содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
- содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
- развития научных исследований в сфере туризма;
- стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;
- формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также — реестр);
- информационного обеспечения туризма;
- создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;
- оказания государственных услуг в сфере туризма;
— взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации.
2.2 Туристский потенциал России.
Разнообразие ландшафта, климатических условий, богатство растительного и животного мира, а также многочисленные объекты культурного наследия создают предпосылки для развития разных форм и видов туризма в Российской Федерации.
Одними из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное природное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры. В настоящее время в России насчитывается примерно 150 тысяч объектов культурного наследия федерального и регионального значения.[25] Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры.
На территории России находится 24 объекта, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, из них 13 — объекты культурного наследия.[26]
Основу историко-культурного и природного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно классифицировать по их характеристикам следующим образом: музеи и музеи-заповедники, национальные парки, исторические города и поселения.
Важную роль в формировании культурного потенциала России и развитии туризма играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. В России в настоящее время насчитывается более 1500 государственных и муниципальных музеев, в которых хранится 80 млн. музейных предметов.
В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (в настоящее время существует более 120 музеев-заповедников и музеев-усадьб).
Важную роль в сохранении наследия играют национальные парки, которых насчитывается 35. Во многих их них сохраняется не только природное наследие, но и уникальные историко-культурные объекты.
Особое значение в организации интересных туристских маршрутов играют исторические города и поселения. В России 539 поселений относятся к историческим объектам. В них сохраняются не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и исторические ландшафты.
С 2009 года въездной туризм в Россию практически не изменился, увеличившись только на 2%, что составило около 33 тыс. человек. Увеличилась популярность поездок в Россию у граждан Китая, Израиля, Турции, Кореи, Румынии, Хорватии, Малайзии, Словакии, Филиппин, Египта и Туниса. Турпоток из этих стран возрос более чем на 20%. В то же время более чем на 20% снизилось количество иностранцев из Канады, Литвы, Швеции и Греции.[27] (Приложение 3)
Германия продолжает лидировать по количеству прибывших в нашу страну иностранцев. По-прежнему, наибольшим спросом пользуется Россия у граждан США, Китая, Великобритании, Финляндии и Италии, причем произошли небольшие перераспределения среди этих стран, и Китай вышел на третье место по количеству посетивших нашу страну иностранных туристов.
В добавление к информации о туристском потенциале России, я бы хотела привести отрывок из речи Бориса Грызлова, в которой говорится о туристском потенциале России и о проблемах его реализации. 28 сентября 2011 года Председатель Государственной Думы Борис Грызлов заявил парламентским журналистам:
«Я убежден, что потенциал внутреннего туризма в России недооценен. Недооценен, как гражданами, так и органами власти и турфирмами.
Достаточно сказать, что в структуре ВВП нашей страны на туризм приходится лишь 6,5%. Это крайне мало. В среднем в мире туризм дает почти в полтора раза больше.
При этом природа России позволяет развивать туристические услуги практически всех существующих видов. Такого разнообразия, как у нас, пожалуй, нет больше нигде в мире.
Поэтому задача на ближайшие годы: сделать все, чтобы отечественные туристические направления стали более конкурентоспособными.
Нужно привлекать инвестиции, развивать инфраструктуру – от дорог и аэропортов до гостиниц и кемпингов, нужно повышать качество обслуживания и стимулировать честную конкуренцию.
Такая работа идет. Только за счет федерального бюджета на развитие внутреннего туризма в течение восьми лет будет направлено около 100 миллиардов рублей. Если к ним добавить средства регионов и муниципалитетов, плюс частные вложения, то это будут в целом очень приличные инвестиции.
Тем более что для тех, кто любит интеллектуальный туризм, интересуется местами великих исторических событий, – Россия может предложить очень многое. Теплое море или горы есть не только в России, а Куликово поле – единственное в мире. Усадьба «Ясная Поляна» – тоже.
А что касается гостей из-за рубежа, то здесь задача еще более амбициозная: добиться роста въездного потока более чем в 6 раз. Повторю: речь идет не о запретах, а о создании таких условий, чтобы спросом пользовалось именно российское предложение»[28].
2.3 Туристско-рекреационные зоны России.
Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособност
3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано шесть особых экономических зон туристско-рекреационного типа: в Ставропольском крае, в Иркутской области, в Республике Бурятия, «Алтайская долина» в Республике Алтай, «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, в Калининградской области.[29] 31 марта 2010 года вышло постановление Правительства РФ «О создании на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края туристско-рекреационной особой экономической зоны».[30]
Создание и развитие ОЭЗ туристско-рекреационного типа предполагает комплексное освоение территорий целенаправленно для развития туризма. За счет этого планируется увеличить долю туристского сектора в экономике страны, сократить отток российских туристов, выезжающих за рубеж, дополнительно привлечь иностранных туристов в Россию, создать новые качественные места размещения, отвечающие мировым
стандартам, повысить конкурентоспособность создаваемых туристско-рекреационных комплексов и высокое качество оказываемых услуг на уровне мировых стандартов.
В основе функционирования туристско-рекреационных зон лежит тот же механизм, что и в ОЭЗ других типов — государственно-частное партнерство. За счет средств бюджета Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, из которых большая часть средств, как правило, поступает из федерального бюджета, в ОЭЗ туристско-рекреационного типа строятся все объекты
инфраструктуры для обеспечения необходимыми мощностями. Частные же инвесторы — резиденты за свои средства строят туристические объекты.
Обычно туристскую индустрию не относят к капиталоемким отраслям. Однако для того, чтобы развивать масштабные проекты, значительную часть инвестируемых средств необходимо вкладывать именно в инфраструктуру, что позволяет обеспечить нормальное функционирование
транспорта, гостиниц, спортивных и прочих объектов.
Кроме строительства инфраструктуры за счет бюджетных средств, привлекательны в ОЭЗ туристско-рекреационного типа и особый административный режим, и налоговые преференции, а также льготные условия по аренде и выкупу резидентами земельных участков, входящих в
территорию туристско-рекреационной зоны.
Льготный административный режим заключается в оказании всех государственных услуг по системе «одного окна» в административно-деловом комплексе РосОЭЗ, расположенном на территории зоны.
Среди основных налоговых льгот резидентов следует отметить освобождение от земельного налога и налога на имущество в течение первых пяти лет ведения туристско-рекреационной деятельности, а также установление пониженной ставки налога на прибыль в размере 20%.[31]
Размер арендной платы за землю составляет 2% от кадастровой стоимости, что по сути дела равняется ставке земельного налога на весь срок существования зон, то есть на 20 лет.
Туризм в мировой практике приносит бюджету соответствующих стран колоссальный доход. Однако в России турбизнес по темпам развития пока значительно отстает от других стран, что нередко связано с отсутствием необходимой инфраструктуры, довольно низким уровнем обслуживания при высоком уровне цен и с другими причинами. Реанимировать доходный бизнес и призваны туристско-рекреационные зоны, в которые должен прийти заинтересованный преференциями (прежде всего налоговыми льготами) инвестор и создать благоприятные условия и конкурентные преимущества на указанных территориях для привлечения массового туриста.
По расчетам Министерства экономического развития и торговли[32], до 2026 г. федеральный бюджет потратит на туристско-рекреационные зоны 44,5 млрд руб., бизнес вложит в них более 270 млрд руб., а налоговые поступления достигнут почти 260 млрд руб. Поток туристов на эти территории вырастет с 3 млн до 9,7 млн человек. А вклад туризма в ВВП уже к 2016 г. увеличится почти с нуля до 2%, а с учетом мультипликативного эффекта — до 9%.
После того как механизм создания туристских зон будет полностью отработан, будет объявлен еще один конкурс на создание экономических зон туристского типа.
Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа на территории Анапы, Геленджика, Сочи и Туапсинского муниципального района Краснодарского края досрочно прекратила свое существование. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Владимир Путин. Решение принято на основании второго пункта части 7 статьи 6 федерального закона «Об особых экономических зонах в РФ». Этот пункт гласит, что существование ОЭЗ может быть досрочно прекращено, если в течение трех лет с даты ее создания не заключено ни одного соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности, либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты.
По словам министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, Краснодарская ОЭЗ закрылась из-за недостаточной активности региональной власти: «Мы концентрируем ресурсы на тех зонах сейчас, где активно работают субъекты федерации». Но отказ от создания особой зоны в Краснодарском крае не означает, что власти отказались от развития туристической инфраструктуры в этом регионе.
