Сущность анимации в социально-культурном сервисе и туризме

Курсовая работа
  • повышение общей культуры здоровья человека при занятиях в

оздоровительных центрах;

  • повышение способности человека к труду, увеличение

продолжительности сохранения полноценной работоспособности, что

ведет к увеличению фонда рабочего времени вследствие сокращения

заболеваний и повышения жизненного тонуса;

  • расширение сферы приложения труда;
  • увеличение занятости населения за счет рекреационного

обслуживания в учреждениях отдыха и в отраслях, косвенно связанных с

рекреацией (производство спортивного оборудования и туристского

снаряжения, строительство объектов рекреации);

  • существенное влияние на структуру баланса денежных доходов и

расходов населения за счет организации рекреационных занятий.

Энциклопедический словарь дает такое определение: «Отдых –

состояние покоя либо деятельность такого рода, которая снимает

утомление и способствует восстановлению работоспособности»

Отдых является неотъемлемой частью социальной, экономической икультурной жизни нации, а также одним из основных компонентовиндивидуального и коллективного поведения личности. Это процесс, направленный на создание среды, способствующей открытию и развитиючерт, которые делают человека счастливым. Счастье и позитивноемироощущение являются побочными продуктами полноценного отдыха. Другими словами, счастье дается тем, кто умеет хорошо отдыхать. Находясь на отдыхе, люди вместе радуются жизни, и это позволяет имустановить более крепкие связи на основе приятных воспоминаний охорошем совместном времяпрепровождении. Как известно, существуютпассивный и активный виды отдыха. Основной смысл такого разделения –определение видов передвижения и интенсивности деятельности человекав процессе отдыха. Выбор активного или пассивного отдыха зависит от индивидуальныхпотребностей, привычек, состояния здоровья, интересов и желанияотдыхающих, а также финансовых возможностей. С течением времени, изменением возраста, уровня образования, жизненного опыта, семейногоположения и доходов, а также других факторов образ отдыха постепенноменяется, трансформируется, преобразуется.

Пассивный отдых – это состояние бездеятельности. Пассивный отдыхи пассивные виды туризма ориентированы на более спокойную и менеенапряженную, в смысле физических нагрузок, программу тура или

12 стр., 5564 слов

Пути повышения работоспособности менеджера

... людьми, рекомендуется установление четкого распорядка дня, регламентирующего время на проведение разного вида работ. Наиболее сложные работы следует проводить в период устойчивой высокой работоспособности, ... опозданий на работу, отпадает необходимость отпрашиваться с работы для решения личных вопросов, работники получают возможность больше уделить времени детям, спорту, отдыху, посещению культурных ...

туристского путешествия. Они рассчитаны на лиц, более склонных кспокойному, размеренному времяпровождению, требующему менеенапряженного цикла перемещений и физиологических нагрузок Пассивный отдых необходим, но целесообразен лишь в разумныхпределах. На основе пассивного отдыха у людей вырабатывается привычкак досуговому безделью и скуке. Удельный вес его, как показывает опыт, сравнительно невелик.

В процессе активного отдыха происходит не только физиологическаяподзарядка организма, но и развитие личности. Для этого требуется уже непросто физическое расслабление, а деятельный досуг, насыщенныйинтересными развлечениями, увлекательными занятиями и целым рядомдругих компонентов. Существующей теорией активного отдыха выявлено, что наиболееэффективным способом снятия состояния утомления служит не простовременный покой уставших органов, а покой, связанный с работой других органов. Психофизиологическая суть такого отдыха заключается впериодическом чередовании разных видов деятельности, т. е. состояниянервных клеток от заторможенного до сильно возбужденного и наоборот.

Отдых, организуемый на основе точного знания психологии и физиологиичеловека и учета соответствующих психофизиологических

закономерностей, позволяет решать рекреационные задачи с гораздобольшей эффективностью.

Организация отдыха отличается сложной структурой иразнообразием форм проявления, то есть сильно дифференцирована.

Дифференциация потребностей отдыхающих важна для определения 12структуры и формы рекреационных занятий и рекреационного

обслуживания. Помимо этого для достижения этой цели необходим анализрекреационных ресурсов.

Разнообразные виды отдыха определяют его специфику и различия

собственные, арендованные, принадлежащие другим гражданам (частныйсектор) и т. д. К особой группе относятся виды отдыха, не требующие дляреализации фондов размещения.

