Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития человека в быстро меняющимся обществе. В связи с этим особое звучание приобретает проблема взаимодействия человека и общества. В этом взаимодействии значимым оказывается не только то, как общество влияет на человека, какие оно обеспечивает условия для его развития, что происходит с ним в результате этого, но и то, как сам развивающийся человек воздействует на общественную жизнь, преобразует ее, создавая тем самым наиболее благоприятную ситуацию для собственного духовного развития. Однако в современных условиях, характеризующихся экономической, политической и нравственной нестабильностью, человек чаще всего оказывается не готовым к такому, взаимно обогащающему, взаимодействию с обществом, коллективом, ближайшим окружением, конкретными людьми, что существенно тормозит процесс его развития и делает проблему взаимодействия человека, как специалиста социально-культурной деятельности и общества значимой.
актуальность данной работы., Социальная значимость и проблемно-целевой принцип
1. как той системы, которая охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности;
2. расширяет границы культуры как объекта культурной политики;
3. делает необходимостью отказа от жестко-нормативной системы управления и перехода к такой системе регулирования и управления, который осуществляется путем обеспечения соответствующих условий.
Следовательно, из этого понятия определяется цель данного исследования – выявить принципы и функции социально-культурной деятельности, как отдельные методы сферы культуры, на примерах государственных и коммерческих учреждений культуры.
К сожалению, сегодня продолжает доминировать узкоотраслевой подход к культуре, взгляд на нее как на сумму учреждений и организаций, действующих на данной территории. Это существенно ограничивает возможности внедрения технологии социо-культурного проектирования и использования ее потенциалов в оптимизации культурной жизни.
задачи данной курсовой работы:
- проанализировать литературу и практическую деятельность учреждений культуры.
- на основе теоретического анализа проблемы обосновать и проанализировать современную социо-культурную ситуацию.
- выявить и охарактеризовать теоретические понятия принципов и функций социально-культурной деятельности на примере практического опыта.
объектом исследования, Методы исследования, Степень иследовательности проблемы:
Курсовая работа состоит из: введения, главы 1, в которой рассматривается современная социокультурная ситуация и ее составляющие: поля и сферы деятельности, социальная – культурная деятельность учреждении как системы, которая содержит в себе структуру, общие понятия, методику ведения деятельности; глава 2 содержит практический опыт и анализ социо-культурной деятельности учреждении культуры, выявленные функции и принципы.
Проблемы и перспективы развития социально-культурной деятельности в России
... исторической, художественной, духовно-нравственной, политической, экологической культуры личности; создавать на социально-психологическом и региональном уровне духовно насыщенное "культурное пространство" как естественную среду становления и развития человека. Перспективы развития: Социально-культурная деятельность объективно становится условием совершенствования социальной действительности, ...
Заключительную часть курсовой работы составляет общий вывод, содержащий общее понятие решения проблем учреждений культуры всей страны, не зависимо от экономического и юридического статуса. Далее прилагается список используемой литературы, по которой проходило изучение и сравнительный анализтехнологий, форм и методов работы в досуговых учреждениях.
Базой исследования, Глава 1. Анализ и оценка социально-культурной деятельности в настоящее время
1.1 Современная социокультурная ситуация, и ее составляющие: поля и сферы деятельности
Осмысление понятия «культура» предполагает изучение механизма так называемой «культурной экспансии». Под этим термином подразумевается проведение определенной социально-культурной деятельности с целью навязывания своей культуры обществу, потенциалу которого она не соответствует или соответствует не полностью.
Социокультурная ситуация — это многомерное социо-культурное пространство, в котором обитает человек (объект данного поля) и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Она включает в себя:
поля деятельности, сферы деятельности
Социально-культурная среда, характеризуя сущностные связи человека с социо-культурным окружением, имеет набор устойчивых компонент (полей и соответствующих сфер жизнедеятельности), которые и подлежат анализу в процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы деятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно отграниченные друг от друга области деятельности и взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими социальными учреждениями.