Действительно, за время существования ОЭЗ в Краснодарском крае не нашлось ни одного инвестора, пожелавшего вложиться в туриндустрию. Судя по всему, власти разочаровались в идее создания ОЭЗ как механизма привлечения средств инвесторов. В октябре прошлого года было упразднено Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, а вместо него в Минэкономразвития образован департамент. А этим летом стало понятно, что обречена и ОЭЗ «Новая Анапа», не без оснований считавшаяся наиболее привлекательным объектом для развития туризма.[33] Предвидя провал, власти Краснодарского края выдвинули нетривиальную идею по реанимации ОЭЗ с помощью другой особой экономической зоны – игорной. Всерьез обсуждалась идея переноси игорной зоны «Азов-сити», расположенной сейчас на границе Кубани и Ростовской области, куда-нибудь на черноморское побережье, возможно, в район Анапы. Но эта идея не нашла поддержки в Москве. Эксперты подтверждают ослабление интереса властей к ОЭЗ. Отчасти в этом виноват экономический кризис, пришедшийся как раз на те годы, когда на территории ОЭЗ должны были реализовываться инвестиционные контракты. Крупные инвесторы, которые могли бы принять участие в развитии «Новой Анапы», переключились на олимпийские объекты в Сочи. А вместе с ними интерес к этой ОЭЗ потеряла и администрация Краснодарского края. Ответственность за ликвидацию ОЭЗ лежит на федеральной власти. Развитие рекреационных зон невозможно без создания инфраструктуры, а это задача государства. Льготы, которые действуют на территориях ОЭЗ, не делают бизнес там более привлекательным, чем на всей остальной территории России, говорят эксперты. «Выгоднее построить жилой дом и продать его, чем возвести отель или развлекательный комплекс на территории ОЭЗ», – подсчитал главный экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин. Прибыль от реализации девелоперского проекта составит 20–30%, а отбить вложения в отель, даже расположенный на первой береговой линии, удастся не скоро.
2.4 Влияние въездного туризма на экономику России.
Туризм для мирового сообщества уже давно является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей, приносящей около 10 % валового дохода. О высоких темпах роста доходности туризма свидетельствуют следующие данные: если в 1950 г. поступления от мирового туризма составляли 2,1 млрд долл. США, в 1998 г. — уже 444,7 млрд. долл. США, в 2006 г. составили 733 млрд. долл. США, а в 2010 г. — 919 млрд . долл. США.[34]
РФ, удерживая много лет активный торговый баланс, имеет пассивный платежный баланс. Главная причина – туризм, имеющий отрицательное сальдо. Это значит, что российские граждане регулярно вывозят из страны валютные средства в количествах, несоизмеримых с теми, которые иностранные туристы оставляют у нас.
Неблагополучное положение туризма в РФ объясняется тем, что туристический потенциал государства далеко не востребован, а качество обслуживания приезжающих не во всех случаях соответствует международным стандартам. До последнего времени туризм в РФ ассоциируется со спортом и с укреплением здоровья (лечебно-оздоровительный, спортивный туризм), а не с отраслью экономики, приносящей значительные доходы, в том числе и в твердой валюте.
Туризм является причиной роста поступлений иностранной валюты за счет увеличения числа иностранных туристов. Туризм также предоставляет широчайшие возможности для развития малого и среднего бизнеса, что является стабилизирующей основой экономики любой страны. Это, конечно, чрезвычайно важно для стран с высоким уровнем безработицы, но перспектива получить более высокооплачиваемую по местным стандартам работу в туристском бизнесе может привести к переходу работников, занятых прежде в традиционных областях производства, например в сельском хозяйстве, в другие отрасли, связанные с туризмом, и тем самым отрицательно сказаться на производстве сельскохозяйственной продукции. Вызванное возможностью трудоустройства массовое перемещение людей из отдаленных районов в города, куда стекаются туристы, может повлечь за собой ухудшение жилищных условий, перегрузку систем обеспечения и обслуживания в этих городах.[35]
Также существуют другие факторы, которые могут содействовать улучшению экономического положения страны. Прежде всего, это связано с налогообложением, точнее, с ростом поступлений от налогов, имеющих непосредственное отношение к туризму. То есть туризм может стать источником дохода за счет налогов.