По продолжительности отдыхподразделяется на

длительный (многодневный), отдых выходного дня, или

уик-энд (2-3 дня), и однодневный.

Различные виды культурно-досуговой деятельности, которымизанимается человек, обладают определенными характеристиками

сложившихся значений, устоявшихся традиций, отобранных норм иобразцов поведения на основе потребностей, мотивов и целей, условий и

средств достижения результатов; действий и операций; предмета ипродукта деятельности и являются составляющими механизма технологии.

Технология культурно- досуговой деятельности как система состоит изнескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют собой

единство идеальных и предметных компонентов: — организационная подсистема – штатное расписание, должностные

инструкции, наличие отделов, секторов, участников работы и т. д.; — подсистема методической деятельности – сценарные разработки,

методические рекомендации, описание опыта и т. д.; — психологическая подсистема – формальная и неформальная

структуры, отношения между участниками деятельности и т. д. С учетом общих физиологических и психологических способностей

человека, проявляющихся в рекреационной, познавательной и творческойдеятельности, в настоящее время осуществляется новое направление

11 стр., 5077 слов

Социально-культурная деятельность

... России в практической деятельности работников культурно-досуговой сферы. 1.3 Теория социально-культурной деятельности Методологические предпосылки формирования теории социально-культурной деятельности. Генезис теории социально-культурной деятельности. Сущность и особенности теории социально-культурной деятельности как формы организации научного знания о социально-культурной деятельности. Основные ...

туристской деятельности – анимация, которая основывается на общихметодах социально-педагогического воздействия на каждую личность в

отдельности, на группы туристов, коллектив, нестабильную аудиторию иразличные социальные общности в путешествии и на отдыхе. Анимацию

называют посредником между личностью и обществом.

Существуют различные типологии форм анимационной деятельности:

по субъекту деятельности (форма массовой, групповой, индивидуальной

деятельности); по месту осуществления (домашние и внедомашние

культурно-досуговые виды деятельности); по характеру организации

(институционные, общественно-организационные и личностные формы

культурно-досуговой деятельности)

Научно доказано, что любой вид целенаправленной человеческойдеятельности при условии превращения последней в самодеятельность, то есть

в деятельность, свободную от внешнего принуждения, становится основой развития и приложения сущностных сил личности. Анимационная деятельностьвыступает одним из важнейших средств приобщения людей к культуре, рождает у них новые потребности и, прежде всего, потребности в творчестве.

Получив ночлег и питание, турист также хочет получить надлежащуюдолю развлечений. Развлечения, активные и пассивные, – непременный элемент тура, их набор зависит от направленности путешествия

традиций и привычного образа жизни, есть также общие видыразвлечений, легко воспринимаемые любыми группами туристов. Чащевсего развлечения построены на организации экскурсий на объектытуристского интереса (музеи, исторические памятники), обзорныхэкскурсий по городу или местности, наблюдении (природных явлений или

красивых ландшафтов), иных познавательных или развлекательныхмероприятий (например, посещения магазинов или игорных заведений).

Накурортах и в хороших отелях нанимаются специальные группыаниматоров, чаще всего из числа талантливой молодежи и студентов, которые активно развлекают туристов. Существует более 100 видов

Анимация

по территориальному

охвату

по отраслевому

признаку

по национальному

признаку

по месту

проведения

национальная

государственная

городская

муниципальная

локальная

специальная

детская

юношеская

студенческая

молодежная

семейная

социальная

для пенсионеров

или инвалидов

этнографическая

межнациональная

национальная

парковая

уличная

клубная

ассоциативная

специальная

производственная

в учебных

заведениях

туристская

рекреационная

гостиничная

трансферная

по возрастному

наиболее популярных развлечений, но благодаря фантазии устроителей итехническому прогрессу появляются все новые и новые. В анимационномсервисе можно выделить несколько элементов, базирующихся на видовыхсвязях основных направлений анимационной деятельностиСтруктура и кадровый состав службы туристского комплекса зависятот его величины и типа, функционального назначения и номенклатурытехнических анимационных систем, географического расположения, концепции и программ анимации, а также от других факторов. В свою очередь формирование эффективной организационнойструктуры анимационного менеджмента является одной из важнейшихзадач главного аниматора туристического комплекса. В зависимости от еговеличины возможны различные (более или менее разветвленные) организационные структуры анимационной службы — отделы..