поля деятельности, Культурно-историческое наследие, Художественная среда, Социально-психологическая среда обитания, Духовно-нравственная среда обитания, Политическая среда обитания, Экологическая среда обитания
Каждое поле социо-культурной среды по характеру его составляющих можно представить в виде трех уровней:
сферами жизнедеятельности, образовательная, производственная, досугово-рекреационная, физкультурно-оздоровительная, информационная, социокультурная ситуация
Каждое социо-культурной поле среды и сфера жизнедеятельности имеет соответствующие проблемы и ресурсы, которые представлены –
потенциалами, инфраструктурой
В условиях конкретного региона, в зависимости от характера и интенсивности проблем и имеющихся ресурсов, те или иные составляющие социо-культурной среды могут выступать в качестве приоритетных направлений культурной политики.
1.2 Социально-культурной деятельность учреждений культуры, как теория методов и предметов изучения
Исторический и современный склад социально-культурной деятельности в России на государственном и негосударственном уровнях не только представляет собой исключительную научно-документальную ценность, но и содержит опыт и основу великих деятелей искусства и культуры. Перед современными деятелями культуры стоит не простая задача обобщить, сформулировать и обосновать наиболее принципиальные закономерности социально-культурной деятельности, которая осуществляется на профессиональной и непрофессиональной уровне, на коммерческой и не коммерческой основе.
Реферат досуг как сфера реализации социально культурной деятельности
... досуг как сферу реализации социально-культурной деятельности. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме исследования. 2. Раскрыть теоретические аспекты организации досуговой деятельности. 3. Рассмотреть основные виды досуга. 4. Охарактеризовать деятельность учреждений социально-культурной сферы ...
практическому принципу,
Система социально-культурологического образования сталкивается сегодня с необходимостью резкого повышения требований к его качеству, но подготовка специалистов культурной сферы должна базироваться в существующих условиях не столько на узком индивидуальном этическом опыте, сколько на прочном фундаменте научных знаний.
Многим специалистам социо-культурного профиля, выступающих в качестве организаторов социально-культурной деятельности, координаторов отраслевых, федеральных, региональных и местных программ предстоит участвовать в дальнейшем возрождении и развитии культуры и искусства России. От уровня квалификации руководителей и специалистов культурно-досуговой деятельности, и конечно же, от прилагаемых ими усилий во многом зависит решение жизненно важных проблем российских семей, детей, подростков; региональных проблем в историко-культурной, экологической, социально-психологической, религиозной и других сферах, являющихся общими для различных социальных групп. Сложности профессиональной подготовки работы с различными слоями населения обусловлены рядом обстоятельств. К ним относится, прежде всего, необходимость глубокого осмысления и соответствующей корректировки содержания и технологии социально-культурологического образования самих специалистов социо-культурной сферы, складывающихся в культурной жизни общества. Этот процесс, подразумевает не только постоянное совершенствование нетрадиционных методов организации, но и ведение документации, как точности планирования и отчетности учреждений (государственных и негосударственных, но не частных), что дает стремление к развитию и углублению социально-культурологического компонента в традиционных для культуры областях художественного творчества и работы в целом.С полным основанием мы можем сегодня говорить о конструктивности, инновационном характере, общественной значимости опыта, накопленного высшими и средними специалистами в этой сравнительно новой отрасли социально-культурного изучения.
Социально-культурная деятельность, как отрасль обладает всеми необходимыми характеристиками, присущими любой самостоятельной специализации. Она имеет объекты, предметы, методы изучения (в данном случаи, это учреждения культуры и их культурно-массовая работа), категориально-понятийным аппаратом, функциями и принципами всей социально-культурной деятельности, сложившимися в разных регионах страны и обладает собственной системой закономерностей определенных правил. В отличие от других направлений таких наук, как культурология, искусствоведение и этнология социально-культурная деятельность представляет собой широкую область современного педагогического знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др.
Социально-культурная сфера: эволюция понятия и современная характеристика
... данной курсовой работы является социально-культурная сфера. Предметом исследования - характеристика социально-культурной сферы. Цель курсовой работы - рассмотреть эволюцию и дать современную характеристику социально-культурной сферы. Цель предполагает решение следующих задач: изучить теоретические аспекты социально-культурной сферы; рассмотреть направления социально-культурной деятельности; ...
