Петербургский метрополитен

Курсовая работа


Введение

Петербу́ргский метрополите́н (до июля 1992 — Ленинградский ордена Ленина метрополитен им. В. И. Ленина) — скоростная внеуличная транспортная система Санкт-Петербурга и Ленинградской области. После открытия 15 ноября 1955 года стал вторым в СССР метрополитеном после московского.

На сегодняшний день функционирует 5 линий метро, эксплуатационная длина составляет 112,54 км. Количество станций — 64 (среди них 7 пересадочных узлов), 11 совмещено с вокзалами или ж/д станциями. В систему входят 69 вестибюлей, 235 эскалаторов и 808 турникетов. Имеется 5 эксплуатационных и одно ремонтное депо [1] .

В 2007 году система перевезла 829,8 миллиона пассажиров [3] , что поставило её на 12-е место по уровню загруженности.

Петербургский метрополитен является самым глубоким в мире по средней глубине залегания станций. Большое количество станций отличается архитектурно-художественным оформлением, гармонично вписавшимся в исторический облик города.


1. История

1.1. Проекты метро для столицы Империи

Уже в конце XIX века в столице Российской империи всерьёз обсуждали перспективы строительства подземной железной дороги. О планах Петербургского метро шумно спорили газеты, видные инженеры обсуждали достоинства и недостатки проектов. Тем временем в Петербурге не было даже электрического трамвая. Противодействие городских властей, желавших взять этот вид транспорта под свой контроль, в конечном итоге стало одной из причин того, что проект метро тогда так и не был осуществлён.

В 1901 году инженер В. Н. Печковский предложил построить дачный вокзал в середине Невского проспекта, у Казанского собора, и соединить его эстакадно-подземной дорогой (над Екатерининским и Обводным каналами и соответственно под Забалканским проспектом) с Балтийским и Варшавским вокзалами. В том же году инженер Решевский, работавший по заданию Министерства путей сообщения, разработал два варианта проекта, целью которого было соединение линий всех петербургских вокзалов в единый городской узел. Интереснейшие разработки — плод нескольких лет кропотливого труда — выдвигал один из первых теоретиков отечественного метростроения, инженер путей сообщения П. И. Балинский. Его схема предусматривала строительство шести городских линий, в том числе двух больших кольцевых трасс общей протяженностью в 95,5 верст (172 км).

11 стр., 5207 слов

Выездной туризм 90-х годов в России ( по предмету Менеджмент ...

... из периодических изданий и публикаций в Интернет. У нас недавно искали Последние добавленные работы Фрагмент работы: Выездной туризм 90-х годов в России. Выездной туризм Послевоенный всплеск рождаемости сам по ... российской Федерации на 2003 год были построены линии степенного и логарифмического трендов, то есть кривые, описывающие процессы с насыщением. Выездной туризм это Развитие. имеет свою ...

Строительные работы (с учетом засыпки низменных районов города во избежание наводнений, возведения 11 крупных мостов, сооружение насыпей и эстакад высотой 5—10 м, прокладки собственно железнодорожных линий и т. д.) обходились по его проекту в 190 млн рублей.

Однако наиболее продуманным проектом следует признать проект гражданского инженера П. И. Балинского, который ещё в 1898 году предложил создать разветвлённую сеть столичной железной дороги (им же был предложен аналогичный проект для Москвы).

Балинский предложил создать радиально-кольцевую транспортную систему с Центральным вокзалом, преимущественно эстакадно-насыпную. Кольцо должно было охватить все пригороды Петербурга, планировалось построить 11 новых мостов через Неву и её рукава. Стоимость проекта была оценена в 190 млн рублей, при этом доход уже в первый год мог составить около 2 млн рублей. Однако в 1903 году императором Николаем II проект был отклонён.

Практически все дореволюционные проекты отличались преимущественно эстакадными линиями, по аналогии с Парижским или Венским метро, и, как показал последующий опыт эксплуатации в условиях Петербурга, использование открытых линий было бы сопряжено с большими трудностями. Для строительства преимущественно тоннельного метрополитена, притом глубокого заложения, в Петербурге не было достаточных материальных и технических ресурсов [4] [5] .


1.2. Проектирование

Вновь вопрос о проектировании подземного метрополитена был поставлен в 1938 году, по инициативе Председателя исполкома ленинградского городского совета А. Н. Косыгина [6] .

Первым руководителем метро стал начальник Ленинградского метростроя И. Г. Зубков. Изначально разработка велась московским институтом Метрогипротранс, но 21 января 1941 года образована «Дирекция Строительства № 5 НКПС». К апрелю 1941 года были заложены все 34 шахтных ствола.


1.3. Война

Во время войны, от недостатка средств, пройденные стволы и выработки пришлось затопить. Метростроевцам в эти годы приходилось заниматься постройкой тупиков, складов, железнодорожных веток и портовых сооружений в осаждённом Ленинграде. И. Г. Зубков погибает в 1944 г.

1.4. Первая очередь

В 1946 году создаётся «Ленметропроект». Руководителем организации стал М. А. Самодуров. В новом варианте трассы специалисты выделяют два новых решения:

  • сооружение станций «на горках» (перегон ниже станции);
  • уменьшение диаметра тоннелей с 6 (московский стандарт) до 5,5 м.

3 сентября 1947 года снова началось строительство ленинградского метрополитена. В декабре 1954 года постановлением Совета Министров СССР был создан Ленинградский метрополитен. Его возглавил Иван Новиков. Изначально организация располагалась на территории современного наклонного хода станции Технологический институт. 7 октября 1955 года запущен первый обкаточный электропоезд. 5 ноября 1955 года был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди ленинградского метрополитена. Через десять лет после окончания войны, в начале Оттепели, город получил подземный транспорт, оформленный в стиле сталинской архитектуры. Торжественное открытие состоялось 15 ноября. В общей сложности правительственными наградами было награждено 1023 участника строительства первой очереди метрополитена.