Во-первых, благодаря туризму создаются рабочие места как для квалифицированных, так и для неквалифицированных рабочих (и для мужчин, и для женщин).
Причем работа, связанная с туризмом, часто бывает более высокооплачиваемой по сравнению с работой в других отраслях. Поскольку в трудовую деятельность вовлекается множество людей, жизненный уровень населения повышается, растут заработки, значит, и поступления от налогов, взимаемых с возросших доходов людей, тоже будут повышаться.
Во-вторых, государство за счет ввоза в страну товаров иностранного производства, необходимых для потребления туристами и дальнейшего развития туризма, может вводить таможенные пошлины на импортные товары.
В-третьих, взимаются налоги за оказываемые туристам услуги (со стоимости проживания в гостиницах, питания, продажи напитков, транспорта).
В-четвертых, налоги могут взиматься с дохода как местных, так и иностранных фирм, получивших право (лицензию) заниматься туристским бизнесом в стране.[36]
Действует и так называемый фактор ускорения, или цепная реакция. Дело в том, что успешное создание и развитие местной базы туризма будет способствовать привлечению в развитие туризма новых инвестиций из национальных и иностранных источников. Более того, может быть создана местная промышленность по производству продукции, в которой нуждается туризм и которую ранее приходилось импортировать. Все это не только сохранит иностранную валюту и улучшит платежный баланс, но и обеспечит большие возможности трудоустройства местного населения и, как следствие, увеличение дохода от налогов.
Появляется возможность часть бюджетных поступлений от туризма направлять на финансирование развития инфраструктуры, реставрацию и восстановление памятников истории и культуры, осуществление природоохранных программ, программ социального развития и пр.
Обобщая вышесказанное, выделю две группы социально-экономических последствий въездного туризма.
Негативные эффекты:
- желание местного населения получить работу в сфере туристического бизнеса отрицательно сказывается на отраслях, из которых происходит их отток;
- перемещение людей из отдаленных районов в города-туристские центры вызывает перегрузку систем обеспечения и обслуживания в этих городах;
- происходит утрата особенностей культуры;
- у местных жителей, которым приходится встречаться с обеспеченными туристами, возникает чувство неудовлетворенности своей жизнью;
- происходит загрязнение окружающей среды;
Эффекты, улучшающие экономическое положение страны[37]:
- создание новых рабочих мест;
- получение дохода в виде дополнительных таможенных пошлин на импортные товары и услуги, оказываемые туристам и налога с дохода фирм, получивших лицензию на право занятия туристическим бизнесом;
- возможность развития малого и среднего бизнеса.
Влияние въездного туризма на торговый баланс России. Что касается статьи доходов, то к ней относятся:
- поступления от продажи товаров и услуг иностранцам
- продажи прочих услуг (подготовка кадров, предоставление услуг специалистами страны зарубежным партнерам)
- транспортные расходы въездных туристов на внутренний и международный транспорт в стране пребывания
- инвестиции иностранного капитала в индустрию отечественного туризма
- кредиты, предоставленные другим странам (проценты и возмещение капитала) для развития туризма.
К статье расходов относятся:
- расходы на приобретение туристских услуг и товаров выездными туристами в стране пребывания
- расходы на импорт товаров, необходимых для обслуживания въездных туристов, в том числе на прямой и косвенный импорт;
- на приобретение прочих услуг (подготовка кадров за рубежом, оплата труда иностранных рабочих и специалистов, занятых в сфере туризма)
- перевозки выездных туристов зарубежными транспортными компаниями;
- зарубежные инвестиции на развитие туризма в других странах;
- долгосрочные кредиты (проценты и возмещение капитала), вложенные в развитие отечественного туризма.
Въездной туризм нужно поощрять по простой причине: он очень выгоден. Туристический бизнес, развивающийся в РФ, как на основе внутреннего туризма, так и на основе въездного иностранного туризма, стимулирует развитие не только туристической индустрии, но и ряда других отраслей непроизводственной сферы.[38] Он является стимулятором увеличения количества рабочих мест в отраслях, а также на предприятиях инфраструктуры туристического бизнеса.
и т.д……………..