Среди приоритетных направлений социально-культурной политики государства современной России в области художественной культуры выделяются проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию прав доступа граждан к различным видам искусств, расширение социальной сферы и географии востребованности профессионального искусства. Предметом внимания государственных органов культуры является постоянный рост массовой аудитории, но, к сожалению, такие сведения далеко ложные, так как ведение отчетности каждого учреждения культуры (муниципального) за частую не правильные и есть тому пример: 2008 год был объявлен «Годом Семьи», в связи с этим каждый месяц должно быть мероприятие, связанное именно с этой тематикой. Понятно, вышестоящим органам хочется чтоб каждое мероприятие проходило ярко и весело, но…проблема: 1) самое главное: отсутствие финансирования (из областного и городского бюджета), хорошо, есть внебюджетные средства, но заявку на подотчет финансовых необходимо определить смету расходов примерно за два месяца до проведения мероприятия, так как в г. Кирове существует только одна централизованная бухгалтерия Муниципальных учреждений культуры; 2) проведение яркого и красивого мероприятия зависит от идеи его создания, т.е. формы, сценария и места проведения, а на каком уровне будет написан сценарий мероприятия если его писал специалист со средне-специальным образованием и специальностью – фельдшер. 3) аудитория… как и с кем будится проводиться мероприятие, ведь афиша как информация не достаточна, а пользование Интернетом на ничтожно низком уровне у работников, не говоря о руководителях. От сюда следует: ряды патриотов своей культурно-массовой деятельности редеют с каждым годом, в «культуре» остаются единицы работников, имеющих образование по профилю, и из этого вытекающее последствие того, что каждый раз на мероприятие приходят не то чтобы десятки, а единицы посетителей.
В современной литературе, где разработаны методики, и планы проведения различных мероприятий для любой категории населения не представлен целостный объект анализа. Само понятие «мероприятие» часто толкуется и понимается как развлечение, удовольствие, игра, свобода, рекреация и т.д.В основе этого заложена весьма простая мысль: современное общество и каждый человек должны обрести совершенно новый уровень потребностей. Но если опираться на данные современной науки, можно выделить более тысячи основных, базовых структурных элементов проведения мероприятий, как сферы досуга и темы могут быть различны, среди них спорт, рукотворчество, театр, коллекционирование, музыка, туризм и т.д.и каждое из этих понятий имеет свою функцию и свой принцип. Разновидностей же этих элементов, моделей и форм бессчетное количество. А сколько вариантов одной формы? Например, у викторины их около шестидесяти, у конкурса более шестисот, у игры — шестьдесят тысяч.Для многих подростков, молодых людей, взрослых характерны узкий набор и жесткие временные рамки досуговых занятий.
И не правильное становится то мнение, которое говорит, что в современной социально-культурной ситуации не внести новшества в формы мероприятий практически не возможно. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на невозможность освоения свободного времени, на проектирование досуговых программ и центров. Так как в практике бывали такие случаи, что при проведении тематической развлекательной программы для малозащищенных слоев населения (инвалидов) к ведущему подходили люди, говоря при этом, что им не интересна данная программа. Но через некоторое время, проводя это же мероприятие, по тому же сценарию у инвалидов, но только молодого возраста, оценка была более чем положительная.
Особенности предпринимательской деятельности в туризме и сфере обслуживания
... социально-культурного сервиса и туризма Неотъемлемой частью любого офиса является офисная техника. При недостаточном использовании средств оргтехники снижается производительность труда и эффективность работы персонала. Офисной техникой являются любые технические средства, облегчающие работу в ...