22 стр., 10565 слов

Московский метрополитен как объект культурно-познавательного туризма

... маршрутов и являются наиболее посещаемыми туристами местами. 2. Московский метрополитен как уникальный объект внутреннего и въездного туризма 2.1 Общая характеристика метрополитена как объекта экскурсионной деятельности Многие из нас обходят стороной метро, ... станции московского метрополитена имеют именно культурную ценность. Историко-культурные туристские ... темы. Экскурсовод во вступлении должен ...


1.5. Последующее развитие

Первое продление метрополитена случилось в 1958-м году, когда первая линия (позже Кировско-Выборгская) прошла под Невой к Финляндскому вокзалу. Последующие строения Выборгского радиуса в 1970-е годы привели метро к новым застройкам на северо-востоке и в 1978-м году в Ленинградскую область.

Строительство второй, Московско-Петроградской линии началось сразу после открытия метрополитена, 6 лет спустя — в 1961-м году — открылся участок Технологический институт — Парк Победы вдоль Московского проспекта в южные районы города, в 1963-м линия была продлена на север до станции Петроградская, окончательно вступил в строй первый в СССР кросс-платформенный узел на станции Технологический институт. Последующие продления линии были в начале 1970-х на юг и в 1980-х на север, завершённые станцией Парнас в 2006-м году.

Третья, Невско-Василеостровская линия, открылась в 1967-м году и к началу 1980-х соединила Васильевский остров, центр города с крупными жилыми и промышленными районами на левом берегу Невы.

Четвёртая, Правобережная линия появилась в 1985-м году, начинается она в юго-восточных спальных районах города. Через центр она прошла в 1991-м году.

В тот же период планировалась к запуску и пятая, Фрунзенско-Приморская линия, но она открылась только в 2008-м году после открытия станций Волковская и Звенигородская. 7 марта 2009, когда произошло разделение Правобережной линии после открытия Спасской, пятая линия стала связывать Приморский и Фрунзенский районы. Именно так и предполагалось сделать при проектировании.

Всего к моменту распада СССР Ленинградский метрополитен насчитывал четыре линии, 54 станции, 94,2 километров.


1.6. Постсоветский период

На начало 1992 года строительные работы велись на 14 станциях или участках, примыкающих к ним. Это 6 станций «Приморского» радиуса («Адмиралтейская», «Спортивная», «Чкаловская», «Крестовский остров», «Старая Деревня», «Комендантский проспект»), 2 станции на Правобережной линии («Спасская» и тоннели к «Народной»), станция «Парнас» и депо «Выборгское» на Московско-Петроградской линии, и 5 станций «Фрунзенского» радиуса («Звенигородская», «Обводный канал», «Волковская», «Бухарестская», «Международная»).

Таким образом, учитывая среднее время возведения станции метро в Ленинграде, равное 5—6 годам, можно предположить, что при достаточном финансировании все работы на упомянутых станциях должны были быть завершены не позже 1997 года, что было бы рекордом в истории строительства Петербургского метрополитена.

В 1994 году за 10 лет планировалось построить гораздо больше и практически «удвоить» метро, построив 3 новых линии и 61 новую станцию, но открылось в 10 раз меньше — только 6 станций. Для постройки метро стали применяться механизмы спонсорства.

После введения в строй 5-ой линии метрополитена обнажилась проблема нехватки подвижных составов. В результате перераспределения поездов резко сократилось количество и качество перевозок на Правобережной линии.

Осенью 2006 года усилились противоречия между руководством метрополитена и машинистами поездов, что привело к серьёзным демонстрациям и чуть не закончилось забастовкой [7] . В настоящее время эти противоречия заметно смягчены, но не исчезли.


1.7. Страницы из истории петербургского метрополитена

  • Хронология Петербургского метрополитена
  • Изображения Сталина в Петербургском метро
  • История стоимости проезда и средств оплаты в Петербургском метро


2. Происшествия

2.1. Прорыв 1974 года

8 апреля 1974 года около 16 часов 30 минут при бурении передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Плывун на глубине 90 метров был обнаружен гораздо раньше, но заморозить его не удалось. Забой начал заполняться водой через появляющиеся трещины. Вскоре и верхний тоннель (у него не было прямого сообщения с забоем) стал заполняться. Аварийные затворы из-за быстрого поступления плывуна полностью закрыть не удалось, но все люди были спасены [8] . Тоннели были затоплены на километр, значительная часть льдогрунтового массива разморозилась.

На площади Мужества и прилегающих городских магистралях образовались провалы, треснули стены домов и наземных сооружений. Следы этого происшествия несут в себе два производственных корпуса НПО «Аврора», которые можно увидеть с Политехнической улицы: часть этих зданий обрушилась, было решено их не сносить, а просто заделать этажи со стороны улицы. Проникновение плывуна в тоннели метро удалось остановить путём сооружения преграды недалеко от станции метро «Лесная». Для того, чтобы остановить разрушения на поверхности, выработки были затоплены — в аварийные тоннели закачали водопроводную воду.


2.2. Размыв

С 4 декабря 1995 до 26 июня 2004 движение на участке Кировско-Выборгской линии между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» было закрыто из-за т. н. размыва — аварии на перегоне между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества», произошедшей в результате разрушительного воздействия плывуна на тоннели.


2.3. Обрушение козырька на станции Сенная площадь 10 июня 1999 года

10 июня 1999 года в 19 часов 40 минут [9] обрушился пятиметровый бетонный козырёк наземного павильона, в результате погибли 7 человек.

