Кадровое обеспечение туризма

Курсовая работа

На практике очень распространены проводимые туроператорскими компаниями обучающие семинары для сотрудников турагентств. Тематика подобных семинаров самая различная: изучение конкретных туристских направлений, отельной базы и экскурсионных возможностей того или иного направления, методики продаж круизов и т.п. Представители туроператоров регулярно (перед началом зимнего или летнего сезонов) выезжают в регионы (в частности, в Саратовский регион) для проведения «рабочих встреч». Обычным явлением в Саратове стали мастер-классы для сотрудников турагентств, которые проводятся под эгидой Ассоциации турагентств Саратова (АТАС) при непосредственном участии крупнейших российских туроператоров. По итогам подобных семинаров и мастер-классов участники получают соответствующие сертификаты. И все же проблема повышения квалификации стоит довольно остро.

2. 3. Совершенствование системы подготовки кадров для туризма

Прежде чем говорить о проблемах и перспективах, связанных с подготовкой профессиональных кадров для туристской отрасли, необходимо четко понимать, какую же роль играет эта отрасль в мировой экономике в целом и в российской в частности. Во многих странах доля туризма в валовом внутреннем продукте, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения весьма велика. Туризм оказывает огромное воздействие на целый ряд отраслей (торговлю, общественное питание, связь, транспорт, строительство, производство товаров народного потребления и др.), являясь катализатором социально-экономического развития целых регионов.

По данным Всемирной туристской организации, доля туризма в мировой экономике по состоянию на 2007 г. составляла в среднем 9,7 %, в то время как в Российской Федерации этот показатель равен лишь 6,6 % (см. приложение 1), что дополнительно характеризует имеющиеся на сегодняшний день резервы для роста.

Российский государственный университет туризма и сервиса ведет планомерную научную и научно-методическую работу, направленную на качественное улучшение процесса обучения, и тесно взаимодействует с Федеральным агентством по образованию, Министерством спорта, туризма и молодежной политики, Федеральным агентством по туризму и другими федеральными и региональными органами исполнительной власти, общественными и коммерческими организациями. Это позволяет на разных уровнях остро ставить вопрос о совершенствовании системы подготовки кадров для отрасли и выдвигать инициативы, основанные на данных статистических опросов, научных исследований, а также на результатах собственной практической деятельности. Среди предлагаемых направлений можно назвать следующие:

41 стр., 20218 слов

Риски в туристской отрасли. Оптимизация и прогнозирование (на ...

... исследования В настоящее время проблема прогнозирования и оптимизации рисков в туристическом бизнесе изучена недостаточно. Есть работы, направленные на изучение предпринимательских рисков в целом, без учета специфики отрасли. Анализ рисков туристской компании в современном мире рассмотрел в свой ...

  • анализ потребности рынка труда в кадрах туристских специальностей и профессий и внесение дополнений и изменений в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДПР);
  • разработка квалификационных требований к этим профессиям и создание раздела «Квалификационные характеристики должностей работников туристской индустрии» в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • разработка профессиональных стандартов профессий работников туристской индустрии с учетом новых подходов, внедряемых Национальным агентством развития квалификаций РСПП;
  • разработка системы сертификации персонала (квалификации персонала и компетентности), которая может быть применима к выпускникам всех уровней профессионального образования.

Результаты реализации именно этих мер и должны лечь в основу формирования новых государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования по направлениям подготовки кадров, имеющим отношение к индустрии туризма, наиболее адекватно отвечающих требованиям отрасли в частности и государства в целом.

Московская академия туристского и гостинично – ресторанного бизнеса (МАТГР) – это возможность выбора любой ступени образования, от подготовительных курсов и подготовки дипломированных специалистов до повышения квалификации, в том числе преподавателей профильных учебных заведений. Важнейшей составной частью учебного процесса в академии были и остаются повышение квалификации и переподготовка кадров для туриндустрии. Краткосрочные специализированные программы охватывают все спектры отрасли, включая организацию работы турфирмы, прием и обслуживание в гостинице, деятельность предприятий общественного питания и многое другое. Программа переподготовки, которая дает возможность на базе еже имеющегося образования овладеть профессией менеджера в туризме или гостиничном хозяйстве. Преимущество такой подготовки перед программой второго высшего образования заключается в варьировании набором специальных дисциплин, что позволяет не только максимально приблизить обучение к современным требованиям, но и значительно сократить его продолжительность. Среди большого разнообразия курсов, предлагаемых в вузе, важное место занимают программы обучения на рабочем месте. Они разрабатываются совместно с гостиницей или турфирмой, что позволяет в процессе занятий глубже проанализировать практику работы конкретного предприятия. Сегодня в туриндустрии просто необходимо хорошее знание иностранных языков. У академии давние традиции в области преподавания иностранных языков. В вузе опытнейшие преподаватели английского, немецкого, французского, испанского, итальянского, японского, шведского языков. Часто вуз практикует организацию языковых курсов для специалистов непосредственно на предприятиях отрасли.