По этому необходимо, прежде всего, уточнить содержательную сторону понятия «мероприятие» и на этой основе выстраивать соответствующую цепочку подходов, методик и критериев оценки, без которых не мыслится создание любого полноценного социально-культурного проекта, которые зависят от организатора культурно-досуговой деятельности и от его профессиональных ценностей и целей. А Ценности — это этика, философия профессии, ее методология. Ценности выражают отношение субъекта к объекту. Цели — это желаемые результаты, которые специалист предвосхищает, исходя из своего понимания сути культуры, своей профессии, переживания сегодняшней социо-культурной ситуации, видения в ней определенных проблем. При одних и тех же знаниях о культуре, в зависимости от ценностных и ориентаций проектировщика, а также методов привлечения массовой аудитории к различным мероприятиям будет не достаточным решение видимой проблемы. Следовательно, в рамках социально-культурной программы можно поменять условия формирования и реализации образа жизни, изменив ситуацию путем:
- а) реализации потенциалов среды (во всех ее областях) — предметных, информационных, ценностных и др.;
- б) изменения связей и отношений человека со средой (расширение его взаимодействий с историко-культурным наследием, установление более тесных и продуктивных контактов с природой, социальным окружением, искусством и т.д.);
- в) совершенствования деятельности соответствующих учреждений (или создания новых — в зависимости от характера проблем, имеющихся ресурсов, целей проекта), что создаст дополнительные условия гармонизации и оптимизации образа жизни.
Реализуя потенциалы среды, изменяя связи и отношения человека со средой его обитания, совершенствуя деятельность учреждений или создавая новые, программа в результате должна обеспечить рост качественных параметров образа жизни человека, создать дополнительные возможности для развития и самореализации личности.
Глава 2. Принципы и функции социально-культурной деятельности. Анализ деятельности государственных и частных учреждениях культуры
Являясь составной частью сферы непроизводственной, социально-культурная деятельность представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей. В повседневном обиходе существуют более узкие, но практически оправданные определения социальной сферы:
1) деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию;
2) деятельность по социальной защите, социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения;
Деятельность ЮНЕСКО в сфере развития культуры
... включала 4 области деятельности ЮНЕСКО в этой сфере: международное сотрудничество в области культуры; сохранение и обогащение культурной самобытности; культура в целях развития; сохранение и возрождение культурного наследия. В соответствии с ...
3) совокупность отдельных социальных стратегий в рамках того или иного региона.
Понятие социально-культурная сфера входит в структуру самой социальной сферы. Это понятие используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально-культурная деятельность. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся:
- культура,
- досуг,
- образование,
- искусство,
- физическая культура и спорт,
- здравоохранение и социально-культурная реабилитация,
- средства массовой информации,
- туризм, гостиничный и ресторанный бизнес,
- общественное питание,
- природоохранная деятельность и другие.
Но в настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга и отдыха как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы. Досуг деятельность как неотъемлемая часть всей социо-культурной сферы становится все более широкой, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества. И в современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется: как синоним свободного времени, как синоним свободной деятельности, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Соответственно, у деятелей муниципальных Домов культуры складывается стереотип, что легкой формой проведения, так сказать «свободного времени» станет вечер отдыха, (при чем не продуманный по теме и не рассчитанный на категорию населения), концерт творческих коллективов (не учитывая того, что концертные номера будут однообразными и в прочем зачастую никому не интересными).
И чтобы не допустить данные ошибки,необходимо, прежде всего, уточнить содержательную сторону понятия «досуг» и на этой основе выстраивать соответствующую цепочку подходов, методик и критериев оценки функций и принципов всей социально-культурной деятельности.
2.1 Функции социально-культурной деятельности
Совокупность социальных функций деятельности в сфере культуры, образования, досуга исторически является результатом многолетнего социально-педагогического опыта, накопленного учреждениями культуры и образования, демократическими институтами, общественными организациями и движениями. Этот опыт во многом базируется на социально-ориентированном подходе к анализу традиционной деятельности объектов социально-культурной сферы.
функция
- Во-первых, любая из функций включает в себя специально выбранные компоненты (способы, приемы, методы и т.п.).
- Во-вторых, эти компоненты взаимодействуют друг с другом в достижении конкретных и определенных целей.
- В-третьих, в качестве основополагающего признака функции фиксируется получение конечного полезного результата.