Судебная экспертиза сделала заключение о том, что при разработке проекта павильона метро были допущены грубые ошибки. Для недопущения повторения трагедии на всех станциях метро произвели укрепление козырьков, в случае невозможности укрепления — козырьки были сняты [10] .


2.4. Энергоавария 20 августа 2010 года

После отключения 4-х линий 330 кВ, отключились 4, 5, 6 с.ш. на подстанции «Восточная» (по причине аппаратного сбоя оборудования компании Siemens) Всеволожского района Ленинградской области в 18:34, а следом подстанций «Северная» и «Каменногорская», некоторые районы Санкт-Петербурга были обесточены; коснулось это и метрополитена.

Поезда встали, началась эвакуация пассажиров из туннелей. Позже, по мере восстановления электроснабжения, запускалось метро. Этот случай совсем не похож на аварию 2005 года в Москве и Московской области случившуюся на подстанции «Чагино», ни по последствиям ни по продолжительности [11] .


3. Технические подробности

  • Петербургское метро использует ту же ширину колеи, что и обычные железные дороги в России — 1520 мм. Для подачи тока используется третий (контактный) рельс; напряжение на нём составляет в среднем 825 В (не более 950 В и не менее 750 В).

  • Петербургский метрополитен имеет пять работающих линий, которые обслуживают шесть электродепо. На линиях размещены 64 станции, общая длина путей составляет 112,5 км.
  • В Петербургском метрополитене имеется шесть подземных пересадочных узлов, связывающих по две станции, и один, связывающий три станции.
  • В Петербургском метро имеется 69 вестибюлей, 235 эскалаторов, 808 турникетов.
  • Подвижной состав представлен 1 481 вагоном. Минимальный интервал движения составляет 2 (летом)/1,45(зимой) минут между поездами, а количество в сутки составляет 3 106 поездов. Поезда Петербургского метро следуют с эксплуатационной скоростью более 50 км/ч, конструкционная скорость составляет 90 км/ч, до которой разгон возможен при соответствующем блок-участке АРС, максимальная скорость въезда на станцию составляет 60 км/ч


4. Линии

(Названия линий в официальной практике не используются, а чаще всего употребляются на схемах, напечатанных в путеводителях и на туристических картах города)

# Название Год открытия Год открытия последней станции Длина, км Количество станций Время поездки
Кировско-Выборгская 1955 1978 29,6 19 44 мин
Московско-Петроградская 1961 2006 30,1 18 47 мин
Невско-Василеостровская 1967 1984 22,5 10 33 мин
Правобережная 1985 2009 11,2 8 18 мин
Фрунзенско-Приморская 2008 (первая станция открыта в 1991) 2010 16,8 9 20 мин
Всего: 110,2 64


5. Станции метрополитена

В Петербургском метро 64 станции, из них 57 — подземные станции глубокого заложения, 3 подземных станции мелкого заложения и 4 наземных станции. Правобережная и Фрунзенско-Приморская линии включают только станции глубокого заложения.

Подземные станции глубокого заложения по конструкции разделяются на:

  • односводчатые (15);
  • пилонные (16), из которых 7 станций с с укороченным центральным залом;
  • колонные (16), из которых 6 колонно-стеновых станций;
  • станции закрытого типа, также их называют «горизонтальными лифтами» за особенности конструкции (10).

Все станции мелкого заложения являются трёхпролётными колонными, а все наземные — крытыми.

В Петербургском метро есть одна навсегда закрытая станция — «Дачное». Она же была единственной наземной станцией открытого типа.

Станции распределены по пяти линиям, сообщающимся с помощью семи пересадочных узлов. Шесть из них являются двухстанционными и лишь один — трёхстанционным («Спасская» — «Садовая» — «Сенная площадь»).

Узел «Технологический институт-1» — «Технологический институт-2» имеет кроссплатформенную пересадку. Кроме того, существует станция «Спортивная», построенная в качестве двухуровневой кроссплатформенной, однако до ввода Кольцевой линии в эксплуатацию она не будет являться узловой.

С севера на юг:

Кировско-Выборгская Московско-Петроградская Невско-Василеостровская Правобережная Фрунзенско-Приморская
  • Девяткино
  • Гражданский проспект
  • Академическая
  • Политехническая
  • Площадь Мужества
  • Лесная
  • Выборгская
  • Площадь Ленина
  • Чернышевская
  • Площадь Восстания
  • Владимирская
  • Пушкинская
  • Технологический институт
  • Балтийская
  • Нарвская
  • Кировский завод
  • Автово
  • Ленинский проспект
  • Проспект Ветеранов
  • Парнас
  • Проспект Просвещения
  • Озерки
  • Удельная
  • Пионерская
  • Чёрная речка
  • Петроградская
  • Горьковская
  • Невский проспект
  • Сенная площадь
  • Технологический институт
  • Фрунзенская
  • Московские ворота
  • Электросила
  • Парк Победы
  • Московская
  • Звёздная
  • Купчино
  • Приморская
  • Василеостровская
  • Гостиный двор
  • Маяковская
  • Площадь Александра

    Невского-1

  • Елизаровская
  • Ломоносовская
  • Пролетарская
  • Обухово
  • Рыбацкое
  • Спасская
  • Достоевская
  • Лиговский проспект
  • Площадь Александра Невского-2
  • Новочеркасская
  • Ладожская
  • Проспект Большевиков
  • Улица Дыбенко
  • Комендантский проспект
  • Старая Деревня
  • Крестовский остров
  • Чкаловская
  • Спортивная
  • Садовая
  • Звенигородская
  • Обводный канал
  • Волковская

См. также: Список станций Петербургского метрополитена


6. Особенности

  • За 55 лет работы метро (с 15.11.1955) было открыто ещё 55 станций (в среднем 1 в год).

  • Самое глубокое в мире метро по средней глубине залегания: 57 из 64 станций — глубокого заложения (50—75 м).