3 стр., 1094 слов

Роль государства в управлении индустрией туризма

... что связано со стремлением получения преимуществ в ходе организации туристской деятельности. актуальность , целью , Объектом 1 Роль государства в управлении индустрией туризма При изучении особенностей организации управления индустрией туризма за рубежом можно выделить три ...

Учебно-научный центр (УНЦ) музеологии и туризма, созданный в Санкт-Петербургском госуниверситете. Центр представляет исторический и филологический факультеты, факультет географии и географии и геоэкологии, философии и политологии. Междисциплинарный центр подготовки и переподготовки кадров с высшим профессиональным образованием для туротрасли и музейного дела и проведения научно-исследовательских и консультационных работ в этих сферах.

  1. 4. Туризм и занятость населения

Туристская индустрия совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагенсткую деятельность, опрераторов туристских информационных систем, а также организаций, предстовляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников4 .

Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса.

Играя значительную роль в экономике стран, туризм успешно помогает решать социально-экономические проблемы, связанные прежде всего с занятостью населения. При этом следует учитывать и тот факт, что каждое рабочее место в туристской индустрии, по данным Международной организации труда, приводит к созданию в среднем 1,5 рабочего места в смежных отраслях. Однако если среднемировой показатель доли туризма в занятости за 2007 г. равен 8 %, то в Российской Федерации он составляет лишь 5,6 % (см. приложение 2).

Таким образом, принимая во внимание численность экономически активного населения в России (75 млн человек без учета уровня безработицы, который по состоянию на февраль 2009 г. составил 8,5 %, или 6,4 млн человек), 4,2 млн человек (а с учетом безработицы 3,9 млн человек) тем или иным образом задействованы в туристской индустрии. А если бы развитие туризма соответствовало среднемировым показателям, то количество занятых составило бы 6,0 млн работников.

Понятно, что, говоря о работниках, имеется в виду прежде всего профессиональные подготовленные кадры соответствующей квалификации. Жизнь постоянно подтверждает правоту известного тезиса «Кадры решают все». Так, например, исследование, проведенное в 2008 г. университетом Cornell (Великобритания) среди 243 руководителей высшего и среднего звеньев предприятий гостиничного хозяйства в различных странах мира, помогло выявить пять основных факторов, вызывающих беспокойство у представителей отрасли: 1) кадры, 2) общая экономическая ситуация, 3) рост затрат, 4) уровень сервиса, 5) конкуренция. Показательно то, что именно кадровые проблемы занимают первое место среди перечисленных факторов (см. приложение 3).

Глава 3

Практическая часть., Миллениум тур «Казань — Елабуга» , 1 день.

09.00 Встреча на ж/д вокзале, у главного красного здания. Автобус с табличкой «Бюро путешествий Казань».

09.30 Завтрак в кафе «ПАНОРАМА».

10.30 Автобусная обзорная экскурсия по городу с посещением улицы Кремлевская, Старотатарской слободы, мечети «Азимовская», парка 1000- летия Казани, ул. Петербургской, внешний осмотр «Родной деревни», Посещение Крестовоздвиженской церкви с Казанской иконой Божьей Матери, возвращенной в Россию из Ватикана. Посещение Петропавловского собора – одного из красивейших и необычайных соборов России – яркий памятник русского барокко.

9 стр., 4296 слов

Львов – город-музей и город музеев

... архитектуре, искусству г. Львова. РАЗДЕЛ 1 . ЛЬВОВ – ГОРОД МУЗЕЙ 1.1 Город-воин, город-купец: возникновение и развитие Львова Немного городов можно сравнить с музеем под открытым небом. Именно к тем немногим ... без учета взаимодействия с этими организациями было бы не полным. Более того, у музеев, территориальных комплексов и музейных организаций начинают укрепляться более широкие, долговременные и ...