15 стр., 7159 слов

Анимация в туризме

... Анимация в социально-культурном сервисе и туризме рассмотрена также в учебном пособии И.И. Пядушкиной. Описанию анимационной деятельности в социально-культурном сервисе и туризме ... не занятое работой, т.е. свободное время для развлечений, личных занятий, хобби и т.д.; другие - ... в начале XX в. во Франции в связи с внедрением закона о создании различных ассоциаций и толковался как деятельность, ...

III. СУЩНОСТЬ АНИМАЦИИ

В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ

3.1. Основные понятия туристской анимации.

Туристская анимация сегодня

Социально-культурная анимация является одной из относительномолодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, которую все чаще обозначают как педагогику социально- культурнойдеятельности. Будучи особым и вполне самодостаточным элементомсоциально-культурной деятельности, анимация входит в досуговуюинфраструктуру населения различных стран мира. Социологи отмечаютрост бюджета свободного времени и изменение в связи с этим интересов ипотребностей людей в сфере рекреации, туризма, любительскоготворчества, общественной самодеятельности. Досуговая сфера превращается в пространство реализации Гражданскихинициатив, привлечения населения к участию в значительных культурно-воспитательных и социально-педагогических проектах. Термин «анимация» (от лат. animation – оживлять, воодушевлять, одухотворять) впервые появился в начале XX века во Франции в связи свведением закона о создании различных ассоциаций и трактовался какдеятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливатьживой интерес к культуре, художественному творчеству. Хотя и прослеживается история связи развлечений и гостеприимства через века от самых древних времен до наших дней, все же предпосылками возникновения туристской анимации в ее современном понимании являются негативные последствия индустриализации и урбанизации.

Следствием быстрого технического развития (индустриализации) являются такие факторы, как повсеместное техническое окружение и

экологическое загрязнение, монотонность труда, физическая ипсихическая утомляемость, нехватка времени и сил на творчество и

любимое дело (хобби).

Урбанизация создала различные негативные последствия: повышенную плотность городского населения, увеличенные жизненные

нагрузки, усталость от множественности случайных, поверхностных (анонимных) человеческих контактов в городской среде.

Реакцией на эти негативные последствие является желание выехать изгорода на чистую природу, прикоснуться к духовным ценностям (истории,

культуре, искусству), разнообразить жизненные впечатления, устранить физическую и психическую усталость, познать новое, новых людей,

познакомиться и пообщаться с ними. И, как следствие этого, – повышенныйспрос на такие туристские услуги, как различные виды спортивно-

самодеятельного туризма, хобби-туры, экологические природоориентирован-ные туры, экскурсионно-развлекательные маршруты, спортивно-

4 стр., 1908 слов

Разработка программы обслуживания спортивного тура по Пермскому краю

... работы является разработка программы обслуживания спортивного тура на базе туристских ресурсов Пермского края. В соответствии с поставленной целью в работе решается комплекс следующих взаимосвязанных задач: 1. Изучить особенности спортивного туризма, ... исследовательские центры. В связи с этим в Перми развиваются следующие виды туризма: деловой, культурно-познавательный и событийный туризм. Вокруг ...

увеселительные и лечебно- восстановительные услуги.

Организация такого отдыха связана с формированием и реализациейтаких программ развлечений (анимационных программ), которые бы

отвлекали отдыхающего от повседневных жизненных проблем, проводили его

эмоциональную разрядку, являясь не только средством избавления отусталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневнойжизни.

Функции туристской анимации

Анимационная деятельность играет важную роль в структуре

туристского продукта и выполняет ряд очень важных функций. Из трех

главных рекреационных функций (лечебной, оздоровительной ипознавательной) туристская анимация призвана выполнять прямымобразом две функции – спортивно-оздоровительную и познавательную. Косвенным образом при соответствующих условиях выполняется илечебная функция. В практике анимационного дела для целевогоконструирования анимационных программ можно выделить

  • адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки

к свободной, досуговой;

  • компенсационную, освобождающую человека от физической и

психической усталости повседневной жизни;

  • стабилизирующую, создающую положительные эмоции и

стимулирующую психическую стабильность;

  • оздоровительную, направленную на восстановление и развитие

физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;

  • информационную, позволяющую получить новую информацию о

т. д.;