    Станция «Адмиралтейская» после завершения строительства станет самой глубокой в России (86 м).

    Глубина перегонов «Невский проспект» — «Горьковская», «Чёрная речка» — «Пионерская» и «Комендантский проспект» — «Старая деревня» достигает 95—100 м.

  • Метро проектировалось при Сталине, поэтому на всех станциях первой очереди были предусмотрены его изображения, однако открыто было в начале Оттепели, и все подобные элементы были ликвидированы. Единственное изображение Сталина осталось на станции «Площадь Восстания».
  • Первое в России метро, находящееся в двух субъектах страны (станция «Девяткино» находится в Ленинградской области).

    До пуска станции «Мякинино» в Московской области было единственным таким метрополитеном в стране.

  • Впервые в мире использованы станции закрытого типа («горизонтальный лифт»).

    В петербургском метро их 10, первая из них — «Парк Победы». В настоящее время подобные станции более не сооружаются, однако существующие являются характерной «визитной карточкой» Петербургского метрополитена. Машинисты, работающие на линиях с такими станциями, получают прибавку к зарплате.

  • Впервые в мире в 1975 году построены односводчатые станции глубокого заложения: «Площадь Мужества» и «Политехническая». Их в Петербурге 15, а в Москве — одна.
  • Впервые в СССР в 1961 году создан кроссплатформенный пересадочный узел («Технологический институт»).

  • Впервые в мире в 1997 году построена двухъярусная пересадочная односводчатая станция («Спортивная»).

  • Станция Петербургского метрополитена «Проспект Ветеранов» является самой загруженной в России[3] .
  • До 1982 года (открытие метро в Хельсинки) — самое северное метро в мире[12] . Станция «Парнас» — самая северная станция метро России, «Приморская» — самая западная.
  • В единственном трёхстанционном пересадочном узле все станции начинаются на букву «C» («Садовая»-«Сенная площадь»-«Спасская»).

  • Для строительства вестибюлей станций в советское время были снесены ряд церквей: (Знаменская, Спас-на-Сенной, церковь Космы и Дамиана).

  • В 1955 году первый поезд прибыл на станцию с финским названием — «Автово».
  • В СССР в метрополитене были станции «Площадь Ленина» и «Ленинский проспект» Ленинградского ордена Ленина метрополитена им. В. И. Ленина.
  • Некоторые турникеты Петербургского метрополитена всё ещё принимают 50-копеечные монеты украинских гривен, а также жетоны Нижегородского метрополитена старого образца.
  • 24 из 64 станций расположены в центре города на островах дельты Невы (в том числе «Василеостровская» и «Крестовский остров»), а «Балтийская», «Приморская» и «Адмиралтейская» оформлены в морской тематике.
  • Определённая часть станций метрополитена расположена в зоне, подтопляемой при наводнениях. Поэтому наземные вестибюли этих станций приподняты на несколько ступенек над окружающим ландшафтом и оборудованы громоотводами.
  1. При уровне 2,5 м выше ординара в зоне затопления окажутся:
    • «Приморская»;
    • «Горьковская»;
    • «Крестовский остров»;
    • «Чкаловская»;
    • «Спортивная»;
    • «Невский проспект».
  1. При уровне 3 м выше ординара, кроме того, в зоне затопления окажутся:
    • «Чёрная речка»;
    • «Садовая»;
    • «Василеостровская».
  • Первоначально объявление станций было таким: (пример) Перед открытием дверей — «Станция Фрунзенская», перед закрытием дверей «Двери закрываются. Следующая станция — Московские ворота». Затем стало — перед открытием дверей «Фрунзенская. Следующая станция — Московские ворота», перед закрытием дверей «Осторожно, двери закрываются». После пуска Фрунзенско-Приморской линии (5) стало таким: до открытия дверей: «Фрунзенская»; после открытия дверей (после паузы в ~5 секунд) «Следующая станция — Московские ворота»; перед закрытием дверей: «Осторожно, двери закрываются».

    Также с пуском Фрунзенско-Приморской линии изменилась форма оповещения о переходе на другую линию. До пуска объявление звучало так: (пример) «переход на линию три». После стало таким: (пример) «переход на станцию „Гостиный двор“ к поездам третьей линии» либо (пример) «переход к поездам второй линии», если станции пересадочного узла имеют одинаковые названия, как узел «Технологический институт-1,2» и узел «Площадь Александра Невского-1» — «Площадь Александра Невского-2».

  • Оповещение названий станций работает централизованно, независимо от определенного поезда. Поэтому, в частности, при поломке УПО (устройства поездного оповещения) на какой-либо станции, либо при ремонтных работах, затрагивающих систему оповещения, название станции объявляются машинистом, а не по записи, и это касается всех поездов, работающих на конкретной линии.
  • С 2010 года, вместе с объявлением «Осторожно, двери закрываются», на каждой третьей станции звучит объявление «Уважаемые пассажиры, уступайте места беременным женщинам, пожилым людям и пассажирам с детьми».
  • В 80-х годах при подъезде к станции «Пушкинская» звучало объявление: «„Пушкинская“. Витебский вокзал и Театр юного зрителя»[13] . Затем упоминание про ТЮЗ убрали.
  • Уже более тридцати лет названия станций в поездах Петербургского метрополитена объявляются голосом диктора Ленинградского телевидения Михаила Быкова[14] .


7. Перспективы

На 2011 год сеть метро в Петербурге развита недостаточно. Несмотря на то, что Санкт-Петербург больше Москвы по территории примерно в полтора раза, длина линий и количество станций в нём в 3 раза меньше, чем в столице. Из 18 районов города в 6 метро отсутствует, существуют районы (например, Красногвардейский, Приморский, Фрунзенский), слабо охваченные сетью метрополитена. 5 млн жителей обслуживают 5 линий метро, из них три имеют 10, 9 и 8 станций.