Функции в своем содержании отражают определенные направления и стороны деятельности, как отдельных людей, так и социально-культурных институтов, общностей, групп, движений. При этом необходимо иметь в виду определенное различие между функциями профессиональной и непрофессиональной, индивидуальной и коллективной культурной деятельности.
Функции определяют природу, специфику и средства достижения цели, способы и приемы освоения духовных богатств в процессе социально-культурной деятельности. Они отражают общественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества и носят объективный характер. Поэтому функции выполняют и роль своеобразного критерия при оценке социально-культурных процессов, эффективности работы досуговых объединений и центров, их социально-преобразующего воздействия на личность. Подчеркивая объективную обусловленность функций, отметим, что они имеют своим содержанием определенные направления и стороны жизнедеятельности людей.
Основные формы, методы и средства социально-культурной деятельности
... социально - педагогическими и досуговедческими теориями . Задача: Взаимосвязь и взаимоотношение понятий «культура», «досуг», «просвещение», «творчество», «отдых», «развлечение», «методика культурно - досуговой деятельности». 1 Формы как способ реализации содержания деятельности учреждений культуры ... праздник выполняет важную функцию релаксации. Праздник ... ознакомление с работами коллег, форма ...
Многочисленные виды социально-культурной деятельности выполняют те или иные общественные функции, которые одновременно компенсируют и дополняют друг друга. Кроме того, необходимо иметь в виду, что организация социально-культурной, в частности досуговой, деятельности функционально связана с современным производством и последствиями его интенсификации.
Именно поэтому для эффективного функционирования сферы культуры и досуга объективно необходимо неукоснительное соблюдение качественно продуманного, мобилизационного подхода к интересам, потребностям и нуждам людей в рабочее и внерабочее (внеучебное) время.
Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов. Интерес обусловливает эффективность процессов взаимообучения и взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социально-культурной активности людей.
Функции подвергаются изменению во времени — от возникновения к становлению до полной зрелости. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на:
развивающий характер самой социально-культурной деятельности,
Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе, подчинена развитию и саморазвитию личности, ее социальному самоутверждению.
Творческое начало социально-культурной деятельности включает в себя множество основных опорных элементов — кино, телевидение, техническое творчество, спорт, прикладной труд и художественное творчество. Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспределен. С давних времен народ связывал культуру и досуг со свободой деятельности, творческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга.
Каждую из функций необходимо рассматривать с точки зрения того, каким образом данная деятельность влияет на развитие человеческой личности , её профессиональной карьеры, на развитие тех или иных (физических, духовных, эмоциональных, интеллектуальных, коллективистских и т.п.) способностей человека. Каждая из функций социально-культурной деятельности ориентирует человека на определенный, заданный способ социально-культурных занятий: на пассивный (зрительский, слушательский);на активный (деятельностный); педагогически организованный (педагогически целесообразно использующий свободное время) и, наоборот, стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени).
Как свидетельствует практический опыт, этот процесс может быть контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным; подражательным и творческим; функции по своему содержанию могут носить либо опережающий (например, изыскательная перспективная деятельность), либо нормативный характер (традиционно сложившиеся модели досуга и творчества в муниципальных учреждениях культуры).
Социально-культурная деятельность клубного учреждения
... основной деятельности организации культуры, в том числе размещение бюджетных ассигнований на депозитных счетах кредитных учреждений и приобретение ценных бумаг для получения организацией культуры дополнительного дохода.Глава 2.Анализ социально-культурной деятельности клубного учреждения2.1.Характеристика деятельности учреждения культуры «Байкитская клубная система»Клубное учреждение ...
системного, средового, ситуационного, дифференцированного и т.д.
К основным функциям социально-культурной деятельности относятся:
1) коммуникативная,
2) информационно-просветительная,
3) культуротворческая,
4) рекреативно-оздоровительная.
В зависимости от профессионального и непрофессионального, индивидуального и коллективного характера деятельности, от её содержания и наличия возрастных, и профессиональных условий, основные функции в каждом конкретном случае дополняются отдельным рядом специально востребованных функций, благодаря которым, в конечном счете, обеспечивается достижение конечного результата.
коммуникативная функция.