13.00 — Город. Пешеходная экскурсия «Казанский Арбат» — Проломная, ныне Баумана — история центральной торговой улицы Казани, собрание памятников архитектуры города: колокольня церкви Богоявления (в церкви Богоявления крестили маленького Федю Шаляпина), Государственный банк – где хранился золотой запас России, Дом печати, фонтаны, карета Екатерины II, театр. и т.д. Свободное время.

14.00 — Обед в одном из кафе города.

15.00 — Выезд в г. Елабуга. По трассе путевая информация.

19.00 — Прибытие в Елабугу, расселение в гостинице «Тойма».

20.00 — Ужин. Свободное время.

2 день

08.00 — Завтрак в гостинице.

09.00 — Обзорная экскурсия по городу с посещением Елабужского городища – памятника архитектуры и археологии Х-ХI вв., Шишкинских прудов, мемориального комплекса М.И.Цветаевой, исторических и памятных мест города.

10.30 — Посещение музеев города.

— Мемориального дома-музея И.И.Шишкина (Дом-музей И. И. Шишкина — единственный в стране музей, посвященный знаменитому пейзажисту. Посетители попадают в атмосферу русского купеческого быта XIX в., в которой прошли детские и юношеские годы Шишкина. Экспозиция музея состоит из двух отделов — мемориального и картинной галереи — и занимает два этажа. На втором этаже находится комната художника и его мастерская).

— Дома памяти М.Цветаевой ( дома, в котором она прожила последние дни своей жизни) ; обзорные экскурсии по экспозиции; уроки и лекции по творчеству Цветаевой, поэзии «серебряного века».

— Музея — усадьбы Н.А.Дуровой. ( Всего в музее пять залов, посвященных тому или иному периоду жизни Надежды Андреевны. Каждый из пяти залов музея знакомит нас с эпохой, средой и окружением женщины удивительной и феноменальной, приподнимает завесу над тайнами её героической биографии, напоминает о жизни удивительной и загадочной.)

— Музея уездной медицины им. В.М.Бехтерева. ( В музее есть несколько залов, в первом из них экспозиция делится на две части. Это избы знахарок — мусульманская изба и христианская изба. Другая половина зала — это интерьер кабинета уездного врача и многое другое)

14.30 — Обед в одном из ресторанов или кафе города.

15.30 — Свободное время. Возвращение в гостиницу. Вещи в автобус.

16.30 — Отъезд в Казань.

20.30 — Ужин в одном из кафе города Казани.

3 день

09.00 — Завтрак в гостинице.

10.00 — Экскурсия в Национальный культурный центр – музей 1000-летия Казани.

61 стр., 30390 слов

Технология проектирования военно исторической экскурсии

... социальных ценностей. При проектировании военно-исторических туристских маршрутов ... военной и боевой славы; малые и большие исторические города, сельские поселения, участвовавшие в тех или иных событиях военной истории; музеи, ... историческим восприятием туристами из других регионов и других стран в современных условиях; реализация и рассмотрение наиболее подходящих технологий использования военно ...

11.00 — Экскурсия в Казанский Кремль (мечеть Кул Шариф, Собор Благовещения, архитектурные памятники, прогулка по территории Кремля, посещение музея ислама в мечети Кул-Шариф.)

13.00 — Музей Салиха Сайдашева, — знакомство с особенностями татарской музыки. После экскурсии в одном из залов музея – небольшой концерт старинной татарской музыки в исполнении артиста в национальном костюме (игра на национальных инструментах – кубыз, курай, тамбур).

14.00 — Обед в одном из кафе города по программе «Татарский обед своими руками». Вам покажут как готовятся национальные татарские блюда «лапша по татарски», кыстыбый, губадия, ичпочмак, вак-белиш, чай по татарски, попробуете приготовленные Вами блюда.

Обед с дегустацией блюд национальной кухни.

16.00 — Возвращение в гостиницу. Свободное время для самостоятельного знакомства с городом.

18.00 — Трансфер на вокзал от гостиницы.

Тур «8 марта в Петербурге»