28 июня 2011 года состоялось заседание Правительства Санкт-Петербурга на котором обсуждалась и впоследствии была утверждена концепция развития метрополитена до 2025 года. Согласно концепции метро протянут к Пулково, стадиону «Зенита», «Лахта центру» и «Балтийской жемчужине», три новые областные станции — Бугры, Янино, Кудрово — под вопросом. Для реализации схемы в год требуется 30 млрд рублей. Концепцией предусмотрена полноценная кольцевая линия. Правда, прокатиться по кругу, как в Москве, можно будет лишь после 2025 года. Планируется продлить «красную», Кировско-Выборгскую линию до Пулково (это произойдет после 2025 года).

Есть в схеме и станции возле нового стадиона «Зенита» и «Лахта центра», а Невско-Василеостровскую линию планируют тянуть в сторону севера города, в район Комендантского аэродрома, а затем – в Парголово и Осиновую Рощу. Что касается ближайших перспектив, то Купчино должно получить метро до 2013 года: к этому сроку будет окончательно построена ветка от «Волковской» до «Дунайского проспекта», а конечную станцию этой линии, «Южную», введут в строй в 2016-2020 годах. В 2014 году обещают построить второй вестибюль станции «Спортивная», к 2015 – участок от «Спасской» до станции «Большой проспект» на Васильевском острове (в дальнейшем именно эту линию потянут в сторону стадиона «Зенита» и «Лахта центра»).

К 2020 году обещают продлить нынешнюю пятую линию до станции «Зоопарк». Правда, выход из вестибюля будет находиться в 800 метрах от входа в новый комплекс петербургского зоопарка. Однако эта красивая схема может оказаться очередной фантазией, если из бюджета не будет выделено достаточное финансирование. На всякий случай разработано два графика – пессимистичный и оптимистичный: согласно пессимистичному, если в год будет выделяться по 16 млрд, то к 2025 году в питерской подземке будет 85 станций, и схема будет реализована лишь частично; если по 30 млрд – то 106 станций. Однако окончательного решения о том, выделять ли 30 млрд или хотя бы 16 млрд, пока не принято. Отметим также: в начале июня премьер Владимир Путин заявил на заседании Союза транспортников РФ, что серьезное увеличение финансирования строительства метро в российских регионах из средств федерального бюджета может произойти только в 2013 году, так как бюджет на 2012 год уже сверстан.


7.1. Бюджет программы

На реализацию концепции требуются денежные средства в следующих объёмах (в ценах 2008 года):

Годы Планируемый объём денежных средств
2008—2010 66 063 миллионов рублей
2011—2015 163 234 миллионов рублей
2016—2020 186 328 миллионов рублей

7.2. Новые отделочные материалы для сводов станций

В 1998 году был произведён ремонт наклонного хода станции «Невский проспект» с применением отделки сводов композитным пожароустойчивым материалом, состоящим из алюминия с фторуглеродным покрытием (люмифлон) и негорючей основы из минерального наполнителя. В течение 10 лет во многих СМИ этот материал ошибочно называется «металлопластиком», хотя вообще не имеет в своём составе пластмассовых элементов. Новый материал успел зарекомендовать себя с наилучшей стороны: он не пропускает течи, эстетично смотрится, и к тому же не требует никаких затрат при эксплуатации — нужна только периодическая уборка пыли [15] . Отделка новых станций проводится с применением этого материала (последние выполненные работы — «Комендантский проспект», реконструкция станций «Владимирская», «Гостиный двор», и «Горьковская»).

Работы на новых станциях (таких как «Адмиралтейская») будут вестись с применением этих материалов.


7.3. Строительство новых линий, станций и депо

Генеральный план развития метрополитена, принятый в 2008 году [16] (недоступная ссылка) , предусматривающий строительство свыше 30 новых станций до 2020 года в связи с нынешней ситуацией с финансированием является не выполнимым и сроки сдачи станций отодвигаются в среднем на 2—3 года:

Год Планируемые открытия
2011 станция «Адмиралтейская» Фрунзенско-Приморской линии, завершение строительства электродепо «Выборгское».
2012 участок от станции «Волковская» до станции «Международная» вместе со станцией «Бухарестская».
2013 вестибюль станции «Спасская» с наклонным ходом, участок Приморского радиуса от станции «Комендантский проспект» до станции «Магистраль № 31» со станциями «Долгоозёрная», «Нижне-Каменская» и «Магистраль № 31» и электродепо «Коломяжское».
2014 участок Правобережной линии на участке станции «Спасская» до станции «Театральная», участок Фрунзенско-Приморской линии от станции «Международная» до станции «Шушары» со станциями «Проспект Славы», «Дунайская», «Балканская», а также электродепо «Южное» и второй вестибюль станции «Спортивная».
2015 участок Красносельско-Калининской линии от станции «Черниговская» до станции «Юго-Западная» со станциями «Броневая» и «Путиловская».
2016 второй наклонный ход станции «Балтийская», участок Правобережной линии от станции «Улица Дыбенко» до станции «Кудрово» и электродепо «Правобережное».
2018 участок Кольцевой линии от станции «Василеостровская» до станции «Выборгская» со станциями «Спортивная», «Введенская» и «Ботаническая».
2020 участок Красносельско-Калининской линии от станции «Черниговская» до станции «Большеохтинская» со станциями «Боровая», «Обводный канал-2», «Лиговский проспект-2», «Знаменская» и «Суворовская».
2020—2025 участок Красногвардейского радиуса от станции «Большеохтинская» до станции «Ржевка» со станциями «Ладожская», «Индустриальный проспект», «Улица Коммуны», участок Красносельско-Калининской линии от станции «Большеохтинская» до станции «Ручьи» со станциями «Полюстровская», «Площадь Калинина», «Проспект Маршала Блюхера» и «Пискарёвка».
Годы Планируемый объём приобретения новых вагонов Планируемый объём денежных средств
2008 28 491 928,8 тысяч рублей
2009 34 700 000,0 тысяч рублей
2010 34 750 000,0 тысяч рублей
2011 129 3 015 970,0 тысяч рублей
2012 127 3 147 340,0 тысяч рублей
2013—2015 614 12 960 409,6 тысяч рублей
2016—2020 617 20 357 210,9 тысяч рублей