Если на групповом уровне эту функцию осуществляют, как правило, малые группы, то на организационном (учрежденческом) уровне в качестве субъектов коммуникативной функции выступают крупные интегрированные сети, охватывающие информационное взаимодействие множества людей и групп в учреждениях и организациях социально-культурной сферы (театрах и концертных залах, музеях и кино, библиотеках, парках и т.д.).
На массовом уровне эта функция предполагает распространение культурной информации с помощью СМИ и средств современного аудиовизуального технологического комплекса: Интернета, кабельных и компьютерных сетей и т.д.
информационно-просветительная функция , культуротворческая функция
Следует помнить, что в сфере социально-культурной деятельности иерархия интересов людей, особенно детей и молодежи, на шкале ценностей постоянно меняется. Изменяется и целевая направленность интересов. От этого зависит выбор времени, места и вида
организованной творческой деятельности детей и взрослых. На эти формы досуга активно влияют кино и телевидение.
Культуротворческая деятельность людей решает целый ряд важных социальных проблем. Она в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Такой дефицит весьма распространен среди работающих на предприятиях.
рекреативно-оздоровительная функция
В любом случае организаторы социально-культурной деятельности стремятся к созданию рациональных, активных видов рекреации, основанных на добровольном, но управляемом общении. Общим признаком для всех видов рекреации является создание среды для регулярного, неформального общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, занятий любительских объединений и клубов по интересам, реализации программ выходного дня, включающих экскурсии, соревнования и т.д.Осуществление рекреативно-оздоровительной функции требует установления тесных контактов и взаимодействия с творческими, экскурсионно-туристскими, медицинскими учреждениями, умения учитывать самые неожиданные житейские ситуации.
Социально-культурные функции сложились на основе многолетнего опыта. Именно они в своей совокупности образуют само понятие социально-культурной деятельности, соседствуя и взаимодополняя друг друга, они, в основном, остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации социально-культурных занятий в области досуга. Взаимодействуя, эти функции образуют систему содержания и технологий социально-культурной деятельности.
Туризм как вид социально-культурной деятельности
... туризмом. 1. Туристы – это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей туристической деятельности. ... памятники культуры. (8) 1.2 Понятия, функции туризма Слово “туризм” происходит ... но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте. ( ... комплекса туристических услуг, продаваемого по одной цене – является ...
На протяжении последних лет вместе с развитием функций социально-культурной деятельности динамично изменялись и функции самих организаторов этой деятельности. Они соответствуют наиболее типичным проблемам и ситуациям практики, составляющим суть профессии специалиста социально-культурной сферы.
экономическая функция
Одной из важных является функция нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных свобод личности в условиях досуга . Различные формы социальных инициатив и художественного любительства населения в идеале должны стать для каждого человека условием свободной реализации его конституционных гарантий, школой политической культуры и демократии. Специалисту социально-культурной сферы необходимо знать нормативные и правовые акты, имеющие отношение к сфере свободного времени, владеть информацией в области правового регулирования деятельности общественных организаций, добровольных обществ и любительских объединений, ориентироваться в социальной структуре региона и т. д.
Функция финансово-экономического обеспечения учреждений досуга , обеспечения досуговых форм художественного любительства населения , организацию групповой, семейной или личностной службы досуга в социуме.
Каждая из функций социально-культурной деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей.
На практике знание функций необходимо для того, чтобы совершенствовать, улучшать педагогическую организацию социально-культурной сферы, исключать из нее элементы случайности, сократить ненужные затраты времени, рациональнее использовать материальные, финансовые, кадровые ресурсы. Знание этих функций создает благоприятную возможность для углубления сотрудничества государственных, общественных, частных предпринимательских структур сферы досуга. Объективной основой укрепления их взаимодействия служит выявление и творческое использование совпадающих или частично сходных функций различных типов социально-культурных институтов.
2.2 Принципы социально-культурной деятельности и их характеристика
Важнейшими методологическими категориями, характеризующими суть и диалектику развития социально-культурных процессов, являются принципы социально-культурной деятельности.