Со временем намеченные генпланом сроки неоднократно корректировались. По состоянию на июль 2011 года заявленные руководством метрополитена сроки таковы [17] :

  • «Адмиралтейская» — 2011 год;
  • «Бухарестская», «Международная» — август 2012;
  • «Проспект Славы», «Дунайская» — 2013 год;
  • «Спортивная-2» (второй вестибюль станции «Спортивная») — 2014 год;
  • «Театральная», «Большой проспект» — 2015 год;
  • «Юго-Западная», «Путиловская», «Черниговская», «Боровая» — не раньше 2015 года;
  • «Шкиперская», «Морской фасад», «Кудрово» (Правобережная линия); «Новокрестовская», «Савушкина», «Яхтенная», «Шуваловский проспект» (Невско-Василеостровская линия); «Зоопарк», «Южная» (Фрунзенско-Приморская линия); «Казаковская», «Путиловская», «Броневая», «Черниговская», «Боровая», «Обводный канал-2» (Красносельско-Калининская линия)

В 2008 году рассматривался проект включения в состав каждого поезда вагона повышенной комфортности, однако он был отклонён из-за большой нагрузки на метрополитен и необходимости реконструкции станций для подобного проекта [18] .


7.4. Реконструкция наклонных ходов и вестибюлей станций

Годы Станции, на которых планируется реконструкция наклонных ходов и вестибюлей
2011—2013 «Нарвская», «Гражданский проспект, «Технологический институт — 1»
2012—2013 «Петроградская»
2013—2015 «Площадь Восстания — 1»
2015—2017 «Пушкинская»
2017—2019 «Балтийская»
2019—2020 «Кировский Завод»

это незаконченная таблица.


8. Подвижной состав

В метрополитене Санкт-Петербурга пассажирские перевозки осуществляются вагонами типов Е, Ем, 81-717/714 и его модификации (этот тип составляет основу парка вагонов в Санкт-Петербурге), 81-540/541 и его модификации.

  1. Кировско-Выборгская линия — Вагоны типа Е и Ем в составе восьмивагонных поездов.
  2. Московско-Петроградская линия — Вагоны типа 81-717/714, 81-540/541, 81-540.9/541.9 и 81-540.1/541.1(т. н. Боинг) в составе шестивагонных поездов.
  3. Невско-Василеостровская линия — Вагоны типа Ем, 81-717/714, 81-540/541, 81-540.7/541.7 в составе шестивагонных поездов.
  4. Правобережная линия — Вагоны типа 81-717/714 и 81-540.8/541.8 в составе шестивагонных поездов.
  5. Фрунзенско-Приморская линия — Вагоны типа 81-717/714, 81-540/541, 81-540.2/81-541.2 (т. н. «Пришелец»), 81-540.5/541.5 и 81-714.5П в составе шестивагонных поездов.

Общее количество вагонов петербургского метрополитена — 1476 , из них 460 головных[19] .

Планируется закупка новых вагонов российско-чешского производства 81-556/557/558 «НеВа» («Вагонмаш»).


9. Длина сети и пассажиропоток

Показатели метрополитена: [20] [21]
1990 1995 2000 2005 2008
Протяжённость линий км 87 92 99 103 113
Вагонов шт 1315 1344 1347 1405 1498
Перевезено пассажиров млн 977 728 799 832 836

По объёмам перевозок Петербургский метрополитен превосходит все виды наземного общественного транспорта [3] .

В 2007 году услугами метрополитена воспользовались 829,8 миллионов пассажиров, в том числе по линиям [3] :

  • Кировско-Выборгская линия — 262,0
  • Московско-Петроградская линия — 287,0
  • Невско-Василеостровская линия — 122,6
  • Правобережная линия — 158,3

Наиболее загруженными станциями являются (указан пассажиропоток в тыс. чел/день за зимние сутки) [3] :

  • «Проспект Ветеранов» — 193,1
  • «Площадь Восстания» — 170,2
  • «Купчино» — 165,1
  • «Московская» — 164,9
  • «Невский проспект» — 155,2
  • «Василеостровская» — 152,6
  • «Ладожская» — 152,4
  • «Проспект Просвещения» — 150,9

Наиболее перегружены в утренний час «пик» следующие перегоны метрополитена [3] :

  • «Площадь Александра Невского-1» — «Маяковская»
  • «Горьковская» — «Невский проспект»
  • «Чёрная Речка» — «Петроградская»
  • «Петроградская» — «Горьковская»
  • «Маяковская» — «Гостиный Двор»
  • «Новочеркасская» — «Площадь Александра Невского-2»


10. Оплата проезда

На основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.11.2010 № 1585 с 01.01.2011 года стоимость жетонов составляет 25 руб. На основании распоряжения Комитета по транспорту от 08.12.2010 № 247 с 10.12.2010 года для проездных билетов действующих с 01.01.2011 года также устанавливаются новые стоимости.

Стоимость разового проезда или провоза багажа в Петербургском метрополитене составляет 25 рублей вне зависимости от дальности поездки [22] [23] . В качестве оплаты проезда используются жетоны, а в качестве оплаты провоза багажа — смарт-жетоны (БСЖ).

Также для проезда используются различные виды многоразовых проездных билетов длительного пользования на основе бесконтактных смарт-карт. Их стоимость можно узнать в разделе цены на билеты официального сайта метрополитена.

Время проезда лимитировано:

  • повторный проезд по тем видам проездных документов, которые обеспечивают пассажиру скидку, может производиться только через определённое время: от 0 до 45 минут после предыдущего использования (зависит от вида проездного документа);
  • багажные смарт-жетоны действительны в течение трёх месяцев с момента покупки;
  • время прохода через турникет ограничено тремя секундами с момента начала поворота вертушки.

В кассах метрополитена отсутствуют кассовые аппараты, а наличность разложена на деревянных полочках. При покупке жетона или многоразового проездного билета кассир по требованию пассажира заполняет «справку о стоимости проезда», предъявляемую работодателю для возмещения расходов на проезд.

В апреле 2010 года был объявлен конкурс на разработку проекта техобеспечения зональной системы оплаты проезда (АСКОПМ-5) [24] . Также некоторые турникеты в метро вместо жетонов принимают 2-х рублевые монеты.

См. также: История стоимости проезда и средств оплаты в Петербургском метро

22 ноября 2010 года на всех станциях петербургского метро началось тестирование новой системы оплаты проезда через мобильный телефон. Воспользоваться ей смогут абоненты оператора «МегаФон», купив специальный стикер со встроенным чипом. Стикер крепится на заднюю панель мобильного телефона и служит своего рода аналогом проездных карточек. Приложив его к турникету, обладатель телефона попадает в метро. Новый способ оплаты основан на технологии беспроводной передачи данных NFC (Near Field Communication).

Пополнить количество поездок абонент сможет на средства своего мобильного счета, отправив SMS на короткий номер. Начало коммерческой эксплуатации проекта намечено на конец 2010 года [25] .


11. Юбилейные жетоны

«Юбилейные» жетоны выпускают по случаю открытия новых станций или станций-юбиляров и на памятные даты.

  • Юбилейный жетон: к 50-летию Петербургского метро. Набор состоит из 8 жетонов. Общий тираж жетонов 10 000 шт, в блистерах 9 000 шт. Ноябрь 2005 года.
  • Юбилейный жетон: с изображением станции метро «Парнас». Общий тираж жетонов 5 000 шт, в блистерах 4 000 шт. Декабрь 2006 года.
  • Юбилейный жетон: Первый жетон Ленинградского метрополитена (1958 г.).

    Ко Дню города. Общий тираж жетонов 10 000 шт. Май 2007 года.

  • Юбилейный жетон: с изображением станции метро «Чернышевская». Общий тираж жетонов 5 000 шт, в блистерах 4 500 шт. Июнь 2008 года.
  • Юбилейный жетон: с изображением станции метро «Площадь Ленина». Общий тираж жетонов 5 000 шт, в блистерах 4 500 шт. Июнь 2008 года.
  • Юбилейный жетон: с изображением станции метро «Волковская». Общий тираж жетонов 10 000 шт, в блистерах 9 000 шт. Декабрь 2008 года.
  • Юбилейный жетон: с изображением станции метро «Звенигородская». Общий тираж жетонов 10 000 шт, в блистерах 9 000 шт. Декабрь 2009 года.
  • Юбилейный жетон: с изображением Петербургского государственного университета путей сообщения. Общий тираж жетонов 10 000 шт, в блистерах 9 000 шт. Ноябрь 2009 года.
  • Юбилейный жетон: «55 лет Петербургскому метрополитену». Общий тираж жетонов 10 000 шт, в блистерах 9 000 шт. Ноябрь 2010 года.
  • Юбилейный жетон: с изображением станции метро «Обводный канал».[26] Общий тираж жетонов 10 000 шт, в блистерах 9 000 шт. Декабрь 2010 года.
  • Юбилейный жетон: к 70-летию ОАО «МЕТРОСТРОЙ». Общий тираж жетонов 7 000 штук. Январь 2011 года.
  • Юбилейный жетон: с изображением станции метро «Фрунзенская».
  • Юбилейный жетон: с изображением станции метро «Московские ворота».
  • Юбилейный жетон: с изображением станции метро «Электросила».
  • Юбилейный жетон: с изображением станции метро «Парк Победы».

Жетоны изготовил Санкт-Петербургский Монетный двор. [27]


12. Съёмки в метро

В период с 1992 по 2009 год Правила пользования метрополитеном запрещали осуществлять любые фото- кино- и видеосъёмки в метро (как под землей, так и внутри наземных сооружений) без специального разрешения [28] [29] . За нарушение был предусмотрен штраф в размере 100 рублей[30] . За отдельную плату можно не только фотографировать в вестибюле станции, но и ночью произвести съёмку в специальном поезде[31] .

Интересно, что в московском метрополитене, в отличие от петербургского, любительская фотосъёмка уже была долгое время разрешена.