Принципы — это генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации воспитательного и организационного назначения субъекта или объекта. Соблюдение данных правил подразумевается всей логикой социальных, педагогических, культурных процессов.
В самой категории принципа находят отражение основные исходные положения теории, нормы поведения и деятельности группы людей или отдельного человека, основные особенности, структура и функционирование того или иного социального института.
Процессы социально-экономического и духовного обновления общества оказывают постоянное влияние на трансформацию принципов социально-культурной деятельности. Эти принципы представляют собой важнейшие (стратегические) требования, выполнение которых обязательно для всех систем управления и организации социально-культурной сферы. Конкретное отражение, развитие и обоснование они получают в практике государственных и негосударственных, общественных институтов, в документах законодательных и исполнительных органов государственной власти.
В качестве принципов нами рассматриваются основополагающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности учреждений культуры. Они подвержены постоянной и непрерывной трансформации и дифференциации, обусловлены новой социально-культурной ситуацией, изменениями в политической и экономической жизни общества, процессами жизнеобеспечения, социализации и гуманизации, изменяющимися потребностями и интересами людей.
Как отрасль педагогической и культурологической наук, социально-культурная деятельность отличается множественностью принципов. Это объясняется тем, что в теории и практике самой отрасли существуют различные подходы, и каждый из них опирается на собственный понятийный аппарат, характерные методы и способы анализа, и свои принципы. Расхождения в существе и направленности принципов обусловлены также разными позициями и точками зрения деятелей культуры на нынешнюю социо-культурную ситуацию в обществе и состояние социально-культурной сферы и, что вполне естественно, различиями конкретных региональных социально-экономических, этнических, культурных и других факторов, присущих определенному краю, области, городу, району и т.д.
В то же время существуют и некоторые общие, принципиальные закономерности, характерные для различных видов общественной социально-культурной практики, учреждений и предприятий сферы досуга, образования, искусства, спорта, социально-культурной реабилитации, межкультурного сотрудничества.
принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды
Повседневная практическая деятельность менеджеров, педагогов, технологов и организаторов требует иного, более глубокого подхода к проблеме. Принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды нацелен на учет такого важного фактора, как понятие «педагогическая закономерность». В соответствии с педагогической наукой закономерность справедливо трактовать как объективную повторяющуюся диалектическую связь различных явлений социально-культурной деятельности.
В практике с такими закономерностями мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. При этом они позволяют не только обозначить наиболее существенное и устойчивое в содержании самого процесса деятельности, но и связать его со специфическими особенностями проявления в досуге, образовательной деятельности, профессиональном и непрофессиональном творчестве, социально-культурной реабилитации и других областях.
К числу таких закономерностей относится сочетание продуктивного и непродуктивного в самой сути, в содержании социально-культурной деятельности. Эта деятельность ориентирована на внутренний мир человека, на получение удовольствия от процесса производимых действий и переживаний. Но вместе с тем здесь возможен и конкретный, осязаемый результат в виде творческого продукта, изделия, услуги.
Отсюда следует еще одна закономерность — аккумулирование в этой деятельности необходимого заряда творческой энергетики , позволяющего реализовать внутренние потенции человека. Творческая энергетика людей, особенно в детском и подростковом возрасте, обычно несовершенна, однако личностная энергетика очень часто инерционна, базируется на низком уровне духовности, общей и досуговой культуры и может привести к негативным последствиям.Для более глубокого педагогического проникновения в сущность социально-культурной деятельности очень важно постоянно видеть и ощущать в ней диалектику соотношения времени, пространства и содержания. Вся социально-культурная деятельность протекает в рамках свободного времени, определенного культурного пространства и выбранного содержания творчества. Они взаимосвязаны и формируют вкусы людей всех возрастов, удовлетворяют их интересы, пристрастия, реализуют духовные и физические силы.Наконец, как любая педагогическая деятельность, связанная с духовным миром, социально-культурная деятельность обладает такой закономерностью, как «зеркальность» и универсальность . Не только досуг, но и все другие сферы социо-культурной деятельности, включая образование, искусство и спорт, отражают и воспроизводят окружающий мир во всем его богатстве и неповторимости, что делает эту деятельность поистине волшебной.
личностного подхода , учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов , ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества
Основой всех таких принципов социально-культурной деятельности существуют принципы культурного, целесообразного, технологического процесса, опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетические нормы поведения, национально-этническую обрядность, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел и т.д. Еще существуют:
- принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ;
принцип единства и преемственности культурно-исторического, , социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;
- принцип общественно-государственного самоуправления, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.
В них отражены основные положения федеральных законодательных актов, а также принятых международных документов и программ ООН и ЮНЕСКО по реализации политики в области культуры, обеспечению активного участия населения в культурной деятельности, выделению культурного аспекта развития и утверждения культурной самобытности каждого народа.В этих документах содержатся попытки сформулировать и обосновать концепции, связанные со стратегией и тактикой развития культуры в современном обществе. Суть и смысл их состоит в необходимости проявления со стороны правительственных и неправительственных учреждений и организаций такого же заинтересованного отношения к культуре, как к экономическому развитию и социальному благосостоянию общества.
В качестве ключевых областей и приоритетных принципиальных видов деятельности можно отнести следующие:
1. учет культурного аспекта развития;
2. связь между культурой, наукой и техникой;
3. сохранение культурного достояния;
4. человек и средства массовой информации;
5. участие в культурной жизни;
6. стимулирование творчества
7. созидания в области искусств.
Для оценки хода реализации таких программ используется ряд критериев:
- учет местных условий при определении потребностей и ресурсов в сфере культуры;
- придание новаторского характера обычным методам и средствам социально-культурной деятельности;
- получение предполагаемого социального эффекта;
- развитие междисциплинарных связей и обеспечение тесной связи научно-исследовательской деятельности с практикой культурного развития;
- объединение средств для осуществления смежных или аналогичных проектов, представляющих интерес для ряда партнеров.
Таким образом, в опыте различных научно-педагогических школ мы находим широкий веер разнообразных принципиальных подходов к содержанию и организации социально-культурной деятельности. Это свидетельствует о достаточно активных поисках и интересных находках, направленных на развитие теории и практики досуга и творчества детей, подростков и взрослых.
Заключение , отрасль культуры
Среди современных функций и принципов всей социально-культурной деятельности существуют такие как функции и принципы культуросообразности технологического процесса. Они используются в социально-культурных технологиях основанных на национальных традициях, нравственных и эстетических нормах поведения, национально-этническихю обрядностях, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел и т.д.; принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ; единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций.В них, на современном этапе должны содержаться попытки сформулировать и обосновать концепции, связанные со стратегией и тактикой развития культуры в современном обществе. Суть и смысл их состоит в необходимости проявления со стороны правительственных и неправительственных учреждений и организаций такого же заинтересованного отношения к культуре, как к экономическому развитию и социальному благосостоянию общества в целом.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost-kak-protsess-translyatsii-kulturyi-3/
1. Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. Теория. Методология. Практика / НИИ культуры. — М.,1986.
2. Новаторов В.Е. Педагогическая деятельность в творческом коллективе: учеб. пособие. – М.: изд. «Советская Россия»,1987.
3. ЕрошенковИ.Н.,Зайченко А.И., КоролевА.М. Культурно – воспитательная работа: учеб. пособие. – М.:ПРОФИЗДАТ, 1988.
4. Новотный Н.,Фишер Р.Экономика культуры. — М., 1989.
5. Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. «Социально-культурная деятельность» Московский государственный университет культуры и искусств, 2001.
6. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 2002. -268с.
7. Соколовский Ю.Е.,Коллектив художественного любительства: методическое пособие для работников культуры.- М.: изд. «Просвещение»- 3 изд.2002.
8. Соколовский Ю.Е.,Коллектив художественного любительства: методическое пособие для работников культуры.- М.: изд. «Просвещение»- 3 изд.2002.
9. Филатов Ф.Р. Общая психология./ Ф.Р. Филатов – Ростов-на-Дону. Феникс, 2003-448с., с.56-59).