  • 21 апреля 2009 года житель Санкт-Петербурга Денис Юсупов (пользователь ЖЖ под ником _dyr) подал заявление в прокуратуру Петербургского метрополитена и прокуратуру Санкт-Петербурга с жалобой на незаконность такого ограничения доступа к общедоступной информации[32] .
  • 28 апреля 2009 года из прокуратуры Санкт-Петербурга пришло уведомление о перенаправлении обращения в прокуратуру Петербургского метрополитена[33] .
  • 6 мая 2009 года прокураторой Петербургского метрополитена было дано разъяснение о том, что запрет на осуществление фотосъёмки не является незаконным, так как прописан в Правилах пользования Петербургским метрополитеном, утверждённых Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга, и что контроль за соблюдением правовых актов осуществляется прокуратурой Санкт-Петербурга[33] .
  • 15 мая 2009 года Денисом Юсуповым было направлено повторное обращение в прокуратуру Санкт-Петербурга[34] .
  • 18 мая 2009 года был подан иск в суд Санкт-Петербурга[35] .
  • 28 мая 2009 года иск был подан повторно, так как предыдущий был отклонён как поданный с нарушениями[36] .
  • 2 июня 2009 года прокуратура Санкт-Петербурга уведомила о том, что не нашла оснований для опротестования правовых актов, запрещающих бесплатное осуществление фотосъёмки в Петербургском метрополитене, 5 июня 2009 суд Санкт-Петербурга постановил считать заявление Дениса Юсупова неподанным[37]
  • 24 июня 2009 года Комитет по транспорту Правительства Санкт-Петербурга в ответном обращении признал незаконность оспариваемого запрета[38] [39] .
  • 24 июля 2009 года Комитет по транспорту распорядился внести в Правила пользования метрополитеном изменения, позволяющие осуществлять фотосъёмку без применения вспышки[40] [41] .
  • 14 августа 2009 года поправки были внесены в реестр нормативных актов[40] [41] .

Несмотря на то, что формально в Правилах пользования метрополитеном остался запрет на проведения кино- и видеосъёмки, фактически административной ответственности за неё не предусмотрено (за исключением съёмки на платформах станций с использованием осветительных приборов).

[42]


13. Права лиц с ограниченной мобильностью

Лифтами и пандусами оборудовано крайне малое количество станций. Также не хватает скамеек на станциях.

К сожалению, в Санкт-Петербурге нет ни одной станции метрополитена, на которой имелся бы лифт, кроме станции «Парнас». Пандусы же, как правило, располагаются только на входной части сооружений. Очень редко на переходах между станциями.

Станции типа «Автово» малопригодны для лиц с ограниченной мобильностью (пенсионеров, мам с детьми, инвалидов).

14. Противобомбовые сейфы

В Петербургском метро они, как правило, спрятаны в подсобных помещениях, но на станции «Купчино» сейф стоит открыто на велосипедном замке

15. Сотовая связь

В Петербургском метрополитене предоставляют свои услуги 4 оператора сотовой связи: «МегаФон», «Мобильные ТелеСистемы», «Билайн» и «Tele2». Они присутствуют на всех станциях. «Skylink» не может провести сотовую связь в метрополитене, потому что необходимо использовать сигналы точного времени навигационной системы GPS , а под землей это возможно только с большими материальными затратами.

В ноябре 2004 года был запущен совместный проект операторов «МТС», «МегаФон», «Билайн», «Теле2» и Петербургского Метрополитена по обеспечению связи в тоннеле на участке «Невский проспект» — «Сенная площадь» посредством излучающего кабеля [43] , однако, в середине 2006 года[источник не указан 779 дней

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/stantsii-metropolitena-sankt-peterburga-kak-resurs-kulturnogo-turizma-2/

] проект был признан экономически нецелесообразным и излучающий кабель был демонтирован. Однако в некоторых случаях сигнал в тоннель частично попадает с антенн расположенных в торцах платформ, что иногда даже позволяет проехать от одной станции до другой без разрыва соединения. В 2011 г. проект будет возобновлен.


16. Службы метрополитена

Пожалуйста, улучшите и дополните этот раздел.

Замечания о том, что нужно улучшить, могут быть на странице обсуждения статьи.


16.1. Чистота воздуха метрополитена

Содержание пыли и углекислого газа в воздухе подземных пассажирских помещений контролируется лабораторией микроклимата Электромеханической службы ГУП «Петербургский метрополитен». В случае превышения содержания пыли в воздухе протоколы направляются на конкретную станцию для улучшения качества уборки. Норма содержания пыли составляет 0,5—1 г/м³. В январе, феврале и марте 2007 года превышения содержания пыли и содержания углекислого газа на станциях Петербургского метрополитена не зафиксировано [44] .


16.2. Чистота в метро

Вагоны метро поддерживают в чистоте:

  • Каждый день производится сухая уборка салонов;
  • Влажная уборка салона поездов производится чуть реже, примерно раз в 2—3 дня;
  • Периодически вагоны моют снаружи (в порядке очереди) на вагономоечной машине в депо.

Тоннели метро моет специальный вагон. Тоннели моют водой, и вода стекает вниз на перегон.

В музее Петербургского метрополитена в качестве экспоната представлена модель вагона-пылесоса.


16.3. Надзор за путевым хозяйством

В метрополитене надзор за путевым хозяйством осуществляет служба пути.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/stantsii-metropolitena-sankt-peterburga-kak-resurs-kulturnogo-turizma-2/

  • Метрополитен Северной Столицы (1955—1995) / Под ред. В. А Гарюгина. — СПб. : Лики России, 1995. — 240 с. — ISBN 5-87417-020-0
  • Баскаков А. М., Бочкова Г. И., Горбенков А. М., Дерябин В. П., Дубовой Э. В. и др. Метрополитен Ленинграда — Петербурга: Страницы истории. — СПб. : Иван Фёдоров, 1995.
  • Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. Альбом-каталог / cост. В.Г. Авдеев и др. — СПб. : ГМИСПб, 2005. — 160 с. — 1800 экз . — ISBN 5-902671-21-3
  • Первушина Е. В. По Петербургу на метро. Подземные маршруты Северной столицы. — М .: Центрполиграф, 2009. — 352 с. — 2500 экз . — ISBN 978-5-9524-4540-6
  • А. Д. Ерофеев, Д. С. Ратников. «Санкт-Петербургский метрополитен. Путеводитель по петербургской подземке». Издательство: АСТ, 191 с., твёрдый переплёт, тираж: 2000 шт. ISBN 978-5-17-070750-8

Данный реферат составлен на основе .